УДК 34
Шапарь Мария Александровна
адъюнкт кафедры уголовного права и криминологии, Краснодарский университет МВД России тел.: + 79184946018 Maria A. Shapar
graduated in a military academy of department of criminal law and criminology Krasnodar university Ministry of Internal Affairs of Russia ph.: + 79184946018
Постпенитенциарная адаптация: основные проблемы и способы их решения
Post-penitentiary adaptation: main problems and ways of their decision
Аннотация. В статье рассматриваются основные проблемы, с которыми сталкиваются осужденные в первые месяцы после освобождения, проводится криминологическое исследование, направленное на выявление причин, препятствующих ресоциализации осужденных. На основании проведенного анализа, вносятся предложении о внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, направленных на оказание помощи осужденным, отбывшим наказание в местах лишения свободы.
Ключевые слова: осужденные, трудоустройство, респонденты, анкетирование, место жительства, законодательство, причины, криминологическое исследование.
Annotation. Post-penitentiary adaptation: the main problems and ways to solve them. In the article the main problems faced by convicts in the first months after release are examined, criminological research is conducted aimed at revealing the reasons preventing re-socialization of convicts. Based on the analysis carried out, proposals are made to amend the Penal Enforcement Code of the Russian Federation aimed at assisting convicts who have served their sentences in places of deprivation of liberty.
Key words: convicts, employment, respondents, questioning, residence, legislation, reasons, criminological research.
Ежегодно из мест лишения свободы освобождается примерно 14 тысяч осужденных, из них 787 женщин. Эти цифры не оставляют сомнения в необходимости подготовки осужденных к самостоятельной жизни на свободе с рассмотрением всех проблем, препятствующих ее усиленной реализации [1]. Если лицо, отбывшие наказание в местах лишения свободы, длительное время находилось в изоляции от общества и при этом в пенитенциарном периоде не проводились мероприятия, направленные на подготовку к
освобождению, то на свободе оно становится заложником обстоятельств, которые приводят к совершению повторных преступлений. Об этом свидетельствует тот факт, что в настоящее время высоким остается процент лиц, повторно совершивших преступлений, более 50% как среди мужчин, так и среди женщин.
Чтобы выяснить основные проблемы, способствующие росту рецидивной преступности, с которыми сталкиваются осужденные на свободе, было проведено криминологическое исследование лиц, отбывших наказание в местах лишения свободы.
Рассматривая проблемы осужденных, освободившихся из мест лишения свободы, важно выделить основные проблемы, которые возникают в первые месяцы на свободе. При анализе анкет у мужчин-респондентов было установлено, что (22,3%) испытывают трудности в решении жилищного вопроса, (14,1%) не могут получить регистрацию, (5,8%) восстановить документы, удостоверяющие личность, (37,7%) трудоустроиться, (11,8%) восстановить социально-полезные связи. При анализе анкет женщин (30,7%) указали, что нуждаются в решении жилищного вопроса, (17,8%) испытывает сложности в вопросе регистрации, (61,5%) женщин не могут трудоустроиться.
Проанализировав полученные данные, можно выделить 3 направления трудностей, с которыми сталкиваются осужденные лица в первые месяцы после освобождения: трудоустройство, решение жилищного вопроса, оформление документов и регистрация. Эти проблемы чаще всего возникают на пути бывших осужденных, они являются основными и неразрывно связаны друг с другом.
Сравнивая в процентном соотношении полученные данные не оставляет сомнения, что для мужчин и женщин, освободившихся из мест лишения свободы проблема, связанная с решением жилищного вопроса, является основной.
Потребность иметь жилье для человека остается одной из главных и основных, это связано с физиологическими и биологическими особенностями человека, а для лиц, освободившихся из мест лишения свободы это место, где можно прийти в себя, восстановиться, начать свой жизненный путь заново. Однако годы, проведенные в местах лишения свободы, часто меняют положение осужденных лиц, в том числе и в вопросах, связанных с местом жительства. Из анализа анкет 22,3% мужчин указали, что проблема жилья стоит на первом месте, носит первостепенный характер, среди женщин, не имеющих жилья, было выявлено 53,8%, т.к. у многих были утеряны отношения с родственниками, произошли изменения в семейных отношениях, возможно, распался брак; по этой причине возвращаться им некуда. Часть осужденных имела временные отношения с лицами противоположного пола (сожительство), данные отношения после освобождения утеряли свою актуальность. Нужно отметить, что у части осужденных возникает проблема, связанная с сохранением прав на жилую площадь.
Ранее ст. 60 Жилищного Кодекса РСФРС 1983 г. содержала норму, в соответствии с которой «Жилое помещение сохраняется за временно отсутствующими гражданами на более длительный срок в случае осуждения к лишению свободы на срок свыше шести месяцев, ссылке или высылке - до приведения приговора в исполнение» [2]. Затем данная норма была отменена Постановлением Конституционного суда РФ от 23.06.1995 N 8-П, который указал в частности, что «Временное отсутствие гражданина (нанимателя жилого помещения или членов его семьи), в том числе в связи с осуждением к лишению свободы, само по себе не может служить основанием лишения права пользования жилым помещением».
В настоящее время в статье 71 Жилищного Кодекса РФ указано: «Временное отсутствие нанимателя жилого помещения по договору социального найма, кого-либо из проживающих совместно с ним членов его семьи или всех этих граждан не влечет за собой изменение их прав и обязанностей по договору социального найма», следует обратить внимание на то, что в случае временного отсутствия сохраняют свое действие не только все права, но и все обязанности соответствующих лиц, в частности, обязанность своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги [3]. На практике известны случаи принудительной выписки с принадлежащей ранее осужденному жилплощади при участии родственников, супругов, детей. По этой причине многие заключенные после освобождения переходят в категорию лиц, не имеющих жилой площади.
Однако необходимо разделить лиц, отбывших наказание на 2 категории:
1) лица способные справиться с трудностями (трудиться, снять при необходимости жилье);
2) лица неспособные справиться с трудностями, как правило, это те, кто не имеет близких родных, образования, семьи, тех, кто бродяжничал до момента осуждения.
При анализе анкет 46,1% женщин указали, что не справились самостоятельно с проблемами, возникшими при освобождении, среди мужчин 23% указали, что не смогли самостоятельно разобраться. Важно отметить, что среди респондентов, сохраняется высокий процент лиц, кто не имеет собственного жилья у женщин 53,8%, у мужчин 34,1%. Особую сложность в решении жилищного вопроса вызывает категория осужденных являющихся бродягами инвалидами, одинокими. В этом случае, в подготовительном периоде за 6 месяцев до освобождения сотрудниками исправительных учреждений должна проводиться работа, направленная на решение жилищного вопроса. Если лицо, освобождающееся из колонии, не имеет близких, родственников, жилья, то оно должно выбывать в населенный пункт, где функционируют социальные центры временного проживания лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации. Еще одна проблема не может оставаться без внимания, когда одинокие лица, после освобождения проживают у бывших заключенных или лиц, имеющих криминальное прошлое, либо кочуют из города в город. Такое проживание можно
оценивать, как одно из самых опасных, способствующих совершению повторного преступления. С точки зрения психологов, если освобожденные из мест лишения свободы не имеют постоянного места жительства или систематически меняют его, нарушают общественный порядок, это свидетельствует о том, что процесс социальной адаптации протекает неудовлетворительно и есть реальная почва для рецидива. Наличие жилья у осужденного является важным моментом. Сама по себе возможность после освобождения вернуться к месту своего проживания до осуждения в криминологическом отношении служит достаточно веской предпосылкой снижения опасности рецидива таких лиц. Не должны оставаться без внимания лица, не имеющие жилплощади и являющиеся инвалидами. Администрация исправительного учреждения должна заранее определить место дальнейшего проживания данной категории граждан. Подводя итоги, важно подчеркнуть, что актуальность вопроса о принятии действенных мер, направленных на нейтрализацию такого криминального фактора, как отсутствие у осужденного постоянного места жительства, ежегодно возрастает, нужно понимать, что такого вида помощь должна рассматриваться на федеральном уровне и быть закреплена законодательно в виде предоставления общежития всем нуждающимся.
Еще одна не менее важная проблема - это трудоустройство лиц, отбывших наказание в местах лишения свободы. Среди участвующих в анкетировании мужчин 37,7% указали, что трудоустройство представляло для них сложность, среди женщин 61,5% не смогли трудоустроиться.
У респондентов наблюдается низкая мотивация к трудоустройству, отсутствуют навыки самостоятельного поиска работы [4]. Многие осужденные не предпринимают попыток трудоустроиться, надеясь получить рабочее место в Центре занятости населения или вообще не работать. На это есть тоже ряд причин: низкий уровень профессиональной подготовки или отсутствие образования в целом, конкуренция на рынке труда.
Желание работать после освобождения больше присуще освобожденным женщинам, чем мужчинам, они готовы выполнять разную работу, для того чтобы иметь средства к существованию, зато для мужчин в трудовой сфере предоставляется больше возможностей, им проще подобрать профессию.
Проблема трудоустройства осужденных существует длительное время, почему в пенитенциарном периоде необходимо создавать условия для обучения осужденных, в том числе и обучать профессии. Экономический кризис в стране, сокращение рабочих мест, также негативно повлияли на вопросы трудоустройства. Работодатель, выступая частным лицом, чаще всего склоняется к отрицательному решению, ссылаясь на то, что бывший осужденный, судим, не работал длительное время, не имеет опыта работы. Однако в ст. 16 Кодекс законов о труде Российской Федерации сказано: «Запрещается необоснованный отказ в приеме на работу. Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при приеме на работу в зависимости от пола, расы,
национальности, языка, социального происхождения, имущественного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, не допускается» [5]. Другими слова наличие судимости у лица, отбывшего наказание в местах лишения свободы, не является основанием для отказа в принятии на работу, но полученные данные свидетельствуют о том, что такие случаи имеют место быть, в связи с чем, на Федеральном уровне должен рассматриваться вопрос о выделении рабочих мест и распределении их среди осужденных заранее, именно тогда, когда лицо готовится к освобождению из колонии.
Согласно статьи 2 Приказа Минюста РФ от 13 января 2006 №2, в обязанности Администрация исправительного учреждения входит решении вопросов трудового и бытового устройства лиц, освобождаемых от отбывания наказания, при участие органов местного самоуправления, внутренних дел, опеки и попечительства, управления здравоохранения, образования, социальной защиты населения, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образованной органом местного самоуправления и федеральной службы занятости населения по избранному ими месту жительства [6]. В пенитенциарном периоде обязанности в организации и осуществлении мероприятий по оказанию трудового и бытового устройства возлагаются на сотрудников группы социальной защиты осужденных с участием начальников отрядов, психологов, сотрудников отделов специального учета и других заинтересованных служб. Несмотря на это, принимаемые меры, не всегда способствуют успешному решению проблем трудоустройства осужденных, вопрос трудоустройства остается болезненным для большинства из осужденных.
Подводя итоги, стоит отметить, что на сегодняшний день на территории Российской Федерации отсутствуют специальные службы, которые несли бы ответственность за бытовое и трудовое устройство граждан, отбывших наказание в местах лишения свободы. Необходимо понимать, что без решения основных проблем, таких как решение жилищного вопроса, трудоустройство невозможна положительная социальная адаптация осужденных, в связи с чем, по нашему мнению, следует:
1. Рассмотреть вопрос о создании государственной службы, которая несла бы ответственность за бытовое и трудовое устройство лиц, отбывших наказание в местах лишения свободы, выполняющая функцию по квотированию и распределению рабочих мест для лиц, освобождающихся из колонии.
2. Создать на базе муниципальных образований необходимое количество центров социальной адаптации, способных принимать лиц, не имеющих жилья, для оказания юридической, медицинской помощи, а также содействия в трудовом и бытовом устройстве, оформлению документов.
Литература:
1. Краткая характеристика уголовно-исполнительной системы РФ
// URL: http://фсин.рф/structure/inspector/iao/statistika/.
2. Лазарева Ю.В. Современные проблемы социальной реабилитации лиц, отбывших из мест лишения свободы / Ю.В. Лазарева// Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. - 2010. -№ 1.- С.50.
3. Жилищный кодекс РФ статья 71 «Права и обязанности временно отсутствующих нанимателя жилого помещения по договору социального найма и членов его семьи» // URL: http://jkodeksrf.ru/rzd-3/gl-8/st-71-jk-rf.
4. Андреева Ю.М. Проблемы трудоустройства лиц, освобождаемых из мест лишения свободы/ Ю.М. Андреева// Закон и общество: история, проблемы, перспективы: Материалы межвузовской студенческой научной конференции./ Красноярский государственный аграрный университет, Красноярск, 2004.- С.34.
5. Кодекс законов о труде Российской Федерации" (утв. ВС РСФСР 09.12.1971) (ред. от 10.07.2001, с изм. от 24.01.2002) // URL: http://www. consultant.ru/document/cons.
6. Приказ Минюста РФ от 13 января 2006 г. N2 «Об утверждении Инструкции об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также оказании помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы» (с изменениями и дополнениями). // URL: http: //base.garant.ru/12144685/.
Literature:
1. Brief characteristics of the criminal-Executive system of the Russian Federation
// URL: http://фсин.рф/structure/inspector/iao/statistika/.
2. Lazarev, Yu. V. Modern problems of social rehabilitation of persons who left from places of deprivation of liberty / Yu. V. Lazarev// the Criminological magazine of the Baikal state University of Economics and law.- 2010. - No. 1.- P. 50.
3. Housing code of the Russian Federation article 71 "the Rights and duties of temporarily absent employer's premises under the contract of social hiring and members of his family", / / URL: http://jkodeksrf.ru/rzd-3/gl-8/st-71-jk-rf.
4. Andreev Yu. M. Problems of employment ofpersons released from places of deprivation of liberty/ Yu. M. Andreev, Law and society: history, problems, prospects: Materials of interuniversity student scientific conference./ Krasnoyarsk state agrarian University, Krasnoyarsk, 2004.- P. 34.
5. The code of laws on labour of the Russian Federation" (UTV. The RSFSR Supreme Soviet 09.12.1971) (as amended on 10.07.2001, as amended. from 24.01.2002) // URL: http://www.consultant.ru/document/cons.
6. The order of the Ministry ofjustice of the Russian Federation of January 13, 2006 N 2 "About approval of the Instruction on assistance in employment and home appliance, as well as providing assistance to convicts, exempted from serving punishment in penitentiary institutions criminal-Executive system" (with changes and additions). // URL: http: //base.garant.ru/12144685/.