печение одеждой, бытовое обслуживание и т.п.), оставив обеспечение безопасности, охрану и надзор за поведением осужденных государственным структурам [4, с. 204-205].
Также имеется позиция о необходимости подключения бизнес-структур к социальной адаптации (ресоциализации) лиц, освобождаемых и освобожденных от отбывания наказания в виде лишения свободы. Однако имеются ли достаточные основания для участия бизнеса в этой части правоохранительной и одновременно социальной деятельности? Ответ на этот вопрос достаточно важен, поскольку от успеха или неуспеха этой деятельности зависит уровень рецидивной преступности в России, а значит - безопасность многих наших граждан.
На средства пожертвования Фонда поддержки социальных инноваций «Вольное Дело» (далее - Фонд «Вольное Дело») при организационной поддержке Фонда развития юридического образования Научно-образовательным центром «Проблемы уголовно-исполнительного права» имени Ю. М. Ткачевского МГУ им. М. В. Ломоносова в 2019-2020 гг. разрабатывается научно-исследовательский проект создания «Теоретической базы социальной поддержки и защиты граждан, освобожденных из пенитенциарных учреждений». В рамках указанного проекта была поставлена задача изучить общественное, правозащитное и профессиональное мнение по рассматриваемой проблеме. Эта задача была решена путем опроса:
- 323 граждан из числа пользователей сети Интернет. В общем количестве опрошенных мужчин - 145 человек, или 44,9 % опрошенных, женщин - 178 человек, или 55,1 % из общего числа опрошенных. При незначительном перевесе респондентов в возрасте от 18 до 25 лет в опросе практически в равной степени приняли участие респонденты всех возрастных категорий. Больше половины опрошенных (54,5 %) имеют высшее образование, 26,3 % - неполное высшее образование. Среди респондентов есть представители различных социальных групп, в числе наиболее активных участников опроса были учащиеся - 29,7 % от общего числа опрошенных, лица, работающее по найму в предпринимательской сфере, - 17,0 %, госслужащие - 14,9 %, пенсионеры - 21,1 %;
- 101 представителя правозащитных и общественных организаций. В категорию «представители правозащитных организаций» попали сотрудники аппаратов Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации, а также лица, занимающиеся правозащитной деятельностью на общественных началах (71,7 %). В категории «представители общественных организаций» - руководители и сотрудники благотворительных общественных организаций, фондов, председатели и члены общественных наблюдательных комиссий (ОНК), действующие в субъектах Российской Федерации (28,3 %);
- 103 сотрудников персонала исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы России. В общем количестве опрошенных мужчин - 84 человек, или 81,6 % опрошенных, женщин - 19 человек, или 18,4 % из общего числа опрошенных. Возраст основной массы респондентов от 26 до 45 лет, таких респондентов 74 человека (71,8 %), что связано с особенностями прохождения службы, вместе с тем в опросе приняли участие респонденты других возрастных категорий: 18-25 лет - 18 человек (17,5 %); 46-60 лет - 11 человек (10,7 %). Основная масса опрошенных (81,6 %) имеют высшее образование, а 13,6 % - среднее профессиональное образование. По видам исправительных учреждений количество опрошенных распределилось следующим образом: колония-поселение - 19 человек (18,4 %), исправительная колония общего режима - 23 человека (22,3 %), исправительная колония строгого режима - 44 человека (42,7 %), исправительная колония особого режима - 17 человек (16,5 %). По направлению деятельности респонденты распределились следующим образом: воспитательная - 47 человек (45,6 %), безопасность - 27 человек (26,2 %), оперативно-режимная - 18 человек (17,5 %), организация труда - 5 человек (4,9 %), социальная реабилитация - 3 человека (2,9 %), психологическая - 3 человека (2,9 %). Таким образом, в опросе приняли участие респонденты, непосредственно связанные с работой с осужденными и представляющие основные направления деятельности исправительных учреждений.
Следует отметить, что для исследователей было важно получить своеобразный срез мнения по наиболее актуальным проблемам социальной реабилитации бывших осужденных, в число которых было включено участие бизнеса в указанной сфере деятельности.
Так, на вопрос гражданам, как они могут оценить деятельность бизнес-структур по оказанию социальной помощи лицам, освобожденным из исправительных учреждений, были получены следующие ответы (приведены в таблице 1).
Таблица 1
Оцените деятельность бизнес-структур по оказанию социальной помощи лицам, освобожденным из исправительных учреждений
Варианты ответов место %
Положительно 1 46,4
Это не их компетенция 3 14,6
Отрицательно 4 7Д
Затрудняюсь ответить 2 30,0
Другое 5 1,9
Как видим из опроса, положительно деятельность бизнес-структур по оказанию помощи лицам, освобожденным от отбывания наказания в виде лишения свободы, оценивают чуть меньше половины опрошенных граждан, причем большая часть видит участие бизнеса в трудоустройстве бывших осужденных (24,1 %). В то же время обращает на себя внимание то, что почти треть опрошенных (30,9 %) уклонились от ответа, что свидетельствует о слабой информированности населения о проектах бизнеса в этой сфере государственной деятельности. Встретились даже крайние точки зрения, основанные на собственном опыте работы в частных организациях. Так, одна их опрошенных респондентов написала: «Работала на фирмах. Там работникам то не очень помогают, выжимают последнее, а вы хотите, чтобы они кому-то помогли. Думаю, такие фирмы редкость».
Анализ ответов представителей правозащитных и общественных организаций позволяет прийти к выводу о том, что основную заботу о трудоустройстве освобожденных от отбывания наказания лицах они возлагают на государственный и муниципальный сектор. Неожиданно низкий рейтинг получили работодатели (13,8 %, или 5 место в рейтинге), что связано с имеющим место традиционным недоверием к социальной роли бизнеса, неосведомленностью об его участии в решении злободневных проблем государства и общества. В то же время каждый пятый (19,8 %) предложил активнее подключать к работе с бывшими осужденными бизнес-структуры, что видно из таблицы 2.
Таблица 2
Какие меры Вы можете предложить для активизации работы по социальной реабилитации лиц, освобожденных из исправительных колоний (тюрем)? Можно отметить несколько вариантов ответов
Варианты ответов место %
Включение этого направления в число приоритетных национальных проектов России 6 11,8
Принятие отдельной государственной программы по социальной реабилитации лиц, освобожденных из исправительных колоний (тюрем) 1 79,2
Реализация идеи об общественно-государственном партнерстве в сфере социальной реабилитации 3 31,6
Создание дополнительных стимулов для субъектов, оказывающих содействие в социальной реабилитации 2 36,6
Активное подключение бизнес-структур к этой работе 4 19,8
Активное подключение религиозных конфессий к этой работе 5 16,8
Иное мнение 7 2,8
Затрудняюсь ответить 8 1,9
При этом речь должна идти не только о трудоустройстве осужденных на предприятиях, но и об обучении новым профессиям непосредственно в исправительных учреждениях, об участии бизнеса в различных проектах по снижению негативного восприятия гражданами бывших осужденных, поощрению новых креативных форм и методов социальной реабилитации лиц, освобожденных из мест лишения свободы.
Более противоречиво к возможностям бизнеса относятся сотрудники исправительных учреждений. Почти каждый третий (32,0 %, третье место в рейтинге) при опросе указал, что основную заботу о трудоустройстве бывших осужденных должны нести работодатели, то есть бизнес. В то же время лишь каждый десятый (10,7 %, шестое место в рейтинге) связывает надежды на улучшение положения в этой сфере с активным подключением бизнес-структур, что видно из таблицы 3.
Таблица 3
Какие меры Вы можете предложить для активизации работы по социальной реабилитации лиц, освобожденных из исправительных колоний (тюрем)? Можно отметить несколько вариантов ответов
Варианты ответов место %
Включение этого направления в число приоритетных национальных проектов России 3 21,4
Принятие отдельной государственной программы по социальной реабилитации лиц, освобожденных из исправительных колоний (тюрем) 1 42,7
Реализация идеи об общественно-государственном партнерстве в сфере социальной реабилитации 4 11,7
Создание дополнительных стимулов для субъектов, оказывающих содействие в социальной реабилитации 2 30,1
Активное подключение бизнес-структур к этой работе 6 10,7
Активное подключение религиозных конфессий к этой работе 7 5,8
Иное мнение 8 1,0
Затрудняюсь ответить 5 11,7
Анализ результатов проведенного анкетирования населения, представителей правозащитных и общественных организаций, а также сотрудников исправительных учреждений свидетельствует об имеющемся недопонимании социальной роли бизнеса, что в свою очередь вызвано отсутствием достоверной информации о имеющихся практиках участия бизнес-структур в социальной адаптации (ресоциализации) лиц, освобождающихся и освобожденных от отбывания наказания в виде лишения свободы. Между тем такая практика есть.
Так, в качестве положительного примера проводимой работы по ресоциализации осужденных и освободившихся из мест лишения свободы в Ульяновской области можно отметить работу центра социальной и трудовой адаптации «Свобода». Данная организация осуществляет свою деятельность в плотном взаимодействии с УФСИН России по Ульяновской области с конца 2014 г. В настоящее время на имеющемся производстве центра трудоустроено около 100 человек, освободившихся из мест лишения свободы. Директор центра в своей деятельности по содействию в трудоустройстве обратившихся граждан взаимодействует с городскими предприятиями, социальными и другими службами [5].
Однако в качестве эталона подробно рассмотрим опыт деятельности Фонда «Вольное Дело» по реализации в 2012-2019 гг. программы «Возвращение».
Целью программы «Возвращение» является создание пилотной практической модели ресоциализации лиц, освобождающихся из мест лишения свободы с участием органов государственной власти, бизнеса и институтов гражданского общества во взаимодействии с исправительными учреждениями ФСИН России, содействие в социальной адаптации граждан, освобожденных из мест лишения свободы. Такая целевая направленность программы во многом соответствует международному подходу к процессу ресоциализации. Так, Ф. В. Грушин выделяет следующие принципы, изложенные в международных актах в этой сфере: «В процессе ресоциализации осужденных должен участвовать не только персонал пенитенциарных учреждений, но и различные правительственные и общественные организации; ресоциализация осужденных начинается с момента помещения их в пенитенциарное учреждение ... и не заканчивается с момента освобождения, а продолжается до полноценного возвращения осужденного в общество» [6, с. 49-51].
Программа «Возвращение» выполняется Фондом «Вольное Дело» с 2012 г. в сотрудничестве с ФСИН России, при поддержке Общественной палаты Российской Федерации, региональных органов власти и управления, бизнеса, институтов гражданского общества и журналистов. Ключевыми партнерами являются: ФСИН России, УФСИН России по Краснодарскому краю, УК «Группа ГАЗ», НОЦ «Проблемы уголовно-исполнительного права», НКО «Межрегиональный благотворительный фонд помощи заключенным», КРБО «Здоровое поколение».
Сущность программы заключается в комплексном решении следующих задач по ресоциализации осужденных:
1. Обобщение и внедрение лучших практик российского и зарубежного опыта ресоциали-зации лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, в повседневную практику. Выработка предложений по совершенствованию законодательства в этой сфере.
2. Введение в программы обучения профессиональных училищ исправительных учреждений новых, востребованных на рынке труда профессий, расширение производственных связей между бизнесом и УИС.
3. Создание оптимальных условий для более эффективного использования креативных, организаторских способностей и предпринимательских навыков осужденных.
4. Содействие психологической и социальной адаптации лиц, готовящихся к освобождению, и после их освобождения из исправительных учреждений.
5. Содействие в обучении работников учреждений ФСИН России международным нормам обращения с осужденными и современным подходам к процессу социальной адаптации осужденных.
6. Изменение стереотипов общественного сознания путем распространения «историй успеха» прошедших реабилитацию граждан и информации об успешных моделях ресоциализации.
Работа проводится по решению всех шести вышеперечисленных задач. Остановимся на характеристике наиболее значимых результатов.
Так, при решении 1-й задачи по выработке предложений в политико-правовые документы и действующее законодательство была проведена следующая работа:
- подготовлены предложения в рабочую группу при Минюсте России по корректировке Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г. Многие предложения вышеназванной рабочей группы были учтены и утверждены Распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2015 года № 1877-р «О внесении изменений в распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 года № 1772-р»;
- в Минюст России направлены предложения по возможным формам привлечения бизнеса к организации современной инфраструктуры в производственном секторе уголовно-исполнительной системы (2016);
- совместно с МГУ им. М. В. Ломоносова реализован проект «Пенитенциарный кодекс гражданского общества». По итогам издана книга «Общая часть нового Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации: итоги и обоснования теоретического моделирования» [7];
- реализован проект (2017-2018 гг.) по разработке научно-теоретической модели отбывания лишения свободы осужденными за совершение экономических и должностных преступлений с учетом их криминологических и социально-демографических особенностей [8] и осуществлена поддержка материально-технической базы НОЦ «Проблемы уголовно-исполнительного права» им. Ю. М. Ткачевского МГУ им. М. В. Ломоносова;
- на встрече экспертной группы по программам реабилитации в тюрьмах (Вена, 23-25 января 2017 г.), проведенной Секцией по правосудию в контексте глобальной программы Управления по наркотикам и преступности Организации Объединенных Наций (далее - УНП ООН) по имплементации Дохинской декларации Фондом «Вольное Дело» презентована программа «Возвращение» и направлены предложения в проект руководства УНП ООН, подготовленного с целью поддержки национальных органов власти по вопросам внедрения, улучшения и управления реабилитационными программами в тюрьмах. В результате данный проект был указан УНП ООН в качестве положительного примера в числе других реабилитационных программ, применяемых в тюрьмах мира [9, с. 41];
- в настоящее время завершается работа над проектом «Анализ исторического, российского и зарубежного опыта ресоциализации лиц, оказавшихся в сложной жизненной ситуации после освобождения из исправительных учреждений, с целью создания Дорожной карты социальной поддержки и защиты граждан, освобожденных из пенитенциарных учреждений».
По вопросам ресоциализации на средства Фонда «Вольное Дело» были проведены одна международная и четыре региональные конференции, более двадцати круглых столов и совещаний.
Решение 2-й задачи, а именно введение в программы обучения профессиональных училищ исправительных учреждений новых, востребованных на рынке труда профессий, расширения производственных связей между бизнесом и УИС, считаем одной из важнейших в проекте, да и в процессе ресоциализации осужденных в целом.
Можно выделить, как минимум, пять причин, по которым необходимо развивать программы профессионального обучения, образования в целом и трудовой деятельности:
1. Предоставление осужденным возможности овладеть в исправительном учреждении (далее - ИУ) новыми, востребованными на рынке труда профессиями; трудовая деятельность по ним поможет осужденным после освобождения быстрее трудоустроиться, способствуя тем самым снижению рецидивной преступности и повышению уровня общественной безопасности.
2. Осуществление конструктивной деятельности по профессиональной подготовке в ИУ хотя и ограничивает свободное время осужденного, но тем самым сокращает возможности противоправного поведения. Четкое расписание его трудовой деятельности и профессионального образования помогает сделать жизнь в ИУ более организованной, а самое главное - сохранить (выработать) привычку ежедневно трудиться и заниматься иной полезной деятельностью.
3. Образование, профессиональная подготовка и труд в ИУ способствуют созданию благоприятных условий по обеспечению порядка, безопасности, охраны, да и оперативной обстановки в целом. Несмотря на утвердившееся мнение о том, что вопросы ресоциализации вступают в противоречие с вопросами обеспечения безопасности в ИУ, полагаем, что хорошо организованные труд, образование и профессиональная подготовка фактически повышают уровень безопасности в ИУ.
4. Справедливо оплачиваемая работа позволяет создать некоторый запас денежных средств к освобождению из ИУ, что будет способствовать более успешной адаптации к жизни после отбытия наказания.
5. Организованное профессиональное обучение и производственная деятельность, приносящая прибыль ИУ, может быть использована на улучшение условий содержания осужденных и материальное стимулирование персонала и осужденных.
Это, на наш взгляд, не исчерпывающий перечень причин, полагающих считать образование, профессиональное обучение и труд решающими в организации процесса ресоциализации. Так, известными учеными В. Д. Филимоновым и О. В. Филимоновым отмечается, что значение институтов профессионального обучения и профессиональной подготовки, а также общего образования «не ограничивается тем, что они позволяют осужденным работать по специальности как в исправительном учреждении, так и после освобождения от наказания. Они участвуют в формировании нравственных свойств личности. Осознание осужденным более высокого, чем раньше, социального (профессионального и общеобразовательного) статуса их личности повышает их чувство собственного достоинства, усиливает у них потребность в его общественном признании и тем самым побуждает их к совершению социально полезных поступков» [10, с. 192].
Следует подчеркнуть, что за период реализации программы «Возвращение» обучение новым, востребованным на рынке труда профессиям внедрено в несколько профессиональных училищ ИУ Краснодарского края, Нижегородской области и Приморского края. Обучение организовано по 14 профессиям: мастер общестроительных работ, мастер жилищно-коммунального хозяйства, сварщик, каменщик, печник, бетонщик, арматурщик, стропальщик, штукатур, плиточник, маляр, повар, парикмахер и кондитер. Обучено более 1000 осужденных.
Механизм введения новых профессий организован следующим образом. Фонд «Вольное Дело» организует финансирование и закупку оборудования, методической литературы, компьютерной техники, учебников, методических материалов, наглядных пособий, а также строительных материалов для ремонта и переоборудования помещений под учебные классы и мастерские. Территориальные органы ФСИН России, участвующие в проекте, организовывают ремонт и переоборудование вышеназванных помещений, юридическое оформление вводимой профессии (получение лицензии при необходимости и пр.), вводят дополнительную численность мастеров производственного обучения, осуществляют набор и организуют учебный процесс. К реализации проекта привлекаются некоммерческие общественные организации, которые оказывают помощь в закупках материалов и оборудования и, главное, обеспечивают прозрачность и гласность процесса.
Вместе с тем в данном вопросе остается нерешенным ряд проблем. Существующие в ИУ, функционирующие как федеральные казенные учреждения (ФКУ), центры трудовой адаптации и производственные мастерские не могут быть эффективными и конкурентоспособными участниками экономического рынка. Труд осужденных в ИУ должен быть организован в новых организационно-правовых формах, которые могли бы учитывать специфику деятельности УИС, ее конечные цели. Однако одновременно они должны позволить предприятиям ИУ быть равноправными участниками рыночных отношений. При привлечении бизнеса к организации производства должны быть учтены и компенсированы специфические издержки, связанные с особенностями деятельности ИУ. Для этого нужно предусмотреть льготы и преференции потенциальному предпринимателю, размещающему свой бизнес в ИУ. Этот вопрос можно частично решить, на наш взгляд,
распространив льготы и преференции, предусмотренные действующим законодательством для ИУ, на коммерческие структуры, использующие труд осужденных [11, с. 71-76].
Еще одна причина нежелания бизнеса создавать производства на территории ИУ связана со сложившейся в последние годы практикой защиты осужденных от эксплуатации и низкого уровня оплаты их труда. Причем осуществляется такая защита без учета уровня производительности труда осужденных, как правило, очень низкого, чем на гражданских предприятиях, что и обусловливает более низкую заработную плату.
Такой подход привел к тому, что частный бизнес весьма осторожно относится к работе в ИУ из-за риска имиджевых потерь от возможных обвинений в эксплуатации труда осужденных. Между тем работа осужденных на современных предприятиях значительно лучше подготовит их к жизни на свободе, чем работа в мастерских с устаревшим оборудованием. Современный социально ответственный бизнес принесет в ИУ и современные прогрессивные производственные отношения.
Решение 3-й задачи по созданию оптимальных условий для эффективного использования креативных, организаторских способностей и предпринимательских навыков осужденных осуществляется через обучение предпринимательству и компьютерной грамотности. Целевая группа проекта - осужденные и освободившиеся из ИУ граждане, попавшие в трудную жизненную ситуацию. На трехмесячных курсах они изучают персональный компьютер, правовые основы и организацию предпринимательской деятельности, налоги и налогообложение, психологию предпринимательской деятельности. Завершается курс бизнес-планированием и защитой индивидуальных бизнес-планов.
В ИУ осужденные приглашаются на общие собрания в группах по 100-200 человек, где им разъясняется суть проекта, перспективы от применения полученных знаний в жизни. Этим занимаются психологи, социальные работники, волонтеры, преподаватели. Затем с изъявившими желание участвовать проводятся индивидуальные собеседования, где изучается общий уровень их подготовки. Как правило, это осужденные со средним либо средним специальным образованием, реже с высшим. По итогам набирается группа учеников 20 человек. Набор осуществляется только на добровольной основе.
Обучение предпринимательству осужденных начинается с занятий с психологом, где они изучают эффективную коммуникацию, конфликты, мотивацию к успеху, целеполагание и качества, необходимые предпринимателю. Затем следуют занятия по организации предпринимательской деятельности, где происходит: осмысление деловой идеи и ее пошаговая реализация; разработка предпринимательских схем; ознакомление с организацией делопроизводства, порядком проведения операций с денежными средствами, кредитования, лицензирования, подсчета себестоимости продукции, инфляции, амортизации и другими вопросами. Осужденные получают навыки заполнения первичных документов, в том числе бланков строгой отчетности. Изучение персонального компьютера включает в себя получение навыков применения компьютерных программ для составления бизнес-плана.
За период реализации проекта в колониях Краснодарского края получили подготовку более 400 осужденных, готовящихся к освобождению, и около 200 человек, освобожденных из ИУ, из них почти половина (47,5 %) подготовили и успешно защитили свои бизнес-проекты. В основном это были проекты на разведение домашней птицы и животных, тепличное хозяйство, строительство, автосервис, создание пунктов питания. Многие слушатели стали победителями конкурса бизнес-проектов, получили в подарок технические средства для развития бизнеса (обогреватели для теплиц, глубинные насосы для полива растений, улей, медогонку, компрессор и т. д.). После окончания курсов участники обращаются к преподавателям и получают консультации по организации бизнеса, юридическим и психологическим вопросам. Осужденные, активно участвующие в проектах, получили поддержку в их ходатайствах о замене наказания более мягким или условно-досрочном освобождении. По результатам мониторинга поведения осужденных, прошедших обучение по данной программе, 93 % трудоустроились или открыли свой малый бизнес, ведут законопослушный образ жизни.
Содействие психологической и социальной адаптации лиц, готовящихся к освобождению и после их освобождения из ИУ (4-я задача) реализуется через проект «Социализация лиц, освободившихся из мест лишения свободы», включающий шестимесячную подготовку к освобождению и шестимесячное социальное сопровождение человека после освобождения, осуществляемое на добровольной основе. Для этого участник проекта заключает соглашение с организацией, осуществляющей социальное сопровождение, в котором обязуется добровольно посещать занятия с
психологом и социальным работником, обеспечивающим реализацию проекта. Бывшим осужденным, участникам проекта, оказывается помощь в приобретении предметов первой необходимости, а освобожденным, не имеющим жилья, в софинансировании найма жилплощади в течение не более шести месяцев. Кроме того, проводятся групповые занятия (тренинги), направленные на восстановление и формирование системы социальных связей (социально-психологическое консультирование, помощь в восстановлении семейных отношений, коммуникаций). Таким образом, обеспечивается непрерывный процесс ресоциализации не только в ИУ, но и сразу после освобождения.
Содействие в обучении работников ИУ международным нормам обращения с осужденными и современным подходам к процессу социальной адаптации осужденных (5-я задача) решалась в тесном сотрудничестве с ГУФСИН России по Нижегородской области и УФСИН России по Краснодарскому краю. Все темы проводимых мероприятий предварительно согласовывались с руководством управлений, учитывались пожелания и актуальность обсуждаемых вопросов. Главным условием данной работы было не подменять ведомственную систему подготовки персонала, а довести взгляд гражданского общества на вопросы взаимоотношений персонала ИУ и осужденных, на обеспечение безопасности и процесса ресоциализации с учетом соблюдения международных стандартов обращения с осужденными. За период реализации проекта проведено 27 семинаров, тренингов и конкурсов, в которых приняло участие более 700 сотрудников ИУ.
Изменение стереотипов общественного сознания путем распространения «историй успеха» прошедших реабилитацию граждан и успешных моделей ресоциализации (6-я задача) было организовано через проведение всероссийских конкурсов «Слово ранит, слово лечит» для журналистов Фондом помощи заключенным при участии комиссии Общественной палаты Российской Федерации по безопасности и взаимодействию с ОНК и при организационной и финансовой поддержке Фонда «Вольное Дело». В 2016-2019 гг. было проведено 4 ежегодных конкурса [12]. Конкурсы проводятся в четырех номинациях: лучшая публикация, лучший телесюжет, лучшая телепередача, лучшая пресс-служба ФСИН России по освещению передовых практик оказания содействия в успешной адаптации и ресоциализации бывших осужденных. На конкурсы обычно представляется около 400 публикаций и видеосюжетов. География поступивших материалов охватывает практически все федеральные округа от Владивостока до Санкт-Петербурга, от Мурманска до Астрахани. В числе героев репортажей, как правило, бывшие осужденные, которые нашли в себе силы покончить с криминальным прошлым и начать новую жизнь. Всего в конкурсах приняло участие более 350 журналистов. По итогам каждого конкурса было организовано тиражирование лучших публикаций, телесюжетов и радиопередач с последующей их передачей в библиотеки ИУ и реабилитационные центры. Наиболее содержательные видеосюжеты участников конкурса были использованы в телепередачах «Дорогу осилит идущий» на 1-м образовательном телеканале СГУ ТВ, а также в Интернете. Организаторы конкурса неоднократно выезжали в ИУ для проведения встреч с осужденными, совместного просмотра и обсуждения телепередач с целью учета их мнений о проблемах социальной адаптации после освобождения.
Таким образом, широкий круг представителей средств массовой информации России получил реальную возможность принять участие в профилактике рецидивной преступности и пропаганде примеров успешной ресоциализации бывших осужденных, а проведенные конкурсы «Слово ранит, слово лечит» оказали положительное влияние на повышение мотивации региональных и федеральных СМИ в освещении позитивных примеров оказания помощи и поддержки гражданам, освободившимся из мест лишения свободы, в их адаптации к жизни на свободе.
Подводя итоги, можно прийти к следующим выводам.
1. Результаты изучения общественного, правозащитного и профессионального мнения свидетельствуют об имеющемся недопонимании социальной роли бизнеса, что помимо других причин вызвано отсутствием достоверной информации об имеющейся практике участия бизнес-структур в социальной адаптации (ресоциализации) лиц, освобождающихся и освобожденных от отбывания наказания в виде лишения свободы.
2. Программа «Возвращение», реализуемая с участием Фонда «Вольное Дело» и включающая комплекс мероприятий по решению задач, описанных в настоящей статье, включая изменение стереотипов общественного сознания, в современный период времени позволяет более эффективно решать вопросы возвращения бывших осужденных в гражданское общество.
3. Программа «Возвращение» и опыт ее реализации могут быть использованы при разработке типовых моделей участия различных бизнес-структур в социальной адаптации (ресоциализации) лиц, освобождающихся и освобожденных от отбывания наказания в виде лишения свободы.
Библиографический список
1. Сморгунова А. Стратегия контроля над преступностью в США и Великобритании: приватизация тюрем // Известия РГГТУ им. А. И. Гергцена. 2007. Т. 9. № 46. С. 117-119.
2. Пертли Л. Ф. Аналитический обзор с предложениями по результатам исследования зарубежного опыта отбывания лишения свободы осужденными за совершение экономических и должностных преступлений с учетом их криминологических и социально демографических особенностей // Отбывание лишения свободы осужденными за экономические и должностные преступления: итоги теоретического исследования / под науч. ред. доктора юрид. наук, профессора В. И. Селиверстова. М.: Юриспруденция, 2019. 458 с.
3. Шамсунов С. X. Частные тюрьмы в мире: нужны ли они современной России? // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2016. № 3. С. 25-28.
4. Велик В. Н. Государственно-частное партнерство в пенитенциарной сфере: отдельные аспекты исполнения уголовных наказаний // Вестник Томского государственного университета. 2017. №423. С. 202-205.
5. Принятый закон Ульяновской области по ресоциализации осужденных и освободившихся из мест лишения свободы обсудили на круглом столе при Уполномоченном по правам человека в Ульяновской области [Электронныйресурс]. URL: http://фcин.pф/news/detail.php?ELEMENT_Ш=252800&sphшse_id=1295290 (дата обращения: 21.01.2020).
6. Грушин Ф. В. Международно-правовые стандарты обращения с осужденными в сфере их ресоциализации // Преступление, наказание, исправление: сборник тезисов выступлений и докладов участников IV Международного пенитенциарного форума (к 140-летию уголовно-исполнительной системы России и 85-летию Академии ФСИН России): в 10 т. Рязань, 2019. С. 48-53.
7. Общая часть нового Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации: итоги и обоснования теоретического моделирования / под науч. ред. д-ра юрид. наук, профессора В. И. Селиверстова. М.: Юриспруденция, 2017. 328 с.
8. Отбывание лишения свободы осужденными за экономические и должностные преступления: итоги теоретического исследования / под науч. ред. д-ра юрид. наук, профессора В. И. Селиверстова. М.: Юриспруденция, 2019. 458 с.
9. Дорожная карта руководства по вопросам внедрения, улучшения и управления реабилитационными программами в тюрьмах, подготовленная Управлением по наркотикам и преступности Организации Объединенных Наций (УНП ООН), 66 с. [Электронный ресурс]. URL: https://www.unodc.org/documents/justice-and-prison-reform/17-05452_ebook.pdf (дата обращения: 14.01.2020).
10. Филимонов В. Д., Филимонов О. В. Институт права. Институт уголовного права. Институт уголовно-исполнительного права: монография. М.: Юриспруденция, 2014. 256 с.
11. Посмаков П. Н. Некоторые проблемы трудовой занятости осужденных в УИС России // Преступление, наказание, исправление: сборник тезисов Международного пенитециарного форума (г. Рязань, 5-6 декабря 2013 г.). Рязань, 2013. С. 71-76.
12. Об успешных моделях постпенитенциарной ресоциализации граждан как важного фактора профилактики повторных нарушений: сборник материалов 4-го Всероссийского конкурса среди журналистов «Слово ранит, слово лечит». М.: Общественная палата Российской Федерации, 2019.105 с.
References
1. Smorgunova A. Strategiya kontrolya nad prestupnost'yu v SShA i Velikobritanii: privatizatsiya tyurem [Crime control strategy in the USA and Great Britain: privatization of prisons]. Izvestiya RGPU im. A. I. Gergtsena [Bulletin of the Herzen State Pedagogical University of Russia], 2007, t. 9, no. 46, pp. 117-119 [in Russian],
2. Pertli L. F. Analiticheskii obzor s predlozheniyami po rezul'tatam issledovaniya zarubezhnogo opyta otbyvaniya lisheniya svobody osuzhdennymi za sovershenie ekonomicheskikh i dolzhnostnykh prestuplenii s uchetom ikh kriminologicheskikh i sotsial'no demograficheskikh osobennostei [Analytical review with suggestions in view of the research results of foreign experience as to service of sentences by those convicted for economic and official misconduct crimes, taking into account their criminological and
socio-demographic characteristics]. Otbyvanie lisheniya svobody osuzhdennymi za ekonomicheskie i dolzhnostnye prestupleniya: itogi teoreticheskogo issledovaniya [Service of sentence by prisoners convicted of economic and official misconduct crimes: results of theoretical study], Moscow, 2019, 458 p. [in Russian].
3. Shamsunov S. Kh. Chastnye tyur'my v mire: nuzhny li oni sovremennoi Rossii? [Private prisons in the world: does modern Russia need them?]. Ugolovno-ispolnitel'naya sistema: pravo, ekonomika, upravlenie [The penal system: law, economics, management], 2016, no. 3, pp. 25-28 [in Russian].
4. Belik V. N. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo v penitentsiarnoi sfere: otdel'nye aspekty ispolneniya ugolovnykh nakazanii [Public-private partnership in the prison sphere: certain aspects of the execution of criminal sentences]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta [Tomsk State University Bulletin], 2017, no. 423, pp. 202-205 [in Russian],
5. Prinyatyi zakon Ul'yanovskoi oblasti po resotsializatsii osuzhden-nykh i osvobodivshikhsya iz mest lisheniya svobody obsudili na kruglom stole pri Upolnomochennom po pravam cheloveka v Ul'yanovskoi oblasti [The law on the re-socialization of convicted and released from detention facilities adopted by the Ulyanovsk region was discussed at the round table of the Commissioner for Human Rights in the Ulyanovsk region.]. URL: http://fsin.rf/news/detail.php?ELEMENT_ID=252800&sphrase_id=1295290 (Accessed: 21.01.2020) [in Russian],
6. Grushin F. V. Mezhdunarodno-pravovye standarty obrashcheniya s osuzhdennymi v sfere ikh resotsializatsii [International legal standards for the treatment of convicts in the field of their re-socialization]. Prestuplenie, nakazanie, ispravlenie: sbornik tezisov vystuplenii i dokladov uchastnikov IV Mezhdunarodnogo penitentsiarnogo foruma (k 140-letiyu ugolovno-ispolnitel'noi sistemy Rossii i 85-letiyu Akademii FSIN Rossii): v 10 t. [Crime, punishment, correction: collection of abstracts of the IVth International Penitentiary Forum: (to the 140th anniversary of the Russian penal system and the 85 th anniversary of the Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia): in 10 vol.], Ryazan, 2019, pp. 48-53 [in Russian],
7. Obshchaya chast' novogo Ugolovno-ispolnitel'nogo kodeksa Rossiiskoi Federatsii: itogi i obosnovaniya teoreticheskogo modelirovaniya. [General part of the new Criminal Executive Code of the Russian Federation: results and justifications of theoretical modeling], Moscow, 2017, 328 p. [in Russian].
8. Otbyvanie lisheniya svobody osuzhdennymi za ekonomicheskie i dolzhnostnye prestupleniya: itogi teoreticheskogo issledovaniya [Service of sentence by prisoners convicted of economic and official misconduct crimes: results of theoretical study]. Moscow, 2019, 458 p. [in Russian],
9. Dorozhnaya karta rukovodstva po voprosam vnedreniya, uluchsheniya i upravleniya reabilitatsionnymi programmami v tyur'makh, podgotovlennaya Upravleniem po narkotikam i prestupnosti Organizatsii Ob"edinennykh Natsii (UNP OON) [Roadmap for the implementation, improvement and management of prison-based rehabilitation programs prepared by the United Nations Office on Drugs and Crime (UNODC)]. URL: https://www.unodc.org/documents/justice-and-prison-reform/17-05452_ebook.pdf (Accessed: 14.01.2020) [in Russian],
10. Filimonov V. D., Filimonov O. V. Institut prava. Institut ugo-lovnogo prava. Institut ugolovno-ispolnitel'nogo prava: monografiya [Institute of Law. Institute of Criminal Law. Institute of Criminal Executive Law]. Moscow, 2014, 256 p. [in Russian],
11. Posmakov P. N. Nekotorye problemy trudovoi zanyatosti osuzhdennykh v UIS Rossii [Some problems with employment of convicts in the penal system of Russia]. Prestuplenie, nakazanie, ispravlenie: sbornik tezisov Mezhdunarodnogo penitetsiarnogo foruma (g. Ryazan', 5-6 dekabrya 2013 g.) [Crime, Punishment, Correction: collection of abstracts of the International Penitentiary Forum, December 5-6, 2013]. Ryazan, 2013, pp. 71-76 [in Russian],
12. Ob uspeshnykh modelyakh postpenitentsiarnoi resotsializatsii grazhdan kak vazhnogo faktora profilaktiki povtornykh narushenii: sbornik materialov 4-go Vserossiiskogo konkursa sredi zhurnalistov «Slovo ranit, slovo lechit» [On successful models of post-prison resocialization of citizens as an important factor in the prevention of repeated violations: collection of materials of the 4th All-Russian competition among journalists «The word hurts, the word heals»]. Moscow, 2019, 105 p. [in Russian],
DOI 10.37523/SUI.2020.37.1.014 УДК 343.8
Скиба Андрей Петрович
доктор юридических наук, доцент,
начальник кафедры уголовно-исполнительного права,
Академия ФСИН России,
390000, Россия, г. Рязань, ул. Сенная, 1,
e-mail: [email protected]
Харитонович Екатерина Дмитриевна
адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических кадров, Академия ФСИН России, 390000, Россия, г. Рязань, ул. Сенная, 1, e-mail: kattusha1992@rambler. ru
Andrey P. Skiba
Doctor of Law, Assistant Professor,
Head of the Department of Penal Law,
Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia,
Sennaya str., 1, Ryazan, Russia, 390000,
e-mail: [email protected]
Ekaterina D. Kharitonovich
Adjunct,
Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia, Sennaya str., 1, Ryazan, Russia, 390000, e-mail: [email protected]
ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ, НЕ СВЯЗАННЫХ С ИЗОЛЯЦИЕЙ ОСУЖДЕННЫХ ОТ ОБЩЕСТВА, В ОТНОШЕНИИ БОЛЬНЫХ ОСУЖДЕННЫХ В УСЛОВИЯХ СТИХИЙНОГО БЕДСТВИЯ, ВВЕДЕНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ИЛИ ВОЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ
Аннотация. Статья посвящена выявлению и анализу проблем регулирования в Уголовном кодексе РФ, Уголовно-исполнительном кодексе РФ и других нормативных правовых актах (на основе анализа режима особых условий в исправительных учреждениях), а также применения наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества, в условиях стихийного бедствия, при введении чрезвычайного или военного положений. Особое внимание уделяется трудностям в деятельности сотрудников уголовно-исполнительных инспекций по исполнению наказаний в виде обязательных и исправительных работ в отношении больных осужденных (на отбывание наказания которых помимо внешних факторов влияет и наличие самого заболевания), а также сложностям в ограничении прав осужденных и возложении на них дополнительных обязанностей.
Делается вывод, что актуальна дальнейшая разработка в отношении осужденных, в том числе имеющих заболевания, института приостановления отбывания наказаний, не связанных с изоляцией от общества, в случае невозможности их исполнения, мер по стимулированию таких осужденных путем досрочного освобождения от отбывания наказания через привлечение к работам по ликвидации последствий экстремальных ситуаций, а также в целом уголовно-исполнительного законодательства в указанных случаях.
Ключевые слова: наказания без изоляции от общества, стихийное бедствие, чрезвычайное положение, больные осужденные.
APPLICATION PROBLEMS OF PUNISHMENTS NOT CONNECTED WITH ISOLATION OF CONVICTED PERSONS FROM SOCIETY, OF CONVICTS IN THE FACE OF A DISASTER, THE IMPOSITION OF EMERGENCY OR MARTIAL LAW
Summary. The article is devoted to the identification and analysis of the problems of regulation in the Criminal code, the Criminal Executive code and other normative legal acts (based on the analysis of the regime of special conditions in correctional institutions), as well as the use ofpenalties not related to the isolation of convicts from society, in a natural disaster, the introduction of emergency or martial law («extreme conditions»). Especially focuses on the difficulties in activities of employees of penal inspections on execution of punishments in the form of compulsory or corrective work in respect of sick prisoners (serving sentences of which, in addition to external factors, influences and the presence of the disease), as well as challenges in limiting the rights of convicted persons and to impose on them additional responsibilities.
It is concluded that further development of the institution of suspension of serving sentences not related to isolation from society, in case of impossibility of their execution, measures to stimulate such convicts by early release from serving sentences through involvement in work to eliminate the consequences of extreme situations, as well as in General the criminal Executive legislation in these cases, is relevant for convicts, including those with diseases.
Keywords: punishment without isolation from society, natural disaster, emergency, sick convicts.
© 2020 Скиба А. П., Харитонович E. Д.
В настоящее время уголовным и уголовно-исполнительным законодательством не предусмотрены порядок и особенности исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества, в случаях стихийного бедствия, введения чрезвычайного положения или военного положения, хотя все чаще в нашей стране случаются различные экстремальные ситуации [1, с. 40].
Данные ситуации могут произойти из-за различных катастроф техногенного, природного и иного характера, а также из-за военно-политических конфликтов, причем не только на территории нашей страны, но и сопредельных государств. Возникновение подобных обстоятельств влияет в целом на организацию исполнения наказаний, не связанных с изоляцией от общества, правовое положение как осужденных, так и сотрудников уголовно-исполнительных инспекций. Вышеизложенное обуславливает необходимость разработки уголовно-исполнительного законодательства в случаях наступления вышеуказанных экстремальных ситуаций. Нельзя здесь не обратить внимание и на больных осужденных, на отбывание наказания которых, помимо внешних факторов, влияет и наличие самой болезни.
В ст. 85 УИК РФ предусмотрен режим особых условий в случаях стихийного бедствия, введения чрезвычайного или военного положения, при массовых беспорядках, а также при групповых неповиновениях осужденных, однако данное положение не распространяется на наказания, не связанные с изоляцией осужденного от общества [2, с. 44].
Между тем объективно эффективное исполнение наказаний будет осложнено, в частности, из-за наличия различных правоограничений, изложенных в ст. 7 ФКЗ «О военном положении», которые могут затрагивать многих осужденных и членов их семей: временного отселения жителей в безопасные районы, их привлечения к восстановлению поврежденных (разрушенных) объектов экономики, к участию в борьбе с пожарами, эпидемиями и эпизоотиями и др. Похожие нормы закреплены и в ст. ст. 11, 12, 13 и др. ФКЗ «О чрезвычайном положении».
Представляется, что в отношении наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества, при наступлении стихийного бедствия, введения чрезвычайного или военного положений существует несколько возможных направлений корректировки законодательства. Данные варианты, на наш взгляд, должны касаться всех категорий осужденных, вне зависимости от состояния их здоровья.
Так, целесообразно закрепить институт приостановления отбывания наказания, не связанного с изоляцией осужденного от общества, в период стихийного бедствия, введения чрезвычайного или военного положения в случае невозможности его исполнения.
В обоснование нашей точки зрения рассмотрим пример. Осужденному к обязательным работам предписано отбывать наказание на определенном объекте, который находится на затопленной в результате наводнения территории. Законодательно нигде не закреплены порядок и условия отбывания обязательных работ (как и других наказаний без лишения свободы) в случае стихийных бедствий, а также действия и полномочия сотрудников уголовно-исполнительных инспекций в этом случае. Фактически отбывать наказание осужденный не может (не по своей вине, а в силу природных явлений), но при этом отсутствует возможность отсрочки или приостановления исполнения наказания, как и освобождения от его отбывания [3, с. 197]. Кроме того, вполне может иметь место ситуация, когда осужденный заболел, но ввиду указанных обстоятельств приехать в медицинскую организацию не может.
Данную проблему могло бы решить введение института приостановления отбывания наказания, не связанного с изоляцией осужденных от общества, основанием которого может быть наступление стихийного бедствия, а также введение чрезвычайного или военного положения.
Процедурно приостановление исполнения наказания может осуществляться, например, по постановлению начальника уголовно-исполнительной инспекции, впоследствии согласованного с судом (отметим, что данное предложение спорно и требует дополнительного анализа - прим. авт.). Это объясняется тем, что в случае наступления экстремальных ситуаций, например, наводнения, судебные органы могут быть эвакуированы в другой район, область, город и процесс направления и рассмотрения судом представлений уголовно-исполнительных инспекций - затруднен и длителен, тем более, что обстоятельство в виде наводнения объективно препятствует отбыванию наказания.
Проблемы, связанные с организацией деятельности и взаимодействием работников уго-ловно-исполнительной инспекции и суда, возникают в различных случаях. В частности, наступление рассматриваемых экстремальных условий делает невозможным обращение в суд с ходатайством об освобождении от дальнейшего отбывания наказания при появлении обстоятельств, препятствующих отбыванию обязательных работ (ч. 3 ст. 26 УИК РФ): инвалидность первой группы