Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОПЕРАЦИЙ С КРИПТОВАЛЮТОЙ'

ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОПЕРАЦИЙ С КРИПТОВАЛЮТОЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
139
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Архонт
Область наук
Ключевые слова
цифровая экономика / операции с криптовалютой / криптовалюта / правовое регулирование / токен / ЦФА / краудфандинг / digital economy / cryptocurrency transactions / cryptocurrency / legal regulation / token / CFA / crowdfunding

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Исаев Д. Ш.

россияне являются активными пользователями интернет-платформ, которые осуществляют торговлю криптовалютами. Более того, дешевая электроэнергия дает преимущество резидентам в спектре добычи (майнинге) криптовалют. Россия входит в тройку стран по объему мировых майнинговых мощностей. Корректное понимание законодателем сущности токенов и имплементация иностранного опыта касательно положений о регулировании операций с криптовалютами поможет избежать перехода операций с криптовалютами на черный рынок, а также утечки налоговых поступлений в бюджет страны. В научной статье анализируется правовая природа и законодательное регулирование операций с криптовалютами. Проводится дихотомия токенов. В статье используется аналогия криптовалюты именно с платежными токенами (мировая криптовалюта). Указываются основные проблемы и вызовы, которые мешают планомерному развитию отрасли. Предполагается, что несмотря на регулятивные проблемы, Правительство РФ продолжит работу по созданию нормативной базы, которая бы регулировала операции с криптовалютой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF REGULATION OF CRYPTOCURRENCY TRANSACTIONS

Russians are active users of online platforms that trade cryptocurrencies. Moreover, cheap electricity gives residents an advantage in the spectrum of cryptocurrency mining. Russia is among the top three countries in terms of global mining capacity. Correct understanding by th legislator of the essence of tokens and implementation of foreign experience regarding the provisions on the regulation of cryptocurrency transactions will help to avoid the transition of cryptocurrency transactions to the black market, as well as the leakage of tax revenues to the budget of the country. The scientific article analyzes the legal nature and legislative regulation of cryptocurrency transactions. The dichotomy of tokens is carried out. The article uses the analogy of cryptocurrency exactly with payment tokens (global cryptocurrency). The main problems and challenges that hinder the smooth development of the industry are pointed out. It is assumed that despite the regulatory problems, the Russian Government will continue to work on creating a regulatory framework that would regulate cryptocurrency transactions.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОПЕРАЦИЙ С КРИПТОВАЛЮТОЙ»

ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИИ

Исаев Д.Ш. магистр права, НИУ «ВШЭ» ё. [email protected]. ги

ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОПЕРАЦИЙ С КРИТОВАЛЮТОЙ

Аннотация: россияне являются активными пользователями интернет-платформ, которые осуществляют торговлю криптовалютами. Более того, дешевая электроэнергия дает преимущество резидентам в спектре добычи (майнинге) криптовалют. Россия входит в тройку стран по объему мировых майнинговых мощностей. Корректное понимание законодателем сущности токенов и имплементация иностранного опыта касательно положений о регулировании операций с криптовалютами поможет избежать перехода операций с криптовалютами на черный рынок, а также утечки налоговых поступлений в бюджет страны. В научной статье анализируется правовая природа и законодательное регулирование операций с криптовалютами. Проводится дихотомия токенов. В статье используется аналогия криптовалюты именно с платежными токенами (мировая криптовалюта). Указываются основные проблемы и вызовы, которые мешают планомерному развитию отрасли. Предполагается, что несмотря на регулятивные проблемы, Правительство РФ продолжит работу по созданию нормативной базы, которая бы регулировала операции с криптовалютой.

Ключевые слова: цифровая экономика, операции с криптовалютой, криптовалюта, правовое регулирование, токен, ЦФА, краудфандинг

Российская Федерация является одной из стран, которые активно рассматривают вопрос регулирования операций с криптовалютой. Несмотря на то, что криптовалюты в России не получили официального статуса и не являются законным средством платежа, они не запрещены, и в последнее время правительство страны принимает меры по регулированию их использования.

В национальной правовой среде можно заметить интересный конфликт интересов Центрального Банка РФ (далее - ЦБ РФ) и Правительства РФ, а также Министерства Финансов РФ по перспективе регулирования. В данном случае Правительство РФ подошел более прагматично к вопросу (грамотное регулирование), предлагал: зафиксировать четкую терминологическую дихотомию и урегулировать криптовалюты и их оборот, а также майнинг. В свою очередь ЦБ РФ предлагал вывести добытые цифровые валюты в результате майнинга за пределы российской юрисдикции и легализовать цифровые валюты только в сфере реализации товара в рамках внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД) [1]. Нормативный и практикоориентированный подход к легализации цифровой валюты в нынешних реалиях позволит России противодействовать санкциям в расчетно-платежной сфере, а также использовать цифровые валюты как альтернативу в расчетных операциях с иностранными поставщиками.

Если апеллировать к настоящему и первому сущностному регулированию, то нужно концентрироваться на:

■ Федеральном законе № 259-ФЗ [16] (далее - Закон о ЦФА), который характеризуется

исключительностью процессов цивровизации в российской правовой среде;

■ Федеральном законе № 34-Ф3 [14] (далее - Закон о цифровых правах).

У значительной части людей складывается неправильное представление о вышеупомянутом законе, ведь большинство полагает, что цифровым финансовым активом является криптовалюта (с данной проблемой сталкиваются даже суды в своей практике). В

данном случае Закон о ЦФА фиксирует роль утилитарных цифровых прав, в работе используется аналогия криптовалюты именно с платежными токенами (мировая криптовалюта). По этому поводу было дано разъяснение на круглом столе общественной палаты Российской Федерации от 14.03.2023: «ЦФА-это лишь один из видов цифровых активов. Их ни в коем случае не стоит путать с криптовалютой <... >». Модератор встречи объяснил, что «ЦФА больше всего схожи с классическими ценными бумагами <...>. Это не платежное средство, <...>» [18].

ЦФА и криптоактивы имеют некоторые сходства, но их существенное отличие заключается в том, что ЦФА: 1) обеспечены; 2) регулируется Законом; 3) имеют проспект эмиссии; 4) выпускают Операторы Информационных Систем (ОИС).

Таким образом, хотя ЦФА и криптоактивы могут иметь схожие технологические механизмы выпуска и оборота, их существенные отличия заключаются в ценности их представления и генезисе.

Закон о ЦФА дает определение цифровым активам, устанавливает процедуру для эмиссии, продажи и обмена цифровых активов. Он также определяет критерии для организаций, которые работают с цифровыми активами, такими как биржами и кошельками. Устанавливаются новые субъекты - операторы, которые формально являются криптобиржами, но только по обмену security / utility токенов.

В то же время использование мировых криптовалют для оплаты товаров и услуг в России запрещено, а криптовалюты могут использоваться только для инвестирования и обмена на другие активы.

Важно понимать, что распространение криптовалют (в значении платежного токена) создает существенные риски для российского финансового рынка. Рост инвестиций российских граждан в криптовалюты, отсутствие ограничений, вовлечение в рынок банков усиливает риски и может нести системные угрозы. Банк России дифференцирует эти угрозы на три основных вида: угрозы для благосостояния граждан, угрозы для финансовой стабильности, угроза расширения нелегальной деятельности. У криптовалюты нет гаранта, который может обеспечить легитимность, надежность и обращение, что является естественным преимуществом цифровой валюты ЦБ РФ [5].

В настоящее время не существует четких нормативных актов, которые бы регулировали правовую природу криптоактивов, что несомненно приводит к правовой неопределенности и созданию серьезных рисков для участников рынка. В теории права некоторые рассматривают криптовалюту как имущество, другие как иное имущество, а третьи - как ценные бумаги. Также существует позиция, что криптовалюта не подходит под толкование ст. 128 ГК РФ, не является объектом гражданских прав в рамках данной статьи и необходимо новое соответствующее законодательное регулирование.

Прямо закон не фиксирует релевантную понятийную составляющую относительно оборота криптоактивов, однако ряд положений данного закона дал необходимую нормативную базу, чтобы закрепить в российском праве статус гражданских отношений, которые возникают в связи с использованием цифровых платформ и цифрового пространства. Соответственно, к объектам гражданских прав помимо имущества и т. д. отнесены и цифровые права. ГК РФ фиксирует понятие и природу цифровых прав, но избегает регулирования цифровых валют [3]. Некоторые теоретики и практики не понимают смысла этой юридической конструкции, которая не имеет аналогов в международной практике. Понятие «цифровое право» охватывает только цифровые финансовые активы и утилитарные цифровые права, игнорируя цифровые валюты, цифровой рубль и токенизированный безналичный рубль. Закон о ЦФА четко закрепляет, что цифровая валюта не является цифровым правом. C нашей точки зрения, это является ошибкой. Проще криптовалюту включить в дефиницию цифровых прав и признать имуществом или иным

имуществом, а дальше уже вводить запретительные меры в любом количестве. Введение цифровой валюты в категорию имущества обязательно, так как ПОД/ФТ невозможно в отношении того, что не введено в категорию имущества (у национального ПФР -подразделение финансовой разведки, нет полномочий бороться с отмыванием денег и иного имущества). Если исходить из буквального толкования, то нет разумных оснований определить ЦВ в качестве одного из объектов гражданских прав. Как бы ни берегли ст. 128 ГК РФ, этот законодательный пробел в виде отсутствия четкого регулирования необходимо устранить, нужно вносить поправки и вводить дополнительный объект гражданских прав [12].

Более того, принятие Федерального закона № 259-ФЗ [15] (далее - Закон о краудфандинге) ввело в нашу правовую среду понятие «утилитарное цифровое право» (УЦП), которое может применяться в отношении токенов, то есть объектов, которые существуют в криптовалютной системе и выполняют функционал внутренней платежной системы или акций.

Указанные три закона, а именно: Закон о ЦФА, Закон о цифровых правах и Закон о краудфандинге, являются цифровым ядром (пулом), которые прошли долгий и трудоемкий путь, были приняты одним пакетом. Однако они плохо совместимы, так как работали разные группы разработчиков, использовавшие разные конструкции и механизмы. В данном случае было бы разумнее использовать зонтичное определение, принятое и широко используемое в мире - «цифровые активы». Содержание данного определение охватывает все виды токенов.

На практике мы сталкиваемся с тем, что цифровая валюта считается имуществом по делам об исполнительном производстве, банкротстве, ПОД\ФТ, а также в противодействии коррупции. До момента вступления в силу Закона о ЦФА судьи применяли квалификацию криптовалюты как имущества исключительно в утилитарных целях.

Остальными законами статус цифровых валют еще не определен, что создает практические проблемы. Признание криптовалют имуществом подкрепляется материалами судебной практики:

■ СКГД ВC РФ в 2021 г. признал криптовалюту имуществом [8];

■ Арбитражные суды рассматривают криптовалюту как имущество по делам о

банкротстве [9-10].

Закон содержит некоторые противоречия касательно цифровых валют, на которые стоит обратить внимание. В частности, в п. 3 ст. 1 ФЗ о ЦФА декларируется, что «<...> предлагаются или применяются в качестве средства платежа, не являющегося российской или международной или расчетной единицей», однако мы знаем целый ряд стран, начиная с Сальвадора и т. д., которые приняли биткоин в качестве законного средства платежа. Соответственно, биткоин признан иностранной денежной единицей, и имеющаяся формулировка в законе не актуальна. Далее, в соответствии со ст. 1 Закона о ЦФА цифровые валюты являются средством платежа и фактически считается инвестицией, но ст. 14 Закона о ЦФА декларирует, что юридические и физические лица не имеют право принимать цифровые валюты как встречное предоставление за передаваемые товары и услуги, а также не могут принимать в качестве оплаты. Данное противоречие существенно лимитирует использование криптовалюты на территории Российской Федерации и нивелирует рационализм по владению криптоактивом именно как платежного токена. Можно предположить, что законодатель запутался, так как признание цифровых валют средством платежа противоречит направлению нынешнего регулирования. Федеральный закон № 331 -ФЗ [17] запрещает использовать ЦФА и УЦП в качестве средства платежа, а спорная конструкция относительно более рискованного токена предполагается некорректной (возможные проблемы в практике судов).

В.А. Кожедубова и Т.В. Ковалева считают, что законодатель не смог придумать релевантный понятийный аппарат касательно цифровой валюты [4]. Введение в п. 3 ст. 1 Закона о ЦФА термина цифровой валюты дает простор для различного толкования закона, так криптовалютой могут считаться разные электронные записи (аккаунты или электронная валюта). По этой причине законодатель внес дополнения, что криптовалютой признаются не любые электронные записи, а именно то, что может быть либо средством платежа, либо инструментом инвестирования [16].

Соответственно, прослеживаем таксономическую ловушку, боязнь и игнорирование платежных токенов (то, чем в свое время интересовалась группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ). Государству удобнее легализовать security tokens (инвестиционные токены) и utility tokens (утилитарные токены), с точки зрения риск-ориентированного подхода.

Особенностью российского регулирования (в отрицательном ключе) является игнорирование релевантной классификации токенов и криптоактивов разного функционала относительно приемлемого иностранного опыта.

В России нормативное регулирование оборота криптоактивов практически никак не урегулировано. Попытки в спешке принять Закон о ЦФА, не имея для этого ни юридических средств, ни знаний привели к тому, что законодатель реализовал сугубо технологический аспект, внедрив терминологический и понятийный аппарат из других сфер наук. Это в значительной степени усложняет анализ закона широкому кругу лиц. Важными шагами при создании правовой основы цифровой валюты является описание нового объекта и придание юридического осмысления, в противном случае мы неизбежно столкнемся с конфликтом отраслевых интересов и получим законодательный акт с неточным предметом регулирования, что со временем будет только тормозить прогресс технологической сферы.

Также новый закон установил, что защита прав на цифровую валюту реализуется, если цифровая валюта декларировалась и на доходы от ее использования уплачивался налог (п. 6 ст. 14 НК РФ) [7]. Нет ясности по поводу процесса контроля факта оборота и получения дохода, так как доход от продажи цифровой валюты может фиксироваться разными способами. Возможно, в ближайшее время уполномоченный орган предоставит пояснения по данному поводу.

Важной проблематикой рассматривается анонимность цифровых валют, что ведет к плохому качеству контроля и мониторинга [6]. В таком случае возникают риски использования криптоактивов как инструмента теневого сектора (терроризм, контрабанда, уклонение от налогов, мошенничество или процветание наркотрафика). Исследования фиксируют [6], что анонимность криптовалют и расчетов является как преимуществом, так и значительным недостатком. Согласно отчету компании CipherTrace [22] (данные по всему миру), в 2017 г. было отмыто средств с помощью криптовалюты на сумму 277 млн долл. США, а в 2018 г. этот показатель увеличился практически в 6 раз и достиг рекордных 1,7 млрд. долл. США. Так, одной из последних незаконных схем являлся скам (мошеннический инвестиционный проект получил название скам проекта) - OneCoin [11].

Еще одной проблемой является отсутствие централизованной системы мониторинга и контроля за операциями с криптовалютой. Это затрудняет борьбу с незаконными операциями, такими как отмывание денег и финансирование терроризма.

Также использование национальной терминологии оригинально, но не эффективно, так как отказ от имплементации или терминологического симбиоза порождает не решение возникших практических проблем и неясностей, а ряд, вновь возникающий вопросов от представителей бизнеса и digital-сообщества. Данная проблема ведет к возникновению плохой законодательной техники и созданию ненужных правовых институтов.

Далее, в России существуют ограничения на использование криптовалюты, в том числе на проведение операций с криптовалютой в качестве платежных средств, что в достаточной мере ограничивает ее использование в экономике.

Кроме того, криптовалюты стали популярны среди мошенников и киберпреступников. Недостаточное регулирование может способствовать развитию многих преступных деяний, что неминуемо приведёт к потере доверия к цифровой валюте у участников рынка и, как следствие, ухудшению его развития.

Наконец, проблемой является отсутствие специального регулирующего органа. Вопросами регулирования криптовалют в России занимается несколько государственных органов, что может приводить к различным толкованиям и конфликтам в их деятельности

[13].

Все эти проблемы затрудняют развитие криптовалютного рынка в России и могут привести к упущению возможностей для экономики и предпринимательства. Для их решения необходимо создание четкого законодательного механизма, нормативной системы и фреймворка безопасности операций с криптовалютой.

Тем не менее, Правительство РФ продолжает работу по созданию релевантной нормативной базы. Так, Правительством РФ была разработана концепция цифровых валют, однако данная концепция не имеет статуса нормативного акта, она определяет перспективы и вектор развития политики государства в отношении криптовалют, а также модель возможного регулирования их выпуска и оборота.

Литература:

1. Андреева Е.М. Модель правового регулирования криптовалют в Российской Федерации// Ленинградский юридический журнал, 2022. № 2. С. 61-71.

2. Бондарев М.С. «Регулирование криптовалютного рынка: проблемы, мировая практика»// Вестник Евразийской науки, 2020. № 2. URL: https://esj.today/PDF/11ECVN220.pdf (дата обращения: 07.06.2024).

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 16.04.2022)// СПС «КонсультантПлюс».

4. Кожедубова В.А., Ковалева Т.В. Криптовалюта в России: анализ правового статуса, проблемы использования и перспективы развития// Экономика и бизнес: теория и практика, 2022. № 4-1. С. 217-223.

5. Криптовалюты: тренды, риски, меры. Доклад ЦБ РФ для общественных консультаций. URL: https://www.cbr.ru/Content/Document/File/132241/Consultation_Paper_20012022.pdf (дата обращения: 10.06.2024).

6. Левин Л.Л. Актуальные проблемы регулирования оборота криптовалют в Российской Федерации// Государственная служба, 2021. Т. 23. № 5. С. 53-59.

7. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 28.12.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023)// СПС «КонсультантПлюс».

8. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 02.02.2021 № 44-КГ20-17-К7, 2-2886/2019// СПС «КонсультантПлюс».

9. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 15.08.2019 № Ф05-8713/2017 по делу № А40-12639/2016// СПС «КонсультантПлюс».

10. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2018 № 09АП-16416/2018 по делу № А40-124668/2017// СПС «КонсультантПлюс».

11. Прокопьева М.Н. Проблемы оборота криптовалют в России и перспективы правового регулирования// Скиф. Вопросы студенческой науки, 2019. № 12. С. 286-289.

12. Пронина Н.А., Буянов А.В. Место криптовалюты в системе объектов гражданских прав// Российско-азиатский правовой журнал, 2020. № 2. С. 64-68.

13. Простякова Н.И. Проблемы регулирования криптовалют и контроля за их обращением// Хроноэкономика, 2019. № 6(19). С. 74-80.

14. Федеральный закон от 18.03.2019 № 34-Ф3 «О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации»// Собрание законодательства Российской Федерации, 2019. № 12. Ст. 1224.

15. Федеральный закон от 02.08.2019 № 259-ФЗ (ред. от 20.07.2020) «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»// СПС «Консультант Плюс».

16. Федеральный закон от 31.07.2020 № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»// СПС «КонсультантПлюс».

17. Федеральный закон от 14.07.2022 № З31-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о приостановлении действия отдельных положений статьи 5.1 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»// СПС «КонсультантПлюс».

18. Цифровые финансовые активы - гибкий инструмент для развития бизнеса// Ассоциация менеджеров: официальный сайт. URL: https://amr.ru/press/news/detail/tsifrovye-finansovye-aktivy-gibkiy-instrument-dlya-razvitiya-biznesa/?ysclid=lgi01zacsa266265049 (дата обращения: 07.06.2024).

19. Шаймарданов Т.Р., Погодин А.В. Криптовалюта как объект гражданских прав// Universum: экономика и юриспруденция, 2022. № 12(99). С. 62-66.

20. Янковский Р.М. Государство и криптовалюты: проблемы регулирования// Московский государственный университет, 2017. URL: http://msu.edu.ru/papers/yankovskiy/blockchain.pdf (дата обращения: 07.06.2024).

21. Янковский Р.М. Криптовалюты в российском праве: суррогаты, «иное имущество» и цифровые деньги// Право. Журнал Высшей школы экономики, 2020. № 4. С. 43-77.

22. Cryptocurrency intelligence and blockchain analytics. URL: https://ciphertrace.com/2020-year-end-cryptocurrency-crime-and-anti-money-laundering-report/ (дата обращения: 04.06.2024).

References:

1. Andreeva E.M. Model' pravovogo regulirovanija kriptovaljut v Rossijskoj Federacii// Leningradskij juridicheskij zhurnal, 2022. № 2. S. 61-71.

2. Bondarev M.S. «Regulirovanie kriptovaljutnogo rynka: problemy, mirovaja praktika»// Vestnik Evraziiskoi nauki, 2020. № 2. URL: https://esj.today/PDF/11ECVN220.pdf (data obrashhenija: 07.06.2024).

3. Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii (chast' pervaja) ot 30.11.1994 № 51-FZ (red. ot 16.04.2022)// SPS «Konsul'tantPljus».

4. Kozhedubova V.A., Kovaleva T.V. Kriptovaljuta v Rossii: analiz pravovogo statusa, problemy ispol'zovanija i perspektivy razvitija// Jekonomika i biznes: teorija i praktika, 2022. № 41. S. 217-223.

5. Kriptovaljuty: trendy, riski, mery. Doklad CB RF dlja obshhestvennyh konsul'tacij. URL: https://www.cbr.ru/Content/Document/File/132241/Consultation_Paper_20012022.pdf (data obrashhenija: 10.06.2024).

6. Levin L.L. Aktual'nye problemy regulirovanija oborota kriptovaljut v Rossijskoj Federacii// Gosudarstvennaja sluzhba, 2021. T. 23. № 5. S. 53-59.

7. Nalogovyj kodeks Rossijskoj Federacii (chast' pervaja) ot 31.07.1998 № 146-FZ (red. ot 28.12.2022) (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.01.2023)// SPS «KonsuTtantPljus».

8. Opredelenie Sudebnoj kollegii po grazhdanskim delam Verhovnogo Suda Rossijskoj Federacii ot 02.02.2021 № 44-KG20-17-K7, 2-2886/2019// SPS «Konsul'tantPljus».

9. Postanovlenie Arbitrazhnogo suda Moskovskogo okruga ot 15.08.2019 № F05-8713/2017 po delu № A40-12639/2016// SPS «Konsul'tantPljus».

10. Postanovlenie Devjatogo arbitrazhnogo apelljacionnogo suda ot 15.05.2018 № 09AP-16416/2018 po delu № A40-124668/2017// SPS «Konsul'tantPljus».

11. Prokop'eva M.N. Problemy oborota kriptovaljut v Rossii i perspektivy pravovogo regulirovanija// Skif. Voprosy studencheskoj nauki, 2019. № 12. S. 286-289.

12. Pronina N.A., Bujanov A.V. Mesto kriptovaljuty v sisteme ob#ektov grazhdanskih prav// Rossijsko-aziatskij pravovoj zhurnal, 2020. № 2. S. 64-68.

13. Prostjakova N.I. Problemy regulirovanija kriptovaljut i kontrolja za ih obrashheniem// Hronojekonomika, 2019. № 6(19). S. 74-80.

14. Federal'nyj zakon ot 18.03.2019 № 34-F3 «O vnesenii izmenenij v chasti pervuju, vtoruju i stat'ju 1124 chasti tret'ej Grazhdanskogo kodeksa Rossijskoj Federacii»// Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii, 2019. № 12. St. 1224.

15. Federal'nyj zakon ot 02.08.2019 № 259-FZ (red. ot 20.07.2020) «O privlechenii investicij s ispol'zovaniem investicionnyh platform i o vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii»// SPS «Konsul'tant Pljus».

16. Federal'nyj zakon ot 31.07.2020 № 259-FZ «O cifrovyh finansovyh aktivah, cifrovoj valjute i o vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii»// SPS «Konsul 'tantPljus».

17. Federal'nyj zakon ot 14.07.2022 № 331-FZ «O vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii i o priostanovlenii dejstvija otdel'nyh polozhenij stat'i 5.1 Federal'nogo zakona «O bankah i bankovskoj dejatel'nosti»// SPS «Konsul'tantPljus».

18. Cifrovye finansovye aktivy - gibkij instrument dlja razvitija biznesa// Associacija menedzherov: oficial'nyj sajt. URL: https://amr.ru/press/news/detail/tsifrovye-finansovye-aktivy-gibkiy-instrument-dlya-razvitiya-biznesa/?ysclid=lgi01zacsa266265049 (data obrashhenija: 07.06.2024).

19. Shajmardanov T.R., PogodinA.V. Kriptovaljuta kak ob#ekt grazhdanskih prav// Universum: jekonomika i jurisprudencija, 2022. № 12(99). S. 62-66.

20. Jankovskii R.M. Gosudarstvo i kriptovaljuty: problemy regulirovanija// Moskovskii gosudarstvennyi universitet, 2017. URL: http://msu.edu.ru/papers/yankovskiy/blockchain.pdf (data obrashhenija: 07.06.2024).

21. Jankovskii R.M. Kriptovaljuty v rossiiskom prave: surrogaty, «inoe imushhestvo» i cifrovye den'gi// Pravo. Zhurnal Vysshei shkoly jekonomiki, 2020. № 4. S. 43-77.

22. Cryptocurrency intelligence and blockchain analytics. URL: https://ciphertrace.com/2020-year-end-cryptocurrency-crime-and-anti-money-laundering-report/ (data obrashhenija: 04.06.2024).

PROBLEMS OF REGULATION OF CRYPTOCURRENCY TRANSACTIONS

Isaev D.Sh.

Master of Laws, HSE University, Russia, Moscow [email protected]

Abstract: Russians are active users of online platforms that trade cryptocurrencies. Moreover, cheap electricity gives residents an advantage in the spectrum of cryptocurrency mining. Russia is among the top three countries in terms of global mining capacity. Correct understanding by the

legislator of the essence of tokens and implementation of foreign experience regarding the provisions on the regulation of cryptocurrency transactions will help to avoid the transition of cryptocurrency transactions to the black market, as well as the leakage of tax revenues to the budget of the country. The scientific article analyzes the legal nature and legislative regulation of cryptocurrency transactions. The dichotomy of tokens is carried out. The article uses the analogy of cryptocurrency exactly with payment tokens (global cryptocurrency). The main problems and challenges that hinder the smooth development of the industry are pointed out. It is assumed that despite the regulatory problems, the Russian Government will continue to work on creating a regulatory framework that would regulate cryptocurrency transactions.

Keywords: digital economy, cryptocurrency transactions, cryptocurrency, legal regulation, token, CFA, crowdfunding

Для цитирования: Исаев Д.Ш. Проблемы регулирования операций с криптовалютой// Архонт, 2024. № 4(43). С. 17-24.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.