Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БЛОКЧЕЙН И КРИПТОВАЛЮТ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВЫПУСКА ТОКЕНОВ И ИХ ОБОРОТ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН'

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БЛОКЧЕЙН И КРИПТОВАЛЮТ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВЫПУСКА ТОКЕНОВ И ИХ ОБОРОТ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
454
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЛОКЧЕЙН / ЦИФРОВОЙ АКТИВ / ТОКЕН / КРИПТОВАЛЮТА / ВЫПУСК ЦИФРОВЫХ АКТИВОВ / ОБОРОТ ЦИФРОВЫХ АКТИВОВ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Қойшыбайұлы Қуаныш, Копбаев Думан Зикиринович, Бидайшиева Адеми Бахытбековна

Статья посвящена актуальным проблемам и перспективам правового регулирования блпоокчеин и криптовалют на территории Казахстана. Настоящая статья написана для исследователей, которые изучают текущее состояние и актуальные проблемы блокчейн и криптовалюты в Казахстане, и может стать объектом дальнейшего научного или прикладного исследования в сфере цифрового регулирования в Республике Казахстан. В статье отмечаются основные мировые тренды в сфере современных технологий, а также уделяется особое внимание современному состоянию цифровых криптотехнологий в Казахстане. В частности, проведен анализ нормативной правовой базы Республики Казахстан и дается общий обзор правовой основы действующей цифровой экосистемы страны. В статье рассматриваются новеллы цифровой экосистемы, а именно раскрываются такие понятия, как блокчейн, цифровой токен, цифровой актив, обеспеченные цифровые активы (токены), необеспеченные цифровые активы (криптовалюты). В статье также раскрываются предпосылки возникновения новых инструментов финансирования в виде цифровых знаков (токенов), таких как ICO, IEO и STO; отмечается отличие данных способов друг от друга. В статье дается определение токенизации активов, проводится анализ распространенных видов токенов в зарубежных странах и в Казахстане, таких как Utility (“полезные” или “продуктовые”) токены, Security (“инвестиционные”) токены, а также Coins (“payments tokens”, “cryptocurrencies”) или криптовалюты. В статье отмечаются особенности выпуска токенов и их оборот на территории Республики Казахстан. В частности, выпуск и оборот обеспеченных цифровых активов (Utility токены и Security токены) осуществляется в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, тогда как выпуск и оборот необеспеченных цифровых активов (криптовалют) разрешается только в рамках Международного финансового центра «Астана».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF BLOCKCHAIN AND CRYPTOCURRENCY: CHALLENGES AND PROSPECTS OF TOKEN BUYING AND THEIR TURNOVER IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

The article is devoted to current problems and prospects for the legal regulation of blockchains and cryptocurrencies in Kazakhstan. This article is written for researchers who research the current state and current problems of blockchain and cryptocurrency in Kazakhstan, and may become the object of further scienti c or applied research in the elds of digital regulation in the Republic of Kazakhstan. The article discusses the main global trends in the eld of modern technologies, as well as special attention is paid to the features of digitals cryptotechnoligies in Kazakhstan. In particular, the article analyzes the regulatory framework of the Republic of Kazakhstan and provides a general overview of the legal composition of the current ecosystem of the country. The article discusses the novelties of the digital ecosystem, namely, such concepts as blockchain, digital token, digital asset, secured digital assets (tokens), unsecured digital assets (cryptocurrencies) are disclosed. The article also reveals the prerequisites for the emergence of new nancing instruments in the form of digital signs (tokens), such as ICO, IEO and STO; the di erence between these methods are noted. The article de nes the tokenization of assets, analyzes the common types of tokens in foreign countries and in Kazakhstan, such as Utility (“useful” or “product”) tokens, Security (“investment”) tokens, as well as Coins (“payment tokens”, “cryptocurrencies”) or cryptocurrencies. The article notes the features of the issuance of tokens and their turnover on the territory of the Republic of Kazakhstan. In particular, the issuance and circulation of secured digital assets (Utility tokens and Security tokens) is carried out in the manner prescribed by the legislation of the Republic of Kazakhstan, while the issuance and circulation of unsecured digital assets (cryptocurrencies) is permitted only within the «Astana» International Financial Center.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БЛОКЧЕЙН И КРИПТОВАЛЮТ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВЫПУСКА ТОКЕНОВ И ИХ ОБОРОТ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН»

УДК: 346.741.242.1(574)

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БЛОКЧЕЙН И КРИПТОВАЛЮТ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВЫПУСКА ТОКЕНОВ И ИХ ОБОРОТ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

^ойшыбай^лы ^уаныш1

Старший преподаватель, доктор Ph.D.,

кафедра «Юридических дисциплин», Академия «Кайнар»,

г. Алматы, Республика Казахстан, е-mail: Kuan-K@mail.ru

Копбаев Думан Зикиринович

Старший преподаватель, кандидат юридических наук, кафедра «Юридических дисциплин», Академия «Кайнар», г. Алматы, Республика Казахстан, е-mail: Dumeke_a@mail.ru

Бидайшиева Адеми Бахытбековна

Старший преподаватель, магистр юридических наук, кафедра «Юридических дисциплин», Академия «Кайнар», г. Алматы, Республика Казахстан, е-mail: Adem.12@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена актуальным проблемам и перспективам правового регулирования блпоокчеин и криптовалют на территории Казахстана. Настоящая статья написана для исследователей, которые изучают текущее состояние и актуальные проблемы блокчейн и криптовалюты в Казахстане, и может стать объектом дальнейшего научного или прикладного исследования в сфере цифрового регулирования в Республике Казахстан. В статье отмечаются основные мировые тренды в сфере современных технологий,

0 а также уделяется особое внимание современному состоянию цифровых криптотехноло-£ гий в Казахстане. В частности, проведен анализ нормативной правовой базы Республики ^ Казахстан и дается общий обзор правовой основы действующей цифровой экосистемы

страны. В статье рассматриваются новеллы цифровой экосистемы, а именно раскрыва-el ются такие понятия, как блокчейн, цифровой токен, цифровой актив, обеспеченные циф-

1 ровые активы (токены), необеспеченные цифровые активы (криптовалюты). В статье

< также раскрываются предпосылки возникновения новых инструментов финансирования в

0 виде цифровых знаков (токенов), таких как ICO, IEO и STO; отмечается отличие данных

1 способов друг от друга. В статье дается определение токенизации активов, проводится >s анализ распространенных видов токенов в зарубежных странах и в Казахстане, таких g как Utility ("полезные" или "продуктовые") токены, Security ("инвестиционные") токе-

< ны, а также Coins ("payments tokens", "cryptocurrencies") или криптовалюты. В статье ^Е отмечаются особенности выпуска токенов и их оборот на территории Республики Казах-

< стан. В частности, выпуск и оборот обеспеченных цифровых активов (Utility токены и Se-Ь curity токены) осуществляется в порядке, установленном законодательством Республики 5 Казахстан, тогда как выпуск и оборот необеспеченных цифровых активов (криптовалют)

< разрешается только в рамках Международного финансового центра «Астана».

х Ключевые слова: блокчейн, цифровой актив, токен, криптовалюта, выпуск цифровых § активов, оборот цифровых активов.

СП S

ь

X S

S X

ь

ш m

1 Автор для корреспонденции

БЛОКЧЕЙН МЕН криптовалюталарды кукьщтьщ

РЕТТЕУ: КАЗАХСТАН РЕСПУБЛИКАСЫНЫЦ АУМАГЫНДА ТОКЕНДЕР ШЫГАРУДЫЦ МЭСЕЛЕЛЕР1 МЕН БОЛАШАГЫ ЖЭНЕ ОЛАРДЫЦ АЙНАЛЫМЫ

Куаныш Койшыбай^лы

Ага ощытушы, Ph.D докторы,

«К^щыщтыщ пэндер» кафедрасы, «Кайнар» Академиясы,

Алматы щ., Казащстан Республикасы, e-mail: Kuan-K@mail.ru

Думан Зикиринович Копбаев

Ага ощытушы, зац гылымдарыныц кандидаты,

«Кущыщтыщ пэндер» кафедрасы, Кайнар «Академиясы»,

Алматы щ., Казащстан Республикасы, е-mail: Dumeke_a@mail.ru

Адеми Бахытбековна Бидайшиева

Ага ощытушы, зац гылымдарыныц магистранты,

«Кущыщтыщ пэндер» кафедрасы, Кайнар «Академиясы»,

Алматы щ., Казащстан Республикасы, е-mail: Adem.12@mail.ru

Аннотация. Мащала Казащстан аумагындагы 6локчейнд1 жэне криптовалюталарды щщыщтыщ реттеу мэселелер1не жэне болашагына арналган. Осы мащала Казащстандагы блокчейннщ жэне криптовалюталардыц агымдагы жагдайына жэне взектг мэселелерт зерттеп жатщан зерттеу-шшерге арнап жазылган, жэне Казащстан Республикасындагы цифрлыщ реттеу саласындагы келеЫ гылыми немесе тэж1рибелт зертеулердщ объект1с1 болуы мYмкiн. Мащалада щаз1рг1 заман технология саласындагы нег1зг1 элемдт трендтер корсет1лд1, сондай-ащ Казащстандагы цифрлыщ криптотехнологияныц щазiргi агымдагы жагдайына ерекше назар аударылган. Атап айтщанда, Казащстан Республикасы нор-

мативтж щщыщтыщ базалар талщыланды жэне елдщ цифрлыщ экожYйeсiнiц агымдагы С

щщыщтыщ нeгiзiнe жалпы шолу бeрiлдi. Мащалада цифрлыщ экожYйeнiц новелласы щара- Н

стырылды, атап айтщанда келеЫ узымдар ашылды: блокчейн, цифрлыщ токен, цифрлыщ ^

актив, щамтамасыз етшген цифрлыщ активтер (токендер), щамтамасыз етшмеген циф- с

рлыщ активтер (криптовалюталар). Сондай-ащ мащалада цифрлыщ белгшер (токендер) Т

реттде жаца щаржыландыру щ^ралдарыныц пайда болу сeбeптeрi ашылып корсeтiлдi, ^

сонымен щатар ICO, IEO и STO сиящты щ^ралдардыц бiр бiрiнeн айырмашылыгы бел- А

гiлeндi. Мащалада активтeрдi токенизациялауга аныщтама бeрiлдi жэне шетелдегi/ Ка- О

защстандагы кобiнeсe таралган токендер тYрлeрi талщыланды: Utility ("пайдалы" неме- о

се "продуктивтi") токендер, Security ("инвестициялыщ") токендер, сонымен бiргe Coins Т

("payments tokens", "cryptocurrencies") немесе криптовалюталар. Мащалада Казащстан Ь

Республикасы аумагында токeндeрдi шыгару жэне олардыц айналымы eрeкшeлiктeрi ай- В

щындалды. Атап айщанда, щамтамасыз етшген цифрлыщ активтердщ (Utility токендердщ И

жэне Security токендердщц) шыгарылымы жэне айналымы Казащстан Республикасы р

зацнамасында корсетшген тэрттте ЖYзeгe асырылады, ал щамтамасыз етшмеген циф- В

рлыщ актиктердщ (криптовалюталардыц) шыгарылымы жэне айналымы тек "Астана" о

халыщаралыщ щаржы орталыгында ЖYзeгe асырылады. И

Ty^h свздер: блокчейн, цифрлыщ актив, токен, криптовалюта, цифрлыщ активтeрдi ф

шыгару, цифрлыщ активтердщ айналымы. М

А

Р

7

)

2

LEGAL REGULATION OF BLOCKCHAIN AND CRYPTOCURRENCY: CHALLENGES AND PROSPECTS OF TOKEN BUYING AND THEIR TURNOVER IN THE REPUBLIC

OF KAZAKHSTAN

Koishybaiuly Kuanysh

Senior Lecturer, doctor Ph.D.

Department of Legal Disciplines, «Kainar» Academy, Almaty, Republic of Kazakhstan, e-mail: Kuan-K@mail.ru

Kopbayev Duman Zikirinovich

Senior Lecturer, candidate of legal sciences

Department of Legal Disciplines, Kainar Academy,

Almaty, Republic of Kazakhstan, e-mail: Dumeke_a@mail.ru

Bidayshiyeva Adema Bahitbekovna

Senior Lecturer, master of laws

Department of Legal Disciplines, Kainar Academy,

Almaty, Republic of Kazakhstan, e-mail: Adem.12@mail.ru

Abstract. The article is devoted to current problems and prospects for the legal regulation of blockchains and cryptocurrencies in Kazakhstan. This article is written for researchers who research the current state and current problems of blockchain and cryptocurrency in Kazakhstan, and may become the object of further scientific or applied research in the fields ofdigital regulation in the Republic of Kazakhstan. The article discusses the main global trends in the field of modern technologies, as well as special attention is paid to the features of digitals cryptotechnoligies in Kazakhstan. In particular, the article analyzes the regulatory framework of the Republic of Kazakhstan and provides a general overview of the legal composition of the current ecosystem of § the country. The article discusses the novelties of the digital ecosystem, namely, such concepts as a. blockchain, digital token, digital asset, secured digital assets (tokens), unsecured digital assets ^ (cryptocurrencies) are disclosed. The article also reveals the prerequisites for the emergence ^ of new financing instruments in the form of digital signs (tokens), such as ICO, IEO and STO; g the difference between these methods are noted. The article defines the tokenization of assets, § analyzes the common types of tokens in foreign countries and in Kazakhstan, such as Utility

< ("useful" or "product") tokens, Security ("investment") tokens, as well as Coins ("payment g tokens", "cryptocurrencies") or cryptocurrencies. The article notes the features of the issuance £ of tokens and their turnover on the territory of the Republic of Kazakhstan. In particular, the

issuance and circulation of secured digital assets (Utility tokens and Security tokens) is carried 2 out in the manner prescribed by the legislation of the Republic of Kazakhstan, while the issuance and circulation of unsecured digital assets (cryptocurrencies) is permitted only within the с «Astana» International Financial Center.

< Keywords: blockchain, digital asset, token, crypto currency, issuance of digital assets, turnover ¡5 of digital assets.

-O

Ш £

g DOI: 10.52026/2788-5291_2023_72_1_98

DC О

< Введение ренные изменения производственные про-

< Мы находимся в эпохе перемен и на по- цессы. Она влечет за собой не только техно-pi роге четвертой промышленной революции. логические новации, но и смену социальной (З В отличие от предыдущих, настоящая ре- парадигмы, культурного кода. Масштабное s волюция развивается не постепенными, а внедрение киберфизических систем и циф-s скорее возрастающими темпами. Четвертая ровизация промышленности будут не осу-k промышленная революция привнесет ко- ществимы без правовых преобразований и

политических реформ2. Некоторые считают, что это продолжение «цифровой» революции, новый этап, на котором техника будет все больше будет вытеснять человека [1], но также даст огромную возможность для увеличения уровня жизни человечества [2].

Червертая промышленная революция обычно описывается путем указания ключевых технологий, которые «скоро» войдут в нашу жизнь. К данным технологиям причисляют следующие собирательные понятия грядущих технологий: большие данные (big data); искусственный интеллект (AI, artificial intelligence); автономный транспорт и беспилотные летательные аппараты (БПЛА); облачные вычисления; квантовые вычисления; интернет вещей (internet of things, IoT); дополненная и виртуальная реальность (virtual & augmented reality); 3D-печать; на-нотехнологии и нейротехнологии; блокчейн; информационная безопасность; автономные роботы в сфере логистики и производства; точное земледелие с использованием дронов и сенсоров; стандарты связи технологии 5G и 6G3.

Учитывая изложенное, в 2017 году была утверждена Государственная программа «Цифровой Казахстан». Данная программа, по своей сути, являлась попыткой ответа на новые вызовы и максимальное глубокое внедрение цифровой технологии во все отрасли экономики и деятельности государственных органов, развитие инфраструктуры цифровой технологии, развитие человеческого капитала и инновационной экосистемы.

Согласно Государственной программе «Цифровой Казахстан», блокчейн имеет все предпосылки совершить глобальную трансформацию денежной системы.4 Однако, несмотря на изложенное, указанная программа ограничилась лишь упоминанием о важности блокчейн, и больше направлялась на развитие и внедрение цифровых технологий, таких как: большие данные; интернет вещей; виртуальная и дополненная реальность; 3D-печать; информационная безопасность; автономные работы в сфере логистики и производства; точное земледелие с использованием дронов и сенсоров;

стандарты связи технологии 5G и 6G.

Автор с пониманием относится к данной позиции Правительства Республики Казахстан, поскольку вышеуказанные цифровые технологии в настоящее время являются более понятными в части сферы их применения, тогда как технология блокчейн пока такой ясностью не обладает.

Вместе с тем, несмотря на изложенное, в Казахстане осуществляется попытка по формированию правовой базы для развития блокчейн и цифровых активов. И в целях реализации государственной программы были внесены соответствующие изменения и дополнения в законодательство Республики Казахстан.

В дополнение необходимо отметить, что Государственная программа «Цифровой Казахстан» в настоящее время утратила свою юридическую силу, и сейчас отсутствуют какие-либо государственные программы в сфере внедрения и развития цифровых технологий, в том числе по блокчейну и цифровым активам. Автор в настоящей статье не будет проводить анализ эффективности и результативности данной программы, поскольку в ней имелось лишь упоминание о блокчейн и отсутствовали какие-либо критерии его оценки.

Материалы и методы

Статья подготовлена с использованием общих и частных методов научного познания: диалектического, системного, формально-логического, технико-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

юридического, сравнительно-правового и др. При проведении исследования были изучены и нормативная правовая база Казахстана, и публикаций в сфере блокчейн и цифровых активов.

Обсуждение

На современном этапе развития, пронизанном информационными технологиями, финансовый рынок характеризуется своей неэффективностью, а именно: снижением уровня доверия субъектов экономики к государству [3, с. 7]; большими затратами на организацию размещения финансовых инструментов для многих компаний малого и

Н

X

ы А

о х о Д А

сг

В

СП А

А го О го О

X

е о

"U

2 А

JZ

2 Эксперты: четвертая промышленная революция потребует правовых преобразований // ссылка на источник: https:// nauka.tass.ru/nauka/6354637

3 Четвёртая промышленная революция // ссылка на источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Четвёртая_промыш-ленная_ революция

4 Постановление Правительства Республики Казахстан от 12.12.2017 г. № 827 «Об утверждении Государственной программы «Цифровой Казахстан» //ссылка на источник: http://adilet.zan.kz/rus/docs/P1700000827

"U

CL

< Z

CL

О

е

X

о

сп О

СП <

< СП

ь

-Q

с;

ш tí Ч О X

о <

СП

X

ь

среднего бизнеса, в связи с зарегулирован-ностью всего процесса [4]. Данные причины явились предпосылкой для возникновения и развития цифровых активов с одной стороны, но, с другой стороны, к предпосылкам также нужно отнести современный уровень технологического развития (возможность использования технологий), поскольку, как бы странно ни звучало, до появления современных виртуальных активов было много попыток ее создания. Большинство из них столкнулись с проблемой двойного расходо-вания5. Цифровой актив должен был быть доступен для использования только один раз, при этом он также должен был быть относительно экономически выгодным для использования.

Таким образом, только сейчас в связи с глобальным развитием цифровых технологий и широким распространением блокчейн технологий (цифровых активов), для многих проектов, в особенности в сфере IT, появилась возможность использования относительно более доступных инструментов финансирования и проведения платежей в виде цифровых знаков (токенов).

Так, в качестве удобного способа привлечения частных инвестиций для финансирования запуска новых и (или) финансового обеспечения текущих бизнес-проектов, возникла так называемая процедура ICO (Initial coin offering). ICO представляет собой первичный выпуск токенов (монет) юридическим лицом либо индивидуальным предпринимателем в целях привлечения финансирования для реализации проекта. При ICO происходит эмиссия токенов проекта, которые распределяются среди его инвесторов в цифровом поле взамен на собранные средства для реализации проекта. Правила использования токенов, их дальнейший выпуск, возможности использования, максимальный объем и иные условия обычно прописываются в Белой бумаге (White paper) проекта [4].

Однако, почти половина первичных размещений токенов криптовалют (ICO) в 2017 году оказалась провальной. Об этом сообща-

ет издание MarketWatch со ссылкой на портал Bitcoin.com, который, в свою очередь, приводит данные ICO-трекера Tokendata. В исследовании были рассмотрены открытые данные, в соответствии с которыми в 2017 году ICO было проведено 902 проектами, 418 (46%) из которых позже объявили о своем закрытии. Среди проектов, признанных неудачными, 142 «провалились» еще на стадии сбора средств, а 276 свернулись в течение нескольких месяцев6.

Учитывая данные провалы, некоторые страны полностью запретили проведение ICO, тогда как другие страны ужесточили требования к проведению ICO7. По этой причине, в начале 2019 года развитие получил способ привлечения инвестиций IEO - вариант ICO под контролем площадки обмена8. Современный вариант данного привлечения денежных средств называет Launchpad (площадки, которые предоставляют старта-пам свою блокчейн платформу для успешного сбора средств и последующего листинга на бирже).

Следующим эвалюционным шагом после ICO является STO (security token offering). STO, в отличие от ICO, никогда не обходит законы и правила, оно удаляет из процесса финансовые учреждения и посредников. Это связано с тем, что токены безопасности подпадают под действие правил ценных бумаг - они вступают в действие в первый день проведения STO. Несмотря на то, что STO не дает такой свободы как ICO, но оно имеет свои весомые преимущества, которые смогут привлечь тех инвесторов, которых отпугивает «свобода действий» в ICO и IEO. Неоспоримыми плюсами в STO, по сравнению с традиционными инвестициями, являются: более низкие комиссии; более быстрая обработка сделок; свободное воздействие на рынок; расширение базы инвесторов; автоматизированное проведение сделок; отсутствие манипуляций финансовых учреждений ICO9.

Таким образом, в настоящее время идет развитие новых способов привлечения финансирования в виде цифровых активов

5 Краткая история биткойна и криптовалют - [Электронный ресурс] - Режим доступа: %D0%BA%D1%80%D0%B0% D1%82%D0%BA%D0%B0%D1%8F-%D0%B8%D1%81%D1%82% D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F%D0%B1%D0%B8 %D1%82%D0%BA%D0%BE%D0%B9%D0%BD%D0%B0-%D0% B8-%oD0%oBA%oD1%o80%oD0%oB8%oD0%oBF%oD1%,82%oD0 %BE%D0%B2%D0%B0%D0%BB /дата обращения: 12.10.2022 год

6 ICO (Initial Coin Offering) - [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.tadviser.ru/index.php/%D0% A1%D1% 82%oD0%oB0%oD1%o82%oD1%o8C%oD1%o8F:ICO_(Initial_%oD0%oA1oin_Offering) /дата обращения: 12.10.2022 год

7 Там же

8 Инвестирование в криптопроекты (ICO, IEO, STO) - [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://pcfs.eu/services/ uslugi/ investirovanie-v-kripto-proekty-ico-ieo-sto/ дата обращения: 12.10.2022 год

9 Там же

(ICO, IEO, STO), а также до сих пор имеются целый ряд вопросов, которые возникают в правовом регулировании токенов и осуществлении токенизации активов.

Правовой статус и понятие цифровых активов, токенизация и виды активов в зарубежных странах

В настоящее время в разных странах мира по-разному определяется правовой статус цифровых активов. Так, если в одних странах цифровые активы, включая криптова-люты, функционируют не как валюты, а как другие инвестиции или средства сбережения, такие как золото, предметы искусства, скаковые лошади или яхты, и не предусматривают создания специального правового регулирования [5, с. 132], то в других странах (их меньшинство), цифровые активы разграничиваются как на цифровые активы, так и на криптовалюты (средство платежа).

Также имеются третьи страны, которые опасаясь большой волатильности и децентрализованного характера цифровых активов (уменьшение контроля со стороны государства), предпочитают введение полного или частичного запрета. Например, частичный запрет на использование крипто-активов, включая криптовалюты, введен в Ливии, Бахрейне и Грузии, в то время как в Китае, Египте, Ираке и Марокко введен явный и недвусмысленный запрет на их использование [5, с. 132].

Таким образом, регулирующие органы и центральные банки по всему миру работают над тем, чтобы понять правовую природу и значение цифровых активов. Большая часть разного определения правового статуса цифровых активов связана с ее новизной по сравнению с более традиционными валютами и инвестиционными средствами.

При рассмотрении понятия «цифровой актив» можно обнаружить, что данное понятие является собирательным и включает в себя четыре составляющие: экономическую, правовую, информационную и ценностную.

Экономическая составляющая в финансовой сфере определена наличием уникального идентификатора, представленного условным наименованием «метка» или в виде совокупности информации либо группы данных и предназначенного для идентификации определенного объекта в сети, предотвращения копирования этого объекта и подтверждения его подлинности [6, с. 68].

Информация о цифровом активе содержит следующие признаки: место его нахождения и регистрации, законодательные огра-

ничения в случае их наличия, а также другие отличительные признаки и свойства. Терминология блокчейн обеспечивает условия идентификации цифрового актива за счет присвоения ему уникального хеш-кода, что позволяет закрепить такой актив за определенным субъектом права [6, с. 68].

Понятие «цифровой актив» в рамках правового компонента выражается в юридической сфере, производной от права. И данное понятие относится к материальным или нематериальным ресурсам и имущественным правам [6, с. 68].

Таким образом, исходя из вышеизложенного можно сделать вывод том, что определение понятия «цифровой актив» варьируется в зависимости от предметных областей и подходов, в рамках которых оно рассматривается. Вместе с тем, общим признаком данных понятий является «наличие числовых комбинации и кодирование, и технология перевода информации в электронный формат, которая называется оцифровкой, или токенизацией активов.

Токенизация активов, представляет собой цифровое отражение реальных активов в распределенных реестрах или выпуск традиционных активов в токенизированной (цифровой) форме. Токен, выпускаемый в привязке к тому или иному типу актива Е (доле в бизнесе, праву на услугу и товар), q представляет собой новый вид актива, су- К ществующий в цифровом поле. Токенизиро- s вать можно любой класс активов, как нелик- q видных, так и ликвидных - акции, долговые У инструменты, металлы, интеллектуальную А собственность, недвижимость и другое [4]. А

Далее хотелось бы отдельно остановить- о ся на классификации токенов (цифровых ак- Д тивов), которые позволят более глубже по- Е нять их природу. Ь

На данный момент в мире не существу- В ет единой системы классификации токенов И (цифровых активов). В настоящей статье р автор рассмотрит лишь распространенные АВ классификации токенов: Utility («полез- о ные» и «продуктовые») токены, Security и («инвестиционные») токены, а также Coins ф (Payments tokens или Cryptocurrencies), или р криптовалюты. Такие понятия используют- Ц ся, например, в терминологии Комиссии по и ценным бумагам и биржам США (Securities к and Exchange Commission или SEC) и Служ- щ бы по надзору за финансовыми рынками ( Швейцарии (FINMA) [4]. -

Utility токены дают доступ к товарам и 2 услугам, которые запустятся по проекту в 3

будущем, то есть дают право на приобретение услуг и продуктов проекта. Также эти токены могут использоваться для получения дисконта или премиального доступа к товарам и услугам проекта. Это внутренняя валюта проекта, которая дает доступ к услугам или продуктам проекта. Поскольку общий объем таких монет фиксирован, токены могут со временем увеличиться в цене, если спрос на продукт или услугу повышается [4].

Обычно выпуск Utility токенов осуществляется в рамках ICO. ICO означает эмитирование токенов при помощи технологии блокчейн с целью привлечения финансирования, осуществляемое в отношении Utility токенов, которые определенно не являются вложением непосредственно в компанию, так как пользователи не получают во владение доли компании. Покупая токены, выпущенные компанией при реализации определенного проекта, приобретатели рассчитывают лишь:

на получение выгоды от перепродажи токенов по более высокой цене в будущем (предполагая, что они будут пользоваться большим спросом - например, потому что проект «выстрелит»);

воспользоваться своими токенами в буду-ро щем, получив товар или услуги, выпускае-¡3 мые проектом;

£ поддержать интересный для себя проект. ^ Инвестору выдаются токены, позже их 1 можно использовать на платформе проекта в качестве внутренней валюты или торговать s ими на биржах, но у них может не быть дол-^ госрочной ценности [4].

0 Security токены - по своей экономической

1 функции похожи на ценные бумаги, дающие >s владельцам право на реализацию их инвест стиционных интересов (право на акции, по-

< лучение части дивидендов, долю прибыли и с т.д.). Эти права записываются в смарт-кон-

< тракте, а сами токены торгуются на биржах, (З и их выпуск получил название STO (Security £ token offering). По сути, STO - это один из tí вариантов размещения ценных бумаг в циф-о ровом поле. На текущий момент в большин-о стве юрисдикций регуляторы идут по пути m применения к такому классу активов уже Í имеющегося законодательства в отношении g традиционных финансовых инструментов. Ь Такой подход влечет необходимость получе-^ ния лицензий для предложения и торговли ^ токенизированными активами [4].

Ь Стоит отметить, что согласно сложив-m шейся практике зарубежных стран, эмитен-

ты токенов зачастую разными путями избегают признания своего продукта Security токеном, так как этот статус накладывает на него определенные обязательства и влечет регулирование как для финансовых инструментов.

Cryptocurrencies - этот тип токенов имеет свой собственный блокчейн и зачастую рассматривается как средство платежа в некоторых юрисдикциях. Обычно токены данной категории не несут в себе дополнительных функций и не связаны с другими проектами [4].

Приведенные три типа токенов являются классическими. На самом деле, их разновидностей намного больше, а различия между ними достаточно размыты - практически все типы токенов можно использовать и как деньги, и как инструмент для инвестиций, и как оплату за работу [4].

Правовой статус, классификация токе-нов и правовое регулирование оборота то-кенов на территории Республики Казахстан

Одним из основных нововведений законодательства Казахстана о цифровых технологиях является закрепление правового статуса и понятия «цифровых активов» и его классификация.

Так, согласно статьям 115 и 116 Гражданского кодекса Республики Казахстан, цифровые активы включены в список объектов гражданских прав, наряду с другими имущественными благами и правами (имуществом). Понятие и виды цифровых активов, а также особенности оборота цифровых активов определяются законодательством Республики Казахстан и актами Международного финансового центра «Астана».

Согласно Закону Республики Казахстан «Об информатизации» (п. 55-1 ст. 1), «цифровой актив» определяется как имущество, созданное в электронно-цифровой форме с применением средств криптографии и компьютерных вычислений, не являющееся финансовым инструментом, а также электронно-цифровая форма удостоверения имущественных прав. Также в данном законе (ст. 31-1) установлено, что цифровой актив не является средством платежа. Одним из видов цифрового актива является «цифровой токен», определенный как цифровое средство учета, обмена и удостоверения имущественных прав.

Согласно ст. 33-1 Закона Республики Казахстан «Об информатизации», в настоящее время цифровые активы подразделяются на

обеспеченные или необеспеченные.

К обеспеченным цифровым активам (то-кены) относятся цифровой токен и иные цифровые активы, являющиеся цифровым средством удостоверения имущественных прав на товары и (или) услуги, выпускаемые (предоставляемые) лицом, выпустившим обеспеченный цифровой актив. Виды обеспеченных цифровых активов, а также перечень прав, удостоверяемых цифровым токеном, устанавливаются лицом, выпускающим цифровой токен, в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

К необеспеченным цифровым активам (криптовалюты) относятся цифровые то-кены, полученные как вознаграждение за участие в поддержании консенсуса в блок-чейне в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

Закон Республики Казахстан «Об информатизации» закрепляет, что к обеспеченным цифровым активам относятся Utility токены и Security токены, выпускающиеся в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

При этом, согласно ст. 33-1 Закона Республики Казахстан «Об информатизации», виды обеспеченных цифровых активов, а также перечень прав, удостоверяемых цифровым токеном, устанавливаются лицом, выпускающим цифровой токен, в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, закрепляя их регулирование на правовом уровне. Также предусмотрено, что право на цифровой актив (токен) удостоверяется посредством записи в блок-чейне лицом, выпускающим цифровой актив, на распределенной платформе данных, в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

Далее необходимо отметить, что согласно Закону Республики Казахстан «Об информатизации» (ст. 33-1), указываются некоторые ограничения в части цифровых Security токенов, а именно, предусмотрено, что цифровой актив не обеспечивает права на финансовые инструменты и не предоставляет его собственнику или владельцу соответствующих прав в отношении юридического лица. Исходя из этого, можно предположить, что токенизация активов, которая может попасть под регулирование финансовых инструментов, на территории Республики Казахстан в настоящее время запрещена.

Кроме того, в вышеуказанной норме указывается, что выпуск и оборот необеспе-

ченных цифровых активов (криптовалют, Cryptocurrencies) разрешается только в рамках Международного финансового центра «Астана».

На основании вышеизложенного, необходимо отметить, что в настоящий момент в Казахстане осуществляется достаточно сбалансированная попытка строительства законодательной базы выпуска и оборота цифровых активов. А именно, с одной стороны, законодатель признает цифровые активы как объект гражданского права в Республике Казахстан (не запрещает его выпуск и оборот), но с другой стороны, токенизация активов и оборот токенов фактически осуществляется лишь на территории Международного финансового центра «Астана».

При этом, несмотря на вышеизложенные положения, в законодательстве Республики Казахстан имеются много вопросов, которые по настоящее время не урегулированы: отсутствуют определения понятий «криптоко-шелек», «горячий криптокошелек», «холодный криптокошелек», «виртуальный счет», «криптобиржа» либо «организация торгов цифровых активов»; отсутствуют положения, обеспечивающие правовое урегулирование взаимодействия криптобирж и банков второго уровня, а также их клиентов (физических и юридических лиц); отсутствуют Е требования к криптобиржам и их кибербез- q опасности; не разрешены вопросы по нало- К гообложению цифровых активов, которые s покупаются и продаются на криптобиржах q или в других пунктах обмена; отсутствуют У положения, которые регулируют систему > управления рисками и внутреннего контро- А ля криптобирж; другие положения. Также о особо важным аспектом является легализа- Д ция цифровых активов, которые находятся у Е тех или иных граждан. Данные положения Ь являются важными, так как на их основе бу- q

' J ОЭ

дут формироваться правовые механизмы в И

сфере цифровых активов. р

>

Результаты g

Таким образом, в Казахстане осуществля- И

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ется попытка строительства законодатель- ф

ной и нормативной базы выпуска и оборота р

цифровых активов. Поскольку как государ- Ц

ство, так и частный бизнес в достаточной s

степени заинтересованы в том, чтобы дать к

возможность развития новым рынкам услуг, №

то в данном случае очень важным является (

не создавать никаких искусственных барье- —

ров и ограничений. Несомненно, контроль 2

должен быть, а не запрет: в противном слу- 3

CL

< Z

CL

О

е

X

о

m О

in <

< СП

ь

-Q

с;

ш £

Ч О X

о <

СП

X

ь

чае государство рискует потерять не только экономические возможности (получать доходы в виде налогов), но и инструменты мониторинга и регулирования оборота цифровых активов. В современном цифровом мире запрет цифровых активов фактически невозможен, так как их оборот может осуществляться без участия финансовых посредников (банковских и других финансовых организаций).

В связи с чем, сбалансированное регулирование выпуска и оборота цифровых активов с учетом имеющих рисков (риски, вытекающие из статуса и определения вида токена; риски, вытекающие из регулирования токенов; риски, вытекающие из оборота и учета токенов как выпускаемых на территории Казахстана, так и на территории зарубежных стран; риски, связанные с налогообложением оборота токенов) является необходимостью, которая продиктована современной реальностью.

Также следует отметить, что создание правового режима в отношении цифровых активов является не только необходимостью современных реалий, но также является очень большими возможностями. Развитие цифровых активов в Казахстане дополнительно даст возможность для появления новых правовых и экономических отношений, связанных с цифровыми активами. К примеру, цифро-кастодиальные услуги - хранение, администрирование и защита цифровых активов или частных криптографических ключей, используемых для хранения или передачи криптоактивов в качестве услуги.

Другим примером может служить появление специализированных финансовых инструментов - платежных шлюзов цифровых активов. Последние, в свою очередь, не являются обязательными или необходимыми для проведения транзакций в цифровой валюте. Однако они устраняют большую часть путаницы, дезинформации и спекуляций, которые могут исходить от децентрализованного и нерегулированного цифрового актива, а также минимизируют риски сторон, являясь своего рода посредниками при осуществлении транзакций [5, с. 139].

Кроме того, автор полагает, что развитие цифровых активов и их глубокое внедрение в экономику будет постепенно и стремительно менять архитектуру финансовой системы Казахстана (это можно считать данностью современных реалий). К примеру, в цифровой экономике функции денег будут оставаться прежними, но при этом требования к ним будут возрастать: 1) переход в максимальной степени к безналичной (цифровой) форме хранения и расчетов;

2) минимальные затраты на осуществление расчетов и хранение денежных средств;

3) максимальная унификация технологий передачи и хранения стоимости; 4) возможность самостоятельного осуществления расчетов независимо от времени и места нахождения отправителя; 5) отсутствие посредника в расчетах и платежах (реег-1»-реег) и невозможность влияния третьей стороны на их осуществление; скорость, удобство и высокая степень надежности осуществления расчетов и платежей [3].

ЛИТЕРАТУРА

1. Конец аналогового мира: индустрия 4.0 или что принесет с собой червертая промышленная революция // Степан Лисовский, аспирант МФТИ, сотрудник кафедры нанометро-логии и наноматериалов - [Электронныйресурс] - ссылка на источник:

2. Четвертая промышленная революция в Давосе // корреспондент expert.ru Сергей Ма-нуков - [Электронныйресурс] - ссылка на источник: https://expert.ru/2016/01/21/chetvertaya-promyishlen naya-revolyutsiya/

3. Кэролайн Мальком. Криптовалюты и блокчейн как атрибуты новой экономики. Разработка регуляторных подходов: международный опыт, практика государств - членов ЕАЭС, перспективы для применения в Евразийском Экономическом Союзе // Доклад Евразийской экономической комиссии - М.: 2019 - С. 6-15.

4. Токенизировать или нет - вот в чем вопрос // Достанова Диана, старший юрист, Юридическая фирма Egen Gregory, Магистр права - [Электронный ресурс] - ссылка на источник: https://online.zakon.kz/Document/? doc_id=39349544& base_id=2 дата обращения: 12.10.2022 год

5. Абдуллаева З.Ю., Правовое регулирование цифровых финансовых активов в Россий-

ской Федерации и странах Европейского Союза // Вестник Университета им. О.Е. Кута-фина (МГАЮ) - 2022. - № 8. - С. 131-140.

6. Денисов И.С., Капичникова Е.Ю. и Юракова А.Ю., Правовое регулирование цифровых финансовых активов в России //Экономика. Право. Общество. - 2019 - № 4 (20) - С. 66-71.

REFERENCES

1. Konec analogovogo mira: industrija 4.0 ili chtoprineset s soboj chervertajapromyshlennaja revoljucija //Stepan Lisovskij, aspirantMFTI, sotrudnik kafedry nanometrologii i nanomaterialov - [Jelektronnyj resurs] - ssylka na istochnik:

2. Chetvertaja promyshlennaja revoljucija v Davose // korrespondent expert.ru Sergej Manukov - [Jelektronnyj resurs] - ssylka na istochnik: https://expert.ru/ 2016/01/21/chetvertaya-promyishlen naya-revolyutsiya/

3. Kjerolajn Mal'kom Kriptovaljuty i blokchejn kak atributy novoj jekonomiki. Razrabotka reguljatornyh podhodov: mezhdunarodnyj opyt, praktika gosudarstv - chlenov EAJeS, perspektivy dlja primenenija v Evrazijskom Jekonomicheskom Sojuze // Doklad Evrazijskoj jekonomicheskoj komissii - M.: 2019 - S. 6-15.

4. Tokenizirovat' ili net - vot v chem vopros // Dostanova Diana, ctarshij jurist, Juridicheskaja firma Egen Gregory, Magistr prava - [Jelektronnyj resurs] - ssylka na istochnik: https://online. zakon.kz/Document/? doc_id=39349544& base_id=2 дата обращения; 12.10.2022 год

5. Abdullaeva Z.Ju., Pravovoe regulirovanie cifrovyhfinansovyh aktivov v Rossijskoj Federacii i stranah Evropejskogo Sojuza // Vestnik Universiteta im. O.E. Kutafina (MGAJu) - 2022. -№ 8. - S. 131-140.

6. Denisov I.S., Kapichnikova E.Ju. i Jurakova A.Ju., Pravovoe regulirovanie cifrovyh finansovyh aktivov v Rossii // Jekonomika. Pravo. Obshhestvo. - 2019 - №4 (20) - S. 66-71.

ZQAI

X

X

q

s

I

I А

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.