Китае не выращивали. На сегодняшний день практически весь «яблочный рынок» Азии представлен китайской продукцией, а виноград и вино марки «Великая Стена» получает награды на выставках в странах ЕС;
5. Продовольственный бум сослужил плохую службу экологии Китая. Например, 25% всего объема овощной продукции производится в городе Шоугуан. Овощи обрабатываются химикатами, нитраты используются сверх всяких мер для быстрого роста огурцов и томатов. Как следствие - земля сильно истощена, подземные воды загрязнены.
Китай нашел выход из создавшейся экологической проблемы. Правительство Китая в большей степени дотирует именно тех фермеров, которые выращивают экологически чистую продукцию. Сами китайцы тщательно изучают опыт и копируют методы развития животноводства за рубежом, в частности свиноводства Бразилии.
Учитывая сегодняшнее сложное положение, санкции стран Евросоюза и США, в России пора жестко реформировать сельское хозяйство и переходить на импортозамещение. И опыт Китая, учитывая его ошибки, - хороший пример.
В условиях санкций и политики импортозамеще-ния другим важным инструментом является выработка оптимального механизма государственных закупок. Поэтому в России специально создают электронный каталог товаров, работ и услуг. В опытном режиме его запустили 15 ноября. Например, в Татарстане такой
онлайн-каталог собственной продукции уже успешно протестировали и начали анализировать рынок. В каталоге уже зарегистрировались около 50 предприятий, выставивших на продажу более 1,5 тыс. товаров. Вскоре будет запущен механизм, который поможет покупателям влиять на качество татарстанской продукции, одним кликом компьютерной мыши подсказывая продавцам, в чем их продукция проигрывает импортной продукции. Такие отзывы заставят предприятия задуматься о повышении качества товаров, снижении их себестоимости или создании новых востребованных продуктов. Благодаря каталогу покупатели увидят, с какими поставщиками они будут работать, кому смогут предъявить претензии. Важно, что через каталог связи строят напрямую с производителями, исключая посредников. Каталог поможет предприятиям, в том числе сельскохозяйственным, с реализацией продукции. Тем самым силы предприятий будут направлены только на решение производственных задач: повышения качества продукции, сокращения издержек, модернизации оборудования, внедрения новых технологий [5, с. 12].
В современных условиях жестких экономических санкций со стороны США, стран ЕС предложенные меры позволят наладить производство рентабельной сельскохозяйственной продукции в регионе и стране с целью импортозамещения продовольственной продукции и самообеспечения страны.
Статья поступила 23.01.2015 г.
Библиографический список
1. О ходе и результатах реализации в 2013 году республиканской программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы»: доклад Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан. Махачкала. 2014. 253 с.
2. Алиева З.Б. Фьючерсные сделки в виноградарских агро-
холдингах // АПК: экономика, управление. 2014. № 9. С. 30-35.
3. Сельское хозяйство в России [Электронный ресурс]. URL: http://agro.ru/novosti/s-kh-proizvodstvo-fermerstvo/v-dagestane-poyavitsya-selektsionno-plemennoy-tsentr.
4. Зотов Г. «Свиньи и чиновники» // Аргументы и факты. 2014. № 41.
5. Руденко А. Товары по полочкам // Аргументы и факты. 2014. № 41.
УДК 330.332
ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МОНГОЛИИ
Л
© Баярхуу Гэрэлмаа1
Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Инновационная деятельность является одним из приоритетных направлений экономики и бизнеса, поскольку она связана с высокими технологиями, способствующими достижению значительного экономического роста. Этим обстоятельством обусловлена роль государственного регулирования в данной сфере, главная цель которого -создание благоприятных условий для развития инновационной деятельности. Ключевые слова: государственное регулирование; инновационная деятельность.
PROBLEMS OF INNOVATION REGULATION IN MONGOLIA Bayarkhuu Gerelmaa
Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.
1 Баярхуу Гэрэлмаа, аспирант, тел.: 89041383576, e-mail: Pooh_gerel@yahoo.com Bayarkhuu Gerelmaa, Postgraduate, tel.: 89041383576, e-mail: Pooh_gerel@yahoo.com
Innovative activity is one of the priorities of business and economy since it is associated with high technologies that condition substantial economic growth. These circumstances determine the role of government regulation in this sphere, which is aimed at the creation of favorable conditions for innovation development. Keywords: government regulation; innovation.
В сегодняшних условиях развитие инновационной деятельности и инновационной системы во многом зависит от политики государства в области регулирования этих процессов и механизмов. Как показывает мировая практика инновационного развития, структурная перестройка, масштабы внедрения прогрессивных технологий и выпуска высокоэффективных и наукоемких видов продукции в значительной степени определяются институциональными преобразованиями. Системный подход к управлению инновациями предполагает единство регулирования инновационной деятельности на всех уровнях, тесную взаимосвязь и согласованность всех инструментов и решений участников деятельности [3].
Одним из основных государственных регулирований является регулирование инновационной деятельности. Роль государственной поддержки инновационной деятельности возрастает в связи с превращением инноваций в решающий фактор повышения национальной конкурентоспособности, и становление «новой экономики» придает поиску наиболее эффективных методов государственной поддержки особую значимость [2].
В процессе исторического генезиса категории государственного регулирования инновационной деятельности произошло выделение двух ее форм, известных как прямое и косвенное регулирование. Принципиальное различие между ними лежит в приемах и способах воздействия на управляемый объект.
Прямые формы предполагают со стороны государства законодательное обеспечение мер регулирования, контроль, надзор и осуществление защиты прав интеллектуальной собственности, принятие мер по обеспечению гласности и т.д. Это прямые формы институционального воздействия. Вторым видом прямых форм является прямое содействие, ориентированное на конкретный проект (государственное инвестирование).
К косвенным формам регулирования относится осуществляемое государством регулирование через находящиеся в его распоряжении рычаги и финансовые ресурсы. Их использование приводит не к выделению бюджетных средств, а к «недополучению» их в будущем. Инновационная деятельность регулируется
в каждой стране в зависимости от экономических особенностей страны.
Необходимость инновационного развития Монголии особенно очевидна на фоне ключевых вопросов, которые стоят сегодня перед национальной экономикой. Сокращение доступных трудовых ресурсов, низкая производительность труда и низкая энергоэффективность, сырьевая зависимость экономики - все это, безусловно, означает, что стимулирование инноваций действительно является сегодня ключевой задачей для экономики и общества. Внедрение инноваций и модернизация производства - один из основных способов решения экономических, социальных и экологических проблем. Он представляет собой интенсивный путь развития, ускоряет темпы роста экономики в целом.
Для нормального функционирования и развития инновационной деятельности необходимо большое вливание капитала на уровне как государства, так и предприятия. Данная проблема решается путем привлечения государственных, частных и иностранных инвестиций. Источниками финансирования инновационной деятельности могут быть предприятия, финансово-промышленные группы, малый инновационный бизнес, инвестиционные и инновационные фонды, органы местного управления, частные лица. Все они участвуют в хозяйственном процессе и тем или иным образом способствуют развитию инновационной деятельности.
С переходом к рыночным отношениям в Монголии развернулись большие социально-экономические преобразования, направленные на создание основ нового общественного строя рыночной экономики. Государство уделяло и уделяет большое внимание формированию законодательных и юридических основ рыночной экономики: разработаны и утверждены многочисленные законы и правовые акты. Усилился процесс приватизации государственной и кооперативной собственности. В результате в стране появился и стал развиваться быстрыми темпами частный сектор. По статистическим данным, в 1989 г. частный сектор составлял только 3,3% от ВВП, а в 2010 г. на его долю приходилось уже 73,7%.
Основные показатели экономического развития Монголии [7]
Показатели Количество ед. измерения (по годам)
2006 2007 2008 2009 2010 2011
Валовой внутренний продукт (млрд туг.) 4027,6 4956,6 6555,6 6590,6 8414,5 10829,7
Промышленное производство (млрд туг.) 1612,0 1773,6 1823,4 1763,3 1938,8 2126,3
Инвестиции в основной капитал (млрд туг.) 881,4 1252,8 1785,1 2146,2 3845,8 6545,8
Индекс потребительских цен 6,2 17,8 22,1 4,2 13,0 10,2
Как видно из данных таблицы, в последние годы в экономике страны наблюдается благоприятная тенденция роста. Некоторые отрасли, такие как горнодобывающая и связь, развиваются быстрыми темпами. Но в настоящее время, когда в структуре национальной экономики происходят существенные преобразования, доля некоторых традиционных отраслей экономики, в том числе сельского хозяйства, уменьшается. В значительной степени это объясняется слабыми научными разработками и недостаточным внедрением в производство всех типов инноваций.
В условиях, которые сложились в отраслях Монголии, становится все сложнее заниматься инновационной деятельностью, осуществлять производство новых товаров и услуг.
Активизация инновационной деятельности на промышленных предприятиях, повышение конкурентоспособности продукции отечественных предприятий невозможны без научно-технического обеспечения их деятельности. Анализ инновационного потенциала страны будет не полным без оценки научно-технической сферы, ее состояния и перспектив развития.
Во время переходного периода Правительство Монголии предпринимало неоднократные попытки добиться развития через повышение роли науки и технологий, полнее используя результаты научных исследований, а также создавая структуры правовой среды, которая отвечала бы глобальным требованиям. К важнейшим основным законам и нормативным актам относятся [6]: Конституция Монголии (1992 г.), «О национальной безопасности» (2001 г.), «Государственная политика по науке и технологиям» (1998 г.), «О науке и технологиях» (1998 г.), «О передаче технологий» (1998 г.), «О правовом статусе Академии наук Монголии» (1996 г.), «О высшем образовании» (2002 г.), Патентный закон (1993, 2006 г.), «Об авторском праве» (1993, 2006 г.).
В результате совместной работы Правительства Монголии и ЮНЕСКО разработан Генеральный план развития науки и технологий Монголии в 2007-2020 гг.
Цель Генерального плана [1] состоит в том, чтобы увеличить возможности науки и техники, системную эффективность новшеств через сотрудничество с Промышленной академией, сформировать правовую среду, создать условия для разработки национальных технологий, обеспечить рост высокотехнологичных отраслей промышленности и создать экономику, основанную на знаниях.
В рамках реализации Генерального плана развития науки и технологий Монголии в 2007-2020 гг. Правительство Монголии приняло закон «Об инновации» от 22 мая 2012 года [6]. Этот закон дает большие возможности для успешной реализации Генерального плана.
Глобальные тенденции и опыт показывают, что мировая экономика развивается за счет использования интеллектуального потенциала общества в динамической модели социально-экономического роста, путем разработки основанных на знаниях инноваци-
онных систем эффективного обучения, а также создания инфраструктуры и правовой среды посредством государственной политики.
Общий объем НИОКР по стране равняется 0,9% ВВП. В вузах объем научно-исследовательских работ существенно возрастает. Так, например, в Монгольском государственном университете науки и технологии (МонГУНТ) в 2007-2010 гг. [5] было выполнено 1560 научно-исследовательских проектов (общей стоимостью около 64,8 млрд тугриков) и более 100 технологий внедрено в производство, в частности в процесс обогащения полезных ископаемых, хлебопекарное производство, а также в переработку сырья и материалов.
По мнению автора статьи, главная проблема отрасли науки и технологий - это сокращение количества потенциальных и опытных научных сотрудников, что связано с низким уровнем заработной платы и нерешенностью социальных проблем работников научно-технологического сектора, необеспеченностью современным лабораторным оборудованием.
Присутствие Монголии на международном рынке наукоемкой продукции весьма незначительно [4]:
- инновационный потенциал - 0,352;
- функционирование национальной инновационной системы - 0,277;
- инновационная среда - 0,389;
- уровень научно-технологической безопасности страны - 16%.
В общей сумме государственных затрат на науку и технологии большая их часть приходится на фундаментальные и прикладные исследования. Расходы на разработку и внедрение занимают наименьшую долю и имеют тенденцию к снижению.
В 2010 г. [6] была опубликована 7661 работа, в том числе за рубежом - 1431 (18,7%). Большинство из них представляют собой научные статьи (49%) и доклады на научных конференциях (39%). В 2007-2010 гг. было зарегистрировано 112 патентов нововведений, в том числе за рубежом - 4 (0,04%). Среди зарегистрированных патентов 28% - это патенты в области техники и технологии, из них 75% принадлежит МонГУНТ (Монгольский государственный университет науки и технологии). Патенты сельского хозяйства занимают 21%, медицинских наук - 28%, естественных наук - 21%. В последние годы в стране наблюдается возрастающий интерес к внедрению достижений науки и технологий в производство, следовательно, к развитию науки, технологий, инноваций. Это значит, что Монголия имеет достаточно высокую способность к генерации новых знаний.
В Монголии применяются следующие формы государственного регулирования инновационной деятельности:
- создание законодательных баз для активизации инновационной деятельности, что устанавливает правовые основы взаимоотношений ее субъектов, гарантирует охрану их прав и интересов, в частности охрану таких наиболее существенных для развития инновационной деятельности прав, как права на объ-
екты интеллектуальной собственности;
- разработка государственной политики развития в области науки и технологий, определяющей цели, принципы, направления, способы и формы государственного регулирования в сфере науки, технологий и производственного освоения научно-технических достижений;
- введение государственной бюджетной политики, обеспечивающей финансирование инновационной деятельности, направление в инновационную сферу государственных ресурсов, выделение прямых государственных инвестиций для реализации программ и проектов, важных для общественного развития.
Исследования позволили сделать вывод о том, что существующие формы государственного регулирования инновационной деятельности Монголии не дают ожидаемых результатов в решении проблем конкурентоспособности продукции отечественной промышленности, эффективности технологических процессов и наукоемкости производства. Требуют внимания проблемы в области науки, несовершенство действующей нормативно-правовой базы и недостаточная поддержка со стороны государства.
Эффективность государственного регулирования инновационной деятельности в Монголии, по мнению автора, сдерживает ряд факторов:
- отсутствуют существенные заделы по отдельным направлениям науки и технологическим разработкам. В ряде областей науки на мировом уровне доля статей монгольских авторов так мала, что не может играть существенной роли в развитии мировой науки;
- нет масштабного научно-технического потенциала; недостаточно проводится исследований по широкому спектру областей науки и техники. Об этом свидетельствует количество публикаций монгольских специалистов в научных изданиях по различным областям науки;
- Монголия пока еще не имеет значительного кадрового потенциала в разных сферах, тем более в сферах науки и технологий.
- не развиты инновационные инфраструктуры;
- недостаточно финансирование в области науки и технологий;
- не развито государственное партнерство с малым и средним предпринимательством в области внедрения инноваций;
- недостаточно мероприятий по коммерциализации результатов научных исследований, слабо развито сотрудничество между образовательными и научно-исследовательскими институтами, инновационными организациями, а также малыми, средними и крупными предприятиями;
- промышленные технологии недостаточно развиты, связь между наукой и промышленностью слаба, экономика Монголии остро нуждается в передовых иностранных технологиях.
Представляется возможным назвать основные причины неэффективного регулирования инновацион-
ной деятельности:
- государственное регулирование инновационной деятельности не охватывает все составляющие инновационной системы страны;
- ввиду нехватки финансирования и персонала государственная политика в области науки и технологий реализуется не в полной мере;
- законодательная база не оказывает влияния на развитие инновационной деятельности.
По нашему мнению, переход на инновационный путь развития в Монголии необходимо осуществить поэтапно:
1. 2015-2020 гг. Сформировать экономические, инфраструктурные и институционные основы перехода к инновационному пути развития Монголии.
2. 2020-2025 гг. Наладить производства, реализующие новейшие технологические уклады, и выйти на внутренний и внешний рынки с наукоемкой продукцией мирового уровня.
3. 2025-2030 гг. Создать научно-технические и производственные предпосылки для технологического обновления основных экономических секторов производства и увеличить долю современной конкурентоспособной продукции на мировом рынке.
На первом этапе (2015-2020 гг.) произойдет укрепление научно-технического потенциала; улучшение условий для развития легального предпринимательства и поддержки добросовестной конкуренции; стимулирование иностранных инвестиций в наиболее передовые и наиболее высокоспециализированные производства; развитие внутреннего спроса; внедрение требований к качеству продукции и защите окружающей среды, принятых в мировой практике.
Правительство Монголии на этом этапе должно составить программу, направленную на создание механизмов:
- совершенствования законодательной базы;
- привлечения иностранных инвестиций в слаборазвитые отрасли;
- подготовки высококвалифицированных специалистов;
- защиты и использования интеллектуальной собственности;
- создания инфраструктуры национальной инновационной системы;
- поддержки совместных работ науки и производителя.
Результатом реализации второго этапа (20202025 гг.) должно стать обеспечение конкурентных позиций в перспективных секторах рынка, где монгольская продукция не была ранее представлена, а в отдельных случаях - формирование новых областей спроса, в удовлетворении которого монгольская наукоемкая продукция играла бы значительную роль.
На третьем этапе (2025-2030 гг.) при сохранении и закреплении позитивных тенденций в промышленности будут созданы условия для переключения спроса на монгольские инновации.
Статья поступила 18.11.2014 г.
Библиографический список
1. Генеральный план развития науки и технологий Монголии в 2007-2020 гг. Улан-Батор: «Содпресс», 2007. 77 с.
2. Гедич Т.Г., Уразова Н.Г. Государственное регулирование инновационной деятельности: монография. Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2008. 188 с.
3. Егоров Н.Е. Основные направления государственной инновационной политики Республики Саха // Инновации. 2002. № 9. С. 33-34.
4. Оюунцэцэг Л. Теоретико-методические основы формирования НИС (на примере Монголии): дис. ... д-ра эконом.
наук. РЭА им. Г.В. Плеханова, 2009. 264 с.
5. Официальный сайт Министерства образования, культуры и науки [Электронный ресурс]. URL: http://www.meds.gov.mn/AnnualReport (12.12.2014).
6. Официальный сайт центрально-информационной системы законодательной базы Монголии [Электронный ресурс]. URL: http://www.legalinfo.mn/law/?cat=27 (15.10.2012).
7. Статистический ежегодник Монголии 2010. Улан-Батор, 2011. 463 с.
УДК 338.4
АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ ФОРМИРОВАНИЯ И МОНИТОРИНГА СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ
© С.В. Белокобыльский1, Л.А. Мамаев2
Братский государственный университет,
665709, Россия, Иркутская область, г. Братск, ул. Макаренко, 40.
Предложенный анализ современных тенденций формирования и мониторинга систем менеджмента качества предприятия приводит, прежде всего, к возможности оценки результативности и эффективности применяемых методов менеджмента качества, а также к анализу их воздействия в комплексе.
Ключевые слова: мониторинг систем менеджмента; менеджмент качества; конкурентоспособность; производственный процесс; диаграмма Парето.
ANALYSIS OF MODERN TRENDS OF ENTERPRISE QUALITY MANAGEMENT SYSTEMS FORMATION AND MONITORING
S.V. Belokobylsky, L.A. Mamaev
Bratsk State University,
40 Makarenko, Bratsk, Irkutsk region, 665709, Russia.
The proposed analysis of contemporary trends in the formation and monitoring of enterprise quality management systems enables the evaluation of the effectiveness and efficiency of the used quality management methods, as well as the analysis of their combined effect.
Keywords: management system monitoring; quality management; competitiveness; production process; Pareto chart.
Международные стандарты качества и взаимосвязь критериев качества и динамических параметров оборудования предприятий
Проблема обеспечения качества продукции и услуг, прежде всего, предполагает разработку эффективной системы менеджмента качества, актуальную для любой сферы экономики, для любого предприятия, выпускающего продукцию или оказывающего услугу, в том числе образовательную. Один из приоритетных принципов менеджмента качества определяет необходимость ориентации предприятия на потребителя и, очевидно, обеспечение конкурентоспособности. Высокое качество продукции может быть достигнуто благодаря формированию обоснованной миссии, видения и политики предприятия. Конкурентоспособность предприятия, очевидно, зависит от продуманной и хорошо организованной системы управления качеством - реализации процессного подхода и формированию документированных процедур. Стан-
дарт ИСО 9000 определяет термин «процесс» следующим образом: «.любая деятельность или комплекс деятельности, использующая ресурсы для преобразования входов в выходы» [1, С. 51-59]. Система менеджмента подразумевает упорядоченную совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, то есть процессов, классифицированных таким образом, чтобы можно было выявить прибавленную стоимость, предназначенных для достижения поставленной цели - создания условий для обеспечения требуемого качества продукции и услуг при реализации имеющихся ресурсов и при минимальных затратах.
В процессе повсеместного распространения концепции системного подхода к управлению качеством Международной организацией по стандартизации (ИСО) в 1987 г. была опубликована серия международных стандартов ИСО 9000, которые были пересмотрены и переизданы в 1994 г. Сегодня актуальным
1 Белокобыльский Сергей Владимирович, доктор технических наук, ректор, тел.: 83952405410, e-mail: belokobilsky2@yandex.ru Belokobylsky Sergei, Doctor of technical sciences, Rector, tel.: 83952405410, e-mail: belokobilsky2@yandex.ru
2Мамаев Леонид Алексеевич, доктор технических наук, проректор по научной работе, тел.: 83952405410, e-mail: leonid.mamaeff@yandex.ru
Mamaev Leonid, Doctor of technical sciences, Pro-Rector for Research, tel.: 83952405410, e-mail: leonid.mamaeff@yandex.ru