раструктуры и управления ими на уровне региона не учитывается ее экономическое содержание, а именно системный характер инфраструктуры, вызывающий не-
обходимость координации деятельности ее объектов в целях обеспечения более эффективного обслуживания экономики региона.
Л. ОЮУНЦЭЦЭГ
директор Учебно-исследовательского центра по малому и среднему бизнесу,
кандидат экономических наук, профессор Монгольского государственного университета науки и технологии
С. ДАВААНЯМ
директор Технологического института г. Эрдэнэт, кандидат технических наук, профессор
инновационная направленность интеграции науки-образования-индустрии
Сегодня в мире тенденции экономического развития все больше зависят от инновационной сферы. Экономический рост развитых стран обусловливается ведущей ролью инновационной деятельности. Поэтому инновационный путь развития национальной экономики становится магистральным и даже единственно возможным для укрепления ее позиций в условиях усиливающейся международной конкуренции. Перевод экономики страны на инновационный путь развития является процессом долгим и исключительно трудным, особенно для слаборазвитых стран, как, например, Монголия. В первую очередь такой стране предстоит сформировать базис инновационной экономики. Как показывает мировой опыт, высшая школа имеет большие возможности для этого и, следовательно, играет существенную роль в данном процессе1.
Для того чтобы повысить роль высшей школы в инновационном развитии отечественной экономики, прежде всего необходимо развернуть инновационную деятельность в самих университетах, создать инновационную сеть, охватывающую весь инновационный цикл, который заканчивается трансформацией научных знаний в коммерческий продукт (инновацию)2. Иными словами, этот конечный результат достигается успешной интеграцией науки-образования-индустрии. Поэтому тесное плодотворное сотрудничество между организациями науки, образования и индустрии / бизнеса является главной задачей современного этапа развития страны.
Сущность интеграции науки—образования—индустрии. Современные тенденции
мирового развития обусловливают тесную интеграцию науки-образования-индустрии, которая приобретает инновационную направленность.
Если рассмотреть по отдельности сущность науки, образования и индустрии, то можно сказать, что они имеют разные задачи и играют различные роли в развитии общества. Но, тем не менее, в конечном счете они служат на благо общества, т.е. обеспечивают его благосостояние.
По мере развития общества его потребности в различных благах неуклонно повышаются, поэтому перед наукой и производством постоянно встают новые задачи, решение которых является стимулом для ускорения их развития. Это обусловливает необходимость в повышении уровня знаний и квалификации работников, следовательно, роль образования в развитии общества возрастает и его главной задачей становится не только дать человеку знания, но и научить его использовать их в жизни.
Развитие науки, образования и индустрии определяется потребностями общества (рис. 1).
Потребности
Общество
<4-
Обслуживание
Наука
I
Образование
Ж
Индустрия
Рис. 1. Общество и интеграция науки— образования—индустрии
© Л. Оюунцэцэг, С. Давааням, 2007
Сущность интеграции науки, образования и индустрии выражается в их взаимосвязанной деятельности с целью достижения единой конечной цели. Для более полного удовлетворения потребностей общества перед производством выдвигаются новые задачи, решение которых служит стимулом для развития науки. А наука, в свою очередь, выступает средством совершенствования техники, технологии производства и методов и методологии образования. Основная задача образования, в том числе высшего, заключается в распространении научных и технико-технологических знаний, их передаче будущему поколению, в развитии у людей способностей использовать свои знания в работе и в жизни.
Исследование зарубежного и отечественного опыта сотрудничества между организациями науки, образования и индустрии показывает, что существует несколько форм их интеграции (рис. 2):
- сотрудничество между самостоятельными организациями науки, образования и индустрии на основе договора;
- двухстороннее сотрудничество между организациями науки, образования и индустрии:
• научная организация создает при себе единицу образования, т.е. центр обучения или учебный институт, и сотрудничает с организациями индустрии / бизнеса,
• научная организация создает при себе производственную единицу и сотрудничает с организациями образования,
1. Сотрудничество между самостоятельными организациями науки, образования и индустрии на основе договора:^___
Научная организация / исследовательский институт или центр
Организация образования / вуз
Организация индустрии / бизнеса
2. Двухстороннее сотрудничество между организациями науки, образования и индустрии. Например:
Организация образования / вуз
Научная организация / исследовательский институт или центр
3. Создание единого комплекса организаций науки—образования—индустрии. Например:
Организация образования / вуз
Научная организация
/ исследовательский индустрии / бизнеса
институт или центр
Организация
Рис. 2. Формы интеграции науки—образования—индустрии
• организация образования / вуз создает при себе научную организацию, т.е. исследовательский институт или центр, и сотрудничает с организациями индустрии / бизнеса,
• организация образования / вуз создает при себе производственную единицу и сотрудничает с научной организацией,
• организация индустрии / бизнеса создает при себе научную организацию, т.е. исследовательский институт или центр, и сотрудничает с организациями образования,
• организация индустрии / бизнеса создает при себе единицу образования, т.е. центр обучения или учебный институт, и сотрудничает с научной организацией;
- создание комплекса организаций науки-образования-индустрии:
• научная организация создает при себе единицу образования (центр обучения, учебный институт) и производственную единицу (организацию индустрии / бизнеса) и образует единый комплекс науки-образования-индустрии,
• организация образования / вуз создает при себе научную организацию (исследовательский институт, центр) и производственную единицу (организацию индустрии / бизнеса) и образует единый комплекс науки-образования-индустрии,
• организация индустрии / бизнеса создает при себе научную организацию (исследовательский институт, центр) и единицу образования (центр обучения, учебный институт) и развивается как единый комплекс науки-образования-индустрии3.
Из указанных форм интеграции более распространенной является та, при которой вузы создают при себе научную организацию (исследовательский институт или центр) и сотрудничают с организациями индустрии / бизнеса, т.е. с промышленными предприятиями и компаниями.
Интеграция науки—образования—индустрии в Монголии на примере Монгольского государственного университета науки и технологии (МонГУНТ). Университет является самым крупным высшим учебным заведением и научно-технологическим центром страны, имеющим 17 институтов, 7 научно-исследовательских институтов, 36 научных и учебных центров, около 1 тыс. профессо-
ров и преподавателей, научных работников и служащих и более 20 тыс. студентов.
В последние годы предпринимается немало мер по повышению качества обучения и подготовки специалистов, с тем чтобы уровень их квалификации отвечал требованиям рынка труда и способствовал повышению эффективности научно-исследовательской работы и коммерциализации ее результатов. Необходимо обеспечить единство научно-исследовательской деятельности и процесса обучения, развивать прочные взаимосвязи с промышленными предприятиями и организациями бизнеса. С этой целью в университете реализуется «программа-элит», в рамках которой предусматриваются повышение эффективности научно-исследовательской работы, формирование оптимального механизма трансфера технологий и внедрения инноваций, достижение качественно нового уровня обучения и подготовки специалистов и ученых. В связи с этим была выдвинута задача развивать университет как единый комплекс науки-образования-производства, для чего был разработан трехлетний план, который реализовывался с 2001 г. под девизом «Инновация — ключ к развитию»4.
В ходе осуществления этого плана было достигнуто немало успехов. Так, например, в 2002-2005 гг. было выполнено 367 научно-исследовательских проектов общей стоимостью около 13 225 млн тугриков и внедрено в производство более 100 технологий. Каждый год по государственному заказу реализовывалось 17-19 проектов стоимостью 64-168 млн тугриков. Число научно-исследовательских работ и проектов, выполняемых по заказу государства и промышленных предприятий и компаний, увеличивается с каждым годом (рис. 3, 4).
В 2005 г. было осуществлено 122 научно-исследовательских проекта общей стоимостью 10 948,5 млн тугриков. По сравнению с 2002 г. их число увеличилось в 2 раза, а стоимость — в 36,5 раза. 19,6% всех проектов было выполнено по государственному заказу и финансировалось из Научно-технологического фонда, 76,0% — по заказу организаций бизнеса, а 4,4% — по заказу МонГУНТа при финансовой поддержке внутреннего Научно-технологического фонда университета (рис. 5).
120 100 80 60 40 20 0
2002 2003 2004 2005
□ По госзаказу И По хоздоговору □ По заказу МонГУНТа
Рис. 3. Динамика количества научно-исследовательских работ в 2002—2005 гг.
12 000 10 000 8 000 6 000 4 000 2 000 0
Рис. 4. Динамика стоимости научно-исследовательских проектов в 2002—2005 гг., млн тугриков
2002 2003 2004 2005
По заказу МонГУНТа 4,4
(средняя стоимость одного проекта —2,37млн тугриков)
19,6
По госзаказу (средняя стоимость одного проекта 6,56 млн тугриков)
76,0-* По хоздоговору (средняя стоимость одного проекта — 45,57 млн тугриков)
Рис. 5. Структура научно-исследовательских проектов в зависимости от заказчика, %
Основными источниками финансирования научно-технологических и исследовательских работ университета являются:
- Государственный фонд науки и технологии (госзаказы) — 16,5%;
- фонды сектора бизнеса (заказы пром-предприятий и компаний) — 76,0%;
- фонд науки и технологии университета — 5,0%;
- иностранные источники (за счет международного сотрудничества) — 2,5%.
Из изложенного видно, что сотрудничество между университетом и организациями бизнеса играет большую роль в расширении его научно-исследовательской работы. При этом важное значение имеет развитие сотрудничества между МонГУНТом и монголо-российским совместным горнодобывающим
В.И. САМАРУХА
предприятием «Эрдэнэт»5. В 2002 г. между этими двумя организациями был заключен договор о сотрудничестве.
Примечания
1 Бадарч Д. и др. Механизм эффективного сотрудничества между организациями науки-образования—бизнеса. Улан-Батор, 2003; Шукшунов В.Е. Проблемы инновационного пути развития: Роль уни-
верситета в их решении // Известия МАН ВШ. 2005. № 2 (32). С. 26-34.
2 Шукшунов В.Е. Указ. соч. С. 28.
3 Бадарч Д. и др. Указ. соч.; Оюунцэцэг Л. Государственная инновационная политика, национальная инновационная система стран мира: опыт и достижения // Инновации и социально-экономическое развитие: сб. докл. конф. Улан-Батор, 2005. С. 116-120.
4 Годовые отчеты научно-исследовательской работы МонГУНТа. Улан-Батор, 2002-2005.
5 Там же.
В.И. САМАРУХА
проректор по научной работе БГУЭП, доктор экономических наук, профессор
проблемы развития кластеров
и _____
в сельскохозяйственном производстве*
В настоящее время в связи с развитием рыночных форм хозяйствования в России происходят изменения экономических и социальных отношений, которые затрагивают основы управления развитием регионов и субъектов местного самоуправления. Основными задачами органов местного самоуправления в системе экономики региона традиционно являются создание условий для стабильного экономического развития хозяйствующих субъектов, действующих на территории, поддержание необходимого уровня жизни населения, обеспечение населения полноценным питанием за счет устойчивого развития агропромышленного комплекса.
Решение проблем социально-экономического развития регионов и субъектов местного самоуправления подчинено единым принципам и в идеале представляет собой взаимосвязанную систему, состоящую из законодательно-нормативной базы и применяемых рычагов управления (административных, экономических). При этом основой единства данной системы должен быть некий единый субъект управления, осуществляющий функции планирования, организации, мотивации финансовых и информационных потоков системы и контроля за ними в рамках делегированных ему полномочий.
Сельское хозяйство, как основное звено агропромышленного комплекса нашей
страны, во все времена было полигоном для испытаний того или иного проводимого правительством курса. Причин этого много. Во-первых, от степени развития отрасли зависит продовольственная безопасность государства. Во-вторых, сельское хозяйство способно быстро увеличивать объемы производства, если экономический курс оптимальный, и, наоборот, медленно снижать их при ошибочном курсе.
Разовая компания по приватизации земли и имущества колхозов и совхозов (раздел на паи) разрушила сложившуюся организационную структуру сельского хозяйства. Потеряли свою значимость органы управления сельским хозяйством, обслуживающими и перерабатывающими отраслями. Либерализация цен и сопровождавшая ее инфляция привели многие предприятия агропромышленного комплекса к утрате собственных оборотных средств и многократно усилили диспаритет цен не в пользу сельского хозяйства. Положение усугубилось отсутствием кредитных ресурсов при сверхвысоких процентных ставках коммерческих банков, а также существенным снижением уровня государственной поддержки.
От того, насколько региональные органы власти смогут обеспечить нормальные условия для функционирования агропромышленного производства, во многом будет
* Печатается при поддержке темы ФБ-10 «Теоретические аспекты долгосрочного прогнозирования социально-экономического развития субнационального образования РФ».