Л. Оюунцэцэг
Монгольский государственный университет науки и технологии ИННОВАЦИОННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ИНТЕГРАЦИИ НАУКИ-ОБРАЗОВАНИЯ-
ИНДУСТРИИ
Сегодня в мире тенденция экономического развития все больше определяется инновационным характером. Экономический рост развитых стран обуславливается ведущей ролью инновационной деятельности. Поэтому инновационный путь развития экономики страны становится магистральным и даже единственно возможным для укрепления позиции национальной экономики в условиях усиливающей международной конкуренции. Перевод экономики страны на инновационный путь развития является процессом долгим и исключительно трудным, особенно для слаборазвитой страны как Монголии. В первую очередь стране предстоит формировать базис инновационной экономики, при этом как показывает мировой опыт высшая школа, университеты имеют большие возможности и следовательно играют существенную роль)" [1, 2].
Для того, чтобы повысить роль высшей школы, университетов в формировании инновационного пути развития отечественной экономики необходимо прежде всего развернуть инновационную деятельность в самых университетах, создать инновационную сеть, охватывающая весь инновационный цикл, который закончивается достижением конечного результата, то есть "...результатами трансформации научных знаний в коммерческий продукт(инновацию)" [2, с. 28]. Иными словами этот конечный результат достигается успешной интеграцией науки-образования-индустрии. Поэтому развитие тесного плодотворного сотрудничества между организациями науки, образования и индустрии/ бизнеса является неотложенной задачей современного этапа развития страны. В докладе рассматриваются проблемы развития интеграции науки-образования-индустрии в области инноваций и некоторые результаты сотрудничества между университетом и промышленным предприятием.
Сущность интеграции науки-образования-индустрии
Современная тенденция мирового развития обуславливает тесную интеграцию науки-образования-индустрии, которая имеет все более инновационную направленность.
Если рассмотреть в отдельности сущность деятельности науки, образования и индустрии, то они различны в задачах и в играющей роле в развитии общества. Но тем не менее в конечном счете они призваны служит на благо общества, то есть должны послужить к обеспечению его блогосостояние.
По мере развития общества, его потребность в различных благах неуклонно возрастает и повышается требование, которые выдвигают перед наукой и производством все более новые задачи, что в свою очередь являются стимулом для ускорения их развития. Это обуславливает повышение знания и квалификации работников, что достигается не посредством системы образования. Поэтому роль образования в развитии общества возрастает и его главной задачей становится дать человеку не только знание, но и умение использовать полученное знание в жизни.
Развитие науки, образования и индустрии определяется требованием человека и общества. Они оказывают услугу обществу и являются движущей силой его развития, путем успешной интеграцией между собой(рис.1).
Рис. 1. Общество и интеграция науки-образования-индустрии
Сущность интеграции между наукой, образованием и индустрией выражается в их взаимосвязанной деятельности и в единстве по конечной цели. Для все более полного удовлетворения потребностей общества перед производством выдвигаются новые задачи, которые служит стимулом для развития науки. А наука в свою очередь служит средством для совершенствования техники, технологии производства и методов и методологии образования. Основная задача образования, в том числе высшего связана с его ролью в обучении, распространении и передаче к будущему поколению научных и технико-технологических знаний и в повышении способностей людей использовать свои знания на работе и в жизни.
Из проведенного исследования в рамках зарубежного и отечественного опыта сотрудничества между организациями науки, образования и индустрии видно, что существует несколько организационных форм интеграции между ними(рис.2)[1, 3].
1. Форма сотрудничества между самостоятельными организациями науки, образования и индустрии на основе договора;
2. Форма двухсторонного сотрудничества между организациями науки, образования индустрии: имеет 6 разновидностей:
2.1. Научная организация создает при себе единицу образования, то есть центр обучения или учебный институт и сотрудничает с организациями индустрии/бизнеса;
2.2. Научная организация создает при себе производственную единицу и сотрудничает с организациями образования;
2.3. Организация образования/ВУЗ создает при себе научную организацию-исследовательский институт или центр и сотрудничает с организациями индустрии/бизнеса;
2.4. Организация образования/ВУЗ создает при себе производственную единицу и сотрудничает с научной организацией;
2.5. Организация индустрии/бизнеса создает при себе научную организацию-исследовательский институт или центр и сотрудничает с организациями образования;
2.6. Организация индустрии/бизнеса создает при себе единицу образования- центр обучения или учебный институт и сотрудничает с научной организацией;
3. Форма единного комплекса интеграции науки- образования-индустрии: имеет три разновидностей по головной организации:
3.1. Научная организация создает при себе единицу образования/центр обучения, учебный институт и организацию индустрии/бизнеса- производственную единицу и образует единный комплекс науки- образования-индустрии;
3.2 Организация образования/ВУЗ создает при себе научную организацию-исследовательский институт, центр и организацию индустрии/бизнеса- производственную единицу и образует единный комплекс науки- образования-индустрии;
3.3. Организация индустрии/бизнеса создает при себе научную организацию-исследовательский институт или центр и единицу образования/центр обучения, учебный институт и развивается как единный комплекс науки- образования-индустрии;
Из форм интеграции более распространенной является та форма, при которой ВУЗ-ы создают при себе научную организацию- исследовательский институт или центр и сотрудничают с организациями индустрии/бизнеса, то есть промышленными предприятиями и компаниями.
Развитие интеграции науки-образования-индустрии в Монголии на примере МонГУНТ
Монгольский государственный университет науки и технологии (МонГУНТ) является самым большим высшим учебным заведением и научно-технологическим центром страны, имеющим 17 институтов, 7 научно-исследовательских институтов, 36 научных и учебных центров, около 1000 профессоров и преподавателей, научных работников и служающих и более 20000 студентов.
В последние годы предпринимаются немалых мер по повышению качества обучения и подготовки высококвалифицированных специалистов, отвечающим к требованиям рынка труда и повышению эффективности научно-исследовательской работы и коммерциализации их
результатов путем обеспечения единства научно- исследовательской работы и процесса обучения и развития прочных взаимосвязей с промышленными предприятиями и организациями бизнеса. С этой целью в университет реализуется "программа- элит", в рамках которого предусматриваются расширение и повышение эффективности научно-исследовательских работ, формирование оптимального механизма трансфера технологии и внедрения инновации и достижения качественно нового уровня в обучении и подготовке специалистов и ученых.
Сотрудничество между самостоятельными организациями науки, образования и
индустрии на основе договора:
индустрии.
Например:
2. Единный комплекс науки- образования-индустрии.
Например:
Рис.2. Организационная форма интеграции науки- образования-индустрии
В связи с этим была выдвинута задача развивать университет, как "Единый комплекс науки- образования - производства" и был разработан 3-х летный план, который реализуется с 2001 года под дивизом "Инновация- ключ к развитию" [4].
В итоге реализации этого плана было достигнуто немало успехов. Так, например в 20022005 гг. были выполнены 367 научно- исследовательских проектов, с общей стоимостью около 13225,0 млн. тугриков и внедрены более 100 технологий в производство. В каждый год по государственному заказу были реализованы 17-19 проектов со стоимостью 64-168,0 млн. тугриков. Число научно-исследовательских работ и проектов по заказу государства и промышленных предприятий и компаний увеличивается с каждым годом(рис. 3, 4).
120
100
80
60
40
20
0
По госзаказу П По хоздоговору Ц По заказу МонГУНТ-а
Рис. 3. Число научно-исследовательских работ, 2002-2005 гг.
12000 10000 8000 6000 4000 2000 0
2002
2003
2004
2005
Рис. 4. Стоимость проектов, млн. тугр., 2002-2005 гг.
В 2005 году было осуществлено 122 научно-исследовательских проектов с общей стоимостью 10948,5 млн. тугр., число которого было увеличено в 2 раза и стоимость в 36,5 раз
по сравнению с 2002 годом. 19,6% всех проектов было выполнено по государственному заказу финансированием из Научно-технологического фонда, 76,0% по заказу организации бизнеса, а 4,4% - по заказу МонГУНТ-а при помощи финансовой поддержки из внутренного Научно-технологического фонда университета (рис. 5).
Проекты по заказу МонГУНТ-а (Средняя стоимостьна 1-ого проекта 2.37 млн.
4,4'
19,6
Проекты по госзаказу (Средняя стоимостьна 1-ого проекта 6,56 млн. тутр.)
76,0
Проекты по хоздоговору (Средняя стоимостьна 1 -ого проекта 45.57 млн. тугр..)
Рис. 5. Структура научно-исследовательских проектов по заказчику
Таким образом основными источниками финансирования научно-технологических и разработок и исследавательских работ университета являются:
- Государственный фонд науки и технологии(госзаказы) 16,5 %
- Фонды сектора бизнеса заказы промпредприятий и компаний) 76,0 %
- Фонд науки и технологии университета 5,0 %
- Иностранный источник (за счет международного сотрудничества) 2,5 %
Из вышеизложенного видно, что сотрудничество между университетом и организациями бизнеса играет большую роль в расширении научно-исследовательской работы. При этом особое место занимает развитие сотрудничества между МонГУНТ и Монголо-Российским совместным горнодобывающим предприятием "Эрдэнэт" [4].
Литература
1. Бадарч Д. Оюунцэцэг Л. и др. Механизм эффективного сотрудничества между организациями Науки- Образования - Бизнеса: отчёт исследовательского проекта., МинОбрКультНауки, Госфонд Науки и Технологии, -Улан-Батор, 2003
2. Шукшунов В. Е. Проблемы инновационного пути развития. Роль университета в ее решении, Известия МАНВШ, № 2 (32), 2005, стр. 26-34
3. Оюунцэцэг Л. Государственная инновационная политика, национальная инновационная система стран мира: опыт и достижения. "Инновация и социально- экономическое развитие", Сборник докладов конференции. -Улан-Батор, 2005, стр.116-120.
4. Годовые отчеты научно-исследователькой работы МонГУНТ, -Улан-Батор, 2002-2005
гг.