Научная статья на тему 'Анализ реализации программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» в Республике Дагестан в 2013 году'

Анализ реализации программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» в Республике Дагестан в 2013 году Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
457
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ПРОГРАММА / REPUBLICAN PROGRAM / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА / ECONOMIC EFFICIENCY OF PRODUCTION / ПРОДУКЦИЯ РАСТЕНИЕВОДСТВА / ПРОДУКЦИЯ ЖИВОТНОВОДСТВА / LIVESTOCK PRODUCTION OUTPUT / ТЕХНИЧЕСКАЯ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ / TECHNICAL AND TECHNOLOGICAL MODERNIZATION / CROP GROWING OUTPUT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алиева Зарема Багаутдиновна

Проанализирована реализация программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» в республике Дагестан в 2013 году. Выявлены основные приоритеты и причины невыполнения отдельных подпрограмм развития отрасли. В связи с экономическими санкциями ЕС и США в отношении РФ изучен опыт Китая по проведению политики импортозамещения, акцентировано внимание на выработке оптимального механизма государственных закупок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Алиева Зарема Багаутдиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE “AGRICULTURE DEVELOPMENT AND REGULATION OF AGRICULTURAL PRODUCTION, RAW MATERIALS AND FOOD MARKETS PROGRAM 2013-2020» IMPLEMENTATION IN THE REPUBLIC OF DAGESTAN IN 2013

The paper analyzes the implementation of the "Agriculture Development and Regulation of Markets of Agricultural Production, Raw Materials and Food Program 2013 2020" in the Republic of Dagestan in 2013. It identifies the main priorities of industry development sub-programs and causes of their nonfulfillment. In connection with the economic sanctions imposed on the Russian Federation by the EU and the USA, it studies the Chinese experience in carrying out the import substitution policy with the emphasis on the development of the optimum mechanism of government procurements.

Текст научной работы на тему «Анализ реализации программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» в Республике Дагестан в 2013 году»

УДК 631.338.43

АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ, СЫРЬЯ И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ НА 2013-2020 ГОДЫ» В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН В 2013 ГОДУ

© З.Б. Алиева1

Дагестанский государственный институт народного хозяйства, 367008, Россия, г. Махачкала, ул. Д. Атаева, 5.

Проанализирована реализация программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» в республике Дагестан в 2013 году. Выявлены основные приоритеты и причины невыполнения отдельных подпрограмм развития отрасли. В связи с экономическими санкциями ЕС и США в отношении РФ изучен опыт Китая по проведению политики импортозаме-щения, акцентировано внимание на выработке оптимального механизма государственных закупок. Ключевые слова: республиканская программа; экономическая эффективность производства; продукция растениеводства; продукция животноводства; техническая и технологическая модернизация.

ANALYSIS OF THE "AGRICULTURE DEVELOPMENT AND REGULATION OF AGRICULTURAL PRODUCTION, RAW MATERIALS AND FOOD MARKETS PROGRAM 2013-2020» IMPLEMENTATION IN THE REPUBLIC OF DAGESTAN IN 2013 Z.B. Alieva

Dagestan State Institute of National Economy, 5 D. Ataev St., Makhachkala, 367008, Russia.

The paper analyzes the implementation of the "Agriculture Development and Regulation of Markets of Agricultural Production, Raw Materials and Food Program 2013 - 2020" in the Republic of Dagestan in 2013. It identifies the main priorities of industry development sub-programs and causes of their nonfulfillment. In connection with the economic sanctions imposed on the Russian Federation by the EU and the USA, it studies the Chinese experience in carrying out the import substitution policy with the emphasis on the development of the optimum mechanism of government procurements. 1 figure. 5 tables. 2 sources.

Keywords: republican program; economic efficiency of production; crop growing output; livestock production output; technical and technological modernization.

Комплексное развитие всех отраслей АПК нашло свое отражение и в программе развития сельского хозяйства Республики Дагестан в 2013-2020 гг.

В региональной программе «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» отводится важная роль решению проблем дальнейшего развития животноводства, овощеводства, плодоводства, виноградарства, сферы переработки и др.

Системообразующей подотраслью АПК в РД является скотоводство. Учитывая конкурентные преимущества России, в том числе РД, как субъекта РФ, в виде значительных площадей сельскохозяйственных угодий, необходимо интенсивно развивать производство молока и мяса.

В программе развития сельского хозяйства Республики Дагестан в 2013-2020 гг. большое внимание уделяется устойчивому развитию сельских территорий, повышению доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей, как основополагающему фактору сохранения трудовых ресурсов на селе.

В нелегких условиях экономических санкций, отказа бывших стран-экспортеров от поставок в Россию

продукции овощеводства и плодоводства актуальным видится ускоренное развитие импортозамещающих подотраслей сельского хозяйства. В республиканской программе развития сельского хозяйства этому злободневному вопросу также уделяется особое внимание. В частности, в программе поставлены ориентиры минимизации логистических издержек, рационального размещения и специализации сельскохозяйственного производства и пищевой промышленности по районам республики, экологической безопасности сельскохозяйственной продукции и продовольствия и, как результат, роста вывоза сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия по мере насыщения ими внутреннего рынка республики.

В 2013 году республиканская программа включала в себя 54 базовых пункта развития АПК Дагестана, в том числе 6 подпрограмм.

В сфере виноградарства, на наш взгляд, целесообразно создавать аграрные холдинги, чтобы, например, ОАО «Дербентский завод игристых вин» (ДЗИВ) мог осуществлять посадку винограда тех сортов, которые ему необходимы, а не закупать столовые сорта, которые ему не нужны. Сегодня, чтобы поддержать виноградарей, данный завод закупает до 20% столо-

1Алиева Зарема Багаутдиновна, кандидат экономических наук, доцент кафедры денежного обращения и кредита, тел.: (8722) 565612, 89285347139, e-mail: [email protected]

Alieva Zarema, Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Monetary Circulation and Credit, tel.: (8722) 565612, 89285347139, e-mail: [email protected]

вых сортов винограда. А это некачественное вино, некачественный виноматериал и некачественное шампанское. Поэтому руководству завода надо собрать все хозяйства, которые вошли бы в этот холдинг. Посредством проведения фьючерсных сделок завод финансировал бы посадку именно тех сортов винограда, которые ему принесут больше прибыли.

На современном этапе Минсельхозпрод РД проработал все схемы создания аграрных холдингов в мясной и молочной отраслях, а также в зерновом хозяйстве. Мы предлагаем создать подобные агрохол-динги и для виноградарских хозяйств республики (рис. 1).

Центральным звеном (руководящим органом аг-рохолдинга) можно назначить ОАО «Дербентский завод игристых вин» (ДЗИВ) либо ГУП «Кизлярский коньячный завод» (ККЗ). Участниками агрохолдинга могут являться передовые виноградарские хозяйства РД, торговые сети РД и РФ, а также импортеры из стран ближнего и дальнего зарубежья.

ДЗИВ в рамках фьючерсных сделок (опционов call) с виноградарскими хозяйствами РД предоставляет им авансовый платеж (назовем его опционом) в размере 33,3% стоимости готовой продукции. В случае благоприятной конъюнктуры на рынке алкогольной продукции сделка будет ликвидирована, т.е. ДЗИВ произведет оплату поставленного сырья (винограда) согласно условиям заключенного контракта (1-2). В дальнейшем ДЗИВ осуществляет переработку сырья, розлив и реализацию готовой продукции на региональном (3), федеральном (4) рынках , а также экспортирует продукцию в страны ближнего и дальнего зарубежья (5, б). [2, с. 32].

Следует отметить, что экономическая эффектив-

ность производства (рентабельность реализации продукции) практически по всем культурам, за исключением плодов, в 2013 году оставалась ниже предыдущего года (табл. 1) [1, с. 28].

Такая невысокая экономическая эффективность производства продукции растениеводства объясняется, в том числе, невыполнением индикаторов подпрограммы «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие сельскохозяйственного производства» за 2013 год (табл. 2) [1, с. 49].

Субсидирование части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники является одним из эффективных рычагов для стимулирования инвестиций в создание и развитие машинно-технологических станций.

В 2013 году из средств республиканского бюджета Республики Дагестан на обеспечение АПК продукцией машиностроения и племенного животноводства на условиях финансовой аренды (лизинга) выделено 34 ед. сельскохозяйственной техники (55 400,0 тыс. руб.). Из них 17 ед. тракторов (13,9% к 2013 г.), 4 ед. зерноуборочных комбайнов (28,6% к 2013 г).

В 2013 году активизирована работа по привлечению средств федерального аграрного лизинга. С использованием данного механизма государственной поддержки сельскохозяйственными товаропроизводителями закуплено 66 ед. сельскохозяйственной техники на сумму 91 300,0 тыс. руб. (в 2012 г. - 47 ед. на 38 600,0 тыс. руб.), в том числе 32 трактора и один зерноуборочный комбайн.

По валовому сбору зерновых и зернобобовых культур в РД индикаторы были перевыполнены на 9,4%, по производству плодоовощных консервов - на 15,8% (табл. 3) [1, с. 41].

Торговые сети РД 3

Торговые сети РФ

4

Импортеры (страны СНГ)

5

Виноградарские хозяйства РД

2

J

Импортеры (страны дальнего зарубежья)

6

v_

J

Рис. 1. Потенциальная схема функционирования виноградарского агрохолдинга в Республике Дагестан [2, с. 32]

Таблица 1

Экономическая эффективность производства продукции растениеводства_

Показатели Год 2013 г. к 2012 г., %, п. п.

2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.

Зерновые и зе рнобобовые культуры

Себестоимость 1 ц реализованной продукции, руб. 331,8 437,8 543,8 487,8 764,0 512,0 67,0

Цена реализации 1 ц, руб. 411,9 468,8 525,6 512,4 679,0 592,4 87,2

Рентабельность реализации, % 24,1 7,1 -3,3 5,0 -11,1 15,7 30,2

в том числе рис

Себестоимость 1 ц реализованной продукции, руб. 755,8 682,3 608,8 602,2 641,7 582,9 90,8

Цена реализации 1 ц, руб. 721,5 736,9 752,3 670,9 753,8 766,7 101,7

Рентабельность реализации, % -4,5 8,0 23,6 11,4 17,5 31,5 12,0

Картофель

Себестоимость 1 ц реализованной продукции, руб. 368,8 1 584,6 2 800,4 704,2 645,6 1 258,8 195,0

Цена реализации 1 ц, руб. 958,3 1 640,2 2 322,0 733,8 726,3 1 554,5 214,0

Рентабельность реализации, % 159,8 3,5 -17,1 4,2 12,5 23,5 9,8

Плоды

Себестоимость 1 ц реализованной продукции, руб. 480,2 581,9 799,9 646,2 2 407,2 786,8 32,7

Цена реализации 1 ц, руб. 537,9 624,4 710,8 1 243,3 1 109,1 1 590,2 143,4

Рентабельность реализации, % 12,0 7,3 -11,1 92,4 -53,9 102,1 338,7

Виноград

Себестоимость 1 ц реализованной продукции, руб. 989,6 1 063,6 1 155,2 1 132,4 2 024,6 1 289,6 63,7

Цена реализации 1 ц, руб. 1 109,5 1 195,9 1 252,4 1 235,2 1 640,1 1 471,2 89,7

Рентабельность реализации, % 12,1 12,4 8,4 9,1 -19,0 14,1 40,8

Таблица 2

Исполнение показателей (индикаторов) подпрограммы «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие сельскохозяйственного производства» за 2013 год_

Наименование показателя (индикатора) План Факт Отклонение (+, -) Причина отклонения

Объемы приобретения новой техники сельскохозяйственными товаропроизводителями всех форм собственности (включая личные подсобные хозяйства), шт.: -тракторы - зерноуборочные комбайны - кормоуборочные комбайны 250 20 5 122 14 1 -128 -6 -4 Недофинансирование лизинговой деятельности и предоставления субсидий на возмещение части расходов товаропроизводителей на приобретение сельхозтехники

Количество реализованных инновационных проектов, ед. - - - -

Рост применения биологических средств защиты растений и микробиологических удобрений в растениеводстве (к 2010 г.), % - - - -

Удельный вес отходов сельскохозяйственного производства, переработанных методами биотехнологии, % - - - -

Таблица 3

Фактические показатели (индикаторы) в 2013 году по растениеводству, переработке

и реализации продукции растениеводства в рамках республиканской программы_

Наименование показателя (индикатора) По программе Факт % выполнения

Валовой сбор сельскохозяйственных культур в хозяйствах всех категорий, тыс. т: - зерновых и зернобобовых - картофеля 246,7 352,0 270,0 336,0 109,4 95,5

Площадь закладки многолетних насаждений, тыс. га 1,4 1,34 95,7

Площадь закладки виноградников, тыс. га 2,2 1,8 81,8

Производство муки из зерновых культур, овощных и других растительных культур; смеси из них, тыс. т 12,2 1,714 14,0

Производство плодоовощных консервов, млн усл. банок 50,0 57,9 115,8

Анализ основных мероприятий свидетельствует о полном выполнении подпрограммы поддержки племенного животноводства (107,8%), почти на 80% была выполнена подпрограмма развития молочного животноводства, но даже на 50% не выполнена подпрограмма поддержки экономически значимых региональных программ в области животноводства (табл. 4) [1. с. 45].

Республиканская целевая программа «Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Республике Дагестан на 2013-2015 годы» в 2013 году была выполнена только на 18,5%: при программном показателе производства молока 165 000 тыс. руб. фактически было произведено молока на 30 663,2 тыс. руб.

Республиканская целевая программа «Развитие производства и переработки яиц и мяса птицы в Республике Дагестан на 2011-2015 годы» в 2013 году также не выполнена в полном объеме: при программном индикаторе в 310 500 тыс. руб. фактическое производство составило 122 577 тыс. руб. (39,5%).

Необходимо отметить и программы, по которым целевые индикаторы были перевыполнены. Например, республиканская целевая программа «Развитие овцеводства и козоводства в Республике Дагестан на 2013-2020 годы» в 2013 году была перевыполнена на 17,8%, так как при программном индикаторе 141 850 тыс. руб. фактическое производство составило 167 133,9 тыс. руб.

Если смотреть в целом, все целевые индикаторы были достигнуты. Небольшой процент невыполнения пришелся на шерсть (-0,7%) и производство яиц (-10,1%). Поголовье крупного рогатого скота специализированных мясных пород и помесного скота, полученного от скрещивания со специализированными мясными коровами, в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей, увеличилось в 6,7 раза (табл. 5) [1, с. 47].

Анализ показателей (индикаторов) оценки эффективности республиканской программы развития сельского хозяйства в 2013 году и подпрограммы «Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства» свидетельствует об ее удовлетворительной реализации.

Нужно отметить, что по большинству показателей (индикаторов) республиканской программы достигнуты прогнозные показатели. Валовой сбор зерна превысил объемы, сложившиеся в предыдущем пятилетии. Продолжалось развитие овцеводства, мясного птицеводства, садоводства, виноградарства и овощеводства закрытого грунта.

Главной задачей остается нарастить объемы отечественной сельскохозяйственной продукции и тем самым снизить импортозависимость. Поэтому были внесены изменения в Государственную программу развития сельского хозяйства, выделен ряд приоритетных направлений, в том числе создание селекционно-генетических центров. Так, селекционно-племенной центр «Дагестанский» планируется создать на базе унитарного предприятия «Теречный» в Бабаюртовском районе РД. Предполагается сохранить те же функции, что были ранее, по заготовке страхового запаса кормов для зимовки скота. При этом будут параллельно готовить племенных чистопородных и высокопродуктивных животных, оказывать услуги по искусственному осеменению, в том числе и для частных фермерских хозяйств.

В 2014 году приобретено 198 тыс. доз племенного материала пород крупного рогатого скота. Министерство сельского хозяйства и продовольствия РД предложило правительству РД предусмотреть в республиканском бюджете на 2015 год в качестве уставного капитала центра 19,5 млн руб. Эти средства должны быть направлены на капитальный ремонт обветшалых зданий и сооружений, приобретение лаборатории им-муногенетики и другие цели. Селекционно-племенной центр создается в целях стимулирования развития животноводства и оказания господдержки производителям сельскохозяйственной продукции [3].

Изменения в Государственной программе развития также касаются дополнительных мер господдержки овощеводства открытого и защищенного грунтов, производства семенного картофеля, плодово-ягодной продукции, молочного и мясного животноводства. Ориентир - снизить долю импорта к 2020 г. по мясу с 21,6 до 7,7%, по молоку и молочным продуктам - с 23,6 до 16,6%, по фруктам - с 57 до 20%, по овощам -с 14,6 до 10,1%.

Таблица 5

Выполнение целевых индикаторов развития животноводства в 2013 г.

Таблица 4

Выполнение объемов финансирования, предусмотренных республиканской программой по мероприятиям подпрограммы, из федерального бюджета и республиканского бюджета _Республики Дагестан, тыс. руб.__

Основные мероприятия подпрограммы 2012 г. 2013 г. 2013 г., в %

программа факт к 2013 г. (прогр.) к 2012 г.

Поддержка племенного животноводства 60 031,8 69 000,0 74 397,6 107,8 123,9

Развитие молочного животноводства - 89 500,0 70 199,2 78,4 -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поддержка экономически значимых региональных программ в области животноводства 350 854,0 625 790,0 319 503,8 44,5 91,1

Целевые индикаторы Программный индикатор Факт Процент выполнения

Производство скота и птицы на убой в живой массе, тыс. т 190,0 190,0 100

Производство молока, тыс. т 725,1 755,1 104,1

Производство шерсти, тыс. т 14,1 14,0 99,3

Производство яиц, млн шт. 210,0 188,8 89,9

Производство сыров и сырных продуктов, тыс. т 2,2 2,5 113,6

Поголовье крупного рогатого скота специализированных мясных пород и помесного скота, полученного от скрещивания со специализированными мясными коровами, в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей, на конец года 6,0 40,3 671,7

Для развития сельского хозяйства России необходимо изучать и адекватно копировать позитивный зарубежный опыт, не допуская ошибок стран, в отношении которых применялись экономические санкции. В истории развития Китая тоже имели место санкции со стороны США. Поэтому для России глубокое изучение развития сельского хозяйства этой страны очень важно и полезно.

Так, например, китайские фермеры берут у государства в аренду землю на 50 лет (в России от 3 до 49 лет). По программе господдержки сельского хозяйства в Китае ставка льготного кредита составляет 5% (без залога). В России ставка процента по фермерскому кредитованию - 16% (при наличии залога). В РФ предусмотрены субсидии сельскохозяйственным производителям, но попасть в эту программу субсидирования может не каждый.

Согласно закону от 1989 г. КНР, если у мелкого фермера в наличии до 300 голов свиней, он не платит налогов. Фермеры КНР получают государственную помощь на развитие комплекса, скидку на покупку кормов [4, с. 23].

Хотя льготного периода для фермеров России в системе налогообложения не предусмотрено, но для сельскохозяйственных производителей все же наличествует ряд льгот. Например, освобождены от обложения налогом доходы, полученные от продажи, выращенной в ЛПХ продукции животноводства и растениеводства. Для сельскохозяйственных производите-

лей применяется специальный налоговый режим -единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН). Данный налог заменяет собой уплату налога на прибыль (НДФЛ), налога на имущество организаций или имущества физических лиц (НДС). Ставка ЕСХН составляет 6% от величины доходов, уменьшенных на величину расходов.

КНР с населением в 1 млрд 350 млн человек и территорией в 2,5 раза меньше российской полностью обеспечивает себя птицей, овощами, фруктами, а также свининой и экспортирует эту продукцию.

Вопросы развития сельского хозяйства в России требуют адекватного изучения зарубежного опыта, учитывающего не только плюсы, но и негативные факторы:

1. Рабочий день китайского фермера начинается с 4 часов утра и продолжается до 6 часов вечера - это плюс.

2. Работы в животноводстве, тепличном овощеводстве, сбор чайного листа чаще всего осуществляются вручную, без какой-либо автоматизации - это минус.

3. К положительным чертам можно отнести асфальтирование дорог практически во всех деревнях, что облегчает вывоз готовой продукции в крупные мегаполисы.

4. Китайские сельскохозяйственные производители очень быстро осваивают новые растениеводческие культуры. Например, яблоки и виноград 20 лет назад в

Китае не выращивали. На сегодняшний день практически весь «яблочный рынок» Азии представлен китайской продукцией, а виноград и вино марки «Великая Стена» получает награды на выставках в странах ЕС;

5. Продовольственный бум сослужил плохую службу экологии Китая. Например, 25% всего объема овощной продукции производится в городе Шоугуан. Овощи обрабатываются химикатами, нитраты используются сверх всяких мер для быстрого роста огурцов и томатов. Как следствие - земля сильно истощена, подземные воды загрязнены.

Китай нашел выход из создавшейся экологической проблемы. Правительство Китая в большей степени дотирует именно тех фермеров, которые выращивают экологически чистую продукцию. Сами китайцы тщательно изучают опыт и копируют методы развития животноводства за рубежом, в частности свиноводства Бразилии.

Учитывая сегодняшнее сложное положение, санкции стран Евросоюза и США, в России пора жестко реформировать сельское хозяйство и переходить на импортозамещение. И опыт Китая, учитывая его ошибки, - хороший пример.

В условиях санкций и политики импортозамеще-ния другим важным инструментом является выработка оптимального механизма государственных закупок. Поэтому в России специально создают электронный каталог товаров, работ и услуг. В опытном режиме его запустили 15 ноября. Например, в Татарстане такой

онлайн-каталог собственной продукции уже успешно протестировали и начали анализировать рынок. В каталоге уже зарегистрировались около 50 предприятий, выставивших на продажу более 1,5 тыс. товаров. Вскоре будет запущен механизм, который поможет покупателям влиять на качество татарстанской продукции, одним кликом компьютерной мыши подсказывая продавцам, в чем их продукция проигрывает импортной продукции. Такие отзывы заставят предприятия задуматься о повышении качества товаров, снижении их себестоимости или создании новых востребованных продуктов. Благодаря каталогу покупатели увидят, с какими поставщиками они будут работать, кому смогут предъявить претензии. Важно, что через каталог связи строят напрямую с производителями, исключая посредников. Каталог поможет предприятиям, в том числе сельскохозяйственным, с реализацией продукции. Тем самым силы предприятий будут направлены только на решение производственных задач: повышения качества продукции, сокращения издержек, модернизации оборудования, внедрения новых технологий [5, с. 12].

В современных условиях жестких экономических санкций со стороны США, стран ЕС предложенные меры позволят наладить производство рентабельной сельскохозяйственной продукции в регионе и стране с целью импортозамещения продовольственной продукции и самообеспечения страны.

Статья поступила 23.01.2015 г.

Библиографический список

1. О ходе и результатах реализации в 2013 году республиканской программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы»: доклад Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан. Махачкала. 2014. 253 с.

2. Алиева З.Б. Фьючерсные сделки в виноградарских агро-

холдингах // АПК: экономика, управление. 2014. № 9. С. 30-35.

3. Сельское хозяйство в России [Электронный ресурс]. 1^1.: http://agro.ru/novosti/s-kh-proizvodstvo-fermerstvo/v-dagestane-роуау118уа-8е1ек181оппо-р1етеппоу-18еп1г.

4. Зотов Г. «Свиньи и чиновники» // Аргументы и факты. 2014. № 41.

5. Руденко А. Товары по полочкам // Аргументы и факты. 2014. № 41.

УДК 330.332

ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МОНГОЛИИ

Л

© Баярхуу Гэрэлмаа1

Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Инновационная деятельность является одним из приоритетных направлений экономики и бизнеса, поскольку она связана с высокими технологиями, способствующими достижению значительного экономического роста. Этим обстоятельством обусловлена роль государственного регулирования в данной сфере, главная цель которого -создание благоприятных условий для развития инновационной деятельности. Ключевые слова: государственное регулирование; инновационная деятельность.

PROBLEMS OF INNOVATION REGULATION IN MONGOLIA Bayarkhuu Gerelmaa

Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

1 Баярхуу Гэрэлмаа, аспирант, тел.: 89041383576, e-mail: [email protected] Bayarkhuu Gerelmaa, Postgraduate, tel.: 89041383576, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.