Научная статья на тему 'Экологизация бизнеса в общей системе управления качеством жизни населения'

Экологизация бизнеса в общей системе управления качеством жизни населения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
541
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ БИЗНЕС / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ / ПРИРОДООХРАННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / ECOLOGICAL (GREEN) BUSINESS / ECOLOGICAL MARKETING / ECONOMIC EFFECT / ENVIRONMENTAL ACTIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бацюн Наталья Владимировна, Федорова Светлана Валерьевна, Серебряник Инна Александровна

Открытые конкурирующие рынки способствуют внедрению инноваций и повышению экономической эффективности, при этом создаются условия для улучшения качества жизни всего населения. Крупнейшие участники мирового экономического рынка соблюдают в своей деятельности принципы экологического и социального характера. Для закрепления на мировом рынке российскому бизнесу необходимо предложить своим партнерам эффективную и адекватную российским реалиям систему экологизации, способствующую повышению качества жизни населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бацюн Наталья Владимировна, Федорова Светлана Валерьевна, Серебряник Инна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GREENING OF BUSINESS IN GENERAL MANAGEMENT SYSTEM OF POPULATION LIFE QUALITY

Opened competing markets promote the introduction of innovations and increase economic efficiency. At the same time the conditions to improve the population life quality are created. The largest participants of the world economic market observe ecological and social principles in their activities. To gain a foothold in the world market the Russian business has to offer its partners an efficient greening system that responds to Russian reality and contributes to the improvement of population life quality.

Текст научной работы на тему «Экологизация бизнеса в общей системе управления качеством жизни населения»

УДК 622.36:658.012

ЭКОЛОГИЗАЦИЯ БИЗНЕСА В ОБЩЕЙ СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ

© Н.В. Бацюн1, С.В. Федорова2, И.А. Серебряник3

Иркутский государственный технический университет,

664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Открытые конкурирующие рынки способствуют внедрению инноваций и повышению экономической эффективности, при этом создаются условия для улучшения качества жизни всего населения. Крупнейшие участники мирового экономического рынка соблюдают в своей деятельности принципы экологического и социального характера. Для закрепления на мировом рынке российскому бизнесу необходимо предложить своим партнерам эффективную и адекватную российским реалиям систему экологизации, способствующую повышению качества жизни населения.

Ил. 1. Табл. 1. Библиогр. 3 назв.

Ключевые слова: экологический бизнес; экологический маркетинг; экономический эффект; природоохранные мероприятия.

GREENING OF BUSINESS IN GENERAL MANAGEMENT SYSTEM OF POPULATION LIFE QUALITY N.V. Batsyun, S.V. Fedorova, I.A. Serebryanik

Irkutsk State Technical University,

83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

Opened competing markets promote the introduction of innovations and increase economic efficiency. At the same time the conditions to improve the population life quality are created. The largest participants of the world economic market observe ecological and social principles in their activities. To gain a foothold in the world market the Russian business has to offer its partners an efficient greening system that responds to Russian reality and contributes to the improvement of population life quality.

1 figure. 1 table. 3 sources.

Key words: ecological (green) business; ecological marketing; economic effect; environmental actions.

Между бизнесом и экологией существуют противоречия, в силу которых предпринимательская деятельность характеризуется в основном нерациональным использованием ресурсов и высокой степенью загрязнения окружающей среды. Антропогенное воздействие на природу обусловило необходимость принятия неотложных, всеобъемлющих, рассчитанных на долгосрочную перспективу мер для разрешения проблемы выживания человека, не ущемляющего при этом интересы других видов и будущих поколений [2].

Это явилось предпосылкой появления новых инновационных стратегий, к числу которых относятся экобизнес и экомаркетинг. Понятие экобизнеса в самом общем смысле объединяет различные виды деятельности: внедрение на предприятиях технологий и методов, направленных на сокращение ущерба; производство приборов для измерения экологической нагрузки; производство природоохранного оборудования для уменьшения экологической нагрузки; разработку экологизационных технологий; консультационные и иные услуги в этой области. Для современного

рынка характерна устойчивая тенденция к повышению роли неценовых форм конкуренции, особенно конкуренции качества. Мировой рынок экологических товаров и услуг постоянно растёт. Объём мирового рынка экологической продукции в 2002 году оценивался в 25 млрд дол. в год. К 2020 году, по прогнозам, он может достичь оборота в 200-250 млрд дол. в год.

Компании, раньше других осознавшие и заложившие в свои стратегии новые возможности использования экологической составляющей бизнеса, получают реальные преимущества. Решение экологических проблем зачастую может объективно способствовать появлению новых возможностей и получению предприятиями новых выгод:

- дополнительные возможности для развития деловой активности;

- повышение конкурентных преимуществ: фирмы, ранее других осуществившие капиталовложения в экологически чистые технологии, становятся лидерами прежде всего на внутреннем рынке;

- аналогичный эффект на мировом рынке для

1 Бацюн Наталья Владимировна, доцент кафедры мировой экономики, тел.: 89021773640, e-mail: nbatsun@mail.ru Batsyun Natalya, Associate Professor of the Department of World Economy, tel. 89021773640, e-mail: nbatsun@mail.ru

2Федорова Светлана Валерьевна, кандидат технических наук, доцент кафедры мировой экономики, тел.: 89148855292, e-mail: fsta@istu.irk.ru

Fedorova Svetlana, Candidate of technical sciences, Associate Professor of the Department of World Economy, tel.: 89148855292, e-mail: fsta@istu.irk.ru

3Серебряник Инна Александровна, кандидат технических наук, доцент кафедры мировой экономики, тел.: 89027637980, e-mail: nasamolet@yandex.ru

Serebryanik Inna, Candidate of technical sciences, Associate Professor of the Department of World Economy, tel.: 89027637980, e-mail: nasamolet@yandex.ru

стран, ранее других осуществивших капиталовложения в экологически чистые технологии;

- защищённость передового экологически ориентированного бизнеса от иностранной конкуренции;

- выгоды в конкурентной борьбе за рынки сбыта благодаря использованию темы экологичности товаров.

Как показывает опыт, предприятия начинают заботиться о снижении своего отрицательного воздействия на окружающую среду в трёх случаях:

во-первых, когда владельцы и руководство компаний становятся более экологически сознательными и начинают принимать во внимание воздействие своего бизнеса и производства на природу;

во-вторых, когда юридические нормы, контроль над соблюдением которых эффективно осуществляется государством, настолько ужесточаются, что предприятиям становится экономически выгодно их соблюдать;

в-третьих, когда важные для компании общественные группы начинают учитывать экологичность как самого продукта, так и его производства, использования и утилизации при принятии решений о покупке, инвестировании и т.д., то есть когда экологически ответственное поведение создает для бизнеса отчетливые конкурентные преимущества. Таким образом, надлежащая государственная политика обусловливает экономический эффект, который фирма может извлечь при экологизации бизнеса. Это фактически маркетинг административных органов, носящий некоммерческий характер.

Для сопоставления экологизационных затрат с экономическим эффектом разработана соответствующая модель. Затраты на природоохранные мероприятия М могут оказаться экономически оправданными, если они не превышают сумму

В + Т + О - С + Р + Н + Ш + У + Б1 + Б2 + Нт + Э, где В - дополнительный доход от использования отходов (например, металлолома) на предприятии в качестве вторичного сырья для производства основной продукции; Т - дополнительный доход от использования отходов на предприятии для производства побочной продукции (товары народного потребления); О - дополнительный доход от продажи отходов другим предприятиям, которые заинтересованы в них как в сырье (в том числе торговым организациям, которые затем реализуют их населению); С - экономия издержек благодаря сокращению закупок первичного сырья за счёт использования вторичного (одновременно сокращение закупок сырья и, следовательно, его добычи даст и чисто экологический эффект); Р - плата за пользование такими природными ресурсами, как вода, воздух, земля, недра; Н - плата за нормативные (не превышающие предельных нормативов) выбросы и сбросы в природную среду; Ш - штрафы за сверхнормативные выбросы и сбросы в природную среду; У -предотвращённые убытки от сокращения производства и, соответственно, продаж в случае принудительного закрытия предприятия за систематическое нанесение экологического ущерба; Б1 - предотвращённые потери из-за текучести или дефицита рабочей

силы, вызванные ожиданием закрытия предприятия; Б2 - предотвращённые потери из-за текучести рабочей силы, вызванной нездоровыми условиями труда; Нт - предотвращённые потери за счёт временной нетрудоспособности работников, вызванной нездоровыми условиями труда; Э - выигрыш за счёт применения новых технологий, возможно, более прогрессивных не только экологически, но и экономически.

Маркетинговая функция государственных и региональных органов здесь заключается, во-первых, в том, чтобы установить соответствующие нормативы, следить за их соблюдением и использовать систему наказаний; во-вторых, в пропаганде среди предпринимателей экологичных технологий и разъяснении их экономической эффективности.

Однако есть и другой экологический маркетинг, проводимый самой фирмой, которая экологизирует свой бизнес, подстраиваясь под спрос потребителей. Это происходит, когда важные для фирмы общественные группы начинают учитывать экологичность как самого продукта, так и его производства, использования и утилизации при принятии решений о покупке, инвестировании, пиаре и т.д., то есть когда экологически ответственное поведение создаёт для бизнеса отчётливые конкурентные преимущества.

Одним из инструментов такого маркетинга служит внедрение системы экологического маркирования продукции. Экологическая маркировка является для потребителя своеобразным носителем информации об уровне экологической безопасности и чистоты товара, об экологическом воздействии в результате производства или использования продукта.

Применение экомаркировки носит добровольный характер, но для рынков отдельных видов продукции она становится важным фактором конкуренции. Например, применительно к продуктам питания предъявляются особые требования безопасности, в том числе и экологические, так как их «экологическая чистота» оказывает непосредственное воздействие на здоровье потребителя, и именно этот фактор может стать определяющим в конкурентоспособности товара. Есть много различных программ внедрения маркировок, реализуемых правительствами, частными компаниями и неправительственными организациями, но все они сводятся к трём основным типам, для каждого из которых Международная организация по стандартизации (МОС) разработала свои стандарты (таблица).

Проведённый Санкт-Петербургским экологическим союзом опрос показал, что, хотя уровень осведомлённости населения о состоянии окружающей среды невысок, около 85% граждан согласны покупать именно экологически безопасную продукцию, даже если её цена будет выше цены аналогичной несертифициро-ванной продукции. Проблема формирования экологически ответственного потребителя в России ещё далеко не решена. Организация сама должна заботиться о сохранении конкурентоспособности и прибыли, для этого она прогнозирует развитие рыночной ситуации, анализирует появление различных предпосылок, способных изменить существующее рыночное равновесие.

Типы маркировок товаров по стандартам МОС

Характеристики Тип маркировки

Первый Второй Третий

Характер информации Продукция в течение всего своего жизненного цикла остается наиболее экологически чистой внутри данной категории Различные характеристики экологической чистоты товара Список воздействий продукции на окружающую среду на протяжении всего жизненного цикла

Источник информации и характер апробации Критерии устанавливаются независимым органом, и за их соблюдением следят в рамках процесса сертификации или аудита Заявление продавцов, не опирающееся на строгие критерии оценки и не подтверждённое независимыми экспертами Категории предоставляемой информации задаются для конкретных товаров соответствующей отраслью или независимыми органами

Комментарии Из трех типов экомаркировки данный тип наименее информативен Недостаток в том, что средний потребитель обычно не имеет достаточно времени и знаний, чтобы судить о том, что тот или иной компонент опаснее другого

Экологизация бизнеса может происходить через принятие корпоративных экологических кодексов, коллективной ответственности и взаимопомощи в сфере защиты окружающей среды и живой природы. Целью корпоративных экологических кодексов является создание отраслевых систем экологического регулирования деятельности для обеспечения устойчивости развития и получения выгод от минимизации негативных последствий для природы. Во многих странах корпоративное регулирование экологически ответственного поведения бизнеса уже является нормой.

Российские предприниматели воспринимают стандарты ISO 14000 как добровольные, но под диктатом рынка появилась осознанная необходимость следовать им. Несмотря на добровольность стандартов число сертифицирующихся организаций растёт экспоненциально, и, по прогнозам, все предприятия, включая транснациональные корпорации, будут сертифицированы в соответствии с ISO 14001 [3]. Основным мотивом для принятия такого решения для организации служит в первую очередь то, что сертификация будет являться одним из непременных условий маркетинга продукции на международных рынках. Для бизнеса, работающего на национальном российском рынке, одним из специфических мотивов внедрения систем экологического менеджмента может являться желание развиваться в долгосрочном периоде. Основная идеология всеобщего управления качеством -улучшению нет предела. В этом смысле улучшение качества жизни представляет собой троякий процесс: экологизация производства, экологизация потребления и соответствующая институциональная экологизация. Качество и его обеспечение всегда связано с повышенной инновационной активностью компаний [1].

В английском языке именно понятию «экологизация производства» соответствует термин «greening». Вначале предполагалось только постоянное усовершенствование средозащитной инфраструктуры, затем была добавлена утилизация отходов и их повторное

использование. Данное внедрение давало двойной эффект: позволяло экономить первичные ресурсы и снижать нагрузку на окружающую среду. В итоге это привело к стремлению совершенствовать производственные технологии, которые и призваны обеспечить все названные эффекты. Институциональная экологизация позволяет формировать механизмы соответствующих институтов, призванных обеспечить желаемые результаты.

Экологизация потребления связана, прежде всего, с изменением предпочтений потребителей в сторону экологически чистой и здоровой продукции независимо от их назначения. Следующий, более высокий уровень экологизации - это предпочтение товаров, произведённых без нанесения ущерба среде или обещающих быстрый распад после использования. Экологически сознательные потребители отдают предпочтение товарам, произведённым фирмами, известными как участвующие в экологизации производства, хотя с конкретным товаром это может быть и не связано.

В определённом смысле потребности человека безграничны. К тому же потребление благ в значительной степени определяется таким явлением, как мода, а она, как известно, стихийна. Именно это и используется производителями, поскольку чем чаще сменяется мода, тем больше приобретается товаров. Всё-таки основной целью бизнеса было и остаётся получение прибыли. Поэтому производители стараются управлять этим процессом, ускорить его, «продвинуть» с помощью рекламы. По этой же причине производители заинтересованы в быстром выходе из строя техники (в саму конструкцию новых товаров закладывается скорый выход из строя). Незначительное видоизменение неосновных функций товара производитель выдаёт за значительные усовершенствования, тем самым призывая потребителя приобретать «новинки».

Современное общество потребления, искусственно формируя всё новые потребности, способствует тому, что расходуется огромное количество ресурсов:

чем больше товаров потребляется, тем больше расходуется ресурсов, и в первую очередь природных. Причем расходование ресурсов происходит значительно быстрее, чем планета способна их восстановить. А если учесть потребление не восполняемых ресурсов, то уже к 2030 году человечеству могут понадобиться ресурсы уже двух планет.

Однако существует альтернатива - радикальноэкологическая. Поскольку современные технологии производства неизбежно связаны с ущербом природе, предлагается от них отказаться, вернуться к «ветряку и парусу». А так как при этом, очевидно, резко сократится объём производства, признаётся возможным и даже желательным (и даже как утверждается, что это ведёт к нравственному совершенствованию человечества) столь же резко сократить потребление, совершенно изменив его структуру и все ценностные ориентации. Если рассуждать с позиций качества жизни, то едва ли возвращение к ветряку и парусу поведёт к его повышению. Во всяком случае, к увеличению продолжительности жизни не приведёт.

Возвращаясь к вопросу экомаркировки (экобрэндинг), следует отметить, что экологическое маркирование продукции осуществляется в дополнение к сертификации, которая подтверждает соответствие стандарту. Документ, полученный в результате данной процедуры, служит гарантом выполнения предприятием всех предъявляемых требований к природопользо-вателю и наличие на предприятии деятельности по улучшению состояния в области охраны окружающей среды, охраны труда, повышения качества выпускаемой продукции и оказываемых услуг.

логической чистоте товара, о безопасности продукции или отдельных её свойств для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды. К ней относятся такие экологические знаки, как «Белый лебедь» (Скандинавские страны), «Голубой ангел» (Германия), «Экологический выбор» (Канада), зеленоголубой цветок (стилизованное изображение одуванчика) - значок экологического соответствия, принятый в странах ЕС. Экознак японской ассоциации по охране окружающей среды информирует о том, что данное изделие минимально загрязняет и разрушает окружающую среду.

Вторая подгруппа экологических знаков информирует об экологически чистых способах утилизации товаров или упаковки, предотвращающих загрязнение окружающей среды. Это могут быть, например, указания на то, что данная упаковка получена из вторичного сырья. При этом используется термин «экологически безопасная продукция».

И всё же «интересы человека» - понятие противоречивое и трудно операционализируемое. Часто интересы определённой группы населения могут не совпадать даже с её же долгосрочной заинтересованностью. Видимо, когда речь идёт об экологических аспектах качества жизни, есть смысл ориентироваться на понятие «природная среда». Это не то же самое, что природа. Природа - понятие объективное, природная среда - субъективное (имеется в виду природная среда человека, человеческого общества). Критерием качества природной среды не может служить, например, её ненарушенность: любая экономическая деятельность приводит к изменению состояния среды,

Знак «Белый лебедь»

Знак «Голубой Ангел»

Японский знак

Знак «Экологический выбор»

Экознак Европейского Союза

ҐА

% Ч/ЛИСТОК

°+д жизни

Российская экомаркировка

Знаки, информирующие об экологической чистоте товара

Формализованная маркировка может дополняться текстовыми экологическими заявлениями, которые публикуются в СМИ и/или наносятся на продукцию (или упаковку), и комплексом графических символов.

Среди общей совокупности знаков выделяются знаки двух подгруп.

Первая подгруппа (рисунок) информирует об эко-

даже разожжённый костёр или поездка на телеге.

По нашему мнению, основное значение имеет общественное сознание, процесс осмысления различными социальными группами способов и следствий взаимодействия общества и природы и возникающих в этой связи общественных отношений в культурной, социальной, политической и экономической сферах.

Библиографический список

1. Гончаров В.В. Важнейшие критерии результативности М.В. М.: Социально-Экологический Союз, 1998, 90 с.

управления. М.: Изд-во МНИИПУ, 2008, 309 с. 3. ISO 14050. Environmental management - Vocabulary (1996).

2. Как наладить диалог с общественностью / Гусева Т.В., ISO/TC/207SC 6.

Дайман С.Ю., Михайлиди Д.Э., Хачатуров А.Е., Хотулева

УДК 330.332

ВЛИЯНИЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ НА ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ МОНГОЛИИ

А

© Гэрэлмаа Баярхуу1

Иркутский государственный технический университет,

Институт экономики, управления и права,

664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Теория и практика хозяйствования свидетельствуют о том, что не только объемы, но и темпы реализации и взаимодействия инвестиционных процессов определяют устойчивое экономическое развитие страны. По мере участия страны в интеграционных процессах существенно усложняются формы и увеличивается сила взаимодействия процессов инвестиционной активности и формирования тенденции развития национальной экономики. Привлечение иностранного капитала в Монголию относится не к конъюнктурно-тактическим, а к стратегическим задачам развития экономики страны. Как и другие страны, Монголия рассматривает иностранные инвестиции как факторы, ускоряющие экономический и технический прогресс, обновление и модернизацию производственного аппарата, овладение передовыми методами организации производства, способствующие обеспечению занятости, подготовке кадров, что отвечает требованиям рыночной экономики.

Ил. 3. Табл. 1. Библиогр. 7 назв.

Ключевые слова: экономический рост; иностранный капитал; привлечение иностранных инвестиций.

FOREIGN INVESTMENT EFFECT ON ECONOMIC GROWTH OF MONGOLIA Bayarkhuu Gerelmaa

Irkutsk State Technical University,

83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

The theory and practice of economic management suggests that the volumes of investment processes as well as their implementation rates and interactions determine the sustainable economic development of the country. As the country gets involved into the integration processes, the investment activity and the formation of national economy development trends considerably complicate their forms and increase their interaction force. Attraction of foreign capital in Mongolia is rather referred to strategic goals of Mongolian economy development than to market and tactical ones. Like other countries Mongolia considers foreign investment as the factors propelling economic and technological progress, as renovation and modernization of productive facilities, mastering of the advanced methods of production management that promotes employment and staff training that meets the requirements of the market economy.

3 figures. 1 table. 7 sources.

Key words: economic growth; foreign capital; attraction of foreign investment.

Монголия, участвуя в международном движении капитала и товаров, нуждается в переосмыслении методологии формирования национальной инновационной политики. Привлечение иностранного капитала в страну относится не к конъюнктурно-тактическим, а к стратегическим задачам развития монгольской экономики. Правительство страны рассматривает привлечение иностранных инвестиций как средство, способное ускорить экономический и технический прогресс страны: обновить и модернизировать производственный аппарат, овладеть передовыми методами организации производства, которые будут способствовать обеспечению занятности населения и подготовке кадров, отвечающих требованиям рыночной экономики.

В условиях инвестиционного кризиса привлечение иностранных инвестиций в Монголию становится важной задачей, от эффективности решения которой зависят ход, темп и, во многом, результаты проводимых

реформ. Для обеспечения перехода от одной хозяйственной системы к другой требуется огромный объем инвестиций.

Как известно, у Монголии неблагоприятное географическое расположение: она не имеет выхода к открытому морю. В стране очень слабо развита инфраструктура, поэтому внутренний рынок Монголии очень ограничен.

Экономический кризис, связанный с реформами и структурной перестройкой экономики, является неблагоприятным обстоятельством для иностранных инвесторов. Но с точки зрения инвестиций Монголия имеет и ряд преимуществ: страна богата сравнительно недорогими природными ресурсами, дешевой рабочей силой, слаба конкуренция со стороны монгольских производителей. Кроме того, существует возможность участия иностранных инвесторов в процессе приватизации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1Баярхуу Гэрэлмаа, аспирант, тел.: 89041383576, e-mail: Pooh_gerel@yahoo.com Bayarkhuu Gerelmaa, Postgraduate, tel.: 89041383576, e-mail: Pooh_gerel@yahoo.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.