Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ГОСУДАРСТВ'

ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ГОСУДАРСТВ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
82
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / РЕГИОНАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ШОС / СНГ / РОССИЯ / КИТАЙ / СОЮЗНОЕ ГОСУДАРСТВО

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Приходько Татьяна Викторовна

Вызовы XXI века ставят задачу переосмысления роли универсальных механизмов сотрудничества государств, очерчивая перспективы регионального взаимодействия. В статье проводится анализ потенциала международных межправительственных организаций регионального уровня, членом которых является Российская Федерация: ШОС, СНГ, ЕАЭС. В итоге делается вывод о необходимости институциональных преобразований данных организаций, усиление политической воли и выработка системы императивов с целью оптимизации их деятельности и предотвращения деградации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF REGIONAL INTEGRATION OF STATES

Challenges of the 21st century set the task of rethinking the role of universal mechanisms for cooperation between states, outlining the prospects for regional cooperation. The article analyzes the international intergovernmental organizations’ potential at regional level, of which the Russian Federation is a member, there are SCO, CIS, EAEU. As a result, a conclusion is made about the need for institutional transformations of these organizations, strengthening political will and system of imperatives’ developing in order to optimize it activities and prevent degradation.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ГОСУДАРСТВ»

Публично-правовые (государственно-правовые) науки

DOI 10.47643/1815-1337_2023_7_155 УДК 341.1/8

ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ГОСУДАРСТВ Problems of states integration on regional level

ПРИХОДЬКО Татьяна Викторовна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры правового обеспечения национальной безопасности

Института государственного права и национальной безопасности

ФГБОУ ВО «Байкальский государственный университет».

664003, Россия, Иркутская обл., г. Иркутск, ул. Ленина, 11.

E-mail: prikhodko_tv@mail.ru;

Prikhodko T.V.,

Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the Department of Legal Support of National Security Institute of State Law and National Security Baikal State University. 664003, Russia, Irkutsk region, Irkutsk, Lenin str., 11. E-mail: prikhodko_tv@mail.ru

Краткая аннотация. Вызовы XXI века ставят задачу переосмысления роли универсальных механизмов сотрудничества государств, очерчивая перспективы регионального взаимодействия. В статье проводится анализ потенциала международных межправительственных организаций регионального уровня, членом которых является Российская Федерация: ШОС, СНГ, ЕАЭС. В итоге делается вывод о необходимости институциональных преобразований данных организаций, усиление политической воли и выработка системы императивов с целью оптимизации их деятельности и предотвращения деградации.

Abstract. Challenges of the 21st century set the task of rethinking the role of universal mechanisms for cooperation between states, outlining the prospects for regional cooperation. The article analyzes the international intergovernmental organizations' potential at regional level, of which the Russian Federation is a member, there are SCO, CIS, EAEU. As a result, a conclusion is made about the need for institutional transformations of these organizations, strengthening political will and system of imperatives' developing in order to optimize it activities and prevent degradation.

Ключевые слова: международные организации, региональное сотрудничество, ШОС, СНГ, Россия, Китай, Союзное государство.

Keywords: association organizations, regional cooperation, SCO, CIS, Russia, China, Union State.

Для цитирования: Приходько Т.В. Проблемы региональной интеграции государств // Право и государство: теория и практика. 2023. № 7(223). С. 155-156. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_7_155.

For citation: Prikhodko T. V. Problems of state integration on regional level // Law and state: theory and practice. 2023. No. 7(223). pp. 155156. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_7_155.

Статья поступила в редакцию: 29.04.2023

Масштаб геополитических преобразований 20-х годов XXI века выступил триггером трансформации интернациональных контактов на уровне государств.

Пренебрежение основополагающими принципами международного права, распространенность ущемления прав индивидов, рост транснациональной преступности - характерные черты новейшего международного права, демонстрирующие беспомощность существующих институтов наднационального ранга в вопросах сохранения стабильности и миропорядка. В условиях падения западноевропейской ментально-сти, обусловившего необходимость поиска альтернативных векторов странового взаимодействия, перспективным направлением видится развитие межгосударственных площадок регионального уровня, таких как Ассоциация государств Юго-Восточной Азии, Лига арабских государств, Африканский Союз, Шанхайская Организация Сотрудничества, Содружество Независимых государств и др.

Шанхайская организация сотрудничества (далее - ШОС) - международная организация, основанная 15 июня 2001 года. Страны ШОС стремятся к укреплению экономического сотрудничества в различных сферах на основе равноправия и взаимной выгоды, обеспечению финансовой и информационной безопасности, оптимизации вопросов таможенного и транспортного регулирования, культурного и научного обмена.

К сожалению, как отмечается, не все намеченные проекты в рамках ШОС воплощены в жизнь. Отмечается инертность коллективного взаимодействия, в основном, сотрудничество сводится к двусторонним соглашениям между государствами-членами ШОС [1, С. 21].

Содружество Независимых государств (далее - СНГ) - международная организация, призванная регулировать отношения сотрудничества между некоторыми государствами, входившими ранее в состав СССР. Между тем, очевидно, что кооперационные процессы в рамках СНГ протекают с известной долей трудностей. Так, по данным, указанным в аналитическом докладе 2010 г. о результатах деятельности Содружества за первые 20 лет, средний показатель подписанных в рамках СНГ документов - чуть больше 50 %, при этом основным предметом договоров являлись вопросы экономического взаимодействия1. При этом процессы политической интеграции государств охарактеризованы замедлением. К 2023 году состав СНГ покинули Украина и Грузия, сепаратистским тенденциям подвержена и Молдова [2]. Наблюдаются и «провалы» в сфере гуманитарного сотрудничества государств-членов Содружества, выразившиеся в разобщении культурной и научной кооперации и дискриминации русскоязычного населения [5, С. 44]. Отступили на второй план и перешли к Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) инструменты военно-стратегического характера, не охватывающем такие страны, как Азербайджан, Туркмения и Узбекистан [6, С. 11].

Следует отметить, что «в текущих обострившихся геополитических условиях» [3, С. 21]. и процессы экономической интеграции пошли на спад. Беспрецедентное санкционное давление сказалось и на взаимодействии государств-членов Содружества. С конца 2022 г. экономиче-

1 Решение об Аналитическом докладе «Итоги деятельности СНГ за 10 лет и задачи на перспективу» и Заявлении глав государств - участников Содружества Независимых Государств в связи с 10-летием образования СНГ от 25 октября 2010. - URL.: https://cis.minsk.by (дата обращения: 10.04.2023 г.).

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2023. № 7(223)

ские ограничения коснулись торговых отношений между Россией и Казахстаном, в той или иной степени вынуждены учитывать санкции в своей деятельности Азербайджан, Киргизия и Узбекистан.

Таким образом, к актуальной повестке, требующей решения на пути к усилению интеграционных процессов в рамках международных межправительственных организаций следует отнести ослабление импортозависимости государств, создающей серьезную угрозу для устойчивого развития экономической безопасности [7, С. 11], и, напротив, укрепление, коллективного протекционизма, минимизацию угроз вторичного санкционирования, унификацию позиции по вопросам военного сотрудничества. Главными условиями успешной кооперации при этом можно считать усиление политической воли и, соответственно, ускорение темпов институционального развития, поскольку наблюдаемая в рамках современных региональных международных организаций приостановка взаимодействия ставит под сомнение целесообразность существования самих межправительственных организаций, что означает их самороспуск или выход из участия в них значительного числа государств. Представляется, что в условиях турбулентности международных отношений, «демонстрационный эффект» [4, С. 176], дающий импульс развитию многостороннего сотрудничества в контексте международных межправительственных организаций, могут оказать модели взаимодействия России и Беларуси в рамках Союзного государства, а также РФ и КНР, при условии успешности такого сотрудничества.

Библиогра фия:

1. Алиев М. А. Экономические институты ШОС / М. А. Алиев // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2014. - С. 19-24.

2. Молдавия отозвала своего представителя в Исполнительном комитете СНГ. - URL.: https://www.interfax.ru/world/892345 (дата обращения: 10.04.2023).

3. Медик И. Н. Внешние угрозы экономической безопасности России / И. Н. Медик, О. А. Чепинога, И. В. Деревцова. - DOI 10.17150/2411-6262.2022.13(3).11. - EDNFARLAD // Baikal Research Journal. - 2022. - Т. 13. -№ 3. - С. 11-11.

4. Соколова Н. В. Политическая интеграция: генезис и перспективы развития : на примере ЕС, СНГ, союзного государства России и Беларуси: дис. ... канд. полит. наук : 23.00.02 / Соколова Н.В. - Воронеж, 2010. - 280 с.

5. Цыкунов Г. А. Гуманитарные проблемы СНГ / Г. А. Цыкунов // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). 2011. - № 1. - С. 44-44.

6. Чернявский С. И. Национальная безопасность России в формате СНГ / С. И. Чернявский // Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право. 2020. - № 1. - С. 46-54.

7. Шлык Н. Л. Влияние внешнеэкономических связей на экономическую безопасность: региональный аспект / Н. Л. Шлык // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). 2014. - № 6. - DOI: http://dx.doi.org/10.17150/2072-0904.2014.5(6).11.

References:

1. Aliyev M. A. Economic institutes of the SCO / M. A. Aliyev // Regional problems of economic transformation. - 2014. - pp. 19-24.

2. Moldova recalled its representative in the CIS Executive Committee. - URL.: https://www.interfax.ru/world/892345 (date of address: 10.04.2023).

3. Medik I. N. External threats to economic security of Russia / I. N. Medik, O. A. Chepinoga, I. V. Derevtsova. - DOI 10.17150/2411-6262.2022.13(3).11. -EDNFARLAD // Baikal Research Journal. - 2022. - Vol. 13. -No. 3. - pp. 11-11.

4. Sokolova N. V. Political integration: genesis and prospects of development: on the example of the EU, the CIS, the Union state of Russia and Belarus: dis. ... cand. polit. Sciences : 23.00.02 / Sokolova N.V. - Voronezh, 2010. - 280 p.

5. Tsykunov G. A. Humanitarian problems of the CIS / G. A. Tsykunov // Izvestiya Irkutsk State Economic Academy (Baikal State University of Economics and Law). 2011. - No. 1. - pp. 44-44.

6. Chernyavsky S. I. National security of Russia in the CIS format / S. I. Chernyavsky // International cooperation of the Eurasian states: politics, economics, law. 2020. - No. 1. - pp. 46-54.

7. Shlyk N. L. The influence of foreign economic relations on economic security: a regional aspect / N. L. Shlyk // Izvestiya Irkutsk State Economic Academy (Baikal State University of Economics and Law). 2014. - № 6. - DOI: http://dx.doi.org/10.17150/2072-0904.2014.5(6).11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.