Научная статья на тему 'КЛЮЧЕВЫЕ СФЕРЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЗБЕКИСТАНА С СНГ И ШОС'

КЛЮЧЕВЫЕ СФЕРЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЗБЕКИСТАНА С СНГ И ШОС Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
310
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СНГ / ШОС / СОВЕТ ГЛАВ ГОСУДАРСТВ / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / РЕГИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СТАБИЛЬНОСТЬ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / СОТРУДНИЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Рахимов Мирзохид Акрамович, Рахимов Садриддин

Основной целью данной статьи является анализ ключевых сфер многостороннего сотрудничества в рамках СНГ и ШОС, а также участие Узбекистана в институциональном развитии данных объединений. В ходе исследования были использованы эмпирические (наблюдение, изучение документов, сравнение) и теоретические (анализ и обобщение) методы на основе междисциплинарного подхода. В своем исследовании авторы осветили историю создания и формирование организационно-правовой деятельности СНГ и ШОС, динамики развития сотрудничества Узбекистана со странами-участницами в формировании зоны свободной торговли на пространстве Содружества, деятельности республики в период председательства в СНГ и ШОС, действенности многостороннего сотрудничества по противодействию современным угрозам безопасности в рамках дислоцирующейся в Ташкенте Региональной антитеррористической структуры, а также раскрытию конструктивной роли Республики Узбекистан в формировании правовой основы для расширения международных связей ШОС. По результатам исследования делаются выводы о том, что участие Узбекистана в деятельности СНГ и ШОС полностью соответствует внешнеполитическому курсу республики, так как в условиях современного мира обеспечение мира, стабильности и устойчивого развития в регионе требует развития эффективного многопрофильного сотрудничества. Республика придает приоритетное значение укреплению конструктивного взаимодействия между странами-участницами этих организаций в вопросах обеспечения международной и региональной безопасности, расширения экономических связей и промышленной кооперации, развития транзитно-транспортного потенциала и других сфер. При этом, непременным условием дальнейшей эффективной деятельности этих объединений должны стать принципы соблюдения рационального баланса национальных и региональных интересов, а также неуклонное выполнение всеми странами-членами принимаемых в рамках СНГ и ШОС решений на основе доверия и взаимной выгоды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KEY SPHERES OF UZBEKISTAN RELATION WITH THE CIS AND SCO

The main goal of this article is to analyze the key areas of multilateral cooperation within the framework of the Commonwealth of Independent States and the Shanghai Cooperation Organization, as well as the participation of Uzbekistan in the institutional development of these organizations. In the course of the study, empirical (observation, study of documents, comparison) and theoretical (analysis and generalization) methods based on an interdisciplinary approach were used. In their study, the authors highlighted the history of the creation and formation of the organizational and legal activities of the CIS and the SCO, the dynamics of the development of cooperation of Uzbekistan with the participating countries in the formation of the free trade zone in the Commonwealth space, the activities of the Republic during the chairmanship of the CIS and the SCO, the effectiveness of multilateral cooperation on contesting modern threats of security in the framework of the Regional anti-terrorism structure in Tashkent, as well as the disclosure of the constructive role of the Republic of Uzbekistan in the formation of a legal basis for the expansion of international relations of the SCO.Based on the results of the study, conclusions are drawn that the participation of Uzbekistan in the activities of the CIS and the SCO is fully consistent with the foreign policy of the republic, since in the conditions of the modern world, ensuring peace, stability and sustainable development in the region requires the development of effective multidisciplinary cooperation. The republic attaches priority to strengthen the constructive interaction between the countries participating in these organizations in matters of ensuring international and regional security, expanding economic ties and industrial cooperation, developing transit and transport potential and other spheres. At the same time, the principles of compliance with the rational balance of national and regional interests, as well as the steady execution by all member countries made within the CIS and SCOs based on trust and mutual benefit, should be an indispensable condition for the further effective activity of these associations.

Текст научной работы на тему «КЛЮЧЕВЫЕ СФЕРЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЗБЕКИСТАНА С СНГ И ШОС»

ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / INTEGRATION PROCESSES

Научная статья / Research article Ключевые сферы взаимодействия Узбекистана с СНГ и ШОС

М. А. Рахимов

Координационно-методический центр по вопросам новейшей истории Узбекистана при

Академии наук Республики Узбекистан

ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5414-8498; e-mail: mirzohidr@mail.ru

С. А. Рахимов

Университет журналистики и массовых коммуникаций Узбекистана

E-mail: sadriddin.r@mail.ru

Аннотация. Основной целью данной статьи является анализ ключевых сфер многостороннего сотрудничества в рамках СНГ и ШОС, а также участие Узбекистана в институциональном развитии данных объединений. В ходе исследования были использованы эмпирические (наблюдение, изучение документов, сравнение) и теоретические (анализ и обобщение) методы на основе междисциплинарного подхода. В своем исследовании авторы осветили историю создания и формирование организационно-правовой деятельности СНГ и ШОС, динамики развития сотрудничества Узбекистана со странами-участницами в формировании зоны свободной торговли на пространстве Содружества, деятельности республики в период председательства в СНГ и ШОС, действенности многостороннего сотрудничества по противодействию современным угрозам безопасности в рамках дислоцирующейся в Ташкенте Региональной антитеррористической структуры, а также раскрытию конструктивной роли Республики Узбекистан в формировании правовой основы для расширения международных связей ШОС. По результатам исследования делаются выводы о том, что участие Узбекистана в деятельности СНГ и ШОС полностью соответствует внешнеполитическому курсу республики, так как в условиях современного мира обеспечение мира, стабильности и устойчивого развития в регионе требует развития эффективного многопрофильного сотрудничества. Республика придает приоритетное значение укреплению конструктивного взаимодействия между странами-участницами этих организаций в вопросах обеспечения международной и региональной безопасности, расширения экономических связей и промышленной кооперации, развития транзитно-транспортного потенциала и других сфер. При этом, непременным условием дальнейшей эффективной деятельности этих объединений должны стать принципы соблюдения рационального баланса национальных и региональных интересов, а также неуклонное выполнение всеми странами-членами принимаемых в рамках СНГ и ШОС решений на основе доверия и взаимной выгоды.

Ключевые слова: СНГ, ШОС, Совет глав государств, внешняя политика, международная организация, региональная безопасность, стабильность, глобализация, сотрудничество.

Для цитирования: Рахимов М. А., Рахимов С. А. Ключевые сферы взаимодействия Узбекистана с СНГ и ШОС // Постсоветские исследования. 2023;3(6):300-314.

Финансирование: Статья подготовлена в рамках фундаментального проекта ФЗ 202009302 «Новый Узбекистан: системная либерализация и внешнеполитическая стратегии в контексте укрепления стабильности в Центральной Азии» Министерства Инновационного развития Узбекистана.

Key spheres of Uzbekistan relation with the CIS and SCO

Mirzokhid A. Rakhimov

The Contemporary history center of AS of Uzbekistan.

ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5414-8498; е-mail: mirzohidr@mail.ru

Sadriddin А. Rakhimov

University of Journalism and Mass Communications of Uzbekistan Университет

E-mail: sadriddin.r@mail.ru

Abstract. The main goal of this article is to analyze the key areas of multilateral cooperation within the framework of the Commonwealth of Independent States and the Shanghai Cooperation Organization, as well as the participation of Uzbekistan in the institutional development of these organizations. In the course of the study, empirical (observation, study of documents, comparison) and theoretical (analysis and generalization) methods based on an interdisciplinary approach were used. In their study, the authors highlighted the history of the creation and formation of the organizational and legal activities of the CIS and the SCO, the dynamics of the development of cooperation of Uzbekistan with the participating countries in the formation of the free trade zone in the Commonwealth space, the activities of the Republic during the chairmanship of the CIS and the SCO, the effectiveness of multilateral cooperation on contesting modern threats of security in the framework of the Regional anti-terrorism structure in Tashkent, as well as the disclosure of the constructive role of the Republic of Uzbekistan in the formation of a legal basis for the expansion of international relations of the SCO.Based on the results of the study, conclusions are drawn that the participation of Uzbekistan in the activities of the CIS and the SCO is fully consistent with the foreign policy of the republic, since in the conditions of the modern world, ensuring peace, stability and sustainable development in the region requires the development of effective multidisciplinary cooperation. The republic attaches priority to strengthen the constructive interaction between the countries participating in these organizations in matters of ensuring international and regional security, expanding economic ties and industrial cooperation, developing transit and transport potential and other spheres. At the same time, the principles of compliance with the rational balance of national and regional interests, as well as the steady execution by all member countries made within the CIS and SCOs based on trust and mutual benefit, should be an indispensable condition for the further effective activity of these associations.

Key words: CIS, SHOS, Council of Heads of State, Foreign Policy, International Organization, Regional Security, Stability, Globalization, Cooperation.

For citation: Mirzokhid A. Rakhimov, Sadriddin А. Rakhimov. Key spheres of Uzbekistan relation with the CIS and SCO // Postsovetskie issledovaniya = Post-Soviet Studies. 2023;3(6):300-314. (In Russ.).

Funding: The article was prepared within the framework of the fundamental project of Federal Law 202009302 «New Uzbekistan: systemic liberalization and foreign policy strategies in the context of strengthening stability in Central Asia» of the Ministry of Innovative Development of Uzbekistan.

Введение

Узбекистан в условиях сложных мировых геополитических процессов осуществляя всесторонне взвешенную, базирующуюся на национальных интересах внешнюю политику, важное внимание придает сохранению и укреплению мира и стабильности в Центральной Азии. В целях эффективного решения проблем

регионального и глобального масштаба республика активно развивает

взаимодействие со всеми

заинтересованными странами и

международными организациями на основе многовекторности, а в процессах

регионального сотрудничества наиболее высокий уровень взаимодействия имеет в рамках СНГ и ШОС, участниками которого являются практически все страны Центральной Азии.

Исторические условия образования СНГ

Прекращение существования СССР вызвало необходимость внесения значительных корректив в систему международных отношений, вследствие чего Узбекистану, с учетом геополитических и экономических интересов, а также наличия в условиях прогрессирующей глобализации проблем и вызовов региональной

стабильности, в своей внешней политике пришлось выбирать новые векторы развития межгосударственного сотрудничества, в том числе посредством участия в создании интеграционных объединений.

Одним из приоритетных направлений внешнеполитической деятельности

Узбекистана является развитие

двустороннего и многостороннего сотрудничества в рамках СНГ, соучредителем которого наряду с другими государствами, образовавшимися после распада СССР, был и Узбекистан.

Начало новому объединению - СНГ положили два документа - Соглашение о создании СНГ и Заявление глав государств Республики Беларусь, РСФСР и Украины, подписанные 8 декабря 1991 г. председателем Верховного Совета Белоруссии С.С. Шушкевичем, Президентом России Б.Н. Ельциным и Президентом Украины Л.М. Кравчуком.

13 декабря 1991 г. в Ашхабаде состоялась встреча президентов пяти стран Центральной Азии: Узбекистана - И. Каримов, Казахстана - Н. Назарбаев, Кыргызстана - А. Акаев, Таджикистана - Р. Набиев и Туркменистана - С. Ниязов, по итогам которой главы всех

Центральноазиатских государств выразили готовность войти в состав СНГ причем на правах учредителей, а не в роли присоединившихся [Торкунов 2004: 565].

21 декабря 1991 г. в Алма-Ате для совместного решения всех вопросов, связанных с созданием СНГ, была специально организована встреча руководителей бывших союзных республик. В ходе встречи участниками совещания был подписан Протокол к Соглашению о создании СНГ от 8 декабря 1991 г., в котором говорилось, что все республики1 на равноправных началах образуют Содружество Независимых Государств.

В ходе данной встречи также была принята Алма-Атинская декларация, в которой закреплялось положение о том, что

1 Из бывших советских республик Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Республика Молдова, Российская

взаимодействие стран-участниц будет осуществляться на принципе равноправия через координирующие институты, которое не является ни государством, ни надгосударственным образованием. В целях обеспечения стратегической стабильности в документе также было зафиксировано сохранение объединенного командования военно-стратегическими силами и единый контроль над ядерным оружием.

Завершающим этапом формирования организационной структуры Содружества стало принятие 22 января 1993 г. одного из важнейших основополагающих правовых актов, регламентирующих деятельность нового объединения, - Устава СНГ.

Взаимодействие в рамках СНГ осуществляется в основном через уставные органы: Совет глав государств, Совет глав правительств, советы министров

иностранных дел, министров обороны и командующих пограничными войсками, Экономический совет, Экономический суд, Межпарламентская ассамблея государств-членов СНГ и др.

В соответствии со статьей 34 Устава Содружества и на основе соглашений государств-членов о сотрудничестве в экономической, социальной, гуманитарной и других областях, были учреждены органы отраслевого сотрудничества, которые осуществляют выработку согласованных принципов и правил такого сотрудничества и способствуют их практической реализации. В состав органов отраслевого сотрудничества входят руководители соответствующих министерств и ведомств стран СНГ, которые координируют деятельность национальных ведомств в таких областях, как сельское хозяйство, транспорт, связь, энергетика, торговля, финансы, промышленность и строительство, образование, здравоохранение, туризм, чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера. Осуществляют свою деятельность также Координационное совещание руководителей

Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан и Украина 21 декабря 1991 г. подписали Протокол к Соглашению о создании СНГ.

правоохранительных и специальных ведомств (министров внутренних дел и юстиции, генеральных прокуроров, председателей судов и др.) и Антитеррористический центр. Всего по состоянию на конец 2022 г. в рамках СНГ создано 87 органа, в том числе 66 органов отраслевого сотрудничества1, деятельность которых регламентируется их

учредительными документами, а также другими правовыми актами объединения.

Согласно Уставу, высшим органом Содружества является Совет глав государств (СГГ), который обсуждает и решает принципиальные вопросы, связанные с деятельностью государств-членов в сфере их общих интересов, а также рассматривает вопросы в рамках заинтересованности стран-участниц без ущерба интересам других членов объединения.

Исполнительный комитет СНГ является единым постоянно действующим исполнительным, административным и координирующим органом Содружества со штаб-квартирой в Минске и отделением Исполкома в Москве2.

Решения в уставных органах, как и в органах отраслевого сотрудничества по существу обсуждаемых вопросов, принимаются консенсусом. В то же время любое государство может заявить о своей незаинтересованности в том или ином вопросе, что не будет являться препятствием для принятия решения. Так, например, проанализировав статистические показатели по правовым актам и другим документам, принятым в рамках СНГ в период с 1991 по 2022 гг., установлено, что Узбекистан, исходя из своих национальных интересов, подписал только 24 из 37 предусматривающих ратификацию, а также 230 из 432 требующих выполнения внутригосударственных процедур

документов 3 (Таблица №1).

Таким образом, можно отметить, что после развала СССР интеграция бывших ее

1 Сайт Исполнительного Комитета СНГ: // https://cis.minsk.by/page/show?id= 11216 (29.12.2022).

2 Протокол об утверждении Положения об

Исполнительном комитете СНГ от 21 июня 2000 г. Сайт Исполнительного Комитета СНГ:

республик (за исключением Литвы, Латвии и Эстонии) в СНГ, с учетом имеющихся развитых военно-политических, социально-экономических и культурно-гуманитарных связей, определяющих тенденцию объединения в рамках Содружества, в целом можно рассматривать как объективный процесс. А действующие в рамках организации различные типы участия и механизмы принятия и реализации решений позволяют выборочно участвовать в его деятельности, одновременно не противореча процессам укрепления суверенитета государств-участников.

В сложившейся ситуации создание СНГ стало объединяющим фактором развития сотрудничества стран-участниц в политической, военной, экономической, транспортно-коммуникационной, культурно-гуманитарной и других сферах с соблюдением принципов равноправия и взаимоуважения. В отличие от СССР, СНГ не является ни государством, ни наднациональным объединением, а взаимодействие участников нового объединения осуществляется на основе заложенных еще в его основополагающих документах суверенного равенства всех членов организации через координирующие институты.

Основные этапы и направления сотрудничества Узбекистана с СНГ

С распадом СССР связывающие и интегрирующие факторы внутри прежнего Союза (единые вооруженные силы, замкнутое общесоюзное экономическое пространство, единая энергетическая и транспортная система, отсутствие оформленных межреспубликанских границ, безвизовое перемещение граждан и др.) продолжали действовать и оказывать влияние на формирование внешней и внутренней политики новых государств, в том числе и Республики Узбекистан. В этих условиях Узбекистан, учитывая, что принятые основополагающие документы

//tis.minsk.by/reestr/m/mdex.html#reestrMew/text?doc= 1063 (11.12.2019).

3 Единый реестр правовых актов и других документов СНГ. Сайт Исполнительного Комитета СНГ: // https://cis.minsk.by/reestrv2/reports/vgp-statistics (29.12.2022).

СНГ отвечали общепринятым нормам международного права, поддержал идею образования СНГ на основе суверенного равенства всех его участников и вошел в состав его учредителей.

Изучив и проанализировав основные нормативно-правовые документы и другие материалы, касающиеся формирования СНГ и участия Республики Узбекистан в данном процессе, историю развития Содружества условно можно разделить на четыре этапа.

Первый этап (декабрь 1991 - январь 1993 гг.) в целом являлся периодом активного становления деятельности СНГ и формирования его институциональных механизмов, в ходе которого был принят ряд важных основополагающих документов, в числе которых важнейшим является Устав Организации, призванный регулировать весь комплекс вопросов деятельности нового объединения. На заседаниях СНГ основное внимание уделялось на регулируемое военно-политическое и экономическое размежевание постсоветских республик. В рамках Содружества предпринимались попытки поддержания действовавших в советский период взаимных социально-экономических и культурно-гуманитарных связей и сохранения рублевой зоны, были решены проблемы контроля над ядерным вооружением, объединенного командования вооруженными силами на переходный период, организационного перехода от единых вооруженных сил к созданию национальных армий, охраны внешней границы бывшего Союза и др. В то же время, вследствие разрыва ранее действовавших взаимных хозяйственных связей (потеря рынков сырья, техники и оборудования, реализации готовой продукции и т.д.), неурегулированности механизмов

ценообразования и валютно-финансовых отношений в этот период наблюдалось резкое ухудшение экономического положения большинства стран Содружества

1 Совет министров обороны является высшим коллегиальным органом Совета глав государств СНГ по вопросам военной политики. Рабочими органами СМО СНГ являются постоянно действующий Секретариат в Москве, а также собирающиеся на периодической основе Комитет начальников штабов вооруженных сил стран-участниц, Координационный

На втором этапе (1993-1999 гг.) развития СНГ был принят ряд важных решений по формированию в рамках Содружества интеграционных процессов в

экономической, военно-политической и гуманитарной сферах.

В целях установления эффективного многостороннего торгово-экономического взаимодействия были предприняты попытки создания зоны свободной торговли на пространстве СНГ. В частности, 15 апреля 1994 г. главы всех стран СНГ, в том числе и Узбекистана, подписали Соглашение о зоне свободной торговли (ЗСТ). Документом предусматривалось, что в создаваемой ЗСТ будут отменены во взаимной торговле тарифные и нетарифные ограничения, устранены различные препятствия на пути движения товаров и услуг, торговля будет осуществляться без пошлин, что в результате будет способствовать повышению уровня взаимного товарооборота и создаст условия для экономического роста стран Содружества. Однако в связи с тем, что страны-участницы не нашли общий подход к формированию ЗСТ, а принимаемые ими решения на практике имели лишь рекомендательный характер, торгово-экономические взаимоотношения между странами объединения продолжали осуществляться на основе двусторонних соглашений.

В целях координации военного сотрудничества и безопасности внешних границ в рамках СНГ были созданы Совет министров обороны и Совет командующих Пограничными войсками1. А для содействия развитию взаимодействия в культурно-гуманитарной сфере между странами СНГ и координации их совместной деятельности были образованы Совет по культурному сотрудничеству, Совет по сотрудничеству в области образования, Совет по туризму и др.

К началу третьего этапа (2000 - первая половина 2016 гг.) одним из основных

комитет по вопросам ПВО, Военно-технический комитет и др. Совет командующих Пограничными войсками координирует деятельность стран СНГ по укреплению охраны внешних границ Содружества, а также дальнейшему поиску новых форм пограничного сотрудничества между странами-участницами.

направлений межгосударственного

взаимодействия в рамках Содружества являлось торгово-экономическое

сотрудничество. Однако отсутствие единой зоны свободной торговли на пространстве СНГ и действовавшие на тот момент между странами объединения свыше ста соглашений о взаимной торговле создавали неудобства в осуществлении

сбалансированного экономического

сотрудничества в рамках объединения [Рахимов 2018: 135]. Учитывая необходимость в формировании условий для свободного движения товаров в рамках СНГ и интеграции в международную торговую систему, Узбекистан в мае 2013 г. стал членом Договора о зоне свободной торговли.

В вопросах культурно-гуманитарного сотрудничества в рамках СНГ взаимодействие Узбекистана со странами-участницами преимущественно

осуществлялось на двусторонней основе.

Четвертый этап (вторая половина 2016 г. и последующие годы) характеризуется активизацией участия Узбекистана в работе отраслевых органов СНГ. Республика присоединилась более чем к 10 органам отраслевого сотрудничества, деятельность которых охватывает такие сферы, как борьба с преступностью, наука и инновации, экономика, энергетика, а также реализацию совместных проектов в социально-трудовой сфере, по молодежной проблематике и обеспечению защиты потребительских прав граждан стран-участниц на территории объединения.

В 2020 г. в соответствии с решением Совета глав государств Узбекистан впервые за время существования объединения председательствовал1 в СНГ. Республикой в период своего председательства проведена значительная работа по совершенствованию нормативно-правового обеспечения

сотрудничества в сфере транспорта и реализации скоординированной политики по обеспечению транспортной безопасности, развитию на пространстве объединения международных транспортных коридоров, повышению эффективности согласованной тарифной политики в области международных железнодорожных

перевозок и решению других актуальных вопросов.

Обсуждались и принимались также важные решения по повышению авторитета организации на международной арене. Так, 23 ноября 2020 г. в рамках 75-й сессии ГА ООН была принята внесенная Узбекистаном специальная резолюция «Сотрудничество между Организацией Объединенных Наций и Содружеством Независимых Государств» 2.

Итогом председательства Узбекистана в СНГ стало проведение 18 декабря 2020 г. под председательством главы республики Шавката Мирзиёева заседания Совета глав государств в формате видеоконференции, в ходе которого были рассмотрены состояние и перспективы развития политического, торгово-экономического и культурно-гуманитарного сотрудничества в рамках СНГ, а также вопросы совместного противодействия новым вызовам и угрозам. В своем выступлении глава нашего государства отметил, что Узбекистан рассматривает СНГ как важную и эффективную площадку для углубления практического партнерства по всем направлениям и озвучил ряд предложений по расширению многопланового

сотрудничества в рамках Содружества3 и др.

В целом Узбекистан в период своего председательства придал новый импульс развитию многостороннего взаимодействия в рамках СНГ, о чем свидетельствует организованные на высоком уровне международные мероприятия и солидный

1 В соответствии с Положением о председательстве в

СНГ (утверждено решением Совета глав государств

СНГ от 10 октября 2008 года) Узбекистан одновременно председательствовал в Совете глав государств, Совете глав правительств, Совете министров иностранных дел, Экономическом совете, Совете постоянных полномочных представителей государств-участников при уставных и других органах Содружества, а также Комиссии по

экономическим вопросам при Экономическом совете СНГ.

2 Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 23 ноября 2020 года №75/9. «Сотрудничество между Организацией Объединенных Наций и Содружеством Независимых Государств». Сайт ООН: //undocs.Org/ru/A/RES/75/9 (04.12.2021).

3 Интернет-портал СНГ: //e-cis.info/page/3769/89856/ (26.12.2021).

пакет принятых решений. Так, несмотря на сложные для стран-участниц условия, возникшие в связи с пандемией коронавируса, под председательством республики были успешно проведены два заседания Совета глав правительств в формате видеоконференции (29 мая и 6 ноября 2020 г.) и более 60 запланированных международных мероприятий в онлайн и офлайн форматах, принято около 70 важных документов по приоритетным направлениях многостороннего сотрудничества в рамках объединения.

Таким образом, можно отметить, что Узбекистан рассматривает СНГ как эффективную площадку для развития многопланового и многостороннего

сотрудничества стран-участниц. В рамках СНГ создана обширная нормативно-правовая база и сформированы механизмы многостороннего сотрудничества практически по многим жизненно важным для стран объединения направлениям, как дальнейшее развитие торгово-экономических и культурно-гуманитарных отношений, коммуникационных и транспортных связей, обеспечение стабильности и устойчивого развития на пространстве объединения.

Узбекистан в контексте

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

формирования и трансформации ШОС

В условиях современного мира, на фоне растущей напряженности в ряде регионов и возрастания угроз международной безопасности, а также усиливающегося влияния процессов глобализации, обеспечение стабильности и устойчивого развития как на национальном уровне, так и в масштабе всего Центральноазиатского региона имеет свою зависимость от формирования эффективных механизмов многостороннего сотрудничества.

Узбекистан, являясь одним из учредителей ШОС1 выступает за последовательное и системное решение вопросов обеспечения стабильности в регионе, а также эффективного противодействия

нетрадиционным угрозам глобальной безопасности.

ШОС является одной из самых динамично развивающихся молодых международных структур. В июне 2022 года исполнился двадцать один год с момента создания Организации. За небольшой период своего функционирования объединение зарекомендовало себя важной площадкой для обсуждения актуальных проблем обеспечения региональной и глобальной стабильности и приобрело достойное место в современной системе международных отношений. Вместе с тем, важно также подчеркнуть, что ШОС «не является союзом, направленным против других государств и регионов», а наоборот, «придерживается принципа открытости»2.

Особую привлекательность

объединению придает «шанхайский дух», главным содержанием которого являются равенство, сотрудничество, взаимное уважение и доверие, невмешательство во внутренние дела [Кушкумбаев 2018; Клещева 2012]. Являясь важнейшим принципом деятельности ШОС,

«шанхайский дух» обогатил теорию и практику современного международного сотрудничества, претворяя в жизнь всеобщее стремление мирового сообщества к демократизации международных отношений [Алимов 2017: 20].

В настоящее время ШОС является одной из влиятельных структур многостороннего формата. Общая площадь государств-членов равняется более 34 млн. кв. км, или около 60% территории Евразии, а население -более 3 млрд. чел., что составляет почти половину населения земного шара. Постоянными государствами-члена ШОС являются Индия, Казахстан, Кыргызстан, Китай, Пакистан, Россия, Таджикистан и Узбекистан. [Porshneva, Rakhimov, Razinkov 2022: 17].

Взаимодействие с заинтересованными государствами также осуществляется

1 Шанхайская организация сотрудничества образована 15 июня 2001 года в городе Шанхай на основе Декларации о создании ШОС, подписанной

Узбекистаном, Китаем, Казахстаном, Кыргызстаном, Россией и Таджикистаном, как постоянно

действующая региональная международная организация. В 2017 году в состав ШОС в качестве полноправных членов были приняты Индия и Пакистан. 2 Декларация о создании ШОС. 15.06.2001 г. Сайт ШОС: www.sectsco.org (18.12.2021).

посредством предоставления статуса «наблюдателя» и «партнера по диалогу».

Основополагающим уставным

документом, создающий правовой фундамент для нового международного объединения, является Хартия ШОС, где определены цели и задачи Организации, обозначена ее структура, порядок установления взаимоотношений с другими государствами и международными организациями и др. Основными направлениями сотрудничества в рамках ШОС определены поддержание

стабильности и безопасности, а также поощрение эффективного регионального сотрудничества в политической,

экономической, гуманитарной,

энергетической, транспортной и других областях, представляющих общий интерес.

Для эффективной реализаций задач, стоящих перед ШОС, в рамках Организации учреждены: советы глав государств, глав правительств и министров иностранных дел, Совещание руководителей министерств (ведомств), Совет национальных

координаторов, а также постоянно действующие органы: Секретариат, функционирующий в Пекине, и Региональная антитеррористическая

структура - в Ташкенте.

Однако, имеется критические оценки деятельности институтов ШОС, так по мнению специалистов Секретариат не обладает полномочиями по принятию самостоятельных решений, функционируя как «административно-бюрократический центр» по реализации решений, утвержденных на встречах высших органов ШОС [Апб 2009; Розанова: 2012].

В целом, по своему статусу ШОС является международной организацией, поскольку соответствует всем критериям таковой: создана в соответствии с международным правом, т.е. на правомерной основе; учреждена на основании

1 В состав Совета РАТС входят представители государств-членов ШОС - заместители руководителей уполномоченных органов: Комитета национальной безопасности Казахстана;

Министерства общественной безопасности КНР; Государственного комитета национальной безопасности Кыргызстана; Федеральной службы

международного договора; осуществляет сотрудничество в конкретных областях деятельности; обладает самостоятельными правами и обязанностями [Shaw 2008: 12951296].

ШОС в системе противодействия нетрадиционным угрозам безопасности

Важную роль в поддержании стабильности и безопасности на пространстве ШОС, координации практической деятельности компетентных структур стран-членов объединения по вопросам борьбы с международным терроризмом, экстремизмом, незаконным оборотом наркотиков и другими транснациональными угрозами играет Региональная антитеррористическая

структура (РАТС), штаб-квартира которой дислоцирована в Ташкенте.

Двумя постоянно действующими органами, которые «символизируют рождение ШОС как полноценной международной организации» (Song, 2014, p.92) являются Секретариат и Региональная антитеррористическая структура (РАТС). В структуру РАТС входят Совет и Исполнительный комитет. Совет РАТС1 - это руководящий орган, который определяет порядок осуществления основных задач и функций, ежегодную повестку дня и планы антитеррористической структуры.

Исполнительный комитет является постоянно действующим органом ШОС. Его основными задачами являются координация и взаимодействие компетентных органов стран-участниц в борьбе с терроризмом и экстремизмом, проведение

антитеррористических учений,

совершенствование нормативно-правовой базы сотрудничества, осуществление информационно-аналитической деятельности, формирование и пополнение банка данных антитеррористической структуры, сотрудничество с

международными структурами,

безопасности РФ; Государственного комитета национальной безопасности Таджикистана; Службы государственной безопасности Узбекистана. С сентября 2017 г. в работе Совета РАТС также принимают участие представители компетентных органов новых постоянных членов ШОС - Индии и Пакистана.

занимающимися вопросами борьбы с терроризмом, экстремизмом и

наркобизнесом, а также практическая реализация принятых в рамках ШОС решений, касающихся работы региональной антитеррористической структуры.

Директор Исполнительного комитета является высшим административным должностным лицом, назначаемым Советом глав государств ШОС по рекомендации Совета РАТС из числа граждан государств-членов сроком на три года (Таблица №2). С 2022 г. эту должность занимает представитель Узбекистана Р. Мирзаев.

В рамках нового механизма антитеррористического взаимодействия и при координирующей роли РАТС компетентными органами стран-участниц ШОС как в двустороннем, так и в многостороннем формате реализовываются мероприятия по установлению и задержанию лиц, объявленных в международный розыск. Решению данной задачи содействуют ведущие в Исполнительном комитете РАТС Единый розыскной реестр лиц, объявленных специальными службами и

правоохранительными органами государств-членов ШОС в международный розыск за совершение или по подозрению в совершении преступлений

террористического, сепаратистского или экстремистского характера, в который включено более 6000 лиц и Перечень террористических, сепаратистских и экстремистских организаций, деятельность которых запрещена на территориях государств-членов ШОС, состоящий из более 100 организаций1.

В условиях глобализации актуальными также становятся вопросы усиления многостороннего сотрудничества в борьбе с угрозами и вызовами в информационной сфере, потому что интенсивное развитие и внедрение современных информационно-коммуникационных технологий в различных

1 Об информационных учетах Региональной антитеррористической структуры. Сайт РАТС ШОС: //ecrats.org/ru/news/6914 (16.03.2021).

2 Только в 2019 г. при координирующей роли РАТС ШОС были пресечены на стадии подготовки 288 преступлений террористического и религиозно-экстремистского характера, пресечена деятельность

сферах жизнедеятельности человечества открывают новые возможности и перед международным терроризмом.

С учетом важности и актуальности данной проблемы и в целях совершенствования координации и взаимодействия компетентных органов по линии международной информационной безопасности в рамках ШОС создана необходимая организационно-правовая основа и налажена работа по укреплению взаимодействия компетентных органов стран Организации в сфере выявления, предупреждения и пресечения

использования международными

террористическими организациями (МТО) в своей преступной деятельности

современных информационно-

коммуникационных технологий. В целях совершенствования механизмов

взаимодействия проводятся совместные учения по противодействию

террористической деятельности в глобальной сети, в ходе которых практически отрабатывались вопросы применения положений правовой базы ШОС, регламентирующей проведение совместных мероприятий в сфере противодействия кибертерроризму, а также механизмы поиска и обнаружения террористического и экстремистского контента, сбора и фиксации электронных доказательств, проведения

криминалистических экспертиз и

технических исследований, анализа и оценки полученных цифровых данных,

установления и нейтрализации МТО.

В целом можно отметить, что проводимые Узбекистаном и другими государствами-участниками целенаправленные мероприятия в рамках РАТС и других структур ШОС по противодействию нетрадиционным угрозам безопасности имеют свою эффективность и дают позитивные результаты2. Вместе с тем,

78 подпольных ячеек террористов, нейтрализованы 193 боевика. В результате совместной работы по информационной безопасности в 2019 г. удалось удалить либо ограничить доступ к более 23 тысячам Интернет-ресурсам, содержащим материалы террористического и экстремистского характера.

как отметил Генеральный секретарь ШОС Чжан Мин, «борьба с терроризмом и экстремизмом нуждается в совместных усилиях всех стран, а также широком международном сотрудничестве»1. В этой связи, в целях построения многоуровневой системы безопасности на глобальном уровне ШОС призывает усилить международные действия для эффективной борьбы с терроризмом при координирующей роли ООН.

Участие Узбекистана в

институциональном развитии

Организации

Узбекистан, будучи одним из учредителей ШОС сыграла и продолжает играть важную роль в становлении и институциональном развитии

интеграционного объединения, создании действенных механизмов сотрудничества в рамках Организации, развитии

взаимодействия с другими

заинтересованными странами и

международными организациями,

направленное на дальнейшее расширение формата ШОС и ее международных контактов. В частности, в период председательства Узбекистана в ШОС был определен новый вектор развития Организации, содействующий

предоставлению ШОС статуса наблюдателя в Генеральной Ассамблеи ООН2, подписанию меморандумов и резолюций о взаимопонимании между Секретариатом ШОС и исполнительными органами ООН, АСЕАН, СНГ, ОДКБ, СВМДА и др.

По инициативе и при активном участии Узбекистана были разработаны Правила процедуры ШОС и Положения о приеме новых членов в Организацию (2010 г.), которые являются важными документами в регулировании процедурных вопросов

1 Содействие координации и взаимодействию компетентных органов государств-членов Шанхайской организации сотрудничества в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом. https://ecrats.org/2022/03/04/v-shos-vystupili-za-usilenie-borby-s-terrorizmom-pri-centralnoj-roli-oon/ (12.07.2022).

2 Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 1 декабря 2004 года №А^^/59/48 (пункт 151 повестки дня) «Предоставление Шанхайской организации

сотрудничества статуса наблюдателя в Генеральной

внутри объединения. Основанием для принятия Правил процедуры послужило то, что в рамках ШОС отсутствовали единые требования, регламентирующие порядок разработки, согласования и принятия нормативно-правовых актов, которые были отображены в этом документе.

Историческим событием стало подписание на Ташкентском саммите (2016 г.) меморандумов об обязательствах Республики Индия и Исламской Республики Пакистан в целях получения статуса государства-члена ШОС, так как это было первым расширением состава государств-членов Организации за весь период деятельности ШОС.

Получение этими странами статуса полноправного члена способствовало увеличению потенциала Организации и дальнейшему повышению ее роли, как международной организации по разрешению глобальных и региональных проблем и вызовов современности. Но в тоже время наличие между двумя новыми полноправными членами ШОС - Индией и Пакистаном - ряда нерешённых споров, способствующих возникновению

конфликтных ситуаций между этими странами, может негативно сказаться как на имидже ШОС на международной арене в целом, так и на эффективности её деятельности.

Как известно, в феврале 2019 г. из-за очередного приграничного конфликта Индии и Пакистана отношения между странами охладились, при этом воздушное пространство Пакистана на определенное время было закрыто для пролета авиалайнеров в Индию3. Приведенные факты говорят о необходимости формирования в рамках ШОС механизма реагирования на кризисные ситуации,

Ассамблее». Сайт ООН:

https://www.un.org/ru/ga/sixth/59/sixth_res.shtml (16.08.2022).

3 Один из авторов статьи в феврале 2019 г. должен был лететь из Ташкента в Дели прямым рейсом и полёт должен был занять примерно 2,5 часа, однако, из-за закрытия воздушного пространства Пакистана, самолёт был вынужден лететь в обход и полёт из Ташкента до Дели длился более 6 часов.

«антикризисного менеджмента» в целях оперативного разрешения проблем, угрожающих региональной безопасности и стабильности.

В стратегии внешней политики Нового Узбекистана ШОС также рассматривается как эффективная площадка для открытого и конструктивного диалога, способствующая дальнейшему развитиию многостороннего взаимодействия по приоритетным направлениям, отвечающим интересам всех государств-членов.

В период 2017-2021 гг. Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев и другие офицальные лица принимали активное участие на саммитах ШОС, в ходе которых в частности, главой государства были выдвинуты около 50 инициатив, направленных на развитие торгово-экономического сотрудничества в рамках объединения, повышение транспортно-транзитного потенциала региона, укрепление партнерства по развитию и широкому внедрению высоких технологий, цифровой экономики, альтернативной энергетики и современной медицины, развитие туризма, поддержку молодежи и ограждение ее от идей экстремистской направленности, а также на решение актуальных задач региональной и международной

безопасности. В целях реализации инициатив и предложений, выдвинутых Республикой Узбекистан на Астанинском саммите ШОС (2017 г.), 29 января 2019 г. в Ташкенте открылся Центр народной дипломатии ШОС, основной задачей которого является содействие развитию сотрудничества между странами

Организации в информационной сфере, формирование информационных ресурсов и взаимодействие со СМИ, а также укрепление взаимного доверия и добрососедства, межнационального и

межконфессионального согласия.

17 сентября 2021 г. в соответствии с решением Совета глав государств-членов объединения Узбекистан в очередной

1 На саммите приняли участие лидеры: стран-участниц (Россия, Китай, Казахстан, Кыргызстан,

Таджикистан, Пакистан, Индия и Узбекистан), стран-наблюдателей (Беларусь, Монголия и Иран), стран партнеров ШОС по диалогу (Азербайджан и Турция),

(четвертый) раз принял на себя председательство в ШОС.

В 2022 г. в соответствии с Планом мероприятий председательства Республикой Узбекистан успешно проведены более 80 мероприятий, охватывающих практически все направления многостороннего сотрудничества в рамках объединения. Так, под председательством Узбекистана на высоком уровне организованы заседания советов министров иностранных дел, министров обороны, национальных координаторов, встреча секретарей советов безопасности, совещания министров транспорта, промышленности, энергетики, культуры, спорта, здравоохранения, руководителей министерств и ведомств государств-членов, отвечающих за вопросы охраны окружающей среды, а также других отраслевых органов.

15-16 сентября 2022 г. в Самарканде под председательством Узбекистана состоялся саммит глав государств-членов ШОС. Очевидным преимуществом Самаркандского саммита стало то, что впервые за последние три года руководители государств-членов ШОС собрались вместе в очном формате, и что данный саммит впервые проведен в таком широком формате - на расширенном заседании приняли участие руководители 14 стран1. Как отметил Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев, «после трехлетней пандемической паузы, вызвавшей серьезные нарушения торговых, экономических и производственных связей, страны и народы ШОС нуждаются в прямом общении»2.

На полях саммита были определены перспективы дальнейшего развития взаимодействия в рамках ШОС в области политики, экономики, безопасности, а также в культурно-гуманитарной сферах. Было принято рекордное количество соглашений, концепций и иных решений (всего 44 документа), касающиеся дальнейшего развития деятельности ШОС, увеличения региональной торговли и промышленной кооперации, обеспечения

а также в качестве приглашенного президент Туркменистана.

2 Официальный сайт Президента Республики Узбекистан: // president.uz/ru/lists/view/5495 (12.09.2022).

продовольственной и энергетической безопасности, развитии взаимного сотрудничества и реализации совместных проектов в сфере транспорта, логистики, «зеленой» экономики, «умного» сельского хозяйства и внедрения агроинноваций, цифровых технологий, медицины, туризма и других востребованных направлений.

Одним из важных итогов

Самаркандского саммита стало подписание меморандумов об обязательствах Исламской Республики Иран в качестве государства-члена ШОС (с 2005 г обладала статусом наблюдателя), открывающий прямой путь этой стране к полноправному членству в ШОС, о предоставлении статуса наблюдателя при Организации

Азербайджану и Армении (с 10 июля 2015 г. эти страны сотрудничали с ШОС в качестве партнера по диалогу), статуса партнеров ШОС по диалогу Египту, Саудовской Аравии и Катару, а также решения о начале процедуры приема в члены объединения Беларуси. В целях расширения сети партнерских организаций также были подписаны меморандумы о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

взаимопонимании с Лигой арабских государств и специализированными учреждениями ООН - ЭСКАТО и ЮНЕСКО. А общие позиции государств-членов ШОС по важнейшим проблемам регионального и глобального масштаба были сформулированы в принятой по итогам саммита Самаркандской декларации.

В целом можно отметить, что Узбекистан является одним из активных участников ШОС, всячески содействует достижению целей Организации и заинтересована в полноценном раскрытии потенциала объединения с учетом ее трансформации. Значимость данного объединения для Узбекистана обуславливается тем, что ШОС, во-первых, подтверждает свою

приверженность общепризнанным

принципам международного права, во-вторых, главными приоритетами

Организации являются укрепление взаимного доверия и добрососедства между государствами-членами, развитие

многопрофильного сотрудничества в целях поддержания и укрепления мира, безопасности и стабильности в регионе

посредством совместных действий и на основе равноправного партнерства, содействие эффективному сотрудничеству в политической, экономической, социальной и культурно-гуманитарной сферах между странами ШОС в целях неуклонного повышения уровня и улучшения условий жизни народов стран-членов, а также развитие отношений с другими государствами и международными организациями.

Заключение

Резюмируя вышеизложенное, можно отметить, что геополитическая

трансформация мира и разрушение прежней системы безопасности и стабильности, произошедшие в конце XX в., активное развитие процессов глобализации, образование на постсоветском пространстве независимых государств привели к необходимости поиска Узбекистаном новых форм многостороннего сотрудничества, как на региональном, так и на глобальном уровнях.

Узбекистан, наряду с другими государствами, был соучредителем СНГ и ШОС, в рамках которых принимает активное участие в укреплении безопасности, стабильности и устойчивого развития Центральноазиатского региона. Участие Узбекистана в деятельности СНГ и ШОС полностью соответствует

внешнеполитическому курсу республики, так как в условиях современного мира обеспечение мира, стабильности и устойчивого развития в регионе требует развития эффективного многопрофильного сотрудничества. Республика придает приоритетное значение укреплению конструктивного взаимодействия между странами-участницами этих организаций в вопросах обеспечения международной и региональной безопасности, расширения взаимовыгодных экономических связей и промышленной кооперации, партнерства в области высоких технологий и инновационного развития, транспорта и транзита, образования и науки, туризма, здравоохранения и в других сферах.

Вместе с тем новые тенденции в международных отношениях, активное развитие процессов глобализации,

возникновения новых вызовов и угроз стабильности государств диктуют необходимость постоянной адаптации СНГ и ШОС к политическим и экономическим реалиям современного мира. При этом, непременным условием дальнейшей эффективной деятельности этих

объединений должны стать принципы соблюдения рационального баланса национальных и региональных интересов, а также неуклонное выполнение всеми странами-членами принимаемых в рамках СНГ и ШОС решений на основе доверия и взаимной выгоды.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Алимов Р. ШОС: становление, развитие, перспективы. Москва: Издательство «Весь мир», 2017.

Клещева Т. Шанхайская организация сотрудничества как основной орган борьбы с терроризмом в странах АТР // Право и политика. 2012, №1.

Кушкумбаев С. Роль ШОС в противодействии вызовам и угрозам безопасности в Центральной Азии // Материалы двенадцатого заседания форума ШОС. - Ташкент: ИСМИ, 2018.

Рахимов С. Торгово-экономическое сотрудничество Узбекистана в рамках СНГ // Демократизация и права человека. 2018, №1 (77).

Современные международные отношения и мировая политика: учебник // Отв. ред. Член-корреспондент РАН, проф. А.В. Торкунов. Москва: Просвещение, 2004.

ШОС и проблемы безопасности Евразии / Под ред. Розанова А.А. // Совместное исследование Женевского центра по демократическому контролю над вооруженными силами, Белорусского государственного университета и КИСИ. Минск/Алматы/Женева, 2012. 194 с.

Aris S. The Shanghai Cooperation Organisation: Tackling the Three Evils. A Regional Response to Non-Traditional Security Challenges or an Anti-Western Bloc? 2009. Europe-Asia Studies, 61

(3).

Porshneva O., Rakhimov M., Razinkov S. Historical and Legal Aspects of the SCO Formation and Institutional Development in Shanghai Cooperation Organization: From Interaction to Integration?Exploring New Horizons. Edited by Sergey Marochkin and Yury Bezborodov. Routledge 2022. P. 9-24.

Shaw M. International Law. Sixth edition. Cambridge University Press, 2008.

Song W. Interests, Power and China's Difficult Game in the Shanghai Cooperation Organization (SCO). Journal of Contemporary China, 2014. 23 (85), 85-101.

REFERENCES

AlimovR. SHOS: stanovlenie, razvitie, perspektivi. Moskva: Izdatelstvo «Ves mir», 2017.

Aris S. 2009. The Shanghai Cooperation Organisation: Tackling the Three Evils. A Regional Response to Non-Traditional Security Challenges or an Anti-Western Bloc? Europe-Asia Studies, 61 (3).

Klesheva T. Shabhayskaya organizasiya sotrudnichestva kak osnovnoy organ borbi s terrorizmom v stranah ATR // Право и политика. 2012, №1.

Kushkumbaev S. RoF SHOS v protivodeystvii vizovam i ugrozam bezopasnosti v SentraFnoy Azii // Materila dvenadsatogo zasedaniya foruma SHOS. Tashkent: ISMI, 2018.

Porshneva O., Rakhimov M., Razinkov S. Historical and Legal Aspects of the SCO Formation and Institutional Development in Shanghai Cooperation Organization: From Interaction to Integration?Exploring New Horizons. Edited by Sergey Marochkin and Yury Bezborodov. Routledge 2022. P. 9-24.

Rakhimov S. Torgovo-ekonomocheskoe sotrudnichestvo Uzbekistana v ramkah SNG // Demokratizasiya iprava cheloveka. 2018, №1 (77).

Shaw M. International Law. Sixth edition. Cambridge University Press, 2008.

ShOS i problem bezopasnosti Evrasii // Pod red. Rozanova А.А. // Sovmestnoe issledovanie Jenevskogo sentra po demokraticheskomu kontrolyu nad voorujennimi silami, Belorisskogo gosudarsvtennogo universiteta i KISI. Minsk, Almati, Jeneva, 2012. 194 s.

Song W. 2014. Interests, Power and China's Difficult Game in the Shanghai Cooperation Organization

(SCO). Journal of Contemporary China, 23 (85), 85-101. Sovremennie mejdunarodnie otnosheniya i mirovaya politika. Uzebnik // Otv. red. Chlen-korrespondent RAN, prof. A.V.Torkunov. Moskva: Prosveshenie, 2004.

ПРИЛОЖЕНИЕ /APPENDIX

Таблица №1

Данные о ратификации и выполнении внутригосударственных процедур Узбекистаном по документам, принятым Советом глав государств и Советом глав правительств СНГ

в период с 1991 по 2022 гг.

Количество документов Процентное соотношение

Сведения о ратификации документов

Всего документов, предусматривающих ратификацию 37

Подписано 24 64,9%

Не подписано 13 35,1%

Выполнение Республикой Узбекистан внутригосударственных процедур

Всего документов, предусматривающих выполнения внутригосударственных процедур 432

Подписано 230 53,2%

Не подписано 202 46,8%

Таблица №2

Руководители Исполнительного комитета РАТС ШОС

Период исполнения обязанности в должности Директора ИК РАТС ШОС Ф.И.О. Представитель страны-участницы

2004 - 2006 гг. Касымов Вячеслав Темирович РУ

2007 - 2009 гг. Субанов Мырзакан Усурканович КР

2010 - 2012 гг. Джуманбеков Дженисбек Мухамедкаримович РК

2013 - 2015 гг. Чжан Синьфэн КНР

2016 - 2018 гг. Сысоев Евгений Сергеевич РФ

2019 - 2021 гг. Гиёсов Джумахон Файёзович РТ

С января 2022 г. Мирзаев Руслан Эркинович РУ

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / I Рахимов Мирзохид Акрамович,

Координационно-методический центр по вопросам новейшей истории Узбекистана при Академии наук Республики Узбекистан. Ташкент, Узбекистан. (Е-mail: mirzohidr@mail.ru)

Рахимов Садриддин Университет журналистики и массовых коммуникаций Узбекистана. Ташкент, Узбекистан. (Е-mail: sadriddin.r@mail.ru)

MATION ABOUT THE AUTHORS

Mirzokhid А. Rakhimov, The

Contemporary history center of AS of Uzbekistan. Tashkent, Uzbekistan. e-mail: mirzohidr@mail.ru

Sadriddin А. Rakhimov, University of Journalism and Mass Communications of Uzbekistan. Tashkent, Uzbekistan. (E-mail: sadriddin.r@mail.ru)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.