Научная статья на тему 'МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕХАНИЗМА УСТАНОВЛЕНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННЫХ СТАНДАРТОВ В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ'

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕХАНИЗМА УСТАНОВЛЕНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННЫХ СТАНДАРТОВ В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
75
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО / МЕЖДУНАРОДНЫЕ АНТИКОРРУПЦИОННЫЕ СТАНДАРТЫ / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / КОНВЕНЦИИ / РАССЛЕДОВАНИЕ КОРРУПЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тиханин И. В.

В статье рассматриваются международно-правовые основы механизма установления антикоррупционных стандартов в российском уголовном судопроизводстве. Анализируя исследуемые стандарты, автор приходит к мнению о том, что в настоящее время актуален вопрос о заключении международных антикоррупционных соглашений в рамках ШОС и ЕАЭС. Отмечает, что реализация международных антикоррупционных стандартов в российское уголовное судопроизводство должна осуществляться с учетом лучших международных практик борьбы с коррупцией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL LEGAL BASIS OF THE MECHANISM FOR ESTABLISHING ANTI-CORRUPTION STANDARDS IN CRIMINAL PROCEEDINGS

The article discusses the international legal basis of the mechanism for establishing anti-corruption standards in Russian criminal proceedings. Analyzing the standards under study, the author comes to the conclusion that the issue of concluding international anti-corruption agreements within the framework of the SCO and the EAEU is currently relevant. Notes that the implementation of international anti-corruption standards in Russian criminal proceedings should be carried out taking into account the best international practices in the fight against corruption.

Текст научной работы на тему «МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕХАНИЗМА УСТАНОВЛЕНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННЫХ СТАНДАРТОВ В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ»

DOI 10.47643/1815-1337_2023_6_377 УДК 343.13

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕХАНИЗМА УСТАНОВЛЕНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННЫХ СТАНДАРТОВ В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ INTERNATIONAL LEGAL FOUNDATIONS OF THE MECHANISM FOR ESTABLISHING ANTI-CORRUPTION STANDARDS IN CRIMINAL PROCEEDINGS

ТИХАНИН Илларион Викторович,

аспирант Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. 117218, Москва, Б. Черемушкинская ул., д.34. E-mail: [email protected];

TIKHANIN Hilarion Viktorovich,

postgraduate student of the Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation. 117218, Moscow, B. Cheremushkinskaya st., 34. E-mail: [email protected]

Краткая аннотация: В статье рассматриваются международно-правовые основы механизма установления антикоррупционных стандартов в российском уголовном судопроизводстве. Анализируя исследуемые стандарты, автор приходит к мнению о том, что в настоящее время актуален вопрос о заключении международных антикоррупционных соглашений в рамках ШОС и ЕАЭС. Отмечает, что реализация международных антикоррупционных стандартов в российское уголовное судопроизводство должна осуществляться с учетом лучших международных практик борьбы с коррупцией.

Abstract: The article discusses the international legal basis of the mechanism for establishing anti-corruption standards in Russian criminal proceedings. Analyzing the standards under study, the author comes to the conclusion that the issue of concluding international anti-corruption agreements within the framework of the SCO and the EAEU is currently relevant. Notes that the implementation of international anti-corruption standards in Russian criminal proceedings should be carried out taking into account the best international practices in the fight against corruption.

Ключевые слова: уголовное судопроизводство, международные антикоррупционные стандарты, международное сотрудничество в противодействии коррупции, международные организации, конвенции, расследование коррупции.

Keywords: criminal justice, international anti-corruption standards, international cooperation in combating corruption, international organizations, conventions, investigation of corruption.

Для цитирования: Тиханин И.В. Международно-правовые основы механизма установления антикоррупционных стандартов в уголовном судопроизводстве // Право и государство: теория и практика. 2023. № 6(222). С. 377-380. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_6_377.

For citation: Tikhanin H. V. International legal foundations of the mechanism for establishing anti-corruption standards in criminal proceedings // Law and state: theory and practice. 2023. No. 6(222). pp. 377-380. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_6_377.

Статья поступила в редакцию: 27.04.2023

Международные антикоррупционные стандарты (далее - МАС) - это результат длительной и кропотливой работы, осуществленной в рамках универсальных и региональных международных правительственных и неправительственных организаций, они аккумулируют и выражают межгосударственную позицию по ключевым вопросам борьбы с коррупцией. Данной тематике посвящено множество научных работ [1, 2, 3, 4].

Под МАС подразумеваются принятые на межгосударственном уровне правовые акты, содержащие общие принципы и правила деятельности стран по вопросам профилактики и борьбы с коррупцией.

Как справедливо отметила академик РАН Хабриева Т.Я., «отличительной чертой современного этапа международного сотрудничества в противостоянии коррупции является создание международных антикоррупционных стандартов как одного из сегментов международно-правового регулирования противодействия коррупции» [5].

МАС можно подразделить на универсальные, региональные и отраслевые. Ученые-юристы ИЗиСП отмечают, «что универсальные антикоррупционные стандарты сосредоточены в Конвенции ООН против коррупции, тогда как региональные и отраслевые международные организации принимают специальные антикоррупционные стандарты, радиус правового воздействия которых рассчитан на соответствующие государства-члены» [6].

Из чего следует, что под универсальными МАС понимают стандарты, разрабатываемые государствами в ходе совместной работы в масштабах ООН. Наиболее значимым примером такого сотрудничества выступает Конвенция ООН против коррупции [7] (далее - КПК ООН), регламентирующая достаточно широкий круг вопросов взаимодействия государств-членов по профилактике и противодействию коррупции. Так, КПК ООН нормативно закрепила основные составы коррупционных преступлений, взаимодействие правоохранительных органов в уголовном преследовании за коррупцию и возвращении похищенных активов, развитие системы предупреждения коррупционных преступлений и распространение знаний по вопросам предупреждения коррупции и др.

КПК ООН имеет огромное значение для правоохранительной системы, является глобальным и комплексным договором по вопросам противодействия коррупции, требует от государств-членов ООН разработки собственных антикоррупционных стандартов.

К универсальным МАС следует отнести Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности [8], обозначившую в числе основных направлений деятельности содействие в борьбе с организованной преступностью, отмыванием преступных доходов и коррупцией, принятие мер по выявлению, отслеживанию и аресту преступных активов, уголовном преследовании за совершение преступлений, выдачу преступников и ряд других.

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2023. № 6(222)

К этой же группе стандартов относят и выработанные в рамках ООН нормы права, носящие рекомендательный характер [9, 10, 11], воплощенные в кодексы и правила поведения государственных должностных лиц при поддержании ими правопорядка. Они устанавливают определенные границы для свободы реализации прав и обязанностей должностными лицами, позволяют направить деятельность указанных лиц на соблюдение стандартов прав человека.

Под региональными МАС подразумевают международно-правовые документы регионального уровня, являющиеся результатом работы в рамках международных организаций, объединенных по территориальному признаку.

Здесь следует отметить Совет Европы (далее - СЕ), который активно участвует в разработке антикоррупционных соглашений территориального уровня. Например, Конвенция СЕ об уголовной ответственности за коррупцию [12], предполагает активное сотрудничество правоохранительных органов при проведении расследования и разбирательства уголовных правонарушений, признаваемых таковыми Конвенцией.

Следует отметить важность проводимой работы Группой государств против коррупции (далее - ГРЕКО) по наблюдению за результатами исполнения конвенции странами-участниками и выработке рекомендаций. Особое значение для России имеют Рекомендации ГРЕКО по предупреждению коррупции в отношении членов парламента, судей и прокуроров [13], содержащие конкретные руководства, направленные на минимизацию коррупционных рисков в деятельности парламентариев, судей и прокуроров.

Вместе с тем, в марте 2022 года по решению кабинета министров СЕ, членство России в ГРЕКО было прекращено, а 28.02.2023 Конвенция СЕ об уголовной ответственности за коррупцию денонсирована [14]. Стоит отметить, что МАС, содержащиеся в конвенции, не потеряли своего значения для уголовно-правовой науки, они останутся в категории источников доктринального изучения, поскольку положения конвенции имплементированы в российское законодательство и учтены в нем. Это позволяет использовать положительный опыт ГРЕКО для совершенствования отечественного уголовного и уголовно-процессуального законодательства.

Поэтому как некогда актуально высказывание ученых о «необходимости разработки и принятия в качестве международного договора «Евразийской антикоррупционной стратегии», которая станет качественно новым международным регулятором правовых мер по противодействию коррупции для государств Евразийского региона» [5]. В тоже время в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) [15], в настоящий момент не разработано специальных документов, направленных на противодействие коррупции. Между тем, весьма перспективно выработать единообразные международно-правовые механизмы противодействия этому негативному явлению.

Также важно членство России в Шанхайской организации сотрудничества (далее - ШОС) [16]. Одной из актуальных инициатив которой является сотрудничество государств в противодействии коррупции. Так, Стратегия развития ШОС до 2025 года [17] в числе приоритетных задач по обеспечению региональной безопасности предусматривает противодействие трансграничной организованной преступности и борьбу с отмыванием денег, экономическими преступлениями и коррупцией. В Циндаоской декларации Совет глав государств-членов ШОС [18] подчеркнул насущность развития межгосударственного сотрудничества в этой сфере, формирования договорно-правовой базы по гражданским и уголовным делам, в том числе, принятия целевой конвенции. В связи с этим, весьма актуально в рамках ШОС проработать вопрос о заключении международных антикоррупционных соглашений.

Не менее значимыми для нашего государства являются международные документы, выработанные в рамках сотрудничества с другими территориальными организациями. Так, Межпарламентской Ассамблей государств-участников СНГ (далее - МПА СНГ) принят Модельный закон «Основы законодательства об антикоррупционной политике» [19]. Основы содержат ключевые направления реализации антикоррупционной политики, МАС на приоритетных векторах антикоррупционного курса, регламентируют международное сотрудничество в целях реализации этой линии.

В 2008 году МПА СНГ принят Модельный закон «О противодействии коррупции» [20], носящий исключительно рекомендательный характер, но при этом устанавливающий общие принципы организации антикоррупционного законодательства в государствах-членах СНГ. Законом задан вектор по профилактике коррупции, дано определение коррупционного правонарушения и коррупции, предусмотрен порядок и условия привлечения к ответственности за совершение коррупционного правонарушения.

В 2022 году Советом глав государств СНГ принято соглашение о сотрудничестве государств в противодействии коррупции [21], которое в настоящее время проходит процедуру внутреннего подтверждения. Принятие указанного соглашения выводит на новый виток антикоррупционное сотрудничество в рамках СНГ, при этом конвенция открыта для подписания другими государствами. Она открывает широкие перспективы для взаимодействия правоохранительных органов по документированию коррупционных правонарушений, розыску преступников, изъятию похищенных активов, защиты лиц, пострадавших от коррупции.

Говоря о МАС в сфере уголовного судопроизводства следует отметить наличие в этой сфере межгосударственных отношений и отраслевых стандартов.

Особую роль в сфере противодействия коррупции играет Организация Экономического Сотрудничества и Развития (далее - ОЭСР). Для России наиболее актуальным документом, принятым в рамках организации, является Конвенция ОЭСР по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок [22], которая регулирует широкий круг вопросов межгосударственного взаимодействия в области предупреждения и противодействия международному коммерческому подкупу, изъятию преступных доходов, реализации иных антикоррупционных процедур. Соглашением подробно описаны вопросы юрисдикции, правовой помощи при расследовании и разбирательстве коррупционных правонарушений, а также экстрадиции.

Перспективным для России является антикоррупционное сотрудничество в рамках БРИКС, в ходе которого страны «пятерки» имеют

возможность для выработки совместных подходов по ключевым вопросам противодействия коррупции. Так, например, по итогам XIV саммита БРИКС основное внимание государств сфокусировано на усиление практики взаимодействия правоохранительных органов в борьбе с коррупцией, привлечению к ответственности виновных в совершении экономических и коррупционных преступлений, оказания правовой помощи в возвращении преступных активов.

Не менее важное значение имеет участие России в Антикоррупционной рабочей группе «Группы двадцати» [23]. В последние годы группою подготовлены принципы высокого уровня по разработке и реализации национальных стратегий борьбы с коррупцией (2020 г.) и по повышению роли аудита в борьбе с коррупцией (2022 г.). Принят Антикоррупционный план действий на 2022-2024 гг., согласована Пилотная инициатива по поддержке реализации предыдущих обязательств Антикоррупционной рабочей группы (2022 г.), направленных на оптимизацию процессов взаимопомощи, предоставление адресной технической помощи в отношении систем уголовного преследования за коррупцию и усиление глобальной ведущей роли группы в усилиях по борьбе с коррупцией.

Весомый вклад в противодействие коррупции вносят акты международных неправительственных организаций (далее - МНПО). Среди таких организаций следует выделить ФАТФ [24], в число задач которой входит выработка рекомендаций [25] по борьбе с отмыванием денег, финансированием терроризма и распространением оружия массового уничтожения, которые являются базовым международным документом и основой для создания эффективных национальных систем по борьбе с подобными вызовами и угрозами.

Можно назвать и другие НПО (неформальные объединения, площадки, форумы), принимающие антикоррупционные решения с участием России, например, Всемирный банк, «Группа восьми», Всемирный экономический форум и другие. Вырабатываемые ими решения чаще всего носят политически обязывающий характер.

В заключение следует отметить, что МАС направлены прежде всего на внедрение в национальное законодательство эффективных правовых механизмов и устранение имеющихся пробелов в правовом регулировании противодействия коррупционным практикам. Они задают вектор для развития правовых отношений по предупреждению, расследованию и разбирательству коррупционных правонарушений. Внедрение МАС в российское уголовное судопроизводство должно быть динамичным и осуществляться с учетом МАС и лучших международных практик борьбы с коррупцией.

Библиогра фия:

1. Правовые механизмы имплементации антикоррупционных конвенций: монография / Т.Я. Хабриева, О.И. Тиунов, В.П. Кашепов и др.; отв. ред. О.И. Тиунов; ИЗиСП. - Москва: Юриспруденция, 2012. - 285 с.

2. Морозов А.Н. Противодействие коррупции в государствах - членах Евразийского экономического союза: международно-правовое и внутригосударственное регулирование // Журнал российского права. 2016. № 7 (235). С. 129-140.

3. Ястребов В.Б., Молчанова М.А. Проблемы имплементации международных антикоррупционных соглашений в законодательство государств, возникших на постсоветском пространстве // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2016. № 3 (58). С. 127-135.

4. Хабриева Т.Я., Черногор Н.Н. Укрепление правопорядка и противодействие коррупции в условиях евразийской интеграции // Общественные науки и современность. 2017. № 1. С. 5-19.

5. Антикоррупционные стандарты Организации экономического сотрудничества и развития и их реализация в Российской Федерации: монография / С.В. Борисов, А.А. Каширкина, А.Н. Морозов и др.; под ред. Т.Я. Хабриевой, А.В. Федорова. М.: ИЗиСП, 2015. // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения 16.04.2023).

6. Каширкина А.А., Морозов А.Н. Антикоррупционные мониторинговые механизмы в деятельности международных организаций на универсальном и региональном уровнях // Журнал российского права. 2014. № 10. С. 125 - 138.

7. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (принята в г. Нью-Йорке 31.10.2003 Резолюцией 58/4 на 51-ом пленарном заседании 58-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН) // Бюллетень международных договоров. 2006. № 10.

8. Конвенция Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности от 15.11.2000 // Бюллетень международных договоров. 2005. № 2.

9. Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (принят на 106-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН 17.12.1979) // Журнал «Советская юстиция». 1991. № 17. С. 22.

10. Руководящие принципы для эффективного осуществления Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, утв. резолюцией Экономического и Социального Совета ООН от 24.05.1989 № 1989/61 // СПС «Гарант» (дата обращения 16.04.2023).

11. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН «Борьба с коррупцией» от 12.12.1996 № 51/59 // СПС «Гарант» (дата обращения 16.04.2023).

12. Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию ETS N 173 от 27.01.1999 // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения 16.04.2023).

13. Четвертый раунд оценки. Предупреждение коррупции в отношении членов парламента, судей и прокуроров. Оценочный доклад РФ. // URL: https://rm.coe.int/grecoeval4rep-2017-2-rus-4-pdf/1680794c51 (дата обращения 08.04.2023).

14. Федеральный закон от 28.02.2023 № 42-ФЗ «О денонсации Российской Федерацией Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию» // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения 16.04.2023).

15. Договор о создании Евразийского экономического союза подписан 29 мая 2014 г. в г. Астане // http://pravo.eaeunion.org/SESSION/PILOT/main.htm (дата обращения 16.04.2023).

16. Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) - это международная организация, основанная в 2001 г. лидерами Китая, России, Казахстана, Таджикистана, Киргизии и Узбекистана. // http://wwwinfoshos.ru/ru/?id=51 (дата обращения 17.04.2023).

17. Стратегия развития ШОС до 2025 г. // http://www.infoshos.ru/ru/?id=125 (дата обращения 17.04.2023).

18. Циндаоская декларация Совета глав государств - членов Шанхайской организации сотрудничества от 10.06.2018 // http://www.kremlin.ru/supplement/5315 (дата обращения 16.04.2023).

19. Модельный закон «Основы законодательства об антикоррупционной политике» (принят постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ от 15.11.2003 № 22-15) // Информационный бюллетень Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ. 2004. № 33.

20. Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств от 3 апреля 1999 г. № 13-4 «О правовом обеспечении противодействия преступности на территории стран Содружества» // Информационный бюллетень Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ. 1999. № 21.

21. Соглашение о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в противодействии коррупции от 14.10.2022 // http://cis.minsk.by/reestrv2/doc/6631#documentCard (дата обращения 10.04.2023).

22. Конвенция по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок (Стамбул, 21 ноября 1997 г.) // СЗ РФ. 23.04.2012. № 17. Ст. 1899.

23. Антикоррупционные ресурсы G20 // https://www.unodc.org/unodc/en/corruption/g20-anti-corruption-resources/by-thematic-area.html (дата обращения

16.04.2023).

24. ФАТФ (Группа разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег - Financial Action Task Force, FATF) учреждена «семеркой» при участии Европейской комиссии в ходе Парижской встречи G7 в июле 1989 года. Российская Федерация принята в члены в июне 2003 года // https://www.fedsfm.ru/activity/fatf (дата обращения 16.04.2023).

25. В соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН № 1617 (2005) 40+9 рекомендаций ФАТФ являются обязательными международными стандартами для выполнения государствами-членами ООН // https://www.fedsfm.ru/activity/fatf (дата обращения 16.04.2023).

ПРАВО M rOCYflAPCTBO: meopua u npaKmuKa. 2023. № 6(222)

References:

1. Legal mechanisms for the implementation of anti-corruption conventions: monograph / T.Ya. Khabrieva, O.I. Tiunov, V.P. Kashepov and others; resp. ed. O.I. Tiunov; IZiSP. - Moscow: Jurisprudence, 2012. - 285 p.

2. Morozov A.N. Countering corruption in the member states of the Eurasian Economic Union: international legal and domestic regulation // Journal of Russian Law. 2016. No. 7 (235). pp. 129-140.

3. Yastrebov V.B., Molchanova M.A. Problems of implementation of international anti-corruption agreements in the legislation of states that have arisen in the post-Soviet space // Journal of Foreign Legislation and Comparative Law. 2016. No. 3 (58). pp. 127-135.

4. Khabrieva T.Ya., Chernogor N.N. Strengthening the rule of law and combating corruption in the conditions of Eurasian integration // Social sciences and modernity. 2017. No. 1. S. 5-19.

5. Anti-corruption standards of the Organization for Economic Cooperation and Development and their implementation in the Russian Federation: monograph / S.V. Borisov, A.A. Kashirkina, A.N. Morozov and others; ed. T.Ya. Khabrieva, A.V. Fedorov. M.: IZiSP, 2015. // SPS "Consultant Plus" (accessed 16.04.2023).

6. Kashirkina A.A., Morozov A.N. Anti-corruption monitoring mechanisms in the activities of international organizations at the universal and regional levels // Journal of Russian Law. 2014. No. 10. P. 125 - 138.

7. United Nations Convention against Corruption (adopted in New York on October 31, 2003 by Resolution 58/4 at the 51st plenary meeting of the 58th session of the UN General Assembly) // Bulletin of International Treaties. 2006. No. 10.

8. United Nations Convention against Transnational Organized Crime of 11/15/2000 // Bulletin of International Treaties. 2005. No. 2

9. Code of conduct for law enforcement officials (adopted at the 106th plenary session of the UN General Assembly on 12/17/1979) // Journal "Soviet Justice". 1991. No. 17. S. 22.

10. Guidelines for the Effective Implementation of the Code of Conduct for Law Enforcement Officials, approved. resolution of the Economic and Social Council of the United Nations dated 05.24.1989 No. 1989/61 // SPS "Garant" (date of access 16.04.2023).

11. Resolution of the UN General Assembly "Fighting Corruption" of 12.12.1996 No. 51/59 // SPS "Garant" (date of access 16.04.2023).

12. Criminal Law Convention for Corruption ETS N 173 dated 01/27/1999 // ATP "ConsultantPlus" (accessed 04/16/2023).

13. Fourth round of evaluation. Prevention of corruption against members of parliament, judges and prosecutors. RF Assessment Report. // URL: https://rm.coe.int/grecoeval4rep-2017-2-rus-4-pdf/1680794c51 (accessed 04/08/2023).

14. Federal Law No. 42-FZ of February 28, 2023 "On the Denunciation of the Convention on Criminal Liability for Corruption by the Russian Federation" // ConsultantPlus SPS (accessed April 16, 2023).

15. The agreement on the establishment of the Eurasian Economic Union was signed on May 29, 2014 in Astana // http://pravo.eaeunion.org/SESSION/PILOT/main.htm (Accessed 04/16/2023).

16. The Shanghai Cooperation Organization (SCO) is an international organization founded in 2001 by the leaders of China, Russia, Kazakhstan, Tajikistan, Kyrgyzstan and Uzbekistan. // http://www.infoshos.ru/ru/?id=51 (accessed 17.04.2023).

17. Strategy for the development of the SCO until 2025 // http://www.infoshos.ru/ru/?id=125 (Accessed 17.04.2023).

18. Qingdao Declaration of the Council of Heads of State Members of the Shanghai Cooperation Organization dated 06/10/2018 // http://www.kremlin.ru/supplement/5315 (accessed 04/16/2023).

19. Model law "Fundamentals of Legislation on Anti-Corruption Policy" (adopted by the Resolution of the Inter-Parliamentary Assembly of the CIS Member States dated November 15, 2003 No. 22-15) // Information Bulletin of the Inter-Parliamentary Assembly of the CIS Member States. 2004. No. 33.

20. Decree of the Inter-Parliamentary Assembly of the States Members of the Commonwealth of Independent States dated April 3, 1999 No. 13-4 "On Legal Support for Combating Crime in the Territory of the Commonwealth Countries" // Information Bulletin of the Inter-Parliamentary Assembly of the CIS Member States. 1999. No. 21.

21. Agreement on Cooperation between the Member States of the Commonwealth of Independent States in Combating Corruption dated 10/14/2022 // http://cis.minsk.by/reestrv2/doc/6631#documentCard (accessed 04/10/2023).

22. Convention on Combating Bribery of Foreign Officials in International Commercial Transactions (Istanbul, November 21, 1997) // SZ RF. 04/23/2012. No.

17. Art. 1899.

23. G20 anti-corruption resources // https://www.unodc.org/unodc/en/corruption/g20-anti-corruption-resources/by-thematic-area.html (Accessed 04/16/2023).

24. FATF (Financial Action Task Force, FATF) was established by the G-7 with the participation of the European Commission during the Paris G7 meeting in July 1989. The Russian Federation was admitted to membership in June 2003 // https://www.fedsfm.ru/activity/fatf (Accessed 04/16/2023).

25. In accordance with UN Security Council Resolution No. 1617 (2005) 40+9 FATF recommendations are mandatory international stand ards for implementation by UN member states // https://www.fedsfm.ru/activity/fatf (accessed 04/16/2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.