УДК 343.13 DOI: 10.24412/2411-2275-2023-2-88-92
ТИХАНИН И.В.
КЛАССИФИКАЦИЯ АНТИКОРРУПЦИОННЫХ СТАНДАРТОВ В УГОЛОВНОМ
СУДОПРОИЗВОДСТВЕ
Ключевые слова: антикоррупционные стандарты, уголовное судопроизводство, классификация, противодействие коррупции, международные организации, конвенции, национальные стандарты.
В статье рассматривается классификация антикоррупционных стандартов в российском уголовном судопроизводстве. В работе представлены результаты анализа данных стандартов и предложена комплексная классификация различных типов антикоррупционных стандартов, реализуемых в уголовно-юрисдикционной деятельности. Автор предлагает классификации, исходя из учета сферы деятельности, субъекта принятия антикоррупционного стандарта, степени обязательности исполнения, содержания, способа правового регулирования. Обоснован вывод о том, что, несмотря на наличие ряда нормативных актов, в настоящее время в России на законодательном уровне не разрешен вопрос о закреплении антикоррупционного стандарта в уголовно-юрисдикционной деятельности. Отсутствует и Федеральный закон, который мог бы раскрыть как дефиницию, так и содержание антикоррупционного стандарта в указанной процессуальной деятельности.
TIKHANIN, I.V.
CLASSIFICATION OF ANTI-CORRUPTION STANDARDS IN CRIMINAL PROCEEDINGS
Key words: anti-corruption standards, criminal proceedings, classification, anti-corruption, international organizations, conventions, national standards.
The article considers the classification of anti-corruption standards in Russian criminal proceedings. The paper presents the results of the analysis of these standards and proposes a comprehensive classification of various types of anti-corruption standards implemented in criminal jurisdictional activities. The author proposes classifications based on the field of activity, the subject of the adoption of the anti-corruption standard, the degree of mandatory execution, content, method of legal regulation. The conclusion is substantiated that, despite the existence of a number of regulations, at the present time in Russia at the legislative level the issue of fixing the anti-corruption standard in criminal jurisdictional activities has not been resolved. There is also no federal law that could reveal both the definition and the content of the anticorruption standard in the specified procedural activity.
Проблема противодействия коррупции является для научной доктрины одной из наиболее актуальных и потому востребованных тем. В последние годы в Институте законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации этой проблематике был посвящен целый ряд коллективных [1-5] и индивидуальных [6-9] научных трудов, в которых отражены наиболее актуальные вопросы, возникающие в процессе реализации антикоррупционных стандартов и борьбы с коррупцией, предложены комплексные пути решения имеющихся задач.
На сегодняшний день ученые-юристы понятие антикоррупционные стандарты в уголовном судопроизводстве рассматривают в двух плоскостях. С одной стороны, под антикоррупционными стандартами подразумевают принятые на межгосударственном уровне правовые акты, содержащие общие принципы и правила деятельности государств-участников по вопросам противодействия коррупции (международные антикоррупционные стандарты (далее - МАС). С другой стороны, под антикоррупционными стандартами применительно к уголовному процессу подразумевают средство правового регулирования поведения участников уголовного судопроизводства.
Множество международных и национальных правовых актов, содержащих антикоррупционные стандарты и призванных противодействовать коррупции в уголовном судопроизводстве, можно условно подразделить по следующим основаниям.
Во-первых, по сфере деятельности различаются международные универсальные, региональные (территориальные) и двухсторонние, а также национальные антикоррупционные стандарты.
При этом, под универсальными МАС понимают стандарты, разрабатываемые государствами в ходе совместной работы в масштабах ООН. Как справедливо отметила академик РАН Хабриева Т.Я.: «отличительной чертой современного этапа международного сотрудничества в противостоянии коррупции является создание международных антикоррупционных стандартов как одного из сегментов международно-правового регулирования противодействия коррупции» [10]. Наиболее значимым примером такого сотрудничества выступает Конвенция ООН против коррупции [11] (далее - КПК ООН), регламентирующая достаточно широкий круг вопросов взаимодействия государств-членов по профилактике и противодействию коррупции. К этой же группе стандартов можно отнести Конвенцию ООН против транснациональной организованной
преступности [12] (далее - КПТОП), обозначившую в числе основных направлений деятельности содействие в борьбе с организованной преступностью, отмыванием преступных доходов и коррупцией, принятие мер по выявлению, отслеживанию и аресту преступных активов, уголовном преследовании за совершение преступлений, выдачу преступников и ряд других.
Под региональными МАС подразумевают международно-правовые документы регионального уровня, являющиеся результатом работы в рамках международных организаций, объединенных по территориальному признаку. Здесь следует отметить Совет Европы (далее - СЕ), который активно участвует в разработке антикоррупционных соглашений территориального уровня. Например, Конвенция СЕ об уголовной ответственности за коррупцию [13] предполагает активное сотрудничество правоохранительных органов при проведении расследования и разбирательства уголовных правонарушений, признаваемых таковыми Конвенцией.
Не менее важное значение для России имеют антикоррупционные соглашения, разрабатываемые в рамках Шанхайской организации сотрудничества (далее - ШОС) [14, 15], Содружества независимых государств (далее - СНГ) [16] и других.
Под антикоррупционными стандартами двустороннего международного характера понимаются соглашения (договоры), заключённые между двумя государствами или международными организациями [17].
К национальным антикоррупционным стандартам можно отнести Федеральный закон «О противодействии коррупции» [18] (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ), Федеральный закон «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» [19] и другие нормативные правовые акты [20, 21].
Во-вторых, по субъекту принятия антикоррупционного стандарта различают стандарты, разработанные международными государственными или негосударственными организациями, транснациональными корпорациями, наднациональными структурами, национальными органами власти.
Например, к МАС, разработанным международными государственными организациями и органами, относят стандарты, принятые международными организациями. К таким организациям можно отнести: ООН, ЕС, ШОС, СНГ и другие. Указанные МАС закрепляются в международных договорах, которые в дальнейшем ложатся в основу национальной правовой системы.
Весомый вклад в противодействие коррупции вносят акты международных неправительственных организаций (далее - МНПО). Среди таких организаций следует выделить ФАТФ [22], в число задач которой входит выработка рекомендаций [23] по борьбе с отмыванием денег, финансированием терроризма и распространением оружия массового уничтожения, которые являются базовым международным документом и основой для создания эффективных национальных систем по борьбе с подобными вызовами и угрозами. Можно назвать и другие МНПО (неформальные объединения, площадки, форумы), принимающие антикоррупционные решения с участием России, например, Всемирный банк, «Группа восьми», Всемирный экономический форум и другие.
К числу национальных антикоррупционных документов, кроме федеральных законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, можно отнести разрабатываемые правоохранительными органами страны Кодексы этики и служебного поведения федеральных государственных служащих [24].
В-третьих, по степени обязательности исполнения антикоррупционные стандарты подразделяются на обязательные и рекомендательные.
Так, к антикоррупционным стандартам, подлежащим обязательному исполнению, относятся международные договоры [25], нормативные правовые акты международных организаций, Конституция РФ и федеральные законы.
К антикоррупционным стандартам, носящим рекомендательный характер, в качестве примера можно отнести принятую в 2009 году Советом ОЭСР Рекомендацию по дальнейшей борьбе с подкупом иностранных публичных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок или разработанные Министерством труда России Рекомендации по порядку проведения оценки коррупционных рисков в организации [26], другие правовые акты [27].
Ученые ИЗиСП совершенно справедливо отмечают, что, «несмотря на «мягкий характер», рекомендации международных организаций оказывают влияние на формирование ориентиров и базовых принципов противодействия коррупции, тем самым содействуя имплементации международных антикоррупционных стандартов» [28, с. 16] в российское законодательство.
В-четвертых, антикоррупционные стандарты можно классифицировать по их содержанию на общие, отраслевые и специальные.
Так, под антикоррупционными стандартами, носящими общий характер, подразумевают документы по вопросам борьбы с коррупцией в целом или посвященные ее конкретным проблемам. Примером этому может служить КПК ООН, КПТОП ООН, Конституция РФ, Федеральный закон № 273-ФЗ и другие акты. Антикоррупционные стандарты, направленные на противодействие коррупции в определенной отрасли права, называют отраслевыми. Стандарты, направленные на противодействие коррупции в сфере уголовного судопроизводства, содержатся в уголовно-процессуальном кодексе РФ и других источниках процессуального закона. Специальные стандарты - это правовые акты, направленные на решение отдельных вопросов противодействия коррупции. К этой категории можно отнести антикоррупционные стандарты проведения отдельных следственных действий, принятия процессуальных решений либо, в зависимости от участника уголовного судопроизводства, антикоррупционные стандарты поведения следователя, прокурора, судьи, эксперта и других.
Кроме этого, по способу правового регулирования антикоррупционные стандарты можно подразделить на гарантии, запреты, ограничения и дозволения. Так, например, уголовно-процессуальное кодекс включает в себя ряд норм, в структуре которых содержатся дозволения. Например, права участников процесса, предусмотренные ст. ст. 42, 44, 46, 47 УПК РФ, которые сочетаются с обязанностью суда, прокурора, следователя, лица, проводящего дознание, их разъяснить и обеспечить. Установление запретов на участие должностных лиц в расследовании и рассмотрении дела (глава 9 УПК РФ) применяется в сочетании с процессуальным правом лиц, вовлеченных в сферу уголовной юстиции, на заявление отводов.
В заключение следует отметить, что с момента принятия Федерального закона «О противодействии коррупции», на законодательном уровне не разрешен вопрос о закреплении антикоррупционного стандарта в уголовно-юрисдикционной деятельности. Отсутствует и Федеральный закон, который мог бы раскрыть как дефиницию, так и содержание антикоррупционного стандарта в указанной процессуальной деятельности. Указанная проблема позволяет говорит о том, что реализация антикоррупционных стандартов в российском уголовном судопроизводстве требует дальнейшего изучения и развития, а также выработки законодательных решений.
Литература и источники
1. Коррупция: природа, проявления, противодействие. Монография / отв. ред. академик РАН Т.Я. Хабриева. М.: ИД «Юриспруденция», 2012. 688 с.
2. Уголовно-правовая охрана финансово-бюджетной сферы: нучно-практическое пособие / отв. ред. И.И. Кучеров, О.А. Зайцев, С.Л. Нудель. М.: ИЗиСП: ООО «Юридическая фирма Контракт», 2021. 284 с.
3. Экономическая безопасность (уголовно-правовые механизмы обеспечения): монография / отв. ред. И.И. Кучеров, О.А. Зайцев, С.Л. Нудель; ИЗиСП. М.: ООО «Юридическая фирма Контракт», 2021. 320 с.
4. Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях: научно-практический комментарий к главе 23 Уголовного кодекса Российской Федерации/ отв. ред. И.И. Кучеров, О.А. Зайцев, С.Л. Нудель. М.: Проспект, 2022. 136 с.
5. Конституционно-правовые ориентиры противодействия коррупции. Противодействие коррупции как национальный приоритет в практике, науке и образовании: материалы Десятого и Одиннадцатого Евразийских антикоррупционных форумов (Москва, 20 апреля 2021 г., 20 апреля 2022 г.) / отв. ред. Т.Я. Хабриева. М.: ИЗиСП; ИД «Юриспруденция», 2023. 448 с.
6. Зайцев О.А., Нудель С.Л. Реализация Стратегии экономической безопасности Российской Федерации до 2030 года и ее роль в обеспечении национальной безопасности: уголовно-правовой аспект // Журнал российского права. 2021. Т. 25. № 8. С. 86-103.
7. Хабриева Т.Я., Черногор Н.Н. Укрепление правопорядка и противодействие коррупции в условиях евразийской интеграции // Общественные науки и современность. 2017. № 1. С. 5-19.
8. Ястребов В.Б., Молчанова М.А. Проблемы имплементации международных антикоррупционных соглашений в законодательство государств, возникших на постсоветском пространстве // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2016. № 3 (58). С. 127-135.
9. Тиханин И.В. Цифровые технологии в уголовном судопроизводстве как средство противодействия коррупции // Право и управление. 2023. №2. С.282-288.
10. Антикоррупционные стандарты Организации экономического сотрудничества и развития и их реализация в Российской Федерации: монография / С.В. Борисов, А.А. Каширкина, А.Н. Морозов и др.; под ред. Т.Я. Хабриевой, А.В. Федорова. М.: ИЗиСП, 2015. // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения 16.04.2023).
11. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (принята в г. Нью-Йорке 31.10.2003 Резолюцией 58/4 на 51-ом пленарном заседании 58-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН)// Бюллетень международных договоров. 2006. №10.
12. Конвенция Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности от 15.11.2000 // Бюллетень международных договоров. 2005. № 2.
13. Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию ETS N 173 от 27.01.1999 // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения 16.04.2023).
14. Стратегия развития ШОС до 2025 г. // http://www.infoshos.ru/ra/?id=125 (дата обращения 17.04.2023)
15. Циндаоская декларация Совета глав государств - членов Шанхайской организации сотрудничества от 10.06.2018 // http://www.kremlin.ru/supplement/5315 (дата обращения 16.04.2023).
16. Соглашение о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в противодействии коррупции от 14.10.2022 // http://cis.minsk.by/reestrv2/doc/6631#documentCard (дата обращения 10.04.2023).
17. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о повышении эффективности сотрудничества в сфере борьбы с коррупцией от 25.12.2013 // Официальный интернет-портал правовой информации URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201408110001?rangeSize=50 (дата обращения 28.05.2023).
18. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 06.02.2023) «О противодействии коррупции» // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения 25.05.2023).
19. Федеральный закон от 17.07.2009 № 172-ФЗ (ред. от 05.12.2022) «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения 25.05.2023).
20. Указ Президента РФ от 16.08.2021 № 478 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы» // СЗ РФ. 23.08.2021. № 34. ст. 6170.
21. Указ Президента РФ от 13.05.2017 № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» // СЗ РФ. 15.05.2017. № 20. ст. 2902.
22. ФАТФ (Группа разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег - Financial Action Task Force, FATF) учреждена «семеркой» при участии Европейской комиссии в ходе Парижской встречи G7 в июле 1989 года. Российская Федерация принята в члены в июне 2003 года // https://www.fedsfm.ru/activity/fatf (дата обращения 25.05.2023).
23. В соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН № 1617 (2005) 40+9 рекомендаций ФАТФ являются обязательными международными стандартами для выполнения государствами-членами ООН // https://www.fedsfm.ru/activity/fatf (дата обращения 25.05.2023).
24. «Кодекс этики и служебного поведения федеральных государственных служащих Следственного комитета Российской Федерации» (утв. Следственным комитетом РФ 11.04.2011) // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения 14.05.2023).
25. Конвенция по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок от 21 ноября 1997 г. // СЗ РФ. 2012. № 17. Ст. 1899.
26. «Рекомендации по порядку проведения оценки коррупционных рисков в организации» (утв. Минтрудом России) // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения 28.05.2023).
27. Глобальные стандарты по борьбе с коррупцией в полицейских силах/службах: приняты 24.10.2002 Генеральной ассамблеей Интерпола.
28. Проблемы совершенствования законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции и практики его применения / О.А. Плохой, Н.Г. Семилютина, А.М. Цирин и др.; под ред. Т.Я. Хабриевой. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, 2014.
References and Sources
1. Korrupciya: priroda, proyavleniya, protivodejstvie. Monografiya / otv. red. akademik RAN T.Ya. Habrieva. M.: ID «Yurisprudenciya», 2012. 688 s.
2. Ugolovno-pravovaya ohrana finansovo-byudzhetnoj sfery: nuchno-prakticheskoe posobie / otv. red. I.I. Kucherov, O.A. Zajcev, S.L. Nudel'. M.: IZiSP: OOO «Yuridicheskaya firma Kontrakt», 2021. 284 s.
3. Ekonomicheskaya bezopasnost' (ugolovno-pravovye mekhanizmy obespecheniya): monografiya / otv. red. I.I. Kucherov, O.A. Zajcev, S.L. Nudel'; IZiSP. M.: OOO «Yuridicheskaya firma Kontrakt», 2021. 320 s.
4. Prestupleniya protiv interesov sluzhby v kommercheskih i inyh organizaciyah: nauchno-prakticheskij kommentarij k glave 23 Ugolovnogo kodeksa Rossijskoj Federacii/ otv. red. I.I. Kucherov, O.A. Zajcev, S.L. Nudel'. M.: Prospekt, 2022. 136 s.
5. Konstitucionno-pravovye orientiry protivodejstviya korrupcii. Protivodejstvie korrupcii kak nacional'nyj prioritet v praktike, nauke i obrazovanii: materialy Desyatogo i Odinnadcatogo Evrazijskih antikorrupcionnyh forumov (Moskva, 20 aprelya 2021 g., 20 aprelya 2022 g.) / otv. red. T.Ya. Habrieva. M.: IZiSP; ID «Yurisprudenciya», 2023. 448 s.
6. Zajcev O.A., Nudel' S.L. Realizaciya Strategii ekonomicheskoj bezopasnosti Rossijskoj Federacii do 2030 goda i ee rol' v obespechenii nacional'noj bezopasnosti: ugolovno-pravovoj aspekt // Zhurnal rossijskogo prava. 2021. T. 25. № 8. S. 86-103.
7. Habrieva T.Ya., Chernogor N.N. Ukreplenie pravoporyadka i protivodejstvie korrupcii v usloviyah evrazijskoj integracii // Obshchestvennye nauki i sovremennost'. 2017. № 1. S. 5-19.
8. Yastrebov V.B., Molchanova M.A. Problemy implementacii mezhdunarodnyh antikorrupcionnyh soglashenij v zakonodatel'stvo gosudarstv, voznikshih na postsovetskom prostranstve // Zhurnal zarubezhnogo zakonodatel'stva i sravnitel'nogo pravovedeniya. 2016. № 3 (58). S. 127-135.
9. Tihanin I.V. Cifrovye tekhnologii v ugolovnom sudoproizvodstve kak sredstvo protivodejstviya korrupcii // Pravo i upravlenie. 2023. №2. S.282-288.
10. Antikorrupcionnye standarty Organizacii ekonomicheskogo sotrudnichestva i razvitiya i ih realizaciya v Rossijskoj Federacii: monografiya / S.V. Borisov, A.A. Kashirkina, A.N. Morozov i dr.; pod red. T.Ya. Habrievoj, A.V. Fedorova. M.: IZiSP, 2015. // SPS «Konsul'tant Plyus» (data obrashcheniya 16.04.2023).
11. Konvenciya Organizacii Ob"edinennyh Nacij protiv korrupcii (prinyata v g. N'yu-Jorke 31.10.2003 Rezolyuciej 58/4 na 51-om plenarnom zasedanii 58-oj sessii General'noj Assamblei OON)// Byulleten' mezhdunarodnyh dogovorov. 2006. №10.
12. Konvenciya Organizacii Ob"edinennyh Nacij protiv transnacional'noj organizovannoj prestupnosti ot 15.11.2000 // Byulleten' mezhdunarodnyh dogovorov. 2005. № 2.
13. Konvenciya ob ugolovnoj otvetstvennosti za korrupciyu ETS N 173 ot 27.01.1999 // SPS «Konsul'tantPlyus» (data obrashcheniya 16.04.2023).
14. Strategiya razvitiya ShOS do 2025 g. // http://www.infoshos.ru/ru/?id=125 (data obrashcheniya 17.04.2023)
15. Cindaoskaya deklaraciya Soveta glav gosudarstv - chlenov Shanhajskoj organizacii sotrudnichestva ot 10.06.2018 // http://www.kremlin.ru/supplement/5315 (data obrashcheniya 16.04.2023).
16. Soglashenie o sotrudnichestve gosudarstv - uchastnikov Sodruzhestva Nezavisimyh Gosudarstv v protivodejstvii korrupcii ot 14.10.2022 // http://cis.minsk.by/reestrv2/doc/6631#documentCard (data obrashcheniya 10.04.2023).
17. Soglashenie mezhdu Pravitel'stvom Rossijskoj Federacii i Pravitel'stvom Respubliki Belarus' o povyshenii effektivnosti sotrudnichestva v sfere bor'by s korrupciej ot 25.12.2013 // Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201408110001?rangeSize=50 (data obrashcheniya 28.05.2023).
18. Federal'nyj zakon ot 25.12.2008 № 273-FZ (red. ot 06.02.2023) «O protivodejstvii korrupcii» // SPS «Konsul'tantPlyus» (data obrashcheniya 25.05.2023).
19. Federal'nyj zakon ot 17.07.2009 N° 172-FZ (red. ot 05.12.2022) «Ob antikorrupcionnoj ekspertize normativnyh pravovyh aktov i proektov normativnyh pravovyh aktov» // SPS «Konsul'tantPlyus» (data obrashcheniya 25.05.2023).
20. Ukaz Prezidenta RF ot 16.08.2021 № 478 «O Nacional'nom plane protivodejstviya korrupcii na 2021 - 2024 gody» // SZ RF. 23.08.2021. № 34. st. 6170.
21. Ukaz Prezidenta RF ot 13.05.2017 № 208 «O Strategii ekonomicheskoj bezopasnosti Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda» // SZ RF. 15.05.2017. № 20. st. 2902.
22. FATF (Gruppa razrabotki finansovyh mer po bor'be s otmyvaniem deneg - Financial Action Task Force, FATF) uchrezhdena «semerkoj » pri uchastii Evropejskoj komissii v hode Parizhskoj vstrechi G7 v iyule 1989 goda. Rossijskaya Federaciya prinyata v chleny v iyune 2003 goda // https://www.fedsfm.ru/activity/fatf (data obrashcheniya 25.05.2023).
23. V sootvetstvii s rezolyuciej Soveta Bezopasnosti OON № 1617 (2005) 40+9 rekomendacij FATF yavlyayutsya obyazatel'nymi mezhdunarodnymi standartami dlya vypolneniya gosudarstvami-chlenami OON // https://www.fedsfm.ru/activity/fatf (data obrashcheniya 25.05.2023).
24. «Kodeks etiki i sluzhebnogo povedeniya federal'nyh gosudarstvennyh sluzhashchih Sledstvennogo komiteta Rossijskoj Federacii» (utv. Sledstvennym komitetom RF 11.04.2011) // SPS «Konsul'tant Plyus» (data obrashcheniya 14.05.2023).
25. Konvenciya po bor'be s podkupom inostrannyh dolzhnostnyh lic pri osushchestvlenii mezhdunarodnyh kommercheskih sdelok ot 21 noyabrya 1997 g. // SZ RF. 2012. № 17. St. 1899.
26. «Rekomendacii po poryadku provedeniya ocenki korrupcionnyh riskov v organizacii» (utv. Mintrudom Rossii) // SPS «Konsul'tant Plyus» (data obrashcheniya 28.05.2023).
27. Global'nye standarty po bor'be s korrupciej v policejskih silah/sluzhbah: prinyaty 24.10.2002 General'noj assambleej Interpola.
28. Problemy sovershenstvovaniya zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii o protivodejstvii korrupcii i praktiki ego primeneniya / O.A. Plohoj, N.G. Semilyutina, A.M. Cirin i dr.; pod red. T.Ya. Habrievoj. M.: Institut zakonodatel'stva i sravnitel'nogo pravovedeniya pri Pravitel'stve Rossijskoj Federacii, 2014.
ТИХАНИН ИЛЛАРИОН ВИКТОРОВИЧ - аспирант, Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации ([email protected])
TIKHANINILLARION VIKTOROVICH - Ph,D. Student, the Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation ([email protected]).
УДК 343.34 DOI: 10.24412/2411-2275-2023-2-92-97
РЫБКИН С.Ю.
КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ДНК-ИССЛЕДОБАНИЙ
Ключевые слова: гибель военнослужащих, результаты генетических экспертиз, ДНК-дактилоскопия, ДНК-фенотипирование, ДНК-профилей подозреваемых, ДНК маркеры, ДНК-химеры.
В статье обосновывается актуальность использования современных методов исследования биологического материала человека, которые прочно вошли в судебно-медицинскую и следственную практику. В настоящее время обнаружение на месте происшествия даже ничтожно малого количества следов биологического происхождения (крови, спермы, слюны, волос и др.) позволяет проводить идентификационные исследования в целях установления личности преступника, потерпевшего, неопознанного трупа. Отмечается, что ДНК-дактилоскопия является высоконаучным и точным методом, способным решать сложные задачи военно-прикладной криминалистики, особенно в условиях боевых столкновений. Вместе с тем выявлен спектр проблем, который негативно отражается, прежде всего, на достоверности полученных экспертных заключений. Причем эти проблемы связаны как с объективными причинами - недостаточным развитием криминалистический знаний, так и с субъективными - недобросовестностью вовлеченных в процесс ДНК-анализа субъектов. Отрицательно сказывается на практике применения ДНК-анализа отсутствие полноценных баз геномной регистрации. В настоящее время требуется проведение глубоких методологических исследований использования генной инженерии, ДНК-химер, антивирусных препаратов, способных вызвать определенные изменения в молекулярных структурах и затруднить процессы криминалистической индентификации.
RYVKIN, S.Yu.
FORENSIC FUNDAMENTALS OF THE USE OF DNA RESEARCH
Key words: the death of military personnel, the results of genetic examinations, DNA fingerprinting, DNA phenotyping, DNA profiles of suspects, DNA markers, DNA chimeras.
The article substantiates the relevance of the use of modern methods for the study of human biological material, which have long been included in forensic and investigative practice. Currently, the detection at the scene of an incident of even a negligible number of traces of biological origin (blood, semen, saliva, hair, etc.) allows identification studies to be carried out in order to establish the identity of the perpetrator, the victim, an unidentified corpse. It is noted that DNA fingerprinting is a highly scientific and accurate method capable of solving complex tasks of military-applied criminology, especially in the conditions of combat collisions. At the same time, a range of problems has been identified, which negatively affects, first of all, the reliability of the expert opinions received. Moreover, these problems are associated with both objective reasons - insufficient development of forensic knowledge, and subjective ones - the dishonesty of the subjects involved in the DNA analysis process. The lack of full-fledged genomic registration databases negatively affects the scope of DNA analysis. Currently, deep methodological studies of the use of genetic engineering, DNA chimeras, antiviral drugs that contribute to causing certain changes in molecular structures and complicate the processes of forensic identification are required.
Самым надежным способом избежать ответственности за содеянное во все времена считалось не только бегство с места преступления, но и из страны пребывания. Чем серьезнее бывает преступление, тем сильнее желание уйти от ответственности. В стремлении быть