Научная статья на тему 'ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ КАК СРЕДСТВО ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ'

ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ КАК СРЕДСТВО ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
233
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и управление
ВАК
Область наук
Ключевые слова
уголовное судопроизводство / цифровые технологии / электронное уголовное дело / коррупция / коррупционные риски / антикоррупционные стандарты.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тиханин И.В.

В статье рассматриваются правовые проблемы использования цифровых технологий в качестве средства противодействия коррупции в уголовном судопроизводстве. Исследуются положительные и отрицательные стороны цифровизации производства по уголовному делу и перспективы его развития. По мнению автора, внедрение современных IT-разработок способно повысить открытость и прозрачность процесса расследования дела, предупредить коррупционные риски при принятии процессуальных решений, оптимизировать антикоррупционную деятельность органов уголовной юстиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ КАК СРЕДСТВО ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ»

УГОЛОВНЫЙ nPOUECC

DOI: 10.24412/2224-9133-2023-2-282-288 NIION: 2021-0079-2/23-123 MOSURED: 77/27-025-2023-02-123

ТИХАНИН Илларион Викторович,

аспирант Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, e-mail: larik_t73@mail.ru

ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ КАК СРЕДСТВО ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ

Аннотация. В статье рассматриваются правовые проблемы использования цифровых технологий в качестве средства противодействия коррупции в уголовном судопроизводстве. Исследуются положительные и отрицательные стороны цифровизации производства по уголовному делу и перспективы его развития. По мнению автора, внедрение современных IT-разработок способно повысить открытость и прозрачность процесса расследования дела, предупредить коррупционные риски при принятии процессуальных решений, оптимизировать антикоррупционную деятельность органов уголовной юстиции.

Ключевые слова: уголовное судопроизводство, цифровые технологии, электронное уголовное дело, коррупция, коррупционные риски, антикоррупционные стандарты.

TIKHANIN Illarion Viktorovich,

postgraduate student of the Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation

DIGITAL TECHNOLOGIES IN CRIMINAL PROCEEDINGS AS A MEANS OF COUNTERING CORRUPTION

Annotation. The article discusses the legal problems of using digital technologies as a means of countering corruption in criminal proceedings. The positive and negative aspects of digitalization of criminal proceedings and prospects for its development are investigated. According to the author, the introduction of modern IT developments can increase the openness and transparency of the investigation process, prevent corruption risks when making procedural decisions, and optimize the anti-corruption activities of criminal justice bodies.

Key words: criminal proceedings, digital technologies, electronic criminal case, corruption, corruption risks, anti-corruption standards.

Подводя итоги работы за 2022 год, Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей особо подчеркивает, что в структуре поступающих обращений в его аппарат, лидирующие позиции занимают обращения, связанные с жалобами на незаконное уголовное преследование (30,6%). Так, результат опроса мнения предпринимателей и специалистов в 2022 году показал, что только 37,9% специалистов и 20,0% бизнесменов считают безопасным ведение дела в России. При этом, 55% специалистов и 76,1% бизнесменов полагают, что это не так. Высказывая свое отно-

шение к системе правосудия, только 16,2% предпринимателей считает его независимым и объективным, а 78,1% имеют противоположную точку зрения. Более половины респондентов (51,0%) отметили, что бизнес в России не защищен от необоснованного уголовного преследования [1].

Анализ состояния преступности в Российской Федерации показывает, что за период с 2018 года по 2022 год на 15,89% выросло общее число преступлений коррупционной направленности (с 30495 до 35340 в 2022 году). При этом, число преступлений, связанных со взяточничеством, увеличилось на 55,58% (с 12527 до 19490 в 2022

штшшмшттшшттмшшштшшттмш^^

году), в том числе совершенных в крупном и особо крупном размерах - на 80% (с 1760 до 3168 в 2022 году) [2].

Приведенные данные наглядно показывают, что коррупция по-прежнему является одной из глобальных проблем, затрагивающих осуществление правосудия по уголовным делам. Наиболее распространенный характер носят нарушения требований законодательства Российской Федерации при выявлении и расследовании преступлений, совершенных в сфере предпринимательской деятельности.

В частности, распространенными негативными проявлениями являются риски: возбуждения уголовного дела по обстоятельствам гражданско-правового спора; привлечения к ответственности предпринимателя, добросовестно полагающего свои действия правомерными; игнорирования факта отнесения инкриминируемого деяния к совершенному в сфере предпринимательской деятельности; избрания в качестве меры пресечения заключение под стражу; отсутствия обоснования невозможности избрания иной меры пресечения; изъятия оригиналов документов; необоснованного затягивания предварительного следствия, в том числе путем приостановления расследования дела и многих других.

Как показывает практика экономически развитых государств, одним из эффективных направлений противодействия коррупции является внедрение цифровых технологий в систему правосудия [3, 4, 5]. В настоящее время наблюдается активное проникновение цифровых технологий и их развитие в гражданско-процессуальной и арбитражно-процессуальной деятельности. В тоже время, нельзя не отметить, что цифровиза-ция находит свое проявление и в сфере уголовного судопроизводства.

Проблемы и перспективы цифровизации правосудия являются для научной доктрины одной из наиболее актуальных и потому востребованных тем. В течение последних лет в Институте законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации этой проблематике был посвящен ряд коллективных научных трудов [6, 7, 8, 9], в которых безусловно отражены наиболее актуальные вопросы, возникающие в процессе трансформации правоохранительной и правоприменительной деятельности, предложены комплексные пути решения имеющихся задач.

Следует отметить, что в этом плане на государственном уровне принимаются определенные решения по инновации процесса государственного администрирования и переходу от так называемого электронного правительства к цифровому, т.е. основанному на 1Т-разработках. Сама же цифровизация подразумевает отказ от бумаж-

ного документооборота в пользу онлайн-формата взаимодействия гражданина и государства.

Реализованы меры по совершенствованию законодательного регулирования сферы государственного управления, среди которых следует отметить принятие Федеральных законов «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» [10], «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» [11], Указов Президента РФ «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» [12], «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы» [13], «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [14], «О Национальном плане противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы»

[15] и др.

Во исполнение указанных решений проделана определенная работа по развитию цифровой трансформации правоохранительной системы. Так, в целях обеспечения прав граждан на участие в судебных заседаниях и повышения уровня доступности правосудия, реализуется федеральная целевая программа «Развитие судебной системы России на 2013 - 2024 годы»

[16]. Данная программа заложила возможность создания и хранения электронных образов судебных документов, дистанционной подачи в суд процессуальных документов в электронном виде, получения копий документов, ознакомления сторон процесса с материалами дела.

В целях минимизации сроков межведомственного документооборота и незамедлительного реагирования прокуроров на нарушения закона в режиме онлайн исполняется «Концепция цифровой трансформации органов и организаций прокуратуры до 2025 года» [17]. Данным документом предусмотрено внедрение единой межведомственной цифровой онлайн-плат-формы взаимодействия прокуроров и руководителей государственных органов, следователей, дознавателей для работы с единым электронным делом [18].

Успешно осуществляется «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» [19], которая позволит значительно ускорить производство по уголовным делам, автоматизировать выполнение технической работы по формированию необходимых запросов и получению сведений в режиме онлайн, использовать в процессе расследования электронные шаблоны макетов дел и документов, и многое другое.

Уже сегодня цифровые технологии оставили заметный след в уголовном судопроизводстве России. Так, в УПК РФ, принятом в 2001 году,

было закреплено общее положение, согласно которому допускается применение технических средств в целях отражения в протоколе любого процессуального или следственного действия (ч. 2 ст. 166), в том числе без участия понятых (ч. 3 ст. 170).

С 2011 года появилась возможность допроса и совершения судебных действий в суде первой и вышестоящих инстанций с использованием технологий видео-конференц-связи. Указанные технологии особо важны в случаях, когда личное присутствие субъекта уголовно-процессуальных отношений в силу определенных причин затруднительно или невозможно (ч. 4 ст. 240, ч. 2 и ч. 2.1 ст. 399 УПК РФ).

В 2012 году в УПК РФ закреплен новый вид вещественного доказательства - электронный носитель информации [20], поскольку ряд вещественных доказательств по преступлениям, совершенным с использованием компьютерной техники и других современных гаджетов, может храниться только на электронных носителях. В связи с этим, УПК РФ предписано, хранить вещественные доказательства, находящиеся на электронных носителях информации, в опечатанном виде в условиях, исключающих возможность ознакомления посторонних лиц с содержащейся на них информацией и обеспечивающих их сохранность и сохранность оцифрованной информации. После осмотра технического устройства и выполнения всех необходимых процессуальных действий оно возвращается законному владельцу. При этом, закон обязывает должностное лицо вернуть сам девайс, но не размещенную на нем и имеющую значение для уголовного преследования информацию.

В 2016 году УПК РФ дополнен статьей 474.1, закрепившей правила использования электронных документов в уголовном судопроизводстве [21]. Новые условия позволили участникам судебного разбирательства, используя личный кабинет посредством сети «Интернет», подавать в электронном виде в суд ряд процессуальных документов. В указанной форме могут быть поданы жалобы, заявления и ходатайства, а также представление прокурора. При этом, УПК РФ предъявляет требование о подписании подобных документов лицом, обратившимся в суд, электронной подписью.

Кроме того, упомянутая статья разрешает суду по просьбе или с согласия стороны процесса изготовить судебные решения в электронной форме, и с использованием сети «Интернет» направить их электронные копии другим участникам судебного процесса. Такие судебные решения подписываются судьей (коллегией судей) усиленной квалифицированной электронной подписью.

Изложена в новой редакции ч. 2 ст. 393 УПК РФ. В этом варианте, по аналогии с ГПК РФ и АПК РФ, предусмотрена возможность оформления исполнительного листа и копии судебного приговора, других постановлений в форме электронного документа и их последующего направления для исполнения судебному приставу-исполнителю. В этом случае, судья подписывает изготовленные документы усиленной квалифицированной электронной подписью.

С начала 2022 года следователь и дознаватель, соблюдая общие правила проведения следственных действий, вправе провести допрос, очную ставку и опознание посредством виде-о-конференц-связи, используя технические возможности, находящиеся в распоряжении государственных органов, осуществляющих предварительное расследование (ст. 189.1 УПК РФ).

Указанные новеллы немаловажны для юридической науки, требуют скрупулезного изучения, с целью выявления преимуществ и рисков внедрения цифровых технологий в процесс правоприменения, дальнейшего совершенствования уголовно-процессуального законодательства.

Результат опроса практических работников о перспективах внедрения электронного уголовного дела в отечественное судопроизводство показал, что более 80% следователей и только 38% судей положительно воспринимают предложение по переходу к ведению дела в электронном формате. При этом, 19% следователей и 62% судей негативно относятся к этой идее [21].

Ряд ученых видят и вероятные неблагоприятные последствия, связанные с цифровизацией уголовного процесса [22]. Отмечая, что в результате перехода к электронной форме фиксации процесса возникнет возможность утечки информации или уничтожения данных уголовного дела (например, в случае заражения компьютера вирусом или технического сбоя серверных аппаратов). Не исключается и умышленная фальсификация материалов электронного дела путем изменения или замены помещенных в него процессуальных документов. Поднимается и проблема цифрового неравенства между сторонами уголовного судопроизводства [24, 25].

Несмотря на наличие возможных рисков, многие ученые-процессуалисты полагают достаточно перспективным переход к электронному формату дела, отражение хода процесса и результатов следственных и иных процессуальных действий при помощи современной цифровой техники, более широкое внедрение бездокументарного (цифрового) документооборота между участниками уголовного судопроизводства [26, 27, 28, 29, 30].

В настоящее время вышеуказанный проект активно реализуется на постсоветском простран-

стве (в частности, в Республике Казахстан, Республике Молдова, Грузии, Эстонии и др.), а также в Австрии, Бельгии, Великобритании, Германии, Канаде, КНР, США, Сингапуре и в ряде других зарубежных стран [31].

Следует отметить, что результаты развития цифровых технологий стали частью повседневной жизни рядовых граждан и продолжают активно развиваться, поэтому сегодня не вызывает сомнения необходимость внедрения их в уголовный процесс. Переход к расследованию дела в электронном формате отвечает интересам как общества, так и государства. В результате внедрения в отечественное уголовное судопроизводство электронного уголовного дела, последнее будет обладать рядом несомненных преимуществ перед традиционным делом, а именно: упростит доступ граждан к осуществлению правосудия, возможность ознакомления с материалами уголовного дела и принятыми решениями; будет способствовать экономии правовых средств; минимизирует риски фальсификации и утраты материалов уголовного дела; мотивирует на повышение уровня профессионализма и ответственности лиц, ведущих процесс; создаст условия, препятствующие совершению коррупционного правонарушения; позволит повысить уровень ведомственного процессуального контроля и прокурорского надзора за производством доследственной проверки и ходом расследования по уголовному делу.

Несмотря на наличие различного рода мнений по вопросу внедрения электронного уголовного дела, нельзя не отметить, что необходимость в правовом регулировании и научном понимании таких явлений, как «цифровое доказательство», «электронный документ», «электронное уголовное дело», «электронное санкционирование», «виртуальное (онлайн) судебное разбирательство» и др., будет только возрастать и становиться все более актуальной.

В недалекой перспективе в ходе расследования уголовных дел в электронном формате предполагается реализовать задачу выявления потенциально возможных коррупционных правонарушений при принятии решений лицами, веду-

щими процесс, и информирование о подобных фактах вышестоящего должностного лица и прокурора. В случае высокого уровня угрозы - технический запрет на совершение и исполнение такого решения, что несомненно будет способствовать повышению уровня законности и обоснованности принимаемых решений лицом, расследующим уголовное дело и позволит минимизировать подобные риски.

1Т-технологии в процессе расследования преступлений предоставляют возможность анализировать неограниченное количество оцифрованных документов и выбирать наиболее рева-лентные доказательства. Ручная обработка подобного количества информации займет гораздо больше времени.

Искусственный интеллект при правильном обучении машины поможет правоохранительным органам осуществлять мониторинг соблюдения антикоррупционного законодательства, в том числе анализировать общедоступные данные по государственным и частным источникам, обнаруживать связь коммерческих структур с чиновниками и политическими деятелями; своевременно выявлять и документировать различного рода коррупционные и мошеннические схемы (например, в сфере государственных закупок, контрактной системы; бороться с киберпреступлениями и отмыванием денежных средств.

Подводя итоги, следует отметить, что применение цифровых технологий в уголовном судопроизводстве в качестве средства противодействия коррупции предоставит следующие возможности:

1. предупреждать потенциально возможные коррупционные правонарушения при принятии решений лицом, осуществляющим производство по уголовному делу;

2. сделать процесс расследования преступлений более прозрачным и подконтрольным;

3. проводить мониторинг антикоррупционного законодательства;

4. своевременно выявлять и документировать различного рода преступления (мошенничество, злоупотребление, отмывание денежных средств, киберпреступления и др.).

Список литературы:

[1] Доклад Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей за 2021 год. URL: http://doklad.ombudsmanbiz.ru/doklad_2022.html (дата обращения 03.03.2023).

[2] Состояние преступности в России. URL: https://мвд.рф/folder/101762 (дата обращения 03.03.2023).

[3] Предупреждение преступлений и административных правонарушений органами внутренних дел: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Юриспруденция» и «Правоохранительная деятельность» / Ю.В. Кивич, А.А. Баранов, Т.В. Варчук [и др.]. 2-е издание. М.: Юнити-Дана, 2012.

[4] Горенская Е.В. Практика борьбы с преступлениями коррупционной направленности в топливно-энергетическом комплексе / Е.В. Горенская // Современное состояние противодействия коррупции в Российской Федерации: проблемы, опыт, перспективы: сборник межведомственной научно-практической конференции, Москва, 7 ноября 2019 года. М.: ФГКУ «ВНИИ МВД России», 2020.

[5] Денисов Н.Л. Негативные изменения киберпреступности в период пандемии и пути противодействия им / Н.Л. Денисов // Безопасность бизнеса. 2020. № 4. С. 37-42.

[6] Язык правотворчества в условиях цифровизации общественных отношений: сборник научных трудов / под общ. ред. Пашенцева Д.А., Залоило М.В. Москва. 2019.

[7] Уголовно-юрисдикционная деятельность в условиях цифровизации: монография / Голованова Н.А., Гравина А.А., Зайцев О.А. и др.; редкол.: Зайцев О.А., Кашепов В.П., Кучеров И.И., Степанов О.А. Москва. 2019.

[8] Цифровизация правоприменения: поиск новых решений: монография / Пашенцев Д.А., Золо-ило М. В., Дорская А.А. и др.; отв. ред. Пашенцев Д.А. Москва. 2022.

[9] Цифровая экономика: актуальные направления правового регулирования: научно-практическое пособие / под ред. Кучерова И.И, Синицына С.А. Москва. 2022.

[10] Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2022) // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения 23.01.2023).

[11] Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ (ред. от 30.04.2021) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения 23.01.2023).

[12] Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» // «Российская газета», № 102, 09.05.2012.

[13] Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы» // «Собрание законодательства РФ», 15.05.2017, № 20, ст. 2901.

[14] Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 05.07.2021, № 27 (часть II), ст. 5351.

[15] Указ Президента РФ от 16.08.2021 № 478 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы» // «Собрание законодательства РФ», 23.08.2021, № 34, ст. 6170.

[16] Постановление Правительства РФ от 27.12.2012 № 1406 (ред. от 20.10.2022) «О федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России на 2013 - 2024 годы» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения 23.01.2023).

[17] Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 14.09.2017 № 627 «Обутверждении Концепции цифровой трансформации органов и организаций прокуратуры до 2025 года» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.12.2021) // СПС «Гарант» (дата обращения 23.01.2023).

[18] Доказывание и принятие решений в состязательном уголовном судопроизводстве: монография / Антонович Е.К., Вилкова Т.Ю., Володина Л.М. и др.; отв. ред. Масленникова Л.Н., 2-е изд., пере-раб. и доп. Москва: Норма, ИНФРА-М, 2022. 448 с. // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения 23.01.2023).

[19] Распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 № 1388-р «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения 23.01.2023).

[20] Федеральный закон от 28.07.2012 № 143-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения 23.01.2023).

[21] Федеральный закон от 23.06.2016 № 220-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения 23.01.2023).

[22] Яшлавский А. Россия присматривается к мировому опыту внедрения электронных уголовных дел //Московский комсомолец // URL: https://www.mk.ru/social/2022/02/12/rossiya-prismatrivaetsya-k-mirovomu-opytu-vnedreniya-elektronnykh-ugolovnykh-del.html (дата обращения 22.01.2022).

[23] Фалалеев. М. Уголовный процесс будут оформлять и вести в электронном виде. // Российская газета - Федеральный выпуск: №34(8682); Яшлавский А. Россия присматривается к мировому опыту внедрения электронных уголовных дел // Московский комсомолец // URL: https://www.mk.ru/

чтттжжжжжжжжжжжжтттттття/ж^

social/2022/02/12/rossiya-prismatrivaetsya-k-mirovomu-opytu-vnedreniya-elektronnykh-ugolovnykh-del. html (дата обращения 22.01.2022).

[24] Задорожная В.А. Цифровое неравенство в доступе потерпевших к уголовному правосудию: дефиниция понятия // Виктимология. 2022. Т. 9, № 1. С. 40-48;

[25] Зайцев О.А. Развитие цифровизации уголовного судопроизводства в условиях критических и чрезвычайных ситуаций // Вестник. Государство и право. 2022. № 3 (34). С.55-58.

[26] Цоколова О.И., Безруков С.С., Куприянов Е.И. Актуальные проблемы восстановления утраченных уголовных дел // Российская юстиция. 2018. № 5. С. 59 - 62.

[27] Зуев С. В. Цифровая среда уголовного судопроизводства: проблемы и перспективы // Сибирский юридический вестник. 2018. №4 (83). С. 118-123.

[28] Макарова О.В. Совершенствование судопроизводства путем внедрения электронной формы уголовного дела // Журнал российского права. 2019. № 2. С. 159 - 168.

[29] Александров А.С., Андреева О.И., Зайцев О.А. О перспективах развития российского уголовного судопроизводства в условиях цифровизации // Вестник Томского государственного университета. 2019. № 448. С.199-207.

[30] Набатов М.Б. О некоторых рисках внедрения цифровых технологий в уголовное судопроизводство // Адвокатская практика. 2022. № 4. С. 28 - 32.

[31] Андреева О.И., Зайцев О.А. Перспективы ведения российского уголовного судопроизводства в электронном формате // Уголовная юстиция. 2018. №12. С. 57 - 61.

Spisok literatury:

[1] Doklad Upolnomochennogo pri Prezidente Rossijskoj Federacii po zashchite prav predprinimatelej za 2021 god. URL: http://doklad.ombudsmanbiz.ru/doklad_2022.html (data obrashcheniya 03.03.2023).

[2]SostoyanieprestupnostivRossii. URL: https://mvd.rf/folder/101762(dataobrashcheniya 03.03.2023).

[3] Preduprezhdenie prestuplenij i administrativnyh pravonarushenij organami vnutrennih del: uchebnik dlya studentov vuzov, obuchayushchihsya po special'nostyam «YUrisprudenciya» i «Pravoohranitel'naya deya-tel'nost'» / YU.V. Kivich, A.A. Baranov, T.V. Varchuk[i dr.]. 2-e izdanie. M.: YUniti-Dana, 2012.

[4] Gorenskaya E. V. Praktika bor'by s prestupleniyami korrupcionnoj napravlennosti v toplivno-energet-icheskom komplekse / E.V. Gorenskaya // Sovremennoe sostoyanie protivodejstviya korrupcii v Rossijskoj Federacii: problemy, opyt, perspektivy: sbornik mezhvedomstvennoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Moskva, 7 noyabrya 2019 goda. M.: FGKU «VNIIMVD Rossii», 2020.

[5] Denisov N.L. Negativnye izmeneniya kiberprestupnosti v period pandemii i puti protivodejstviya im / N.L. Denisov// Bezopasnost' biznesa. 2020. № 4. S. 37-42.

[6] YAzyk pravotvorchestva v usloviyah cifrovizacii obshchestvennyh otnoshenij: sbornik nauchnyh tru-dov / pod obshch. red. Pashenceva D.A., Zaloilo M.V. Moskva. 2019.

[7] Ugolovno-yurisdikcionnaya deyatel'nost' v usloviyah cifrovizacii: monografiya / Golovanova N.A., Gravina A.A., Zajcev O.A. i dr.; redkol.: Zajcev O.A., Kashepov V.P., Kucherov I.I., Stepanov O.A. Moskva. 2019.

[8] Cifrovizaciya pravoprimeneniya: poisk novyh reshenij: monografiya / Pashencev D.A., Zoloilo M. V., Dorskaya A.A. i dr.; otv. red. Pashencev D.A. Moskva. 2022.

[9] Cifrovaya ekonomika: aktual'nye napravleniya pravovogo regulirovaniya: nauchno-prakticheskoe posobie / pod red. Kucherova I.I, Sinicyna S.A. Moskva. 2022.

[10] Federal'nyj zakon ot 27.07.2010 № 210-FZ (red. ot 30.12.2021) «Ob organizacii predostavleniya gosudarstvennyh i municipal'nyh uslug» (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.10.2022) // SPS «Konsul'tant Plyus» (data obrashcheniya 23.01.2023).

[11] Federal'nyj zakon ot 09.02.2009 № 8-FZ (red. ot 30.04.2021) «Ob obespechenii dostupa k infor-macii o deyatel'nosti gosudarstvennyh organov i organov mestnogo samoupravleniya» // SPS «Konsul'tant Plyus» (data obrashcheniya 23.01.2023).

[12] Ukaz Prezidenta RF ot 07.05.2012 № 601 «Ob osnovnyh napravleniyah sovershenstvovaniya sis-temy gosudarstvennogo upravleniya» // «Rossijskaya gazeta», № 102, 09.05.2012.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[13] Ukaz Prezidenta RF ot 09.05.2017 № 203 «O Strategii razvitiya informacionnogo obshchestva v Rossijskoj Federacii na 2017 - 2030 gody» // «Sobranie zakonodatel'stva RF», 15.05.2017, № 20, st. 2901.

[14] Ukaz Prezidenta RF ot 02.07.2021 № 400 «O Strategii nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Feder-acii» //«Sobranie zakonodatel'stva RF», 05.07.2021, № 27 (chast' II), st. 5351.

[15] Ukaz Prezidenta RF ot 16.08.2021 № 478 «O Nacional'nom plane protivodejstviya korrupcii na 2021 - 2024 gody» // «Sobranie zakonodatel'stva RF», 23.08.2021, № 34, st. 6170.

[16] Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 27.12.2012 № 1406 (red. ot 20.10.2022) «O federal'noj celevoj programme «Razvitie sudebnoj sistemy Rossii na 2013 - 2024 gody» // SPS «Konsul'tant Plyus» (data obrash-cheniya 23.01.2023).

[17] Prikaz General'noj prokuratury RF ot 14.09.2017 № 627 «Ob utverzhdenii Koncepcii cifrovoj trans-formacii organov i organizacij prokuratury do 2025 goda» (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.12.2021) // SPS «Garant» (data obrashcheniya 23.01.2023).

[18] Dokazyvanie i prinyatie reshenij v sostyazatel'nom ugolovnom sudoproizvodstve: monografiya / Antonovich E.K., Vilkova T.YU., VolodinaL.M. idr.;otv. red. MaslennikovaL.N., 2-eizd., pererab. idop. Moskva: Norma, INFRA-M, 2022. 448 s. // SPS «Konsul'tant Plyus» (data obrashcheniya 23.01.2023).

[19] Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 23.05.2020 № 1388-r «Strategiya razvitiya tamozhennoj sluzhby Rossijskoj Federacii do 2030 goda» // SPS «Konsul'tant Plyus» (data obrashcheniya 23.01.2023).

[20] Federal'nyjzakon ot 28.07.2012 № 143-FZ «O vnesenii izmenenij v Ugolovno-processual'nyj kod-eks Rossijskoj Federacii» // SPS «Konsul'tant Plyus» (data obrashcheniya 23.01.2023).

[21] Federal'nyj zakon ot 23.06.2016 № 220-FZ «O vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii v chasti primeneniya elektronnyh dokumentov v deyatel'nosti organov sudebnoj vlasti» // SPS «Konsul'tant Plyus» (data obrashcheniya 23.01.2023).

[22] YAshlavskij A. Rossiya prismatrivaetsya k mirovomu opytu vnedreniya elektronnyh ugolovnyh del // Moskovskij komsomolec // URL: https://www.mk.ru/social/2022/02/12/rossiya-prismatrivaetsya-k-miro-vomu-opytu-vnedreniya-elektronnykh-ugolovnykh-del.html (data obrashcheniya 22.01.2022).

[23] Falaleev. M. Ugolovnyj process budut oformlyat' i vesti v elektronnom vide. // Rossijskaya gazeta -Federal'nyj vypusk: №34(8682); YAshlavskij A. Rossiya prismatrivaetsya k mirovomu opytu vnedreniya elektronnyh ugolovnyh del // Moskovskij komsomolec // URL: https://www.mk.ru/social/2022/02/12/rossiya-pris-matrivaetsya-k-mirovomu-opytu-vnedreniya-elektronnykh-ugolovnykh-del.html (data obrashcheniya 22.01.2022).

[24] Zadorozhnaya V.A. Cifrovoe neravenstvo v dostupe poterpevshih k ugolovnomu pravosudiyu: defin-iciya ponyatiya // Viktimologiya. 2022. T. 9, № 1. S. 40-48;

[25] Zajcev O.A. Razvitie cifrovizacii ugolovnogo sudoproizvodstva v usloviyah kriticheskih i chrezvycha-jnyh situacij // Vestnik. Gosudarstvo i pravo. 2022. № 3 (34). S.55-58.

[26] Cokolova O.I., Bezrukov S.S., Kupriyanov E.I. Aktual'nye problemy vosstanovleniya utrachennyh ugolovnyh del // Rossijskaya yusticiya. 2018. № 5. S. 59 - 62.

[27] Zuev S. V. Cifrovaya sreda ugolovnogo sudoproizvodstva: problemy i perspektivy // Sibirskijyuridi-cheskij vestnik. 2018. №4 (83). S. 118-123.

[28] Makarova O.V. Sovershenstvovanie sudoproizvodstva putem vnedreniya elektronnoj formy ugolovnogo dela // ZHurnal rossijskogo prava. 2019. № 2. S. 159 - 168.

[29] Aleksandrov A.S., Andreeva O.I., Zajcev O.A. O perspektivah razvitiya rossijskogo ugolovnogo sudoproizvodstva v usloviyah cifrovizacii // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. 2019. № 448. S.199-207.

[30] Nabatov M.B. O nekotoryh riskah vnedreniya cifrovyh tekhnologij v ugolovnoe sudoproizvodstvo // Advokatskaya praktika. 2022. № 4. S. 28 - 32.

[31] Andreeva O.I., Zajcev O.A. Perspektivy vedeniya rossijskogo ugolovnogo sudoproizvodstva v elektronnom formate // Ugolovnaya yusticiya. 2018. №12. S. 57 - 61.

vmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmimmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmm.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.