УДК 343 МАЙСТРЕНКО Григорий Александрович,
кандидат юридических наук, старший научный сотрудник ФКУ НИИ ФСИН России e-mail: [email protected]
ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИИ
Аннотация. Статья рассматривает вопросы совершенствования антикоррупционного отечественного законодательства и частично раскрывает антикоррупционную проблему в правовом и законодательном плане. Коррупционные преступления влияют на состояние общественных отношений в обществе и в какой-то степени на политическую и экономическую ситуацию в стране. Уголовное законодательство предусматривает уголовное воздействие на различные ситуации коррупционной направленности; дана характеристика статей УК РФ и квалификационные признаки данного вида преступления.
Ключевые слова: закон, коррупция, власть, государственная служба, чиновник, гражданин, уголовная ответственность, преступление.
MAISTRENKO Grigory Alexandrovich,
PhD in Law, senior researcher, Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia
QUESTIONS OF THE IMPROVEMENT OF ANTI-CORRUPTION LEGISLATION OF RUSSIA
Annotation. The article deals with the issues of improving the anti-corruption of domestic legislation and partly reveals the anti-corruption issue in the legal and legislative terms. Corruption offences affect social relations in society and the extent to which the political and economic situation in the country. Criminal legislation provides for criminal impact on different corruption situations and the characteristic of the articles of the CCRF and qualifying for this type of offence signs.
Key words: law, corruption, power, public service, official, citizen, criminal liability, crime.
Вопросы совершенствования антикоррупционного законодательства находятся в постоянном внимании руководства страны. Правовую основу противодействия коррупции составляют Конституция РФ, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации и другие правовые акты. Основой борьбы с коррупцией в новой России стал Указ Президента РФ от 4 апреля 1992 г. № 361 «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы». Продолжение антикоррупционной политики в стране осуществлялось принятием Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции», Указа Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», Указа Прези-
дента РФ от 29 июня 2018 г. № 378 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2018-2020 годы» [6; 5; 4] и других законодательных актов.
Однако реалии действия указанных законодательных документов пока не достигают своих целей. Для достижения положительных результатов необходимо достаточное подкрепление уголовно-правового воздействия. Необходимость обращения к уголовно-правовым средствам воздействия на коррупцию обусловлена тем, что ежегодные суммы материального ущерба от коррупционных преступлений достигают нескольких сотен миллиардов рублей, хотя такие цифры вряд ли отражают истинные показатели. Только пособник известного коррупционера Захарченко, господин Маркелов, в течение 10 лет ежемесячно передавал ему около 150 тыс. долл.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2018
В понятиях коррупционных преступлений требуются разъяснения, уточнения и толкования таких положений, как:
- понятие коррупционных преступлений и их признаки;
- классификация коррупционных преступлений;
- негативные уголовно-правовые последствия их совершения;
- особенности уголовной ответственности и наказания за совершение этих преступлений;
- специфические черты их классифицирования;
- дискуссионные (спорные) моменты в понимании коррупционных преступлений в уголовном праве;и др.
Коррупционные преступления являются конвенционными, их существование признается международным правом. В ст. 8 «Криминализация коррупции» Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г. (ратифицирована Российской Федерацией в 2006 г.) [2] указывается на необходимость признать их как уголовно наказуемые умышленные деяния.
Знаменательным событием международного акта, принятого в 2003 г., является установление Международного дня борьбы с коррупцией 9 декабря. Этот Международный день борьбы с коррупцией (International Day Against Corruption) проводится ежегодно по инициативе Организации Объединенных Наций. Именно в этот день в 2003 г. была открыта для подписания Конвенция ООН против коррупции, принятая Генеральной ассамблеей ООН 1 ноября 2003 г. [1]. Россия в числе первых стран подписала Конвенцию и ратифицировала ее Федеральным законом от 8 марта 2006 г. № 40-ФЗ.
Конвенция предусматривает, что каждое государство-участник должно рассмотреть возможность признать уголовно наказуемыми случаи, порождающие участие должностных лиц разного уровня, в том числе и иностранных граждан, в должностных преступлениях.
В России поступательно реализуется система мер, направленных на обеспечение эффективности деятельности по профилактике и противодействию коррупции, ведется работа по совершенствованию антикоррупционного законодательства с учетом как сложившейся в стране правоприменительной практики, так и международных требований.
Понятие «коррупционное преступление» является широко применяемым в законодательстве многих стран мира, в том числе стран, которые возникли на территории бывшего СССР. Все это ориентирует на то, что имплементация тер-
мина «коррупционное преступление» в национальное уголовное законодательство вполне обоснованный и необходимый шаг для борьбы с ней [11, с.192].
На сегодняшний день существует четкое определение понятия «коррупция», установленное в Федеральном законе от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции».
Коррупцией считается - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.
Признаками коррупционного преступления являются:
- общественная опасность (именно по уровню общественной опасности коррупционное преступление отличается от других коррупционных правонарушений, ведь его совершение всегда создает угрозу причинения существенного вреда физическому или юридическому лицу, обществу или государству либо фактически причиняет существенный ущерб);
- противоправность;
- наличие деяния, содержащего признаки коррупции;
- совершает его специальный субъект.
Следует отметить, что субъективная сторона данного преступления, т.е. мотивы, и цель коррупционных преступлений могут быть различными (преимущественно имеющими корыстную направленность или предусматривающими получение неправомерной выгоды).
Формы коррупции в России представляют собой серьезное препятствие на пути нормального развития общества. Сегодня эта тема считается одной из самых обсуждаемых в обществе. Это явление рассматривается как социальное зло, разлагающее общество и власть. Любые формы проявления коррупции должны ликвидироваться на самой ранней стадии развития. Большая часть проведенных исследований учеными-юристами этого явления в юридической науке посвящена его политическим и экономическим предпосылкам.
Однако, как показывает практика, члены общества, однозначно осуждающие любые формы проявления коррупции на словах, вполне
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2018
способны сами давать взятки, подкупать должностных лиц, находя различные оправдания своему поведению в конкретных ситуациях. Руководство страны вопросу общественного осуждения коррупционных проявлений придает достаточно большое значение. По инициативе Президента РФ был создан ОНФ, одной из задач этой общественной организации является проведение разъяснительной работы в обществе по недопущению коррупционных преступлений и оказание помощи государственным органам в борьбе с этим преступным деянием. Один из примеров деятельности данной общественной организации - выявление и оказание помощи правоохранительным органам в раскрытии коррупционных преступлений губернатора Сахалинской области А. Хорошавина.
Рассматривая сущность и формы коррупции в широком смысле, необходимо отметить, что это явление всегда связано с использованием субъектом его должностного положения в личных корыстных целях. В этом проявляется его продажность. В узком смысле коррупция - ситуация, когда субъект принимает незаконное решение, при реализации которого другая сторона извлекает определенную выгоду. Служащий при этом получает незаконное вознаграждение. Типичной считается ситуация, когда чиновник, обязанный в рамках своей компетенции принять какое-либо решение в отношении другого лица, начинает создавать искусственные препятствия, понуждая тем самым клиента к даче взятки.
Виды и формы коррупции появляются как результат экономических, политических, социальных проблем. Получение незаконного вознаграждения, ненадлежащих преимуществ в обществе и на службе происходит чаще в период реформ. Большая часть граждан для решения своих проблем или их ускорения предпочитает передать чиновнику конверт с определенной суммой. Это во многих случаях обеспечивает 100%-ный исход в пользу заявителя.
Как показывает статистика, в настоящее время угрожающие масштабы приобрело взяточничество. Как форма коррупции оно занимает лидирующее место среди преступлений против государственной власти. Это явление причиняет огромный ущерб государству. Между тем в стране существуют и другие формы коррупции, например протекционизм, подкуп политиков. Предпосылками для их возникновения и развития выступают огосударствление социальной жизни, чрезмерная централизация системы управления, бюрократизм, увеличение масштабов теневой экономики, падение нравов и т.д.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2018
В научном сообществе трактуется две формы коррупции - это верхняя и низовая формы коррупции. Первая распространена среди чиновников среднего и высшего звена, политиков. Для этой формы коррупции характерна нацеленность на принятие решений, имеющих высокую цену. Например, это могут быть определенные формулировки в законах, передача госзаказов конкретным лицам и др. Для второй формы коррупции характерна направленность на повседневные или обыденные отношения с гражданами. Она распространена среди чиновников среднего и низшего звена. Привлекательность низовой коррупции заключается в том, что при небольшом риске для обоих участников отношений она имеет большую ценность не только для получателя незаконного вознаграждения, но и для субъекта, его дающего. Подкуп позволяет решить бытовые вопросы, выступает как приемлемая оплата возможности совершить мелкие нарушения инструкций и законодательных предписаний или решения законных вопросов, но за определенную плату [10, с. 2].
Одно из направлений коррупции - бюрократический рэкет. Его приемы широко используются в различных административных структурах, БТИ, нотариальных конторах, учреждениях здравоохранения, страхования, коммунального хозяйства и т.д. Бюрократический рэкет вплотную примыкает к низовой коррупции. Эти явления обладают одной природой. По итогам опроса населения, 76% респондентов указывают на самую высокую коррумпированность в настоящее время системы здравоохранения, правоохранительных органов и коммунального хозяйства.
Основные формы коррупции, принимая ее большие масштабы, создают серьезные риски. В первую очередь они формируют благоприятную почву для совершения других преступлений.
Правоохранительные органы проводят тщательный анализ ситуации, определяют области, в которых наиболее распространены коррупционные преступления. На основании полученных результатов разрабатываются формы и методы борьбы с коррупцией. К сферам, в которых наиболее распространены преступные действия, следует отнести: здравоохранение, ЖКХ, правоохранительные органы, таможенную и налоговую службы, образование и для части населения - органы ФСИН.
В настоящее время используются разные формы противодействия коррупции. Наиболее жесткие меры предусмотрены УК РФ [3; 7].
В Уголовном кодексе РФ имеется несколько статей, устанавливающих наказание за разные
деяния, связанные с коррупцией: ст. 174, 285 (1 - 4), 290, 291, 291.1, 291.2, 292, 292.1, 292 [1, с. 132, 263 - 277].
Основная работа по противодействию коррупции ведется в нижних эшелонах власти. Что касается высшего и среднего уровня, то коррупционеры здесь часто действуют безнаказанно, прикрываются своей неприкосновенностью, авторитетом, статусом. При наличии подозрений на совершение чиновником преступления правоохранительные органы начинают устанавливать все связи с другими фигурантами, проверять документацию и банковские счета. Кроме этого выполняются оперативно-розыскные мероприятия в соответствии с Законом об ОРД.
Коррупция власти имеет место постольку, поскольку чиновник обладает возможностью распоряжаться ресурсами, не принадлежащими ему, посредством принятия либо непринятия определенных решений. В частности, в руках властных структур находятся средства бюджета, муниципальная и государственная собственность, госзаказы, льготы и т.д. Если же лишить аппарат распорядительных функций, смысл его существования будет потерян и не будет коррупционных проявлений. Осуществляя сбор налогов, штрафов, других платежей, закрепленных законодательством, чиновник получает ресурсы, которые ему не принадлежат. Если сбор предусмотрен нормами, то собственником является казна государства. Если же платеж незаконен, то владельцем является чиновник, требующий выплаты. Государственный служащий должен принимать решения только в рамках компетенции, ориентируясь на цели, закрепленные Конституцией, федеральными законами и прочими нормативными документами. Коррупция начинает развиваться там, где цели, определенные законодательством, подменяются корыстью чиновника, реализуемой в конкретных его действиях.
Вместе с традиционными способами подкупа появились и новые схемы.
Так, например, вместо передачи конвертов с деньгами совершаются действия, направленные на изменение имущественного положения субъектов, привлеченных к коррумпированным отношениям. Среди них, в частности, криминальное лоббирование, создание компаний-однодневок, инвестирование в коммерческие предприятия бюджетных средств, перевод госсобственности в акционерные общества, содействие вывозу стратегического сырья за границу и т.д. Ситуация усугубляется и очень скрытным характером многих преступлений. Сложные схемы бывает весьма проблематично выявить и раскрыть, ведь внешне все представлено вполне
законно и официально обоснованно. В связи с этим расследования по данным преступлениям ведутся достаточно длительное время, как правило, до двух и более лет и, к сожалению, своих целей до конца не достигают.
Ввиду специфики коррупции нельзя точно определить критерии, по которым можно было бы адекватно и комплексно оценить ее размах. Масштабы явления можно оценить только косвенно [8; 9].
Общий ущерб от коррупции в России составляет 10-20 млрд долл. в год. Достаточно вспомнить ущерб. принесенный руководством Сахалинской области, Республикой Коми, соизмеримый десятками миллиардов рублей. Особая опасность коррупционных действий заключается в том, что они подготавливают благоприятную почву для совершения других преступлений. В результате возникают острые экономические проблемы, усиливается напряженность в обществе. Одна из причин развития коррупционных проявлений - увеличение бедности в стране. Официально отмечается, что в стране количество бедных около 15%, а это более 20 млн человек, т.е. каждый седьмой житель страны, включая детей.
Один из благоприятных факторов для развития коррупции - бюрократия. Между тем, как отмечается исследователями-юристами, выявление преступников на всех уровнях власти указывает на наличие проблем в самой системе управления. Разумеется, устройство власти несовершенно в любой стране, и, соответственно, коррупция имеет место в том или ином масштабе во всех развитых государствах. Это, однако, не означает, что правоохранительные органы должны закрывать на нее глаза. Необходимо постоянно совершенствовать формы противодействия этому явлению, разрабатывать самые жесткие меры против нарушителей законодательства, осуществлять мероприятия по предупреждению криминальных явлений на всех уровнях власти.
Коррупционные преступления в достаточной степени влияют на политическую и экономическую ситуацию в стране. В России принимаются достаточно весомые меры по борьбе с этим негативным проявлением, что подтверждается правовыми нормами, в том числе уголовно-правовыми.
Список литературы:
[1] Конвенция ООН против коррупции от 9 декабря 2003 г. (ратифицирована РФ в 2006 г.) // СПС «КонсультантПлюс» (режим доступа: 11.11.2018).
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2018
[2] Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г. (ратифицирована РФ в 2006 г.) // СПС «Консультант Плюс» (режим доступа: 11.11.2018).
[3] Уголовный кодекс РФ (в ред. ФЗ РФ от 21.01.2018 г.) // СПС «КонсультантПлюс» (режим доступа: 11.11.2018).
[4] Указ Президента РФ от 29 июня 2018 г. № 378 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2018-2020 годы» // СПС «КонсультантПлюс» (режим доступа: 11.11.2018).
[5] Указ Президента Рф от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // СПС «КонсультантПлюс» (режим доступа: 11.11.2018).
[6] Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» // СПС «КонсультантПлюс» (режим доступа: 11.11.2018).
[7] Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / под общ. ред. Ю.И. Скуратова и В.М. Лебедева. М., 2010.
[8] Балугян А.С. К вопросу о научных подходах к определению понятия «коррупция» // Бюллетень Министерства юстиции РФ. 2013. № 4.
[9] Басанов В.В. Сущность российской коррупции и основные направления борьбы с ней на современном этапе // Закон и право. 2015. № 12.
[10] Богатиков А.А. О проблемах противодействия коррупции на федеральном, региональном и муниципальном уровнях // Росс. Следователь. 2014. № 2. С. 2.
[11] Филиппова Е. Взятка. Победит ли коррупция Россию. М.: Вектор - М, 2015. С. 192.
Spisok literatury:
[1] Konvenciya OON protiv korrupcii ot 9 dekabrya 2003 g. (ratificirovana RF v 2006 g.) // SPS «Konsul'tantPlyus» (rezhim dostupa: 11.11.2018).
[2] Konvenciya OON protiv transnacional'noj organizovannoj prestupnosti ot 15 noyabrya 2000 g. (ratificirovana RF v 2006 g.) // SPS «Konsul'tant Plyus» (rezhim dostupa: 11.11.2018).
[3] Ugolovnyj kodeks RF (v red. FZ RF ot 21.01.2018 g.) // SPS «Konsul'tantPlyus» (rezhim dostupa: 11.11.2018).
[4] Ukaz Prezidenta RF ot 29 iyunya 2018 g. № 378 «O Nacional'nom plane protivodejstviya korrupcii na 2018-2020 gody» // SPS «Konsul'tantPlyus» (rezhim dostupa: 11.11.2018).
[5] Ukaz Prezidenta Rf ot 12 maya 2009 g. № 537 «O Strategii nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii do 2020 goda» // SPS «Konsul'tantPlyus» (rezhim dostupa: 11.11.2018).
[6] Federal'nyj zakon ot 25 dekabrya 2008 g. № 273-FZ «O protivodejstvii korrupcii» // SPS «Konsul'tantPlyus» (rezhim dostupa: 11.11.2018).
[7] Kommentarij k Ugolovnomu kodeksu Rossijskoj Federacii / pod obshch. red. Yu.I. Skuratova i V.M. Lebedeva. M., 2010.
[8] Balugyan A.S. K voprosu o nauchnyh podhodah k opredeleniyu ponyatiya «korrupciya» // Byulleten' Ministerstva yusticii RF. 2013. № 4.
[9] Basanov V.V. Sushchnost' rossijskoj korrupcii i osnovnye napravleniya bor'by s nej na sovremennom etape / / Zakon i pravo. 2015. № 12.
[10] Bogatikov A.A. O problemah protivodejstviya korrupcii na federal'nom, regional'nom i municipal'nom urovnyah // Ross. Sledovatel'. 2014. № 2. S. 2.
[11] Filippova E. Vzyatka. Pobedit li korrupciya Rossiyu. M.: Vektor - M, 2015. S. 192.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2018