gs4 юридический архив ^d
НУРАЛИЗОДА Вайсиддин Джалолидин,
аспирант Юридического института Российского университета дружбы народов e-mail: [email protected]
КОРРУПЦИОННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН
Аннотация: Статья посвящена вопросам определения понятия коррупционных преступлений по законодательству Республики Таджикистан. Актуальность данной темы определяется тем, что до сих пор у ученых нет единого понятия коррупционного преступления, и отсутствует их перечень. Уголовный кодекс Республики Таджикистан также не выделяет перечень коррупционных преступлений. В этой связи в статье дается авторское определение коррупционных преступлений.
Ключевые слова: коррупционные преступления, получение взятки, стратегия борьбы с коррупцией, уголовный кодекс, международно-правовые акты, должностное лицо, взяточничество.
NURALIZODA V.D.,
post-graduate of the Institute of Law, Peoples ' friendship University of Russia
CORRUPTION OFFENSES UNDER THE LAWS OF THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN
Annotation. The article is devoted to the definition of corruption crimes under the laws of the Republic of Tajikistan. The relevance of this topic is determined by the fact that, until now, among scientists there is no single concept of a corruption offense and their list. As such, the Criminal Code of the Republic of Tajikistan does not single out a list of crimes of corruption. In this regard, analyzes the views of various groups of scientists about the concept and content of corruption crimes. Theau-thor'sdefinitionofcorruptioncrimesisgiven.
Key words: corruption offenses, receiving a bribe, anti-corruption strategy, Criminal Code, international legal acts, official, bribery.
Как и во многих странах мира, взяточничество в Республике Таджикистан - весьма распространённое проявление коррупции, давно ставшее негативным социально-политическим и социально-экономическим явлением. Несмотря на то что в различных отраслях права содержатся нормы, реализация которых косвенно включается в правовой механизм предупреждения должностных преступлений, идея о необходимости ужесточения уголовно-правовых мер борьбы с коррупцией в Таджикистане звучит все чаще. Данные преступления являются наиболее распространенными в мире и считаются быстро меняющимися, мимикрирующими видами преступной деятельности.
В современных условиях, когда в Республике Таджикистан налаживается жизнь после последствий мирового экономического кризиса,
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2018
проявление данного преступного деяния ставит под угрозу гарантированные государством и Конституцией РТ права, свободы и законные интересы граждан.
Из норм Стратегии противодействия коррупции в Республике Таджикистан на 2013 -2020 годы вытекает, что противодействие коррупции охватывает деятельность всех органов государственной власти по выявлению, предупреждению и устранению причин и условий, способствующих коррупции, выявлению и борьбе с коррупционными преступлениями, а также уменьшению совершения таких нарушений законов и устранения их последствий [6].
Б.В. Волженкин отмечает, что «коррупционная преступность - это преступления лиц, официально привлеченных к управлению (государственные и муниципальные служащие и иные лица, уполномоченные на выполнение
государственных функций), использующих различным образом имеющиеся у них по статусу возможности для незаконного извлечения личной выгоды» [1].
Проблема определения понятия коррупции и коррупционных преступлений остается в поле зрения национальных и зарубежных ученых, приобретает и международный характер.
Одна из попыток дать определение понятия «коррупция » была предпринята в тексте Модельного закона о борьбе с коррупцией от 3 апреля 1999 г. [2].
Нормы данного международного акта устанавливают, что «коррупция - это не предусмотренное законом принятие лично или через посредников имущественных благ и преимуществ государственными должностными лицами, а также лицами, приравненными к ним, с использованием своих должностных полномочий и связанных с ними возможностей, а равно подкуп данных лиц путем противоправного предоставления им физическими и юридическими лицами указанных благ и преимуществ» [2].
Нормы данного Модельного закона предлагают к уголовно наказуемым коррупционным правонарушениям отнести такие деяния, как получение и дача взятки, коррупционное правонарушение, связанное с противоправным получением благ или же получением преимуществ, которые могут создавать необходимые условия для получения взятки.
Рассматривая данный вопрос, российские исследователи отмечают, что коррупция - это поиск, установление и поддержание противоправных отношений между лицами, которые участвуют в коррупционных отношениях [3]. По их мнению, данный факт позволит расширению рамки осуществления административно-правовых способов и средств предупреждения и пресечения коррупционных деяний в системе государственной службы [3].
По мнению национального исследователя Ш.А. Уруновой, «коррупция является негативным явлением современного общества, требующим тщательного и систематического изучения, специфичного подхода, комплексного и оперативного противодействия» [5]. С точки зрения таджикского ученого Х.А. Умарова, «коррупция считается одним из наиболее разрушительных криминальных явлений, влияющих не только на правосознание, но и в целом на образ жизни людей и угрожающее сегодня как Республике Таджикистан, взявшей курс на создание демократического, правового и суверенного
государства, так и всему мировому сообществу»
[7].
В соответствии с Законом РТ «О борьбе с коррупцией» под коррупцией понимается «деяние (действие или бездействие), совершаемое лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций или приравненными к ним лицами с использованием своего положения и связанных с ним возможностей для незаконного получения материальных и нематериальных благ, преимуществ и иных льгот в свою пользу или в пользу других лиц, а также обещание, предложение или предоставление указанным лицам этих благ, преимуществ и иных льгот в целях их склонения или вознаграждения за совершение таких деяний (действия или бездействия) в пользу физических или юридических лиц» [9].
Несмотря на то что существует официальное определение понятия коррупции на национальном и на международном уровне, до сих пор отсутствует единое понятие коррупционного преступления. Так, по мнению В.А. Номоко-нова, «подкуп является стержнем коррупции, присутствует в ней всегда, в обязательном порядке. Злоупотребления должностных лиц и иных служащих, даже носящие корыстный характер, с подкупом не связанные, не могут расцениваться как коррупция» [4].
На наш взгляд, данная позиция считается более приемлемой, если не понимать термин «подкуп» очень узко. Указанный факт можно обосновать тем, что подкуп имеет различные формы осуществления. Более того, считаем, что ее не стоит рассматривать только в форме взятки. Подкуп, в свою очередь, может выступать по принципу «ты мне - я тебе», в том числе в родственных связях. Итак, можно прийти к выводу, что взяточничество - это основной компонент коррупции, но далеко не единственный. Указанное социальное явление имеет свои особенности, и собственная заинтересованность должностного лица при ее совершении заключается в ее корыстности и причинении вреда законным интересам физических и юридических лиц или интересам общества или государства.
Мы под коррупцией понимаем совокупность общественно опасных, противоправных деяний, посягающих на авторитет публичной власти, совершаемых должностными лицами путем использования должностного положения из корыстных побуждений.
Для разрешения этой правовой коллизии с вручением подарков государственному служащему была внесена новая поправка в ст. 10
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2018
Закона РТ «О борьбе с коррупцией», где устанавливается, что «запрещается получать вознаграждения (ссуды, денежное и иное вознаграждение, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортные расходы) от физических и юридических лиц в связи с осуществлением своих полномочий, в том числе за оказанные при исполнении полномочий (прав и обязанностей) услуги или не оказанные услуги в интересах другого лица, дарить подарки и оказывать услуги вышестоящим должностным лицам.
Подарки, полученные в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, должен по акту передать как государственную собственность органу, в котором осуществляет деятельность, за исключением сувениров или иных символических подарков, общая стоимость которых в течение года не превышает 100 (сто) показателей для расчетов» [9].
Тем не менее, на наш взгляд, нормы данной статьи, которые в порядке исключения не устанавливают запрет на получение сувениров или иных символических подарков государственным служащим, могут стать «лазейкой» совершения коррупционных деяний.
Необходимо отметить, что Уголовный кодекс РТ, как таковой, не выделяет перечень коррупционных преступлений. Получение взятки как коррупционное преступление входит в гл. 30 УК РФ под названием: «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы».
На основании ст. 319 «Получение должностным лицом, должностным лицом иностранного государства либо должностным лицом международной организации лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумагах, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица, либо они в силу должностного положения могут способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство и попустительство по службе» УК РТ [8].
Нормы указанной статьи устанавливают, что сущность получения взятки заключается в получении должностным лицом от другого лица заведомо незаконных материальных вознаграждений за свое служебное полномочие или в связи с занимаемой им должностью. Следовательно, к предмету взятки могут быть отнесены любые материальные ценности, такие как денежная
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2018
сумма в любой валюте, другие валютные ценности, ценная бумага, продовольственные и промышленные товары, а также предоставление различных услуг имущественного характера.
Обычно коррупционные преступления воспринимаются как наиболее опасные проявления коррупции. Необходимо отметить, что до сих пор в Таджикистане нет действующего нормативного акта, который мог бы устанавливать перечень коррупционных преступлений. Было мнение о том, что после принятия Закона РТ «О борьбе с коррупцией» в стране данная проблема будет решена в определенной мере. Исчерпывающий перечень коррупционных преступлений, который предложил этот законодательный акт, на наш взгляд, - это не только технологическая, но и этическая проблема. Любая неопределенность в решении открывает бесчисленные возможности для политических спекуляций. К сожалению, ученые не в состоянии полностью преодолеть эту неопределенность и подменить своим мнением то, что может сделать только законодатель.
На этом основании считаем необходимым:
- сформировать в Особенной части Уголовного кодекса РТ отдельную главу о преступлениях коррупционного характера;
- внести в Общую часть УК РТ специальную норму, которая может определить понятие коррупционных преступлений, к примеру «понятие коррупционного преступления».
Внесение такой статьи, с нашей точки зрения, может в определенной степени разрешить вопросы уголовно-правового определения понятия коррупционных преступлений и выглядеть следующим образом.
«Статья 14.1 Коррупционное преступление
1. Коррупционным преступлением признается запрещенное уголовным законодательством общественно опасное деяние (действие или бездействие), совершенное с прямым умыслом из корыстной или иной личной заинтересованности лицом (государственным служащим или иным лицом) с использованием своего служебного или иного полномочия и вопреки интересам службы, которое повлечет за собой существенное нарушение прав и законных интересов граждан - физических и юридических лиц либо охраняемых законом интересов общества или государства, совершенное с прямым умыслом и сопряженное с применением насилия или угрозой применения насилия, либо подкупом в отношении лица, осуществляющего правосудие, предварительное расследование, или представителя власти с целью поддержки осуществления указанными лицами законной деятельности».
Список литературы:
[1] Волженкин Б.В. Коррупция. Сер. «Современные стандарты в уголовном праве и уголовном процессе». СПб., 1998. С. 9.
[2] Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств - участников СНГ. 1999. № 21.
[3] Куракин А.В. Административно-правовые средства предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы зарубежных государств // Административное и муниципальное право. 2008. № 10. C. 37.
[4] Номоконов В.А. Новое антикоррупционное законодательство и перспективы формирования антикоррупционной политики // Следователь. 2009. № 9. С. 53 - 57.
[5] Стратегия борьбы с коррупцией в РТ и проблемы определения "должностное лицо" в вопросах административно-правовых методов предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы // Официальный сайт Агентства по государственному финансовому контролю и борьбе с коррупцией Республики Таджикистан // http://www. anticorruption.tj
[6] Стратегия противодействия коррупции в Республике Таджикистан на 2013 - 2020. Утверждена Указом Президента Республики Таджикистан от 2013 года. URL: http://ahd.tj/ ru/anonsru/2-rhd/100-kontseptsij-programm-i-strategij.html
[7] Умаров Х.А. Противодействие коррупции в Республике Таджикистан: уголовно-правовые и криминологические аспекты: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.08 / Умаров Хайем Амиршоевич; [Место защиты: Академия управления МВД РФ]. М., 2008. С. 15.
[8] Уголовный кодекс РТ от 21 мая 1998 г. [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://mmk.tj
[9] Закон РТ от 25 июля 2005 г. № 100 «О борьбе с коррупцией» [Электронный ресурс] -Режим доступа: URL: http://mmk.tj
Spisok literatury:
[1] Volzhenkin B.V. Korrupciya. Ser. «Sovremennye standarty v ugolovnom prave i ugolovnom processe». SPb., 1998. S. 9.
[2] Informacionnyj byulleten'. Mezhparlamentskaya Assambleya gosudarstv -uchastnikov SNG. 1999. № 21.
[3] Kurakin A.V. Administrativno-pravovye sredstva preduprezhdeniya i presecheniya korrupcii v sisteme gosudarstvennoj sluzhby zarubezhnyh gosudarstv // Administrativnoe i municipal'noe pravo. 2008. № 10. C. 37.
[4] Nomokonov V.A. Novoe antikorrupcionnoe zakonodatel'stvo i perspektivy formirovaniya antikorrupcionnoj politiki // Sledovatel'. 2009. № 9. S. 53 - 57.
[5] Strategiya bor'by s korrupciej v RT i problemy opredeleniya "dolzhnostnoe lico" v voprosah administrativno-pravovyh metodov preduprezhdeniya i presecheniya korrupcii v sisteme gosudarstvennoj sluzhby // Oficial'nyj sajt Agentstva po gosudarstvennomu finansovomu kontrolyu i bor'be s korrupciej Respubliki Tadzhikistan // http://www.anticorruption.tj
[6] Strategiya protivodejstviya korrupcii v Respublike Tadzhikistan na 2013 - 2020. Ut-verzhdena Ukazom Prezidenta Respubliki Tadzhikistan ot 2013 goda. URL: http://ahd.tj/ ru/anonsru/2-rhd/100-kontseptsij-programm-i-strategij.html
[7] Umarov H.A. Protivodejstvie korrupcii v Respublike Tadzhikistan: ugolovno-pravovye i kriminologicheskie aspekty: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk: 12.00.08 / Umarov Hajem Amirshoevich; [Mesto zashchity: Akademiya upravleniya MVD RF]. M., 2008. S. 15.
[8] Ugolovnyj kodeks RT ot 21 maya 1998 g. [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: URL: http://mmk.tj
[9] Zakon RT ot 25 iyulya 2005 g. № 100 «O bor'be s korrupciej» [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: URL: http://mmk.tj
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2018