Серия «Науки о Земле» 2012. Т. 5, № 2. С. 130-138
Онлайн-доступ к журналу: http://isu.ru/izvestia
Иркутского
государственного
университета
И З В Е С Т И Я
УДК 911.3:33
Проблемы региональной и субрегиональной интеграции стран СНГ
Ю. М. Зеленюк
Аннотация. Организация СНГ представляет собой сложное структурное образование, подверженное дезинтеграционным тенденциям, вызванным совокупностью политических и социально-экономических факторов. В работе дается экономикогеографический анализ причин существенно ограничивающих интеграционное взаимодействие стран на постсоветском пространстве.
Ключевые слова: СНГ, интеграция, субрегиональные экономические группировки, ВВП, структура экономики, торговые отношения.
Введение
Появившуюся на мировой арене в начале 90-х гг. структуру - Содружество Независимых Государств (СНГ) - связывают не только с попыткой наладить механизм сотрудничества образовавшихся после распада СССР независимых государств, но и с созданием интеграционной группировки на постсоветском пространстве. Предполагалось, что народно-хозяйственные связи, наработанные за годы советской власти, будут служить базой для успешной и эффективной интеграции соседствующих экономик. Однако за двадцать лет, прошедших с момента создания СНГ, значительных результатов так и не появилось. Большинство иностранных экспертов, да и ряд отечественных, не признают за СНГ статус интеграционной организации. К тому же дезинтеграционные тенденции, вызванные как политическими, так и социально-экономическими факторами, стали способствовать нарастанию раскола и образованию различных субрегиональных группировок.
Основные направления интеграции Содружества
Содружество Независимых Государств было создано в декабре 1991 г. и на первых этапах включало в себя 12 стран бывшего Советского Союза (в 2005 г. Туркмения вышла из состава действительных членов СНГ и получила статус ассоциированного члена-наблюдателя, а в 2009 г. вышла Грузия). Основы будущей интеграционной структуры были заложены в 1993 г., когда девять стран Содружества подписали Договор о создании Экономического союза (позже присоединились еще три страны - Туркмения, Грузия, Украина). Теоретической основой договора стала модель Европейского Союза. Предполагалось создать вначале зону свободной тор-
говли, затем таможенный союз, общий рынок и прийти в итоге к образованию валютного союза.
В направлении практической реализации, заложенной в Договоре программы, стало заключение в 1994 г. Соглашения о создании зоны свободной торговли. Соглашение предусматривало постепенную отмену таможенных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие, и количественных ограничений во взаимной торговле, устранение других препятствий для свободного движения товаров и услуг. Этот документ был подписан руководителями всех 12 стран, а ратифицирован лишь шестью странами: Азербайджаном, Казахстаном, Киргизией, Молдавией, Таджикистаном и Узбекистаном.
Таким образом, в 1990-х гг. интеграция в рамках СНГ носила ярко выраженный декларативный характер. Реальные действия стран зачастую шли в разрез с подписанными договорами и соглашениями. Среди причин провала интеграции на данном этапе можно назвать следующие:
1. Отсутствие четко проработанной стратегии сотрудничества. Копирование относительно успешной европейской интеграции, на которую у большинства стран Европы ушло не одно десятилетие, к тому же при совершенно иной социально-экономической ситуации, вылилось в абсолютную нереалистичность заявленных планов.
2. Открытие национальных экономик стран СНГ и расширение взаимодействия с мировым рынком привело к значительному снижению основного направления сотрудничества - торговле между соседствующими странами.
3. Возможные потери экономической и политической самостоятельности, к которой вновь образовавшиеся независимые государственные структуры были не готовы.
4. Различия в уровне экономического развития и глубины рыночных преобразований экономики стран, входящих в СНГ.
Отсутствие реальной интеграционной динамики в СНГ и связанная с этим необходимость поиска альтернативных путей экономического сотрудничества привела к возникновению субрегиональных политических и экономических группировок.
Субрегиональные группировки в рамках СНГ
Субрегиональные тенденции стран Содружества, наметившиеся с самого начала, стали набирать силу с середины 1990-х гг. Разновекторность внешней политики государств Содружества, усилившееся в регионе геополитическое и геоэкономическое влияние Евросоюза, США, Китая и ряда других стран, дифференциация экономических условий развития стран СНГ и их внешнеэкономических интересов привели к появлению многоуровневой структуры организации. По существу Содружество уже разделилось на несколько более мелких союзов: Союз Белоруссии и России, Таможенный союз, Евразийский экономический союз (ЕврАзЭС), Организацию за демократию и экономическое развитие (ГУАМ) и др.
Наиболее продвинутым вариантом интеграции стали Союз России и Белоруссии и Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана в рамках ЕврАзЭС. Отмененный с июля 2011 г. таможенный и транспортный контроль на государственной границе трех стран и единая система тарифных преференций должны обеспечить свободу перемещения товаров во взаимной торговле, что позволит хотя бы трем странам из числа членов СНГ -Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации -перейти к реальным механизмам интеграции.
Другие субрегиональные структуры в силу разнородности и низкого уровня экономического развития некоторых участников не могут на данном этапе развития реализовать более тесные задачи интеграции. Формирование же Таможенного союза означает, что внутри региональной группировки ЕврАзЭС складывается определенное «ядро», т. е. интеграционные процессы будут разворачиваться по логике «равноскоростной интеграции» [4].
Подобная субрегиональная структура СНГ, а также тот факт, что Содружеству так и не удалось создать единую зону свободной торговли, объединившей всех стран-участниц, позволяет большинству исследователей говорить о том, что регион СНГ можно рассматривать лишь как потенциальный ареал формирования в отдаленной перспективе евразийской системы региональной интеграции [3]. К сожалению, деятельность субрегиональных группировок отдельных стран СНГ также нельзя признать успешной. Объясняется это рядом обстоятельств, и в первую очередь тем, что в странах СНГ до сих пор не сформировались экономические предпосылки для результативного интеграционного сотрудничества.
Проблемы интеграционного сотрудничества стран СНГ
Международный опыт экономической интеграции показывает, что успешным может быть объединение стран, национальная экономика которых находится на подъеме или, по крайней мере, не в состоянии спада. Стартовые возможности СНГ сложно назвать благоприятными, так как в 1990-е гг. страны постсоветского пространства переживали тяжелый экономический кризис. Либерализация экономики и осуществление рыночных реформ сопровождались обвальным снижением объемов ВВП во всех странах Содружества (рис. 1). В России и Казахстане оно продолжалось до 1998 г., в Таджикистане и Молдавии - до 1996 г., на Украине - до 1999 г. После 2000 г. наметилось повсеместное увеличение в приросте объемов ВВП. Однако, как отмечают специалисты, положительная динамика ВВП во всех странах СНГ носит инфляционный характер: его рост в текущих ценах значительно превышает увеличение физического объема (в сопоставимой оценке). На ценовой фактор в странах СНГ (кроме Армении и Азербайджана) приходится свыше половины номинального увеличения ВВП [5].
Также необходимо отметить, что развитие стран СНГ в условиях современной глобализации способствовало значительному снижению достигнутых, хоть и в определенной степени инфляционных, темпов роста
ВВП в кризисном 2009 г. Наиболее выраженным было падение темпов роста на Украине (-14,8), в Армении (-14,1), в России (-7,8). В целом за последние десять лет темпы роста ВВП России ниже средних по СНГ. По ряду других социально-экономических показателей РФ также уступает странам СНГ, что наряду с геополитической ситуацией в регионе позволяет говорить ряду исследователей [1; 3] о том, что влияние России в регионе резко ослабло (в сравнении с моментом создания СНГ), что чрезвычайно усложняет проведение региональной интеграционной политики.
20
15
10
5
О
-5
-10
■ 1990- 2002 гг. I 2003-2011 гг.
Рис. 1. Динамика темпов роста ВВП стран Содружества, %.
Составлено автором по [6]
Продвижению сотрудничества во многом препятствует и общий достаточно низкий уровень экономического развития интегрирующихся стран, и относительная структурная однородность их национальных экономик при резкой дифференциации большинства социально-экономических показателей (табл. 1). Индустриальный, а в некоторых странах и индустриально-аграрный тип экономики стран СНГ соответствует скорее уровню развивающихся стран, нежели развитых, несмотря даже на преобладание третичного сектора в экономике.
Преобладание сферы услуг над производящими секторами экономики отражает не только позитивные изменения в экономике, произошедшие в ходе реформ, но и возникшие отраслевые диспропорции, которые наиболее заметны при анализе отдельных ее видов (табл. 2). При сопоставлении удельного веса валовой добавленной стоимости (ВДС) основных отраслей сферы услуг обнаруживается более высокая доля торговли и финансовой сферы, а также близких к ним видов деятельности в сопоставлении с социальными, медицинскими, образовательными и прочими услугами. Особенно это хорошо заметно на примере отраслевой структуры таких стран, как Россия, Казахстан, Таджикистан, Киргизия.
Таблица 1
Дифференциация стран СНГ по некоторым социально-экономическим показателям, 2011 г.
Страна ВВП по ППС, млрд долл. Годовой прирост ВВП, % ВВП по ППС на душу населения, долл. Структура ВВП, % о ю й Л СП чр U о4 ю й (U и о ft Доля живущих за чертой бедности, %
сельское хозяйство 19 О О II о & и О (Й л и о
Россия 2414 4,3 17 000 4,5 36,9 58,6 6,6 13,1
Белоруссия 144 5,3 15 200 9,6 45,9 44,7 1,0 27,1
Украина 334 5,2 7300 9,4 34,4 56,2 7,0 35,0
Молдавия 12 6,4 3400 16,2 20,3 63,5 6,7 21,9
Азербайджан 94 0,1 10300 5,5 62,1 32,4 1,0 11,0
Армения 18 4,4 5500 19,1 40,5 40,3 5,9 35,8
Казахстан 220 7,5 13 200 5,2 37,9 56,9 5,4 8,2
Узбекистан 96 8,3 3300 21,9 37,7 40,3 1,0 26,0
Туркменистан 44 14,7 7900 7,9 24,5 67,6 60,0 30,0
Кыргызстан 13 5,7 2400 20,1 28,8 51,1 8,6 33,7
Таджикистан 16 7,4 2100 21,4 21,7 56,8 2,2 46,7
Источник: Central Intelligence Agency. The World Factbook
Таблица 2
Удельный вес валовой добавленной стоимости основных отраслей сферы услуг в 2009 г. (в %, к итогу, в текущих ценах)
Страна Транспорт и связь Торговля, гостиницы и рестораны Финансовая деятельность, операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг Образование, здравоохранение, социальные услуги Прочие услуги
Россия 9,5 20,8 17,6 6,9 7,8
Беларусь 10,1 12,5 9,7 8,2 9,0
Молдавия 14,4 16,7 17,9 13,0 9,0
Украина 12,2 14,54 20,3 9,4 8,3
Азербайджан 9,1 8,5 4,6 5,6 4,1
Армения 8,7 14,7 9,9 8,1 5,9
Казахстан 11,2 13,2 21,2 5,1 4,1
Киргизия 9,9 19,3 8,9 6,9 8,8
Таджикистан 7,1 23,5 0,4 5,7 17,8
Источник: Россия и страны мира. Статистический сборник, 2010 г.
Главной формой международных экономических отношений, объединяющей страны Содружества, является торговля, а одним из важнейших индикаторов продвижения региональной интеграции - показатель объема торговли внутри межрегионального объединения, в данном случае экспортно-импортных операций между странами СНГ. Так, если в конце 1980-х гг. доля взаимной торговли во внешнеторговом обороте союзных республик доходила до 80-90 %, то в настоящее время ситуация коренным образом изменилась. Как показывает рис. 2, удельный вес стран СНГ в общем объеме экспорта Содружества за последнее десятилетие остается стабильно низким и не превышает 19 %, в то время как доля зарубежных стран составляет 81-82 %. Несмотря на то, что показатель импорта во внутрирегиональной торговле выше экспорта (27-28 %), однако в целом демонстрирует отрицательную динамику. Сальдо экспортно-импортных операций Содружества в 2011 г. составило лишь 2,5 млрд долл., в то время как аналогичный показатель для других зарубежных стран превысил 222 млрд долл. В разрезе отдельно взятых стран следует отметить значительную импортную зависимость большинства экономик СНГ. Положительное сальдо торгового баланса имеют только такие сырьевые экспортеры, как Азербайджан, Казахстан, Россия. Однако их экспорт в наибольшей степени ориентирован на рынки вне постсоветского пространства (доля экспорта в страны Содружества составляет 11, 14 и 15 % соответственно). Поддерживают относительно высокий товарооборот в рамках СНГ только Украина, Молдавия, Белоруссия вследствие близости географического положения и заинтересованности в российском рынке, а также Киргизия, товары которой, в силу особенностей географического положения, транзитом проходят через территории других стран Центральной Азии, прежде чем попасть на российский рынок.
Не менее важным фактором, который мог бы существенно переломить ситуацию трансграничного взаимодействия соседствующих стран СНГ, выступает товарная структура экспорта. Как правило, страны с преобладанием базовых отраслей промышленности (черная и цветная металлургия, ТЭК и др.) и аналогичной структурой экспорта имеют менее открытые экономики, чем страны, ориентирующиеся на современные наукоемкие отрасли, связанные с международной специализацией и кооперированием. Однако за последние десятилетия существенной трансформации этих структур, позволивших бы реализовать процесс интегрирования экономик, не произошло. В большинстве постсоветских экономик доля продукции обрабатывающих отраслей промышленности в экспорте невысока и продолжает снижаться. Так, если еще в начале 2000-х гг. в структуре российского экспорта доля обрабатывающих отраслей промышленности составляла 52-53 %, то в настоящее время не превышает 30-31 %. Доля продукции машиностроения (обычно эта отрасль экономики выступает локомотивом интеграции) составляет скромные 3,4 % (рис. 3), и даже в тех странах СНГ, где показатель существенно выше (Белоруссия, Узбекистан, Украина), торговые отношения замкнуты в пределах отдельных государств постсоветского пространства.
2000
2005
2005
2009
2010
2011
Удельный вес с трлн СНГ в общем объеме экспорта
- Удельный в« других стран в общем объеме экспорта Удельныйвес стран СНГ в общем объеме импорта
- Удельныйвес других стран в общем объеме импорта
Рис. 2. Удельный вес стран СНГ и других стран мира в общем объеме экспортно-импортных операций государств Содружества. Составлено автором по [6]
Рис. 3. Товарная структура экспорта некоторых стран СНГ, 2008 г. Составлено автором по [7]
Таким образом, показатели статистки внешней торговли свидетельствуют о том, что в настоящее время реальных стимулов, способных переломить сложившуюся экономическую ситуацию и привести страны СНГ к более тесному внешнеэкономическому сотрудничеству, пока нет. Главные экономические интересы большинства стран, включая Россию, лежат за пределами СНГ.
Выводы
1. СНГ в настоящее время представляет собой достаточно сложно структурированное образование, которое, оставаясь номинально действующей экономической организацией, фактически разделилось на более мелкие союзы.
2. Как правило, страны невысокого уровня развития слабо интегрируются друг с другом. Однако главным препятствием к сотрудничеству является не столько уровень, сколько тип развития стран СНГ, препятствующий тесным торгово-экономическим связям.
3. Товарная структура внешней торговли стран СНГ за последнее десятилетие не претерпела существенных изменений. Основу экспорта большинства стран по-прежнему составляют энергоносители и сырье. Диверсификация же внешнеэкономических связей государств СНГ с преобладающей ориентацией на страны «дальнего зарубежья» привела к усилению не только сырьевой направленности многих экономик, но и к дезинтегра-ционным тенденциям в рамках Содружества.
4. Сложившийся к настоящему времени комплекс причин существенно ограничивает возможности наращивания интеграционного взаимодействия в рамках единой структуры СНГ.
Список литературы
1. Глазев С. Перспективы экономического развития СНГ при интеграционном и инерционном сценариях взаимодействия стран-участниц / С. Глазев, Ф. Клоцвог // Рос. экон. журн. - 2008. - № 7-8. - С. 24-34.
2. Жуков С. Экономические взаимосвязи на постсоветском пространстве / С. Жуков, О. Резникова // Вопр. экономики. - 2007. - № 8. - С. 93-102.
3. Косикова Л. С. Проблемы консолидации стран Содружества вокруг России в условиях внутренней неоднородности региона СНГ / Л. С. Косикова // Рос. экон. журн. - 2008. - № 5-6. - С. 31-44.
4. Косикова Л. С. Отношения России со странами СНГ: новая ситуация и необходимость адекватного стратегического реагирования / Л. С. Косикова // Рос. экон. журн. - 2007. - № 9-10. - С. 49-61.
5. Плышевский П. Производства ВВП в СНГ / П. Плышевский // Экономист. - 2007. - № 6. - С. 19-25.
6. Международный статистический комитет Содружества Независимых Государств [Электронный ресурс]. - URL: http://www. cisstat. com/.
7. Россия и страны мира. Статистический сборник, 2010 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/.
8. Central Intelligence Agency. The World Factbook [Электронный ресурс]. -URL: https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook.
The problems of regional and sub-regional integration of the CIS
J. M. Zelenyuk
Annotation. Organization of the CIS is a complex structural formation, subjected to disintegrative tendencies caused by a set of political and socio-economic factors. In this paper the economic and geographical analysis of the causes, greatly limiting interaction of the countries on the post-Soviet space, is given.
Key words: CIS integration, sub-regional economic groupings, GDP, economic structure and trade relations.
Зеленюк Юлия Михайловна кандидат географических наук, доцент Иркутский государственный университет 664003, Иркутск, ул. К. Маркса, 1 доцент кафедры экономической социальной географии тел.: (395-2) 52-10-73
Zelenyuk Julia Mikhailovna
Ph. D. in Geography, Associate Professor
Irkutsk State University
1, Marx str., Irkutsk, 664003
Associate Professor of Economic and
Social Geography
tel.: (395-2) 52-10-73