литература
1. Бочаров С., Нечаев Н. Организационные формы создания эффективного предприятия холдингового типа // АПК: экономика, управление. 2006. № 9.
2. Гордеев А.В. О мерах по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2006. № 1.
3. Путин В.В. Реализация национального проекта «Развитие АПК» // АПК: экономика, управление. 2006. № 7.
4. Ушачев И. Совершенствовать государственную аграрную политику // АПК: экономика, управление. 2003. № 11.
5. Harvey D. Which role should government take in the agri-food sector in the next decade? // Markte der Agrar - und Ernahrungswirtschaft. Munster-Hiltrup, 1997.
_ П
л
ЩЕРБИНИНА B.B. ü
to J
состояние и основные тенденции развития экономических отношений россии со странами снг ?
ш
До сих пор в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ) не произошло реальной ;>
интеграции. Несмотря на то, что прошло уже 16 лет с момента его образования, Содружество ° в целом не вышло за пределы самого первого, начального этапа формирования общего рынка
товаров, услуг, рабочей силы и капиталов (см. подробнее: [1, с. 52-55]). Не все страны учас- д
твуют в равной мере в интеграционном процессе. Так, зона свободной торговли формируется О
между Украиной и Белоруссией, Таможенный союз - между Россией, Белоруссией, Казахста- ^
ном, Кыргызстаном и Таджикистаном. Экономический союз - в рамках Союзного государс- ^
тва - пытаются создать между Россией и Республикой Беларусь. о
Интеграционная деятельность субрегиональных объединений в рамках СНГ более эффек- ю
тивна, чем деятельность Содружества в целом. Это объясняется рядом причин, суть которых в о
том, что формы, темпы и глубина сотрудничества избираются в зависимости от степени вза- ф
имной готовности и заинтересованности. При меньшем количестве участников объединения ^
появляется больше возможностей соблюсти интересы каждого участника в отдельности и ^
выработать наиболее приемлемую для всех концепцию интеграции. 5
Однако цели, темпы развития пяти охарактеризованных региональных объединений раз- х
личаются. Это - лишний аргумент в пользу рассмотрения каждого из них как относительно & самостоятельного объекта, хотя некоторые страны СНГ входят более чем в одну из четырех
группировок. ^
Результатом регионализации экономического пространства СНГ и следствием ослабления влияния России на ряд государств - бывших республик СССР стало создание субрегиональных интеграционных объединений без участия России: Союза Грузии, Украины, Узбекистана, Азербайджана и Молдавии - ГУУАМ (в настоящее время, после выхода из организации 0 Узбекистана, - ГУАМ), Центрально-Азиатского экономического сообщества (позднее - ЦАС). о Одной из основных причин создания этих объединений является попытка найти альтер- о нативы утверждение позиций при выходе на мировой рынок без активного влияния России ^ на экономическую и политическую жизнь стран. =| Несмотря на небольшие доли этих объединений по основным макроэкономическим пока- о зателям в итоге по СНГ, Россия должна учитывать их существование при взаимодействии со т странами-участницами этих объединений, если хочет построить конструктивные отношения § с этими государствами. ^ Однако, итоги сравнительного анализа продекларированных целей этих региональ- 1 ных группировок и фактического уровня взаимодействия между странами-участницами о демонстрируют колоссальный разрыв между идеями и результатами интеграционной по- о литики России. 0)
>
о
0
1_
0
1_
о
В ближайшей перспективе наиболее велики шансы на успех экономической интеграции у трех-четырех наиболее развитых государств - участников СНГ - России, Беларуси, Украины и Казахстана [3, с. 134]. На них приходится более 87% совокупного ВВП Содружества, 92,6% внутрирегионального экспорта и 89,3% импорта. Образование Единого экономического пространства (прежнее название Организации Региональной Интеграции) можно рассматривать как поиск оптимального формата, очередную попытку и реальную возможность экономической интеграции постсоветских стран. Участникам этой организации предстоит договориться о взаимном открытии своих рынков и создании общего рыночного пространства, формировать национальные структуры производства, которые бы дополняли друг друга с учетом сравнительных преимуществ каждой страны-участницы.
Проблемы широкой интеграции в рамках СНГ связаны с рядом фундаментальных факторов. Во-первых, различная геополитическая и внешнеэкономическая ориентации государств бывшего СССР. Если Украина и Молдавия ориентированы на ЕС, то Туркменистан, Азербайджан и Киргизия тяготеют к исламскому миру, Казахстан и Узбекистан пытаются соединить ^ азиатские ценности и американскую рыночную эффективность. Отметим, что в Европейском ь союзе страны обладают сопоставимыми ценностями и имеют четко выраженный общий ин-(□ терес - построение объединенной Европы.
Во-вторых, СНГ представляет собой интеграционную группировку, объединившую стра-^ ны с существенно различным уровнем экономического развития. ВВП России, Казахстана и Белоруссии - наиболее развитых в группировке стран во много раз превышает ВВП других ^ республик.
;> Мировой опыт свидетельствует, что таким странам сложно продвинуться дальше образования зоны свободной торговли. Европейский союз, к примеру, объединяет большинство стран с относительно одинаковым уровнем экономического развития (исключение составляют лишь некоторые новые члены ЕС, вступившие в него в 2004 и 2007 годах). □ В-третьих, в СНГ объединены страны, основной объем торговли которых приходится ^ на государства остального мира. Лишь у двух республик - Белоруссии и Таджикистана О доля СНГ во внешнеторговом обороте составляет большую часть. Так, хотя в последние не-0 сколько лет произошло некоторое оживление взаимной торговли, тем не менее, по данным ш Межгосударственного статистического комитета СНГ, доля взаимного товарооборота го-
0 сударств Содружества в общих объемах их экспорта не превышает 20 процентов, импорту та - 38 процентов. Между тем, практика показывает, что минимальная средняя доля взаим-§ ного товарооборота внутри удачно развивающихся интеграционных образований должна > быть примерно вдвое большей. При этом самыми низкими по СНГ являются аналогичные
5 данные для России: в 2006 году они составили соответственно 14 процентов экспорта и 16
1 процента импорта [2, с. 34]. Таким образом, крупнейшая из стран СНГ, объективно призван-т ная служить локомотивом интеграционных процессов в рамках Содружества, на практике ££ демонстрирует свою экономическую, да и - что не менее важно - политическую незаинте-^ ресованность в этом.
о В-четвертых, в СНГ входят страны с разным сырьевым потенциалом. Такие страны, как
2 Россия, Казахстан, Азербайджан обладают богатыми природными ресурсами, в отличие от 2 Грузии, Молдовы, Украины и Белоруссии - бедных природно-сырьевыми ресурсами стран.
^ В-пятых, в странах СНГ нет единой правовой системы. Отсутствие юридической обяза-о тельности и рекомендательный характер разрабатываемых Межпарламентской ассамблеей о документов позволяют использовать модельные законы без опасений ущемить национальный ^ суверенитет. Кроме того, конституции России и других государств-участников СНГ ничего не | говорят о Содружестве. По мнению ряда экспертов, СНГ как международная организация не о имеет ясной легитимной основы. Отсутствие четкости в вопросе о том, какое право должно
6 развиваться в первую очередь - международное или конституционное, также не способствует формированию непротиворечивой правовой системы.
о В-шестых, реализацию достигнутых соглашений в значительной степени тормозит их длительная ратификация. Сроки процедуры законодательством не определены и нередко о межгосударственные договоры, заключенные в рамках СНГ, ратифицируются через несколь-о ко лет после подписания. Так, половина участников присоединилась лишь к 40-70% подпи-00 санных в рамках СНГ документов, преимущественно по экономической проблематике. Одна-
ко даже и вступление в силу договоров и соглашений не означает начала их практической реализации, поскольку государства не выполняют взятые обязательства.
В-седьмых, СНГ - это не просто объединение независимых стран, а попытка интеграции республик, составляющих ранее единую целостную хозяйственную и политическую систему. В связи с этим усиливается неравномерность экономического развития государств-участников СНГ. Особенности преобразований во многом обусловлены различной степенью воздействия на национальные экономики дезинтеграции хозяйственных связей, существовавших в СССР. Эти экономики обладают несопоставимым потенциалом, неодинаковой адаптацией национальных хозяйств к условиям мирового рынка, что обусловливает различия в темпах проведения рыночных реформ и ослабление управляемости.
Со временем наблюдается нарастание расхождения интересов стран СНГ под воздействием ряда факторов, среди которых выделяются:
- различия в условиях доступа своих товаров на рынки других стран СНГ;
- низкая ликвидность большинства валют на рынке СНГ;
- свертывание взаимного товарооборота под влиянием спросовых ограничений и барье-
П
Ш
ров фискального характера. ь
Все перечисленное свидетельствует о трудностях на пути единения. щ
Процесс регионализации - это процесс постепенного сближения национальных хозяйств нескольких стран при формировании ими определенного экономического пространства. Это ^ сближение происходит по двум направлениям. Одно затрагивает институциональную сферу, И другое - деятельность хозяйствующих субъектов. Что касается институциональной интеграции, то, как известно, национальные хозяйства сближаются поэтапно: переходя из одной стадии интеграции в другую (зона свободной торговли - таможенный союз - общий рынок - о экономический союз - политический союз).
К сожалению, эта последовательность интеграционных шагов на предыдущем этапе исто- ^ рии СНГ не соблюдена, в первую очередь, вследствие разноскоростного развития отдельных □ субрегиональных группировок и разнонаправленности экономических интересов. ^
Значительные различия в уровне социально-экономического развития государств, на- О правленности и темпах проводимых экономических и политических реформ, внешнеполи- 0 тической и внешнеэкономической ориентации, неурегулированные межгосударственные и Ей межнациональные конфликты не создают благоприятных внутренних и внешних условий ^ для интеграционных процессов в СНГ. На постсоветском пространстве пока нет тех стимулов, ^ которые имелись и привели к успеху интеграцию государств в рамках ЕС.
На интенсивность и направленность интеграционных процессов в Содружестве в зна- >
чительной мере влияет также внутриполитическая борьба формирующейся национальной 2
I I
ш
элиты (избранных президентов, лидеров партий, групп и кланов) за политическую власть в стране. Не случайно интенсивность интеграционных встреч, заявлений и документов, как
правило, возрастает накануне проведения президентских и парламентских выборов в связи с о
обострением социально-экономической и внутриполитической обстановки. о
Среди основных факторов, влияющих на интеграционные процессы в СНГ, следует выделить разное понимание целей и задач созданного объединения постсоветских государств, £5 целесообразность самой интеграции, основных принципов и темпов ее реализации в разных £5 сферах деятельности. Контент-анализ официальных документов и высказываний руководи- ^ телей государств-участников по проблемам развития интеграционных процессов в Содру- § жестве позволяет представить спектр интересов и устремлений, прогнозировать перспекти- о вы существования и развития этого крупного регионального объединения государств. о-Так, на саммите СНГ, состоявшемся в октябре 2007 года в Душанбе, в качестве основных | направлений деятельности в рамках экономического сотрудничества выделены: о
- либерализация условий торговли и отмена действующих ограничений, в том числе ка- ® сающихся импорта сырья и экспорта готовой продукции;
- разработка согласованной линии в использовании энергетических ресурсов и транс- о
т
портных услуг;
- развитие общих рынков, в первую очередь - сельскохозяйственной продукции; ^
- многостороннее сотрудничество в области добычи, транспортировки и транзита угле- § водородов; (Т)
- углубление сотрудничества в области энергетики в целях повышения надежности энергоснабжения и оптимизации использования топливно-энергетических ресурсов.
литература
1. Архипов А.Ю., Черковец О.В. Глобализация. Интеграция. Россия. Ростов н/Д.: Изд-во Южного федерального университета, 2007.
2. Внешняя торговля стран Содружества Независимых Государств в 2006 году. Статистический справочник предварительных итогов. М.: Межгосударственный статистический комитет СНГ, 2007.
3. Шумский Н. Экономическая интеграция государств содружества: возможности и перспективы // Вопросы экономики. 2003. № 6.
СП л
I-_
о
т ЮДИНА.А.
ч клиентоориентированная стратегия развития
^ российских коммерческих банков
Ш -
° Традиционный портрет банковской системы стремительно меняется в течение последних нескольких десятилетий. Привычные представления о банке как о весьма консер-□ вативном институте, который предлагает клиентам сложившийся набор продуктов и ус-О луг, используя при этом традиционные формы работы, остаются в прошлом. Банковское обслуживание уходит в виртуальное пространство. Наличие дистанционного доступа к банковским счетам, обезличенное оказание банковских услуг и привлечение клиентов о через офисы сети и дилерские программы, предоставленные контрагентами и посредни-£ ками, становятся стандартными формами банковского бизнеса. Банковские супермарке-о ты экономят время клиентов и позволяют иметь 24-часовой доступ к продуктам банка. Но ф вместе с тем в век унификации и высокой технологичности многих процессов в банках | продолжает существовать и развиваться традиционное банковское обслуживание, пред-ф полагающее наличие классических форм оказания услуг и персональные взаимоотноше-
0 ния с клиентами.
1 В последние полтора-два десятилетия внимание менеджеров стало переключаться от Е5 управления физическими, осязаемыми ресурсами организации (компании) к управлению о. его неосязаемыми ресурсами. К ним относятся знания и навыки персонала, эффективность < его организации, правильное распределение функций, задач и ресурсов компании между ее о подразделениями для наиболее эффективного достижения целей развития организации и, ^ наконец, её эффективное взаимодействие со своими клиентами. Именно за счёт последне-о го свойства и формируется устойчивая клиентская база, которая обуславливает финансовые
0 результаты.
£ Причиной указанного смещения «фокуса внимания» менеджмента от управления осяза-$ емыми ресурсами к управлению неосязаемыми явился факт регистрации разницы между ба-'Ъ лансовой и рыночной стоимостью компании. Разница между двумя видами стоимости полу-
1 чила объяснение в дефиниции «интеллектуального капитала». Новый вид капитала является
0 частью следующего выражения:
™ Рыночная стоимость = балансовая стоимость + интеллектуальный капитал. § За последнее время накоплено много экспериментальных фактов, свидетельствующих ф о положительной связи между уровнем развития интеллектуального капитала организации
1 и её организационными свойствами, т.е. чем выше данный уровень, тем лучше указанные о свойства. Именно поэтому в настоящее время на свойства организации и качество управ-д ления ею большее влияние оказывают неосязаемые активы компании (нематериальные ак-0) тивы), чем её осязаемые активы. В связи с этим в современных подходах к стратегическому