Научная статья на тему 'Особенности современного состояния интеграционного взаимодействия стран СНГ в экономике'

Особенности современного состояния интеграционного взаимодействия стран СНГ в экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1163
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Щетинская И. З.

В статье рассматриваются вопросы интеграционного развития на пространстве СНГ. Определена специфика хозяйственного взаимодействия стран, анализируются интеграционные и дезинтеграционные факторы, а также выявлены тенденции дальнейшего интеграционного развития в СНГ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности современного состояния интеграционного взаимодействия стран СНГ в экономике»

Особенности современного состояния интеграционного взаимодействия стран СНГ в экономике

И.З. Щетинская

Факультет мировой экономики и международных отношений МГТУ, кафедра международных экономических отношений

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы интеграционного развития на пространстве СНГ. Определена специфика хозяйственного взаимодействия стран, анализируются интеграционные и дезинтеграционные факторы, а также выявлены тенденции дальнейшего интеграционного развития в СНГ.

Abstract. The paper considers the problems of integration development on the territory of Commonwealth of Independent States (CIS). The author has analyzed integration and decomposition factors, the specificity of economic interaction of the countries and the tendencies of the further integration development of CIS.

1. Введение

На территории бывшего Советского Союза взамен централизованно управляемой хозяйственной интеграции, осуществлявшейся с помощью нерыночных методов, постепенно, не всегда эффективно происходит поиск новых форм сотрудничества в условиях перехода к рынку. Перед странами СНГ стоит задача разработки и реализации модели экономического объединения, которая отвечала бы их долгосрочным интересам.

Государства СНГ унаследовали от бывшего СССР ряд системных связей, которые объективно подталкивают их к воссозданию в новых условиях комплекса международных хозяйственных связей интеграционного типа. Речь идет о единой энергетической системе, единой системе транспорта, связи, телекоммуникаций, нефте- и газопроводов, стандартов и т.д. Все это создает гораздо более интегрированное и взаимозависимое экономическое пространство, чем то что достигнуто даже в ЕС (хотя и исчезли некоторые важные составляющие интеграционной системы, например, платежный союз, единая валюта и др.). Кроме этого, страны Содружества обладают необходимыми природными ресурсами (их запасы по сравнению с мировыми составляют около 25 %), промышленным потенциалом (примерно 10 % мирового), сложившимися производственными, торговыми и финансово-экономическими связями. Это объективно создает базу для их тесной экономической интеграции и сотрудничества. Но после образования новых суверенных государств, взявших курс на формирование открытой рыночной экономики и торговли, существенно изменились политические и экономические условия межгосударственного сотрудничества, характер и динамика совокупности отношений России и стран СНГ.

В Содружестве возникли дезинтеграционные процессы. По официальным данным, действует лишь каждое десятое из восьми сотен соглашений, заключенных в рамках СНГ. Многие из них подписаны лишь частью государств-членов.

На протяжении 90-х гг. произошло заметное ослабление торгово-экономического сотрудничества России и стран СНГ. Анализ экспортно-импортных операций России со странами Содружества свидетельствует об усилении негативных тенденций, что выразилось в падении стоимостных объемов товарооборота (по данным 1999 г.), переориентации торгового сотрудничества на страны дальнего зарубежья, сохранении относительно слабо развитого регионального товарооборота, преимущественно сырьевой структуры экспорта. На развитие внешней торговли России со странами СНГ негативное влияние оказывает кризис неплатежей, проблемы платежно-расчетных отношений.

Государства Содружества переживают также системный социально-экономический кризис, в них осуществляется процесс реформирования экономических и общественных отношений, становления демократических основ управления. Значительные различия в уровне социально-экономического развития, направленности и темпах проводимых экономических и политических реформ, во внешнеполитических и внешнеэкономических ориентациях, неурегулированные межгосударственные и межнациональные конфликты не обеспечивают благоприятных внутренних и внешних условий для интеграционных процессов в Содружестве.

Но, несмотря на растущие расхождения, все государства СНГ заинтересованы в его сохранении. Идея интеграционного объединения республик бывшего СССР не вызывает возражений как

политическая и стратегическая цель. Однако ее практическое воплощение идет пока еще весьма медленными темпами. Несмотря на все сомнения и критику организация продолжила свое существование, поскольку она нужна большинству стран-членов СНГ.

2. Оценка интеграционного взаимодействия стран СНГ

Содружество Независимых Государств было создано на основе Соглашения, подписанного в Минске Российской Федерацией, Белоруссией и Украиной 8 декабря 1991 г. 21 декабря 1991 г. в соответствии с протоколом к соглашению о создании СНГ в состав Содружества вошли ещё восемь стран: Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Казахстан, Киргизская Республика, Республика Молдавия, Республика Таджикистан, Туркменистан и Республика Узбекистан. В декабре 1993 г. к содружеству присоединилась Республика Грузия.

В это короткое время сформировалась организационная структура содружества - Совет глав государств, Совет глав правительств, Межпарламентская ассамблея СНГ. С 1993 г. в Минске действует Исполнительный секретариат Содружества. Созданы Совет министров иностранных дел, Совет министров обороны государств СНГ, а также органы отраслевого сотрудничества - Совет руководителей внешнеэкономических ведомств, Межправительственный совет по нефти и газу, межправительственные советы руководителей многих других отраслей экономики.

За несколько лет были разработаны и подписаны сотни многосторонних и двусторонних соглашений, определивших принципы и направления взаимного экономического сотрудничества государств Содружества в экономической, социальной, оборонной и других сферах.

Качественно важным моментом во взаимоотношениях государств СНГ, ознаменовавшим начало их поступательного движения по пути экономической интеграции, стало подписание в 1993 г. договора о создании Экономического союза, определившего долгосрочные цели интеграции - поэтапное создание общего рынка "товаров, услуг, капиталов и рабочей силы". Движение к такому рынку его участники видели через последовательное образование зоны свободной торговли, таможенного и платежного, а в дальнейшем и валютного союзов. Рабочим коллективным органом, нацеленным на создание условий для решения этих задач, стал Межгосударственный экономический комитет Экономического союза.

В настоящее время, вопреки воле народов стран СНГ, экономическая интеграция существует в значительной степени формально. Структуры СНГ так и не получили серьезных полномочий из-за аморфности и нерешительности стран-участниц интеграции.

Большая часть принятых совместных решений "осталась на бумаге" по разным причинам, но главным образом из-за нежелания стран-членов идти на какое-либо ограничение своего суверенитета, без чего реальная интеграция невозможна или имеет крайне узкие рамки. Известную роль сыграл и бюрократический характер интеграционного механизма, отсутствие у него контрольных функций. Пока ни одно наиболее крупное решение (о создании экономического союза, зоны свободной торговли, платежного союза) не было выполнено. Прогресс достигнут только в отдельных частях этих соглашений.

Критика неэффективной работы СНГ особенно стала слышна в последние два-три года. Часть критиков вообще сомневалась в жизнеспособности самой идеи интеграции в СНГ, а часть видела в качестве причины этой неэффективности бюрократизм, громоздкость и неотлаженность интеграционного механизма.

Главное же препятствие для успешной интеграции заключается в отсутствии ее согласованной цели и последовательности интеграционных действий, а также в недостатке политической воли для достижения прогресса. Еще не исчезли у части правящих кругов новых государств расчеты на получение выгод при дистанцировании от России и интеграции в рамках СНГ. Россия же с колоссальными перспективами роста не оказывает пока достаточно притягательного политико-культурного воздействия на своих партнеров. К тому же нет такой внешней или внутренней, глобальной или региональной угрозы, которая воспринималась бы как общая опасность всеми государствами-членами СНГ. Их представления об угрозе часто противоречат друг другу, к примеру, расхождение в отношении к НАТО: тогда как Россия и Белоруссия оценивают Североатлантический союз как потенциальную угрозу для себя, многие другие страны видят в нем надежного партнера по обеспечению безопасности и стремятся к тесному сотрудничеству с ним.

Экономический анализ интеграции в рамках СНГ свидетельствует, что распад СССР и нарушение прежних хозяйственных связей привели к резкому сокращению взаимного товарооборота и доли стран СНГ в общем товарообороте России: если ещё в конце 80-х годов доля союзных республик в товарообороте России составляла более 60 %, то в последние годы - менее 20 %.

Уже на первом этапе деятельности СНГ в 1995 г. по сравнению с 1991 г. совокупный товарооборот 12 суверенных государств сократился почти в 5 раз. Это произошло не только из-за

центробежных тенденций, а в основном из-за технико-экономической неготовности большинства стран Содружества для реинтегрирования на новой рыночной основе.

В сложившихся условиях оказалась нежизнеспособной значительная часть прежней системы научно-производственной специализации и кооперации. Прежде всего, это коснулось взаимодействия предприятий, входящих в ВПК или связанных с выполнением оборонных заказов.

Анализ показывает, что основными причинами, сдерживающими развитие взаимной торговли между государствами Содружества, являются:

- продолжение в большинстве стран спада производства, кризисное состояние их экономик;

- кризис неплатежей, трудности сбыта при сокращении платежеспособности спроса потенциальных импортеров;

- структурная несбалансированность взаимной торговли, дефицит торгового баланса;

- переориентация экспортных ресурсов на рынки дальнего зарубежья в целях получения твердой валюты;

- приближение внутренних цен на товары взаимной торговли к мировым (а в ряде случаев их превышение), что стимулирует приобретение аналогичной (а зачастую более дешевой и качественной) продукции в дальнем зарубежье;

- недостаточно хорошее качество производимых товаров в результате технологической отсталости производства, а иногда относительно низкой квалификации и дисциплины труда работников предприятий;

- конкурентные преимущества стран дальнего зарубежья не только по уровню качества и себестоимости товаров, но и по надежности торгового партнерства;

- сознательная диверсификация импорта с целью уменьшения импортной зависимости от России по стратегически важным товарам в пользу дальнего зарубежья (так, концепция внешнеэкономических связей Украины предусматривает ослабление зависимости от РФ по импорту энергоносителей);

- неустойчивость и неконвертируемость многих национальных валют государств Содружества;

- значительный рост транспортных тарифов, что делает в ряде случаев экономически нецелесообразным традиционный товарообмен между бывшими республиками;

- блокировка ряда транспортных артерий в Кавказском регионе и Таджикистане в результате военно-политических конфликтов.

Надо учитывать и такой фактор, как вовлечение во внешнюю торговлю большого количества субъектов, не обладающих опытом в этой области, не владеющих элементарными вопросами конъюнктуры рынка и порядка взаимных расчетов, не имеющих банковских гарантий и страхования по внешнеторговым сделкам. Все это приводит к взаимному недоверию, нарушениям законодательства, невыполнению обязательств по контрактам и т. п.

В силу указанных причин происходит пересмотр на микроуровне - со стороны предприятий -прежних хозяйственных связей по критериям экономической целесообразности и выгоды: "выбраковка" связей, которые стали неэффективными и неперспективными из-за резкого сокращения оборонных заказов, перестройки структуры производства, установления новых уровней и соотношений цен, коренного изменения роли транспортного фактора в формировании издержек производства.

Остаются неурегулированными платежно-расчетные отношения с рядом стран по государственным кредитам, ранее предоставленным Россией. Кроме того, Украина, Казахстан, Белоруссия и некоторые другие государства Содружества допускают неплатежи по поставкам ряда российских товаров, особенно нефти и природного газа. Из-за недостатка платежных средств широко применяются бартерные операции, которые составили в последние годы более 25 % российского товарооборота со странами СНГ. Предпринимательские и банковские структуры слабо участвуют в интеграционном процессе, в разработке и реализации решений, определяющих его развитие.

В реальности, главное для восстановления единого экономического пространства - это рыночная интеграция на микроуровне, развитие горизонтальных связей, создание совместных предприятий и транснациональных коммерческих и финансовых структур. Именно таким путем, полагаясь на инициативу производителей, коммерсантов и финансистов, можно спасти, например, давно замкнутые в единую цепь, прекрасно оборудованные, но сегодня простаивающие оборонные предприятия, обеспечить их конверсию. Так можно восстановить традиционные рынки и укрепить перед лицом мощной конкуренции третьих стран важную силу перехода к рынку - мелкие и средние частные предприятия.

По ряду оценок, с участием России на территории государств СНГ в ближайшие годы может возникнуть 450-500 различных транснациональных объединений и финансово-промышленных групп. А это уже будет реальный и достаточно крепкий скелет для всего постсоветского интеграционного пространства.

На предстоящем этапе не следует создавать много новых межгосударственных административных органов. Гораздо большее значение имеет создание на микроуровне благоприятных условий для развития прямых горизонтальных связей между предприятиями (на их долю уже приходится 70-75 % всего экспорта-импорта между Россией и странами СНГ). Даже относительно скромное, например, улучшение режима товарного обмена между странами "группировки четырех", достигнутое в 1996 г., дало мгновенный эффект: товарооборот между ними всего за год вырос на 50 %, впервые после развала превысив по темпам роста их товарооборот с третьими странами.

з. Интеграционные и дезинтеграционные факторы в СНГ

Объективная заинтересованность стран СНГ в сохранении и укреплении общего экономического пространства определяется широким кругом факторов.

1) За десятилетия сложилась глубокая взаимозависимость республик бывшего СССР. Для экономических связей в бывшем СССР была характерна высокая степень интенсивности. В межреспубликанский обмен было вовлечено более 20 % валового национального продукта (для сравнения: в Европейском Союзе чуть больше 11 %). Согласно данным межотраслевого баланса, составленного по 104 отраслям, Россия ввозила продукцию 102 отраслей, а вывозила 104. За счет поставок из бывших республик Россия удовлетворяла свои потребности в продукции машиностроения на 23 %, в том числе для нефтегазового комплекса до 80 %, черной и цветной металлургии - более чем на треть, химической и легкой промышленности - примерно на одну четверть. На 100 % за счет ввоза обеспечивались потребности России в электровозах постоянного тока, вагонах электропоездов, кукурузо- и свеклоуборочных комбайнах, хлопке, многих других видах продукции и комплектующих изделий, производимых предприятиями-монополистами из ближнего зарубежья (Харламова, 2002).

2) Необходимость сохранения присутствия России на рынках стран ближнего зарубежья не только диктуется общим союзным прошлым, но и определяет будущее российской экономики.

С распадом СССР за пределами России оказались месторождения многих цветных и редких металлов, на 50-100 % обеспечивавшие соответствующие потребности российской экономики, источники других важнейших сырьевых и энергетических ресурсов, значительная часть предприятий машиностроения, металлургической и химической промышленности, а также большинство пограничных переходов, портов, трубопроводов и других коммуникаций.

Заинтересованность российских производителей в емком, исторически освоенном рынке сбыта их готовой продукции обусловлена также ее недостаточной конкурентоспособностью на мировом рынке

и, кроме того, дефицитом инвестиционных ресурсов.

3) Активного экономического сотрудничества со странами ближнего зарубежья требуют и интересы многочисленной (около 26 млн человек) русскоязычной диаспоры. Большинство русскоязычного населения занято на ориентированных на Россию предприятиях бывшего общесоюзного значения, в наибольшей степени пострадавших от разрыва хозяйственных связей.

4) В настоящее время динамично развиваются новые субрегиональные интеграционные процессы по границам России, происходит налаживание альтернативных хозяйственных связей стран СНГ с третьими странами; освоение национальных рынков стран СНГ транснациональными корпорациями (особенно в области разработки полезных ископаемых). При этом зачастую сотрудничество с западными фирмами направлено на снижение зависимости от поставок продукции из России.

Как следствие этого, перспективы и результаты экономических преобразований в России, ее место в мировой экономике в большой степени определяются тем, насколько успешными будут усилия по сохранению и упрочнению позиций на рынках ближнего зарубежья, превращению связей с ними из дополнительного фактора риска в одну из движущих сил выхода из кризисной ситуации. Острота проблемы обусловлена тем, что процессы замещения импорта и переориентации национальных экономик на третьи страны в самое ближайшее время могут приобрести необратимый характер.

5) Вместе с тем для новых независимых государств - бывших республик СССР - емкий российский рынок является не только привлекательным, но иногда и безальтернативным для экспорта и импорта многих видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, энергоносителей, сырья и материалов. Данные о внешнеторговых отношениях государств Содружества свидетельствуют, что в 1998 г. для Беларуси удельный вес России в общем объеме ее экспорта составил 64.9 %, а в экспорте в государства Содружества - 89.2 %, для Молдовы эти показатели были равны соответственно 53.3 и 78.5, для Казахстана - 28.9 и 73.5, для Украины - 23.1 и 69.2 %. В общем объеме импорта Беларуси в 1998 г. удельный вес России составил 54.3 %, а в импорте из государств Содружества на Россию приходилось 84.0 %. Для Украины эти показатели составляли соответственно 48.1 и 89.4 %, для Казахстана 39.4 и 83.5, для Армении - 20.4 и 82.5 %. В то же время на государства Содружества в общем объеме экспорта России приходилось 18.7 %, в общем объеме импорта - 25.6 % (Исингарин, 1999).

Однако хозяйственное взаимодействие стран СНГ сталкивается с объективными проблемами и трудностями. Оценивая уровень взаимных экономических связей на пространстве Содружества, можно сделать вывод, что наряду с интеграционными факторами здесь сильны и дезинтеграционные механизмы.

1) Государства Содружества переживают системный социально-экономический кризис, в них осуществляется процесс реформирования экономических и общественных отношений, становления демократических основ управления. Значительные различия в уровне социально-экономического развития, направленности и темпах проводимых экономических и политических реформ, во внешнеполитических и внешнеэкономических ориентациях, неурегулированные межгосударственные и межнациональные конфликты не обеспечивают благоприятных внутренних и внешних условий для интеграционных процессов в Содружестве.

2) Государства Содружества значительно различаются по структуре экономики и степени ее зрелости. В значительной части своего экспорта они выступают по отношению друг к другу на внешних рынках как конкуренты, о чем свидетельствуют, например, сложные переговоры о приобретении или транспортировке через Россию нефти из Азербайджана и Казахстана, природного газа из Туркменистана.

3) В сфере сотрудничества России со странами СНГ до сих пор не искоренен старый стереотип взаимоотношений с Россией, привычка решать свои проблемы за ее счет. Для его преодоления необходима твердость и последовательность российской стороны в построении новой системы межгосударственных отношений.

4) Сказывается отсутствие глубокого технологического интереса партнеров друг к другу. Ими преимущественно движет стремление выжить сегодня, в то время как проблема технологического прорыва остается вне сферы взаимного сотрудничества. Отсюда вытекает стратегическое значение налаживания научно-технического сотрудничества в системе форм взаимодействия России со странами СИГ.

5) Неудовлетворительный ход формирования новой системы сотрудничества во многом объясняется очевидной аморфностью СНГ как межгосударственного образования.

Таким образом, окончательный результат взаимодействия интеграционных и дезинтеграционных факторов на постсоветском пространстве будет зависеть от многих причин, в том числе от результатов реформ, состояния экономики, политики правящих кругов стран-членов СНГ, осознания народами важности сближения, политики третьих стран, других обстоятельств, как в рамках СНГ, так и за его пределами. Но главными будут результаты развития российской экономики и системных реформ в России - естественного интеграционного ядра СНГ.

4. Заключение

Интеграция в СНГ опирается на такие объективные факторы, как сложившиеся в прошлом разделение труда, технологическая взаимозависимость, элементы общего культурно-цивилизационного пространства.

Главные препятствия интеграции - опасения в странах-членах СНГ ограничить свой суверенитет, экономические трудности, незавершенность строительства новой социально-экономической системы.

Организационные рамки интеграционных процессов определяются разветвленной системой органов Содружества. Помимо этого заключено большое число соглашений экономического, политического и гуманитарного характера между отдельными странами-членами СНГ, целью которых является развитие внутрирегионального сотрудничества.

Результаты интеграции в СНГ оказались противоречивыми: было достигнуто множество договоренностей, но большинство из них не было выполнено. В то же время Содружество не распалось и в целом доказало целесообразность своего существования.

Исторический опыт 90-х гг., несомненно, самых трудных в развитии стран-членов СНГ, показал, что они нужны друг другу. Существенное сокращение взаимного товарооборота по сравнению с межреспубликанскими поставками в советский период, переориентация внешнеэкономических связей на третьи страны не означают исчезновение объективной базы для интеграции в СНГ. Эти изменения были естественной реакцией на несообразности прежнего разделения труда, усугубленной трудностями трансформационного периода и особенностями политического развития стран-членов СНГ. Но сейчас эта переориентация завершается, и начинают все больше проявляться центростремительные тенденции. Объективные предпосылки более тесной интеграции, безусловно, усилятся после завершения реформ, восстановления экономики в этих странах.

Трудно рассчитывать на то, что сотрудничество сразу приобретет "второе дыхание". Но если в близкой перспективе в таких ключевых областях, как, например, взаимная координация темпов и

направлений рыночных реформ, устранение препятствий в сфере взаимного налогообложения, расширение взаимных возможностей приобретения собственности на территории стран СНГ, согласование валютной политики и др., будут достигнуты какие-либо ощутимые положительные результаты, это уже само по себе будет значительным шагом вперед.

Литература

Исингарин Н. Проблемы интеграции в СНГ. М, с.59, 1999.

Харламова В.Н. Международная экономическая интеграция. М., АНКИЛ, 175 е., 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.