ЕВРАЗИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВЗАИМНОЙ ТОРГОВЛИ СТРАН СНГ В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА
И.А. Круглова,
доцент кафедры мировой экономики и менеджмента Международного банковского института (Санкт-Петербург),
кандидат экономических наук, кандидат юридических наук
inna_kruglova@mail.ru
В статье дана характеристика и аналитическая оценка взаимных торговых связей стран СНГ в начале нового тысячелетия. Выделены этапы развития внешнеторговой политики и особенности развития интеграционного процесса в Содружестве. Сформулированы и обоснованы перспективы развития торговли в данном регионе.
Ключевые слова: торговля, внешнеторговая политика, интеграция, регион, Содружество Независимых Государств, СНГ
УДК 339.5 ББК 65.9
Одним из определяющих моментов во взаимоотношениях государств СНГ стало подписание в 1993 году Договора о создании Экономического союза, в котором обозначены долгосрочные цели интеграции: поэтапное создание общего рынка товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Движение к такому рынку осуществляется через последовательное образование зоны свободной торговли, таможенного и платежного, а в дальнейшем и валютного союзов. Однако, оценивая современный уровень взаимных экономических связей на пространстве Содружества, можно сделать вывод, что наряду с интеграционными механизмами здесь весьма сильны и дезинтеграционные факторы. Отмеченные факторы имеют двоякую природу.
Во-первых, это те, в основе которых лежат противоречия, возникавшие между республиками бывшего СССР до его распада. Во-вторых, это группа факторов, обусловленных современными дезинтеграционными процессами внутри группировки СНГ К первым можно отнести в основном политические, связанные с установлением суверенной государственности в этих республиках. Ко вторым — как политические, обусловленные разной направленностью интересов при формировании структуры внешнеэкономических связей, так и экономические, связанные с использованием природных ресурсов и защитой суверенных внутренних рынков.
Таким образом, указанные противоречия формируют множество разнообразных факторов дезинтеграции, которые в то же время снижают масштабы и эффективность всей системы внешнеэкономических связей Содружества [1].
В многочисленных научных и публицистических исследованиях отмечается сложность решения совокупности всех проблемных вопросов в области торгово-экономических отношений одновременно между всеми государствами-членами СНГ [2, 3]. Именно вследствие этого обстоятельства и возникла идея «разноскоростной», «многоуровневой» интеграции стран СНГ. Это подтверждается практикой последних лет: государства, более готовые к интеграции, объединились. Образовав субрегиональные организации различных типов. Таких организаций несколько. Некоторые страны СНГ входят более, чем в одну группу. В табл. 1 представлены группировки, образованные внутри СНГ [4].
В основе такой значительной дифференциации постсоветского пространства лежат глубокие изменения воспроизводственного процесса в государствах Содружества по сравнению с 1990 г. Кроме того, появление региональных организаций свидетельствует, во-первых, о возможности достижения интеграционных целей отдельными группами государств в формате СНГ; во-вторых, об ослаблении целостности постсоветского экономического пространства; и, в-третьих, о несовпадении национальных интересов, в частности в связи с разными темпами и масштабами, а также направленностью проводимых реформ.
Фрагментация постсоветского пространства, очевидно, оказывает на Содружество противоречивое действие. С одной стороны, формирование группировок, ориентированных на углубление экономического взаимодействия между странами, наиболее подготовленными к этому, способно принести
их участникам определенные экономические выгоды, в том числе расширение торговых и инвестиционных отношений. С другой стороны, раздробление экономического пространства СНГ ставит под вопрос его перспективы как целостной межгосударственной организации. В сложившихся к началу второго десятилетия XXI века условиях отношение стран-участниц к СНГ и другим объединениям может быть сведено к стремлению получения максимальных экономических выгод в двусторонних отношениях при минимуме или полном игнорировании обязательств, официально согласованных на многосторонней основе.
Государства Содружества в начале XXI века значительно различаются по структуре экономики и уровню ее развития. Россия, Украина, Беларусь и в определенной мере Казахстан, имеют достаточно развитые национальные хозяйства с высокой долей обрабатывающей, в том числе машиностроительной промышленности, диверсифицированную отраслевую структуру производства. Другие страны СНГ можно отнести к развивающимся. Они характеризуются в целом аграрно-сырьевой структурой экономики (с высокой долей производства сельскохозяйственного и минерального сырья), низким уровнем развития промышленности. При этом следует отметить весьма невысокие места в различных международных рейтингах всех стран СНГ. Так, в рейтинге Глобальной конкурентоспособности 2012-2013 гг. наивысшее место из всех стран Содружества у Казахстана — 51-е (Россия на 66-м), в рейтинге Doing Business 2013 — Казахстан на 49-м, Беларусь на 58-м, а Россия только на 112-м месте (из 185 стран) [5].
Торговые связи внутри Содружества играют важную роль для всех государств-участников этой группировки и имеют особенности, обусловленные целым комплексом причин, указанных выше [6]. Объем взаимного товарооборота государств-участников СНГ в 2012 году по сравнению с 2000 годом увеличился на 224,6 млрд долларов и достиг 281,0 млрд долларов. Тем не менее, взаимная торговля государств Содружества в последние годы развивается неравномерно, с тенденцией к снижению (которая прослеживалась почти во всех государствах СНГ), что вызвано в основном дезинтеграционными факторами, описанными выше.
Характеристика торговых взаимосвязей стран СНГ в 1990-е — 2000-е гг. представлена в табл. 2 и 3.
Можно отчетливо видеть неровную динамику объемов взаимной торговли стран-участниц СНГ (см. табл. 2).
Таким образом, мы видим, что, несмотря на то, что торговля внутри СНГ носит достаточно интенсивный характер, ее экономические показатели растут не слишком высокими темпами. Наиболее крупным торговым партнером всех стран СНГ остается Российская Федерация, большинство государств Содружества уделяют большое внимание развитию торговых связей именно с ней.
Оценивая уровень взаимных торгово-экономических связей на пространстве Содружества, можно сделать вывод, что хозяйственное взаимодействие стран СНГ сталкивается с объективными проблемами и трудностями. Значительные различия в уровне социально-экономического развития, направленности и темпах проводимых экономических и политических реформ,
60
ЕВРАЗИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ
Таблица 1
Характеристика группировок внутри СНГ
Группировка, год создания Основные документы Влияние на развитие взаимосвязей
Таможенный союз 1. Первый Договор 1995 г. о Таможенном союзе Казахстана, России и Белоруссии (в 1996 г. к нему присоединились Киргизия, Узбекистан и Таджикистан). 2. Договор от 29.03.1996 г. об углублении интеграции в экономической и гуманитарных областях. 3. Договор от 26.02.1999 г. о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве. Заключение соглашений оказало благоприятное влияние на динамику торгово-экономических отношений между странами, в том числе и с Россией. За период 1995-1998 гг. товарооборот с России с ними увеличился на 27%, в то время, как с остальными сократился на 35%. В принятых документах были определены главные направления сотрудничества — формирование зоны свободной торговли, единой таможенной территории, взаимоотношений с третьими странами, развитие общего рынка услуг и труда, общего аграрного рынка, научно-технического и информационного пространства.
Союз России и Белоруссии 1. Соглашение о создании союзного государства Российской Федерации и Республика Беларусь от 02.04.1996 г. 2. 1999 г. Договор о создании Союзного государства Российской Федерации и Республика Беларусь Создание единого экономического пространства, проведение согласованной внешней политики и политики в области обороны, формирование единой правовой системы, проведение согласованной социальной политики, обеспечение безопасности и взаимовыгодного сотрудничества в Европе и во всем мире, развитие Содружества Независимых Государств. Также к основным принципам относятся: действие единых принципов взимания налогов, общий рынок ценных бумаг, применение единых ставок рефинансирования и общих норм резервных требований к банкам и т.д.
ГУУАМ 10.10.1997 г. во время встречи президентов Грузии, Украины, Азербайджана и Молдовы во французском городе Страсбурге была одобрена идея создания неформального объединения стран. 24 апреля 1999 г. Узбекистан заявил о присоединении к данному региональному объединению. 22.04.2005 г. — подписание декларации «Во имя демократии, стабильности и развития» и совместного заявления «Создавая демократию от Балтики до Чёрного моря» Май 2005 г. — выход из состава объединения Узбекистана. 23.05.2006 г. — подписание Устава Организации за демократию и экономическое развитие — ГУАМ (ОДЭР-ГУАМ). Основными целями создания данного объединения являются следующие аспекты: политическая сфера; борьба с этнической нетерпимостью. Сепаратизмом, религиозным экстремизмом и терроризмом; миротворческая деятельность; интеграция в европейские структуры и сотрудничество с НАТО в рамках программы «Партнерство ради мира».
ЦентральноАзиатское экономическое сотрудничество 1.1993 г. Договор о создании Экономического союза между Республикой Казахстан, Кыргызской республикой и Республикой Узбекистан. 2. 30.04.1994 г. в г. Чолпон-Ата между ними был подписан Договор о создании единого экономического пространства. 30.03.1994 г. к нему присоединилась четвертая страна — Таджикистан, о чем был подписан соответствующий протокол в г.Ташкенте. 3. 17.07.1998 г. Соглашение о переименовании в ЦаЭС. 4. 18.10.2004 г. на саммите ЦаЭС в Душанбе был подписан Протокол о присоединении России к данной организации. 5. 06.10.2005 г. на саммите ЦаЭС в Санкт-Петербурге подписан протокол о присоединении ЦаЭС к ЕврАзЭс. Согласно статьям 3 и 4 данного договора, основными целями при формировании единого экономического пространства являются: создание необходимых правовых и организационных условий для свободного перемещения капиталов и рабочей силы; создание условий для добросовестной конкуренции, включая механизм антимонопольного регулирования; обеспечение развития прямых экономических связей между хозяйствующими субъектами и создание благоприятных условий для укрепления производственной кооперации; упрощение таможенных процедур и т.д.
ЕврАзЭС К настоящему времени подписано несколько основополагающих документов В том числе: 1. Договор об учреждении ЕврАзЭС 10.10.2000 г. (вступил в силу 30.05.2001 г.); 2. 24.01.2006 г. подписан Протокол о присоединении Узбекистана к ЕврАзЭС (членство этой страны приостановлено в 2008 г.); и др. ЕврАзЭС будет функционировать до 2015 г., когда предполагается сформировать Евразийский экономический союз. В принятых документах страны-участницы ставят перед собой задачи: согласование структурных реформ экономики стран-участниц, создание единой транспортной структуры и единого транспортного рынка, введение единого таможенного тарифа, гармонизация национальных законодательств, выработка общего политического курса по отношению к международным организациям. Центральным органом стал Интеграционный комитет. Созданы также Межпарламентская ассамблея и Суд сообщества.
Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана 06.10.2007 г. в Душанбе подписан Договор России, Белоруссии и Казахстана о создании Таможенного союза и единой таможенной территории
Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) 1. в 1996 г. была организована «Шанхайская пятерка» (Россия, Китай, Казахстан, Киргизия, Таджикистан). 2. Декларация о создании 11ЮС. 3. Совместное заявление о подключении Узбекистана к механизму «Шанхайской пятерки». 4. Хартия ШОС 07.06.2002 г. Цели и задачи: развитие многопрофильного сотрудничества в целях поддержания мира и стабильности в регионе, содействия построению регионального политического и экономического международного порядка.
Составлено по: материалам официального сайта Исполнительного комитета СНГ www.cis.minsk.by
6 1
ЕВРАЗИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ
Динамика взаимной торговли стран СНГ в 2000—2012 гг. (млн долл.) [7]
Таблица 2
страна 2000 2011 2012
всего Страны СНГ Др. страны всего Страны СНГ Др. страны всего Страны СНГ Др. страны
ЭКСПОРТ
Азербайджан 1745 235 1510 26571 2924 23647 23908 1252 22656
Армения 300 73 227 1334 268 1066 1380 337 1043
Беларусь 7326 4399 2927 41419 20375 21044 46060 23693 22367
Казахстан 8812 2337 6475 87603 12214 75389 86442 11411 75031
Кыргызстан 511 214 297 2242 1020 1222 1928 1126 802
Молдова 472 276 196 2217 919 1298 2162 928 1234
Россия (млрд долл.) 103,1 13,8 89,3 516,7 79,4 437,3 525,4 78,1 447,3
Таджикистан 784 374 410 1257 180 1077 1360 240 1120
Украина 14573 4498 10075 68394 26177 42217 68810 25303 43507
ВСЕГО по СНГ (млрд долл.) 137,7 26,3 111,4 747,8 143,5 604,3 757,4 142,4 615,0
ИМПОРТ
Азербайджан 1172 375 797 9756 2553 7203 9653 2378 7275
Армения 885 174 711 4145 1209 2936 4262 1335 2927
Беларусь 8646 6070 2576 45759 28095 17664 46404 30141 16263
Казахстан 5040 2732 2308 37056 18885 18171 46302 22056 24246
Кыргызстан 558 302 256 4261 2178 2083 5576 2889 2687
Молдова 776 260 516 5191 1713 3478 5313 1624 3589
Россия (млрд долл.) 33,9 11,6 22,3 305,8 44,9 260,9 314,2 41,7 272,5
Таджикистан 675 560 115 3206 1837 1369 3778 2072 1706
Украина 13956 8040 5916 82608 37212 45396 84658 34453 50205
ВСЕГО по СНГ (млрд долл) 65,6 30,1 35,5 497,7 138,5 359,2 520,0 138,6 381,4
ТОВАРООБОРОТ
Азербайджан 2917 610 2307 36327 5477 30850 33561 3630 29931
Армения 1185 247 938 5479 1477 4002 5642 1672 3970
Беларусь 15972 10469 5503 87178 48470 38708 92464 53834 38630
Казахстан 13852 5069 8783 124,65 млрд 31099 93560 132,74 млрд 33467 99277
Кыргызстан 1069 516 553 6503 3198 3305 7504 4015 3489
Молдова 1248 536 712 7408 2632 4776 7475 2552 4923
Россия (млрд долл.) 137,0 25,4 111,6 822,5 124,3 698,2 839,6 119,8 719,8
Таджикистан 1459 934 525 4463 2017 2446 5138 2312 2826
Украина 28529 12538 15991 151,0 млрд 63389 87613 153,47 млрд 59756 93712
ВСЕГО по СНГ (млрд долл) 203,3 56,4 146,9 1245,5 282,0 963.5 1277,4 281,0 996,4
Составлено по материалам Межгосударственного статистического комитета СНГ www.cisstat.com/rus/macro02.htm
Таблица 3
Удельный вес стран СНГ и других стран в общем объеме экспортно-импортных операций (%) в 2000-е годы [7].
страна 1996 г. (всего 100%) 2000 г. (всего 100%) 2006 г. (всего 100%) 2011 г. (всего 100%) 2012 г. (всего 100%)
Страны СНГ Другие страны Страны СНГ Другие страны Страны СНГ Другие страны Страны СНГ Другие страны Страны СНГ Другие страны
Азербайджан 45 55 21 79 12 88 15 85 11 89
Армения 63 37 21 79 19 81 27 73 30 70
Беларусь 63 37 66 34 55 45 56 44 52 48
Казахстан 55 45 37 63 23 77 25 75 25 75
Кыргызстан 66 34 48 52 35 65 49 51 54 46
Молдова 63 37 43 57 54 46 36 64 34 66
Россия 19 81 19 81 15 85 15 85 14 86
Таджикистан 34 66 64 36 27 73 45 55 45 55
Украина 53 47 44 56 25 75 42 58 39 61
Рассчитано по материалам Межгосударственного статистического комитета СНГ www.cisstat.com/rus/macro02.htm
62
ЕВРАЗИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ
■Я
во внешнеполитической и внешнеэкономической ориентации, а также неурегулированные межгосударственные и межнациональные конфликты не обеспечивают благоприятных внутренних и внешних условий для интеграционных процессов в Содружестве, в том числе для создания зоны свободной торговли.
Внешнеторговая политика стран Содружества Независимых Государств имеет ряд особенностей в страновом разрезе. Можно выделить два этапа ее развития.
Первый (1991-1995 гг.) связан с отказом от принципов централизованно планируемой экономики и переходом к рыночной экономике, а второй (1996 — настоящее время) с проведением переговоров и попытками формирования региональных группировок, зоны свободной торговли и таможенного союза.
Внешнеторговые режимы стран СНГ отличаются большим разнообразием: либеральный режим характерен для Киргизии, Армении, Молдавии. Жестко ограничительный режим применяется в Беларуси, Узбекистане, Туркменистане и Таджикистане вследствие медленных темпов проведения макроэкономических реформ и мер по реструктуризации национальных экономик. Промежуточное положение занимают Россия, Украина. Азербайджан и Казахстан. Практически во всех странах СНГ сохранились государственные торговые компании, имеющие преимущественное право на ведение внешнеторговых операций (например, в сфере торговли вооружениями; в России — Рособоронэкспорт). Велика роль государства во внешней торговле Беларуси, в экспорте хлопка из Узбекистана, экспорте нефти из Азербайджана, вывозе алюминия из Таджикистана, экспорте нефти из Туркменистана [8]. Серьезную проблему представляет тот факт, что не все государства Содружества являются членами ВТО, а только Армения, Киргизстан, Украина, Молдова и Россия (причем Российская Федерация присоединилась к этой организации лишь в августе 2012 года) [9].
Кроме того, в целом практически все страны СНГ отличаются низким уровнем защиты интеллектуальной собственности, слабой дисциплиной выполнения контрактов, низким уровнем прозрачности таможенных и иных процедур, причем даже в тех сферах, где применяется адекватное многосторонним договоренностям в рамках ВТО внешнеторговое законодательство.
Приведенные выше статистические данные о взаимной торговле стран Содружества, ее аналитические оценки, а также выделенные особенности развития интеграционного процесса в СНГ позволяют сделать следующие выводы:
— торговые отношения между участниками СНГ развиваются очень непросто, под действием большого числа факторов, причем влияние политических глубже и значительнее, чем экономических и остальных;
— в 2000-е годы в СНГ прослеживается отчетливая тенденция его раздробления на субрегиональные группировки, в рамках которых интеграционные взаимосвязи глубже, а торгово-экономические отношения развиваются более активно (прежде всего — это Таможенный союз России, Беларуси и Казахстана);
— некоторые страны СНГ практически не осуществляют торговлю (или ее объемы чрезвычайно малы) с другими участниками. Однако торговые отношения с Россией поддерживают все без исключения;
— одним из ведущих торговых партнеров стран СНГ становится Китай, который к тому же входит в одну из субрегиональных группировок — ШОС;
— объемы внешней торговли стран СНГ со странами, не входящими в группировку, намного больше и возрастают более динамично, чем между странами-участницами;
— дальнейшее развитие торговых взаимосвязей в СНГ будет напрямую зависеть от темпов и особенностей развития интеграционных процессов в Содружестве.
Литература
1. Волков С.Д., Кокушкина И.В. Особенности экономической интеграции на постсоветском пространстве // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. — 2012. — № 12. — С.38-48.
2. Пугачев В. Модель многоуровневой разноскоростной интеграции жизненно необходима СНГ // Официальный сайт Исполнительного комитета СНГ. 24.09.2013. www.cis.minsk.by/news.php.sid=2022.
3. Троицкий В.А. Правовые основы ассиметричной интеграции в рамках соглашения о Едином экономическом пространстве // Проблемы современной экономики. — 2005. — № 1/2(13/14). //www.m-economy.ru/art.php?nArted=753.
4. www.cis.minsk.by Официальный сайт Исполнительного комитета СНГ.
5. Doing Business 2013 // www.doingbusiness.org/ranking
6. Актуальные проблемы внешнеэкономической стратегии России / Под ред. С.А. Ситаряна. — М.: Наука, 2003. — Гл. 4.
7. Межгосударственный статистический комитет СНГ. www.cisstat.com/rus/macro02.htm.
8. http://www.mgimo.ru/files/31261/31261.pdf.
9. www.wto.org/numbers.
63