Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНЫХ УСЛОВИЙ ТРУДА В РОССИИ'

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНЫХ УСЛОВИЙ ТРУДА В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
147
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ПРИНЦИПЫ / ОХРАНА ТРУДА / БЕЗОПАСНЫЕ УСЛОВИЯ ТРУДА / ГИГИЕНА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чудовский Вадим Игоревич

В статье, рассмотрены принципы определяющие основные направления по осуществлению государственной политики, направленной на обеспечение условий труда, отвечающих требованиям безопасности и гигиены на производстве, предотвращения несчастных случаев и профессиональных заболеваний. И сделаны выводы о возможных путях совершенствования реализации указанных принципов государственной политики, в условиях существования многоукладной экономики и потери государством статуса единого существующего работодателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF IMPLEMENTATION OF THE PRINCIPLES OF STATE POLICY TO ENSURE SAFE WORKING CONDITIONS IN RUSSIA

In the article, the principles defining the main directions for the implementation of state policy aimed at ensuring working conditions that meet the requirements of safety and hygiene at work, prevention of accidents and occupational diseases are considered. And conclusions are drawn about possible ways to improve the implementation of these principles of state policy, in the conditions of the existence of a multi-layered economy and the loss of the status of a single existing employer by the state.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНЫХ УСЛОВИЙ ТРУДА В РОССИИ»

УДК 349.2

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНЫХ УСЛОВИЙ ТРУДА В РОССИИ

Чудовский Вадим Игоревич

Доцент кафедры правоведения, Севастопольского экономико-гуманитарного института (филиал) Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского vchudovskiy4@gmail. com

В статье, рассмотрены принципы определяющие основные направления по осуществлению государственной политики, направленной на обеспечение условий труда, отвечающих требованиям безопасности и гигиены на производстве, предотвращения несчастных случаев и профессиональных заболеваний. И сделаны выводы о возможных путях совершенствования реализации указанных принципов государственной политики, в условиях существования многоукладной экономики и потери государством статуса единого существующего работодателя.

Ключевые слова: правовое обеспечение, принципы, охрана труда, безопасные условия труда, гигиена, государственная политика.

PROBLEMS OF IMPLEMENTATION OF THE PRINCIPLES OF STATE POLICY TO ENSURE SAFE WORKING CONDITIONS IN RUSSIA

Chudovsky Vadim Igorevich

Associate Professor of the Department of Law, Sevastopol Economic and Humanitarian Institute (branch)

V.I. Vernadsky Crimean Federal University

vchudovskiy4@gmail.com

In the article, the principles defining the main directions for the implementation of state policy aimed at ensuring working conditions that meet the requirements of safety and hygiene at work, prevention of accidents and occupational diseases are considered. And conclusions are drawn about possible ways to improve the implementation of these principles of state policy, in the conditions of the existence of a multi-layered economy and the loss of the status of a single existing employer by the state.

Keywords: legal support, principles, labor protection, safe working conditions, hygiene, state policy.

Государственная политика в области обеспечение условий труда для трудоспособных граждан, которые отвечают требованиям безопасности и гигиены обеспечивается прежде всего совместными действиями органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, работодателями, объединениями работодателей, деятельностью профсоюзных организаций и их объединений, уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда. Однако в основе проведения такой политики, прежде всего лежат принципы, которые являются исходными положениями охраны труда, и они подлежат не

только признанию, но и повседневной реализации, которая служит гарантом безопасности труда. Переход России на условия рыночной экономики, привел к увеличение частного сектора трудоустройства, что повлекло за собой ослабление государственного контроля и надзора за обеспечением безопасных условий труда на местах, и как следствие снижение эффективности проводимой государственной политики, основанной на соблюдении принципов.

Правовые принципы являются идеологической категорией и в связи с этим они, как и право в целом, выступают формой общественного сознания, которое осуществляет идейное, информационно-воспитательное

влияние общего характера, фактически осуществляет функцию совокупного закрепления общественных отношений.

Правовые принципы образовывают основное содержание права и в следствии этому получают все его свойства и функции, то есть по сути правовые принципы носят характер обязательных, нормативно-регулятивных,

обусловленных, и так далее. Осуществляют социальную функцию, задачей которой является регулирование и охрана общественных отношений, помимо этого они являются самостоятельной юридической категорией, то есть имеют признаки, отделяющие их от всех иных категорий в целом.

Российские ученые в области трудового права отмечают, что государственная деятельность в сфере охраны труда, которая призвана создать систему мероприятий по сохранению жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, должна осуществляться в соответствии с принципами, указанными в ст. 210 Трудового кодексы РФ, среди которых можно выделить такие как: обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников; государственное управление охраной труда; предупреждение производственного травматизма и

профессиональных заболеваний; участие государства в финансировании мероприятий по охране труда; разработка мероприятий по улучшению условий и охраны труда; проведение эффективной налоговой политики,

стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников; создание условий для формирования здорового образа жизни работников; установление гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда; организация мониторинга состояния условий и охраны труда и государственной статистической отчетности об условиях труда, а также о производственном травматизме,

профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях; обеспечение социальной защиты работников посредством обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и экономической заинтересованности работодателей в снижении профессиональных рисков; защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, включающий в себя

проведение проверок соблюдения

государственных нормативных требований охраны труда; содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда [2].

В целях выполнения вышеуказанных норм, на территории Российской Федерации проводиться государственная политика, направленная на сохранение здоровья трудоспособного населения, реализуемая Министерством труда и социальной защиты по согласованию с Министерством здравоохранения РФ. В рамках осуществления такой политики принимаются и в дальнейшем реализуются такие программы как: 1) «Содействие занятости населения»; 2) «Доступная среда»; 3) «Развитие здравоохранения»; 4) «Повышение безопасности дорожного движения» и т.д. На Федеральную инспекцию по трудовую возложена задачи по проведению мероприятий направленных на предотвращение несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний, обеспечение безопасности и гигиены труда, в число которых входит осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением безопасных условий труда, осуществляет информирование и консультирование работодателей а также работников по вопросам связанным с соблюдением трудового законодательства, информирует общественность о выявленных случаях нарушениях трудового законодательства, публикует ежегодные доклады о соблюдении норм действующего законодательства, а также выполняет иные полномочия в соответствии с федеральными законами.

Однако не следует забывать, что реализация установленных в трудовом кодексе принципов, как и всей государственной политики в целом, направленной на реализацию безопасных условий труда, обеспечивается не только согласованными действиями органов

государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления, но и самими работодателями в частности.

На работодателя возлагается

необходимость перед началом трудового процесса, обеспечить безопасность трудового коллектива при эксплуатации инструментов, оборудования, сырья, материалов, выдать средства индивидуальной защиты,

организовывать проведение медицинских профилактических осмотров соответствующих требованиям Министерства здравоохранения РФ, обеспечить состояние помещений, зданиях, сооружений, требованиям пожарной

безопасности, санитарно-гигиенического

состояния, принять меры по предотвращению возможных аварийных ситуаций, предоставить необходимый комплект нормативных актов содержащих требования по охране труда, проводить соответствующие инструктажи

трудового коллектива, организовывать контроль за состоянием труда на рабочих местах, выполнять все предписания должностных лиц Роструда и иных госорганов, что влечет определенные финансовые затраты.

На фоне существования многоукладной экономики, постоянно растущего количества собственников средств производства и как следствие увеличение частного сектора работодателей, которые в условиях современных реалий стремятся любой ценой быстро накопить первоначальный капитал для дальнейшего развития предпринимательской деятельности либо погашения имеющейся задолженности по банковскому займу, присутствует и явное ослабление государственного надзора и контроля за обеспечением труда соответствующего требованиям безопасности и гигиены, на которые абсолютно в праве рассчитывать трудоспособные граждане согласно ст. 37 Конституции РФ.

В условиях рыночных отношений, государственное регулирование охраной труда не может быть достаточно эффективным без использования экономических стимулов. В силу

этого, актуальной задачей на сегодня является теоретическая разработка и нормативное закрепление порядка определения фактического состояния охраны труда на действующих предприятиях, а также правовое обеспечение соотношения размеров платежей в фонд социального страхования с реальным состоянием охраны труда на предприятии, с той целью, чтоб фонд выполнял роль экономического стимула по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности.

Также успешное регулирование отношений в сфере охраны труда на современном этапе, предусматривает совершенствование обязанностей собственника по обеспечению охраны труда, в следствии чего необходимо предусмотреть нормы, которые обязывают собственника учитывать все предложения работника по вопросам улучшения условий труда и в определенный срок письменно сообщать работнику время и сроки реализации его предложения, или по какой причине оно было отклонено.

ЛИТЕРАТУРА

1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).

2. "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 25.02.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022).

ЮРИСПРУДЕНЦИЯ, ПОЛИТИЧЕСКИЕ

ВЗГЛЯДЫ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.