Научная статья на тему 'Обеспечение достойных условий и безопасности труда в контексте государственной социальной политики'

Обеспечение достойных условий и безопасности труда в контексте государственной социальной политики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
828
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ ТРУДА / SAFETY OF WORK / УСЛОВИЯ ТРУДА / WORKING CONDITION / ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ТРАВМАТИЗМ / OPERATIONAL INJURIES / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ / OCCUPATIONAL DISEASES / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА / SOCIAL POLICY OF THE STATE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кубишин Е. С.

В статье рассмотрена проблема обеспечения достойных условий труда в Российской Федерации и определены направления повышения безопасности труда как части государственной социальной политики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Providing worthy conditions and safety of work in the context of the state social policy

The issue of providing worthy working conditions in the Russian Federation is considered in the paper. The directions of increase in safety of work as parts of the state social policy are defined as well.

Текст научной работы на тему «Обеспечение достойных условий и безопасности труда в контексте государственной социальной политики»

Вестник Института экономики Российской академии наук

5/2017

Е.С. КУБИШИН кандидат экономических наук, доцент, старший научный сотрудник Института экономики РАН

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТОЙНЫХ УСЛОВИИ И БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА В КОНТЕКСТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

В статье рассмотрена проблема обеспечения достойных условий труда в Российской Федерации и определены направления повышения безопасности труда как части государственной социальной политики.

Ключевые слова: безопасность труда, условия труда, производственный травматизм, профессиональные заболевания, социальная политика государства.

Безопасность труда как социально-экономическая проблема

Сокращение численности трудоспособного населения России выдвигает в число приоритетных задачу более полного и эффективного использования имеющихся ресурсов труда. Одним из направлений сбережения трудового потенциала страны является обеспечение достойных условий труда.

К числу важнейших характеристик достойного труда относится безопасность на рабочем месте, безопасность труда (work security), под которой понимается обеспечение здоровых и безопасных условий труда, безопасность производственного оборудования, безопасные методы и приемы выполнения работ персоналом, обеспеченность работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, недопущение чрезмерной интенсификации труда, контроль продолжительности рабочего времени, что позволяет снизить профессиональные риски, связанные с производственным травматизмом и профессиональными заболеваниями.

Обеспечение безопасности человека в процессе трудовой деятельности наряду с регулированием рынка труда и занятости населения, социальным страхованием и социальной защитой - это важное направ-

JEL: J28.

ление социальной политики государства как системной деятельности, направленной на жизнеобеспечение населения. Конечной целью всех мероприятий, касающихся обеспечения достойных условий труда и его безопасности, является предупреждение и защита работников от неблагоприятного, вредного и опасного воздействия факторов производственной среды и трудового процесса, их приспособление к физиологическим и психологическим особенностям трудящихся. Однако у проблемы безопасности труда есть и другой, чисто экономический аспект. По данным Доклада 2014 г. о реализации государственной политики в области условий и охраны труда в Российской Федерации, подготовленного Министерством труда и социальной защиты РФ и ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт охраны и экономики труда» Минтруда России, экономические затраты и потери, связанные с состоянием условий труда, оцениваются в 1,29 трлн руб., или 1,8% ВВП. В масштабах национальной экономики потери фактически отработанного рабочего времени вследствие производственного травматизма, профзаболеваний, дополнительных отпусков и сокращенного рабочего времени составили в 2014 г. 107,9 млн человеко-дней, что равносильно невыходу на работу в течение года почти полумиллиона человек. Объемы невыпущенной по этой причине продукции оценены в 431 млрд руб., в том числе недополученных налоговых поступлений - почти в 60 млрд руб.1

В круг индикаторов, позволяющих проводить оценку состояния и динамики безопасности труда, входит информация об условиях труда, продолжительности рабочего дня (недели) и отпуска, о наличии льгот по месту работы, системе охраны труда, содержащаяся в официальных статистических источниках, а также субъективные оценки трудовой среды самими работниками, получаемые в ходе анкетных опросов и социологических исследований. Причем последние могут расходиться с первыми.

Характеристика условий труда в России

Одной их важнейших объективных характеристик условий труда является состояние и динамика производственного травматизма. Публикуемые статистические данные об уровне производственного травматизма в Российской Федерации свидетельствуют об устойчивом снижении этого показателя начиная с 90-х годов ХХ в. Так, с 1990 по 1999 г. уровень травматизма снизился на 21,2%. В 2000-е годы темпы снижения показателей травматизма ускорились: за период 2005-

1 Мониторинг условий и охраны труда в Российской Федерации. 2014. ФГБУ «ВНИИ охраны и экономики труда» Минтруда России Москва, 2015. С. 7-8.

2016 гг. число пострадавших от несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности сократилось почти втрое (с 78 до 27 тыс. человек, или с 3,1 до 1,3 случаев в расчете на 1000 работающих), в том числе со смертельным исходом - с 3 до 1,3 тыс. человек2.

Гораздо менее оптимистичной за рассматриваемый период была динамика профессиональной заболеваемости: число лиц с впервые установленными профессиональными заболеваниями (отравлениями) в 2016 г. сократилось по сравнению с 2005 г. всего на треть3.

Производственный травматизм, являясь прямым следствием неудовлетворительного состояния условий и охраны труда, приводит к значительным потерям трудового потенциала страны. Так, потери рабочего времени по причине несчастных случаев на производстве в 2016 г. составили 1,3 млн человеко-дней4, а средняя продолжительность нетрудоспособности в расчете на одного пострадавшего, по данным Росстата, превышает 1,5 месяца, составляя 49 дней.

Одной из важнейших причин снижения регистрируемого количества несчастных случаев на производстве в России явилось сокращение численности занятых в наиболее травмоопасных видах экономической деятельности - на 7,1% за период с 2005 по 2016 гг. При этом в сельском хозяйстве это сокращение составило 16,1%, в обрабатывающих производствах - 15,7%, в организациях связи - 11%, на предприятиях по добыче полезных ископаемых - 3,0%, в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды - 1,1%. И только в строительстве и на транспорте имел место рост, соответственно, на 11,0% и 7,5%5.

Наблюдаемое в России снижение официально регистрируемых уровней производственного травматизма, в том числе со смертельным исходом, происходит на фоне роста доли занятых во вредных и опасных условиях труда. По стране в целом за период 2010-2016 гг. этот рост составил 32,8%. Однако в таких травмоопасных видах деятельности, как обрабатывающие производства и строительство, рост был гораздо более значительным: на обрабатывающих предприятиях доля таких работников увеличилась на 42,5%, в строительстве - вдвое. На предприятиях связи соответствующий показатель вырос за рассматриваемый период на 47% (см. табл.).

Однако позитивная в целом динамика официальных статистических показателей не вполне отражает реальное положение вещей. Снижение, как уже отмечалось выше, происходит на фоне роста доли занятых во вредных и опасных условиях труда, сопровождается ростом

2 Россия в цифрах. 2017 / Стат. сб. С. 110.

3 Расчеты автора по: Россия в цифрах. 2017 / Стат. сб. С. 88.

4 Там же.

5 Там же. С. 93.

Вестник ИЭ РАН. №5. 2017 С. 47-60

тяжести получаемых травм и заболеваний и увеличением продолжительности нетрудоспособности. Сложившаяся ситуация усугубляется еще и тем, что на очень многих предприятиях всех форм собственности допускаются грубые нарушения законодательства о труде, его безопасности и гигиене, о чем свидетельствуют результаты проводимых Рострудом проверок соблюдения трудового законодательства. В 2016 г. в ходе таких проверок было выявлено 478,9 тыс. нарушений трудовых прав работников, из которых почти половина (44,6%) была связана с охраной труда6. Кроме того, на состоянии условий и охраны труда негативно сказывается действующая система компенсаций за работу во вредных и опасных условиях. Эта система приводит к тому, что вместо значительных вложений в модернизацию производства и в средства индивидуальной и коллективной защиты работодатель предпочитает доплачивать умеренные суммы к заработной плате работ-ника7. Последнего в условиях низкого уровня оплаты труда это тоже устраивает, поскольку улучшение условий труда приведет к отмене установленных компенсаций и, как следствие, - к ощутимым потерям в заработке (см. табл.).

К числу устанавливаемых работникам компенсаций (по степени охвата ими соответствующего контингента) относятся дополнительные отпуска (57,7% работающих во вредных и (или) опасных условиях, которым установлен хотя бы один вид гарантий и компенсаций), оплата труда в повышенном размере (в среднем 73,1% соответствующего контингента), бесплатное получение молока или других равноценных пищевых продуктов (в среднем 29,7%), досрочное назначение пенсии по старости (37%), сокращенная продолжительность рабочего времени (9,4%), предоставление бесплатного лечебно-профилактического питания (3,4% занятых в во вредных и (или) опасных условиях труда, имеющих компенсации), проведение медицинских осмотров (87,8%), досрочное назначение страховой пенсии (37% рассматриваемого контингента). Всего хотя бы один вид гарантий и компенсаций имеет менее половины (42,6%) списочной численности работающих во вредных и (или) опасных условиях8. При этом доля работников, полу-

6 Отчет о работе государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации за 2016 год. www.rostrud.ru/control/soblyudenie-zakonodatelstva-o-trude/?ID= 549754&8рЬга8е^=2018626.

7 По данным Росстата, в 2016 г. работодателями на мероприятия по охране труда было израсходовано в расчете на 1 работника 11479,8 руб.

8 Состояние условий труда работников, осуществляющих деятельность по сельскому хозяйству, охоте, лесному хозяйству, добыче полезных ископаемых, в обрабатывающих производствах, по производству и распределению электроэнергии, газа и воды, в строительстве, на транспорте и в связи Российской Федерации в 2016 году. Т. 1. М.: Росстат, 2017.

чающих компенсации, на протяжении последних лет сокращалась по всем видам компенсаций за исключением оплаты труда в повышенном размере и сокращения продолжительности рабочего времени в некоторых видах деятельности (обрабатывающие производства, строительство и транспорт). Последнее также можно рассматривать как своеобразную форму повышения оплаты труда. Одновременно, как видно из таблицы, динамика занятых, охваченных компенсациями за работу во вредных и опасных условиях, существенно уступала росту их доли в общем числе занятых соответствующими видами деятельности. Единственное исключение - предприятия связи, где доля работников, которым установлен хотя бы один вид компенсации, увеличилась даже более значительно, чем их удельный вес в общем числе занятых.

Также есть основания полагать, что регистрируемые показатели не отражают истинного уровня травматизма на производстве по причине сокрытия значительной части несчастных случаев от регистрации и учета, что частично подтверждают и результаты проверок государственных инспекций труда. По данным Федеральной службы по труду и занятости (Роструд), в течение 2016 г. в ходе проверок было выявлено 726 сокрытых несчастных случаев на производстве, из которых почти половина (342) - с тяжелыми последствиями и 213 (29%) -со смертельным исходом9. Кроме того, имеет место явное несоответствие соотношения показателей общего травматизма и травматизма со смертельным исходом. Так, анализ травматизма в разных странах Европы за ряд лет, проведенный Г.И. Тихоновой, А.Н. Чурановой и Т.Ю. Горчаковой, показал, что за рубежом в среднем на один случай гибели на производстве приходится от 500 до 2000 менее тяжелых травм. В России имеет место устойчивое снижение этого соотношения, которое составляет в настоящее время 1:22, что также свидетельствует об ухудшении регистрации и недоучете несчастных случаев на производстве [5].

В сокрытии несчастных случаев нередко заинтересованы сами работники, особенно там, где значительная часть заработной платы выдается в «конвертах». В случае производственной травмы больничный лист по временной нетрудоспособности оплачивается работнику исходя из размера официальной заработной платы, которая существенно ниже фактического заработка, а работодатель может предложить оплатить затраты и дать время на лечение без оформления временной нетрудоспособности. В результате сложившаяся практика ухода от налогообложения, особенно распространенная в орга-

9 Отчет о работе государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации за 2016 год. www.rostrud.ru/control/soblyudenie-zakonodatelstva-o-trude/7ID =549754&sphrase_id=2018626.

Таблица

Работники, занятые во вредных и (или) опасных условиях труда, по видам экономической деятельности и охвату компенсациями (на конец года; в процентах от общей численности работников организаций

соответствующего вида деятельности)

VI к>

I о

О 1—1 О VI

В организациях по видам экономической деятельности

Добыча полезных ископаемых Обрабатывающие производства Производство и распределение электроэнергии, газа и воды Строительство Транспорт Связь

Занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда

2010 г. 42,5 29,6 32,9 18,5 34,0 3,8

2016 г. 55,6 42,2 35,0 37,9 39,3 5,6

2016 г. к 2010 г., % 130,8 142,5 106,4 204,9 115,6 147,4

Работники, занятые во вредных и (или) опасных условиях труда, которым установлен хотя бы один вид компенсации

2010 г. 67,8 41,6 41,3 34,5 45,7 6,3

2016 г. 60,1 46,7 40,9 40,6 43,7 8,3

2016 г. к 2010 г., % 88,6 112,2 99,0 117,7 95,6 131,7

в том числе:

оплата труда в повышенном размере 2016 г. к 2010 г., % 132,7 127,4 100,3 216,8 156,3 108,8,6

1-п

П £

СЛ

к

к ж

<~> я3

Окончание табл.

п н И

а

я

Ш >

Я

к> о

В организациях по видам экономической деятельности

Добыча полезных ископаемых Обрабатывающие производства Производство и распределение электроэнергии, газа и воды Строительство Транспорт Связь

сокращенная продолжительность рабочего времени 2016 г. к 2010 г., % 92,9 125,0 75,0 214,3 161,1 43,8

ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск 2016 г. к 2010 г., % 69,0 86,4 70,7 87,9 82,4 43,6

досрочное назначение страховой пенсии 2016 г. к 2010 г., % 90,5 90,7 75,0 95,4 93,7 41,7

бесплатное лечебно-профилактическое питание 2016 г. к 2010 г., % 58,8 93,1 55,6 133,3 без изм. без изм.

бесплатное получение молока или других равноценных пищевых продуктов 2016 г. к 2010 г., % 68,1 69,5 56,3 69,3 51,0 29,4

Источник: расчеты автора по: Труд и занятость в России. 2015. Стат. сб. С. 191-197; Состояние условий труда работников, осуществляющих деятельность по сельскому хозяйству, охоте, лесному хозяйству, добыче полезных ископаемых, в обрабатывающих производствах, по производству и распределению электроэнергии, газа и воды, в строительстве, на транспорте и в связи Российской Федерации в 2016 г. Т. 1. М.: Росстат, 2017. С. 61-119.

сл

и>

низациях малого бизнеса, создает дополнительные предпосылки для сокрытия несчастных случаев. Нередки случаи и прямого давления работодателя на работника с целью вынудить его отказаться от оформления производственной травмы.

Таким образом, снижение официальных показателей производственного травматизма и профессиональной заболеваемости на фоне роста доли занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда отнюдь не свидетельствует о кардинальном улучшении условий и охраны труда на предприятиях России.

Дополнительными осложняющими положение факторами выступают сохраняющийся чрезвычайно высокий износ основных производственных фондов, использование устаревших технологий и неисправного оборудования, что неизбежно ведет к дальнейшему повышению профессиональных рисков, сопряженных с работой на таком оборудовании (хотя как отечественный, так и зарубежный опыт свидетельствуют, что техническое состояние оборудования оказывает значительное влияние на уровень производственного травматизма10). По данным за 2013 г., доля устаревшего промышленного оборудования (в возрасте 10 лет и старше), используемого в России, хотя и сократилась по сравнению с 2000 г., однако, все еще составляет около 80%. При этом на предприятиях нередко пытаются эксплуатировать не только 15-20-летнее, но даже полностью изношенное, давно выработавшее свой ресурс оборудование. Не случайно появилось множество фирм, которые реанимируют вышедшие из строя агрегаты, ремонтируют их, меняют приводы станков и т. п. Современного же оборудования, работающего менее 5 лет, в России едва ли более 5% [3], [1]. По данным Роструда, в 2015 г. по этим причинам произошло 63,6% общего количества несчастных случаев с тяжелыми последствиями. И этот показатель растет угрожающими темпами - в 2014 г. он составлял менее половины таких несчастных случаев (47,3%)11.

Нельзя обойти стороной и такое явление, как крайне слабая правовая грамотность самих работников в вопросах их трудовых прав, соблюдения этих прав и охраны труда. Так, проведенное Центром политики занятости и социально-трудовых отношений ИЭ РАН в январе - феврале 2015 г. выборочное обследование социальной защищенности и соблюдения социально-трудовых прав занятых в малом

10 Так, техническое перевооружение перерабатывающей промышленности в 70-80-х годах прошлого столетия позволило существенно снизить частоту несчастных случаев со смертельным исходом на предприятиях Японии, США, Великобритании, Германии, Италии, Франции. и Отчет о работе государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации за 2015 год. Данных за 2016 г. пока нет.

бизнесе Москвы показало, что о своих трудовых правах (правилах приема, увольнения, предоставления отпуска, условиях труда и проч.) хорошо осведомлены менее половины опрошенных (46,2%). Остальные осведомлены лишь частично (40,1%) или не осведомлены вообще

В этих условиях, а также учитывая сохраняющуюся сырьевую направленность российской экономики и преобладание в ней отраслей с высокими уровнями производственного травматизма и профзаболеваний, существенного сокращения рассматриваемых показателей в ближайшем будущем ожидать не приходится.

Государственная политика в сфере охраны труда: что сделано

В целях обеспечения достойных условий труда и повышения его безопасности за последние годы государством был принят ряд значимых мер. Прежде всего, это введение специальной оценки условий труда (СОУТ). Согласно соответствующему закону, вместо аттестации рабочих мест вводится новая для работодателя процедура - специальная оценка условий труда. Указанная мера значительно расширяет круг рабочих мест, подлежащих такой оценке, т. е. с 2014 г. (но не позднее 31 декабря 2018 г.) ее должны будут провести даже те работодатели, которые ранее были освобождены от аттестации рабочих мест. СОУТ представляет собой комплекс мероприятий по идентификации вредных или опасных факторов производственной среды и трудового процесса и по оценке уровня их воздействия на работника. СОУТ должна проводиться не реже одного раза в пять лет независимо от того, были ли в ходе предыдущей оценки выявлены вредные и (или) опасные факторы (ранее рабочие места освобождались от аттестации, если по ее итогам условия труда признавались безопасными). При этом в ряде случаев (изменение технологического процесса, организация новых рабочих мест, несчастный случай или профзаболевание, требование инспекции труда или профсоюзной организации и т. п.) СОУТ может проводиться и внепланово, т. е. до истечения 5 лет. Организовать и оплатить специальную оценку, как ранее и аттестацию рабочих мест, должен работодатель. При этом сама оценка проводится совместно работодателем и специализированной организацией, привлеченной на основании гражданско-правового договора. По итогам оценки составляется отчет, а ее результаты с 1 января 2016 г. должны передаваться в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда (ФГИС СОУТ). Если работодатель нарушил порядок проведения специальной оценки или не про-

(13,6%) [2].

вел ее, такие правонарушения влекут предупреждение или штраф в размере от 5 000 до 10 000 руб. для должностных лиц и лиц, осуществляющих деятельность без образования юридического лица, и от 60 000 до 80 000 руб. - для организаций12.

Согласно идее, заложенной в закон разработчиками, новая процедура позволяет работодателям мотивированно проводить измерения и декларирование условий труда (чего не было раньше), т. к. это увязано с экономическим стимулами (дополнительными тарифами отчислений в Пенсионный фонд, а для работодателей, постоянно обеспечивающих безопасные условия труда, - в виде сокращения финансовых отчислений в ФСС и ПФР, что будет означать снижение финансовой нагрузки на предприятие). СОУТ позволяет (также впервые в России) получить статистику о состоянии и оценку условий труда (которой сейчас в полном объеме нет, а есть только статистические данные по очень узкому кругу предприятий).

В период с апреля 2014 г. по ноябрь 2015 г. процедура спецоценки была проведена на 3,56 млн рабочих мест. По мнению Министра труда и социальной защиты РФ М. Топилина, ее результаты показали, что экономические стимулы начали работать и происходит сокращение количества рабочих мест с вредными и опасными условиями труда13.

Завершить работу по переходу на СОУТ планируется до 1 января 2019 г. В этой связи на интернет-портале Роструда начала действовать онлайн-инспекция, куда может обратиться не только работник со своими трудовыми проблемами, но где сам работодатель может пройти тестирование на знание трудового законодательства и требований норм охраны и безопасности труда. Работодатели, которые реально занимаются улучшением условий и безопасности труда, могут быть освобождены от плановых проверок инспекторами Роструда.

3 июля 2016 г. был подписан Федеральный закон № 277-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», направленный, среди прочего, и на совершенствование контрольно-надзорной деятельности в сфере трудовых отношений. Данный закон предполагает введение риск-ориентированного надзора, предполагающего, что как работодатели, так и работники обязаны более тщательно относиться к требованиям законодательства, но при этом должны обладать всей необходимой

12 Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ, вступивший в силу с 1 января 2014 г.

13 www.trudcontrol.ru/press/news/24556/ministr-truda-i-socialnoy-zashiti-rf-maksim-topilin-neobhodimo-stremitsya-k-nulevomu-travmatizmu.

информацией14. Намечается также внесение в закон принципиальных изменений, нацеленных на приоритет интересов работника и его здоровья на производстве, на усиление превентивной направленности службы охраны здоровья и профпатологии на предприятии, ведение реестров застрахованных и результатов медицинских осмотров. Однако слабым местом упомянутого закона является положение, согласно которому с 1 июля 2017 г. невозможно будет проверять исполнение норм, установленных еще советским законодательством, но сохраняющих свою актуальность и продолжающих действовать.

Расширенный круг вопросов охраны труда вошел также в Государственную программу содействия занятости населения, разрабатываемую Министерством труда и социальной защиты (в рамках Подпрограммы 3 «Развитие институтов рынка труда», мероприятия 3.3 и 3.4)15 и с 2014 г. - в ежегодные Доклады о результатах и основных направлениях деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.

Принятый еще в 1998 г. Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» № 125-ФЗ, практически ежегодно с тех пор изменявшийся и дополнявшийся, с 1 января 2017 г. действует в новой редакции, значительно расширенной и дополненной 38 новыми статьями. В 2015 г. Правительством РФ было принято решение о проведении на постоянной основе Всероссийской недели охраны труда16. В процессе разработки находится также государственная программа «Безопасный труд», которая будет носить организационно-методологический характер.

Нерешенным остается, однако, вопрос о том, в какой мере предлагаемые мероприятия подъемны и реализуемы на небольших предприятиях, где нарушение норм трудового права, включая условия труда, распространено значительно шире, чем на более крупных. Разумеется, введение системы электронных инспекторов и онлайн-инспекции -это шаг в сторону предприятий малого бизнеса, в определенной мере упрощающий для них контрольные процедуры. Однако сама система работает пока в тестовом режиме, а, кроме того, круг подлежащих контролю объектов, согласно закону № 426-ФЗ «О СОУТ», существенно расширен (например, за счет офисных работников, чьи рабочие места

14 Одной из важнейших обязанностей уже упоминавшейся выше онлайн-инспекции Роструда и ее электронных инспекторов как раз и является обеспечение работников и работодателей такой информацией.

15 На основе этого документа в ряде регионов России уже приняты региональные Государственные программы по улучшению условий и охраны труда.

16 В апреле 2017 г. в Сочи состоялась III Всероссийская неделя охраны труда.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вестник ИЭ РАН. №5. 2017 С. 47-60

ранее аттестации не подлежали). Вместе с тем по-прежнему не подлежат оценке рабочие места надомников, дистанционных работников и тех, кто вступил в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися ИП. Об условиях труда этих категорий работников практически ничего не известно. Остается неопределенным и предполагаемый упомянутым выше законом механизм действия экономических стимулов.

Государственная политика в сфере охраны труда:

17

что предстоит сделатьх/

Как бы ни были важны и социально значимы уже принятые меры, следует констатировать, что они носят разрозненный характер и не встроены в общую систему социальной политики как ее органическая часть. Для изменения сложившегося положения представляется необходимым осуществление ряда взаимосвязанных мероприятий.

Прежде всего для разработки и целенаправленного проведения государственной политики в области охраны, безопасности и гигиены труда как составной части социальной политики государства необходимо четко определить цель, на достижение которой эта политика будет направлена, а также стоящие перед обществом задачи, решение которых может обеспечить достижение поставленной цели. Такой целью, например, может быть создание условий труда, соответствующих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности.

Для достижения поставленной цели потребуется создание нового, адекватного современным условиям механизма (системы методов, инструментов, средств и институтов), обеспечивающего реализацию государственной политики в сфере охраны труда. Важным шагом в этом направлении должен стать уход от исключительно государственного патронажа социальной сферы в сторону государственно-частного партнерства, а также активное привлечение социальных партнеров, НКО, медицинских и научно-исследовательских учреждений, а также благотворительных организаций к выработке совместных решений в области охраны труда и их реализации на основе принципов дву- и трипартизма на всех уровнях управления. За государством при этом сохранились бы надзорные и законодательные функции. В предпринимательском сообществе уже есть осознание необходимости такого

17 В данном разделе использованы материалы, подготовленные автором и включенные в разделы 1.2 и 3.1 научного доклада И.В. Соболевой и Т.В. Чубаровой «Социальная политика в России - контуры новой модели». М.: Институт экономики РАН, 2017 [4, с. 18-19, 33-34].

подхода, и соответствующие органы уже создаются. Например, в Деловой России существует Комитет по охране труда и сохранению трудового потенциала, в Опоре России - Комитет по трудовым отношениям и охране труда.

В основу реформирования механизма охраны труда необходимо положить системный поход, основанный на защите от профессиональных рисков и включающий работу по следующим направлениям:

- лечебное (выявление и лечение профессиональных заболеваний на ранних стадиях, медицинская, социальная и профессиональная реабилитация и т. п.);

- профилактическое (профилактика травм, профессиональных и производственно обусловленных заболеваний);

- медико-статистический анализ здоровья работающих коллективов (включая медицинское наблюдение определенных контин-гентов работников до конца их жизни);

- оценка и прогнозирование профессиональных рисков и разработка мер по их снижению;

- социальное страхование профессиональных рисков (как на обязательной, так и на добровольной основе).

Учитывая, что обеспечение безопасных условий и охраны труда -важный ресурс повышения продолжительности жизни (в том числе трудовой) и благосостояния населения России, одной из главных задач должно стать внедрение идеологии сохранения жизни и здоровья работника, переход к системе профилактики травматизма и профзаболеваний. Иными словами, нужна такая модель, при которой работодатель не по принуждению, а по собственной инициативе будет стремиться поддерживать и обеспечивать безопасность труда на рабочем месте, включая обязательное предупреждение работника о возможных профессиональных рисках уже при приеме на работу и обязательное обучение навыкам безопасного труда и инструктаж по технике безопасности, до сих пор на многих предприятиях являющиеся формальностью.

Важно, чтобы у руководителей предприятий сформировалось понимание, что забота о сохранении жизни и здоровья работников экономически обоснована и выгодна. Внедрение процедуры специальной оценки условий труда в этой связи является шагом, безусловно, необходимым и положительным. Однако, учитывая ее обязательность и регулярность, а также то, что все затраты на ее проведение по-прежнему возлагаются на работодателя, круг которых, согласно закону № 426-ФЗ, существенно расширен, следует предусмотреть процедуры, препятствующие фиктивности таких СОУТ. Одной из таких процедур могло бы стать наделение профсоюзных организаций правом участия и контроля проверок условий труда, причем на всех пред-

приятиях и организациях, а не только на тех, где имеется профсоюзная ячейка.

Наконец, важной задачей социальной политики должна стать реализация мер, направленных на формирование и у работника, и у работодателя культуры охраны труда. Одна из таких мер - введение семестрового курса по изучению социально-трудового законодательства как обязательной дисциплины во всех учебных заведениях, начиная со старших классов средней школы, в средних профессиональных и высших учебных заведениях всех специальностей, направлений и профилей подготовки. Для предпринимателей соответствующее обучение (реальное, а не через предоставление свидетельства о его прохождении, которое можно и «купить») должно быть обязательным условием последующей регистрации предприятия. Такое обучение можно было бы организовать в виде кратких курсов на базе служб занятости и сделать полностью бесплатным для владельцев малых и индивидуальных предприятий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Голыми руками? econbez.ru/journal/cat/203.

2. Социально-экономическая защищенность населения столицы, занятого в малом бизнесе / Под ред. И.В. Соболевой. М.: ООО «ЭсПэХа», 2016.

3. Станки, станки, станки... 18/12/2015. aftershock.news/?q=node/358093.

4. Соболева И.В., Чубарова Т.В. Социальная политика в России - контуры новой модели: научный доклад. М.: Институт экономики РАН, 2017. inecon.org/docs/Soboleva_Chubarova_paper_2017.pdf.

5. Тихонова Г. И., Чуранова А.Н., Горчакова Т.Ю. Производственный травматизм как проблема социально-трудовых отношений в России // Проблемы прогнозирования. 2012. № 3.

E.S. KUBISHIN

PhD in economics, associate professor, senior research fellow of the Centre of employment policy and labor relations of the Institute of economics of the Russian academy of sciences, Moscow, Russia [email protected]

PROVIDING WORTHY CONDITIONS AND SAFETY OF WORK IN THE CONTEXT OF THE STATE SOCIAL POLICY

The issue of providing worthy working conditions in the Russian Federation is considered in the paper. The directions of increase in safety of work as parts of the state social policy are defined as well.

Keywords: safety of work, working condition, operational injuries, occupational diseases, social policy of the state.

JEL: J28.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.