Научная статья на тему 'Государственное регулирование охраны труда работников в процессе трудовой деятельности'

Государственное регулирование охраны труда работников в процессе трудовой деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
791
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
охрана труда / развитие общества / экономика / трудовая деятельность / индивидуальная защита / условия труда. / labor protection / development of society / economy / work / individual protection / working conditions.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Джаббарова Шоира Гаффаровна, Рустамов Эркин Эркамович

Статья посвящена обзору основополагающих документов в сфере охраны труда в мире, целенаправленной государственной политике в данной области в Республике Узбекистан по созданию благоприятных условий труда работников, обеспечивающей правовую защиту и свободу действий человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE REGULATION OF LABOR PROTECTION OF WORKERS ON JOB PROCESSION.

There is considered in the article the issues of labor protection in the Republic of Uzbekistan, creation of appropriate jobs conditions as well acts regulating those processes. There is provided review of fundamental documents in the field of labour protection in the world, to the purposeful public policy in this area in Republic of Uzbekistan.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование охраны труда работников в процессе трудовой деятельности»

Джаббарова Ш.Г.,

заведующая сектором НИЦ при ТГЭУ «Научные основы и проблемы развития экономики Узбекистана»; Рустамов Э.Э.,

заместитель начальника отдела демографии и рынка труда Министерства экономики Республики Узбекистан

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОХРАНЫ ТРУДА РАБОТНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ДЖАББАРОВА Ш.Г., РУСТАМОВ Э.Э. МЕЦНАТ ФАОЛИЯТИ ЖАРАЁНИДА ХОДИМЛАР МЕЦНАТИНИ МУЦОФАЗА К,ИЛИШНИ ДАВЛАТ ТОМОНИДАН ТАРТИБГА СОЛИШ

Маколада Узбекистонда мех,нат мух,офазаси сох,асидаги ходимларга к,улай мех,нат ша-роитлари яратилаётганлиги, ходимларнинг эркин х,аракатлари Узбекистон Республика-си конунчилиги билан х,имояланганлиги ва шу сох,адаги олиб борилаётган изчил давлат сиёсати ва хорижий давлатларда кулланиладиган шу сох,адаги асосий х,ужжатлар тах,лили акс этган.

Таянч иборалар: мех,нат мух,офазаси, жамият ривожи, иктисодиёт, мех,нат фаолияти, якка тартибдаги х,имоя, мех,нат шароити.

ДЖАББАРОВА Ш. Г., РУСТАМОВ Э. Э. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОХРАНЫ ТРУДА РАБОТНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья посвящена обзору основополагающих документов в сфере охраны труда в мире, целенаправленной государственной политике в данной области в Республике Узбекистан по созданию благоприятных условий труда работников, обеспечивающей правовую защиту и свободу действий человека.

Ключевые слова: охрана труда, развитие общества, экономика, трудовая деятельность, индивидуальная защита, условия труда.

DJABBAROVA SH.G. RUSTAMOV E.E. STATE REGULATION OF LABOR PROTECTION OF WORKERS ON JOB PROCESSION.

There is considered in the article the issues of labor protection in the Republic of Uzbekistan, creation of appropriate jobs conditions as well acts regulating those processes. There is provided review of fundamental documents in the field of labour protection in the world, to the purposeful public policy in this area in Republic of Uzbekistan.

Keywords: labor protection, development of society, economy, work, individual protection, working conditions.

На всех этапах развития общества понятие «охрана труда» представляет собой сложное, многоаспектное явление, а на практическом уровне, эффективная охрана труда возможна лишь при комплексном анализе и учете всех ее аспектов. Данное явление находится в поле зрения ряда наук: экономика, социология, медицина, юриспруденция и др.

В широком смысле охрана труда представляет собой упорядоченную систему сохранения жизни, здоровья работников в процессе их трудовой деятельности, включающую ряд необходимых мероприятий (правовых, организационно-технических, социально-экономических, лечебно-профилактических, санитарно-гигиенических, реабилитационных и др.). Основной целью исследования данного вопроса является рассмотрение некоторых особенностей государственного регулирования охраны труда, краткий анализ процесса формирования системы административного надзора в сфере охраны труда и правового обеспечения соответствующих мероприятий, осуществляемых государством.

Государственная политика в области охраны труда в Республике Узбекистан направлена на создание благоприятных условий труда работников, обеспечение правовой защиты и свободу действий человека.

Основополагающим документом в сфере охраны труда является статья 37 Конституции Республики Узбекистан, где указано: «Каждый имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые условия труда и на защиту от безработицы в порядке, установленном законом»1. В месте, с тем, в конституционном порядке закреплено признание приоритета общепринятых норм международного права. В качестве полноправного члена ООН Узбекистан присоединился к международным актам в области прав человека, принимая на себя обязательства по соблюдению и применению их в своей правовой практике.

В области прав человека универсальное значение международных актов проявляется в том, что в нормах национального законодательства Узбекистана, закреплен-

1 Конституция Республики Узбекистан. www.lex.uz.

ные ими положения должны осуществляться, в полной мере, применительно также и к законодательству об охране труда.

Трудовой Кодекс Республики Узбекистан, который содержит более 30 статьей регулирующих вопросы охраны труда -является важнейшим законодательным актом. Главными из них являются: обеспечение безопасных и здоровых условий труда; проведение инструктажа и обучение вопросам охраны труда; регламентация продолжительности рабочего времени на работах с неблагоприятными условиями труда для работников, имеющих особый характер труда и не достигших 18-летного возраста; обеспечение работников молоком, лечебно-профилактическим питанием, средствами индивидуальной защиты и гигиены; учет и расследование несчастных случаев, надзор и контроль над состоянием условий труда и др.2.

Государственное регулирование охраны труда осуществляется также и Законом Республики Узбекистан «Об охране труда». Этот Закон заложил правовую основу управления деятельностью предприятий всех форм собственности в создании и улучшении условий труда и производственного быта, в формировании системы социально-экономических, организационных, технических, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических основ и нормативного обеспечения вопросов охраны труда3.

За годы независимости, в целях обеспечения безопасности труда работников, принят Закон Республики Узбекистан «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» определяющий правовые, экономические и социаль-

2 Трудовой Кодекс Республики Узбекистан. www. lex.uz.

3 Закон Республики Узбекистан от 6 мая 1993 года №-839-XII «Об охране труда». www.lex.uz.

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2015, 8

ные основы обеспечения безопасной эксплуатации производственных объектов. Он направлен на предупреждение аварий, обеспечение готовности предприятий в их ликвидации и устранение последствий аварий на этих объектах1.

Вместе, с тем в целях сохранения здоровья и социальной защиты работников был принят Закон «Об обязательном государственном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Данный закон гарантирует социальную защиту граждан путем законодательного установления их прав на обязательное государственное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, обеспечение страхового возмещения в связи с причинением вреда здоровью и жизни работника в результате полученных травм и болезней. Одной из основных целей Закона является улучшение условий труда и состояния охраны труда, сохранение здоровья работников2.

В Законе «Об охране здоровья граждан» содержатся основные принципы охраны здоровья, в том числе социальной защищенности граждан в случае утраты трудоспособности, приоритета профилактических мер и др.3.

В целях обеспечения социальной защиты работников 2008 году 11 ноября был принят Закон Республики Узбекистан «Об обязательном страховании гражданской ответственности работодателя»4, которая имеет большое значение на пути развития данной сферы.

1 Закон Республики Узбекистан от 28 сентября 2006 года №ЗРУ-57 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». www.lex.uz.

2 Закон Республики Узбекистан от 10 сентября

2008 года №ЗРУ-174 «Об обязательном государственном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». www.lex.uz.

3 Закон Республики Узбекистан от 29 августа 1996 года №265-1 «Об охране здоровья граждан». www.lex.uz.

4 Закон Республики Узбекистан от 16 апреля

2009 года №ЗРУ-210 «Об обязательном страховании гражданской ответственности работодателя». www.lex.uz.

Для реализации этих и других основных законодательных актов в республике принимаются подзаконные нормативные Акты, которые по поручению Кабинета Министров Республики Узбекистан соответствующие министерства и ведомства разрабатывают и утверждают в пределах своих полномочий правила, нормы, положения, инструкции и другие нормативные документы. Помимо этого исполнительные органы государственной власти принимают постановления, приказы, положения, указания и др. документы.

Кроме того, в республике действуют общегосударственные нормативные документы, где также регламентируются вопросы здоровья, охраны и безопасности труда. Это - санитарные правила и нормы (Сан. ПН); Государственные стандарты системы безопасности труда (ГОСТ, ССБТ); строительные нормы и правила (СН и П); нормативы содержания вредных веществ (ПДК и ПДУ); нормативно-методические документы по отдельным вопросам, содержащие конкретные требования по безопасности и улучшению условий труда на производствах с вредными и опасными условиями труда, при изготовлении или применении той или иной продукции и др.

В целях государственного регулирования данного направления приняты ряд Постановлений Кабинета Министров Республики Узбекистан имеющие большое значение, это:

- «О мерах по разработке и производству средств индивидуальной и коллективной защиты в области охраны труда» (05.12.1995 г., № 450);

- «О пересмотре и разработке нормативных документов по охране труда» (от 12.07.2000 г., №267);

- «Об утверждении Правил возмещения вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей» (от 11.02.2005 г., № 60);

- «О дальнейшем совершенствовании деятельности Государственной инспекции Республики Узбекистан по безопасному ведению работ в промышленности, горном деле и коммунально-бытовом секторе» (от 29.05.2008 г., №114);

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2015, 8

- «Об организационных мерах по совершенствованию деятельности Министерства труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан по контролю и надзору за соблюдением законодательства о труде, занятости населения, социальной защите инвалидов и охране труда» (от 19.02.2010 г., № 29);

- «О дальнейшем совершенствовании мер по охране труда работников» (от 15.09.2014 г., № 263) и др.

В Трудовом Кодексе Республики Узбекистан предусматривается регулирование трудовых отношений и согласование социально-экономических интересов работников и работодателей, заключение коллективных договоров и коллективных соглашений в которых отводится место и вопросам условий труда и его безопасности.

Данная область в научной, методической и практической деятельности зарубежных стран давно уже стала предметом государственной политики. Обеспечение безопасности работников на производстве, улучшение условий труда, а так же создание эффективной системы управления охраной труда являются важнейшими проблемами, которыми в течение многих лет занимается мировая общественность. За рубежом в решении вопросов охраны труда использование экономического механизма становится определяющим фактором. Основные принципы государственной политики, принятые в международной практике, предусматривают:

• зависимость страхового тарифа от уровня безопасности предприятия;

• систему штрафов за нарушения требований безопасности и гигиены труда;

• освобождение от налогообложения средств, направляемых на мероприятия охраны труда;

• достаточный уровень оплаты последствий несчастных случаев за счет средств работодателей1.

Необходимо отметить, что в зарубежных странах вся ответственность за состояние условий и охраны труда возложена на работодателя, хотя государство нормирует и контролирует условия труда. При этом используется широкое участие

1 Хантер В. Безопасность и гигиена. - Люксембург, 1989. -С. 38.

негосударственных организаций в работе по техническому надзору за проведением испытаний технологий, оборудования, средств механизации и автоматизации, материалов и сырья на соответствие их безопасности для человека. В качестве средств усиления работ по совершенствованию охраны труда используются штрафы и механизм поощрения. При этом система штрафов дифференцирована по тяжести последствий от нарушений правил охраны труда2.

В управлении охраной труда весьма существенную роль занимает деятельность Международной Организации Труда (МОТ) которая создана в 1919 г. как Международная комиссия для выработки конвенций и рекомендаций по вопросам трудового законодательства и улучшения условий труда. В настоящее время МОТ объединяет представителей правительств, работодателей и работников.

Необходимость создания именно в тот период МОТ определялась следующими причинами:

Первая - политическая. Поводом для создания МОТ послужили революции в России и ряде других Европейских стран. В целях предотвращения разрешения возникающих в обществе противоречий взрывным, насильственным, революционным путем, организаторы МОТ решили создать международную организацию, призванную всемирно содействовать социальному прогрессу, установлению и поддержанию социального мира между различными слоями общества, способствовать разрешению возникающих социальных проблем эволюционным, мирным путем.

Вторая - социальная. Тяжелыми и неприемлемыми были условия труда и жизни трудящихся. Они подвергались жестокой эксплуатации, их социальная защита практически отсутствовала. Социальное развитие значительно отставало от экономического, что тормозило развитие общества.

Третья - экономическая. Стремление отдельных стран к улучшению положения трудящихся вызывало увеличение затрат, рост себестоимости продукции, что затрудняло конкурентную борьбу и требовало решения социальных проблем в большин-

2 ТааБ. ЕРК11Б 9406. Проект от 01.09.1996. -С.45.

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2015, 8

стве стран. В Преамбуле отмечается, что «не предоставление какой-либо страной трудящимся человеческих условий труда, является препятствием для других народов, желающих улучшить положение трудящихся в своих странах».

В настоящее время участниками МОТ являются более 180 государств мира. Согласно Уставу МОТ, одной из основных задач, этой организации, является защита работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Из более 300 конвенций и рекомендаций МОТ более трети прямо или косвенно связано с проблемами безопасности и гигиены труда, а более 40 документов посвящены непосредственно этим вопросам.

Наиболее важную роль, в сфере защиты труда, среди этих документов представляют: Конвенция «О безопасности и гигиене труда в производственной среде» (1981 г. № 155), Рекомендация «О безопасности и гигиене труда» (1961 г. № 164), Рекомендация «О производственной среде: загрязнение воздуха, вибрация» (1977 г. № 156), Конвенция (1985 г. № 161) и Рекомендация (1985 г. № 171) «О службах гигиены труда», Конвенция (1990 г. № 170) и Рекомендация (1990 г. № 177) «О безопасности при использовании химических веществ на производстве», Рекомендация (1929 г. № 31) «О предотвращении несчастных случаев на производстве», Конвенция и Рекомендация (1947 г. № 81) «Об инспекциях труда», Конвенция (1978 г. № 150) «О регулировании вопросов труда».

Деятельность МОТ в этой области направлена на улучшение общих условий организации и охраны труда, производственной среды, техники безопасности и гигиены труда, а в последние годы также на охрану и улучшение окружающей среды.

Важнейшим принципом, которым руководствуется МОТ в своей деятельности, в том числе в области социальной защиты работников, является принцип трехстороннего сотрудничества - государство - предприниматели - работники при выработке согласованной национальной социальной политики. Данный подход является важнейшим условием достижения согласия на всех этапах выработки решений и уровнях управления. Участие социальных партне-

ров в процессе принятия решений дает два преимущества: укрепляет обоснованность решений и обеспечивает более справедливое распределение плодов этих решений.

Международные нормы по охране труда настолько велики, что их невозможно не только рассмотреть, но даже перечислить. Отметим лишь наиболее общие и принципиальные из них.

В 1977 г. была принята Конвенция № 148 «О защите работников от профессионального риска, вызываемого загрязнением воздуха, шумом и вибрацией на рабочих местах», которая определяет защиту трудящихся от указанных рисков во всех отраслях экономики и предусматривает исключительную ответственность предпринимателей за охрану труда, предусмотренную национальным законодательством.

Конвенция предлагает правительствам установить критерии определения опасности указанных профессиональных рисков, информировать трудящихся и предпринимателей о необходимых защитных мерах, проводить инспекцию и осуществлять санкции в случаях нарушений норм техники безопасности и охраны труда.

В Конвенции также указывается, что если организационно-техническими мерами не удается довести уровень загрязнения воздушной среды, шума и вибрации до требуемых параметров, предприниматели обязаны обеспечить трудящихся необходимыми средствами индивидуальной защиты, информировать о существующей опасности и организовать обучение по самозащите.

В 1981 г. Генеральной Конференцией МОТ была принята Конвенция № 155 «О безопасности и гигиене труда в производственной среде»1 и соответствующие ей Рекомендации, которые впервые на международном уровне заложили основы национальной политики по этим вопросам, охватывающей всех трудящихся, а также все трудовые процессы и отрасли.

Цель такой политики заключается в обеспечении трудящимся-работникам безопасность труда путем предупреждения возможных несчастных случаи и повреждение здоровья, которые могут возникнуть

1 Конвенция №155 «О безопасности и гигиене труда в производственной среде». 1981. Генеральная Конференция МОТ.

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2015, 8

в результате работы или связанные с ней ситуации, сводя к минимуму, насколько это обоснованно и практически осуществимо, причины опасностей, свойственных производственной среде.

Международная Конвенция определяет основные сферы деятельности государственной политики, она устанавливает и подробно описывает серию мероприятий на национальном уровне и на уровне предприятия1.

В 1985 г. МОТ приняла Конвенцию № 161 «О службах гигиены труда»2. Данная Конвенция определяет, что эти службы могут создаваться в зависимости от обстоятельств либо как служба для одного предприятия, либо как общая служба для нескольких предприятий.

Республика Узбекистан в марте 1992 года стала полномочным членом МОТ и ратифицировала 11 конвенций, в том числе «О принудительном труде», «Об упразднении принудительного труда», «О дискриминации в области труда и занятий» и др.

Вопросы охраны труда и здоровья работников являются неотъемлемой частью стратегий стран Евросоюза, США и Канады.

В 2004 г. в Великобритании была принята Стратегия безопасности здоровья на рабочих местах. Основа стратегии заключается в том, что безопасность труда и здоровье работников является важной составляющей современного цивилизованного общества. Цель этой стратегии - снижение уровня смертности и тяжелых травм на производстве на 10%, уровня профессиональных заболеваний на 20%, потери рабочего времени по нетрудоспособности (заболеваний) до 30%3.

В США Стратегия охраны труда и безопасности рабочих мест является частью Стратегического плана Министерства труда Соединенных Штатов на финансовый период. В указанном документе отражены основные направления работы федерального ведомства, отвечающего за политику в сфере труда в ответ на вызовы XXI века.

Содействие безопасным, здоровым и защищенным рабочим местам является

1 www.conventions.ru.

2 Конвенция МОТ №161 «О службах гигиены труда», 1985.

3 www.voacot.ru/ot_uk.

третьей из четырех стратегических целей правительства США в сфере труда. Для достижения этой цели Минтруд США намерен разработать новые инновационные подходы исполнения законов и программ, направленных на защиту здоровья и трудовых прав работников4.

Необходимо отметить, что США приняли Закон об охране здоровья и труда в горнодобывающей промышленности. За истекший период американцам удалось снизить уровень производственного травматизма в этой отрасли на 35,0%, в то время как в целом по промышленности снижение составило 23,0%5. Взят курс на нулевой травматизм и ликвидацию профзаболеваний в горнодобывающем секторе. В стране действуют специальные федеральные программы в сфере охраны труда и здоровья работников (отраслевые программы в опасных секторах, программы стратегического партнерства, программы консультаций, образовательные, тренинговые, гран-товые программы и т.д.).

Финляндия, которая является образцом для многих стран Евросоюза, имеет многолетний и успешный опыт работы по управлению профессиональными рисками и улучшению условий охраны труда на предприятиях. Особое внимание в этой стране уделяется вопросам организации управления охраной труда и механизмам внедрения системы управления профессиональными рисками через институт профсоюзов - корпоративная программа нулевого травматизма. На каждом рабочем месте ведется учет профессиональными союзами различных факторов, потенциально опасных для здоровья работника, налажена формализованная и стандартизированная система учета профессиональных рисков, степени их вероятности и характера влияния на здоровье. Важно, что профсоюзам и самому работнику отводится активная роль в оценке профессиональных рисков и мерах по их снижению путем соблюдения требований безопасности труда.

В данной сфере особый интерес представляет исследование «Здоровье и мир труда: содействия здоровью на рабочем месте как инструмент улучшения и прод-

4 www.kiout.ru

5 www.kiout.ru

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2015, 8

ления трудовой жизни», которая была проведена по заказу министерства социальных дел и здравоохранения Финляндии. По итогам исследования были сформированы рекомендации, которые нашли отражение в директивах стран Евросоюза1.

Опыт вышеуказанных и других развитых стран должен стать предметом тщательного анализа, на основе которого можно было бы выработать конкретные программы и требования в области охраны труда в Республике Узбекистан с учетом ресурсных возможностей страны.

Исходя из обзора исследования принятых документов можно предложить следующее:

Использование вышеуказанного опыта, возможно осуществление в следующих конкретных направлениях:

1. Опыт по оценке экономического эффекта мероприятий по улучшению условий и охраны труда. Так, в Европейских странах при оценке потерь принимают два методических подхода:

- расчет суммы расходов на компенсации, выплаченные на возмещение вреда от нечастных случаев на производстве и других общественных потерь;

- расчет упущенных возможностей для общества из-за потерь вследствие производственного травматизма.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Опыт экономического стимулирования улучшения условий и охраны труда в рамках системы социального страхования от нечастных случаев на производстве. По терминологии, принятой в европейских странах и в МОТ, улучшение условий и охраны труда это либо улучшение производственной среды, либо меры по профилактике (предотвращению) несчастных случаев на производстве. Оказалось, что с экономической точки зрения целесообразно предпринимать все возможные меры для предотвращения несчастных случаев, поскольку обязанность выплачивать компенсацию в связи с несчастным случаем является тяжелым бременем. Эффективность конкретной системы компенсаций зависит от эффективности предусмотренных мер по предотвращению несчастных случаев. Оптимальной является такая система компенсаций, которая основана на

1 http://safety163.ru

сочетании предоставления возмещения и профилактических мер2. Экономическая эффективность систем компенсации может быть достигнута только в случае принятия мер по профилактике несчастных случаев.

3. В западноевропейских странах вопросы безопасности и гигиены труда все больше и больше переносятся на социальных партнеров в рамках компаний. Существует тенденция влияния на условия труда «на расстоянии», т.е. правительство только формулирует общие правила и оставляет детали на усмотрение социальных партнеров. Это означает, что все стороны (работодатели, работники, правительство) вовлечены в создание и внедрение нового законодательства. Кроме того, для контроля условий труда используются коллективные соглашения и переговоры между работодателями и Рабочими Советами. Существует мнение, что принятие решений не должно оставаться за правительством или экспертами. Правительство и эксперты, в сущности, играют роль, имеющую ограниченное значение; правительство предлагает основные рамки, а эксперты дают советы работодателям и работникам, необходимые для принятия ими решений.

4. Руководящие органы ЕС стремятся к объединению усилий государств-членов Евросоюза в области охраны труда и занятости3.

Основными направлениями формирования и совершенствования системы охраны труда в Республике Узбекистан, на наш взгляд, являются:

• наведение порядка законодательных нормативных актов по охране труда, накопившиеся за последние несколько десятилетий и продолжающие действовать. Прежде всего, целесообразно исключить устаревшие правовые нормы, а также обновить те, которые необходимы для регулирования сферы охраны труда (разрабо-

2 Системы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний: Российский опыт сквозь призму зарубежного. / Э.Оути, Б.Бапст, В.Рикке и др.; Под общ. ред ГЛ. Дегтярева и др.; М-во труда и социального развития Российской Федерации; Рос.фонд социал.реформ. -М: «Просвещение», 2003. -С. 15.

3 Кузнецов Е. Евросоюз: в фокусе внимания -охрана труда. // «Человек и труд», 2004, №12. -С. 80-83.

танные в советское время ГОСТы, система стандартов безопасности труда (ССБТ), а также нормативов по эргономике и другие);

• проведение систематизации законодательства в сфере охраны труда с целью устранения дублирования законодательных актов;

• приведение национального законодательства по охране труда в соответствие с ратифицированными конвенциями МОТ, в которых отражается накопленный международный опыт по обеспечению безопасности труда и улучшению его условий;

• совершенствование управленческого механизма реализации законодательных правовых норм в области охраны труда, касающихся нарушений работодателями установленных правил безопасности труда;

• усиление и совершенствование системы контроля и надзора в области условий и охраны труда, а также активное использование экономических рычагов и уменьшения профессионального риска.

В заключении можно сказать что, для нормальной трудовой деятельности необходимо улучшать условия труда, проявлять заботу о жизни и здоровье работника, создавать систему управления охраной труда.

Основной задачей социально-трудовых отношений является развитие человеческих ресурсов, главная составляющая которых отражается в качестве трудовой жизни, это означает, что работники должны трудиться в безопасных и здоровых условиях, пользоваться комфортной социально-бытовой инфраструктурой, а также иметь защиту от профессиональных рисков.

С развитием человеческого общества и его производительных сил от этапа к этапу усложняется и возрастает количество факторов внешней среды влияющих на здоровье и жизнедеятельность человека. Вместе с этим изобретаются и используются новые средства и методы улучшения условий труда.

Литература:

1. Конституция Республики Узбекистан. www.lex.uz.

2. Трудовой Кодекс Республики Узбекистан. www.lex.uz.

3. Закон Республики Узбекистан от 6 мая 1993 года №-839-Х11 «Об охране труда». www.lex.uz.

4. Закон Республики Узбекистан от 28 сентября 2006 года №ЗРУ-57 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». www.lex.uz.

5. Закон Республики Узбекистан от 10 сентября 2008 года №ЗРУ-174 «Об обязательном государственном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». www.lex.uz.

6. Закон Республики Узбекистан от 29 августа 1996 года №265-1 «Об охране здоровья граждан». www.lex.uz.

7. Закон Республики Узбекистан от 16 апреля 2009 года №ЗРУ-210 «Об обязательном страховании гражданской ответственности работодателя». www.lex.uz.

8. Хантер В. Безопасность и гигиена. - Люксембург, 1989. -С. 38.

9. Конвенция № 155 «О безопасности и гигиене труда в производственной среде». 1981. Генеральная Конференция МОТ.

10. www.conventions.ru.

11. Системы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний: Российский опыт сквозь призму зарубежного. / Э.Оути, Б.Бапст, В.Рикке и др.; Под общ. ред. ГЛ. Дегтярева и др.; Министерство труда и социального развития Российской Федерации; Рос.фонд социал. реформ. - М: «Просвещение», 2003. -С. 15.

12. Кузнецов Е. Евросоюз: в фокусе внимания - охрана труда. // «Человек и труд», 2004, № 12. -С. 80-83.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.