Евразийская адвокатура. 2023. № 3 (62). С. 81. Eurasian advocacy. 2023;(3(62)):81.
Правосудие и правоохранительная деятельность в евразийском пространстве
Научная статья УДК 343.21
doi 10.52068/2304-9839_2023_62_3_81
ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА СПРАВЕДЛИВОСТИ В НОРМАХ, УСТАНАВЛИВАЮЩИХ УГОЛОВНУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ДЕТСКУЮ ПОРНОГРАФИЮ
НИФТАЛИЕВА Ирина Алисаламовна
Преподаватель кафедры уголовного права учебно-научного комплекса по предварительному следствию в органах внутренних дел Волгоградской академии Министерства внутренних дел Российской Федерации 400075, г. Волгоград, ул. Историческая, д. 130, Российская Федерация
Аннотация: В статье рассмотрены проблемы реализации принципа справедливости в нормах, регламентирующих уголовную ответственность за детскую порнографию. На основании проведенного исследования сформулированы конкретные предложения, направленные на совершенствование уголовного законодательства в части реализации основополагающей уголовно-правовой идеи.
Ключевые слова: принцип справедливости, реализация, материалы или предметы с порнографическими изображениями несовершеннолетних, цель, распространение, публичная демонстрация, рекламирование
Для цитирования: Нифталиева И.А. Проблемы реализации принципа справедливости в нормах, устанавливающих уголовную ответственность за детскую порнографию // Евразийская адвокатура. 2023. № 3(62). С. 81. https:// doi.org/10.52068/2304-9839_2023_62_3_81
Justice and law-enforcement activity in the eurasian space
Original article
PROBLEMS WITH THE IMPLEMENTATION OF THE PRINCIPLE OF JUSTICE IN THE NORMS CRIMINALIZING CHILD PORNOGRAPHY
NIFTALIEVA Irina Alisalamovna
Teacher of the Department of Criminal Law of the educational and scientific complex for preliminary investigation in the wounds of internal affairs of the Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia 400075, Volgograd, st. Historical, 130, Russian Federation
Abstract: The article addresses the problems of implementing the principle of justice in the norms governing criminal liability for child pornography. Based on the study, specific proposals are formulated aimed at improving criminal legislation in terms of the implementation of the fundamental criminal law idea.
Keywords: principle of justice, implementation, materials or objects with pornographic images of minors, purpose, distribution, public demonstration, advertising
For citation: Niftalieva I.A. Problems with the implementation of the principle of justice in the norms criminalizing child pornography = Eurasian advocacy. 2023;3(62):81. (In Russ.). https://doi.org/10.52068/2304-9839_2023_62_3_81
Принцип справедливости закреплен в статье 6 Уголовного кодекса Российской Федерации: в части первой содержится положение о соразмерности наказания и иных мер уголовно-правового характера, применяемых к лицу, совершившему преступление, характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного, а во второй части установлен запрет на повторное привлечение лица к уголовной ответственности за одно и то же преступление.
© Нифталиева И.А., 2023
В нормативном определении отражено только одно направление реализации справедливости, а именно при назначении наказания и иных мер уголовно-правового характера. Совершенно очевидно, что данный принцип, распространяя свое действие на все уголовное право, предъявляет требования не только к правоприменительной деятельности, но и к процессу законотворчества. Вместе с тем законодатель, устанавливая ответственность за те или иные преступления, не всегда руководствуется этими требованиями.
ЕВРАЗИЙСКАЯ АДВОКАТУРА 3 (62) 2023
Так, согласно части 1 статьи 2421 УК РФ, уголовная ответственность за изготовление, приобретение, хранение и (или) перемещение через Государственную границу Российской Федерации материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних наступает только при наличии специальной цели - распространения, публичной демонстрации или рекламирования данных материалов или предметов. Отсутствие этой цели (как и ее недоказанность) исключает уголовную ответственность по статье 2421 УК РФ, что, на наш взгляд, противоречит принципу справедливости.
Несправедливость подхода подтверждается в ходе анализа судебной практики. Так, Верховный Суд Российской Федерации приговор Красноок-тябрьского районного суда г. Волгограда, признавшего Пузырева И.Н. виновным в совершении преступления, предусмотренного пунктами «а», «г» части 2 статьи 2421 УК РФ, решения судов вышестоящих инстанций, оставивших приговор без изменения, отменил, а уголовное дело в отношении него прекратил за отсутствием в деянии состава преступления. В кассационном определении указано, что осведомленность Пузырева И.Н. о сохранении скачанных на компьютер видеофайлов с порнографическими изображениями несовершеннолетних в программе, позволяющей другим пользователям скачивать данные файлы, сама по себе не может свидетельствовать об умысле осужденного на их распространение [1].
Надо сказать, что появление в уголовном законе в 2003 г. рассматриваемой нормы было обусловлено не только социальными причинами, но и выполнением Российской Федерацией взятых на себя международных обязательств по противодействию детской порнографии. Вместе с тем российский законодатель не совсем точно реципировал положения соответствующих международно-правовых норм. В частности, статья 1 Факультативного протокола к Конвенции о правах ребенка, касающегося торговли детьми, детской проституции и детской порнографии, принятого резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН в 2000 г. и ратифицированного Российской Федерацией в 2013 г. [2], запрещает государствам-участникам детскую порнографию [3].
В 2008 г. на пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ были приняты Рекомендации по унификации и гармонизации законодательства государств - участников СНГ в сфере борьбы с торговлей людьми. Согласно документу, уголовная ответственность должна наступать за любое при-
обретение порнографической продукции с изображением несовершеннолетних, независимо от цели [4]. Однако соответствующие изменения в статью 2421 УК РФ до настоящего момента внесены не были.
Нужно отметить, что о необходимости корректировки рассматриваемой нормы высказывались многие правоведы. Так, по мнению И.В. Пан-тюхиной, законодателю следует отказаться от указания на сексуальную цель при регламентации ответственности за изготовление и оборот материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних [5, с. 7-9].
А.С. Сенцов и В.А. Волколупова также придерживаются данной позиции. Авторы подчеркивают, что криминализация рассматриваемого деяния вне зависимости от цели будет способствовать пресечению оборота «детской порнографии» уже при ее получении [6, с. 160-161].
Тем самым представители научного сообщества предлагают исключить из диспозиции части 1 статьи 2421 УК РФ указание на цель при изготовлении, приобретении, хранении и (или) перемещении через Государственную границу Российской Федерации материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних. Согласимся, что в целях приведения российского уголовного закона в соответствие с международно-правовыми положениями уголовная ответственность должна наступать по факту совершения хотя бы одного из указанных действий, в том числе для личного пользования. Это относится к копированию компьютерных файлов или приобретению материалов, содержащих детскую порнографию, в виде фильмов, фотографий и т. д. Вместе с тем очевидно, что установление единого основания уголовной ответственности за действия с порнографическими материалами или предметами, совершенные без целей распространения, публичной демонстрации или рекламирования, и за действия публичные, где такие цели присутствуют, реализации принципа справедливости способствовать не будет.
Полагаем, что необходимо установить уголовную ответственность за изготовление, приобретение, хранение и (или) перемещение через Государственную границу Российской Федерации материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних, отграничив от ответственности за те же деяния, совершенные в целях распространения, публичной демонстрации или рекламирования, либо распространение, публичную демонстрацию или рекламирование указанных материалов или предметов.
EURASIAN ADVOCACY
3 (62) 2023
Предлагаемый подход видится приемлемым. С одной стороны, он способствует приведению российского уголовного законодательства в соответствие с международно-правовыми положениями, а с другой - направлен на дифференциацию уголовной ответственности, следовательно, реализацию принципа справедливости.
Стоит отметить, что Уголовный кодекс Республики Молдова предусматривает ответственность, в частности, за изготовление, приобретение, хранение, ввоз либо вывоз материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних без указания на цель. При этом ответственность за данные действия наступает наравне с распространением детской порнографии (ст. 208-1 Уголовного кодекса Республики Молдова) [7].
Таким образом, предлагаем установить уголовную ответственность за изготовление, приобретение, хранение и (или) перемещение через Государственную границу Российской Федерации материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних и отграничить ее от ответственности за те же деяния, совершенные в целях распространения, публичной демонстрации или рекламирования, либо распространение, публичную демонстрацию или рекламирование указанных материалов или предметов, что повлечет соответствующие корректировки редакции статьи 2421 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Список источников
1. Кассационное определение Верховного Суда Российской Федерации от 10 июля 2019 г. по делу № 16-УД19-7 [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
2. О ратификации Факультативного протокола к Конвенции о правах ребенка, касающегося торговли детьми, детской проституции и детской порнографии: Федеральный закон от 7 мая 2013 г. № 75-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
3. Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_ conv/conventions/rightschild_protocol2.shtml.
4. Рекомендации по унификации и гармонизации законодательства государств - участников СНГ в сфере борьбы с торговлей людьми [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/902124617.
5. Пантюхина И. В. Новая дефиниция - новые проблемы (о понятии материалов и предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних) // Актуальные вопросы борьбы с преступлениями. 2016. № 3. С. 7-9.
6. Сенцов А.С. Проблемы и перспективы совершенствования уголовно-правовых норм об ответственности за преступления, связанные с незаконным оборотом порнографических материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних и использованием несовершеннолетних в целях их изготовления // Актуальные проблемы уголовного законодательства на современном этапе: сб. науч. тр. междунар. науч.-практ. конф. (г. Волгоград, 15 мая 2020 г.). Волгоград, 2020. С. 157-164.
7. Уголовный кодекс Республики Молдова от 18 апреля 2002 г. № 985-XV (с изм. и доп. по сост. на 02.02.2023) [Электронный ресурс]. URL: https://online. zakon.kz/Document/?doc_id=30394923.
References
1. Kassacionnoe opredelenie Verxovnogo Suda Rossijskoj Federacii ot 10 iyulya 2019 g. po delu № 16-UD19-7 [E4ektronny"j resurs]. Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy"«KonsurtantPlyus».
2. O ratifikacii Fakul"tativnogo protokola k Konvencii
0 pravax rebenka, kasayushhegosya torgovli det"mi, detskoj prostitucii i detskoj pornografii: FederaTny'j zakon ot 7 maya 2013 g. № 75-FZ. Dostup iz sprav.-pravovoj siste-my" «Konsul"tantPlyus».
3. Fakul>tativny>j protokol k Konvencii o pravax rebenka, kasayushhijsya torgovli det"mi, detskoj prostitucii
1 detskoj pornografii [E"lektronny"j resurs]. URL: https:// www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/right-schild_protocol2.shtml.
4. Rekomendacii po unifikacii i garmonizacii zakonodatel"stva gosudarstv - uchastnikov SNG v sfere bor"by" s torgovlej lyud"mi [E"lektronny"j resurs]. URL: http://docs.cntd.ru/document/902124617.
5. Pantyuxina I. V. Novaya definiciya - novy"e proble-my" (o ponyatii materialov i predmetov s pornografiches-kimi izobrazheniyami nesovershennoletnix) // Aktual"ny"e voprosy" bor"by" s prestupleniyami. 2016. № 3. S. 7-9.
6. Senczov A.S. Problemy" i perspektivy" soversh-enstvovaniya ugolovno-pravovy"x norm ob otvetstven-nosti za prestupleniya, svyazanny"e s nezakonny"m oborotom pornograficheskix materialov ili predmetov s pornograficheskimi izobrazheniyami nesovershen-noletnix i ispol"zovaniem nesovershennoletnix v celyax ix izgotovleniya // Aktual"ny"e problemy" ugolovnogo zakonodatel"stva na sovremennom e"tape: sb. nauch. tr. mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (g. Volgograd, 15 maya 2020 g.). Volgograd, 2020. S. 157-164.
7. Ugolovny"j kodeks Respubliki Moldova ot 18 aprelya 2002 g. № 985-XV (s izm. i dop. po sost. na 02.02.2023) [E"lektronny"j resurs]. URL: https://online.za-kon.kz/Document/?doc_id=30394923.
Статья поступила в редакцию 04.05.2023; одобрена после рецензирования 16.05.2023; принята к публикации 16.05.2023.
The article was submitted 04.05.2023; approved after reviewing 16.05.2023; accepted for publication 16.05.2023.