УГОЛОВНОЕ И УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО. УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС. КРИМИНАЛИСТИКА
А.Г. Донченко
МЕЖДУНАРОДНОЕ И РОССИЙСКОЕ УГОЛОВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ОБОРОТУ ПОРНОГРАФИИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
В статье исследуется эволюция международного сотрудничества по противодействию обороту порнографии. Особое внимание уделяется анализу процесса имплементации положений международных нормативных актов в российское уголовное законодательство, касающихся ответственности за оборот «взрослой порнографии» и «детской порнографии».
Ключевые слова: порнография, международное сотрудничество, уголовное законодательство, конвенция, договор, детская порнография.
A.G. Donchenko
INTERNATIONAL AND RUSSIAN CRIMINAL LEGISLATION ON COUNTERACTION TO PORNOGRAPHY CIRCUIT: HISTORY AND PRESENT DAY
The article deals with the evolution of international cooperation on counteraction to pornography circuit. Special attention is paid to the analysis of the process of implementation of international normative acts' provision in the Russian criminal legislation concerning responsibility for the circuit of "adult" and "child" pornography.
Keywords: pornography, international cooperation, criminal legislation, convention, treaty, child.
На всем протяжении истории цивилизованной государственности общество стремилось к тому, чтобы найти оптимальный баланс между естественной свободой сексуальных отношений и общественной нравственностью и с этой целью упорядочить, ограничить или запретить разнообразные действия, связанные с созданием и оборотом продукции порнографического характера. Устраивающий всех и каждого баланс так и не был найден, однако было выработано представление о необходимости поставить под жесткий запрет определенные, наиболее опасные деяния, грубо нарушающие общепризнанные представления о морали и нравственности, выходящие за пределы допустимого в публичном изображении сексуальных отношений.
Происшедшие в первые десятилетия ХХ в. в большинстве стран Европы и США экономические, идеологические и социальные преобразования расшири-
© Донченко Александр Григорьевич, 2014
Кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного и уголовно-исполнительного права (Саратов-70 ская государственная юридическая академия); e-mail: [email protected]
ли границы художественного осмысления такой стороны человеческой жизни, как сексуальные отношения. Появление сексуального направления в культуре вызвало растерянность официальных государственных структур, посчитавших карательную практику действенным средством защиты общества от этого феномена. Наличие международных связей ряда государств Европы выступило одним из обстоятельств, облегчающих объединение усилий в «розыске и пресечении преступных деяний, относящихся к порнографическим изданиям»1, итогом которого стало заключение 4 мая 1910 г. в Париже «Соглашения о пресечении обращения порнографических изданий». Вопросы материального уголовного права в нем не поднимались, однако Соглашение стало предпосылкой дальнейшего обсуждения проблемы общественной опасности действий с порнографией на мировом уровне. Принятие этого нормативного акта послужило началом международного сотрудничества по противодействию обороту порнографии и признанием деяний такого вида международным преступлением.
Важным шагом в унификации законодательства разных стран об ответственности за действия с произведениями сексуального содержания была Международная Конвенция о пресечении обращения порнографических изданий и торговли ими, принятая в Женеве 12 сентября 1923 г. (с изм. от 12 ноября 1947 г.)2, в ст. 1 которой содержался примерный перечень действий, подлежащих пресечению и наказанию. Понятие «бесстыдное произведение» в тексте Конвенции определено не было, хотя развернулась полемика вокруг не встретившего поддержки предложения французских и бельгийских депутатов включить в это понятие всякого рода издания, призывающие к производству аборта или содержащие пропаганду противозачаточных средств. Составители с этого международного документа предложили каждой стране придать термину и то значение, которое ей покажется наиболее точным3. В заключительном про- а токоле, приложенном к Конвенции, подчеркивалась важность особой защиты о
в
нормального развития подрастающего поколении и выражалось пожелание, §
чтобы «все законодательства в своих уголовных санкциях предусмотрели по- а
вышение наказания для всех случаев, когда предложение, передача или рас- |
пространение бесстыдных произведений происходит среди молодежи»4. Точных е
данных о том, сколько государств ратифицировали Женевскую Конвенцию, °
нет, однако известно, что в 1947 г. протокол об изменении Конвенции в Лейк- р
Сексосе подписали 57 стран, включая СССР, УССР, БССР5. Положения Женев- 1
ской Конвенции 1923 г. имплементировались в национальное законодательство |
государств, подписавших ее. По справедливому мнению А.Г. Блинова, «тен- К
денцию сближения международного и национального права следует признать м
вполне закономерным результатом совершенствования модели юридического I
обеспечения общечеловеческих ценностей»6. №
ш
В первые годы советской власти в России в условиях отрицания норм бур- 00 жуазной нравственности государство не устанавливало уголовного запрета на ^ действия с изображениями и сочинениями сексуального характера. На Главное 4 Управление по делам литературы и издательств возлагались обязанности цензуры печатных изданий и запрета публикации и распространения произведений, «носящих порнографический характер»7. В тот период действия, связанные с незаконным оборотом порнографии, квалифицировались по ст. 224 УК РСФСР 1922 г., содержащей ответственность за нарушение правил и обязательных постановлений для размещения и выпуска в свет печатных произведений. УК РСФСР 71
1926 г. воспринял предыдущее законодательное положение без изменений и в ст. 185 дополнительно предусмотрел ответственность за нарушение правил кино- и фотоцензуры. По мнению П.И. Люблинского, нормы уголовных кодексов 1922 и 1926 гг. отличаются своеобразием, выражающимся в следующем:
«а) действия с изданиями порнографического характера рассматриваются как преступление печати, ответственность за которые установлена лишь для редакторов, издателей и печатников;
б) за пределами уголовного преследования оставались изготовители, производящие порнографию способом, для которого не введена предварительная цензура, и распространители;
в) отсутствует уголовное наказание за распространение произведений и изображений порнографического характера в печатном виде среди несовершеннолетних;
г) постановка и устройство зрелищ, содержащих порнографию, лишь при отсутствии предварительного разрешения органов местной власти рассматриваются как административное правонарушение»8.
Как было отмечено ранее, Советский Союз также ратифицировал Женевскую Конвенцию 1923 г. и в соответствии с Постановлением ЦИК и СНК СССР от 17 октября 1935 г. за «изготовление, хранение и рекламирование порнографических изданий, изображений и иных предметов и за торговлю ими»9 правительствам союзных республик было предложено дополнить уголовные кодексы специальной статьей. Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 25 ноября 1935 г. УК был дополнен ст. 182.1, воспроизводящей дословно текст статьи союзного Постановления. В УК РСФСР 1960 г. ст. 228 была аналогична по содержанию ст. 182.1 УК РСФСР 1926 г. и устанавливала ответственность за «изготовление, распространение или рекламирование порнографических сочинений, печатных изданий, изображений или иных предметов порнографического характера или торговлю ими или хранение с целью их продажи или распространения».
В международном сотрудничестве наметились тенденции либерализации в борьбе с порнографией, основу которой заложили международные конгрессы, состоявшиеся в 60-70-х гг. (IX Конгресс Международной ассоциации уголовного права, Гаага, 24-29 августа 1964 г.; Международный криминологический конгресс, Брюссель, 15-18 марта 1972 г.). Так, на заседании третьей секции Международного криминологического конгресса большинство выступающих подчеркивали необходимость установления уголовно-правовых запретов на порнографию только в случаях т.н. «агрессии», т.е. когда распространение совершено вопреки желанию читателей или зрителей. Кроме того, было выработано решение, по которому равнозначными правовыми благами признавались свобода смотреть и читать произведения эротического содержания и свобода не смотреть и не читать этого10.
Либерализация уголовной политики в борьбе с порнографией стала результатом происходивших в тот период в странах Европы и США «сексуальных революций», негативные последствия которых проявляются в настоящее время - пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений, регистрация однополых браков и предоставление права на усыновление (удочерение) детей такими «семьями» и т.п. Однако на фоне либерализации относительно оборота порнографии среди взрослых граждан во второй половине ХХ в. на международном уровне принимаются нормативные акты, направленные на защиту детей от сексуальной
эксплуатации и сексуального совращения - Декларация ООН о правах ребенка 1959 г., Африканская хартия о правах ребенка 1987 г., Конвенция ООН о правах ребенка 1989 г. Данные международные нормативные акты провозгласили важнейшие права ребенка на жизнь, здоровье, заботу со стороны родителей, защиту от любых форм насилия, сексуальной эксплуатации и сексуального совращения. Советский Союз подписал Конвенцию ООН о правах ребенка в 1990 г. и ратифицировал Постановлением Верховного Совета СССР от 13 июня 1990 г. № 1359-1. Данная Конвенция обязывает государства защищать ребенка от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения. В этих целях государства-участники принимают все необходимые меры для предотвращения: «а) склонения или принуждения ребенка к любой незаконной сексуальной деятельности;
б) использования в целях эксплуатации детей в проституции или в другой незаконной сексуальной практике;
в) использования в целях эксплуатации детей в в порнографии и порнографических материалах»11.
Наряду с Конвенцией ООН о правах ребенка 1989 г. на европейском уровне 9 сентября 1991 г. были приняты Рекомендации Комитета министров Совета Европы Государствам-членам относительно эксплуатации секса в целях наживы, порнографии, проституции, торговли детьми и несовершеннолетними, в которых сформулирован перечень необходимых мер, направленных на пресечение оборота детской порнографии. В 2000 году Конвенция ООН о правах ребенка была дополнена факультативным Протоколом, касающимся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии12. В этом Протоколе мировое сообщество т высказало крайнюю обеспокоенность значительными и растущими масштаба- С ми международной контрабандной перевозки детей для торговли или детской | проституции и детской порнографии, а также предложило ряд конкретных к рекомендаций правового и организационного характера по предупреждению г
о
подобных явлений. Следует обратить внимание на то обстоятельство, что после д
а
принятия вышеозначенных международно-правовых актов термин «детская т
в
порнография» все чаще станет использоваться в международном и националь- нн
о
ном законодательстве. ю
Дальнейшему укреплению международного сотрудничества по пресече- и
нию оборота порнографии способствовали негативные последствия научно- с
к
технического прогресса. Известно, что научно-технический прогресс приносит а человечеству не одни лишь блага. Зачастую он сопровождается издержками | технического и социального характера. Использование в современной жизни ии компьютерных технологий и телекоммуникационных систем позволило пере- №
нести совершение преступлений в киберпространство, в т.ч. распространение 11
00
порнографии. Транснациональный характер компьютерной преступности, бы- ° стрые темпы ее распространения обусловили необходимость объединения сил и 4 средств многих государств по противодействию этому явлению. В целях предотвращения оборота детской порнографии в сети «Интернет» принимается ряд международных документов - Рамочное решение Совета Европейского Союза от 29 мая 2000 г. «О борьбе с детской порнографией в сети «Интернет», Конвенция от 23 ноября 2001 г. о киберпреступности и Конвенция Совета Европы от 25 октября 2007 г. «О защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуального насилия». 73
В анализируемый период в уголовном законодательстве России произошли кардинальные изменения, обусловленные принятием в 1996 г. нового УК РФ, который сохранил ответственность за совершение деяний, связанных с порнографией. Однако диспозиция ст. 242 УК РФ, по сравнению с диспозицией ст. 228 УК РСФСР 1960 г. претерпела значительные изменения с учетом новых способов распространения порнографии. В ст. 242 УК РФ устанавливалась ответственность за незаконное (в ранее действовавшем законодательстве этот термин не употреблялся) изготовление в целях распространения или рекламирования, распространение, рекламирование порнографических материалов или предметов, а равно незаконную торговлю печатными изданиями, кино- и видеоматериалами, изображениями или иными предметами порнографического характера.
В дальнейшем Федеральным законом РФ от 8 декабря 2003 г. № 162 в УК РФ была введена ст. 242.1. «Изготовление и оборот материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних», а Федеральным законом РФ от 29 февраля 2012 г. № 14 - ст. 242.2. «Использование несовершеннолетнего в целях изготовления порнографических материалов или предметов». Содержание статей уголовного законодательства России, направленных на противодействие обороту порнографии, согласуется с положениями международных нормативных актов. Однако российский законодатель настойчиво не желает криминализовать в полном объеме оборот детской порнографии. По этому поводу позиция автора настоящей статьи была представлена ранее13. Суть ее состоит в том, что оборот детской порнографии на территории Российской Федерации должен быть полностью исключен. Детская порнография в отличие, например, от оружия либо наркотических средств или психотропных веществ, не может иметь законного ее применения. С позиции сексологии, сексопатологии и психиатрии, потребность в такого вида сексуальной продукции могут иметь только лица, страдающие расстройством сексуального предпочтения (педофилией), а это болезнь, которую необходимо лечить. Наши доводы также базируются на положениях Федерального закона РФ от 29 февраля 2012 г. № 14 о необходимости применения к таким лицам принудительных мер медицинского характера14.
1 См.: Собрание узаконений и распоряжений Правительства за 1912 г. СПб., 1912. Ст. 185.
2 Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
3 См.: Люблинский П.И. Преступления в области половых отношений. М.;Л., 1925. С. 214.
4 Там же. С. 214.
5 См.: Джинджолия Р.С. Преступления против общественной нравственности ст. 2421 УК РФ // Правоведение. 2006. № 1. С. 208.
6 Блинов А.Г. Уголовно-правовая охрана пациента в международном и зарубежном законодательстве / под ред. Б.Т. Разгильдиева. М., 2010. С. 7.
7 Положение о Главном Управлении по делам литературы и издательств // СУ РСФСР. 1922. № 40, ст. 461; Положение «О частных издательствах» // СУ РСФСР. 1921. № 80, ст. 685.
8 Люблинский П.И. Указ. раб. С. 217.
9 См.: Собр. законодательства СССР. 1935. № 35, ст. 164.
10 См.: Международные конгрессы. Пределы уголовной репрессии // Социалистическая законность. 1972. № 1. С. 76-77.
11 См.: Международные акты о правах человека: сборник документов. 2-е изд., доп. М., 2002. С. 326.
12 См.: Там же. С. 327.
13 См.: Донченко А.Г. Уголовно-правовые и иные правовые меры противодействия незаконному обороту порнографии. Саратов, 2012. С. 135.
14 См.: Федеральный закон РФ от 29 февраля 2012 г. № 14 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях усиления ответственности за преступления сексуального характера, совершенные в отношении несовершеннолетних» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 10, ст. 1162.