Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА ИНВАЛИДОВ НА ТРУД'

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА ИНВАЛИДОВ НА ТРУД Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1252
242
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
правовое положение инвалидов / проблемы трудоустройства инвалидов / квотирование рабочих мест / дискриминация по признаку инвалидности / социально-трудовая адаптация инвалидов / the legal status of persons with disabilities / problems of employment of persons with disabilities / job quotas / discrimination on the basis of disability / social and labor adaptation of persons with disabilities

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Татьяна Олеговна Маковецкая, Дарья Игоревна Эртелева

В статье рассматриваются проблемы трудоустройства людей с ограниченными возможностями здоровья. Статистические данные, приведенные в исследовании, свидетельствуют о низком проценте трудоустроенных инвалидов, а также о достаточно продолжительном периоде поиска работы данной категорией лиц. В настоящее время различные меры поддержки инвалидов предусмотрены как на международном уровне, так и на уровне законодательства Российской Федерации, однако многие правовые положения все также требуют совершенствования. В исследовании на основе анализа мнений ученых, а также судебной практики и статистических данных выявлены актуальные проблемы, препятствующие эффективной реализации права инвалидов на труд. Предлагаются возможные пути решения проблем трудоустройства людей с ограниченными возможностями здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of the implementation of the right of persons with disabilities to work

The article deals with the problems of employment of people with disabilities. The statistics provided in the study indicate a low percentage of employed persons with disabilities, as well as a fairly long period of job search by this category of persons. Currently, various measures of support for persons with disabilities are provided both at the international level and at the level of the legislation of the Russian Federation, but many legal provisions still need to be improved. Based on the analysis of the opinions of scientists, as well as judicial practice and statistical data, the study identifies current problems that hinder the effective implementation of the right of persons with disabilities to work. Possible ways of solving the problems of employment of people with disabilities are proposed.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА ИНВАЛИДОВ НА ТРУД»

Трибуна студента

УДК 349.2 ББК 67.405

DOI 10.24412/2073-3313-2021-5-226-231

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА ИНВАЛИДОВ НА ТРУД

Татьяна Олеговна МАКОВЕЦКАЯ, студентка 4-го курса Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина tatianamakovetsk@mail.ru

Дарья Игоревна ЭРТЕЛЕВА, студентка 4-го курса Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина dashaerteleva@mail.ru

Научная специальность по публикуемому материалу: 12.00.05 — трудовое право;

право социального обеспечения

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы трудоустройства людей с ограниченными возможностями здоровья. Статистические данные, приведенные в исследовании, свидетельствуют о низком проценте трудоустроенных инвалидов, а также о достаточно продолжительном периоде поиска работы данной категорией лиц. В настоящее время различные меры поддержки инвалидов предусмотрены как на международном уровне, так и на уровне законодательства Российской Федерации, однако многие правовые положения все также требуют совершенствования. В исследовании на основе анализа мнений ученых, а также судебной практики и статистических данных выявлены актуальные проблемы, препятствующие эффективной реализации права инвалидов на труд. Предлагаются возможные пути решения проблем трудоустройства людей с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: правовое положение инвалидов, проблемы трудоустройства инвалидов, квотирование рабочих мест, дискриминация по признаку инвалидности, социально-трудовая адаптация инвалидов.

Annotation. The article deals with the problems of employment of people with disabilities. The statistics provided in the study indicate a low percentage of employed persons with disabilities, as well as a fairly long period of job search by this category of persons. Currently, various measures of support for persons with disabilities are provided both at the international level and at the level of the legislation of the Russian Federation, but many legal provisions still need to be improved. Based on the analysis of the opinions of scientists, as well as judicial practice and statistical data, the study identifies current problems that hinder the effective implementation of the right of persons with disabilities to work. Possible ways of solving the problems of employment of people with disabilities are proposed.

Keywords: the legal status of persons with disabilities, problems of employment of persons with disabilities, job quotas, discrimination on the basis of disability, social and labor adaptation of persons with disabilities.

Проблема реализации на практике трудовых прав инвалидов в настоящее время является достаточно актуальной. На международном уровне и на уровне законодательства Российской Федерации предусмотрены различные меры поддержки людей с ограниченными возможностями здоровья; современное

общество одобряет и поощряет трудовую деятельность инвалидов, однако многие меры все также требуют совершенствования.

Статистические данные, отражающие процент трудоустроенных инвалидов, свидетельствуют о необходимости дальнейшей разработки правовых положений, регламентирующих

ЗАКОН И ПРАВО • 05-2021

трудоустройство инвалидов, а также мер по эффективной реализации на практике закрепленных в законодательстве положений.

Так, согласно данным федеральной государственной информационной системы «Федеральный реестр инвалидов», численность лиц с ограниченными возможностями в трудоспособном возрасте по состоянию на 1 марта 2021 г. в Российской Федерации составляет 3/ 848/ 164 человека, из которых трудоустроены 1/ 013/ 294 (26,33%), в частности:

1-я группа инвалидности — 28 312 человек (2,8%);

2-я группа инвалидности — 310 775 человек (30,7%);

3-я группа инвалидности — 674 207 человек (66,5%).

В Санкт-Петербурге численность инвалидов в трудоспособном возрасте составляет 106/ 941 человек, при этом всего работающих — 39/ 252 (36,70%), в частности:

1-я группа инвалидности — 1535 человека (3,9%);

2-я группа инвалидности — 14 630 человек (37,3%);

3-я группа инвалидности — 23 087 человек (58,8%)1.

Цель исследования заключается в анализе международных и государственных мер поддержки инвалидов, а также в разработке законодательных предложений, направленных на более эффективную реализацию на практике прав инвалидов.

На международном уровне особую значимость имеет Конвенция о правах инвалидов, принятая Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 г. № 61/106. Важность принятия данного документа состоит в том, что на международном уровне было определено правовое положение лиц с ограниченными возможностями, были перечислены личные, политические, социально-экономические и культурные права, а также установлены существенные гарантии их реализации.

Статья 27 Конвенции гарантирует право инвалидов на труд, запрещена дискриминация по признаку инвалидности в отношении вопросов, касающихся всех форм занятости, включая условия приема на работу и занятости, сохранения работы, продвижения по службе и безопасных условий труда2. Изложенные в документе правовые положения и в настоящее время соблюдаются государствами — членами ООН.

В Российской Федерации в отношении лиц с ограниченными возможностями не допускается дискриминация по признаку инвалидности. Конституцией РФ гарантировано равенство прав и свобод человека и гражданина, а также право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию3.

Государственная поддержка трудоустройства инвалидов также обеспечивается правовыми положениями, содержащимися в Трудовом кодексе Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ.

В частности, для данной категории лиц предусмотрены особые нормы выработки, сокращенная продолжительность рабочего времени (не более 35 часов в неделю для инвалидов 1-й и 2-й группы), запрещается привлечение инвалидов к сверхурочным работам, работам в ночное время и в праздничные дни в случае отсутствия их письменного согласия, а также, если такая работа запрещена в связи с состоянием здоровья. Закреплено преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников инвалидов Великой Отечественной войны и инвалидов боевых действий по защите Отечества4.

На национальном уровне меры поддержки лиц с ограниченными возможностями здоровья также предусмотрены Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ, которым предусмотрено выделение специальной квоты для приема на работу инвалида, формирование для инвалида особых условий труда в соответствии с его индивидуальной программой реабилитации или абилитации, оборудование для данной категории лиц специальных рабочих мест с необходимым техническим оснащением, создание условий для предпринимательской деятельности инвалидов, организация обучения инвалидов новым профессиям5.

В настоящее время многие вопросы трудоустройства инвалидов все же требуют решения, несмотря на установленные государством меры поддержки и законодательные гарантии.

Актуальной темой остается незаинтересованность работодателей в заключении трудового договора с лицом с ограниченными возможностями здоровья. Анализу данной проблемы уделяют внимание многие современные ученые.

Как справедливо отмечает Р.Н. Жаворонков, работодатели не стремятся трудоустраивать ин-

ЗАКОН И ПРАВО • 05-2021

валидов, так как это влечет за собой увеличение издержек производства, связанных с созданием для инвалидов специальных условий труда6.

По мнению O.A. Парягиной, категоричное отношение к лицам с ограниченными возможностями со стороны работодателя является проявлением дискриминации в различных формах: усложнение для данной категории лиц критериев выполнения трудовых обязанностей, уверенность в их низкой работоспособности и невозможности выполнить определенный вид деятельности7.

Ю.С. Ненахова утверждает, что в основе трудовых отношений между работником и работодателем находится субъективное мнение последнего, которое касается влияния использования труда лица с ограниченными возможностями на имидж организации, обстановку в трудовом коллективе8.

Определенные сложности, возникающие у инвалидов в процессе трудоустройства, также подтверждаются статистическими данными, опубликованными Федеральной службой государственной статистики, согласно которым средняя продолжительность поиска работы гражданами, имеющими инвалидность, составляет достаточно длительный промежуток времени:

■ в 2015 г. —9,7 месяцев;

■ в 2016 г. — 10,2 месяца;

■ в 2017 г. — 9,8 месяцев;

■ в 2018 г. — 9,2 месяца;

■ в 2019 г. — 8,8 месяцев.

Таким образом, средняя продолжительность поиска работы гражданами, имеющими инвалидность, за период 2015 — 2019 гг. составила 9,5 месяцев9.

В целях повышения эффективности реализации на практике права инвалидов на труд рассмотрим возможные пути совершенствования мер, предусмотренных действующим законодательством.

Негативно влияет на трудоустройство инвалидов недостаточно эффективная реализация на практике нормы, закрепляющей обязанность работодателей по созданию специальной квоты для приема на работу инвалидов.

Данная обязанность предусмотрена ст. 21 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ, согласно которой если численность работников превышает 100 человек, то квота составляет от 2 до 4% от численности работников; если численность работников от

35 до 100 человек, то квота устанавливается в размере не выше 3% от численности работников.

Опрос, проведенный порталом «Rabota.ru», показал, что в нашем государстве только половина работодателей принимают на работу инвалидов по установленной субъектом РФ квоте. Приведенная норма требует совершенствования ее реализации на практике.

Во-первых, требуется ужесточение ответственности работодателей за неисполнение обязанности по созданию или выделению специальных мест для трудоустройства инвалидов. Такая ответственность предусмотрена ст. 5.42 КоАП РФ, в соответствии с которой невыполнение работодателем обязанности по выделению или созданию квоты для трудоустройства инвалидов влечет наложение административного штрафа в размере от 5 до 10 тыс. руб.10.

По мнению Л.П. Храпылиной, квотирование и резервирование рабочих мест для инвалидов не является в России эффективным инструментом из-за отсутствия результативных санкций в отношении работодателей11.

Разумеется, создание определенных рабочих мест на практике требует от работодателя дополнительных затрат и времени, что может привести к тому, что заплатить штраф в размере, установленном КоАП РФ, нередко может стать для работодателей более приемлемым вариантом, чем создание специальных рабочих мест для инвалидов. В связи с этим требуется увеличение предусмотренного законодательством размера штрафных санкций для работодателей, которые не выполнили требование по выделению или созданию квоты для трудоустройства инвалидов.

Во-вторых, представляется эффективным создание специального фонда, содействующего занятости инвалидов, и введение обязанности работодателей по внесению выплат в указанный фонд за нетрудоустроенных в пределах квоты инвалидов. Денежные средства, перечисленные работодателями в фонд, содействующий трудоустройству инвалидов, необходимо расходовать целевым назначением для создания рабочих мест для инвалидов.

Ранее Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» была предусмотрена обязанность работодателей по внесению платы в Государственный фонд занятости населения в случае нетрудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты; полученные денежные средства расходовались в

ЗАКОН И ПРАВО • 05-2021

целях создания рабочих мест для инвалидов; однако в настоящее время такая обязанность в законодательстве нашего государства отсутствует.

Р.Н. Жаворонков справедливо отмечает, что установленные в настоящее время административным законодательством штрафы не должны выступать альтернативой обязательных платежей за нетрудоустроенных в пределах квоты инвалидов, так как денежные средства, выплачиваемые государству в качестве административных штрафов, не имеют специального назначения на создание рабочих мест для инвалидов, а направляются в бюджет государства; кроме того, закрепленные ранее законодательством нашего государства обязательные выплаты за нетрудоустроенных инвалидов создавали для работодателей равные условия для участия в трудоустройстве данной категории граждан, поскольку на определенные предприятия в силу особенных условий производственного процесса прием инвалидов невозможен, и уплачиваемые данными работодателями средства использовались для создания новых рабочих мест для инвалидов на других предприятиях12.

Одной из актуальных проблем остается проблема доказывания факта необоснованного отказа в приеме на работу. Как показывает анализ судебной практики, доказать в судебном порядке факт отказа в приеме на работу как незаконный нередко вызывает у граждан определенные сложности. Процедура доказывания факта незаконного отказа в приеме на работу инвалида усложняется закрепленной в настоящее время в ГПК РФ процедурой доказывания.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ бремя доказывания лежит на стороне, обращающейся в суд за защитой нарушенного права, т.е. обязанность по доказыванию незаконности факта приема на работу лежит на работнике, а не на работодателе.

В научной литературе упомянутая проблема рассматривалась авторами Н.Л. Лютовым и Е.С. Герасимовой, которые отмечают, что дела о дискриминации выигрываются российскими работниками в судах очень редко, даже в очевидных случаях дискриминации добиться справедливости работникам оказывается очень затруднительно13.

На практике собрать необходимые доказательства, подтверждающие факт отказа в приеме на работу как незаконный, достаточно часто проблематично.

В пример приведем Апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам

Верховного Суда Республики Коми от 8 декабря 2016 г. по делу № 33-7886/201614.

Истцу (соискателю на вакантную трудовую должность на квотированное рабочее место для инвалида) было отказано в удовлетворении апелляционной жалобы на решение суда первой инстанции, которым отказ в приеме на работу истца был признан законным и обоснованным.

В обоснование заявленных требований истец указал, что состоит на учете в Центре занятости населения г. Сыктывкара, где ему был выдан информационный лист с перечнем имеющихся вакансий, в котором имелась вакантная должность в ОАО, куда и обратился истец, однако в организации у него не хотели брать документы для рассмотрения вопроса о приеме на работу, объяснив, что истец не подходит на эту работу.

Позже директор ОАО по телефону сообщил истцу об отказе в приеме на работу ввиду его состояния здоровья. Затем истцом был получен письменный отказ в приеме на работу, однако, посчитав отказ фиктивным и незаконным, истец обратился в суд за защитой своего нарушенного права. Истец указал, что основная причина отказа в приеме на работу, по его мнению, носит дискриминационный характер.

Суд первой инстанции, рассмотрев материалы дела, признал отказ в приеме на работу законным и обоснованным, так как из представленных ответчиком материалов следует, что соискателю было отказано в трудоустройстве по обстоятельствам, связанным с деловыми качествами работника.

Суд в обоснование своего решения сослался на п. 10 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», в соответствии с которым заключение трудового договора с конкретным лицом, ищущим работу, является правом, а не обязанностью работодателя; если судом будет установлено, что работодатель отказал в приеме на работу по обстоятельствам, связанным с деловыми качествами данного работника, такой отказ является обоснованным.

Судебная коллегия считает обоснованными указанные выводы суда первой инстанции, поскольку обязанности заключить трудовой договор с истцом у ответчика не имеется, а также в ходе судебного разбирательства не найдено, а истцом не представлено доказательств отказа в заключении трудового договора по дискриминирующим основаниям.

ЗАКОН И ПРАВО • 05-2021

Таким образом, истец не смог предоставить достаточные доказательства для того, чтобы доказать в суде факт незаконного отказа в приеме на работу на квотированное место для инвалида.

Приведенная проблема требует законодательного решения. Представляется эффективным заимствование опыта Европейского Союза, а именно, смягчить бремя доказывания истца, при этом не перекладывая его полностью на ответчика (работодателя).

Особого внимания заслуживает Директива Совета Европейского Союза 2000/78/ЕС от 27 ноября 2000 г. «О создании общих стандартов в поддержку равноправия в сфере занятости и труда».

В статье 10 данного документа закреплено правило, регламентирующее переход бремени доказывания от истца к ответчику, которое заключается в том, что если лицо считает себя пострадавшим ввиду несоблюдения в отношении него принципа равноправия и устанавливает в суде или другой компетентной инстанции факты, которые позволяют предполагать существование прямой или косвенной дискриминации, то на ответчика возлагается обязанность доказать отсутствие принципа равноправия.

Таким образом, предлагаем внести соответствующее положение в ГПК РФ, которое значительно облегчит бремя доказывания истца, права которого были нарушены в результате факта дискриминации, в частности, по признаку инвалидности.

Не менее актуальной проблемой является необходимость создания дополнительных мест для трудоустройства инвалидов, что подтверждается приведенными в работе статистическими данными, отражающими низкий процент трудоустроенных граждан, имеющих инвалидность.

В целях увеличения вакантных рабочих мест для инвалидов, а также формирования для людей с ограниченными возможностями здоровья более комфортных условий для трудоустройства и социальной адаптации возможно создание специальных предприятий государственного уровня, предназначенных для трудоустройства только инвалидов, а также разработка федеральных целевых программ, направленных на поддержку индивидуальных предпринимателей, желающих создать организации с вакантными рабочими местами для людей с ограниченными возможностями здоровья.

В качестве примера организации, где трудоустроены граждане, имеющие инвалидность, отметим положительный опыт создания вра-

чом-офтальмологом, профессором, доктором медицинских наук И.Б. Медведевым ресторана «В темноте», который расположен в центре Москвы.

Изначально проект создания такого заведения решал в основном социальные задачи, но оказался и экономически успешным. В ресторане трудоустроены официанты с полным отсутствием зрительных ощущений. Посещение необычного ресторана открывает у клиентов новые ощущения, так как в темноте вкусовые рецепторы, а также все остальные органы чувств наиболее восприимчивы. Кроме того, посещение такого заведения позволяет людям проникнуться атмосферой, в которой живут люди с расстройством зрительных функций. Государственная поддержка создания подобных заведений откроет для инвалидов новые возможности для трудоустройства и реализации своих умений и навыков, а также будет способствовать социальной адаптации людей с ограниченными возможностями.

Более эффективной реализации прав инвалидов и увеличению процента трудоустроенных лиц с ограниченными возможностями здоровья будет также способствовать создание органа муниципального уровня, специально уполномоченного на борьбу с дискриминацией прав инвалидов в трудовой сфере. В полномочия такого органа необходимо включить консультационную помощь инвалидам, права которых были нарушены, а также функции посреднического характера, а именно, взаимодействие с правоохранительными органами по защите прав инвалидов.

Отметим, что хотя в настоящее время государство уделяет большое внимание поддержке людей с ограниченными возможностями здоровья и на законодательном уровне закреплены различные правовые гарантии, способствующие реализации права инвалидов на труд, многие меры все также требуют совершенствования.

Одной из наиболее важных проблем остается незаинтересованность работодателей в заключении трудового договора с лицом с ограниченными возможностями здоровья. Проведенный анализ мнений ученых, судебной практики и статистических данных свидетельствует о необходимости дальнейшей разработки мероприятий, направленных на совершенствование норм, регламентирующих правовое положение людей с ограниченными возможностями здоровья.

Предложенные в исследовании возможные пути решения выявленных проблем будут спо-

ЗАКОН И ПРАВО • 05-2021

собствовать улучшению правового положения инвалида и более эффективной реализации права на труд данной категорией лиц.

1 Федеральная государственная информационная система «Федеральный реестр инвалидов» // URL: https:// sfri.ru/analitika/zanyatost/zanyatost?territory=undefmed (Дата обращения: 01.04.2021)

2 Конвенция о правах инвалидов (заключена в г. Нью-Йорке 13.12.2006) // Бюллетень международных договоров. 2013. № 7. С. 45—67.

3 Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г., с изм., одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 г.) // http:// www.pravo.gov.ru (Дата обращения: 07.04.2021)

4 Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ // Рос. газ. 2001. № 256. 31 дек.

5 Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ // Рос. газ. 1995. № 234. 2 дек.

6 Жаворонков Р.Н. Правовое регулирование труда и социального обеспечения инвалидов в Российской Федерации: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2014. С. 170.

7 Парягина O.A. Инвалиды: дискриминация и занятость // Трудовое право. 2007. № 4. С. 9.

8 Ненахова Ю.С. Трудовой потенциал инвалидов: проблемы реализации // Народонаселение. 2018. № 3. С. 100.

9 Федеральная служба государственной статистики // URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13964 (Дата обращения: 05.04.2021)

10 Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Рос. газ. 2001. № 256. 31 дек.

11 Храпылина Л.П. Социально-экономические аспекты эффективности трудоустройства и результативности труда инвалидов // Вестник всерос. об- ва специалистов по медико-социальной экспертизе, реабилитации и реабилитационной индустрии. 2013. № 4. С. 7.

12 Жаворонков Р.Н. Проблемы правового регулирования квотирования рабочих мест для инвалидов // Вестник Омской юрид. академии. 2014. № 2 (23). С. 32.

13 Лютов Н.Л. Международные трудовые стандарты и российское трудовое законодательство: Монография / Н.Л. Лютов, Е.С. Герасимова. М.: Центр социально-трудовых прав, 2015. С. 87.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14 Апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 08.12.2016 по делу № 33-7886/2016 // URL: https:// 2kk.info/dokumenty/sudebnaya-praktika (Дата обращения: 02.04.2021)

Библиографический список

1. Конвенция о правах инвалидов (заключена в г. Нью-Йорке 13.12.2006) // Бюллетень международных договоров. 2013. № 7.

2. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г., с изм., одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 г.) // http://www.pravo.gov.ru (Дата обращения: 07.04.2021)

3. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Рос. газ. 2001. № 256. 31 дек.

4. Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ // Рос. газ. 2001. № 256. 31 дек.

5. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ // Рос. газ. 1995. № 234. 2 дек.

6. Апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 08.12.2016 по делу № 33-7886/2016 // URL: https://2kk.info/ dokumenty/sudebnaya-praktika (Дата обращения: 02.04.2021)

7. Жаворонков Р.Н. Правовое регулирование труда и социального обеспечения инвалидов в Российской Федерации: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2014. 495 с.

8. Жаворонков Р.Н. Проблемы правового регулирования квотирования рабочих мест для инвалидов // Вестник Омской юрид. академии. 2014. № 2 (23). С. 31—35.

9. Лютов Н.Л. Международные трудовые стандарты и российское трудовое законодательство: Монография / Н.Л. Лютов, Е.С. Герасимова. М.: Центр социально-трудовых прав, 2015. 190 с.

10. Ненахова Ю.С. Трудовой потенциал инвалидов: проблемы реализации // Народонаселение. 2018. № 3. С. 96—106.

11. Парягина O.A. Инвалиды: дискриминация и занятость // Трудовое право. 2007. № 4. С. 8—12.

12. Федеральная государственная информационная система «Федеральный реестр инвалидов» // URL: https://sfri.ru/analitika/zanyatost/ zanyatost?territory=undefined (Дата обращения: 01.04.2021)

13. Федеральная служба государственной статистики // URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13964 (Дата обращения: 05.04.2021)

14. Храпылина Л.П. Социально-экономические аспекты эффективности трудоустройства и результативности труда инвалидов // Вестник всерос. об-ва специалистов по медико-социальной экспертизе, реабилитации и реабилитационной индустрии. 2013. № 4. С. 6—10.

ЗАКОН И ПРАВО • 05-2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.