LEGAL SCIENCES
EMPLOYMENT OF PERSONS WITH DISABILITIES Kurochkina A.I. (Russian Federation) Em ail: Kurochkina571@scientifictext.ru
Kurochkina Anastasia Igorevna - Student, LAW FACULTY, ORENBURG INSTITUTE - BRANCH
FEDERAL STATE BUDGETARY EDUCATIONAL INSTITUTION OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION MOSCOW STATE LAW UNIVERSITY NAMED AFTER O.E. KUTAFIN, ORENBURG
Abstract: disability in the modern world has manifested itself as one of the global problems affecting the interests of almost all areas of activity. At present, the question of how to fully realize the employment of people with disabilities has become a particularly acute question, because one of the basic rights of every resident of our state is the right to work. It is these factors that determine the relevance of this work. The article is devoted to the problems of employment of people with disabilities, the specific features of the formation of programs of the state social policy of the Russian Federation in the field of employment for people with disabilities, as well as the identification of factors contributing to the effective professional training and employment of this category ofpeople.
Keywords: persons with disabilities, persons with disabilities, labor, employment, rights of persons with disabilities, employment of persons with disabilities, profession, social policy.
ТРУДОУСТРОЙСТВО ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ Курочкина А.И. (Российская Федерация)
Курочкина Анастасия Игоревна — студент, юридический факультет, Оренбургский институт — филиал Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский государственный юридический университет им. О.Е. Кутафина, г. Оренбург
Аннотация: инвалидность в современном мире проявилась как одна из глобальных проблем, затрагивающих интересы практически всех сфер деятельности. В настоящее время особо остро встал вопрос о том, как реализовать в полной мере трудоустройство лиц с ограниченными возможностями, ведь одним из основных прав каждого жителя нашего государства является право на труд. Именно эти факторы определяют актуальность данной работы. Статья посвящена проблемам трудоустройства людей с ограниченными возможностями здоровья, специфическим особенностям формирования программ государственной социальной политики РФ в сфере трудоустройства для инвалидов, а также выявлению факторов, способствующих эффективной профессиональной подготовке и трудоустройству данной категории лиц.
Ключевые слова: лица с ограниченными возможностями, инвалиды, труд, трудоустройство, права инвалидов, занятость инвалидов, профессия, социальная политика.
Проблема занятости и трудоустройства инвалидов сегодня является актуальной, важной и, можно сказать, одной из самых острых. В нынешнее время, в обществе сложился определенный стереотип, что человек с ограниченными возможностями не может и не должен работать, что он должен жить на попечении родственников и государства. Но считается, что работа для инвалида - это главное в его жизнедеятельности, т.к. социально-экономическое положение многих инвалидов невозможно признать удовлетворительным, поскольку большее количество инвалидов имеют доходы, сравнимые с прожиточным минимумом, не учитывающим их специфические потребности. Также следует отметить, что работающий инвалид, чувствует себя полноправным членом общества и перестает ощущать свою неполноценность. Он может сам зарабатывать себе на жизнь и распоряжаться своими доходами.
Что же касается работодателей, то в большинстве случаев они не берут на работу лиц с ограниченными возможностями именно по той причине, что считают такой труд неполноценным. Во многих обществах существуют предрассудки в отношении людей, имеющих определенные физические, психические, интеллектуальные или сенсорные нарушения. Часто люди с
ограниченными возможностями сталкиваются с проблемами дискриминации, отчуждения, изоляции. Именно по этой причине инвалиды теряют стимул к трудоустройству.
Очень часто работодатели отказывают лицам с ограниченными возможностями в приёме на работу из-за отсутствия специальных рабочих мест на предприятиях, которые должны быть приспособлены для работы инвалида. Также следует признать, что у работодателей отсутствует стимул для приёма на работу лиц с ограниченными возможностями. Работодатели не замечают в инвалидах полноправных сотрудников и полагают, что трудоустройство людей с ограниченными возможностями здоровья будет являться большой проблемой, которая потребует дополнительных затрат, ведь работодатели, в соответствии с трудовым законодательством, обязаны:
• создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах;
• создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации;
• предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.
Если работодатель отказал в приёме на работу инвалиду, то руководитель организации как должностное лицо может быть привлечен к административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Труд инвалидов регулируется отдельными положениями Конституции РФ, Трудовым кодексом РФ, Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и Конвенцией ООН о правах инвалидов.
Трудовое законодательство Российской Федерации содержит правовые нормы, которые предусматривают ряд льгот и гарантий для инвалидов, также трудовое законодательство закрепляет мероприятия, способствующие повышению их конкурентоспособности.
Эффективность мер по трудоустройству инвалидов во многом зависит от правовых, экономических и организационных гарантий, которые условно можно разделить на три группы: гарантии, предшествующие заключению трудового договора; гарантии позволяющие закрепиться на работе; гарантии, препятствующие расторжению трудового договора [4, ^ 95].
Также государственным мерам, направленным на занятость и трудоустройство инвалидов, предшествовали меры, осуществляемые религиозными организациями, различными благотворительными организациями. В настоящее время в реализации государственной политики трудоустройства инвалидов участвуют наряду с государственными органами общественные организации инвалидов, благотворительные и медицинские организации.
Чтобы уровень занятости как-то увеличивался, государство гарантирует инвалидам трудоустройство, устанавливая квоты для приема на работу таких граждан, о чём говорит ст. 20 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [1]. Работодатели должны держать квоты на рабочие места для инвалидов, тем самым обеспечивая лиц с ограниченными возможностями рабочими местами. Получается, что теоретически отказать инвалиду в трудоустройстве наниматель не имеет право, но на практике это все равно происходит. Следует отметить, что применение механизма квотирования является одним из способов предоставления возможности для трудоустройства инвалидов, однако не во всех случаях дает ожидаемый эффект, так как не содержит элементов стимулирования работодателей и представляет собой резервирование рабочих мест [3, с. 75].
Таким образом, государство в полной мере должно оказывать поддержку работодателям, которые принимают на работу инвалидов. В ряде субъектов Российской Федерации разработан и действует механизм стимулирования работодателей, создающих рабочие места для трудоустройства инвалидов, включая компенсацию работодателям затрат, возникающих при применении труда инвалидов. Органы службы занятости должны осуществлять контроль за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты, а также направлять инвалидов, которые обратились с целью поиска подходящей работы, на свободные рабочие места [2, с. 34].
В Российской Федерации существует достаточное количество нормативных правовых актов, имеющих широкий спектр прав и гарантий инвалидов в трудовой сфере, но эти права в полной мере не реализуются. Думается, что государству необходимо проводить комплексную политику, направленную на создание доступной среды для инвалидов, организацию сопровождения инвалидов в целях трудоустройства, адаптации и закрепления на рабочих местах, повышение уровня трудоустройства инвалидов через стимулирование предприятий по созданию специальных рабочих мест, оснащение специализированным оборудованием рабочих мест для людей с ограниченными возможностями.
Список литературы / References
1. Федеральный закон от 24.11.1995 г. (ред. от 29.12.2015 г.) № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // Официальный сайт компании «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_8559/28e010a834fdf2cf3793814 63eee4a959300e8ec/ (дата обращения: 10.06.2020).
2. Жаворонков Р.Н. Совершенствование правового регулирования труда инвалидов / Р.Н. Жаворонков // Законы России: опыт, анализ, практика,- 2012. № 10. С. 33-37.
3. Павловская О.Ю. Занятость и трудоустройство инвалидов: правовые аспекты и актуальные проблемы правоприменения // Право и экономика, 2015. № 1. С. 74-79.
4. Шуайпова П.Г. Инвалиды в России: правовые проблемы их трудоустройства // Юридический вестник ДГУ, 2015. № 3. С. 95-98.