УДК 349.222.2
ИНВАЛИДЫ В РОССИИ: ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИХ ТРУДОУСТРОЙСТВА
Шуайпова П.Г., Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Российская Федерация, pari. shuaipova@mail. ru
В статье рассмотрены проблемы трудоустройства инвалидов в Российской Федерации. Перечислены наиболее часто встречающиеся нарушения трудового законодательства по данному основанию. Рассматривается правовая основа действий работодателя по содействию трудоустройству инвалидов. Целью статьи является анализ законодательства и правовых решений при трудоустройстве инвалидов в России.
Основными методами исследования стали логический, формально-юридический, а также метод обобщения правоприменительной практики. Актуальность темы статьи обусловлена тем, что трудовая деятельность для человека, а тем более для инвалида, является важным условием полноценной жизнедеятельности, а также тем, что недостаточно работ на эту тему. В статье отмечается, что в российском законодательстве нет императивных норм о том, какие должности должны быть заквотированы для инвалидов, чем зачастую пользуются работодатели и квотируют самые низкооплачиваемые должности. Этот пробел необходимо устранить. Существенное значение имеет профессиональная реабилитация, которая является важнейшей составной частью государственной политики в области социальной защиты инвалидов. Приведены примеры из судебной практики наиболее часто встречающихся нарушений трудового законодательства работодателями по данному основанию.
Делаются выводы о том, что при решении указанных проблем Правительство должно развивать новые государственные программы по решению проблем именно трудоустройства инвалидов с обязательным привлечением к их реализации и разработке общественных организаций инвалидов, а также о необходимости возложения обязанности по созданию специальных рабочих мест на работодателя за его счет.
Ключевые слова: трудоустройство инвалидов, ограничение жизнедеятельности, право на труд, работодатель, Трудовой кодекс РФ.
UDK 349.222.2
PERSONS WITH DISABILITIES IN RUSSIA: THE LEGAL PROBLEMS OF THEIR EMPLOYMENT Shuaipova P.G., Dagestan State University, Makhachkala, Russian Federation, [email protected]
The article considers problems of employment of disabled people in the Russian Federation. Lists the most common violations of labour legislation on such ground. Examines the legal basis of the actions of the employer to promote the employment of persons with disabilities. The aim of the article is the analysis of legislation and legal decisions in the employment of disabled people in Russia.
The main methods of research are logical, formal legal, as well as synthesis method law enforcement. Topicality of the article due to the fact that labor activity for people, and especially for the disabled, is an important condition for a full life, and that is not enough works on this subject. The article notes that in the Russian legislation there are no mandatory rules about what positions must be zakwaterowani for disabled people than employers often use and quotaroot the most underpaid positions. This gap needs to be addressed. It is essential to vocational rehabilitation, which is an essential part of the state policy in the field of social protection of persons with disabilities. The examples of judicial practice the most common labor law violations by employers on this basis.
Conclusions are made about the fact that when solving these problems, the Government should develop new state programs to address problems of employment of people with disabilities, subject to an obligation to implement them and the development of public organizations of persons with disabilities, and the need for imposing the duty on creation of special workplaces at the employer's expense.
Key words: employment of disabled people, the disability, the right to work, the employer, the Labour code of the Russian Federation.
В связи с развитием и укреплением рыночных отношений в России со стороны органов власти, служб занятости и общественных организаций требуются уделить особое внимание вопросам трудовой занятости инвалидов [1, с. 3]. Проблема занятости и трудоустройства инвалидов в современном обществе является весьма важной и актуаль-
ной, т. к. трудовая деятельность для человека, а тем более для инвалида, является важным условием полноценной жизнедеятельности, а также возможностью реализации своих способностей, в том числе и творческих [2]. Об этом говорят многие ученые. Так, Н.С. Бубеев пишет, что на современном этапе развития российского общества проведение
комплекса мер по социальной интеграции инвалидов в общество является одним из приоритетных направлений социальной политики государства [3, с. 3]. О.Ю. Павловская отмечает, что сейчас Россия вступила в полосу нового экономического кризиса, дальнейшее углубление которого неминуемо повлечёт за собой волну нестабильности в социально-трудовой сфере, приведёт к усилению напряжённости на рынке труда, а в конечном итоге - к росту безработицы. Поэтому не вызывает сомнений тот факт, что проблемы занятости и трудоустройства граждан снова выйдут на передний план, и среди них — проблема трудоустройства инвалидов, которая на сегодняшний день остаётся в числе актуальных в политике государства в отношении данной категории работников [4, с. 74].
Кого же можно считать инвалидом? По мнению Н. Пластилиной, инвалид — это человек, у которого возможности его жизнедеятельности в обществе ограничены из-за его физических, умственных, сенсорных или психических отклонений [5]. С точки зрения Р.Н. Жаворонкова, инвалид -это лицо, имеющее установленное заключением медико-социальной экспертизы изменение здоровья вследствие стойкого нарушения функций и систем организма, приводящее к ограничению жизнедеятельности, выражающемуся в полной или частичной утрате возможности самостоятельно осуществлять бытовую, общественную и профессиональную деятельность, а также к снижению приспособляемости к социальной среде и вызывающее необходимость его социальной защиты [6, с. 12]. Согласно статье 1 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной зашиты. При этом под ограничением жизнедеятельности понимается полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
Право инвалидов на труд и социальное обеспечение провозглашается в международных правовых актах. В соответствии со ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация является социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка инвалидов. Надо сказать, что одним из приоритетов Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. является вовлечение в трудовую деятельность людей с ограниченными физическими возможностями и внедрение норм социальной поддержки отдельных категорий граждан [7, с. 3]. Однако реальное воплощение этих норм в жизнь в России непоследовательно и противоречиво, что вызывает появление ряда проблем.
Следует отметить, что в течение последних двух десятилетий число инвалидов в нашей стране неуклонно растет — в среднем на 8—9% в год, что, бесспорно, является негативным явлением. У инвалидов возникают определенные трудности в поиске работы из-за ограниченности их возможностей, и поэтому они нуждаются в поддержке и защите со стороны государства.
В российском законодательстве содержатся определенные требования в области содействия трудоустройству инвалидов, в частности, общие нормы, закрепляющие правовое положение инвалидов, и специальные, конкретные нормы по обеспечению работодателями реализации их прав и интересов. Нормы о содействии занятости инвалидов, запрете дискриминации и пр. содержит Трудовой кодекс РФ, льготы в отношении режима труда и отдыха инвалидов — Закон РФ «О занятости населения в РФ». Общие нормы о содействии занятости путем установления для предприятий требований о квотировании рабочих мест для инвалидов содержатся в статье 20 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ». Квоты устанавливаются всеми предприятиями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. На организации, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта РФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов) — ст. 21 вышеназванного федерального закона. Законы субъектов РФ в большинстве случаев повторяют данную норму [8, с. 21]. Так, в Республике Дагестан особое внимание уделяется вопросам трудоустройства инвалидов. Органы государственной службы занятости населения республики обеспечили трудоустройство 605 незанятых инвалидов на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места, оказано содействие в трудоустройстве более 2 тыс. инвалидов, из которых 741 человек был трудоустроен на условиях временной занятости с поддержкой их доходов, 466 инвалидов приняли участие в оплачиваемых общественных работах, 7 инвалидам была оказана государственная услуга по содействию самозанятости. С 1 тыс. 307 безработными гражданами из числа инвалидов проведена профориентационная работа [9]. В республике была разработана государственная программа «Социальная поддержка граждан» на 2014—2016 годы, утвержденная постановлением Правительства Республики Дагестан от 28 ноября 2013 года № 619; осуществляются мероприятия по содействию в трудоустройстве инвалидов на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места и т.д. [10].
Одной из проблем является невыполнение работодателями квотирования инвалидов. Контроль за выполнением организациями квоты для приема на работу инвалидов осуществляется органами прокуратуры. Контроль осуществляется путем проведения проверок на предприятиях.
Приведем пример из практики: прокуратура установила, что в ООО «Спичка» численность
работников предприятия составляет 402 человека, квота для приема на работу инвалидов на предприятии - 8 рабочих мест, 6 из которых заняты. Квота на 2 рабочих места не была выполнена. Центр занятости населения выдал местной жительнице-инвалиду направление на работу в счет установленной квоты в ООО «Спичка». Но работодатель не принял ее на работу, сославшись на сокращение объема производства спичек и невозможность создания новых рабочих мест. Должностное лицо предприятия было привлечено к административной ответственности по ст. 5.42 ч. 1 КоАП РФ (отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты). Мировым судьей на него был наложен административный штраф [11, с. 24].
Контроль за трудоустройством всех желающих и работой уже трудоустроившихся инвалидов был возложен на представителей Роструда. Для реализации этой программы была составлена общая база со сведениями об общем количестве рабочих мест для инвалидов в России с указанием должности, профессии и режима работы, информации о ликвидации рабочих мест с указанием причины [12, с. 109]. Как представляется, это позволит обеспечить доступность гарантий, регламентированных для инвалидов федеральным законодательством в первую очередь.
Однако следует отметить, что в российском законодательстве нет императивных норм о том, какие должности должны быть заквотированы для инвалидов, чем зачастую пользуются работодатели и квотируют самые низкооплачиваемые должности. Значит, устанавливая жесткое требование о квотировании рабочих мест для инвалидов, законодатель в то же время не установил какие-либо иные, более конкретные требования относительно профессий или размеров оплаты труда по заквотированным рабочим местам. [13, с. 25].
Далее надо сказать, что Законом установлена ежемесячная отчетность о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов (п. 3 ст. 25 Закона РФ «О занятости населения в РФ»). Отчетность предоставляется органам службы занятости. Проверяет предоставление такой отчетности прокуратура. Непредставление работодателями информации о выполнении квоты для приема на работу инвалидов не позволяет в полной мере своевременно реализо-вывать полномочия по оказанию государственных услуг в сфере занятости населения. За непредставление такой отчетности, равно как и за несвоевременное ее представление или предоставление в неполном объеме или в искаженном виде, предусмотрена ответственность по ст. 19.7 КоАП РФ, влекущая наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц — от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц — от трех тысяч до пяти тысяч рублей. Приведем пример. Предприятие не предоставляло ежемесячно в орган занятости информацию о наличии вакантных мест (должностей), вы-
полнении квоты для приема инвалидов. Прокуратура провела проверку предприятия и выявила, что на предприятии было заквотировано рабочих мест и занято инвалидами менее половины положенной нормы. Действия ответственного должностного лица предприятия были квалифицированы по ст. 19.7 КоАП РФ. Мировой судья признал его виновным и назначил наказание в виде административного штрафа в размере 300 руб. [14, с. 25].
Подчеркнем: для того чтобы обеспечить выполнение всех требований законодательства в области труда инвалида, работодатель должен знать о льготах и гарантиях, закрепленных ТК РФ и иными российскими законами.
Согласно статье 20 Федерального закона от 24.11.1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости со стороны органов федеральной и субъективной государственной власти. При приёме инвалида на работу, его рабочее место должно быть организовано согласно его индивидуальной программе реабилитации, т.е. с учётом нарушенной функциональности инвалида и ограничений жизнедеятельности.
Федеральным законом №181-ФЗ и ст. 92, 94,96, 99, 113 Трудового кодекса РФ инвалиду предоставляются следующие льготы:
- для инвалидов I и II группы длительность рабочей недели должна быть не выше 35 часов;
- продолжительность рабочего дня для инвалидов устанавливается исходя из медицинского заключения;
- им предоставляется оплачиваемый отпуск — ежегодно не менее 30 календарных дней, а также неоплачиваемый отпуск по письменному заявлению длительностью до 60 календарных дней в году;
- привлекать инвалида к сверхурочной работе, работе в ночное время и в выходные дни можно только с его согласия и только в том случае, если этот вид работ ему не противопоказан. К тому же работодатель должен в письменной форме ознакомить инвалида с тем, что он имеет право отказаться от данных видов работ.
Одним из основных направлений поддержки инвалидов является профессиональная реабилитация, которая является важнейшей составной частью государственной политики в области социальной защиты инвалидов.
Профессиональная подготовка и профессиональное образование инвалидов являются важнейшими аспектами их профессиональной реабилитации. Профессиональная реабилитация инвалидов с их последующим трудоустройством экономически выгодна для государства, так как средства, вложенные в реабилитацию инвалидов, будут возвращаться государству в виде налоговых поступлений, являющихся следствием трудоустройства инвалидов.
Для инвалидов, которые не способны участвовать в основном процессе занятости создаются специализированные предприятия, которые пред-
назначены для определенных категорий инвалидов со значительными потерями функций организма. Однако это нельзя считать исключительной формой трудоустройства инвалидов и фундаментом, на котором основывается политика по обеспечению занятости инвалидов [15].
Еще одна проблема касается образования молодых инвалидов, в частности, необорудования учебных мест, несмотря на то, что право на образование гарантировано Конституцией Российской Федерации и Законом Российской Федерации «Об образовании». Российское законодательство как одно из важнейших прав гарантирует инвалидам право на образование. Однако система общего образования не располагает условиями, при которых граждане, имеющие стойкие функциональные расстройства здоровья, могли бы учиться на равных. Но список вузов, где могут учиться люди с ограниченными возможностями, постепенно расширяется [16].
Анализ законодательства показывает, что нормы, устанавливающие льготное регулирование труда инвалидов, содержатся в разных главах ТК РФ и других нормативных актах, дублируются, что затрудняет их применение. Для решения указанных проблем Р.Н. Жаворонков предлагает введение в ТК РФ специальной главы, посвященной правовому регулированию труда инвалидов [17, с. 33].
В заключение можно отметить следующее. Законодателем было принято множество актов, направленных на защиту прав и интересов инвалидов, однако далеко не все они соблюдаются. Наказания за нарушение прав инвалидов и требований законодательства в этой области чересчур мягкие, а полномочия у контролирующих органов - слишком ограниченные.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:
Граждане с ограниченными возможностями здоровья не могут обучаться и работать на равных со здоровыми гражданами.
Отсутствуют правовые механизмы реализации норм Конституции РФ и ТК РФ, закреп-
ляющих недопустимость дискриминации в трудовых отношениях. Инвалидность не названа в качестве основания дискриминации.
Разделяя высказанные в отечественных научных исследованиях мнения об очевидных недостатках системы квотирования в России (Р.Н. Жаворонков, Н. Пластинина, С.Н. Каворин, А.А. Кравчук [18] и др.), мы считаем необходимым существование в ближайшее время системы квотирования одновременно с развитием антидискриминационного законодательства, что будет благоприятно сказываться на дальнейшей работе людей с инвалидностью.
Предлагаем внести ряд изменений в трудовое законодательство, направленных на повышение юридической ответственности работодателей за проявление дискриминации в отношении работников.
Считаем, что трудоустройство инвалидов также затруднено по причине количественного превышения числа инвалидов, нуждающихся в трудоустройстве, над подходящими для них вакансиями [19].
Предприятия должны оснащаться специализированным оборудованием для инвалидов, чтобы они чувствовали себя полноценными людьми, способными к трудовой деятельности, чтобы они ощущали себя на равных со здоровыми [19]. Хотелось бы, чтобы обязанность создания специальных рабочих мест была возложена на работодателя за его счет, если невозможно иное.
Также необходимо, чтобы Правительство развивало новые государственные программы по решению проблем именно трудоустройства инвалидов с обязательным привлечением к их реализации и разработке общественных организаций инвалидов.
Государство и общество должно быть заинтересовано в адаптации этой социальной группы для того, чтобы они свободно могли работать по той профессии, которой они считают наиболее подходящей для себя.
Литература
1. Белькова Н.М. Развитие трудовой занятости инвалидов в современных условиях России: авто-реф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2012.
2. Семикова Н.В. Проблема трудоустройства инвалидов // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2012. №1 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2012/01/326 (дата обращения: 10.06.2015).
3. Бубеев Н. С. Трудоустройство инвалидов в изменяющихся социальных условиях российского общества (на примере Республики Бурятия): автореф. дис. ...канд. социол. наук. Улан-Удэ, 2011.
4. Павловская О. Ю. Занятость и трудоустройство инвалидов: правовые аспекты и актуальные проблемы правоприменения // Право и экономика. 2015. № 1. С. 74-79.
5. Пластинина Н. Взгляд снаружи и изнутри // Трудовое право. 2013. №1.
6. Жаворонков Р.Н. Правовое регулирование труда и социального обеспечения инвалидов в Российской Федерации: автореф. дис. д-ра юрид. наук. М., 2014.
7. Жаворонков Р. Н. Указ соч.
8. ПластининаН. Инвалиды. Взгляд снаружи и изнутри // Трудовое право. 2013. №10. С. 21-45.
9. Число безработных в Дагестане в 2014 году снизилось на 3,1% // РИА «Дагестан». 15 февраля. 2015. URL: http://www.riadagestan.ru/news/economy/chislo_bezrabotnykh_v_dagestane_v_2014_godu_ snizilos_na_11_5/ (дата обращения: 17.06.2015).
10. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в республике Дагестан за 2014 год. URL: http://www.dagombu.ru/hronika_sobitiysh.php?id=489 (дата обращения: 17.06.2015).
11. Пластинина Н. Указ. соч.
12. Шибаева О. Роструд проследит за трудоустройством работников-инвалидов // Трудовое право. 2014. №6.
13. Пластинина Н. Указ соч.
14. Там же.
15. СемиковаН.В. Указ соч.
16. Павловская О.В. Молодые инвалиды: проблема доступности образования и трудоустройства. Санкт-Петербург. URL: http://tomb-raider6.narod.ru/lib/mm/molodjozh-buduschee_civilizacii/ molodye_invalidy_problema_dostupn.html (дата обращения: 17.06.2015).
17. Жаворонков Р. Н. Указ соч.
18. Кравчук А.А. Проблемы трудоустройства инвалидов. URL: http://www.scienceforum.ru/2013/ (дата обращения: 17.06.2015).
19. Шуайпова П.Г. Институт реабилитации инвалидов в России: законодательное регулирование и развитие // Юридический вестник ДГУ. 2014. № 3. C. 110-114.
20. Семикова Н.В. Указ. соч.
References
1. Belkova N.M. Razvitie trudovoy zanyatosti invalidov v sovremennyih usloviyah Rossii: avtoref. dis. ... kand. ekon. nauk M., 2012.
2. Semikova N. V. Problema trudoustroystva invalidov // Ekonomika i menedzhment innovatsionnyih tehnologiy. 2012. № 1 [Elektronnyiy resurs]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2012/01/326 (data obrascheniya: 10.06.2015).
3. Bubeev N. S. Trudoustroystvo invalidov v izmenyayuschihsya sotsialnyih usloviyah rossiyskogo ob-schestva (na primere Respubliki Buryatiya): avtoref. dis. ...kand. sotsiol. nauk. Ulan-Ude, 2011.
4. Pavlovskaya O. Yu. Zanyatost i trudoustroystvo invalidov: pravovyie aspektyi i aktualnyie problemyi pravoprimeneniya // Pravo i ekonomika. 2015. № 1. S. 74-79.
5. Plastinina N. Vzglyad snaruzhi i iznutri // Trudovoe pravo. 2013. № 1.
6. Zhavoronkov R.N. Pravovoe regulirovanie truda i sotsialnogo obespecheniya invalidov v Rossiyskoy Federatsii: avtoref. dis. d-ra yurid. nauk. M., 2014.
7. Zhavoronkov R. N. Ukaz soch.
8. Plastinina N. Invalidyi. Vzglyad snaruzhi i iznutri // Trudovoe pravo.. 2013. №10. S. 21 - 45.
9. Chislo bezrabotnyh v Dagestane v 2014 godu snizilos na 3,1% // RIA «Dagestan». 15 fevralya. 2015. URL: http://www.riadagestan.ru/news/economy/chislo_bezrabotnykh_v_dagestane_v_2014_godu_snizilos_ na_11_5/ (data obrascheniya: 17.06.2015).
10. Doklad o deyatelnosti Upolnomochennogo po pravam cheloveka v respublike Dagestan za 2014 god. URL: http://www.dagombu.ru/hronika_sobitiysh.php?id=489 (data obrascheniya: 17.06.201510. Plastinina N. Ukaz. soch.
11. Plastinina N. Ukaz soch.
12. Shibaeva O. Rostrud prosledit za trudoustroystvom rabotnikov-invalidov // Trudovoe prav. 2014.
№ 6.
13. Plastinina N. Ukaz soch.
14. Tam zhe.
15. Semikova N. V. Ukaz soch.
16. Pavlovskaya O.V. Molodyie invalidyi: problema dostupnosti obrazovaniya i trudoustroystva. Sankt-Peterburg. URL: http://tomb-raider6.narod.ru/lib/mm/molodjozh-buduschee_civilizacii/molodye_invalidy _problema_dostupn.html (data obrascheniya: 17.06.2015).
17. Zhavoronkov R. N. Ukaz soch.
18. Kravchuk A.A. Problemyi trudoustroystva invalidov URL: http://www.scienceforum.ru/2013 / (data obrascheniya: 17.06.2015).
19. Shuaypova P.G. Institut reabilitatsii invalidov v Rossii : zakonodatelnoe regulirovanie i razvitie // Yuridicheskiy vestnik DGU. 2014. N 3. C. 110-114.
20. SemikovaN.V. Ukaz. soch.
Поступила в редакцию 16 апреля 2015 г.
Received 16 April, 2015