Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ ГРАЖДАН НА ПОЛУЧЕНИЕ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В РАЗНЫХ СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ ГРАЖДАН НА ПОЛУЧЕНИЕ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В РАЗНЫХ СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
282
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕСПЛАТНАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / ПРЕДЕЛЫ РЕАЛИЗАЦИИ / ПРАВА ГРАЖДАН / СУБЪЕКТЫ / РЕГИОНЫ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЭЛЕКТРОННЫЕ СЕРВИСЫ / УДАЛЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Позднякова Татьяна Сергеевна

Принятие в ноябре 2011 г. Государственной Думой Федерального закона «О бесплатной юридической помощи» № 324-ФЗ стало ключевым моментом в правовом механизме реализации гражданами своих прав на получение бесплатной юридической помощи. До этого момента Основной Закон страны закреплял за гражданами такое право, но не обеспечивал в полной мере его реализацию доступными способами, при том что в некоторых регионах, участвующих в период с 2005 по 2010 г. в эксперименте по созданию государственной системы оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам, были созданы юридические бюро в виде федеральных государственных учреждений. Вместе с тем в вышеуказанном законе есть ряд факторов, снижающих его эффективность в части обеспечения равного доступа к правосудию граждан этой категории, а также вовлеченности субъектов в ее оказание. В исследовании проанализирована сложившаяся ситуация в сфере реализации прав граждан на получение правовой поддержки, рассмотрены экспериментальные проекты по оказанию бесплатной юридической помощи посредством электронных сервисов и цифровизации данной сферы, предложен возможный вариант устранения существующих пробелов с помощью единообразия предоставления юридических услуг и передачи финансирования расходных обязательств субъектов в рамках реализации на федеральный уровень.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CITIZENS’ RIGHTS TO PRO BONO LEGAL ASSISTANCE: PROBLEMS OF IMPLEMENTATION IN VARIOUS SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION

Citizens’ rights to pro bono legal assistance were implemented at the law level by the adoption of the Federal Law No. 324-FZ “On Pro Bono Legal Assistance” by the State Duma in November 2011. Prior to that, the Constitutional Law of the country enshrined the citizens’ right to pro bono legal assistance but did not provide its full implementation via available means. At the same time, public law offices in a form of federal state institutes were established in some regions, which participated in the experiment one stablishing a public system for pro bono legal assistance to low-income citizens in 2005-2010. In addition to that, the foregoing law has a number of factors decreasing the efficiency of equal access to justice for lowincome citizens and providing low involvement of subjects. The study analyzes current situation in the field of implementation of citizens’ rights to legal assistance, and considers pilot projects on pro bono legal assistance via e-services and digitalization of the field. A possible option for leveling existing gaps with legal services’ uniformity and financing expenditure commitments of the subjects under implementation of subsidiary legal assistance at the federal level was proposed.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ ГРАЖДАН НА ПОЛУЧЕНИЕ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В РАЗНЫХ СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Научная статья УДК 342.7(470)

doi: 10.34822/2312-3419-2022-2-103-110

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ ГРАЖДАН НА ПОЛУЧЕНИЕ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В РАЗНЫХ СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Татьяна Сергеевна Позднякова

ООО ТЛК «СЕВЕР», Сургут, Россия

justicesurgut@gmail. com, https://orcid.org/0000-0002-0008-6428

Аннотация. Принятие в ноябре 2011 г. Государственной Думой Федерального закона «О бесплатной юридической помощи» № 324-Ф3 стало ключевым моментом в правовом механизме реализации гражданами своих прав на получение бесплатной юридической помощи. До этого момента Основной Закон страны закреплял за гражданами такое право, но не обеспечивал в полной мере его реализацию доступными способами, при том что в некоторых регионах, участвующих в период с 2005 по 2010 г. в эксперименте по созданию государственной системы оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам, были созданы юридические бюро в виде федеральных государственных учреждений. Вместе с тем в вышеуказанном законе есть ряд факторов, снижающих его эффективность в части обеспечения равного доступа к правосудию граждан этой категории, а также вовлеченности субъектов в ее оказание. В исследовании проанализирована сложившаяся ситуация в сфере реализации прав граждан на получение правовой поддержки, рассмотрены экспериментальные проекты по оказанию бесплатной юридической помощи посредством электронных сервисов и цифровизации данной сферы, предложен возможный вариант устранения существующих пробелов с помощью единообразия предоставления юридических услуг и передачи финансирования расходных обязательств субъектов в рамках реализации на федеральный уровень.

Ключевые слова: бесплатная юридическая помощь, пределы реализации, права граждан, субъекты, регионы, цифровизация, электронные сервисы, удаленность

Благодарности: автор благодарит за помощь в подготовке научной статьи научного руководителя, доктора юридических наук Сунцова Александра Павловича, а также доктора юридических наук, профессора Филиппову Наталью Алексеевну.

Для цитирования: Позднякова Т. С. Проблемы реализации прав граждан на получение бесплатной юридической помощи в разных субъектах Российской Федерации // Вестник Сургутского государственного университета. 2022. № 2 (36). С. 103-110. DOI 10.34822/2312-3419-2022-2-103-110.

Original article

CITIZENS' RIGHTS TO PRO BONO LEGAL ASSISTANCE: PROBLEMS OF IMPLEMENTATION IN VARIOUS SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION

Tatyana S. Pozdnyakova

"SEVER Transport and Logistics Company " LLC, Surgut, Russia justicesurgut@gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-0008-6428

Abstract. Citizens' rights to pro bono legal assistance were implemented at the law level by the adoption of the Federal Law No. 324-FZ "On Pro Bono Legal Assistance" by the State Duma in November 2011. Prior to that, the Constitutional Law of the country enshrined the citizens' right to pro bono legal assistance but did not provide its full implementation via available means. At the same time, public law offices in a form of federal state institutes were established in some regions, which participated in the experiment on

establishing a public system for pro bono legal assistance to low-income citizens in 2005-2010. In addition to that, the foregoing law has a number of factors decreasing the efficiency of equal access to justice for low-income citizens and providing low involvement of subjects. The study analyzes current situation in the field of implementation of citizens' rights to legal assistance, and considers pilot projects on pro bono legal assistance via e-services and digitalization of the field. A possible option for leveling existing gaps with legal services' uniformity and financing expenditure commitments of the subjects under implementation of subsidiary legal assistance at the federal level was proposed.

Keywords: pro bono legal assistance, limits of implementation, citizens' rights, subjects, regions, digitalization, e-services, remoteness

Acknowledgments: the author is grateful to Research Supervisor, Doctor of Sciences (Law) Ale-ksandr P. Suntsov and Doctor of Sciences (Law), Professor Natalya A. Fillipova for the help in research.

For citation: Pozdnyakova T. S. Citizens' Rights for Pro Bono Legal Assistance: Problems of Implementation in Various Subjects of the Russian Federation // Surgut State University Journal. 2022. No. 2 (36). P. 103-110. DOI 10.34822/2312-3419-2022-2-103-110.

ВВЕДЕНИЕ

Эксперимент по основанию государственной системы предоставления бесплатной правовой помощи малоимущим гражданам [1] оказался успешным и показал свою эффективность на территории перечисленных экспериментальных субъектов РФ: республик Карелия и Чечня; Волгоградской, Иркутской, Магаданской, Московской, Самарской, Свердловской и Ульяновской областей. В связи с этим эксперимент неоднократно продлевался, и в общей сложности его продолжительность составила более 5 лет вместо 1 года, как было задумано изначально.

Итогами эксперимента оказались не только измеримые результаты в цифрах, но и развитие самого института государственных юридических бюро, которые в настоящее время осуществляют свою деятельность в 26 субъектах Российской Федерации.

Неоднократно поднимался вопрос о низкой вовлеченности адвокатов при оказании ими бесплатной правовой помощи в рамках Федерального закона «О бесплатной юридической помощи» от 21.11.2011 № 324-Ф3 [2], что помогло данному институту не уйти в небытие и по сей день выполнять важную социальную функцию.

В настоящее время данный институт получил поддержку президента, который отметил, что сфера оказания бесплатной правовой помощи населению в нашей стране недостаточно развита, а потому создание сети государственных бюро, оказывающих правовую поддержку гражданам из числа социально-

незащищенных лиц, смогло бы улучшить обстановку [3].

Однако следует иметь в виду, что при реализации субсидируемых государством правовых услуг существует немало проблем, одна из которых - определение пределов осуществления прав граждан на обретение такой помощи - является одной из самых сложных.

Изучая ФЗ от 21.11.2011 № 324-Ф3 с точки зрения установленного законодателем механизма реализации рассматриваемых прав, мы можем увидеть отличие в основополагающем принципе, закрепленном в Конституции Российской Федерации, о равном доступе к правосудию всех без исключения граждан страны, а в некоторых случаях и лиц, не имеющих российского гражданства.

Актуальность исследования проблем, возникающих в процессе реализации гражданами своих прав на получение бесплатной юридической помощи, обусловлена различиями в объеме их получения и субъектном составе участников государственной и негосударственной системы бесплатной юридической помощи. Данные различия идут вразрез с конституционными гарантиями прав граждан на равный доступ к правосудию и подрывают престиж власти.

Целью настоящего исследования выступает анализ норм права и установление закономерностей, негативно влияющих на права и обязанности граждан в области получения бесплатной юридической помощи.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Исследовать и проанализировать Федеральный закон «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 324-Ф3, а также принятые на его основе региональные законы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - ХМАО-Югры) и Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - ЯНАО) с учетом финансирования и сложившихся рыночных цен путем рассмотрения минимальных ставок адвокатских образований в данных регионах на предмет получения гражданами единообразного объема прав.

2. Установить особенности, различия и противоречия в рассматриваемых нормативно-правовых актах.

3. Исследовать и проанализировать проекты, помогающие сбору информации, удаленному ведению дел с помощью электронных сервисов, установлению единообразной практики для выработки совместных положительных решений при оказании гражданам субсидируемой правовой помощи.

Исследования в области оказания бесплатной юридической помощи отдельным категориям граждан и ее получения были проведены такими авторами, как А. А. Воронов [4], Е. С. Резник [5], П. А. Зеленский [6], С. В. Воробьева [7], А. В. Воробьев [7], О. В. Чумакова [8] и др.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Основным методом исследования послужил метод сравнительного правового анализа: ФЗ от 21.11.2011 № 324-Ф3 «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» сопоставлялся с региональными законами ХМАО-Югры и ЯНАО через призму реализации субъективных прав граждан на получение такой помощи. Кроме того, во время исследования применялись такие методы формальной логики, как анализ и синтез рассматриваемых объектов, а также юридико-догматический метод, поскольку для юриспруденции в большей степени характерна догматичность положений и норм. Дополнительно был проанализирован проект по циф-ровизации адвокатуры Совета Федеральной палаты адвокатов РФ (далее - Совет ФПА РФ),

а также проект постановления Правительства РФ «О проведении эксперимента по оказанию бесплатной юридической помощи с применением электронных сервисов».

Для выявления социальной обусловленности правовых норм, сбора и анализа правовой информации применялся метод конкретно-социологических исследований. С целью достоверного определения целостных систем, состоящих из взаимодействующих элементов, был применен системный подход и структурно-функциональный метод. В исследовании учтены условия, при которых возможны позитивные изменения как в определении граждан, обладающих субъективным правом на получение правовой поддержки от государства, так и в определении случаев, когда такие граждане могут обращаться за бесплатной юридической помощью. Даны рекомендации по направлениям совершенствования правовой субсидируемой помощи и эффективному вовлечению субъектов при ее оказании.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Ключевые неизменяемые категории граждан, а также случаи, когда правовая помощь может быть им оказана бесплатно субъектами -участниками государственной системы, определены в ст. 20 ФЗ от 21.11.2011 № 324-Ф3. К ним отнесены социально-незащищенные категории граждан: инвалиды I и II групп; дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей, а также их опекуны и попечители; несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений; граждане с низким среднедушевым доходом; пожилые, недееспособные граждане, а также их законные представители; граждане, пострадавшие в результате чрезвычайных ситуаций и их иждивенцы, обратившиеся за получением правовой поддержки по поводу своего единственного недвижимого имущества, вопросов трудового характера, социальной поддержки и защиты своих прав и интересов, непосредственно связанных с личностью обратившегося.

К числу лиц, имеющих право обратиться за правовой помощью в рамках негосудар-

ственной системы субсидируемой правовой помощи, относятся, если не определено иное (уставом юридического бюро или иной некоммерческой организации), в силу ч. 7 ст. 24 ФЗ от 21.11.2011 № 324-Ф3 те же граждане, перечисленные выше, определенные той же правовой нормой.

Вместе с тем в силу ч. 1 ст. 3 ФЗ от 21.11.2011 № 324-Ф3 отношения, связанные с оказанием рассматриваемой правовой помощи, регулируются не только настоящим ФЗ и Конституцией Российской Федерации, но и законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации, будучи их расходными обязательствами, что уже само по себе создает предпосылки для возникновения разных условий оказания такой помощи гражданам, исходя из их территориального местонахождения.

Результатом такого различия выступают не только дополнительно включенные в перечень граждане, имеющие право на получение бесплатной правовой помощи в данном конкретном регионе, но и случаи, дополнительно признанные региональной властью к применению на своей обособленной территории.

К числу таких граждан законом ХМАО, например, дополнительно отнесены неработающие инвалиды III группы; граждане пожилого возраста старше 65 лет; бывшие несовершеннолетние узники концлагерей; вдовы военнослужащих, погибших в период войн с Финляндией, ВОВ, войны с Японией; вдовы умерших инвалидов ВОВ; члены семей погибших (умерших) ветеранов боевых действий; многодетные родители; граждане, проживающие в труднодоступных и малонаселенных местностях автономного округа; представители коренных малочисленных народов Севера (далее - КМНС) и их общественные объединения. В результате дополнительно приняты к оказанию правовой помощи такие случаи, как реабилитация граждан, пострадавших от политических репрессий; рассмотрение вопросов традиционного природопользования, землепользования для представителей КМНС; установление юридического факта специальной принадлежности гражданина к КМНС, проживающим на

территории округа; защита прав и законных интересов граждан, нарушенных в результате незаконных действий (бездействий) застройщиков, реализующих свою деятельность на территории автономного округа, и др. [9].

Статьей 4 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 24.05.2012 № 23-ЗАО «Об обеспечении граждан бесплатной юридической помощью в Ямало-Ненецком автономном округе» также определен расширенный перечень лиц, обладающих правом на получение правовой помощи бесплатно, в том числе: выпускники организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в течение трех лет с момента их окончания); несовершеннолетние, пострадавшие от насилия и (или) эксплуатации; жертвы торговли детьми, а также их законные представители; лица из числа КМНС, постоянно проживающие на территории данного округа; лица из многодетных семей, состоящих из трех и более детей, до достижения ими совершеннолетия либо до 23 лет не вступившие в брак (в случае их обучения). Дополнительные случаи предоставления бесплатной правовой помощи не определены [10].

Однако не только расширение перечня граждан и случаев, по которым правовая помощь в регионах может оказываться дополнительно, отступает от равенства доступа к правосудию. Разбалансирование системы бесплатной юридической помощи происходит еще и потому, что ее финансирование представляет собой расходное обязательство субъектов Российской Федерации, среди которых есть регионы-реципиенты и регионы-доноры.

Возникает ситуация, когда граждане одной страны, проживающие на разных территориях, по сути, получают разные права при обращении за бесплатной помощью в решении правовых вопросов. Кроме того, различие в финансировании ставит в неравные условия и сами субъекты, ее оказывающие. В подавляющем большинстве случаев по обеим системам бесплатной юридической помощи выступают адвокаты [4], имеющие низкую мотивацию для исполнения приня-

тых на себя обязательств, поскольку разница в субсидируемой правовой помощи и оказании услуг за гонорар может быть в 10 раз и более [11-12].

Все это в совокупности дает низкий коэффициент освоения бюджетных средств, заложенных на эти цели [6, 13-14], и снижает эффективность правовой поддержки граждан, для которых это единственный инструмент ее получения.

Так, Е. С. Резник в связи с этим считала нецелесообразным совершенствование законодательства в сфере бесплатной юридической помощи и возможное принятие новых нормативно-правовых актов в различных регионах и предлагала сосредоточиться на системе взаимодействия ее участников [5].

Наблюдая за выявленными противоречиями, считаем необходимым систематизировать рассматриваемую информацию, выработать единый подход, который бы в равной степени позволял гражданам из разных уголков нашей страны единообразно и эффективно защищать свои права с помощью созданного механизма бесплатной юридической помощи.

Дополнительно хотелось бы отметить, что дискуссия по вопросу реализации прав граждан в сфере защиты по уголовным делам отсутствует вовсе, т. к. является расходным обязательством Российской Федерации и не порождает споров относительно объема и распределения прав граждан, имеющих право на такую защиту, потому что их объем не отличается в регионах.

В свою очередь, С. В. Воробьева и А. В. Воробьев, указывая на диспропорцию объема предоставляемых правовых услуг гражданам, постоянно проживающим на территории определенного субъекта Российской Федерации, обращали внимание и на качество ее оказания. Кроме того, данные авторы также отмечали необходимость переведения финансовых обязательств субъектов на Российскую Федерацию [7]. С мнением данных авторов нельзя не согласиться.

Как отмечает О. В. Чумакова, в связи с тем, что только немногим более половины субъектов Российской Федерации внесли

дополнительные гарантии по расширенному перечню лиц и случаев, по которым оказывается бесплатно правовая помощь, такое расходное обязательство для регионов является непосильным, что опять же ставит в неравное положение лиц, проживающих на разных территориях страны [8].

Одним из инструментов по накоплению и систематизации рассматриваемой информации с целью ее дальнейшей переработки и анализа может стать цифровизация сферы бесплатной юридической помощи. Данная модель обеспечит развернутую картину происходящего, позволит проследить всю цепочку связей субъектов, наглядно покажет случаи обращения за такой помощью и процент ее оказания у регионов РФ, выявит сильные и слабые стороны при оказании правовой помощи.

Необходимо выявить действительную потребность граждан в тех или иных правовых услугах, чтобы в дальнейшем скорректировать действующие нормы права с учетом мнений отдельных субъектов РФ по данному вопросу. Такие меры позволят обеспечить гражданам страны равный доступ к правосудию, повысят эффективность и доступность прав граждан в данной сфере, урегулируют механизм обеспечения граждан бесплатной юридической помощью, позволят добиться единообразия в оказании правовой помощи. В настоящее время предпосылки для этого уже созданы.

С декабря 2019 г. по поручению Совета ФПА РФ ведется работа по цифровизации адвокатуры. В настоящее время разработана и действует в пилотных регионах - Московской и Калужской областях - подсистема автоматизированного распределения между адвокатами поручений на защиту по назначению (далее - АРПН КИС АР). На 2022 г. запланировано внедрение данной подсистемы в другие регионы, а также расширение возможностей и функционала самой программы. Планируется работа по взаимодействию АРПН КИС АР с государственными информационными системами. Совместное межведомственное совещание, состоявшееся 25.03.2021 при поддержке Федеральной па-

латы адвокатов РФ и Министерства юстиции РФ, в котором приняли участие представители Следственного комитета РФ, Судебного департамента при Верховном Суде РФ, МВД РФ, ФСБ РФ и др., подтвердило необходимость такой интеграции [14, с. 50].

В августе 2021 г. Министерством юстиции РФ разработан и вынесен на обсуждение проект постановления Правительства РФ «О проведении эксперимента по оказанию бесплатной юридической помощи с применением электронных сервисов» [15]. Эксперимент планируется к проведению на территории 10 субъектов РФ в период с 01.09.2021 по 31.12.2023. Среди основных его целей законодатели выделяют создание условий качественного развития всех систем бесплатной юридической помощи при улучшении взаимодействия их участников и граждан России, предоставление равного доступа к такой помощи, а также возможность выбора удаленного способа ее предоставления. Для реализации указанных целей Минюсту РФ поручено создать информационную систему «Правовая помощь».

Автор исследования полагает, что данный законопроект благотворно отразится на всей сфере бесплатной юридической помощи, поможет наметить приоритетные задачи и устранить имеющиеся в ФЗ № 32-Ф3 пробелы при реализации прав граждан на получение такой помощи.

В самом законопроекте пока не указан механизм ее реализации, а также не представлена форма и наполнение информационной системы, что не позволяет в полной мере оценить критерии, по которым будет оцениваться эксперимент.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассматривая сферу бесплатной юридической помощи не только как отправление конституционной нормы на получение бесплатной квалифицированной правовой помощи, но и как инструмент повышения правовой грамотности населения необходимо отметить, что основные принципы оказания рассматриваемой помощи и гарантии ее реализации в ФЗ от 21.11.2021 № 324-Ф3 все же учтены.

Имеющиеся пробелы появились в том числе в силу финансирования данной сферы из бюджетов субъектов Российской Федерации и различий между оплатой услуг адвокатов по делам из числа субсидируемых региональной властью и классическими платными услугами и требуют в настоящий момент адекватного решения.

Понятно, что поддержка государства в этом вопросе должна быть не просто номинальной, но и активно действующей, как и меры, которые направлены на систематизацию и выявление противоречий в регионах.

Создание лицам из числа социально-незащищенных категорий граждан равных условий для доступа к правосудию, единообразное, качественное обеспечение их квалифицированной правовой помощью должно являться приоритетной задачей любого правового государства. Данный механизм повышает доверие граждан к суду и власти, помогает сгладить острые углы правового нигилизма, добиться расположения и в конечном счете повысить уровень жизни граждан.

Назревшая ситуация в полной мере отражает действительность, в которой необходимо отвести место для создания регулятивных мер по улучшению действующего механизма реализации прав граждан на получение блага в виде разрешения индивидуально-определенного правового вопроса в рамках ФЗ от 21.11.2021 № 324-ФЗ.

Как мы убедились, даже на уровне схожих регионов (ХМАО и ЯНАО), находящихся в Тюменской области, имеется ряд особенностей, связанных с реализацией гражданами своих конституционных прав, а также ограничениями, не позволяющими гражданину другого субъекта России воспользоваться правом на получение расширенного перечня услуг.

Такая тенденция подтверждает необходимость выработки адекватных нормотворче-ских решений по предотвращению негативных последствий, связанных с выявленными различиями в реализации прав граждан.

Для решения данных вопросов автор поддерживает цифровизацию сферы бесплатной юридической помощи, положительно оцени-

вает экспериментальные проекты по цифро-визации адвокатуры и оказанию бесплатной юридической помощи с применением электронных сервисов. Данные меры являются позитивной реакцией на пробел в равенстве прав граждан на получение бесплатной юридической помощи и должны поспособствовать его восполнению.

Кроме того, цифровизация сферы оказания бесплатной юридической помощи, помимо установления единообразия в оказании такой помощи, являет собой еще один позитивный момент - удаленность получения правовой помощи, что, как следствие, приведет

Список источников

1. О проведении эксперимента по созданию государственной системы оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам : положение об оказании бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам от 22.08.2005 № 534, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.08.2005 № 534 (в редакции от 13.11.2006). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

2. О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации : федер. закон от 21.11.2021 № 324-Ф3. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

3. Путин поддержал идею создать бюро бесплатной юридической помощи по всей стране. URL: https://minjust.gov.ru/ru/events/48437/ (дата обращения: 19.01.2022).

4. Воронов А. А. Роль адвокатуры в реализации конституционного права на квалифицированную юридическую помощь : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2008. 13 с.

5. Резник Е. С. Бесплатная юридическая помощь: актуальные вопросы доступности и качества. Юридический практикум // Право и политика. 2018. № 9. С. 44-57.

6. Зеленский П. А. Развитие системы бесплатной юридической помощи в России: Проблемы и перспективы // Вестн. Поволж. ин-та упр. 2019. Т. 19, № 1. С. 39-46.

7. Воробьева С. В., Воробьев А. В. Проблемы и перспективы развития института бесплатной юридической помощи в России как важного элемента социального правового государства // Вестн. ТГУ. 2012. № 11 (115). С. 344-352.

8. Чумакова О. В. Сколько «стоит» бесплатная юридическая помощь? // Мониторинг правоприменения. 2018. № 4 (29). С. 42-46.

9. О бесплатной юридической помощи в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре : закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 16.12.2011 № 113-оз (в редакции от 21.11.2019).

к уменьшению затрат со стороны субъектов РФ на ее финансирование, а также к снижению времени на ее получение. В совокупности позитивные изменения коснутся не только увеличения количества граждан, имеющих право на получение такой помощи, но и случаев, в которых такая помощь оказывается.

Дополнительно необходимо детально рассмотреть возможность отказа от необходимости наделения расходными финансовыми обязательствами в рассматриваемой сфере субъектов Российской Федерации с переходом на федеральную систему финансирования.

References

1. On Experiment to Establish Law System for Providing Pro Bono Legal Assistance to Law-Income Citizens : Provision on Providing Pro Bono Legal Assistance to Law-Income Citizens No. 534 of 22.08.2005, Adopted by the Resolution of the Government of the Russian Federation No. 534 of 22.08.2005 (Edited on November 13, 2006). Accessed through Law assistance system "Consultant Plus". (In Russian).

2. On Pro Bono Legal Assistance in the Russian Federation : Federal Law No. 324-FZ of 21.11.2021. Accessed through Law assistance system "Consultant Plus". (In Russian).

3. Putin podderzhal ideiu sozdat biuro besplatnoi iuridicheskoi pomoshchi po vsei strane. URL: https://minjust.gov.ru/ru/events/48437/ (accessed: 19.01.2022). (In Russian).

4. Voronov A. A. Rol advokatury v realizatsii konstitut-sionnogo prava na kvalifitsirovannuiu iuridicheskuiu pomoshch : Extended abstract of Doctoral Dissertation (Law). Moscow, 2008. 13 p. (In Russian).

5. Reznik E. S. Free Legal Aid: Relevant Questions on Affordability and Quality // Law and Politics. 2018. No. 9. P. 44-57. (In Russian).

6. Zelensky P. A. Development of Free Legal Aid System in Russia: Challenges and Prospects // The Bulletin of the Volga Region Institute of Administration. 2019. Vol. 19, No. 1. P. 39-46. (In Russian).

7. Vorobyeva S. V., Vorobyev A. V. Problems and Prospects of Development of Free Legal Help Institute in Russia as Important Element of Social Constitutional State // Tomsk State University Journal. 2012. No. 11 (115). P. 344-352. (In Russian).

8. Chumakova O. V. What Is the 'Price' of Free Legal Aid? // Monitoring of Law Enforcement. 2018. No. 4 (29). P. 42-46. (In Russian).

9. On Pro Bono Legal Assistance in the Khanty-Mansi Autonomous Okrug - Ugra : Law of the Khanty-Mansi Autonomous Okrug - Ugra No. 113-oz of 16.12.2011 (Edited on November 21, 2019). URL:

URL: https://docs.cntd.ru/document/543544631 (дата обращения: 19.01.2022).

10. Об обеспечении граждан бесплатной юридической помощью в Ямало-Ненецком автономном округе : закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 24.05.2012 № 23-3AO (в редакции от 02.10.2018). URL: https://docs.cntdru/document/422400854?marker= 4K28NN (дата обращения: 19.01.2022).

11. Рекомендованные минимальные ставки некоторых видов юридической помощи, оказываемой по соглашениям адвокатами Адвокатской палаты Ханты-Мансийского автономного округа : утв. решением Совета Адвокатской палаты Ханты-Мансийского автономного округа от 18.12.2019 № 13. URL: https://clck.ru/akREz (дата обращения: 19.01.2022).

12. Порядок определения размера (вознаграждения) гонорара при заключении адвокатами Адвокатской палаты Ямало-Ненецкого автономного округа соглашения об оказании юридической помощи, от 22.02.2019 № 4 : утв. решением Совета Адвокатской палаты ЯНАО от 22.02.2019. URL: https://www.advokatyamal.ru/index.php?option= com_content&view=article&id=291&Itemid=70 (дата обращения: 19.01.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Позднякова Т. С. Актуальные вопросы совершенствования федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» // Наука и инновации XXI века : сб. ст. по материалам V Всерос. Конф. молодых ученых. Сургут : Сургут. гос. ун-т, 2018. Т. 2. С. 127-130.

14. Отчет о деятельности Совета Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации за период с апреля 2019 по апрель 2021 г. URL: https://fparf.ru/ upload/medialibrary/70d/Otchet-soveta_2021 .pdf (дата обращения: 19.01.2022).

15. О проведении эксперимента по оказанию бесплатной юридической помощи с применением электронных сервисов : проект постановления Правительства РФ. URL: https://www.expert-jurist.ru/wp-content/uploads/2021/08/proekt-postanov leniya-o-besplatnoy-onlayn-yurpomoshchi.pdf (дата обращения: 14.01.2022).

Информация об авторе Т. С. Позднякова - начальник юридического отдела.

https://docs.cntd.ru/document/543544631 (accessed: 19.01.2022). (In Russian).

10. On Pro Bono Legal Assistance for Citizens in Yamalo-Nenets Autonomous Okrug : Law of the Yamalo-Nenets Autonomous Okrug No. 23-ZAO of 24.05.2012 (Edited on October 2, 2018). URL: https://docs.cntd.ru/document/422400854?marker=4 K28NN (accessed: 19.01.2022). (In Russian).

11. Recommended Minimum Wages for Certain Types of Legal Assistance Provided by the Lawyers of the Lawyer Chamber of the Khanty-Mansi Autonomous Okrug - Ugra according to the Agreements : Adopted by the Decision of the Council of the Lawyer Chamber of the Khanty-Mansi Autonomous Okrug - Ugra No. 13 of 18.12.2019. URL: https://clck.ru/akREz (accessed: 19.01.2022). (In Russian).

12. Procedure of Determination of Fees in Making Agreements on Legal Assistance by the Lawyers of the Lawyer Chamber of the Yamalo-Nenets Autonomous Okrug - Ugra No. 4 of 22.02.2019 : Adopted by the Decision of the Council of the Lawyer Chamber of the Yamalo-Nenets Autonomous Okrug of 22.02.2019. URL: https://www.advokatyamal.ru/ index.php?option=com_content&view=article&id= 291&Itemid=70 (accessed: 19.01.2022). (In Russian).

13. Pozdnyakova T. S. Aktualnye voprosy sovershen-stvovaniia federalnogo zakona "O besplatnoi iu-ridicheskoi pomoshchi v Rossiiskoi Federatsii" // Nauka i innovatsii XXI veka : Proceedings of the V All-Russian Conference of Young Scientists. Surgut : Surgut State University, 2018. Vol. 2. P. 127130. (In Russian).

14. Report on Activity of the Council of the Federal Chamber of Lawyers of the Russian Federation from April 2019 to April 2021. URL: https://fparf.ru/ upload/medialibrary/70d/Otchet-soveta_2021 .pdf (accessed: 19.01.2022). (In Russian).

15. On Experiment to Provide Pro Bono Legal Assistance Using E-Services : Draft Resolution of the Government of the Russian Federation. URL: https://www.expert-jurist.ru/wp-content/uploads/2021/ 08/proekt-postanovleniya-o-besplatnoy-onlayn-yur pomoshchi.pdf (accessed: 14.01.2022). (In Russian).

Information about the author T. S. Pozdnyakova - Head of the Law Department.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.