Научная статья на тему 'Деятельность Минюста России по организации государственной системы бесплатной юридической помощи'

Деятельность Минюста России по организации государственной системы бесплатной юридической помощи Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
680
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГРАЖДАН БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩЬЮ / IMPLEMENTATION OF THE GOVERNMENT POLICY IN THE FIELD OF PROVIDING FREE LEGAL AID FOR CITIZENS / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МИНЮСТА РОССИИ / ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ МИНЮСТА РОССИИ / TERRITORIAL BODIES OF THE MINISTRY OF JUSTICE OF THE RUSSIAN FEDERATION / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА "ЮСТИЦИЯ" / МОНИТОРИНГ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ / MONITORING THE ACTIVITIES OF FEDERAL EXECUTIVE AUTHORITIES / ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / EXECUTIVE AUTHORITIES OF SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION / ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ / MANAGEMENT BODIES OF GOVERNMENT NON-BUDGETARY FUNDS / ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / LOCAL SELF-GOVERNMENT BODIES / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЮРИДИЧЕСКИЕ БЮРО / АДВОКАТСКИЕ ПАЛАТЫ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЦЕНТРЫ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ / ЖАЛОБЫ ГРАЖДАН НА ДЕЙСТВИЯ (БЕЗДЕЙСТВИЕ) АДВОКАТОВ ПРИ ОКАЗАНИИ ИМИ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ / CITIZENS' COMPLAINTS AGAINST LAWYERS' ACTIONS (FAILURE TO ACT) WHILE PROVIDING FREE LEGAL AID / ACTIVITIES OF THE MINISTRY OF JUSTICE OF THE RUSSIAN FEDERATION / IUSTITSIIA [JUSTICE] GOVERNMENT PROGRAMME / GOVERNMENT LEGAL BUREAUS / BAR ASSOCIATIONS OF SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION / NON-GOVERNMENT FREE LEGAL AID CENTRES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чумакова Ольга Владимировна

Автором описывается деятельность Минюста России и его территориальных органов по организации государственной системы бесплатной юридической помощи. Приводятся аргументы о необходимости адаптации опыта иностранных государств к особенностям отечественной правовой системы. Оценивается деятельность Минюста России по разработке проекта и внедрению в жизнь государственной программы «Юстиция». Исследуется обязанность адвокатов направлять в адвокатскую палату субъекта Российской Федерации отчет об оказании ими бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи и выявляются пробелы в нормативно-правовом регулировании и правоприменительной практике в данной сфере. Оценивается работа Правительственной комиссии по вопросам реализации Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», а также деятельность Министерства юстиции Российской Федерации по подготовке предложений Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации по формированию государственной политики в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью. Рассмотрена обязанность территориальных органов Минюста России по проведению мониторинга в исследуемой сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVITIES OF THE MINISTRY OF JUSTICE OF THE RUSSIAN FEDERATION AIMED AT ORGANISING A GOVERNMENT FREE LEGAL AID SYSTEM

The activities of the Ministry of Justice of the Russian Federation and its territorial bodies aimed at organising a government free legal aid system are described by the author. Arguments for a need to adapt the experience of foreign countries to specific features of the domestic legal system are presented. The activities of the Ministry of Justice of the Russian Federation in developing a draft and implementing the Iustitsiia [Justice] government programme are assessed. The duty of lawyers to send a report on the provision by them of free legal aid within the framework of the government free legal aid programme to the bar association of the subject of the Russian Federation is examined and gaps in the legal regulation and law enforcement practice in this sphere are identified. The work of the Government Commission for Issues of Implementation of the Federal Law “On Free Legal Aid in the Russian Federation” as well as the activities of the Ministry of Justice of the Russian Federation in preparing proposals on developing a government policy in the field of providing free legal aid for citizens, to be submitted to the President of the Russian Federation and the Government of the Russian Federation, are assessed. The duty of territorial bodies of the Ministry of Justice of the Russian Federation to carry out monitoring in the sphere under examination is considered.

Текст научной работы на тему «Деятельность Минюста России по организации государственной системы бесплатной юридической помощи»

Деятельность Минюста России по организации государственной системы бесплатной юридической помощи

Чумакова О. В.1

Ключевые слова: реализация государственной политики в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью, деятельность Минюста России, территориальные органы Минюста России, государственная программа «Юстиция», мониторинг деятельности федеральных органов исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы управления государственных внебюджетных фондов, органы местного самоуправления, государственные юридические бюро, адвокатские палаты субъектов Российской Федерации, негосударственные центры бесплатной юридической помощи, жалобы граждан на действия (бездействие) адвокатов при оказании ими бесплатной юридической помощи.

Аннотация. Автором описывается деятельность Минюста России и его территориальных органов по организации государственной системы бесплатной юридической помощи. Приводятся аргументы о необходимости адаптации опыта иностранных государств к особенностям отечественной правовой системы. Оценивается деятельность Минюста России по разработке проекта и внедрению в жизнь государственной программы «Юстиция». Исследуется обязанность адвокатов направлять в адвокатскую палату субъекта Российской Федерации отчет об оказании ими бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи и выявляются пробелы в нормативно-правовом регулировании и правоприменительной практике в данной сфере. Оценивается работа Правительственной комиссии по вопросам реализации Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», а также деятельность Министерства юстиции Российской Федерации по подготовке предложений Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации по формированию государственной политики в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью. Рассмотрена обязанность территориальных органов Минюста России по проведению мониторинга в исследуемой сфере.

Э01: 10.21681/2226-0692-2018-1-50-55

М инистерством юстиции Российской Федерации в соответствии с планом мероприятий по реализации полномочий Правительства Российской Федерации в области обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной юридической помощью ведется активная работа по формированию и реализации государственной политики в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью, функционирования и развития государственной системы бесплатной юридической помощи.

В 60 субъектах Российской Федерации основным участником государственной системы бесплатной юридической помощи являются только адвокаты, в 8 субъектах Российской Федерации - только государственные юридические бюро. В 16 субъектах Российской Федерации задействованы и государственные юридические бюро, и адвокаты. В г. Севастополе решение о том, чьими силами будет оказываться бесплатная правовая помощь, пока не принято.

Еще одним направлением деятельности Минюста России являлась разработка проекта государственной программы «Юстиция». Проект разработан в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 11.11.2010 и 29.12.12 был внесен в Правительство Российской Федерации для утверждения. Цель данной государственной программы заключается в развитии законо-ориентиро-ванной, правовой модели поведения граждан в нашей стране, поддержание устойчивого правомерного поведения, преодоление правового нигилизма, повышения доверия к правосудию. Данная программа рассчитана на 2013-2020 годы. В соответствии со статьей 11 Закона о бесплатной юридической помощи и пп. 30.32 п. 7 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 ноября 2004 г. № 1313, одним из полномочий Минюста России является проведение мониторинга деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления,

1 Чумакова Ольга Владимировна, кандидат юридических наук, доцент, и. о. заведующего кафедрой административного и финансового права Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России), Российская Федерация, г. Москва. E-mail: chumakova-ov@yandex.ru

государственных юридических бюро, адвокатских палат субъектов Российской Федерации и негосударственных центров бесплатной юридической помощи по оказанию гражданам бесплатной юридической помощи. Функции по проведению мониторинга вышеуказанных участников системы бесплатной юридической помощи в субъектах Российской Федерации осуществляют территориальные органы Минюста России.

В соответствии с установленными критериями мониторинга в сфере бесплатной юридической помощи, территориальными органами в Минюст России в установленные сроки представляется информация о деятельности в сфере бесплатной юридической помощи на территории субъекта (субъектов) за каждое полугодие. Данная информация, подготовленная на основании сведений территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, территориальных органов управления государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления, государственных юридических бюро, адвокатских палат субъектов Российской Федерации, негосударственных центров бесплатной юридической помощи, юридических клиник анализируется Министерством юстиции Российской Федерации.

В соответствии с законодательством территориальные органы Министерства юстиции Российской Федерации в сфере оказания бесплатной юридической помощи принимают меры по обеспечению функционирования и развития государственной системы бесплатной юридической помощи на территории субъектов Российской Федерации, координируют деятельность участников этой системы и их взаимодействие. Кроме вышеперечисленного, в полномочия территориальных органов Минюста России входит проведение мониторинга деятельности территориальных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, территориальных органов управления государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления, государственных юридических бюро, адвокатских палат субъектов Российской Федерации и негосударственных центров бесплатной юридической помощи, действующих на территории субъектов Российской Федерации, по оказанию гражданам бесплатной юридической помощи и правовому просвещению населения. Рассмотрим деятельность территориальных органов на примере Иркутской области. В рамках реализации Закона о бесплатной юридической помощи на территории Иркутской области был принят закон Иркутской области от 06.11.12 года № 105-03 «Об обеспечении оказания юридической помощи в Иркутской области». Данный закон регулирует отношения связанные с оказанием бесплатной юридической помощи на территории Иркутской области. Согласно нему, бесплатную правовую помощь в рамках государственной системы в Иркутской области являют государственное юридическое бюро по Иркутской области, органы исполнительной власти Иркутской области и подведомственные им учреждения, органы управления территориального фонда обязательного медицинского страхования Иркут-

ской области. Также большую роль в функционировании государственной системы бесплатной юридической помощи участвует Уполномоченный по правам ребенка в Иркутской области. Областное государственное казенное учреждение «Государственное юридическое бюро по Иркутской области» действует с 1 января 2013 года2. Учредителем этого бюро является уполномоченный орган в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью - Департамент по обеспечению деятельности мировых судей Иркутской области. Деятельность бюро осуществляется посредством обособленных подразделений в 4 разных городах области.

Как участники государственной системы бесплатной юридической помощи территориальные органы федеральных органов исполнительной власти ежегодно принимают участие в акции «Единый день бесплатной юридической помощи», организатором которой является «Ассоциация юристов России». Участие в данном мероприятии позволяет территориальным органам исполнительной власти консультировать в пределах своей компетенции нуждающихся в устной и письменной форме и составлять исковые заявления. Будучи участником государственной системы бесплатной юридической помощи, Управление Министерства юстиции по Иркутской области ежемесячно организовывает «Дни юстиции» с выездом в населенные пункты Иркутской области. При проведении данных мероприятий консультирование граждан осуществляют специалисты Управления, Управления ФССП по Иркутской области, службы ЗАГС Иркутской области, отделения Пенсионного фонда России по Иркутской области,

Законом о бесплатной юридической помощи (ст.18) предусмотрена обязанность адвокатов направлять в адвокатскую палату субъекта Российской Федерации отчет об оказании ими бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи.

Форма отчета адвоката об оказании бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи утверждена Приказом Министерства юстиции РФ от 12.11.2012 № 206.

Отчет должен содержать сведения о гражданах, получивших бесплатную юридическую помощь и их количестве, а кроме того, о видах оказанной им бесплатной юридической помощи.

Вышеуказанный отчет об оказании адвокатом бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи ежеквартально представляется в адвокатскую палату.

В свою очередь, Адвокатская палата субъекта Российской Федерации в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта РФ, направляет в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ ежегодный доклад и сводный отчет об оказании адвокатами бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи3.

2 http://www.minjust-irk.ru/ru/node/3350.htm

3 Приказ Минюста России от 12.11.2012 № 206 "Об утверждении форм и сроков представления документов, связанных с участием адвокатов в деятельности государственной системы бесплатной

Форма сводного отчета адвокатской палаты субъекта Российской Федерации об оказании бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи утверждена Приказом Министерства юстиции РФ от 12.11.2012 № 206.

Сводный отчет должен включать в себя сведения о гражданах, которым оказана бесплатная юридическая помощь, их количестве, а также о том, в каком виде бесплатная юридическая помощь была оказана.

Кроме того, он обязан содержать сведения о жалобах на действия (бездействие) адвокатов, участвующих в деятельности государственной системы бесплатной юридической помощи.

Жалобы граждан на действия (бездействие) адвокатов при оказании ими бесплатной юридической помощи рассматриваются в соответствии со ст. 31 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ. Рассмотрение подобных жалоб отнесено к полномочиям совета адвокатской палаты, которое осуществляется с учетом заключения квалификационной комиссии.

Квалификационная комиссия по результатам рассмотрения жалобы дает заключение о наличии или об отсутствии в действиях (бездействии) адвоката нарушения норм Кодекса профессиональной этики адвоката4, о неисполнении или ненадлежащем исполнении им своих обязанностей5.

Статьей 18 Закона о бесплатной юридической помощи определен размер и порядка оплаты труда адвокатов, оказывающих гражданам бесплатную юридическую помощь в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, и компенсации их расходов на оказание такой помощи отнесено к полномочиям субъектов Российской Федерации.

Данное положение соотносится с нормами, закрепленными в ст. 26 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ, согласно которой адвокаты оказывают юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно в соответствии с Законом о бесплатной юридической помощи. При этом оплата труда адвокатов, оказывающих юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, и компенсация их расходов являются расходным обязательством субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.12 года № 1293 «О Правительственной комиссии по вопросам реализации Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»6 была создана соответствующая комиссия.

юридической помощи в Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте России 23.11.2012 № 25911) // "Российская газета", № 292, 19.12.2012

4 "Кодекс профессиональной этики адвоката" (принят Первым Всероссийским съездом адвокатов 31.01.2003) (ред. от 22.04.2013) // "Российская газета", № 222, 05.10.2005.

5 Статья 33 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ предусматривает, что квалификационная комиссия создается, в том числе для рассмотрения жалоб на действия (бездействие) адвокатов.

6 Постановление Правительства РФ от 12 декабря 2012 г. №

1293 "О Правительственной комиссии по вопросам реализации Фе-

дерального закона "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" Настоящее постановление вступает в силу по истечении

Состав этой правительственной комиссии, которая являлась координационным органом, образованным для обеспечения согласованных действий федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по выработке и реализации государственной политики в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью, функционирования и развития государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи, был утвержден Распоряжением Правительства РФ от 15 марта 2013 г. № 356-р7. Решения, принятые Комиссией в соответствии с ее компетенцией, являлись обязательными для представленных в ней органов исполнительной власти. Организационно-техническое обеспечение деятельности Комиссии было возложено на Министерство юстиции Российской Федерации. Правительственная комиссия была упразднена Постановлением Правительства РФ от 20 января 2016 г. № 138.

Правительственная комиссия по вопросам реализации Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» 17 декабря 2014 года одобрила доработанную в связи с изменением законодательства структуру информации по предоставлению результатов мониторинга реализации Закона о бесплатной юридической помощи. На этом же заседании членам правительственной комиссии было дано поручение направить федеральным органам исполнительной власти информацию о новой форме структуры мониторинга для организации работы по представлению в территориальные органы Минюста России информации и мониторингу реализации Закона о бесплатной юридической помощи. Речь шла только о тех федеральных органах исполнительной власти, которые не участвовали в работе правительственной комиссии.

За время своего существования Правительственная комиссия рассмотрела ряд важных, актуальных вопросов формирования единого механизма реализации государственной политики, оказания содействия в определении оптимальных путей ее развития на территории субъектов Российской Федерации, а также методической

7 дней после дня его официального опубликования. Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. № 51 ст. 7228. Постановлением Правительства РФ от 20 января 2016 г. № 13 настоящее постановление признано утратившим силу.

7 Распоряжение Правительства РФ от 15 марта 2013 г. № 356-р «Об утверждении состава Правительственной комиссии по вопросам реализации Федерального закона "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации". Текст распоряжения опубликован на "Официальном Интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov. ш) 20 марта 2013 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 25 марта 2013 г. № 12 ст. 1363. Распоряжение Правительства РФ от 30 апреля 2015 г. № 790-р, Распоряжение Правительства РФ от 27 сентября 2014 г. № 1901-р, Распоряжение Правительства РФ от 2 апреля 2014 г. № 500-р. Постановлением Правительства РФ от 20 января 2016 г. № 13 настоящее распоряжение признано утратившим силу.

8 Постановление Правительства РФ от 20 января 2016 г. № 13 "Об упразднении Правительственной комиссии по вопросам реализации Федерального закона "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" Настоящее постановление вступает в силу по истечении 7 дней после дня его официального опубликования. Текст постановления опубликован на "Официальном Интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 21 января 2016 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 25 января 2016 г. № 4 ст. 538.

помощи по организации оказания бесплатной юридической помощи участникам государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи. Вырабатывались модели активизации работы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, адвокатов, государственных юридических бюро.

Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет деятельность не только по проведению мониторинга, но и продолжает работу по подготовке методических рекомендаций по применению отдельных положений Закона о бесплатной юридической помощи, в частности, следует разъяснить такие понятия как «трудная жизненная ситуация», «граждане, нуждающиеся в социальной поддержке и социальной защите», «социальное партнерство» и «экстренный случай». Данная деятельность осуществляется совместно с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Министерством экономического развития Российской Федерации.

В соответствии со ст. 28 Закона о бесплатной юридической помощи в целях правового информирования и правового просвещения населения, федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственные им учреждения, органы управления государственных внебюджетных фондов, органы местного самоуправления и должностные лица обязаны размещать в местах, доступных для граждан, в средствах массовой информации, в сети «Интернет» либо доводить до граждан иным способом следующую информацию:

> о порядке и случаях оказания бесплатной юридической помощи;

> о содержании, пределах осуществления, способов реализации и защиты, гарантированных законодательством Российской Федерации прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов юридических лиц, содержание обязанностей граждан и юридических лиц и пределы исполнения таких обязанностей;

> о компетенции и порядке деятельности федеральных органов исполнительной власти и подведомственных им учреждений, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и подведомственных им учреждений, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления, полномочия их должностных лиц;

> о правилах оказания государственных и муниципальных услуг; основаниях, условиях и порядке обжалования решений и действий государственных органов, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления, подведомственных им учреждений и их должностных лиц;

> о порядке совершения гражданами юридически значимых действий и типичные юридические ошибки при совершении таких действий.

Деятельность, направленная на повышение юридической грамотности населения поможет снизить ко-

личество ошибок, совершаемых при заключении различных договоров, довести до сведения участников гражданско-правовых отношений новеллы законодательства, в чем заинтересовано как государство, так и частный бизнес9.

Территориальными органами Минюста России данная деятельность осуществляется с разной интенсивностью. Ряд территориальных органов Минюста России напротив имели очень высокие показатели деятельности по данному направлению, например, Управление Минюста России по Кемеровской области, Главное управление Минюста России по Новосибирской области.

Это говорит о необходимости разработки методических рекомендаций для территориальных органов порядку размещения и по способам учета информации, размещенной в соответствии со ст. 28 Закона о бесплатной юридической помощи.

В июне 2013 года этот вопрос был внесен в план работы Правительственной комиссии по вопросам реализации Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», где в рамках подготовки предложений Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации по формированию государственной политики в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью и совершенствованию нормативно-правового регулирования в этой области было предложено разработать и утвердить план комплексных мероприятий на 2014-2016 годы, направленный на информационное обеспечение деятельности по оказанию гражданам бесплатной юридической помощи, в том числе посредством социальной рекламы, специализированных программ теле- и радиовещания. Ответственным исполнителем был назначен Минюст России. Интересная статистика приводится Мазаевым Д.В. в его исследовании10.

Также Минюст России принимал меры, стимулирующие обе системы бесплатной юридической помощи к дальнейшему развитию. В частности, была предпринята попытка разработать и утвердить Национальный стандарт Российской Федерации «Оказание бесплатной юридической помощи гражданам Российской Федерации центрами бесплатной юридической помощи и юридическими клиниками» и Порядок проведения добровольной сертификации негосударственных центров бесплатной юридической помощи. К сожалению, ни Стандарт, не Порядок пока так и не были ни утверждены, ни окончательно разработаны, хотя было предложено несколько вариантов Стандарта. В частности, один из вариантов был предложен Санкт-Петербургским государственным университетом (в марте 2014 года он был отозван СПбГУ) и АНО «Центр развития юридических клиник». Проект Центра развития юридических клиник сейчас находится на рассмотрении у Министра юстиции РФ.

9 Восканян Р.О. Финансирование государственных инновационных программ из внебюджетных источников // Научные исследования и разработки. Экономика. 2017. Т. 5. № 4. С. 40-44.

10 Мазаев Д.В. Общая характеристика законодательного обе-

спечения бесплатной юридической помощи в России: Аналитический

доклад / Институт права и публичной политики. М.: Акварель, 2011.

С. 18-19.

Еще одним из направлений деятельности Министерства юстиции является принятие совокупности мер, способствующих созданию и развитию системы государственной поддержки адвокатов, нотариусов, а также других юристов при оказании помощи pro bono11. Однако система pro bono в нашей стране фактически не работает. Pro bono - одна из наиболее популярных в мире моделей оказания юридической помощи. Подобная система характеризуется тем, что правовая помощь предоставляется клиентам без соответствующей компенсации юристу. Чаще всего эта помощь оказывается самими адвокатскими образованиями без специального государственного регулирования. Как справедливо отмечает А.И. Бугаренко, «в некоторых случаях бесплатная работа по предоставлению юридической помощи в течение определенного количества часов является необходимым условием членства в ассоциации адвокатов»12.

В США зарождение модели предоставления юридических услуг pro bono появилась в конце XIX века13. В крупных городах частные юридические компании оказывали правовую помощь малоимущим гражданам. К 1917 году в США была уже 41 программа бесплатной юридической помощи бедным, а к 90-м годам XX века появилось уже более 900 таких программ.

Кодекс профессиональной этики Американской ассоциации юристов содержит информацию о бесплатной юридической помощи как о способе проявить профессиональную ответственность юриста. С 1983 года на основании этого Кодекса частнопрактикующим юристам рекомендуется выделять на оказание бесплатной юридической помощи 50 часов в год. Все юридические фирмы, подписывающие декларацию принципов pro bono, должны выделять на бесплатную помощь 3-5% от общего времени работы фирмы, что может достигать от 60 до 100 часов в год в пересчете на каждого юриста-практика.

Услуги pro bono во Франции и Ирландии оказываются исключительно в виде устных консультаций, а по представительству в суде - не оказываются, так как есть государственная система субсидируемой юридической помощи.

Работа по системе pro bono популярна в США среди крупных юридических фирм. Их руководство видит в работе pro bono возможность для фирмы и опытных адвокатов заниматься благотворительностью, а начинающим адвокатам набираться опыта работы. Все серьезные фирмы рекомендуют адвокатам определенное количество часов работы по оказанию бесплатной правовой помощи в год, а в некоторых из них оказание юристом бесплатной юридической помощи является одним из критериев оценки его деятельности. Данная модель была популярна в Швеции и Австралии в 90-е годы. Как полагают эксперты, данная модель, несомненно, вносит

11 От латинского выражения "pro bono publico", «ради общественного блага».

12 Бугаренко А.И. Бесплатная юридическая помощь в некоторых зарубежных странах // Арбитражная практика, 2010.

13 Рябцева Е.В. Формы бесплатной юридической помощи в международном праве и практике зарубежных стран // Международный научно-практический юридический журнал «Евразийская адвокатура». № 6(13). 2014.

вклад в достижение справедливости и обеспечение прав

граждан14.

В странах, где модель pro bono не внедрена повсеместно для участников рынка государственных услуг является обязательной для адвокатов, только самые увлеченные юристы или адвокаты готовы оказывать бесплатную юридическую помощь по ресурсозатрат-ным, трудным делам. Поэтому эта модель используется в тех случаях, когда гражданам необходимо получение консультации, совета или представительства своих интересов по несложным типовым делам. В Словакии существуют центры бесплатной юридической помощи, в которых адвокаты работают бесплатно на основе ротации несколько часов в неделю15.

Как уже было отмечено выше, предоставление юридических услуг по системе pro bono в современной России только развивается, что, безусловно, окажет положительный эффект на улучшение взаимодействия систем бесплатной юридической помощи. Минюст России координирует работу по созданию национальной системы конкурсной поддержки программ, содействующих реализации государственной политики в вопросах повышения правовой культуры населения.

Кроме вышеперечисленного, на Министерство юстиции Российской Федерации было возложено обеспечение координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по выработке организационно-правовых, социально-экономических, информационных и иных мер, принимаемых в целях реализации гарантии права граждан на получение бесплатной юридической помощи. В рамках этой деятельности Минюст России рассматривал вопросы об организации координации по вопросам межведомственного взаимодействия по организации в субъектах Российской Федерации работы по оказанию бесплатной юридической помощи, а также о разработке предложений по созданию Единого правового Интернет портала правового просвещения. О взаимодействии еще несколько лет назад говорил Тарасов О.А. В своем исследовании он отметил, что «одной из задач, стоящих перед разработчиками Закона о бесплатной юридической помощи в Российской Федерации, было нормативное закрепление организации государственного управления в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью, а также определения порядка взаимодействия всех участников»16.

Также к сфере деятельности Минюста России относится анализ и оценка состояния обеспечения прав

14 Regan F. Legal aid without the state: Assessing the rise of pro bono schemes. 2000, цитировано по: Бугаренко А.И. Бесплатная юридическая помощь в некоторых зарубежных странах // Арбитражная практика, 2010.

15 Terzieva V. Access to Justice in Central and Eastern Europe: Comparative Report. 2002, цитировано по: Бугаренко А.И. Бесплатная юридическая помощь в некоторых зарубежных странах // Арбитражная практика, 2010.

16 Тарасов О.А. Законопроект о бесплатной юридической помощи в системе российского законодательства // Бесплатная юридическая помощь: модель взаимодействия государства и гражданского общества (зарубежный и российский опыт): Сборник докладов. М.: Акварель, 2011. С. 320-323.

граждан на получение бесплатной юридической помощи. Многие исследователи пришли к выводу о необходимости расширения круга лиц, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи17. В ходе мероприятий по оценке и анализу состояния обеспечения прав граждан по исследуемой теме Минюст России пришел к выводу о необходимости разработки критериев рейтингования субъектов Российской Федерации по оценке создания системы и условий оказания бесплатной правовой помощи.

Еще один большой пласт деятельности Министерства юстиции Российской Федерации - это содействие реализации основ государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан. Для выполнения этой задачи Минюст решает следующие задачи:

> развитие взаимодействия органов государственной власти, институтов гражданского общества, профессиональных сообществ со средствами массовой информации. Подобное взаимодействие будет способствовать распространению правовой культуры и снижению популярности противоправных форм социального поведения;

> внесение предложений по разработке и внедрению программ направленных на правовое образование и воспитание детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, трудных подростков и несовершенно-

летних правонарушителей, а также по совершенствованию профессиональной и методической подготовки преподавателей, специальных работников;

> разработка предложений по организации работы в интересах детей по правовому просвещению и распространению информации в СМИ о правах ребенка, в формате понятном не только для специалистов и учителей, работающих с детьми, но и для родителей и самих детей.

> разработка программного документа, направленного на обеспечение доступа к правовой информации в формате понятном лицам не обладающими знаниями в области права.

Как справедливо отмечают Ю. С. Кручинин, В. В. Арапов, «положение Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 324-Ф3 «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» может создать проблемы с его реализацией на практике»18.

В заключение хочется сказать: несмотря на то, что Минюст России и его территориальные органы проделали огромную работу по развитию государственной системы бесплатной юридической помощи в нашей стране, проблем в данной сфере, которые нужно решить, еще довольно много.

Рецензент: Запольский Сергей Васильевич, доктор юридических наук, профессор, Главный научный сотрудник Института государства и права РАН, Российская Федерация, г. Москва. Е-mail: zpmoscow@mail.ru

Литература

1. Regan F. Legal aid without the state: Assessing the rise of pro bono schemes. 2000, цитировано по: Бугаренко А.И. Бесплатная юридическая помощь в некоторых зарубежных странах // Арбитражная практика, 2010.

2. Terzieva V. Access to Justice in Central and Eastern Europe: Comparative Report. 2002, цитировано по: Бугаренко А.И. Бесплатная юридическая помощь в некоторых зарубежных странах // Арбитражная практика, 2010.

3. Бугаренко А.И. Бесплатная юридическая помощь в некоторых зарубежных странах // Арбитражная практика, 2010.

4. Восканян Р.О. Финансирование государственных инновационных программ из внебюджетных источников // Научные исследования и разработки. Экономика. 2017. Т. 5. № 4. С. 40-44.

5. Дмитриев Ю.А. Научно-практический комментарий к 324-Ф3 от 21 ноября 2011 г. "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» (постатейный). СПС «Консультант Плюс»

6. Кручинин Ю.С., Арапов В.В. Вопросы реализации государственной системы бесплатной юридической помощи в Российской Федерации // Адвокат. 2012. № 12. С. 5-12.

7. Мазаев Д.В. Общая характеристика законодательного обеспечения бесплатной юридической помощи в России: Аналитический доклад / Институт права и публичной политики. М.: Акварель, 2011. С. 18-19.

8. Морозова Н.А., Панченко В.Ю. Финансовая доступность юридической помощи по делам об административных правонарушениях // Российский судья. № 5. 2013. С. 40-42.

9. Остапенко А.С., Артемьев Е.В., Бевзюк Е.А.. Комментарий к Федеральному закону от 21.11.2011 № 324-Ф3 «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации». СПС «Консультант Плюс».

10. Рябцева Е.В. Формы бесплатной юридической помощи в международном праве и практике зарубежных стран // Международный научно-практический юридический журнал «Евразийская адвокатура». № 6(13). 2014.

11. Тарасов О.А. Законопроект о бесплатной юридической помощи в системе российского законодательства // Бесплатная юридическая помощь: модель взаимодействия государства и гражданского общества (зарубежный и российский опыт): Сборник докладов. М.: Акварель, 2011. С. 320-323.

17 Морозова Н.А., Панченко В.Ю. Финансовая доступность юридической помощи по делам об административных правонарушениях //

Российский судья. 2013. № 5. С. 40-42.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18 Кручинин Ю.С., Арапов В.В. Вопросы реализации государственной системы бесплатной юридической помощи в Российской Федерации // Адвокат. 2012. № 12. С. 5-12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.