Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИТИКИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В НЕФТЯНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ'

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИТИКИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В НЕФТЯНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
174
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА / НЕФТЕДОБЫЧА / НЕФТЕПЕРЕРАБОТКА / ПОЛИТИКА ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ / IMPORT SUBSTITUTION / INDUSTRIAL POLICY / OIL PRODUCTION / OIL REFINING / IMPORT SUBSTITUTION POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вертакова Ю.В., Евтюхин А.С.

Статья посвящена вопросам осуществления политики импортозамещения в нефтяной промышленности российского государства. Поддержка отечественного производства - ключевая задача, указанная в послании Президента Российской Федерации (РФ) Федеральному Собранию от 20 февраля 2019 г. В частности, в сложившейся экономической ситуации с учетом роли нефтяной промышленности для экономики России политика импортозамещения способна обеспечить выполнение решения намеченной Президентом РФ задачи.Цель. Выявить проблемы и пути реализации политики импортозамещения в нефтяной промышленности России.Задачи. Проанализировать научные публикации, которые посвящены импортозамещению и состоянию нефтяной промышленности в Российской Федерации на современном этапе развития; определить направления и сформулировать основные положения о трендах развития нефтяной промышленности; выявить препятствия, усложняющие задачу реализации политики импортозамещения в нефтяной промышленности; охарактеризовать условия, способствующие развитию инвестиционного процесса в нефтяной промышленности; предложить комплексные методики и пути интенсификации процессов инвестирования и оптимизации издержек предприятий нефтяной промышленности.Методология. В статье с помощью общих методов научного познания, сравнительного и статистического анализа выявлены проблемы реализации политики импортозамещения в нефтяной промышленности.Результаты. По результатам исследования текущего состояния и перспектив развития нефтяной промышленности авторами определены барьеры в развитии импортозамещения. Показано их влияние на потенциал импортозамещения, что негативно сказывается на перспективах интенсификации инвестиционных процессов. Предлагаются комплексные методики и механизмы, способные нивелировать влияние выявленных препятствий, что положительно отразится на формировании благоприятного инвестиционного климата.Выводы. Определена ключевая роль инвестиционного климата и его воздействие на потенциал импортозамещения в нефтяной промышленности России, а также предложены пути преодоления негативных тенденций развития нефтяной промышленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Вертакова Ю.В., Евтюхин А.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of Implementation of an Import Substitution Policy in the Oil Industry

The presented study addresses the issues of implementation of an import substitution policy in the Russian oil industry. Support of domestic production is a key objective specified in the message of the President of the Russian Federation in 2019. In light of the current economic situation and considering the importance of the oil industry for the Russian economy, an import substitution policy could help achieve the objective set by the President.Aim. The study aims to identify the problems and ways of implementation of an import substitution policy in the Russian oil industry.Tasks. The authors analyze scientific publications on import substitution and the state of the Russian oil industry at the current stage of development; determine the directions and fundamental trends in the development of the oil industry; identify obstacles that hinder the implementation of an import substitution policy in the oil industry; describe conditions that facilitate the development of the investment process in the oil industry; propose comprehensive methods and ways to intensify investments and optimize costs for enterprises in the oil industry.Methods. This study uses general scientific methods of cognition, comparative and statistical analysis to identify problems in the implementation of an import substitution policy in the oil industry.Results. Examination of the current state and development prospects of the oil industry allows the authors to identify obstacles to the development of import substitution. The study shows their impact on the potential of import substitution, which has a negative effect on the prospects of intensification of investment processes, and proposes comprehensive methods and mechanisms that could neutralize the impact of the identified obstacles, thus facilitating the formation of a positive investment climate. Conclusions. Investment climate is shown to have a decisive impact on the potential of import substitution in the Russian oil industry, and ways of overcoming negative trends in the development of the oil industry are proposed.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИТИКИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В НЕФТЯНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ»

С5 <

ся сг>

о

г <

>-

о _

о

сг

о

проблемы реализации политики импортозамещения в нефтяной промышленности

001: 10.35854/1998-1627-2019-6-50-57 УДК 338:622.2

Вертакова Юлия Владимировна

заведующий кафедрой Юго-Западного государственного университета, доктор экономических наук, профессор 305040, г. Курск, ул. Челюскинцев, д. 19, корп. 1, е-mail: vertakova7@yandex.ru

Евтюхин Антон Сергеевич

О соискатель Юго-Западного государственного университета

О 305040, г. Курск, ул. Челюскинцев, д. 19, корп. 1, е-mail: anton.evtuhin@gmail.com

ш

ю Статья посвящена вопросам осуществления политики импортозамещения в нефтяной промышлен-

ности российского государства. Поддержка отечественного производства — ключевая задача, указанная в послании Президента Российской Федерации (РФ) Федеральному Собранию от 20 февраля 2019 г. В частности, в сложившейся экономической ситуации с учетом роли нефтяной промышленности для экономики России политика импортозамещения способна обеспечить выполнение решения намеченной Президентом РФ задачи.

Цель. Выявить проблемы и пути реализации политики импортозамещения в нефтяной промышленности России.

Задачи. Проанализировать научные публикации, которые посвящены импортозамещению и состоянию нефтяной промышленности в Российской Федерации на современном этапе развития; определить направления и сформулировать основные положения о трендах развития нефтяной промышленности; выявить препятствия, усложняющие задачу реализации политики импортоза-мещения в нефтяной промышленности; охарактеризовать условия, способствующие развитию инвестиционного процесса в нефтяной промышленности; предложить комплексные методики и пути интенсификации процессов инвестирования и оптимизации издержек предприятий нефтяной промышленности.

Методология. В статье с помощью общих методов научного познания, сравнительного и статистического анализа выявлены проблемы реализации политики импортозамещения в нефтяной промышленности.

Результаты. По результатам исследования текущего состояния и перспектив развития нефтяной промышленности авторами определены барьеры в развитии импортозамещения. Показано их влияние на потенциал импортозамещения, что негативно сказывается на перспективах интенсификации инвестиционных процессов. Предлагаются комплексные методики и механизмы, способные нивелировать влияние выявленных препятствий, что положительно отразится на формировании благоприятного инвестиционного климата.

Выводы. Определена ключевая роль инвестиционного климата и его воздействие на потенциал им-портозамещения в нефтяной промышленности России, а также предложены пути преодоления негативных тенденций развития нефтяной промышленности.

Ключевые слова: импортозамещение, промышленная политика, нефтедобыча, нефтепереработка, политика импортозамещения.

Для цитирования: Вертакова Ю. В., Евтюхин А. С. Проблемы реализации политики импортозамещения в нефтяной промышленности // Экономика и управление. 2019. № 6 (164). С. 50-57. Б01: 10.35854/1998-1627-2019-6-50-57.

Благодарности: Исследование выполнено на основе государственного задания Министерства образования и науки Российской Федерации № 26.3546.2017/ПЧ «Развитие фундаментальных основ анализа и прогнозирования структурно-динамических параметров региональной экономики на основе интеграции российского и мирового опыта управления территориальным развитием и современных научных доктрин».

J

<

m

PROBLEMS OF IMPLEMENTATION OF AN IMPORT SUBSTITUTION POLICY IN THE OIL INDUSTRY

Yuliya V. Vertakova

Southwest State University (Kursk) Chelyskintsev St. 19, Bld. 1, Kursk, Russian Federation, 305040, e-mail: vertakova7@yandex.ru

Anton S. Evtyukhin

Southwest State University (Kursk) Chelyskintsev St. 19, Bld. 1, Kursk, Russian Federation, 305040, e-mail: anton.evtuhin@gmail.com

The presented study addresses the issues of implementation of an import substitution policy in the ^

Russian oil industry. Support of domestic production is a key objective specified in the message of °

the President of the Russian Federation in 2019. In light of the current economic situation and con- K

sidering the importance of the oil industry for the Russian economy, an import substitution policy 2

could help achieve the objective set by the President. ^

Aim. The study aims to identify the problems and ways of implementation of an import substitution ^

policy in the Russian oil industry. s

Tasks. The authors analyze scientific publications on import substitution and the state of the Russian m

oil industry at the current stage of development; determine the directions and fundamental trends 2

in the development of the oil industry; identify obstacles that hinder the implementation of an import ®

substitution policy in the oil industry; describe conditions that facilitate the development of the in- °

vestment process in the oil industry; propose comprehensive methods and ways to intensify investments ^

and optimize costs for enterprises in the oil industry. m

Methods. This study uses general scientific methods of cognition, comparative and statistical analysis o

to identify problems in the implementation of an import substitution policy in the oil industry. <

Results. Examination of the current state and development prospects of the oil industry allows the >

authors to identify obstacles to the development of import substitution. The study shows their impact o

on the potential of import substitution, which has a negative effect on the prospects of intensification of investment processes, and proposes comprehensive methods and mechanisms that could neutralize the impact of the identified obstacles, thus facilitating the formation of a positive investment climate. Conclusions. Investment climate is shown to have a decisive impact on the potential of import substitution in the Russian oil industry, and ways of overcoming negative trends in the development of the oil industry are proposed.

Keywords: import substitution, industrial policy, oil production, oil refining, import substitution policy.

For citation: Vertakova Yu. V., Evtyukhin A. S. Problemy realizatsii politiki importozameshcheniya v neftyanoy promyshlennosti [Problems of Implementation of an Import Substitution Policy in the Oil Industry]. Ekonomika i upravlenie, 2019, no. 6 (164), pp. 50-57. DOI: 10.35854/1998-1627-2019-6-50-57.

Acknowledgements: The study is conducted within the framework of the government task of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation No. 26.3546.2017/nH Development of the fundamental principles of analysis and prediction of the structural and dynamic parameters of the regional economy on the basis of integration of Russian and foreign experience in the field of territorial development management and the current scientific doctrines.

В послании Президента РФ Федеральному Собранию от 20 февраля 2019 г. В. В. Путин призвал осуществлять максимальную поддержку отечественных производителей, тем самым выступив за развитие политики импортозаме-щения и равного доступа к госзаказам [1]. Но позиция главы государства и правительства России, направленная на импортозамещение, не может преодолеть негативный экономический тренд в высокотехнологических отраслях экономики, положение которых в целом продолжает ухудшаться. Меры государственной поддержки в области импортозамещения, к сожалению, работают слабо [2].

Кроме того, понятие «импортозамещение» не определено в нормативно-правовом поле, что ограничивает разработку мер его стимулирования. Термин «импортозамещение» предлагаем трактовать как «сложное организационно-и технико-экономическое явление, состоящее в возможности отечественного производства номенклатур конечной или промежуточной (полуфабрикаты, сырье, материалы) продукции и замещение ими импорта во внутреннем потреблении. Это тип экономической стратегии и промышленной политики государства, направленный на замену импорта промышленных товаров, пользующихся спросом на

СD <

ся

о

Z <

>-о

580 560 540 520 500 480 460 440

555,8

547,6 546,8

534,3

505,2

488,6

494,3

о о

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

Рис. 1. Объемы добычи нефти в РФ в 2008-2018 гг., млн т Источник: OPEC, BP, EIA, Минэнерго РФ [4; 5].

внутреннем рынке, товарами национального производства» [3].

Нефтяная промышленность, учитывая ее положение в экономике России, может стать «проводником» политики импортозамещения и обеспечить спрос на продукцию отечественных товаропроизводителей. Однако для этого необходимо определить факторы, осложняющие развитие импортозамещения в нефтяной промышленности и пути ее реализации. Рассмотрение факторов, осложняющих реализацию политики импортозамещения в указанной отрасли целесообразно начать с тезиса о том, что выполнять роль проводника и способствовать развитию смежных с ней отраслей экономики нефтяная промышленность способна только при сохранении положительной динамики добычи и экспорта нефти и нефтепродуктов.

На 2018 г. суммарный объем добытой нефти, по среднестатистическим данным зарубежных организаций OPEC, BP, EIA и Министерства энергетики РФ, составил 555,84 млн т, как показано на рисунке 1 [4; 5]. В 2018 г. добыча нефти в России увеличилась в сравнении с 2017 г. на 1,7 % [6], что обусловлено подготовкой к участию российского государства в договоре о сокращении объемов добычи со странами ОПЕК+. Анализ структуры экспорта позволяет выделить постепенный рост объемов экспорта нефти за рубеж. В 2018 г. он составил 260,2 млн т [6]. Показатель экспорта продуктов переработки продолжает снижаться прежде всего по причине уменьшения экспорта топочного мазута, что отчасти объясняется сложившейся системой экспортных пошлин и неактуальной системой налогообложения в нефтяной промышленности.

Фактором, осложняющим реализацию политики импортозамещения в перспективе, явля-

ется снижение объемов добычи нефти на фоне истощающихся месторождений с «легкой» нефтью. Компенсировать этот процесс могла бы широкомасштабная программа геологоразведки. Но ввиду одного из наиболее важных показателей в геологоразведке ( геологической изученности территории Российской Федерации) наше государство значительно уступает странам Запада. К началу 2018 г. современными цифровыми картами, используемыми в целях прогнозирования ресурсов полезных ископаемых, в мелком масштабе (карты масштаба 1:1 000 000) обеспечено лишь 40-45 %, а в среднем (карты масштаба 1:200 000) — 20-25 % территории страны [6]. Крупномасштабное картирование (1:50 000), являющееся основой локального прогнозирования рудных полезных ископаемых, прекращено и не восстановлено до настоящего времени.

Территория стран США, Канады, Западной Европы на 100 % охвачена высокотехнологичным картированием. Значительных геологических открытий (новых разведанных месторождений), по оценкам руководства компании «Росгеология», не совершалось в последние 20 лет [7]. За последние 15 лет ежегодно открывалось около 55 месторождений со средними запасами на объекте лишь от 2,5 до 6,0 млн т [6]. Тем самым объем «свежих» запасов приращивался от 140 до 330 млн т [6], из них по промышленным категориям — всего 2540 млн т (около 5 % от годового прироста). Нетрадиционные и трудноизвлекаемые виды и источники углеводородного сырья практически не изучаются. Отсутствует система геолого-технологического доизучения.

Компенсировать потенциальные угрозы недостаточной изученности территории России могли бы проекты технологического перевооружения основных средств объектов нефтяной

50

а 40 &

Й 30

«20

10

□ Добыча

□ Разведка и бурение

□ Капитальные вложения

^ Лз^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

^ ^

< со

Рис. 2. Структура себестоимости добычи нефти для различных нефтяных компаний

Источник: [8].

промышленности. В данной отрасли экономики степень износа ведущих производственных фондов на 2018 г. — около 57,7 % [6], а в отношении некоторых нефтяных компаниий достигает 70 % (ПАО АНК «Башнефть», АО «Сама-ранефтегаз»). Главная причина существующего состояния нефтяной промышленности — продолжительная ориентация (до 2000-х гг.) на процессы первичной переработки нефти. Спрос на мировом рынке на мазут, занимающий одно из ведущих мест среди экспортируемых российскими компаниями нефтепродуктов, замедляет процесс активного обновления основных производственных фондов.

Анализируя структуру себестоимости добычи нефти, обратим внимание на бизнес-процессы крупнейших отечественных и мировых нефтяных компаний [8]. По данным, представленным на рисунке 2, основную долю себестоимости добычи нефти составляют капитальные вложения в развитие производственной, технологической и транспортной инфраструктуры месторождений [8]. Меньшая себестоимость добычи нефти у отечественных компаний объясняется процессом приватизации готовой инфраструктуры нефтяной промышленности, созданной во времена СССР, а также значительно меньшей долей научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). Объем капитальных вложений основных участников отрасли в 2018 г. равен 1,3 млрд руб. [6]. Большая часть инвестиций направлена на развитие сегмента нефтедобычи, что частично объясняет возрастание на 5,9 % (+1 166 тыс. м) в количественном отношении эксплуатационного бурения.

Большинство компаний не совершают долгосрочных и существенных капитальных вложений в фундаментальные исследования, опира-

ясь на инвестиции в проекты поддержания текущих объектов. Уровень инвестиций в НИОКР со стороны основных компаний остается крайне низким. Исключением являются ПАО «Лукойл» и ОАО «Сургутнефтегаз», что частично объясняется дефицитом масштабной поддержки этих компаний государством. Сравним объемы инвестиций в НИОКР ведущих отечественных компаний и зарубежных сырьевых корпораций, указанных на рисунке 3.

Относительно низкие совокупные инвестиции в НИОКР со стороны российских компаний также можно объяснить процессом девальвации отечественной валюты. Любые инвестиции в НИОКР сопряжены с приобретением передового оборудования для проведения НИОКР или технологий, что затруднено на современном этапе из-за действия международных санкций. Для отечественных компаний характерно приобретение готовых западных технологий, пригодных к быстрой интеграции в производственный процесс. Подавляющее число подобных технологий относится к процессу нефтедобычи.

Значимой проблемой для нефтяной промышленности является износ магистральных трубопроводов. В России создана одна из самых протяженных систем магистральных трубопроводов, которая достигает 230 тыс. км [9]. По данным Росстата, средняя степень износа магистральных трубопроводов составляет 20 % (срок эксплуатации превысил нормативные 30 лет), а промысловых нефтепроводов — около 40 %. При значении темпа замен труб в 2-3 % от общей величины на место качественного обновления пришел аварийный ремонт. Масштаб потенциальной угрозы развития становится понятен, учитывая, что около 80 % загрузки отечествен-

< >

о о

СD <

сд сг>

Q

Z <

>-о

О о

< —

сг>

TOTAL PETROCHINA STATOIL PETROBRAS BP

CHEVRON EXXON MOBIL SHELL Лукойл Газпром Роснефть

0,5 1 1,5

□ 2018 D2017 D2016 □ 2015 И2014 И2013

2,5

Рис. 3. Динамика объемов инвестиций в НИОКР представителей нефтяной промышленности в 2013-2018 гг.,

млрд долл.

Источник: составлено авторами на основании открытых данных компаний.

ной трубопроводной системы обеспечивают три компании: ПАО «НК «Роснефть», ОАО «Сургутнефтегаз» и ПАО «Лукойл», с долями 50,1 %, 15 % и 13,8 % соответственно [10]. По нетрубопроводной системе экспортируется только 20 млн т нефти (около 20 %).

Таким образом, целесообразно систематизировать комплекс факторов, которые следует учитывать при разработке системы мер по реализации политики импортозамещения в рассматриваемой отрасли. Во-первых, геологоразведка новых месторождений не осуществляется в масштабах, необходимых для обеспечения роста величины запасов углеводородного сырья, что в перспективе может повлиять на снижение объемов его добычи и экспорта и, как следствие, отразиться на доходах нефтяных компаний. Во-вторых, проекты технологического перевооружения осуществляются недостаточно интенсивно, что приводит к росту морально и технически изношенных основных фондов предприятий и не повышает степень глубины переработки нефти. Этот фактор формирует потенциал отложенного спроса на импортозамещающее оборудование и технологии, а также создает угрозу сокращения масштабов деятельности вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК). В-третьих, в нефтяной промышленности усилиями отечественных нефтяных и нефтесервисных компаний не в полной мере развиваются перспективные технологии снижения величины эксплуатационных издержек

при добыче, геологоразведке, транспортировке и нефтепереработке, что влияет на объемы разработки и производство наукоемкого оборудования отечественной промышленностью. В-четвертых, проекты по развитию вторичных, третичных методов увеличения нефтеотдачи не осуществляются без помощи иностранных нефтесервисных компаний, деятельность которых ограничивается международными санкциями по отношению к нефтяной промышленности России. Это обстоятельство открывает возможности для развития внутренних импортозамещающих технологий.

В-пятых, факт доминирования темных нефтепродуктов в структуре ассортимента экспортируемых нефтяной промышленностью товаров косвенно характеризует неспособность существующих механизмов оказывать содействие процессу формирования спроса на импортозамещающую продукцию со стороны нефтяных компаний. В-шестых, транспортная система нефтяной промышленности требует значительных капитальных вложений в реконструкцию существующих и развитие новых направлений транспортировки, что ограничивает сбытовые возможности нефтяных компаний, их доходы и, как следствие, возможности инвестирования в импортозамещающую продукцию [11].

Охарактеризованные факторы тормозят процесс импортозамещения отраслевых технологий, на который сделан акцент в стратегии развития нефтяного сектора России. Кроме того, данные факторы ограничивают потенциал

импортозамещения в нефтяной промышленности, оцениваемый через систему показателей, характеризующих степень инновационного развития отраслей российской экономики [12].

В целях изучения вопроса о путях реализации и нивелирования барьеров развития политики импортозамещения необходимо определить условия для формирования благоприятного инвестиционного климата. Применение отечественных аналогов высокотехнологического оборудования при более низкой цене закупки и сопоставимом качестве должно привести к высвобождению денежного потока. Увеличение свободного денежного потока нефтяных компаний повышает потенциал инвестирования в новые машины и оборудование. Одновременное сокращение исследовательских и операционных издержек предприятий рассматриваемой отрасли экономики будет дополнительно способствовать интенсификации инвестиционного процесса и развитию импор-тозамещения. В связи с этим предлагаем провести ряд мероприятий.

1. Прежде всего требуется сокращение технологического отставания в области изучения запасов, методов извлечения и глубины переработки сырой нефти, а также преодоление низкого уровня вложений в развитие перспективных месторождений и технологическое развитие нефтяных компаний. Решение данной задачи возможно путем оптимизации затрат на геологоразведку запасов. Наибольший риск для инвестиций в данном сегменте отрасли заложен на начальных стадиях оценки потенциала проекта. Разработка интегрированной модели геолого-разведочных работ (ГРР) [13] способна обеспечить инвесторов объективными и подтвержденными данными. Это стимулирует валовые инвестиции в ГРР и сократит технологическое отставание в области изучения запасов, методов извлечения нефти, а также поможет переломить тенденцию к ухудшению сырьевой базы в количественных и качественных показателях на среднесрочном горизонте планирования.

2. Интенсификация инвестиционного процесса в нефтяной промышленности, проявляющаяся в преобладании технократичного подхода к развитию у большинства вертикально-интегрированных нефтяных компаний, скажется на преодолении технологического отставания отечественных нефтеперерабатывающих заводов и концентрации на выпуске более технологичных видов продукции.

3. Необходимо снижение энергоемкости основных производственных фондов нефтяной промышленности вследствие уменьшения показателя морального и технического изно-

са основных фондов компаний. На проблему | значительной энергоемкости нефтяной про- ^ мышленности обратил внимание Институт ^ энергетической стратегии при подготовке < «Энергетической стратегии развития России ^ до 2035 года» [14]. В этом документе постав- н-лены задачи и сформулированы главные ш направления развития энергосбережения х в отечественной промышленности и топлив- 5 но-энергетическом комплексе. ш

4. Приоритетным в современных условиях х является совершенствование системы на- < логообложения нефтяной промышленно- ¡Е сти России и повышение ее потенциала Щ в области стимулирования инвестиций ° в развитие отрасли. В действующей си- ^ стеме плательщиками налога на добычу о полезных ископаемых (НДПИ) являются ^ все юридические лица, осуществляющие з пользование недрами. Наряду с НДПИ § важным фискальным инструментом для 2 нефтяной промышленности служит экс- ^ портная пошлина. Экспортная пошлина, Е^ в отличие от НДПИ, взимается с объема ^ экспортируемых углеводородов. Система о начисления данных налогов, исключитель- < но фискальных инструментов, не способна > стимулировать развитие инвестиционных ° процессов в нефтяной промышленности. Для стимулирования инвестиционных процессов, формирующих устойчивый спрос на импортозамещающую продукцию отечественных производств, целесообразно рассмотреть вопрос о полной замене НДПИ

и экспортной пошлины единым налогом на добавленный доход (НДД), рассчитывая ставку налога как отношение накопленных за период доходов по месторождению к накопленным совокупным расходам, учитывающим капитальные вложения компаний.

5. Актуально и активное использование потенциала отраслевой науки как источника эффективных и конкурентоспособных технологий и средств производства для отечественной промышленности.

Один из ключевых факторов, способствующих формированию долгосрочной промышленной политики в России в современных рыночных условиях, — приоритетное развитие науки и техники [15]. Основной документ, регулирующий направление развития отраслевой науки, — постановление Правительства РФ № 301 от 15 апреля 2014 г. [16], в котором описаны долгосрочные, среднесрочные направления развития фундаментальной и прикладной (отраслевой) наук. Однако не включены в данное постановление проблемы формирования единой, финансово устойчивой структуры отраслевых научных институтов. Соответствующие проблемы рассматриваются в отраслевых программах

^ развития прикладной науки. Но характер пред-

2 лагаемых ими рекомендаций остается узкоспе-

^ циализированным и не подходит для опреде-

1 ления стратегических направлений развития 5 отраслевой науки. Формирование единой си™ стемы отраслевых институтов может способ-^ ствовать развитию национальной инноваци-™ онной системы. Государственные отраслевые т институты зачастую ограничены в финансовых г возможностях и напрямую зависят от дотаций >- из федерального бюджета. Зависимость от до-□ таций из государственных бюджетов различ-

2 ных уровней в большинстве случаев приводит « к закрытию институтов. Корпоративный сего мент отраслевой науки ориентирован в своей

о деятельности на расширение патентной базы

о

корпораций. Развитие нормативно-правовой базы в области национальной инновационной системы и механизмов поддержки отраслевых институтов будет способствовать решению проблемы источников технологий и опытных образцов конкурентоспособных средств производства для отечественной нефтяной промышленности.

Таким образом, учет выявленных нами проблем в и реализация перечисленных мероприятий помогут стимулировать развитие политики импортозамещения и, как следствие, обеспечат поддержку отечественных производителей в отраслях промышленности, смежных с нефтяной, и одновременно достижение цели, указанной Президентом РФ [11].

Литература

1. Послание Президента Федеральному Собранию. 2019 [Электронный ресурс]. URL: http://krem-lin.ru/events/president/news/59863 (дата обращения: 15.05.2019).

2. Голубев В. Нужна системная промышленная политика [Электронный ресурс] // Эксперт. 2019. № 20 (1119). URL: https://expert.ru/expert/2019/20/nuzhna-sistemnaya-promyishlennaya-politika/ (дата обращения: 15.05.2019).

3. Плотников В. А., Вертакова Ю. В. Импортозамещение: теоретические основы и перспективы реализации в России // Экономика и управление. 2014. № 11 (109). C. 38-47.

4. BP Statistical Review of World Energy June 2018. 67th ed. [Электронный ресурс]. URL: https:// www.bp.com/content/dam/bp/business-sites/en/global/corporate/pdfs/energy-economics/statisti-cal-review/bp-stats-review-2018-full-report.pdf (дата обращения: 10.05.2019).

5. OPEC Annual Statistical Bulletin 2018 [Электронный ресурс]. URL: http://www.thegulfintelli-gence.com/mediafiles/downloadfile/4833753a-f159-46f2-8dc0-f2335344ebe6.pdf (дата обращения: 10.05.2019).

6. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks. ru (дата обращения: 15.05.2019).

7. «Росгеология» — серьезный инструмент в реализации Стратегии развития геологической отрасли России: интервью Романа Панова журналу «Экономика и ТЭК России» [Электронный ресурс] // Росгеология. 2014. 1 сент. URL: http://www.rosgeo.com/ru/content/intervyu-romana-panova-zhurnalu-ekonomika-i-tek-rossii (дата обращения: 15.05.2019).

8. Сечин И. Есть ли альтернатива сценарию «50-60»? [Электронный ресурс] // Эксперт. 2015. № 26-27 (950) URL: https://expert.ru/expert/2015/27/est-li-alternativa-stsenariyu-50-60/me-dia/267474/ (дата обращения: 07.05.2019).

9. Российский статистический ежегодник: стат. сб. 2018. М: Федеральная служба государственной статистики, 2018. 597 с.

10. Основные итоги работы транспорта [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ enterprise/transport/ (дата обращения: 20.05.2019).

11. Конкурентная политика в системе институтов государственного управления. М.: Изд-во Ин-та экономики РАН, 2016. 219 с.

12. Вертакова Ю. В., Греченюк О. Н., Греченюк А. В. Выявление перспектив импортозамещения в обрабатывающей промышленности России на основе оценки инновационного развития // Экономика и управление. 2015. № 6 (116). С. 39-47.

13. Орлов В. А., Ошмарин Р. А., Бочков А. С., Масалкин Ю. В., Яковлев С. А., Ульянов В. Л., Данилин М. А. Повышение ценности проекта геолого-разведочных работ на основе ранней проработки интегрированной концепции развития // PROНЕФТЬ. Профессионально о нефти. 2018. № 3. С. 46-50. DOI: 10.24887/2587-7399-2018-3-46-50

14. Энергетическая стратегия России на период до 2035 года: офиц. текст. М.: ИЭС, 2017. 98 c.

15. Шманев С. В., Шманева Л. В. Особенности государственной политики в формировании инновационной активности промышленного сектора национальной экономики // Вестник кафедры статистики Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. 2017. Вып. 1. С. 348-351.

16. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие науки и технологий» на 2013-2020 годы [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162175// (дата обращения: 07.05.2019).

CO

References g

1. Message from the President to the Federal Assembly. 2019. Available at: http://kremlin.ru/events/ < president/news/59863. Accessed 15.05.2019. (in Russ.).

2. Golubev V. Nuzhna sistemnaya promyshlennaya politika [A systemic industrial policy is needed]. < Ekspert, 2019, no. 20 (1119). Available at: https://expert.ru/expert/2019/20/nuzhna-sistemnaya- q-promyishlennaya-politika/. Accessed 15.05.2019. (in Russ.);

3. Plotnikov V. A., Vertakova Yu. V. Importozameshchenie: teoreticheskie osnovy i perspektivy re- ^ alizatsii v Rossii [Russian Federation import substitution: How it fares in the face of foreign s political and economic crises]. Ekonomika i upravlenie, 2014, no. 11 (109), pp. 38-47. *

4. BP Statistical Review of World Energy. 67th ed. June 2018. Available at: https://www.bp.com/ ^ content/dam/bp/business-sites/en/global/corporate/pdfs/energy-economics/statistical-review/bp- ^ stats-review-2018-full-report.pdf. Accessed 10.05.2019. x

5. OPEC Annual Statistical Bulletin. 2018. [Available at: http://www.thegulfintelligence.com/me- < diafiles/downloadfile/4833753a-f159-46f2-8dc0-f2335344ebe6.pdf. Accessed 10.05.2019). x

6. Official website of the RF Federal State Statistics Service. Available at: http://www.gks.ru. x Accessed 15.05.2019. (in Russ.). §

7. "Rosgeologiya" is a serious tool in implementing the Strategy for the development of the geological industry in Russia. Interview of Roman Panov to the magazine "Ekonomika i TEK Rossii". < 2014. Available at: http://www.rosgeo.com/ru/content/intervyu-romana-panova-zhurnalu-eko- o nomika-i-tek-rossii. Accessed 15.05.2019. (in Russ.). n-

8. Sechin I. Est' li al'ternativa stsenariyu "50-60"? [Is there an alternative to the "50-60" scenario?]. Ekspert, 2015, no. 26-27 (950). Available at: https://expert.ru/expert/2015/27/est-li-alternativa-stsenariyu-50-60/media/267474/. Accessed 07.05.2019. (in Russ.). o

9. Rossiyskiy statisticheskiy ezhegodnik 2018 [Russian statistical yearbook]. Moscow: RF Federal m State Statistics Service, 2018. 597 p. o

10. The main results of the transport work. RF Federal State Statistics Service. Available at: http:// www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/transport/. Accessed ^ 20.05.2019. (in Russ.). £

11. Konkurentnaya politika v sisteme institutov gosudarstvennogo upravleniya [Competition policy ^ in the system of government institutions]. Moscow: RAS Institute of Economics, 2016. 219 p.

12. Vertakova Yu. V., Grechenyuk O. N., Grechenyuk A. V. Vyyavlenie perspektiv importozamesh-cheniya v obrabatyvayushchey promyshlennosti Rossii na osnove otsenki innovatsionnogo raz- L vitiya [Determining the prospects of import substitution in the Russian manufacturing industry through an assessment of innovative development]. Ekonomika i upravlenie, 2015, no. 6 (116),

pp. 39-47.

13. Orlov V. A., Oshmarin R. A., Bochkov A. S., Masalkin Yu. V., Yakovlev S. A., Ul'yanov V. L., Danilin M. A. Povyshenie tsennosti proekta geologo-razvedochnykh rabot na osnove ranney pro-rabotki integrirovannoy kontseptsii razvitiya [Maximization of major oil & gas project value at identification/access stage by reframing of exploration strategy]. PRONEFT'. Professional'no o nefti, 2018, no. 3, pp. 46-50. DOI: 10.24887/2587-7399-2018-3-46-50

14. Russia's energy strategy for the period up to 2035. Moscow: Energy Strategy Institute, 2017. 98 p. (in Russ.).

15. Shmanev S. V., Shmaneva L. V. Osobennosti gosudarstvennoy politiki v formirovanii innovatsion-noy aktivnosti promyshlennogo sektora natsional'noy ekonomiki [Features of state policy in the formation of innovative activity of the industrial sector of the national economy]. Vestnik kafed-ry statistiki Rossiyskogo ekonomicheskogo universiteta imeni G. V. Plekhanova, 2017, no. 1, pp. 348-351.

16. On approval of the state program of the Russian Federation "Development of science and technologies" for 2013-2020. Decree of the Government of the Russian Federation No. 301 of April 15, 2014. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162175//. Accessed 07.05.2019. (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.