УДК 377.5 НосыреваИ.Г., Першина Т.О.
Носырева И.Г.
преподаватель Университетский колледж ОГУ (г. Оренбург, Россия)
Першина Т.О.
преподаватель Университетский колледж ОГУ (г. Оренбург, Россия)
ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СПО ДЛЯ ЛИЦ С ОВЗ И ИНВАЛИДОВ
Аннотация: в работе рассматривается модель инклюзивного образования в системе СПО. Особое внимание уделяется проблемам доступности образования для лиц с особыми образовательными запросами. В заключении рассматриваются необходимые меры для решения проблем обучения детей с ОВЗ и детей- инвалидов в системе СПО. Основным результатом получения средне-профессионального образования автор указывает трудоустройство
Ключевые слова: лица с ОВЗ, инвалиды, инклюзивное образование, образовательный
запрос.
В настоящее время в России насчитывается 11,7 млн. людей с инвалидностью. Из них 5,6% - дети-инвалиды. Детская инвалидность неуклонно растет, по статистическим данным в 2018 г. - 651 тыс. детей - инвалидов, на 1 января 2023 года - 722 тысячи. Растет и число детей с ограниченными возможностями здоровья [4].
В настоящее время обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) можно считать одним из приоритетных направлений
политики государства. Это подтверждается изменениями и в законодательной сфере, и в «мировоззрении школы». Так, Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273 «Об образовании в РФ» трактует инклюзивное образование как «... обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей» [1].
Получение образования в целом и получение профессии (специальности), в частности, в настоящее время важны для самореализации обучающихся с особенностями и их адаптации в современном мире. А отношение к инвалидам и лицам с ОВЗ выступает одним из базовых индикаторов зрелости общества, его консолидации и жизнеспособности. Здоровое общество не допускает пренебрежительного отношения к гражданам с инвалидностью.
Для лиц с особыми образовательными потребностями полноценная профессиональная самореализация зависит не только от качества воспитания, но и от уже пройденных образовательных ступеней, начиная с дошкольного возраста. Содержательное наполнение и полноценная реализации предпрофессиональных и профессиональных этапов образования выводит обучающихся на качественно более высокий уровень в будущей профессиональной деятельности и делает его более востребованным на рынке труда.
Обеспечение доступа обучающихся с особыми образовательными запросами к среднему профессиональному образованию является как одним из приоритетных направлений государственной политики в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в целом, так и важной составляющей реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2018-2025 годы [2].
Интеграция образования обучающихся с особыми образовательными запросами является процессом, ставящим перед образовательной системой большой ряд сложных вопросов и новых задач. В отличие от зарубежной системы образования, в которой инклюзия имеет богатый опыт и
законодательное закрепление, наша отечественная инклюзия только начинает складываться и развиваться.
Для полноценного обучения в системе СПО обучающихся с особыми образовательными запросами необходима не только методическая оснащенность аудиторий, но так же индивидуальный подход к каждому из них в связи с его физическими, умственными и психологическими особенностями развитиями, умениями и навыками.
При организации образовательного процесса в системе СПО для обучающихся с особыми образовательными запросами важнейшую роль играет грамотная организация информирования таких детей, их родителей (законных представителей) о возможностях получения среднего профессионального образования. Оказание им помощи в подборе профессии или специальности, которую обучающийся с учетом имеющихся нозологий сможет в полном объеме освоить на основе адаптированной образовательной программы поможет не только получить образование, но и в дальнейшем трудоустроиться по профессии.
Такой подход позволит трудоустроить лиц с ОВЗ и инвалидов на рынке труда. Ведь даже обычный здоровый человек, получая профессию, не всегда может трудоустроиться. При этом у него есть трудовые ресурсы и ресурсы времени, а у лиц с ОВЗ и инвалидов очень часто такая реализация себя затруднительна, не только во временном, но и в моральном компоненте.
Изучая доступность получения образования лицам с особыми образовательными запросами в СПО, были отмечены проблемы и трудности, встречающиеся при их реализации.
Недостаточная обеспеченность правовой регламентации инклюзивного образование в системе СПО на федеральном уровне, помимо «Конвенция о правах ребенка» (1989), «Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей» (1990), «Стандартные правила по созданию равных возможностей для людей с инвалидностью» (1993), «Декларация о развитии включающего образования» (1994) и другие законодатель не предусматривает закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья». Так же
нет положения об инклюзивном обучении, где были бы определены права и обязанности образовательной организации и родителей.
Актуальной проблемой в реализации инклюзивного образования, в системе СПО является создание «безбарьерной» образовательной среды. Одним из общих правил такой образовательной среды является критерий ее доступности для лиц с ОВЗ и инвалидностью.
Как бы не реализовывалась в образовательных учреждениях «безбарьерная» образовательная среда, доступность для лиц с особыми образовательными запросами в СПО не всегда предполагает оборудование пандусами, путями продвижения внутри зданий, лифтами, подъемными устройствами, но и так же оснащение зданий СПО учебными, реабилитационными и специализированным компьютерным оборудованием и автотранспортом.
Кроме того, доступность образования для лиц с особыми образовательными запросами в СПО должно основываться:
- на эффективной системе психолого-педагогического и медико-социального сопровождения в системе СПО,
- формировании у всех участников образовательного процесса толерантного отношения к проблемам лиц с ОВЗ и инвалидностью, что требует от администрации образовательных организаций условий доступности в соответствии с порядком обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи [3].
Можно выделить диапазон различий в лиц с ОВЗ и инвалидностью: от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до лиц с необратимым тяжелым поражением центральной нервной системы или других тяжелых ограничений жизнедеятельности. Лица, способные при специальной поддержке на равных обучаться вместе с нормально развивающимися сверстниками до лиц,
нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной программе образования.
Поэтому для каждого лица с особыми образовательными запросами необходимо создавать индивидуальную программу обучения исходя из его знаний, умений и навыков, полученных в общеобразовательном учреждении. Однако данный подход является более затратным, как в финансовом, временном контексте, так и в нежелании преподавателей заниматься кропотливым трудом, основываясь на индивидуализации лица с особыми образовательными запросами.
Одной из главных проблем обучения лица с особыми образовательными запросами является недостаточная подготовленность педагогических кадров в системе СПО, работающих с ними. Педагоги образовательных организаций, которые никогда не сталкивались с особенностями обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью, часто не владеют необходимыми знаниями, приемами и методиками специального образовательного процесса, даже несмотря на то, что прошли курсы повышения квалификации [3]. Так же не все педагоги готовы связать свою педагогическую деятельность с лицами с особыми образовательными запросами как на эмоциональном, психологическом уровне, так и на профессиональном.
В системе СПО отмечаются и психолого-педагогические трудности:
- проблема неприятия детей с ОВЗ,
- проблема непринятия идеологии инклюзивного образования,
- трудности в понимании и реализации подходов к обучению,
- нежелание многих родителей обучать своих нормально развивающихся детей вместе с детьми с ОВЗ и инвалидностью,
- неадекватное восприятие нормально развивающимися детьми сверстников с ОВЗ,
- трудности социально-психологической адаптации детей с ОВЗ.
Одной из наиболее значимых трудностей в реализации образования лиц с
особыми образовательными запросами является выстраивание
взаимоотношений с другими обучающимися, межличностных отношений. Боязнь негативной оценки, неадекватного поведения со стороны сокурсников обучающихся с ОВЗ и инвалидов является причиной нарушений взаимодействия, формирования закрытой позиции и отчужденности.
До недавнего времени о лицах с ограниченными возможностями и детей-инвалидов в Российской Федерации не говорили «вслух», каждый родитель был закрыт в свое семье и не предавался возможности говорить об этом, показывать своего ребенка, развивать и обучать. На сегодняшний момент в России развивается сеть общественных организаций, различных государственных программ, которые призваны помочь решить проблемы различного характера, возникающие в семьях, в которых есть дети с ОВЗ и дети-инвалиды.
Можно подчеркнуть итогом получения образования лица с особыми образовательными запросами является трудоустройство выпускников СПО. По статистическим данным, в Российской Федерации проживает около 10 млн инвалидов. Постоянную работу имеют только 13-15% из них. Причем инвалиды, освоившие программы СПО имеют занятость, не превышающую 45%.
Таким образом, для того, что получить старт в решении проблем детей с ОВЗ и детей-инвалидов в образовательных организациях системы СПО необходимо:
- создать нормативно-правовую базу процесса равного образования учащихся с ограниченными возможностями здоровья в системе СПО,
- обеспечить образовательный процесс профессионально подготовленными педагогами СПО и специалистами сопровождения, способными реализовать индивидуальный подход,
- создать «безбарьерную» образовательную и социальную среду образования, ориентированного на принципы принятия и взаимопомощи,
- трудоустроить каждого выпускника СПО по полученной специальности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Мануйлова В.В., Гусейнова А.А. Проблемы и трудности при реализации инклюзивного образования в системе среднего профессионального образования в субъектах Российской Федерации// ГАОУ МГПУ 2018. № 2 (76). С. 18-23;
2. Федеральный закон № 273 от 29.12.2012 года «Об образовании в РФ» [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 20.12.23);
3. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 15 марта 2021 г. № 385) [Электронный ресурс]. URL: http://govemment.ru/rugovclassifier/860/events/ (дата обращения: 20.12.23);
4. Федеральная служба государственной статистики Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 21.12.23).
Nosyreva I.G., Pershina T.O.
Nosyreva I.G.
College of Orenburg State University (Orenburg, Russia)
Pershina T.O.
College of Orenburg State University (Orenburg, Russia)
PROBLEMS OF IMPLEMENTING EDUCATIONAL PROCESS IN VOCATIONAL EDUCATION FOR PEOPLE WITH DISABILITIES
Abstract: the paper considers the model of inclusive education in the vocational education system. Special attention is paid to the problems of accessibility of education for people with special educational needs. In conclusion, the necessary measures are considered to solve the problems of teaching children with disabilities and children with disabilities in the vocational education system. The author indicates employment as the main result of obtaining secondary vocational education
Keywords: persons with disabilities, inclusive education, educational inquiry.