Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В КОНТЕКСТЕ ЗАДАЧ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В КОНТЕКСТЕ ЗАДАЧ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
328
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА / АБИТУРИЕНТЫ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ И ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / INCLUSIVE EDUCATION / VOCATIONAL-GUIDANCE WORK / APPLICANTS WITH DISABILITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Брык Антонина Владимировна

В статье раскрывается проблема организации профориентационной работы с лицами с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Представлен краткий обзор современных практик профориентационной работы в условиях организаций среднего профессионального и высшего образования. Профориентация в условиях инклюзивного образования определена как действенная практика профессионального самоопределения и комплексная работа по созданию условий для совершения и эмоционального принятия ребенком с ОВЗ собственного профессионального выбора, максимально отвечающего его внутренним мотивам, индивидуальным возможностям и особым потребностям. В качестве основных проблем, связанных с организацией профориентационной работы с лицами с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, названы неразработанность методического инструментария данного вида деятельности в контексте задач инклюзии, а также недостаточное взаимодействие организаций общего, среднего профессионального и высшего образования в построении комплексной системы профориентации «школа - СПО - вуз» .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Брык Антонина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF VOCATIONAL GUIDANCE IN THE CONTEXT OF TASKS OF INCLUSIVE EDUCATION

The article focuses on a problem of the organization of vocational-guidance work with persons with disabilities. It provides a brief overview of contemporary practices of vocational-guidance work in intermediate vocational schools and higher education institutes setting. Vocation guidance in conditions of inclusive education is defined as effective practice of professional self-determination and comprehensive work on creating an environment for committing and emotional adoption by a child with disabilities his own professional choices the most appropriate his internal motives, individual capacities and special needs. The main challenges related to the organization of vocational-guidance work with persons with disabilities are identified as the lack of methodical tools of this activity within the context of inclusive education and also the lack of communication between intermediate vocational schools and higher education institutions in construction integrated system of vocational-guidance “School-IVS-HEI”.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В КОНТЕКСТЕ ЗАДАЧ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

12. Тазов П.Ю. Социокультурные условия формирования духовно-нравственных ценностей студентов вуза // Современные проблемы науки и образования. - 2019. - №2. URL:http://stienceeducatюn.ш/ш/artide/view?id=28724 (дата обращения: 28.10.2019).

Педагогика

УДК: 376; 377; 378

директор Брык Антонина Владимировна

МБОУ «Школа № 87» (г. Ростов-на-Дону), аспирант

Академия психологии и педагогики федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Южный федеральный университет» (г. Ростов-на-Дону)

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В КОНТЕКСТЕ ЗАДАЧ ИНКЛЮЗИВНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье раскрывается проблема организации профориентационной работы с лицами с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Представлен краткий обзор современных практик профориентационной работы в условиях организаций среднего профессионального и высшего образования. Профориентация в условиях инклюзивного образования определена как действенная практика профессионального самоопределения и комплексная работа по созданию условий для совершения и эмоционального принятия ребенком с ОВЗ собственного профессионального выбора, максимально отвечающего его внутренним мотивам, индивидуальным возможностям и особым потребностям. В качестве основных проблем, связанных с организацией профориентационной работы с лицами с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, названы неразработанность методического инструментария данного вида деятельности в контексте задач инклюзии, а также недостаточное взаимодействие организаций общего, среднего профессионального и высшего образования в построении комплексной системы профориентации «школа - СПО - вуз».

Ключевые слова: инклюзивное образование, профориентационная работа, абитуриенты с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.

Annоtation. The article focuses on a problem of the organization of vocational-guidance work with persons with disabilities. It provides a brief overview of contemporary practices of vocational-guidance work in intermediate vocational schools and higher education institutes setting. Vocation guidance in conditions of inclusive education is defined as effective practice of professional self-determination and comprehensive work on creating an environment for committing and emotional adoption by a child with disabilities his own professional choices the most appropriate his internal motives, individual capacities and special needs. The main challenges related to the organization of vocational-guidance work with persons with disabilities are identified as the lack of methodical tools of this activity within the context of inclusive education and also the lack of communication between intermediate vocational schools and higher education institutions in construction integrated system of vocational-guidance "School-IVS-HEI".

Keywords: inclusive education, vocational-guidance work, applicants with disabilities.

Введение. В настоящее время вопросы организации инклюзивного образования, сопровождения и профессиональной подготовки лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья определяют приоритетные направления государственной образовательной и социальной политики в Российской Федерации. Отдельно необходимо отметить аспекты, связанные с профессиональным самоопределением молодых людей с особенностями развития как в период получения общего образования, так и во время обучения в вузе, а также сопровождением данной категории выпускников в постдипломный период, в том числе консультированием по различным аспектам трудоустройства. Вышеназванные аспекты в целом можно объединить в единое поле, связанное с необходимостью организации комплексной преемственной системы профессиональной ориентации обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в пространстве общего и профессионального инклюзивного образования. В представленном исследовании мы проанализируем существующие практики организации профориентационной работы в контексте задач инклюзивного образования.

Изложение основного материала статьи. Необходимо отметить, что проблема организации эффективной профориентационной работы является глобальной для всей системы образования и актуальна не только в контексте задач инклюзии. Современные реалии таковы, что требования работодателей к выпускникам профессиональных образовательных организаций с каждым годом возрастают, конкуренция на рынке труда увеличивается. В сложившейся ситуации обучающийся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья также должен быть конкурентоспособен, мобилен и адаптивен по отношению к динамично изменяющимся условиям рынка труда. А.В. Герасимов и И.Л. Литвиненко отмечают, что «современные школьники и студенты просто «вынуждены» эффективно использовать учебное и внеучебное время для профильной, а, по возможности, и предпрофессиональной подготовки» [2, с. 102]. Исследователи называют ряд проблем, связанных с профориентацией лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, в том числе недостаточную обеспеченность образовательных организаций специалистами-профориентологами, связанную в том числе: с отсутствием в штатном расписании образовательных организаций данной должности, слабыми преемственными связями в системе «школа-вуз-работодатель», неразработанностью научно-методического обеспечения профориентационной работы с обучающимися с инвалидностью и ОВЗ, а также недостаточной обоснованностью критериев, которые позволят определить эффективность профориентационной работы с детьми-инвалидами в условиях школы [2, с. 102]. Также в качестве важной проблемы отмечается и несоответствие качества имеющегося методического инструментария, используемого в процессе профориентационной работы с детьми, имеющими инвалидность и ограниченные возможности здоровья, реалиям современного рынка труда и запросам конкретных регионов [6].

Авторы неслучайно апеллируют к региональным аспектам профориентационной работы. Именно ей отводится роль «балансира», благодаря которому возможен учет интересов всех субъектов, заинтересованных в профессиональном самоопределении и последующем трудоустройстве лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. «Координация профориентационной деятельности востребована государством и предполагает разработку соответствующего комплекса мер на региональном уровне, направленных на формирование условий для социального партнерства как основы организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся с ОВЗ и инвалидов» [3, с. 85].

В настоящее время в Российской Федерации профориентационная работа с детьми-инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья регулируется нормативно-правовыми документами федерального уровня, в том числе межведомственными комплексными планами, раскрывающими вопросы развития как инклюзивного профессионального образования в целом, так и вопросы профориентации лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, в частности, федеральным государственным стандартом организации профориентации (приказ Минтруда России от 23 августа 2013 г. № 380н) и методическими рекомендациями (приказ Минтруда России от 4 августа 2014 г. № 515).

Профориентационная работа с детьми, имеющими инвалидность и ограниченные возможности здоровья, является неотъемлемой частью инклюзивного образовательного процесса в условиях общеобразовательной школы. Дети с ОВЗ могут и должны участвовать в профориентационных мероприятиях, что позволит им в дальнейшем сформировать правильные представления о различных видах профессиональной деятельности и найти свое место в мире профессий. Е.В. Зволейко отмечает, что профориентация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья обладает определенной спецификой, которая обусловлена ее целеполаганием. По ее мнению, основная цель профориентационной работы с обучающимися с ОВЗ -социальная реабилитация данной категории детей, «а также выявление интересов, проверка возможностей на основе выбора курсов, охватывающих основные области знания, позволяющих составить представление о характере профессионального труда людей на основе личного опыта» [5, с. 146]. При этом ключевую роль автор отводит классному руководителю, как основному координатору воспитательной работы в классе.

Ряд исследователей отмечают, что для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью профессиональный выбор бывает в большей степени обусловлен индивидуальными особенностями физического развития, чем профессиональными интересами. Именно это является одной из ключевых проблем профориентации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Т.А. Трифонова подчеркивает, что «неправильный выбор профессии молодым инвалидом может привести к социальной депривации и ухудшению здоровья» [9, с. 274]. Таким образом, профориентация в условиях инклюзивного образования - это не только действенная практика профессионального самоопределения, но и комплексная работа по созданию условий для совершения и эмоционального принятия ребенком с ОВЗ собственного профессионального выбора, максимально отвечающего его внутренним мотивам, индивидуальным возможностям и особым потребностям.

В период 2016-2017 гг. на базе научно-методического центра «СУВАГ» был разработан проект нормативного документа, определяющий порядок профориентации лиц с ОВЗ и инвалидностью в образовательных организациях, в котором сформулированы «правила осуществления профориентационной работы в общеобразовательных организациях, в том числе с использованием дистанционных технологий лицам с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, обеспечивающих им равный доступ к профессиональному развитию и трудоустройству» [8, с. 285]. Разработчики Порядка полагают, что эффективность профориентации связана с наличием внешних и внутренних условий, в том числе материально-технического характера, возможностью использования различных моделей профориентационной работы как в общеобразовательных организациях, так и в ресурсных центрах, а также наличием универсального методического сопровождения и кадрового обеспечения данного процесса.

В настоящее время ряд регионов имеют интересный опыт организации профориентационной работы, содействия профессиональному выбору, оказания помощи в трудоустройстве и сопровождения выпускников с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в постдипломный период. Так, в Республике Татарстан вопросами профориентации, трудоустройства и постдипломного сопровождения успешно занимаются сотрудники специально созданной по инициативе республиканского совета ректоров вузов автономной некоммерческой организации «Республиканский межвузовский центр по работе с лицами с ОВЗ». В рамках деятельности данного центра был реализован социальный проект «Правильный выбор профессии - эффективное трудоустройство». Основная цель данного социального проекта - «оказание содействия абитуриентам-инвалидам в выборе профессии и их дальнейшем трудоустройстве» [7, с. 22].

В Карачаево-Черкесском государственном университете им. У.Д. Алиева функционирует Центр профориентационной работы с лицами с ОВЗ и инвалидностью, основной задачей которого является организация профориентационной работы, направленной на «профпросвещение, профдиагностику, профконсультирование, профподбор/профотбор, профессиональную адаптацию» [1, с. 56].

В целом вузовский сектор профориентационной работы с инвалидами и лицами с ОВЗ в настоящее время курируется в рамках деятельности сети ресурсных учебно-методических центров по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. На федеральном портале тклюзивноеобразование.рф абитуриентам с инвалидностью и ОВЗ предоставляется возможность подобрать профессию и подходящий по требованиям вуз, получить помощь в обучении и трудоустройстве, а также консультацию по всем вопросам получения высшего образования.

В рамках реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы в деятельность, связанную с организацией профориентации лиц с инвалидностью и ОВЗ были включены учреждения среднего профессионального образования, имеющие в регионах статус базовых. Активное участие в конкурсах профессионального мастерства, таких как Абилимпикс, WorldSkills и другие, наличие нормативных документов, регулирующих систему профориентационной работы в образовательной организации, функционирование специальной структуры, занимающейся вопросами профориентации, в том числе организацией и проведением профориентационных мероприятий, реализацией программ предпрофильного обучения, профдиагностикой и профконсультированием позволило выделить в качестве лучших практики профориентационной работы организаций среднего профессионального образования в Курганской, Тюменской, Костромской, Ярославкой и Тамбовской областях, Пермском крае, Республиках

Башкортостан и Удмуртия [4].

Выводы. Анализ имеющегося опыта организации профориентационной работы с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья показал, что основная работа по профориентации данной категории абитуриентов сосредоточена в пространстве профессионального образования. Центры профориентации, создаваемые на базе некоммерческих организаций, учреждений среднего профессионального образования и вузов, ставят перед собой задачи привлечения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в ряды студентов организаций СПО и вузов, мотивирования молодых людей с особенностями здоровья на получение навыков доступной им профессиональной деятельности, сопровождения в постдипломный период и содействия в трудоустройстве. Несмотря на положительный опыт работы необходимо отметить, что вышеназванные центры не ориентированы на взаимодействие с организациями общего образования, хотя профориентационная работа является одной из приоритетных задач в старших классах. Практики отмечают недостаточную разработанность методического обеспечения профориентационной работы как на уровне общего, так и на уровне профессионального образования. Таким образом, на сегодняшний день одной из актуальных задач инклюзивного образования является проектирование комплексной системы профориентационной работы в процессе взаимодействия общеобразовательной школы и организаций профессионального, в том числе высшего, образования.

Литература:

1. Батчаева З.С. Организация профориентационной работы с абитуриентами с инвалидностью, имеющими потенциальную возможность обучаться по программам вуза // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-3. С. 54-57

2. Герасимов А.В., Литвиненко И.Л. Социально-экономическая эффективность системы профессиональной ориентации обучающихся с ОВЗ и инвалидов // Человек. Общество. Инклюзия. 2017. № 1(29). С. 101-116

3. Герасимов А.В., Литвиненко И.Л. Управленческое сопровождение (дорожная карта) профориентации и трудоустройства обучающихся с ОВЗ и инвалидов // Человек. Общество. Инклюзия. 2017. № 2(20). С. 77-91

4. Гусейнова А.А. Актуальные аспекты профориентационной работы с лицами с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в системе среднего профессионального образования // Актуальные проблемы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья: Материалы научно-практической конференции с международным участием / под редакцией Е.Г. Речицкой, В.В. Линькова. - М.: Издательство МПГУ, 2018. - С. 223-227

5. Зволейко Е.В. Организация профориентационной работы с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья, в старшей школе и учреждении профессионального образования // Ученые записки Забайкальского государственного университета. 2016. Т. 11. № 2. С. 143-149

6. Кулайкин С.В., Герасимов А.В. Управленческое сопровождение профориентации и трудоустройства инвалидов в системе образования Российской Федерации // Аллея науки. 2017. Т. 4. № 9. С. 407-417

7. Мелина Е.В. Итоги реализации проекта по оказанию содействия абитуриентам-инвалидам в выборе профессии и выпускникам в трудоустройстве // Инклюзия в образовании. 2017. № 1(5). С. 20-28

8. Тер-Григорьянц Р.Г., Котова Г.Л. О разработке Порядка профориентации лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в образовательных организациях // Социально-педагогическая поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья: теория и практика: материалы Международной научно-практической конференции / под научной редакцией Ю.В. Богинской. - Симферополь: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Типография «Ариал», 2017. - С. 284-289

9. Трифонова Т.А. К вопросу о профориентационной работе в условиях инклюзивного образования // Социально-педагогическая поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья: теория и практика: материалы Международной научно-практической конференции / под научной редакцией Ю.В. Богинской. -Симферополь: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Типография «Ариал», 2017. -С. 274-278

Педагогика

УДК 378

старший преподаватель Верховод Александр Сергеевич

Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) (г. Москва)

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В СОВРЕМЕННОЙ КОНЦЕПЦИИ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗАХ

Аннотация. В статье рассматривается подход к коммуникативной компетентности выпускника вуза через воздействие на него преподавателя иностранного языка. Выделены ключевые компоненты коммуникативных навыков и компетенций в целом, представлены точки зрения различных специалистов на исследуемую проблематику. Выпускник вуза обязан обладать всеми необходимыми знаниями, умениями и навыками, сформированными у него в течение образовательного процесса. Влияние преподавателя и его коммуникативной компетентности рассмотрено с разных сторон. Исследованы аспекты подготовки преподавателей и их всестороннего развития для формирования должного уровня коммуникативной компетентности педагога.

Ключевые слова: профессиональное образование, компетенция, коммуникативная компетентность педагога, иностранный язык.

Annotation. The article considers the approach to communicative competence of a University graduate through the influence of a foreign language teacher on him. The key components of communication skills and competences in General are highlighted, the points of view of various specialists on the studied problems are presented. A graduate of the University must have all the necessary knowledge, skills and abilities formed during the educational process. The influence of the teacher and his communicative competence is considered from different sides. On the basis of questionnaires of participants of pedagogical activity the corresponding conclusions were made. The aspects of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.