DOI: https://doi.org/10.52623/2227-4383-3-45-20 УДК 342.395:349.6
ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ В СФЕРЕ ОБРАЩЕНИЯ С ЖИВОТНЫМИ БЕЗ ВЛАДЕЛЬЦЕВ НА ТЕРРИТОРИИ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Д.Н. Джунусова
Исследование посвящено вопросам безнадзорности животных, которые остро стоят в России с конца 1990-х гг. В статье затронуты некоторые проблемы, связанные с реализацией положений Федерального закона «Об ответственном обращении с животными». Приведены результаты анализа сложившейся ситуации с безнадзорными животными в Астраханской области. Рассмотрены правовые и организационные аспекты деятельности по обращению с животными без владельцев на территории региона. Автор приходит к выводу, что важнейшим условием решения проблемы безнадзорных животных на территории региона является реализация всех мер, закрепленных в нормативно-правовых актах в сфере обращения с животными без владельцев, и слаженная работа по организации мероприятий при осуществлении деятельности в данной сфере органов исполнительной власти Астраханской области и органов местного самоуправления. Необходимо повышать правовую и социальную культуру общества, вырабатывать у людей ответственное отношение к животным.
Ключевые слова: проблема безнадзорных животных; животные без владельцев; Федеральный закон «Об ответственном обращении с животными»; Астраханская область; приюты для животных.
D.N. Dzhunusova. PROBLEMS OF IMPLEMENTATION OF REGULATORY LEGAL ACTS IN THE FIELD OF TREATMENT OF ANIMALS WITHOUT OWNERS ON THE TERRITORY OF THE ASTRAKHAN REGION
The study is devoted to the issues of animal neglect, which have been acute in Russia since the late 1990s. The article touches upon some problems related to the implementation of the provisions of the Federal Law «On responsible treatment of animals». The results of the analysis of the current situation with neglected animals in the Astrakhan region are presented. The legal and organizational aspects of the activities for the treatment of animals without owners in the region are considered. The author comes to the conclusion that the most important condition for solving the problem of neglected animals on the territory of our region is the implementation of all measures stipulated in the normative legal acts in the field of handling animals without owners, and coordinated work on the organization of events in the implementation of activities in this area of the executive authorities of the Astrakhan region and local self-government bodies. It is necessary to improve the legal and social culture of society, to develop a responsible attitude towards animals among people.
Keywords: the problem of neglected animals; animals without owners; the Federal Law «On responsible treatment of animals»; Astrakhan region; animal shelters.
В 1992 г. по инициативе Международного общества прав животных был учрежден Всемирный день бездомных животных, который отмечается в третью субботу августа. В этот день по всему миру проводятся просветительские мероприятия, а также различные акции (выставки, благотворительные концерты и аукционы), направленные на оказание помощи приютам для бездомных животных, поиск новых хозяев для их питомцев и привлечение внимания широкой общественности к данной проблеме.
Как отмечают специалисты, основная причина роста популяции безнадзорных животных - человеческий фактор. Непринятие
владельцем мер по устройству появившегося потомству домашних питомцев и выбрасывание его на улицу, отказ владельца от содержания своего четвероногого друга либо его случайная потеря в конечном итоге приводят к бесконтрольному размножению животных и их обитанию, как правило, в границах населенных пунктов, вблизи продовольственных рынков и контейнерных площадок с пищевыми отходами.
Принято считать, что в России вопрос безнадзорных животных обострился с конца 1990-х гг. И если в советское время этот вопрос решался путем отлова, краткосрочного помещения в приют и усыпления бездомных собак и кошек, проводимых службами городского
хозяйства, то с 1998 г. в Москве (с середины 2000-х гг. в других регионах) по предложению общественных зоозащитных организаций его стали решать посредством реализации программы гуманного регулирования численности животных [3]. Данная программа предусматривала отлов, стерилизацию, вакцинацию от бешенства и возврат животного в прежнее место обитания (такой подход, более известный как метод ОСВВ, использовался в некоторых городах США, Великобритании, Канады, Австралии, а также в Индии, Болгарии, Турции).
С принятием в 2018 г. Федерального закона № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - ФЗ №2 498) в отношении безнадзорных животных, обозначенных как «животные без владельцев», стал применяться метод безвозвратного отлова с пожизненным содержанием в приютах (реализуемый, например, в Чехии, Испании, Израиле, Германии) [1].
Время, прошедшее с момента принятия и вступления ФЗ № 498, выявило ряд проблем, связанных с реализацией его положений, на что обращалось внимание в юридической литературе. Так, Н.В. Кузнецова, О.А. Рябова и А.С. Пластинина отмечают отсутствие в законодательстве критериев, определяющих понятие «надлежащее содержание безнадзорных животных», в связи с чем предлагают закрепить его в ГК РФ [10]. А.А. Шавардин указывает на проблемы, связанные с понятийным аппаратом, а также на отсутствие в ФЗ №2 498 требования обязательной регистрации домашних животных и необходимость внесения в КоАП РФ мер административной ответственности за невыполнение данного требования [14]. Важно отметить, что законопроект, направленный на установление административной ответственности за нарушение законодательства в области обращения с животными, был разработан Министерством юстиции РФ в конце октября 2020 г. По информации, размещенной на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов, в отношении данного проекта завершено общественное обсуждение [11]. Законопроектом предлагается ввести административную ответственность за:
- несоблюдение общих требований к содержанию животных;
- несоблюдение требований к содержанию домашних животных;
- жестокое обращение с животными;
- несоблюдение требований к использованию животных в культурно-зрелищных целях и их содержанию;
- нарушение требований к обращению с животными без владельцев;
- нарушение владельцами приютов для животных требований к содержанию животных в таких приютах.
Так, за несоблюдение требований к осуществлению деятельности по обращению с животными владельцами приютов должностным лицам может грозить предупреждение или штраф в размере от 5 тыс. до 15 тыс. руб., юридическим лицам - от 15 тыс. до 30 тыс. руб. За несоблюдение требований к осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев гражданам грозит предупреждение или штраф в размере от 3 тыс. до 5 тыс. руб., должностным лицам - от 5 тыс. до 15 тыс. руб., юридическим лицам - от 30 тыс. до 50 тыс. руб.
Следует заметить, что в соответствии с п. 3 ст. 16 ФЗ № 498 владельцами частных приютов для животных могут быть не только юридические лица, но и индивидуальные предприниматели. В связи с этим считаем целесообразным предусмотреть административную ответственность за несоблюдение требований к осуществлению деятельности по обращению с животными владельцами приютов для животных и в отношении лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в виде штрафа в размере от 10 тыс. до 20 тыс. руб.
В соответствии с п. 1 ст. 18 ФЗ № 498 мероприятия по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев включают в себя отлов таких животных, их содержание (в том числе осмотр, карантинирова-ние в течение десяти дней, вакцинацию против бешенства и стерилизацию), возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места обитания, а также размещение в приютах для животных и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных. Из содержания данной статьи не совсем понятно, какие животные без владельцев не могут быть возращены на прежние места их обитания. И что делать в том случае, если животное без владельца, не проявляющее немотивированную агрессивность, было отловлено на территории детского сада, школы или больницы? Возвращать ли его на место отлова? Следует согласиться с А.П. Анисимовым, что этот вопрос носит дискуссионный характер [4, с. 418].
Вследствие этого предлагаем внести необ-
ходимые уточнения в ст. 18 ФЗ № 498, дополнив ее следующими положениями: «Не могут быть возвращены на прежние места их обитания животные без владельцев, проявляющие немотивированную агрессивность.
Не допускается возврат на прежние местам обитания животные без владельцев в пределах территорий образовательных и медицинских организаций, детских игровых площадок, социально-культурных объектов».
В Астраханской области, как и в целом по стране, проблема безнадзорности животных стоит достаточно остро. В социальных сетях жители региона ежедневно публикуют сообщения и видеоролики на темы, связанные с бездомными собаками: о фактах нападения на людей, местах обитания стай и т.д. [13]. В мае этого года к губернатору области с открытым письмом обратилась астраханка, которая пожаловалась на собак, препятствующих проходу жильцов в подъезд своего дома [4]. По данным регионального Роспотребнадзора, случаев нападения безнадзорных животных на людей с каждым годом становится все больше. Так, в 2016 г. было зарегистрировано 5442 случая (в том числе по г. Астрахани - 3925), в 2017 г. - 5583 (3978), в 2018 г. - 5771 (4107), в 2019 г. - 5562 (3961) [5]. За шесть месяцев 2021 г. от укусов бездомных собак пострадали 3519 чел., что на 221 чел. больше, чем за 6 месяцев 2020 г. (3298 чел.). При этом число детей (до 17 лет включительно), пострадавших от нападения собак, за январь - июнь 2021 г. составило 1164 чел. (1047 чел. - за 1 полугодие 2020 г.) [9].
В 2019 г. региональное законодательство было приведено в соответствие с требованиями Федерального закона «Об ответственном обращении с животными». В Законе Астраханской области от 23.07.2013 № 32/2013-03 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области отдельным государственным полномочием Астраханской области по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев» [12] определен порядок расчета общего объема субвенций, предоставляемых из областного бюджета для осуществления передаваемого полномочия. При расчете должны быть учтены расходы на отлов, содержание (в том числе лечение, вакцинацию, стерилизацию) в течение 6 месяцев и возврат на прежние места обитания животных без владельцев, создание для них приютов, а также расходы на оплату труда специалистов.
Постановлениями службы ветеринарии Астраханской области от 24.12.2019 № 15 и
№ 16, вступившими в силу с 1 января 2020 г., были утверждены Порядок осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Астраханской области и Порядок организации деятельности приютов для животных без владельцев на территории Астраханской области. Постановлением Правительства Астраханской области от 28.12.2019 № 586-П установлен порядок организации и осуществления исполнительными органами государственной власти Астраханской области регионального государственного надзора в области обращения с животными. В соответствии с данным Постановлением государственный надзор в части осуществления надзора за соблюдением обязательных требований к содержанию и использованию животных без владельцев осуществляется службой ветеринарии Астраханской области.
Существенно увеличены объемы финансирования переданных полномочий. Так, если в 2016 и 2017 гг. на отлов и содержание безнадзорных животных было выделено по 12,4 млн руб., в 2018 г. - 19 млн руб., то в 2019 г. на эти цели выделено 49 млн руб., а в 2020 г. - 78,9 млн руб. [5]. Также в 2019 г. выделено 30 млн руб. на строительство приюта для животных без владельцев на территории Наримановского района области, который начал функционировать в феврале 2020 г. В настоящее время на территории региона действуют три таких объекта: в апреле текущего года в Харабалин-ском районе открылся приют для бездомных животных на 500 мест, построенный за счет средств частных инвесторов [2], а 21 августа начал свою работу приют в микрорайоне им. Бабаевского г. Астрахани, где одновременно на передержке могут находиться 300 животных, а в вольерной зоне - до 1000 [8].
Вместе с тем имеются и определенные проблемы, связанные с реализацией на практике норм законодательства в сфере обращения с животными без владельцев. Так, в ходе проведения службой ветеринарии Астраханской области в первом полугодии 2021 г. внеплановой проверки, организованной в муниципальном приюте для безнадзорных животных МБУ «Чистый город» в Наримановском районе, был выявлен ряд нарушений. В частности, сотрудники учреждения не предоставили видео отлова и возврата собак на прежние места их обитания. Отмечены также недостатки в обустройстве помещений для длительного содержания животных, хозяйственных помещений для хранения кормов, контейнерных площадок. Кроме того, в ветеринарном пункте приюта отсутст-
вует необходимое оборудование, в том числе стерилизаторы [7].
Решению проблемы животных без владельцев не способствуют случаи противодействия граждан, препятствующих отлову уличных собак, наличие свободного доступа безнадзорных животных к бытовым пищевым отходам, содержащимся в открытых контейнерах для сбора мусора, а также возникновение несанкционированных мест скопления таких отходов, что приводит к расширению ресурсов кормов для животных без владельцев.
Для решения обозначенных выше проблем и наведения порядка в сфере обращения с безнадзорными животными необходимо провести целый комплекс мер, в том числе:
- оснастить места размещения отходов мусорными контейнерами, исключающими доступ безнадзорных животных к их содержимому;
- осуществлять строгий контроль за организацией своевременного вывоза отходов со специально оборудованных площадок и ликвидацией несанкционированных свалок;
- выделить из регионального бюджета дополнительные средства на поддержку муниципальных приютов для животных в части обустройства и оборудования помещений, необходимых для обеспечения условий содержания животных;
- предусмотреть создание отдельного расходного обязательства в бюджете Астраханской области в целях предоставления субсидий частному приюту, расположенному в Хараба-линском районе;
- проводить просветительскую и разъяснительную работу среди населения в сфере ответственного обращения с животными, привлекая к участию в ней представителей приютов для животных и их добровольных помощников (волонтеров).
Таким образом, при условии полной реализации всех мер, закрепленных в нормативно-правовых актах в сфере обращения с животными без владельцев, а также последовательной, четкой и скоординированной работе по организации мероприятий при осуществлении деятельности в данной сфере органов государственной власти Астраханской области и органов местного самоуправления можно говорить о возможности решения проблемы безнадзорных животных на территории нашего региона в ближайшие несколько лет. Вместе с тем отправной точкой в решении этой проблемы является повышение правосознания владельцев животных, несущих ответственность за них, а также воспитание гуманного отношения к животным.
Список литературы
1. Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 27.12.2018 № 498-ФЗ (в ред. от 11.06.2021) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2018. № 53 (ч. I), ст. 8424.
2. О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области отдельным государственным полномочием Астраханской области по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев: закон Астраханской области от 23.07.2013 № 32/2013-03 (в ред. от 04.03.2019) // Сборник законов и нормативных правовых актов Астраханской области. 2013. № 33.
3. О дополнительных мерах по сокращению численности безнадзорных собак и кошек и упорядочению содержания домашних животных в Москве: распоряжение Правительства Москвы Премьера от 16.01.1998 № 41-РП (в ред. от 01.10.2002) // Вестник Мэрии Москвы. 1998. № 7.
4. Анисимов А.П. Правовой режим животных без владельца (бродячих животных) // Известия Саратовского ун-та. Новая серия. Серия «Экономика. Управление. Право». 2019. Т. 19. № 4. С.415-421.
5. Астраханка написала открытое письмо губернатору из-за собак. URL: https://arbuztoday.ru (дата обращения: 22.08.2021).
6. Астраханская ветслужба обнаружила нарушения в работе приюта для собак. URL: https:// news.astr.ru/news/incidents/150883 (дата обращения: 30.08.2021).
7. В Астрахани заработал Центр спасения бездомных собак. URL: https://punkt-a.info/news/ glavnoe (дата обращения: 22.08.2021).
8. В городе Харабали открылся приют для бездомных животных «Белка и Стрелка». URL: https://www.astrobl.ru/news/125473 (дата обращения: 22.08.2021).
9. Концепция организации мероприятий по обращению с животными без владельцев на территории Астраханской области. URL: https://vet. astrobl.ru (дата обращения: 22.08.2021).
10. Кузнецова Н.В., Рябова О.А., Пластини-на А.С. Некоторые проблемы применения Федерального закона «Об ответственном обращении с животными» № 498-ФЗ // Modern Science. 2021. № 5-1. С. 226-231.
11. Нормативные правовые акты: офиц. сайт для размещения информации о подготовке нормативных правовых актов и результатах их обсуждения. URL: https://regulation.gov.ru/projects# (дата обращения: 22.08.2021).
12. Санитарно-эпидемиологическая обстановка. 16 августа 2021 г. Сведения об инфекционных и паразитарных заболеваниях (Форма 1) за январь-июль 2021 г. URL: http://30.ros-potrebnadzor.ru/epidemiologic_situation (дата обращения: 22.08.2021).
13. Собака Астраханская. URL: https://ok.ru/ astradog30/topics (дата обращения: 22.08.2021).
14. Шамардин А.А. Проблемы реализации Федерального закона «Об ответственном обращении с животными» // Труды Оренбургского института (филиала) Московской гос. юрид. академии. 2021. № 2 (48). С. 65-71.
References
1. Ob otvetstvennom obrashchenii s zhivotnymi i o vnesenii izmenenij v otdeFnye zakonodatelnye akty Rossijskoj Federatsii [On responsible treatment of animals and on amendments to certain legislative acts of the Russian Federation]: feder. zakon ot 27.12.2018 № 498-FZ (v red. ot 11.06.2021) // Sobr. zakonodateFstva Ros. Federatsii. 2018. № 53 (ch. I), st. 8424.
2. O nadelenii organov mestnogo samouprav-leniya munitsipalnykh obrazovanij Astrakhanskoj oblasti otdelnym gosudarstvennym polnomochiem Astrakhanskoj oblasti po organizatsii meropriyatij pri osushchestvlenii deyateFnosti po obrashche-niyu s zhivotnymi bez vladeFtsev [On granting local self-government bodies of municipalities of the Astrakhan region a separate state authority of the Astrakhan region to organize events when carrying out activities for the treatment of animals without owners]: zakon Astratsanskoj oblasti ot 23.07.2013 № 32/2013-0Z (v red. ot 04.03.2019) // Sbornik za-konov i normativnykh pravovykh aktov Astrakhans-koj oblasti. 2013. № 33.
3. O dopolnitelnykh merakh po sokrashcheniyu chislennosti beznadzornykh sobak i koshek i upo-ryadocheniyu soderzhaniya domashnikh zhivotnykh v Moskve [On additional measures to reduce the number of stray dogs and cats and streamline the maintenance of pets in Moscow]: rasporyazhenie Pravitelstva Moskvy Premyera ot 16.01.1998 № 41-RP (v red. ot 01.10.2002) // Vestnik Merii Moskvy. 1998. № 7.
4. Anisimov A.P. Pravovoj rezhim zhivotnykh bez vladeltsa (brodyachikh zhivotnykh) [Legal re-
gime of animals without an owner (stray animals)] // Izvestiya Saratovskogo un-ta. Novaya seriya. Seriya «Ekonomika. Upravlenie. Pravo». 2019. T. 19. № 4. S. 415-421.
5. Astrakhanka napisala otkrytoe pis'mo guber-natoru iz-za sobak. URL: https://arbuztoday.ru (Accessed 22.08.2021).
6. Astrakhanskaya vetsluzhba obnaruzhila na-rusheniya v rabote priyuta dlya sobak. URL: https:// news.astr.ru/news/incidents/150883 (Accessed 30.08.2021).
7. V Astrakhani zarabotal Tsentr spaseniya bez-domnykh sobak. URL: https://punkt-a.info/news/ glavnoe (Accessed 22.08.2021).
8. V gorode Kharabali otkrylsya priyut dlya bezdomnykh zhivotnykh «Belka i Strelka». URL: https://www.astrobl.ru/news/125473 (Accessed 22.08.2021).
9. Kontseptsiya organizatsii meropriyatij po ob-rashcheniyu s zhivotnymi bez vladeFtsev na territo-rii Astrakhanskoj oblasti. URL: https://vet.astrobl.ru (Accessed 22.08.2021).
10. KuznetsovaN.V., Ryabova O.A., Plastinina A.S. Nekotorye problemy primeneniya Federalnogo za-kona «Ob otvetstvennom obrashchenii s zhivotnymi» № 498-FZ [Some problems of application of the Federal Law «On Responsible treatment ofAnimals» № 498-FZ] // Modern Science. 2021. № 5-1. S.226-231.
11. Normativnye pravovye akty: ofits. sajt dlya razmeshcheniya informatsii o podgotovke norma-tivnykh pravovykh aktov i rezultatakh ix obsuzh-deniya. URL: https://regulation.gov.ru/projects# (Accessed 22.08.2021).
12. Sanitarno-epidemiologicheskaya obstanov-ka. 16 avgusta 2021 g. Svedeniya ob infektsion-nykh i parazitarnykh zabolevaniyakh (Forma 1) za yanvar-iyul 2021 g. URL: http://30.rospotrebnadzor. ru/epidemiologic_situation (Accessed 22.08.2021).
13. Sobaka Astrakhanskaya. URL: https://ok.ru/ astradog30/topics (Accessed 22.08.2021).
14. Shamardin A.A. Problemy realizatsii FederaFnogo zakona «Ob otvetstvennom obrashchenii s zhivotnymi» [Problems of implementation of the Federal Law «On Responsible Treatment of Ani-mals»] // Trudy Orenburgskogo instituta (filiala) Moskovskoj gos. yurid. akademii. 2021. № 2 (48). S. 65-71.
ДЖУНУСОВА Джамиля Нурашевна - кандидат юридических наук, доцент кафедры «Правоведение». Астраханский государственный технический университет. Россия. Астрахань. E-mail: ddn_555@mail. ru.
DZHUNUSOVA, Dzhamilya Nurashevna - Candidate of Law, Associate Professor of the Department of Jurisprudence. Astrakhan State Technical University. Russia. Astrakhan. E-mail: ddn_555@ mail.ru.