10.24412/2309-4788-2021-10950
Н.Ю. Веселова - доцент кафедры отраслевого и проектного менеджмента, кандидат педагогических наук, доцент Кубанский государственный технологический университет, [email protected],
N.Yu. Veselova - Associate Professor of the Department of Sectoral and Project Management, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor Kuban State Technological University;
Н.П. Бычкова - доцент кафедры отраслевого и проектного менеджмента, кандидат педагогических наук, доцент Кубанский государственный технологический университет, [email protected],
N.P. Bychkova - Associate Professor of the Department of Sectoral and Project Management, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor Kuban State Technological University.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ СОДЕРЖАНИЯ БЕЗНАДЗОРНЫХ ЖИВОТНЫХ ORGANIZATIONAL AND LEGAL ASPECTS OF IMPROVEMENT OF MUNICIPAL GOVERNANCE IN THE FIELD OF STANDING ANIMALS
Аннотация. Проблема отношения людей к животным особенно актуальна, так как она заключается не только в том, что количество бездомных животных увеличивается с каждым годом, но и в безразличии людей к данной проблеме, безответственности граждан не только по отношению к своим питомцам, но и к сохранению городской среды, ее экологии и чистоте вблизи домовых территорий. В работах таких авторов как Е. Сибирцева, ОС. Соратова, О.А. Белоусова , О.А.Гончарова, В.П. Ларионова и др. представлены исследования данной проблемы и предложены пути решения. Практически все исследователи данной проблемы ставят основной целью сокращение численности безнадзорных и бездомных животных, предупреждение распространения заболевания бешенством среди животных, создание благоприятных условий проживания граждан, уменьшение случаев укусов людей.
Abstract. The problem of people's attitude to animals is especially relevant, since the problem lies not only in the fact that the number of homeless animals is increasing every year, but also in the indifference of people to this problem, the irresponsibility of citizens not only in relation to their pets, but also to the preservation of the urban environment. , its ecology and cleanliness near home territories. In the works of such authors as E. Sibirtseva, OS. Soratova, O.A. Bel-ousova, O. A. Goncharova, V. P. Larionova et al., Studies of this problem are presented and solutions are proposed. Almost all researchers of this problem set the main goal of reducing the number of neglected and homeless animals, preventing the spread of rabies among animals, creating favorable living conditions for citizens, and reducing the number of human bites.
Ключевые слова: безнадзорные животные, органы власти, муниципалитет, приюты для животных, волонтерское движение, социальные проекты
Keywords: stray animals, authorities, municipality, animal shelters, volunteer movement, social projects
Безнадзорные животные - это угроза безопасности населения города: они являются переносчиками инфекционных заболеваний; отдельные стаи собак регулярно нападают на прохожих, пугают детей, провоцируют дорожно-транспортные происшествия. Появление на улицах безнадзорных животных показывает низкий уровень образованности, культуры общества. Данную проблему самостоятельно решить муниципалитетам не предоставляется возможным. Органы власти призывают в последнее время местное сообщество к решению данной проблемы, показывая тем самым что гражданское общество не может оставляться безразличным к данной проблеме. Воспитание молодежи должно базироваться не только на изучении истории, культуры государства, но и на любви к животным, воспитанию ответственности за «тех, кого мы приручили».
Надо сказать, что данная проблема не решается в рамках муниципальных заказов по отлову и утилизации безнадзорных животных, проблема заложена в недобросовестном исполнении услуг фирмами, которые представляют и исполняют эти услуги. Цель таких фирм - получение прибыли, а не гуманное отношение к животным. Чаще всего данные фирмы просто отстреливают, в лучшем случае усыпляют безнадзорных животных, которые потом умирают мучительной смертью и это чаще всего происходит на глазах у граждан, в том числе, на глазах у детей, молодежи, и это откладывает отпечаток на психике молодого поколения. А это уже проблема другого характера и не менее опасная, чем наличие бездомных животных. Попадая в уличную среду, животное дезориентировано, оно становится пугливым, часто агрессивным, что обусловлено борьбой за выживание. Несомненно, решить данную проблему можно только путем создания приютов, и развития волонтерского движения. Приюты и работа волонтеров это только частичное решение проблемы, необходимо проводить мероприятия разнопланово характера, а именно мероприятия как для животных (дрессировка, лечение, стерилизация, чипирование), так и для граждан.
В статью 114 Конституции в соответствии с внесенными в 2020г поправками. записано, что Правительство Российской Федерации «осуществляет меры, направленные на сохранение уникального природного и биологического многообразия страны, формирование в обществе ответственного отношения к животным» [1]. На
территории РФ существует такая проблема, как бездомные животные. По статистическим данным количество безнадзорных животных превышает отметку в 51 млн. и эта цифра постоянно растет [4].
Данная проблема вызвана тем, что люди бездумно относятся к своим домашним животным, не соблюдая правила их правильного содержания, а также отсутствием необходимого количества приютов для безнадзорных животных.
Закон РФ N° 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» закрепляет и регулирует правильное и законное обращение с животными в целях их защиты. Актуальность темы заключается в том, что к сожаленью на улицах наших поселений и городов мы можем видеть бездомных животных, которые нуждаются в нашей помощи, защите, только добро и сострадание может помочь решить данную проблему [2].
На сегодняшний день проблема отношения людей к животным особенно актуальна, так как проблема заключается не только в том, что количество бездомных животных увеличивается с каждым годом, но и в безразличии людей к данной проблеме, безответственности граждан не только по отношению к своим питомцам, но и к сохранению городской среды, ее экологии и чистоте вблизи домовых территорий.
В работах таких авторов как Е. Сибирцева, О.С. Соратова, О.А. Белоусова, О.А.Гончарова, В.П. Ларионова и др. представлены исследования данной проблемы и предложены пути решения. Практически все исследователи данной проблемы ставят основной целью сокращение численности безнадзорных и бездомных животных, предупреждение распространения заболевания бешенством среди животных, создание благоприятных условий проживания граждан, уменьшение случаев укусов людей. В рамках нашего исследования мы опираемся на федеральные и региональные нормативно - правовые акты, которые регламентируют ответственное обращение граждан с животными на территории Российской Федерации, порядок регулирования численности безнадзорных животных на территории Краснодарского края.
Основная задача данного исследования содействовать решению таких вопросов как отлов, регистрация, вакцинация, стерилизация, содержание и возврат безнадзорных животных в места их естественного обитания.
На сегодняшний день проблема бездомных животных для муниципалитетов Краснодарского края является не менее значимой, чем все другие вопросы местного значения. Следует отметить, что муниципальные районы края осуществляют данную деятельность за счет бюджетных средств, которые поступают из местного бюджета и бюджета субъекта РФ.
Изучая региональное законодательство по данному вопросу отметим, что на 3 апреля 2020г. были внесены поправки в Закон Краснодарского края «О содержании и защите домашних животных в Краснодарском крае» от 23.11.2004 № 800-КЗ. Поправки коснулись требований к приютам в муниципальных районах для безнадзорных животных, порядка поступления и содержания животных, оказания им ветеринарной помощи и общего ухода.
Нормами краевого законодательства на руководителей муниципалитетов возложена ответственность за организацию и строительство приютов, причем в приютах в обязательном порядке должно быть предусмотрено зонирование территории приюта на ветеринарную зону, стационар и карантинное отделение, зона для выгула, дрессировки животных.
В законе прописана ответственность тех, кто жестоко обращается с животными.
Таким образом, в каждом муниципальном образовании должен быть создан муниципальный приют для животных, либо власти обязаны заключить соответствующие договора с уже существующими частными приютами [3]. На сегодняшний день в крае такие приюты существуют не более чем в10 муниципальных образованиях из 44 муниципальных образований. И вот тут начинаются трудности. Например, в Краснодаре, как и в других городах края, такого муниципального приюта нет. А из шести «частников» рассмотреть возможность сотрудничества с мэрией готов лишь один.
Так, например, в 2020г. на территории МО Динской район Краснодарского края на отлов бездомных животных из районного бюджета выделено 256 тысяч рублей. Работы проводит специализированная организация-подрядчик. В среднем на территории района в год за счет средств районного бюджета производят отлов более 114 бездомных животных. В свою очередь, сельские поселения МО Динской район тоже проводят эту работу за счет собственных средств. В общей сложности в поселениях в 2020г отловили и отправили в специализированные организации 298 животных на общую сумму более 500 тысяч руб.
Отметим, что зоозащитники решение проблемы бездомных животных видят в массовом строительстве приютов на средства налогоплательщиков, многие граждане призывают органы власти к тому, чтобы вводить административные наказания, к лицам, которые сначала берут животных, а потом выбрасывают их на улицу. Администрация МО Динской район, не имея приюта призывает население к ответственности «за тех, кого приручили!», потому как часто на улицах поселений района можно видеть картину, представленную на рисунке 1 [8].
Рисунок 1 - Безнадзорные животные
Общественность обращает внимание на то, что собаки, взятые в дом и впоследствии выброшенные на улицу, создают угрозу для населения, в том числе из-за передающегося при укусе вируса бешенства и призывают к своевременной вакцинации и стерилизации.
Проблема отсутствия законодательства как федерального, так и регионального приводит к тому, что муниципалитеты самостоятельно решают задачи по данному вопросу, причем поселения также самостоятельно совместно с гражданами решают проблему безнадзорных животных. Органы местного самоуправления вынуждены обращаться к бизнес- сообществу, зоозащитникам, молодежи с предложением создания приюта на территории района, сайта приюта, разработке социальных проектов, организации коммерческих выставок, которые могли бы помочь решить вопрос с бездомными животными.
Поэтому решением данной проблемы может быть:
- во-первых, наделении муниципалитетов соответствующими финансово обеспеченными полномочиями (с субвенциями);
- во-вторых, должны быть разработаны соответствующие нормативно-правовые акты о порядке отлова безнадзорных животных и содержании домашних животных;
- в-третьих, проведении рекламно- просветительских мероприятий о правилах содержания, выгула животных и т.д.
На сегодняшний день, по приблизительным данным 65% российских семей имеют одного и более домашних питомцев, у 20% есть и кошка, и собака. За последние 3 года число домашних животных выросло на 6,3 млн. или на 14%. [5; 6; 9] Следует отметить, что в СМИ сейчас очень часто лоббируется вопрос моды на домашних животных, при чем это не обязательно домашние кошки и собаки, это могут быть и другие экзотические животные. Домашние животные заводятся больше для престижа, статуса, но ни как ни для заботы, желания нести ответственность «за братьев наших младших». Отметим, что те граждане, которые имеют животных ответственно подходят к ветеринарному обслуживанию, кормлению, выгулу, берут на передержку животных своих друзей и знакомых, дрессируют своих животных и пользуются другими услугами для животных, которые на сегодняшний день все более востребованы (рисунок 2) [10].
ПРИРОСТ ПОПУЛЯЦИИ ДОМАШНИХ животных В РОССИИ (МЛН ПИТОМЦЕВ)
29
33,7
17,ЗИ18.9|
ГЕОГРАФИЯ РАССЕЛЕНИЯ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ (%)
•На 10-499 тыс. человек. (54)
"С населением от 500 тыс. человек. /""* ""х
/ Кошки \ ® © ©
® ® ® ©
НАСЕЛЕННЫЕ МОСКВА „„.
ПУНКТЫ' ГОРОДА и САНКТ-ПЕТЕРБУРГ СЕЛО
Рисунок 2 - Прирост и география расселения домашних животных
Но, к сожалению, далеко не каждый владелец животного знает, как правильно содержать своего питомца. Зачастую такое незнание приводит к тому, что домашний питомец оказывается на улице и пополняет ряды бездомных животных.
В законодательных документах федерального и регионального уровня представлены требования по уходу за животными. Требования необходимо выполнять всем, кто имеет животных, чтобы не допустить негативных последствий, а именно:
1) обеспечение надлежащего ухода за животными;
2) обеспечение своевременного оказания животным ветеринарной помощи и своевременного осуществления обязательных профилактических ветеринарных мероприятий;
3) принятие мер по предотвращению появления нежелательного потомства у животных;
4) предоставление животных по месту их содержания по требованию должностных лиц органов государственного надзора в области обращения с животными при проведении ими проверок;
5) осуществление обращения с биологическими отходами в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Для того, чтобы бороться с данной проблемой, необходимо установить причины появления бездомных животных, к которым относятся:
потерявшиеся домашние питомцы;
выброшенные на улицу животные, безответственными хозяевами:
низкий уровень стерилизации;
отсутствие чипирования бездомных животных;
естественное размножение бездомных животных;
бесконтрольная работа клубов (заводчиков);
недостаток приютов для животных;
недостаточная просвещенность населения и др.
С целью сокращения бездомных животных в ФЗ №498 "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" отмечаются следующие мероприятия:
1) отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных;
2) содержание животных без владельцев в приютах для животных;
3) возврат потерявшихся животных их владельцам, а также поиск новых владельцев поступившим в приюты для животных животным без владельцев;
4) возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания после проведения мероприятий по стерилизации животного и т.д.
Комментируя рисунок 3 (составлено авторами на основе социологического исследования по данной проблеме), на котором представлены ответы граждан МО Динской район Краснодарского края, которые считают что наиболее эффективными методами борьбы с безнадзорными животными будут: работа приютов (69%) на территории муниципалитета (рисунок 4) [5; 6; 11], введение штрафов для безответственных хозяев (15%), осуществление отлова беспризорных животных (15%) и проведение рекламно-информационной работы среди граждан путем подготовки листовок по правилам выгула собак, оказания ветеринарной помощи, чипирования и др. (14%). Есть и такие граждане которые высказывают положительное отношение по отстрелу (2%) и усыплению животных (2%).
у Создавать приюты для беспризорных животных - (69%)
Усыплять беспризорных животных -
(2%)
Отстреливать беспризорных животных- (2%)
у Введение штрафов за выбрасывание животных на улицу - (15%)
^Усилить меры по отлову беспризорных животных - (12%)
^ Улучшить информированность населения по данному вопросу - (14%)
Рисунок 3-Методы борьбы с беспризорными животными
Рисунок 4 --Макет приюта для бездомных животных
Гражданам муниципалитета был задан и такой вопрос: «Хотели бы вы взять себе животное с приюта?». Большая часть респондентов ответило положительно (56%). Это означает, что население понимает ответственность, которую представляет животное, гуманное отношение говорит о любви к животным и о желании о нем заботиться.
Для того чтобы граждане имели полную информацию по данному вопросу местного значения граждане высказали пожелание о создании муниципального сайта приюта (90%), который бы содержал информацию о животных, которые в нем содержаться, это говорит о том, что у сайта будет большая посещаемость, и создание сайта является хорошей идеей и будет способствовать снижению количества бездомных животных. (рисунок 5) (составлено авторами на основе социологического исследования по данной проблеме).
2%
2%
Да, это интересная задумка-(90%)
Нет, в этом нет необходимости - (2%)
^ Не знаю - (2%)
Рисунок 5 - Полезность создания сайта приюта с полной информацией о животных,
которые в нем содержаться
Проблема по данному вопросу усугубляется тем, что в образовательных учреждениях не освещается данный вопрос. Не проводится беседы, лекции по культуре отношения к животным. Видимо поэтому в районе количество бездомных животных не снижается. Таким образом, необходимо наметить план мероприятий по информационно-пропагандистской работе в области защиты животных и ответственного отношения к животным. Итак, основными проблемами по содержанию безнадзорных животных являются:
1) нет тенденции снижения бездомных животных на территории района;
2) отсутствие приюта для бездомных животных;
3) отсутствие специализированных мест (для передержки), куда можно на время отдать питомца;
4) отсутствие мест для дрессировки животных;
5) плохая информированность населения в области правильного содержания животных;
6) отсутствие волонтерских движений для помощи по отлову и содержанию животных. Решению будут способствовать следующие методы работы:
- внедрение штрафов для безответственных хозяев;
- нормативно-правовая работа за права животных;
- разработка правил выгула собак и доведения их до хозяев животных;
- чипирование бездомных животных;
- установка специальных автоматов, которые выдают корм бездомным животным в обмен на пустые пластиковые бутылки и др.
Для решения рассмотренных проблем необходимы:
- помощь местного сообщества и в частности бизнес-сообщества и общественных организаций в создании приюта для бездомных животных;
- открытие специализированного места для временного содержания животных;
- приглашение кинологов для занятий с животными;
- проведение лекционных мероприятий по ответственному и правильному содержанию животных;
- организация волонтерского движения для помощи в отлове бездомных животных;
- приобретение спортивного инвентаря для животных;
- информационно-пропагандистские мероприятия и др.
На наш взгляд, данные предложения должны сократить число бездомных животных, улучшить условия содержания и организации проживания животных в приютах.
Отметим, что в большинстве муниципалитетов, есть приюты для бездомных животных, а ведь это один из основных методов борьбы с бездомными животными. Другой метод решения проблемы бездомных животных - это создание общественных организаций и объединений зоозащитников на постоянно действующей основе, которые будут проводить различные работы и мероприятия по правовой защите животных, социализации (устройству животных на попечение в семьи, сокращению числа бездомных животных разными гуманными методами). И конечно же необходимо проводить информационно-просветительскую работу в СМИ для привлечения внимания общества к данной проблеме и активного вовлечения волонтерских отрядов в решение проблем бездомных животных. Очень важно проводить разъяснительную работу среди несовершеннолетних и привлекать их к работе в волонтерских отрядах и к уходу за животными в приюте. Необходимо способствовать розыскной работе по возвращению потерянных животных их хозяевам, организация лечения пострадавших и больных животных, поступивших в приют.
Таким образом, можно сделать вывод, что виноват в появлении бездомных животных только человек. Если бы люди, которые приобретают животных изначально осознавали всю ответственность перед своими питомцами, численность безнадзорных животных была бы намного меньше, поэтому предложенные правила и методы необходимо соблюдать для того, чтобы сократить число безнадзорных животных на улицах сельских и городских поселений.
Источники
1. Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993)
2. Федеральный закон № 498 "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 19.12.18;
3. Закон Краснодарского края «О содержании и защите домашних животных в Краснодарском крае» от 23.11.2004 № 800-КЗ (с изм. на 3 апреля 2020г.)
4. Постановление от 7 апреля 2014 года N 300 «Об утверждении порядка регулирования численности безнадзорных животных на территории Краснодарского края (с изменениями на: 21.12.2017)
5. Белоусова О.А. «Проблема существования бездомных животных в городской среде» / О.А. Белоусова, В.М. Долже-нко. - Красноярск, 2015. - 23с.
6. Гончарова О.А. «Животные на улицах городов России» / О.А. Гончарова, В.П. Ларионова. - Красноярск, 2015. -14 с.
7. Еженедельник "Аргументы и Факты" № 42. "АиФ на Дону" 13/10/2020
8. Сибирцева Е. «Бездомные животные: откуда они?» / Е. Сибирцева // Красный Север. - 2014. - 3 октября. - С.7.
9. Соратова О.С. «Жесткое обращение с животными: постановка проблемы» / О.С. Соратова // Вестник ВИ МВД РФ. -2014. - №4. - С. 10-14.
10. Тематическое приложение к газете «Коммерсантъ» №62 от 12 декабря 2019
11. https://президентскиегранты.рф References:
1. The Constitution of the Russian Federation "(adopted by popular vote 12.12.1993)
2. Federal Law No. 498 "On Responsible Treatment of Animals and on Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation" dated 19.12.18;
3. Law of the Krasnodar Territory "On the maintenance and protection of domestic animals in the Krasnodar Territory" dated 23.11.2005 No. 943-KZ
4. Resolution of April 7, 2014 N 300 "On approval of the procedure for regulating the number of stray animals in the Krasnodar Territory (as amended on: 12.21.2017)
5. Belousova O.A. "The problem of the existence of homeless animals in the urban environment" / O.A. Belousov, V.M. Dolzhenko. - Krasnoyarsk, 2015 .-- 23p.
6. Goncharova O.A. "Animals on the streets of Russian cities" / O.A. Goncharova, V.P. Larionov. - Krasnoyarsk, 2015 .—14 p.
7. Weekly "Arguments and Facts" No. 42. "AiF on Don" 13/10/2020
8. Sibirtseva E. "Homeless animals: where are they from?" / E. Sibirtseva // Red North. - 2014 .-- October 3. - P.7.
9. Soratova O.S. "Cruelty to animals: problem statement" / O.S. Soratova // Bulletin of the VI Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. - 2014. - No. 4. - S. 10-14. 10.
10. Thematic supplement to the newspaper "Kommersant" No. 62 dated December 12, 2019
11. https:// президентскиегранты.рф