Раушания Равилевна Закирова, кандидат сельскохозяйственных наук. ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет». Россия, 426034, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Университетская, 1г, [email protected]
Константин Евгеньевич Шкарупа, аспирант. ФГБОУ ВО «Ижевская государственная сельскохозяйственная академия». Россия, 426069, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Студенческая, 11, [email protected]
Галина Юрьевна Берёзкина, доктор сельскохозяйственных наук, доцент. ФГБОУ ВО «Ижевская государственная сельскохозяйственная академия». Россия, 426069, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Студенческая, 11, [email protected]
Raushania R. Zakirova, Candidate of Agriculture. Udmurt State University. 1g, Universitetskaya St., Izhevsk, Udmurt Republic, 426034, Russia, [email protected]
Konstantin E. Shkarupa, postgraduate. Izhevsk State Agricultural Academy. 11, Studencheskaya St., Izhevsk, Udmurt Republic, 426069, Russia, [email protected]
Galina Yu. Berezkina, Doctor of Agriculture, Assistant Professor. Izhevsk State Agricultural Academy. 11,
Studencheskaya St., Izhevsk, Udmurt Republic, 426069, Russia, [email protected]
-♦-
Научная статья
УДК 57.025
doi 10.37670/2073-0853-2021-87-1-229-232
Реализация требований законодательства в области обращения с животными без владельцев на территории Пермского края
Марина Николаевна Кульневская1, Дмитрий Сергеевич Киселёв2
1 Пермский институт ФСИН России
2 Государственная ветеринарная инспекция Пермского края
Аннотация. В последние годы в России обострилась проблема наличия безнадзорных животных на улицах городов и сельских поселений. Безнадзорные животные зачастую являются переносчиками заболеваний и причиной других опасных для человека явлений, в том числе ран от укусов. В статье приведены результаты анализа сложившейся ситуации, связанной с увеличением числа животных без владельцев на улицах населённых пунктов Пермского края. Рассмотрена законодательная база федерального и регионального уровня, регулирующая обращение с животными без владельцев. Охарактеризованы особенности организации работы по осуществлению деятельности с животными без владельцев в Пермском крае. Отмечены факторы, влияющие на появление и наличие животных без владельцев в населённых пунктах. Выделены проблемы, возникающие при проведении органами местного самоуправления и общественными организациями мероприятий, связанных с осуществлением деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Пермского края.
Ключевые слова: животные без владельцев, обращение с животными без владельцев, законодательство, органы местного самоуправления.
Для цитирования: Кульневская М.Н., Киселёв Д.С. Реализация требований законодательства в области обращения с животными без владельцев на территории Пермского края // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. 2021. № 1 (87). С. 229 - 232. doi: 10.37670/2073-0853-2021-87-1-229-232.
Original article
Implementation of legislation in the implementation of activities for the treatment of animals without owners on the territory of the Perm territory
Marina N. Kulnevskaya1, Dmitry S. Kiselev2
1 Perm Institute of the Federal penitentiary service of Russia,
2 Department of statesupervision in the field of veterinary medicine
Аbstrаct. In recent years, the problem of the presence of stray animals on the streets of cities and rural settlements has become aggravated in Russia. Stray animals are often carriers of disease and other hazards to humans, including bite wounds. The article presents the results of an analysis of the current situation associated with an increase in the number of animals without owners on the streets of settlements in the Perm Territory. The legislative base of the federal and regional level, which regulates the treatment of animals without owners, is considered. The features of the organization of work on the implementation of activities with animals without owners in the Perm region are characterized. The factors influencing the appearance and presence of animals without owners in settlements are noted. The article highlights the problems that arise when local governments and public organizations carry out activities related to the implementation of activities for the treatment of animals without owners on the territory of the Perm Territory.
Keywords: animals without owners, treatment of animals without owners, legislation, local authorities. For citation: Kulnevskaya M.N., Kiselyov D.S. Implementation of legislation in the implementation of activities for the treatment of animals without owners on the territory of the Perm territory. Izvestia Orenburg State Agrarian University. 2021; 87(1): 229 - 232. (In Russ.). doi: 10.37670/2073-0853-2021-87-1-229-232.
Для Пермского края, как и для большинства регионов России, важной проблемой остаётся наличие животных без владельцев на улицах городов и сельских поселений. Безнадзорные животные зачастую являются переносчиками заболеваний и причиной других опасных для человека явлений. Нередко жители края страдают от покусов, которые наносятся безнадзорными животными. По данным, представленным управлением Рос-потребнадзора по Пермскому краю, в 2019 г. от покусов животными пострадало 6724 чел., за шесть месяцев 2020 г. - 2382 жителя Пермского края. В связи с этим проведение мероприятий по отлову и содержанию животных без владельцев крайне необходимо для предупреждения и ликвидации болезней животных, их лечения, а также защиты населения от негативных явлений, связанных с безнадзорностью животных.
В декабре 2018 г. принят Федеральный закон № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон об ответственном обращении с животными), положениями которого устанавливаются обязательные требования к содержанию и использованию в том числе животных без владельцев [1].
Решение вопросов осуществления полномочий по организации мероприятий в области обращения с животными без владельцев отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации, что определено подпунктом 82 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» [2].
Согласно п. 3 ст. 7 Закона об ответственном обращении с животными органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять отдельными полномочиями в области обращения с животными органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации. Таким образом, органы местного самоуправления муниципальных образований имеют право на осуществление мероприятий по обращению с животными без владельцев, обитающими на территории соответствующего муниципального образования согласно п. 14 ч. 1 ст. 14.1, п. 15 ч. 1 ст. 16.1
Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон о местном самоуправлении) [3].
В соответствии с п. 2 ст. 3, п. 1 ст. 18 Закона об ответственном обращении с животными деятельность по обращению с животными без владельцев включает в себя деятельность по отлову животных без владельцев.
Следовательно, мероприятия по отлову безнадзорных животных не являются законодательно установленной обязанностью органов местного самоуправления, но они могут быть отнесены к полномочиям органов местного самоуправления субъектом РФ в соответствии со ст. 19, 20 Закона о местном самоуправлении. На территории Пермского края действует Закон Пермского края от 29 февраля 2016 г. № 612-ПК «О передаче органам местного самоуправления Пермского края отдельных государственных полномочий по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев» (далее - Закон о передаче отдельных государственных полномочий) [4].
В соответствии с требованиями Закона о передаче отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления муниципальных образований Пермского края переданы отдельные государственные полномочия по организации отлова животных без владельцев, транспортировки и немедленной передаче их в приюты для животных, содержанию животных без владельцев в приютах для животных, возврату потерявшихся животных их владельцам, а также поиску новых владельцев поступившим в приюты животным без владельцев, возврату животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания.
Законом об ответственном обращении с животными предусмотрено, что животные без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, должны содержаться в приютах для животных до момента передачи их новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных. Данное положение федерального закона нашло отражение в Законе о передаче отдельных государственных полномочий.
П. 1 ст. 7 Закона об ответственном обращении с животными определяет полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области обращения с животными. К таким полномочиям относятся установление порядка по организации деятельности приютов
для животных и норм содержания животных в них, установление порядка по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев, установление порядка по организации и осуществлению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации государственного надзора в области обращения с животными.
Деятельность по обращению с животными без владельцев на территории Пермского края регламентируется нормативным актом «Порядок осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Пермского края», утверждённым постановлением правительства Пермского края № 200-п от 9 апреля 2020 г. «Порядок организации деятельности приютов для животных и установления норм содержания животных в них на территории Пермского края», утверждённым постановлением правительства Пермского края № 478-п от 2 июля 2020 г. [5, 6].
Постановлением правительства Пермского края № 959-п от 24 декабря 2019 г. установлен порядок организации и осуществления органами исполнительной власти Пермского края регионального государственного надзора в области обращения с животными [7]. Органам местного самоуправления муниципальных образований Пермского края на осуществление отдельных государственных полномочий выделяются субвенции из бюджета Пермского края.
В связи с вступлением в силу с 1 января 2020 г. отдельных положений Закона об ответственном обращении с животными и внесением изменений в Закон о передаче отдельных государственных полномочий в 2020 г. субвенции на осуществление отдельных государственных полномочий по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев были значительно увеличены, в том числе предусмотрено финансирование на размещение в приютах для животных и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания.
Законом об ответственном обращении с животными предусмотрено право органов государственной власти субъектов Российской Федерации по созданию и осуществлению эксплуатации приютов для животных. В связи с этим из бюджета Пермского края на 2020 г. выделены дополнительные средства на создание условий по организации деятельности приютов для животных, что обеспечит создание 1000 дополнительных мест содержания животных без владельцев. В настоящее время на территории Пермского края действует 5 муниципальных и около 10 частных приютов для животных.
В 2019 г. 150 муниципальных образований Пермского края получили субвенции на проведение мероприятий по осуществлению деятель-
ности по обращению с животными без владельцев. В 2020 г. 123 муниципальных образования Пермского края (количество получателей субвенций снизилось в связи с объединением органов местного самоуправления) получили субвенции на проведение мероприятий по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев.
В 2019 г. органами местного самоуправления со специализированными организациями, занимающимися отловом и транспортировкой животных без владельцев, заключено 66 муниципальных контрактов на оказание услуг по проведению мероприятий по обращению с животными без владельцев, из которых исполнено 35 муниципальных контрактов. За девять месяцев 2020 г. заключено 29 муниципальных контрактов, из них полностью исполнено 9.
В ходе исполнения муниципальных контрактов специализированными организациями, занимающимися отловом и транспортировкой животных без владельцев, проводился отлов безнадзорных животных с улиц населённых пунктов Пермского края. В 2019 г. отловлено и направлено на содержание в приюты для животных 5175 особей, за девять месяцев 2020 г. - 2246 особей.
В 2020 г. проводилась совместная работа органами местного самоуправления и организациями, занимающимися содержанием животных без владельцев, по возврату потерявшихся животных их владельцам, а также поиску новых владельцев для поступивших в приюты животных без хозяев. Из числа особей, поступивших в приюты для животных, за девять месяцев 2020 г. выдано новым хозяевам 941 животное, что составило 41 % от общего количества отловленных животных, возвращено в среду обитания 157 животных без владельцев, что составило 7 % от общего количества отловленных животных, находятся на пожизненном содержании 419 животных без владельцев - 19 % от общего количества отловленных.
В ходе осуществления органами местного самоуправления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Пермского края выделены проблемы, возникающие при организации проведения указанных мероприятий. К основным проблемам можно отнести следующие: активное противодействие граждан, препятствующих проведению мероприятий по отлову животных без владельцев; наличие обширной кормовой базы (круглогодичный избыток доступного корма, необорудованные контейнерные площадки для пищевых и бытовых отходов, свалки, прикармливание животных без владельцев сердобольными жителями, работниками различных организаций, предоставление продуктовыми магазинами просроченных продуктов для кормления животных без владельцев и т.д.); подкормка
животных без владельцев зоозащитниками и опекунами; выпуск зоозащитниками и опекунами животных без владельцев, взятых из приюта для животных; обращение с животными недобросовестными владельцами домашних животных.
Ещё один вопрос, требующий внимания при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, - это отсутствие единой научно обоснованной методики подсчёта количества животных без владельцев, которая позволила бы определить количество безнадзорных животных, обитающих на территории Пермского края, исходя из полученных результатов, рассчитать объёмы работ и величину субвенций на организацию мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев.
В июне 2019 г. в краевой столице был проведён мониторинг численности животных без владельцев, по итогам которого установлено, что на территории г. Перми обитает 4300 животных без владельцев.
По данным администрации г. Перми, источниками пополнения безнадзорными собаками территорий города являются временно потерявшиеся, сбежавшие домашние животные (в основном собаки), брошенные (примерно 15%), нерегулируемое естественное размножение безнадзорных собак, миграция безнадзорных животных с территорий, прилегающих к г. Перми. Факторами, влияющими на появление и наличие животных без владельцев на территории г. Перми, являются отсутствие системы учёта домашних животных, круглогодичный избыток доступного корма и укрытий.
Постановлением правительства Пермского края № 384-п от 22 июня 2016 г. (в редакции от 22 апреля 2020 г.) утверждён Порядок предоставления и расходования субвенций из бюджета Пермского края бюджетам городских округов, муниципальных округов и сельских поселений Пермского края на осуществление отдельных государственных полномочий по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев [8].
Таким образом, на территории Пермского края разработаны основные нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность по
организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев. Органами местного самоуправления, органами исполнительной власти Пермского края активно проводится работа по организации мероприятий по обращению с животными без владельцев.
Литература
1. ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 498-ФЗ от 27.12.2018; в ред. от 27.12.2019.
2. ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» № 184-ФЗ от 06.10.1999; в ред. от 09.11.2020.
3. ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.2003; ред. от 09.11.2020. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
4. Закон Пермского края «О передаче органам местного самоуправления Пермского края отдельных государственных полномочий по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев» № 612-ПК от 29.02.2016; в ред. от 06.03.2020.
5. Об утверждении Порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Пермского края: Постановление Правительства Пермского края № 200-п от 09.04.2020; в ред. от 09.04.2020.
6. Об утверждении Порядка организации деятельности приютов для животных и установления норм содержания животных в них на территории Пермского края: Постановление Правительства Пермского края № 478-п от 02.07.2020; в ред. от 02.07.2020.
7. Об утверждении Порядка организации и осуществления органами исполнительной власти Пермского края регионального государственного надзора в области обращения с животными: Постановление Правительства Пермского края № 959-п от 24.12.2019; в ред. от 05.08.2020.
8. Об утверждении Порядка предоставления и расходования субвенций из бюджета Пермского края бюджетам городских (сельских) поселений и городских округов Пермского края на осуществление отдельных государственных полномочий по организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных: Постановление Правительства Пермского края № 384-п от 22.06.2016; в ред. от 22.04.2020.
Марина Николаевна Кульневская, кандидат биологических наук, доцент. ФКОУ ВО «Пермский институт Федеральной службы исполнения наказаний». Россия, 614990, г. Пермь, бульвар Гагарина, 10, [email protected]
Дмитрий Сергеевич Киселёв, главный специалист. Государственная ветеринарная инспекция Пермского края. Россия, 614990, г. Пермь, бульвар Гагарина, 10, [email protected]
Marina N. Kulnevskaya, Candidate of Biologу, Associate Professor. Perm Institute of the Federal Service for the Execution of Punishments. 10, Boulevard Gagarin, Perm, 614990, Russia, [email protected] Dmitry S. Kiselev, Chief Specialist. State Veterinary Inspectorate of the Perm Territory. 10, Boulevard Gagarin,
Perm, 614990, Russia, [email protected]
-♦-