Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ВЕТЕРИНАРНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ БЕЗНАДЗОРНОГО ЖИВОТНОГО В ПРИЮТ'

ОРГАНИЗАЦИЯ ВЕТЕРИНАРНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ БЕЗНАДЗОРНОГО ЖИВОТНОГО В ПРИЮТ Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
464
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИЮТ / БЕЗНАДЗОРНОЕ ЖИВОТНОЕ / ВЕТЕРИНАРНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / SHELTER / STRAY ANIMAL / VETERINARY SERVICE

Аннотация научной статьи по ветеринарным наукам, автор научной работы — Бутова А. А., Васильев М. Н.

Актуальной проблемой городских и крупных сельских населённых пунктов является увеличение численности безнадзорных животных. В Российской Федерации приюты для животных осуществляют свою деятельность в соответствии с требованиями Федерального закона «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Единый порядок ветеринарного обслуживания приютов для безнадзорных животных не разработан. В Республике Татарстан отсутствуют государственные или муниципальные приюты для безнадзорных животных. Деятельность по регулированию численности животных без владельцев в основном осуществляют частные специализированные организации в соответствии с заключенными муниципальными контрактами. божившаяся практика и выделяемые объемы финансирования не позволяют организовать единой эффективной системы регулирования численности животных без владельцев в Республике Татарстан, которая была бы открытой для зоозащитного сообщества и обеспечивала надежную профилактику болезней общих для человека и животных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по ветеринарным наукам , автор научной работы — Бутова А. А., Васильев М. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ORGANIZATION OF VETERINARY MEASURES WHEN AN UNSUPERVISED ANIMAL ENTERS A SHELTER

An urgent problem in urban and large rural localities is the increase in the number of neglected animals. In the Russian Federation, animal shelters operate in accordance with the requirements of the Federal law «On responsible treatment of animals and on amendments to certain legislative acts of the Russian Federation». A single procedure for veterinary services for orphanages has not been developed. There are no state or municipal shelters for neglected animals in the Republic of Tatarstan. Activities to regulate the number of animals without owners are mainly carried out by private specialized organizations in accordance with concluded municipal contracts. The established practice and allocated amounts of funding do not allow us to organize a single effective system for regulating the number of animals without owners in the Republic of Tatarstan, which would be open to the animal protection community and provide reliable prevention of diseases common to humans and animals.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ВЕТЕРИНАРНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ БЕЗНАДЗОРНОГО ЖИВОТНОГО В ПРИЮТ»

КОРРЕЛЯЦИЯ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ КОНЦЕНТРАЦИИ ФЕРМЕНТОВ СИСТЕМЫ ПОЛ-АО В СЫВОРОТКЕ КРОВИ И ТКАНЯХ СЕРДЦА КРЫС

Борискин П.В., Гуленко О.Н., Девяткин А.А., Каримова Р.Г., Леонов В.В., Павлова О.Н.,

Тороповский А.Н.

Резюме

В статье представлено исследование взаимосвязей распределения концентраций ферментов системы ПОЛ-АО в сыворотке крови и тканях сердца белых беспородных крыс. С помощью коэффициентов корреляции Спирмена, гамма корреляции и Кендела Тау выявлено достоверное наличие слабой силы корреляционной связи между концентрацией глутати-онпероксидазы в сыворотке крови и тканях сердца (Spearman R =0,18 при p<0,029408, Gamma = 0,14 при p<0,018701; Kendall Tau =0,13 при p<0,018701).

CORRELATION OF THE DISTRIBUTION OF THE CONCENTRATION OF ENZYMES IN THE BLOOD SERUM AND HEART TISSUES OF RATS

Boriskin P.V., Gulenko O.N., Devyatkin A.A., Karimova R.G., Leonov V.V., Pavlova O.N.,

Toropovsky A.N.

Summary

The article presents the study of the interrelations between the concentration distribution of POL-AO enzymes in blood serum and heart tissues of white non-pedigree rats. The correlation coefficients of Spearman, the gamma of correlation and Kendela Tau revealed a reliable presence of a weak correlation between the concentration of glutathione peroxidase in blood serum and heart tissues (Spearman R = 0.18 at p<0.029408, Gamma = 0.14 at p < 0.018701; Kendall Tau = 0.13 at p<0.018701).

DOI 10.31588/2413-4201-1883-243-3-44-49 УДК 619:614.2

ОРГАНИЗАЦИЯ ВЕТЕРИНАРНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ БЕЗНАДЗОРНОГО ЖИВОТНОГО В ПРИЮТ

Бутова А.А. - аспирант, Васильев М.Н. - д.вет.н., доцент

ФГБОУ ВО «Казанская государственная академия ветеринарной медицины

имени Н.Э. Баумана»

Ключевые слова: приют, безнадзорное животное, ветеринарное обслуживание

Keywords: the shelter, stray animal, veterinary service

Актуальной проблемой городских и крупных сельских населённых пунктов является увеличение численности безнадзорных животных. Животные вынуждены голодать, как следствие скитание их по улицам, агрессия, нападение на сородичей и человека. Популяции безнадзорных животных являются резервуаром для распространения инфекционных и инвазионных заболеваний. Их бесконтрольное размножение и обитание на улицах городов и

сельских поселений ставит под угрозу жизнь и здоровье домашних животных, а также человека. Такое инфекционное заболевание как бешенство, носит смертельные характер для человека и передается через укус больного животного. А выяснить больное или здоровое животное, совершило нападение в условиях населенного пункта почти невозможно, после нападения оно пугается и убегает. Человеку приходится обращаться в медицинское

учреждение и проходить вынужденный курс вакцинаций от бешенства [2, 3, 5].

По мнению зарубежных специалистов [1, 6], можно обозначить несколько основных причин, по которым животные в большом количестве становятся безнадзорными. Первая причина: потерявшиеся домашние любимцы, избежать этого возможно, если соблюдать правила прогулки и содержания животного, а если это произошло, найти питомца может помочь чип. Вторая причина: выброшенные на улицу животные по разным причинам - надоел, аллергия у детей или проявляют агрессию к окружающим из-за отсутствия дрессировки и социализации животного. Третья и основная причина: недостаток приютов для животных и пунктов кастрации (стерилизации) [7, 8].

Отлов и содержание животных без владельца в условиях приютов ограничено финансовыми возможностями государства, муниципалитетов, а также частных лиц, содержащих приюты. Деятельность приютов сопряжена с рядом обязательных профилактических мероприятий, таких как вакцинация, обработки от экзо- и эндопаразитов. Также обязательным мероприятием является кастрация (стерилизация) безнадзорных животных, иначе невозможно эффективно контролировать их численность [9].

Материал и методы исследований. Исследования проведены на базе Казанского приюта бездомных животных (село Столбище Лаишевского района Республики Татарстан), лечебно-профилактических учреждений Государственной ветеринарной службы Республики Татарстан и двух частных ветеринарных клиник города Казани.

В процессе научных исследований использовались: расчетно-

конструктивный, монографический и абстрактно-логический методы исследований.

Результаты исследований. В соответствии с требованиями Федерального закона от 27 декабря 2018 г. № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

[10] приюты для животных размещаются в специально предназначенных для этого зданиях, строениях, сооружениях. Владельцы приютов для животных и уполномоченные ими лица должны соблюдать общие требования к содержанию животных, а также осуществлять следующие дополнительные мероприятия:

1. Проводить осмотр и обязательное карантинирование в течение 10 дней поступивших в приюты животных;

2. Вакцинировать животных против бешенства и иных заболеваний, опасных для животных и человека;

3. Осуществлять учет, маркирование поступивших в приют животных не-снимаемыми и несмываемыми метками;

4. Осуществлять кастрацию (стерилизацию) поступивших в приюты животных;

5. Вести документально подтвержденный учет поступления животных в приюты и выбытия их из приютов.

Единый порядок ветеринарного обслуживания приютов для безнадзорных животных не разработан, но в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в области ветеринарии и ответственного обращения с животными, при поступлении в приют каждому безнадзорному животному должен присваиваться уникальный идентификатор (имя, чип, номер) и создаваться учетная запись. Идентификатор должен быть прикреплен к животному (клеймо, чип). В записи о животном должны быть отмечены: кличка, номер идентификатора (клеймо, чип), откуда поступило животное, дата поступления и выезда, состояние, вид, возраст, пол, физическое описание (порода и окрас), а также имеющиеся данные о лечении и поведении. Хотя данные меры не являются однозначно ветеринарными работами и их может выполнить неквалифицированный обслуживающий персонал приюта, но так как животное может быть источником возбудителей зооантропоноз-ных заболеваний, а также тот факт, что все последующие действия предполагают обязательное участие квалифицированного ветеринарного специалиста, их должен осуществлять именно он. В дальнейшем

необходимо выполнить следующие обязательные ветеринарные мероприятия:

1. Первичный осмотр животного и оценка специалистом в области ветеринарии физического и психического (агрессия или апатия) состояния животного, что позволит работникам приюта правильно подобрать подход работы с данным животным.

Клиническое исследование животного: габитус (состояние животного в момент исследования); телосложение (крепкое, среднее, слабое); конституция (грубая, нежная, плотная, рыхлая); упитанность (хорошая, удовлетворительная, неудовлетворительная, истощение, ожирение); темперамент (живой, инертный); нрав (добрый, злой); исследование кожного покрова и шерсти, слизистых оболочек, лимфатических узлов, сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, органов пищеварительной системы, мочеполовой и нервной систем.

2. При необходимости провести дополнительные методы исследования (лабораторные, УЗИ, рентген). Если по итогу обследования у животного были выявлены заболевания в острой форме - назначить необходимое лечение, в хронической -поддерживающую терапию.

3. Обработка животных от экто- и эндопаразитов, проведение люминесцентной диагностики.

4. Карантинирование в течение 10

дней.

5. По окончании карантинирования обязательная вакцинация против бешенства и иных инфекционных заболеваний, а также стерилизация или кастрация.

В Республике Татарстан в 2020 году финансирование деятельности по отлову и последующему содержанию безнадзорных животных в специализированных приютах осуществляется в рамках закона «О бюджете Республики Татарстан на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» [4]. Из регионального бюджета на мероприятия по регулированию численности животных без владельцев выделены средства в сумме порядка 56,5 млн. рублей. Главным управлением ветеринарии Кабинета министров Республики Татарстан в

рамках нормативно-правового регулирования данной сферы деятельности на территории республики, опубликованы стандарты норм расходов на осуществления мероприятий по отлову, транспортировке, содержанию, учету и регулированию численности животных без владельцев специализированными предприятиями, они включают: отлов животного без владельца - 350,92 руб.; транспортировка животного без владельца в пункт временного содержания и возвращение его в среду естественного обитания - 387,72 руб.; лечебно-профилактические мероприятия - 538,40 руб.; содержание животного без владельца в пункте временного содержания (1 календарный день) - 108,99 руб.; стерилизация животного без владельца (женская особь) -1003,91 руб.; кастрация животного без владельца (мужская особь) - 769,72 руб.

Исходя из вышеизложенного, общая стоимость мероприятий (отлов, транспортировка, содержание в течение 20 календарных дней, лечебно-профилактические мероприятия, кастрация или стерилизация) на одну особь женского пола составляет 4459,75руб., мужского - 4225,56 руб. На наш взгляд, данные суммы ничем не обоснованы и не имеют под собой никакого финансового обоснования, т.к. только стоимость расходных материалов для кастрации кобеля массой 20 кг составляет 1134,21 руб., что на 47,4% больше, чем норматив расходов, определенный Главным управлением ветеринарии Кабинета министров Республики Татарстан. Расчет приведен в таблице 1. Помимо этого в расходы должны быть включены оплата труда ветеринарного специалиста, отчисления в государственные внебюджетные фонды, коммунальные услуги и другие расходы учреждения.

В приютах для безнадзорных животных достаточно редко бывает организована собственная ветеринарная служба и они вынуждены обращаться в частные, реже государственные ветеринарные учреждения за ветеринарной помощью.

Стоимость оказания ветеринарных услуг таких организаций значительно отличается от утвержденных Главным управлением ветеринарии Кабинета мини-

стров Республики Татарстан стандартов держанию, учету и регулированию чис-

норм расходов на осуществления меро- ленности животных без владельцев специ-

приятий по отлову, транспортировке, со- ализированными предприятиями.

Таблица 1 - Расчет материальных затрат на кастрацию кобеля (масса 20 кг)

Наименование расходных материалов Количество Сумма, руб.

Золетил 100 1 мл 640,0

Ксила 1,5 мл 38,0

Амоксициллиин 15% раствор 2 мл 94,0

Флексопрофен 5% раствор 0,5 мл 5,91

Новокаин 2% раствор 2 мл 5,1

Дезинфицирующее средство 100 мл 50,0

Иод 5% спиртовый раствор 5 мл 8,5

Перекись водорода 3% раствор 10 мл 5,0

Хлорид натрия 0,9% раствор 10 мл 5,0

Одноразовое операционное поле 1 шт. 10,0

Одноразовый скальпель 1 шт. 47,0

Марлевые салфетки 10 шт. 28,0

Одноразовый шприц 5 шт. 60,0

Внутривенный катетер 1 шт. 48,0

Фиксирующий пластырь 10 см 5,0

Шовный материал 1 метр 9,7

Одноразовые хирургические перчатки 1 шт. 20,0

Одноразовая хирургическая маска 1 шт. 30,0

Одноразовая хирургическая шапочка 1 шт. 25,0

Итого: 1134,21

Таблица 2 - Стоимость ветеринарных услуг при поступлении безнадзорного животного в приют (г. Казань)__

Наименование Стоимость услуг в расчете на 1 животное, руб.

Норматив расходов, определенный ГУВ КМ РТ Учреждения Гос-вет-службы РТ Частная ветеринарная клиника № 1 Частная ветеринарная клиника №2

Отлов животного без владельца 350,92 - - -

Транспортировка животного без владельца 387,72 700,0 от 1000,0 500,0

Лечебно-профилактические мероприятия (вакцинация, дегельминтизация, дезинсекция) 538,40 от 880,0 от 800,0 от 870,0

Содержание животного без владельца в пункте временного содержания 1 календарный день 108,99 800,0 700,0 1000,0

Стерилизация животного без владельца (женская особь) 1003,91 3500,0 6000,0 5600,0

Стерилизация животного без владельца (мужская особь) 769,72 2500,0 4000,0 4300,0

Эвтаназия нежизнеспособных животных 773,31 - 3000,0 2500,0

Стоимость ветеринарных услуг (работ) связанных с отловом, транспортировкой, содержанием, учетом и регулированием численности животных без владельцев

специализированными ветеринарными учреждениями, на примере лечебно-профилактических учреждений г. Казани Государственной ветеринарной службы

Республики Татарстан и двух частных ветеринарных клиник города, представлены в таблице 2.

Учитывая представленные в таблице 2 данные можно сказать, что нормативы расходов, определенные Главным управлением ветеринарии Кабинета министров Республики Татарстан, не учитывают сложившейся ценовой политики в сфере оказания платных ветеринарных услуг на территории республики и в частности г. Казани.

Заключение. В Республике Татарстан отсутствуют государственные или муниципальные приюты для безнадзорных животных.

Деятельность по регулированию численности животных без владельцев в основном осуществляют частные специализированные организации в соответствии с заключенными муниципальными контрактами, ввиду того, что в республике именно на муниципальные органы власти возложены обязанности по осуществлению контроля за численностью безнадзорных животных на территориях муниципалитетов. Сложившаяся практика не позволяет организовать единую эффективную систему регулирования численности животных без владельцев в Республике Татарстан, которая была бы открытой для зоозащит-ного сообщества и обеспечивала надежную профилактику болезней общих для человека и животных, резервуаром которых, в настоящее время, являются популяции безнадзорные животных.

Республиканская система регулирования численности животных без владельцев могла бы быть организована под руководством Государственной ветеринарной службы Республики Татарстан в сотрудничестве с действующими частными приютами для безнадзорных животных, которые в большинстве своем функционируют на полулегальном положении, но при этом достаточно эффективно выполняют свои задачи в рамках действующей нормативно-правовой базы в сфере ответственного обращения с животными.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Абакин, С.С. Эпизоотическая ситуация по бешенству в Ставропольском

крае / С.С. Абакин // Актуальные проблемы болезней, общих для человека и животных: материалы Международной научно-практической конференции. 24-25 апреля 2019 г., Ставрополь. - 2019. - С. 7-8.

2. Акбаев, М.Ш. Протозойные болезни домашних животных / М.Ш. Акбаев, Ф.И. Василевич, Р.М. Акбаев, А.А. Водя-нов, Н.Е. Косминков, П.И. Пашкин, А.И. Ятусевич // Паразитология и инвазионные болезни животных. - 2009. - С. 487-540.

3. Заволока, А.А. О регулировании численности бездомных животных из-за проблем с бешенством / А.А. Заволока // VetPharma. - №4. - 2013. - С. 25-27.

4. Закон Республики Татарстан от 30.11.2019 г. № 92-ЗРТ «О бюджете Республики Татарстан на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» [Электронный ресурс] // URL: https://pravo.tatarstan.ru/gossov/zakon. htm?npa_id=482753 (22.04.2020.).

5. Метлин, А.Е. Ситуация по бешенству в различных регионах мира и разработка мероприятий по борьбе с бешенством / А.Е. Метлин, А.В. Парошин, А.В. Шишков, Е.О. Турбасова, А.Н. Балашов, А.Ю. Иовлева, ВВ. Махалишин, КН. Груздев // Труды Федерального центра охраны здоровья животных. - Т.16. - 2018.

- С. 72-94.

6. Минина, Е.Л. Проблемы правового регулирования обращения с животными / Е.Л. Минина // Журнал российского права. - №12. - 2014. - С. 80-88.

7. Пояганов, Г.Б. Экологические, экономические и биологические проблемы регулирования численности безнадзорных животных в мегаполисе / Г.Б. Пояганов // Ветеринарная патология. - №2. - 2006. -С. 16-25.

8. Поярков, А.Д. Учет численности и популяционные характеристики бездомных собак г. Москва / А.Д. Поярков, А.В. Верещагин, К.С. Горячев, П.Л. Богомолов // Животные в городе: материалы научно-практической конференции. - М.: ИПЭЭ РАН. - 2000. - С. 97-99.

9. Пузевич, А.Н. Понятие и признаки животных, как объекта гражданских прав / А.Н. Пузевич // Юридическая наука.

- №4. - 2011. - С. 77-78.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Федеральный закон от 27.12.2018 г. № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные ак-

ты Российской Федерации» [Электронный ресурс] // URL:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc _LAW_314646 (22.04.2020).

ОРГАНИЗАЦИЯ ВЕТЕРИНАРНЫХ МЕРОПРИЯТИИ ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ БЕЗНАДЗОРНОГО ЖИВОТНОГО В ПРИЮТ

Бутова А.А., Васильев М.Н. Резюме

Актуальной проблемой городских и крупных сельских населённых пунктов является увеличение численности безнадзорных животных. В Российской Федерации приюты для животных осуществляют свою деятельность в соответствии с требованиями Федерального закона «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Единый порядок ветеринарного обслуживания приютов для безнадзорных животных не разработан. В Республике Татарстан отсутствуют государственные или муниципальные приюты для безнадзорных животных. Деятельность по регулированию численности животных без владельцев в основном осуществляют частные специализированные организации в соответствии с заключенными муниципальными контрактами. божившаяся практика и выделяемые объемы финансирования не позволяют организовать единой эффективной системы регулирования численности животных без владельцев в Республике Татарстан, которая была бы открытой для зоозащитного сообщества и обеспечивала надежную профилактику болезней общих для человека и животных.

THE ORGANIZATION OF VETERINARY MEASURES WHEN AN UNSUPERVISED

ANIMAL ENTERS A SHELTER

Butova A.A., Vasiliev M.N.

Summary

An urgent problem in urban and large rural localities is the increase in the number of neglected animals. In the Russian Federation, animal shelters operate in accordance with the requirements of the Federal law «On responsible treatment of animals and on amendments to certain legislative acts of the Russian Federation». A single procedure for veterinary services for orphanages has not been developed. There are no state or municipal shelters for neglected animals in the Republic of Tatarstan. Activities to regulate the number of animals without owners are mainly carried out by private specialized organizations in accordance with concluded municipal contracts. The established practice and allocated amounts of funding do not allow us to organize a single effective system for regulating the number of animals without owners in the Republic of Tatarstan, which would be open to the animal protection community and provide reliable prevention of diseases common to humans and animals.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.