Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВНУТРЕННЕГО ТУРИЗМА В РОССИИ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ'

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВНУТРЕННЕГО ТУРИЗМА В РОССИИ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
136
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
туристская привлекательность / туристский потенциал / туристская инфраструктура / деловой туризм / сельский туризм / экотуризм / малые города / сельские территории / tourist attractiveness / tourist potential / tourist infrastructure / business tourism / rural tourism / ecotourism / small towns / rural areas
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВНУТРЕННЕГО ТУРИЗМА В РОССИИ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ»

Липатова Л.Н.

д.соц.н., к.э.н., профессор, Северо-Западный институт управления РАНХиГС

Рябовол Л.Г.

аспирант кафедры экономики, Северо-Западный институт управления РАНХиГС

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВНУТРЕННЕГО ТУРИЗМА В РОССИИ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

Ключевые слова: туристская привлекательность, туристский потенциал, туристская инфраструктура, деловой туризм, сельский туризм, экотуризм, малые города, сельские территории.

Keywords: tourist attractiveness, tourist potential, tourist infrastructure, business tourism, rural tourism, ecotourism, small towns, rural areas.

Стратегией пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 г. для большинства российских регионов туризм выделен как перспективный вид экономической деятельности1. Однако статистика утверждает, что далеко не все российские регионы привлекательны для гостей. В допандемийный год более половины туристского потока приходилась всего на 6 регионов: Москву и Московскую область, Санкт-Петербург, Республика Крым, Краснодарский край и Республику Татарстан.

Наименее привлекательны для туристов следующие российские территории: Орловская область, Республика Адыгея, Республика Калмыкия, Республика Ингушетия, Республика Северная Осетия-Алания, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика и Чеченская Республика, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Тыва, Магаданская область, Еврейская АО, Чукотский АО - в течение 2019 г., судя по численности постояльцев коллективных средствах размещения, каждый из этих регионов посетили не более 150 тыс. чел. В значительной части, это деловой туризм, который вызван потребностью взаимодействия с местными производителями/потребителями той или иной продукции.

В условиях пандемии туристическая отрасль сильно пострадала: в 2020 г. численность туристов сократилась в 1,6 раза2. Но уже в 2021 г. путешественников стало больше, во многом потому, что заработали программы стимулирования внутреннего туризма (туристический кешбэк). Россияне активно стали осваивать новые маршруты. Потребность людей в полноценном отдыхе усилили изменение привычного образа жизни в связи с повсеместными санитарными ограничениями, вводившимися в острых фазах пандемии, а также сопровождающие COVID-19 изоляция, страх, неопределенность, экономические трудности.

Закрытие границ и другие запреты, введенные странами, принимавшими основные туристические потоки из России, переориентировали этот вектор внутрь страны. Это открывает новые возможности для развития малых городов и сельских территорий, что позволит создать новые рабочие места, поддержать виды экономической деятельности, участвующие в предоставлении услуг в сфере туризма и рекреации - гостиничное хозяйство, общественное питание, розничная торговля и др.

Воспользовавшись возможностью занять образовавшуюся нишу на рынке, малые города и сельские территории получат новый импульс для социально-экономического развития, базирующегося на местных особенностях и ресурсах (уникальных природных объектах, исторических памятниках, культурных достопримечательностях, национальных промыслах и традициях и др.).

Наряду с прямым экономическим эффектом в виде дополнительной добавленной стоимости, сформированной в сфере туризма и смежных отраслях, развитие индустрии гостеприимства будет способствовать и решению такой сложной проблемы, как отток молодежи из малых городов и сельской местности. Это позволит создать новые рабочие места, причем именно такие, о каких мечтают многие молодые люди. Согласно исследованию на основе анализа запросов, проведенному одним из сервисов по поиску работы, 8% людей в возрасте от 19 до 25 лет ищут работу в сфере развлечений. В топ-5 вошла также сфера общественного питания. Проанализировав 1,2 млн резюме соискателей из различных российских регионов, представители компании констатировали: наиболее приоритетная для молодых людей сфера занятости - это сфера досуга и развлечений. На втором месте - организация общественного питания, на объявленные вакансии в этой сфере откликаются 54% граждан, ищущих рабочее место с использованием цифрового сервиса поиска работы3.

1 Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года: утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. № 207-р. - https://base.garant.ru/72174066/

2 Регионы России. Социально-экономические показатели: Стат. сб. / Росстат. - М., 2021. - С. 425-426.

3 Молодые специалисты хотят работать в сфере развлечений // Директор. Креативный журнал по управлению персоналом. -https://www.hr-director.ru/news/67488-qqn-19-m10-molodye-spetsialisty-hotyat-rabotat-v-sfere-razvlecheniy

Кроме того, в случае привлечения внимания туристов и отдыхающих и получения дополнительных доходов, принимающие территории смогут выделять больше средств на развитие и модернизацию не только инфраструктуры гостеприимства, но и дорожно-транспортной сети, а также объектов социальной сферы территорий. Формирование комфортных условий жизни для местного населения будет способствовать замедлению процесса деградации малолюдных сельских территорий, уменьшит отток молодого поколения из сел и деревень.

Особое внимание, на наш взгляд, должно быть уделено развитию сельского туризма, и не только потому, что это соответствует важнейшим мировым трендам на защиту окружающей среды, создание «зеленой» экономики, разумное потребление. Организации нового сектора экономики в аграрных регионах и привлечение населения в сферу услуг даст импульс развитию малого бизнеса, созданию новых рабочих мест, и, в конечном счете, повышению уровня жизни сельчан и закреплению молодежи в родном селе. Развитие сельского туризма позволит смягчить и социально-экономическую ситуацию в сельской местности в годы аграрных кризисов.

Для ускорения развития такого направления туризма, как агротуризм считаем необходимым разработку специальных мер поддержки фермеров, задействованных в обслуживание туристов, например, им могут быть предоставлены льготные кредиты и/или налоговые каникулы в сезон массового притока туристов. Это обеспечит значимый социально-экономический эффект: поможет сельским жителям сохранить место жительства и привычный образ жизни; получить дополнительные доходы от нового вида деятельности, не отказываясь при этом от своего основного занятия; сохранить агроландшафты и их природное окружение, поскольку развитие этого направления туризма основывается на стремлении свести к минимуму воздействие человека на природу и изменение окружающей среды.

Путем развития сельского туризма могут быть достигнуты следующие социально-культурные цели:

- охрана и воссоздание сельских ландшафтов, сохранение усадеб и парков, имеющих историческую значимость;

- замедление процессов деградации сельских территорий, оттока населения;

- сохранение национальной самобытности, народных традиций и фольклора;

- повышение привлекательности сельских территорий, формирование позитивного отношения к сельскому образу жизни;

- поддержка производства экологически чистых продуктов питания и пищевого сырья;

- формирование у местных жителей и гостей бережного отношения к природным ресурсам, историческим и культурным ценностям и др.

Сдерживать развитие сельского туризма может, в первую очередь, отношение самих сельчан к этому виду деятельности, недооценка местными жителями туристского потенциала своего родного края, неверие сельчан в то, что их образ жизни может заинтересовать избалованных благами цивилизации горожан, а также отсутствием у населения специальных знаний и навыков в сфере ведения бизнеса.

Развитие этого вида экономической деятельности в современных условиях требует широкого применения информационных технологий, внедрения современных подходов к организации работы по производству, продвижению и сбыту конкурентоспособного туристского продукта. Это диктует необходимость разработки и реализации на уровне регионов специальных образовательных курсов для граждан, желающих принять участие в предоставлении услуг в сфере сельского туризма. Считаем также необходимым создание специальной цифровой платформы, предоставляющей всю необходимую информацию, включая своевременное информирование об изменениях нормативно-правовой базы по регулированию данного вида деятельности; по организации сельского туризма с возможностью обратной связи, знакомства с образцами необходимых для регистрации и отчетности документов и другим вопросам.

Предлагается на таком виде экономической деятельности, как агротуризм, апробировать уведомительный характер ведения предпринимательской деятельности. Мало кто из фермеров, которые в сезон, как правило, круглосуточно заняты сельскохозяйственным производством, будет отвлекаться на процедуру регистрации нового вида деятельности, доходность которого, особенно на начальном этапе, весьма сомнительна.

Необходимы также и сервисы для консультационной поддержки предпринимателей в этой достаточно новой сфере деятельности. Учитывая занятость сельских жителей, а также «новую нормальность» хозяйствования в условиях пандемии, это могут быть онлайн консультации, выделенные телефонные линии и т. п.

В части организации обучения основам бизнеса в сфере сельского туризма может быть интересен опыт Республики Беларусь, в Чаусском районе которой была организована Школа развития агроэкотуризма, где были разработаны эффективные методы образования и способы вовлечения активных людей в эту деятельность. Сначала было организовано обучение основам управления агротуристическим делом, изучение слушателями успешных практик развития агроэкотуризма. Потом им было предложено попробовать свои силы в работе с туристами в одной из успешно работающих усадеб, в создании привлекательных объектов на территории района, в деятельности по созданию информационной инфраструктуры. Такие обучающие курсы проводятся регулярно. Результат налицо - в Беларуси более 2000 агроусадеб, готовых принять гостей. Задача таких курсов - помочь сельчанам создать агроусадьбу, которая будет не только соответствовать современным стандартам обслуживания, но и привлекать туристов своей уникальностью, отражающей местный колорит1.

Другим сдерживающим фактором является недостаточная известность территории среди туристов и отдыхающих. Для решения этой проблемы предлагается сформировать портфолио региона, в котором будут красочно представлены основные объекты для агроэкотуристов, а также желающих отдохнуть в максимальной близости к природе, попробовать себя в качестве работника на сельской усадьбе, мастера национальных ремесел и т. п.

1 Учились агротуризму // 1скра. - М1р8://%㹫г.сЬашупе%г8.Ьу/?р=2727

99

Для популяризации и привлечения внимания к сельскому туризму можно использовать и такой инструмент, как карта кинолокаций, которая представляет собой интерактивный сайт и специализированное мобильное приложение для поиска, сортировки и систематизации лучших кинолокаций. Например, такая карта разработана для Республики Карелия по просьбе кинопроизводителей из 5 стран мира, которые планировали снимать кино в Карелии (Россия, Финляндия, США, Китай и Германия). В результате было выделено 29 параметров, которые наиболее интересны кинопроизводителям, на основе этих рекомендаций была создана демоверсия.

Предлагается создать такие карты для популяризации отдыха в сельской местности и представить их ключевым организациям киноиндустрии. Внимание кинопроизводителей еще более повысит интерес туристов к природным красотам и историческим и культурным достопримечательностям родного края.

Для организации такой работы необходимо сформировать экспертный совет из числа представителей сферы науки и культуры, задачей которого станет отбор уникальных природных и культурно-исторических объектов, способных привлечь туристов, а возможно и кинокомпании. Кроме того, потребуется организовать обучение технологиям поиска кинолокаций, основам мобильной съемки, записи пространственного звука и другим приемам, позволяющим отснять качественное видео. Важно сопроводить видеоматериал интересным и красочным описанием объектов.

Данные материалы могут быть размещены на специальной странице Интернет-ресурса профильного органа региональной власти и/или на агроэкотуристическом портале, направлены кинопроизводственным компаниям и кинопродюсерам, распространены в социальных сетях.

Таким образом, развитие сельского туризма может стать важным сектором региональной экономики, формирующим значительную часть валового регионального продукта, обеспечивающим занятость для большого числа людей. Учитывая профессиональные установки молодежи, можно предположить, что эта сфера привлечет молодых и энергичных людей, что обеспечит успех этого начинания и предотвратит отток молодежи из малых городов и сельской местности.

Для развития агроэкотуризма в российских регионах предлагается организовать цикл обучающих курсов (семинаров) для желающих открыть бизнес в этой сфере. Необходимо также создать специальный портал, на котором будет размещена информация о сети фермерских хозяйств (усадеб), готовых принять гостей. Предлагается также сформировать портфолио региона, содержащее материалы об уникальных природных объектах, исторических памятниках, культурных ценностях. Привлечь внимание путешественников и отдыхающих можно также с использованием такого инструмента, как карта кинолокаций, которая также может быть размещена на агроэкопортале, направлена кинопроизводителям, а также распространена в социальных сетях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.