Румянцева С. Т.
старший преподаватель, Северо-Западный институт управления - филиал РАНХиГС при Президенте РФ,
Санкт-Петербург
Рябовол Л.Г.
аспирант, Северо-Западный институт управления РАНХиГС при Президенте РФ, Санкт-Петербург
ПОВЫШЕНИЕ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ
Ключевые слова: региональная экономика, туризм, рекреация, экотуризм, агротуризм, этнотуризм, сельские территории, малые города.
Keywords: regional economy, tourism, recreation, ecotourism, agrotourism, ethnotourism, rural areas, small towns.
Развитие туризма рассматривается Стратегией пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 г. как один из методов выравнивания социально-экономического положения российских субъектов1. У многих регионов России, ранее не вызывавших особого интереса у туристов, в период пандемии появились новые возможности для привлечения гостей в свой регион, поскольку из-за закрытых границ карта туристических маршрутов сильно изменилась. Изменение привычного образа жизни в связи с повсеместными санитарными ограничениями, а также сопровождающие COVID-19 изоляция, страх, неопределенность, экономические трудности усилили потребность людей в полноценном отдыхе.
Закрытие границ и другие запреты, введенные странами, принимавшими основные туристические потоки из России, переориентировали этот вектор внутрь страны. Это открывает новые возможности для развития малых городов и сельских территорий, позволяет создать новые рабочие места, поддерживает виды экономической деятельности, участвующие в предоставлении услуг в сфере туризма и рекреации - гостиничное хозяйство, общественное питание, розничная торговля и др.
Другая возможность привлечения гостей на отдых в тихие и уютные места тоже предоставлена пандемией, а точнее ее последствиями. После перенесенного заболевания многие люди нуждаются в реабилитации, и в этом им может помочь сеть оздоровительных организаций в отдаленных регионах, которые зачастую испытывают большие проблемы с наполняемостью.
Воспользовавшись возможностью занять временно образовавшуюся нишу на туристском рынке, малые города и сельские территории получат новый импульс для развития, базирующегося на местных особенностях и ресурсах (уникальных природных объектах, исторических памятниках, культурных достопримечательностях, национальных промыслах и традициях и др.).
Наряду с прямым экономическим эффектом в виде дополнительной добавленной стоимости, сформированной в сфере туризма, рекреации и смежных отраслях, развитие индустрии гостеприимства будет способствовать и решению такой сложной проблемы, как отток молодежи из малых городов и сельской местности. Это позволит создать новые рабочие места, причем именно такие, о каких мечтают многие молодые люди. Согласно одному из исследований, проведенному на основе анализа запросов ищущих работу с помощью Интернета, наибольший интерес у молодых людей вызывает сфера досуга и развлечений, на втором месте - организация общественного питания, что также пользуется спросом среди туристов2.
Кроме того, в случае привлечения внимания туристов и отдыхающих и получения дополнительных доходов принимающие территории смогут выделять больше средств на развитие и модернизацию не только инфраструктуры гостеприимства, но и дорожно-транспортной сети, а также объектов социальной сферы. Формирование комфортных условий жизни для местного населения будет способствовать замедлению процесса деградации малолюдных сельских территорий, уменьшит отток молодого поколения из сел и деревень.
Особое внимание должно быть уделено развитию сельского туризма, и не только потому, что это соответствует важнейшим мировым трендам на защиту окружающей среды, развитие «зеленой» экономики, разумное потребление. Организация нового сектора экономики в аграрных регионах и привлечение населения в сферу обслуживания прибывающих гостей придадут импульс развитию малого бизнеса, созданию новых рабочих мест, и, в конечном счете, повышению уровня жизни сельчан и закреплению молодежи в родном селе. Развитие агроэкотуризма туризма позволит смягчить и социально-экономическую ситуацию в сельской местности в годы аграрных кризисов.
1 Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года (Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 13.02.2019 № 207-р). -http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_318094/
2 Молодые специалисты хотят работать в сфере развлечений // Директор. Креативный журнал по управлению персоналом. -https://www.hr-director.ru/news/67488-qqn-19-m10-molodye-spetsialisty-hotyat-rabotat-v-sfere-razvlecheniy
Для ускорения развития такого направления туризма, как агротуризм, считаем необходимым разработку специальных мер поддержки фермеров, задействованных в обслуживание туристов, например, им могут быть предоставлены льготные кредиты и/или налоговые каникулы в сезон массового притока туристов. Это обеспечит значимый социально-экономический эффект - поможет сельским жителям сохранить место жительства и привычный образ жизни; получить дополнительные доходы от нового вида деятельности, не отказываясь при этом от своего основного занятия; сохранить агроландшафты и их природное окружение, поскольку развитие этого направления туризма основывается на стремлении свести к минимуму воздействие человека на природу и изменение окружающей среды.
Путем развития сельского туризма могут быть достигнуты следующие социально-культурные цели:
- охрана и воссоздание сельских ландшафтов, сохранение имеющих усадеб и парков, имеющих историческую значимость;
- замедление процессов деградации сельских территорий, оттока населения;
- сохранение национальной самобытности, народных традиций и фольклора;
- повышение привлекательности сельских территорий, формирование позитивного отношения к сельскому образу жизни;
- поддержка производства экологически чистых продуктов питания и пищевого сырья;
- формирование у местных жителей и гостей бережного отношения к природным ресурсам, историческим и культурным ценностям и др.
Сдерживать развитие сельского туризма может, в первую очередь, отношение самих сельчан к этому виду деятельности, недооценка местными жителями туристского потенциала своего родного края, неверие сельчан в то, что их образ жизни может заинтересовать избалованных благами цивилизации горожан, а также отсутствием у населения специальных знаний и навыков в сфере ведения бизнеса. Помочь преодолеть неуверенность и недоверие поможет пилотный проект, организованный при поддержки местных властей.
Нехватку экономических и управленческих навыков можно восполнить путем организации специальных обучающих курсов для желающих заняться этим видом деятельности. Образовательные проекты, поддержанные руководством региона, должны носить выездной характер и проходить в реальных условиях. Организаторами таких курсов должен быть разработан типовой бизнес-план, который можно быстро адаптировать к условиям конкретного хозяйства.
Развитие этого вида экономической деятельности в современных условиях требует широкого применения информационных технологий, внедрения современных подходов к организации работы по производству, продвижению и сбыту конкурентоспособного туристского продукта. Это диктует необходимость разработки и реализации на уровне регионов специальных образовательных курсов для граждан, желающих принять участие в предоставлении услуг в сфере сельского туризма. Считаем также необходимым создание специальной цифровой платформы, предоставляющей всю необходимую информацию, включая своевременное информирование об изменениях нормативно-правовой базы по регулированию данного вида деятельности; по организации сельского туризма с возможностью обратной связи, знакомства с образцами необходимых для регистрации и отчетности документов и другим вопросам.
Предлагается на таком виде экономической деятельности, как агротуризм апробировать уведомительный характер ведения предпринимательской деятельности. Мало кто из фермеров, которые в сезон, как правило, круглосуточно заняты сельскохозяйственным производством, будет отвлекаться на процедуру регистрации нового вида деятельности, доходность которого, особенно на начальном этапе, весьма сомнительна.
Необходимы также и сервисы для консультационной поддержки предпринимателей в этой достаточно новой сфере деятельности. Учитывая занятость сельских жителей, а также «новую нормальность» хозяйствования в условиях пандемии, это могут быть онлайн консультации, выделенные телефонные линии и т. п.
В части организации обучения основам бизнеса в сфере сельского туризма может быть интересен опыт Республики Беларусь, в Чаусском районе которой была организована Школа развития агроэкотуризма, где были разработаны эффективные методы образования и способы вовлечения активных людей в эту деятельность. Сначала было организовано обучение основам управления агротуристическим делом, изучение слушателями успешных практик развития агроэкотуризма. Потом им было предложено попробовать свои силы в работе с туристами в одной из успешных усадеб, в создании привлекательных объектов на территории района, в деятельности по созданию информационной инфраструктуры. Такие обучающие курсы проводятся регулярно. Результат налицо - в Беларуси более 2000 агроусадеб, готовых принять гостей. Задача таких курсов - помочь сельчанам создать агроусадьбу, которая будет не только соответствовать современным стандартам обслуживания, но и привлекать туристов своей уникальностью, отражающей местный колорит1.
Другим сдерживающим фактором является недостаточная известность территории среди туристов и отдыхающих. Для решения этой проблемы предлагается сформировать портфолио региона, в котором будут красочно представлены основные объекты для экотуристов, а также желающих отдохнуть в максимальной близости к природе, попробовать себя в качестве работника на сельской усадьбе, мастера национальных ремесел и т. п.
Для популяризации и привлечения внимания к сельскому туризму можно использовать и такой инструмент, как карта кинолокаций, которая представляет собой интерактивный сайт и специализированное мобильное приложение для поиска, сортировки и систематизации лучших кинолокаций. Например, такая карта разработана для Республики Карелия по просьбе кинопроизводителей из 5 стран мира, которые планировали снимать кино в живописных местах Карелии (Россия, Финляндия, США, Китай и Германия). В результате было выделено 29 параметров, которые наиболее интересны кинопроизводителям, и на основе этих рекомендаций была создана демоверсия.
1 Учились агротуризму // 1скра. - М1р8://%㹫г.сЬашупе%г8.Ьу/?р=2727
198
Предлагается создать такие карты для популяризации отдыха и в других регионах и представить их ведущим организациям киноиндустрии. Внимание кинопроизводителей еще более повысит интерес туристов к природным красотам и историческим и культурным достопримечательностям родного края.
Для организации такой работы необходимо сформировать экспертный совет из числа представителей сферы науки и культуры, задачей которого станет отбор уникальных природных и культурно-исторических объектов, способных привлечь туристов, а возможно и кинокомпании. Кроме того, потребуется организовать обучение технологиям поиска кинолокаций, основам мобильной съемки, записи пространственного звука и другим приемам, позволяющим отснять качественное видео. Важно сопроводить видеоматериал интересным и красочным описанием объектов.
Данные материалы могут быть размещены на специальной странице Интернет-ресурса профильного органа региональной власти и/или агроэкотуристическом портале, направлены кинопроизводственным компаниям и кинопродюсерам, распространены в социальных сетях.
Таким образом, развитие сельского туризма может стать важным сектором региональной экономики, формирующим значительную часть валового регионального продукта, обеспечивающим занятость для большого числа людей. Учитывая профессиональные установки молодежи, можно предположить, что эта сфера привлечет молодых и энергичных людей, что обеспечит успех этого начинания и предотвратит отток молодежи из малых городов и сельской местности.
Для развития агроэкотуризма в российских регионах предлагается создать специальный портал, на котором будет размещена информация о сети фермерских хозяйств (усадеб), готовых принять гостей. Предлагается также сформировать портфолио региона, содержащее материалы об уникальных природных объектах, исторических памятниках, культурных ценностях. Привлечь внимание путешественников и отдыхающих можно также с использованием такого инструмента, как карта кинолокаций, которая также может быть размещена на агроэкопортале, направлена кинопроизводителям, а также распространена в социальных сетях.
Предлагается также в целях привлечения туристов в отдаленные уголки России после отмены хорошо зарекомендовавшей себя программы туристического кешбэка, которым в период пандемии воспользовались многие россияне. сохранить такую возможность для агроэкотуров.