ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СТУДЕНЧЕСКОГО СПОРТА И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ PROBLEMS OF THE DEVELOPMENT OF STUDENT SPORTS AND WAYS TO SOLVE THEM
Бахарева Екатерина Денисовна
cтудент
Волгоградский социально-педагогический университет
г. Волгоград, Россия Bakhareva Ekaterina Denisovna
student
Volgograd Socio-Pedagogical University
Volgograd, Russia
Головина Ирина Юрьевна
кандидат педагогических наук, доцент заведующий кафедрой физической культуры Волгоградский социально-педагогический университет
Волгоград, Россия Golovina Irina Yurievna Ph. D., associate professor head of the department of physical culture Volgograd Social-Pedagogical University
Volgograd, Russia
Аннотация. В данной статье авторами подробно рассматриваются проблемы, которые обнаруживаются в развитии студенческого спорта и предлагаются возмож-ные пути их решения. Авторами произведен доскональный разбор темы влияния заня-тий физической культурой на здоровье и работоспособность студентов. В статье авторами раскрываются проблемы малоподвижного образа жизни и последствий, кото -рые он скрывает в себе. Авторами был проведен подробный анализ мнений учеников и преподавателей, а также выяснена степень их удовлетворения занятиями физической культурой в стенах высшего учебного заведения и приводятся исследования и ста -тистические данные. Помимо этого, был проведен анализ учебных планов по направ-лению «физическая культура». В статье раскрывается тема пропаганды спорта и как она влияет на степень заинтересованности молодежи в здоровом образе жизни.
Abstract. In this article, the authors examine in detail the problems that are found in the development of student sports and offer possible ways to solve them. The authors made a thorough analysis of the topic of the influence of physical culture lessons on the health and working capacity of students. In the article, the authors reveal the problems of a sedentary lifestyle and the consequences that it hides in itself. The authors carried out a detailed analysis of the opinions of students and teachers, as well as clarified the degree of their satisfaction with physical culture lessons within the walls of a higher educational institution, and provide research and statistical data. In addition, an analysis of curricula in the direction of "physical culture" was carried out. The article reveals the topic of promoting sports and how it affects the degree of interest of young people in a healthy lifestyle.
Ключевые слова: спорт, здоровье, профилактика, здравоохрание, студенчество, университет.
Keywords: sports, health, prevention, health care, students, university.
Повышение роли и эффективности физической активности в высших учебных заведениях является ключом к здоровому образу жизни студентов. Это особенно необходимо в связи с быстро меняющимися условиями жизни на Земле: экологическими, психологическими и физическими. Из-за высокой сложности учебных программ, постоянного большого потока информации и нехватки времени при минимальных физических упражнениях студенческая работа становится более интенсивной и напряженной, что часто приводит к ослаблению общего состояния здоровья. Сидячий длительный образ жизни делает организм менее выносливым и восприимчивым к психологическим стрессам, и является одной из причин возникновения серьезных хронических заболеваний [1].
Однако, в современных реалиях, в учебных программах сокращается время, выделяемое на уроки физической культуры, за счет передачи этих часов на самостоятельные занятия студентов. Этот вопрос актуален по другой причине - как правило, сокращаются часы, выделенные на изучение материала, а высшие учебные заведения стараются предоставить студентам всю необходимую информацию в наиболее полном формате.
В связи с этим целью исследования была оценка качества физкультуры в высшем учебном заведении. Чтобы достичь этой цели, нам предстояло решить следующие задачи:
1. Выявить с какими трудностями сталкиваются высшие учебные заведения при планировании и проведении занятий физической культурой.
2. Отметить положительное влияние физической культурой на студентов.
3. Экспериментально выяснить, какие риски несет сидячий и малоподвижный образ жизни.
4. Провести опрос учителей и студентов и узнать степень их удовлетворенности преподаванием физической культуры в высшем учебном заведении.
Мода на спорт в России начала появляться сравнительно недавно. Занятия физической культурой были на пике популярности в СССР в 80-е годы. После Олимпийских игр молодежь вдохновлялась спортсменами и хотела быть похожей на них. Но через некоторое время это движение уменьшилось, и многие молодые люди начали курить. Активная борьба за здоровый образ жизни началась примерно в 90-00 года. Например, чтобы предотвратить курение, на упаковках были размещены пугающие изображения, а цены на табачные изделия выросли. Кроме того, велась активная борьба с зависимостью от алкогольных напитков. Как и в случае с любой другой тенденцией, спорту нужно время, чтобы все начали активно заниматься этим. Важно отметить, что в прошлом году количество молодежи, регулярно занимающейся спортом, значительно возросло. Опросив группу студентов и преподавателей физической культуры, нам удалось сформулировать следующие проблемы и возможные пути их решения [5].
Основная проблема развития студенческого спорта - отсутствие инвентаря. Большинство российских высших учебных заведений были построены во времена Советского Союза, и их здания регулярно ремонтируются. Однако для большинства
видов спорта университеты должны иметь базовый инвентарь: мячи, гантели разного веса.
Кроме того, университеты с залами, оборудованными тренажерами, можно найти только в крупных городах нашей страны, а техническому оснащению университетов в регионах еще далеко до совершенства.
Следующая проблема, влияющая на качество занятий спортом - это низкая мотивация среди студентов и преподавателей физической культуры. Большинство преподавателей в университетах получают сравнительно невысокие зарплаты, что снижает их желание работать с максимальной отдачей.
Из-за низких технических возможностей университетов, упомянутых в предыдущем разделе, большинство студентов предпочитают посещать фитнес-центр или заниматься с личным тренером. Из-за недостаточной мотивации молодежь неохотно посещает занятия физической культурой.
Следующей выявленной проблемой стало отсутствие необходимого количества специалистов. В первую очередь за развитие молодежного спорта в вузах отвечают преподаватели физической культуры. Поскольку один человек физически не может преподавать спортивные игры и фитнес, несколько специалистов в разных отраслях спорта наиболее эффективно справятся с этой задачей. Таким образом, на данный момент существует ряд проблем, которые ограничивают развитие физической культуры среди студентов. Однако эти проблемы легко разрешимы. В последнее время наблюдается повышенный интерес молодежи к сфере спорта, благодаря получению регулярных физических нагрузок. По этой причине можно с уверенностью предположить, что в ближайшем будущем большая часть студентов будет придерживаться здорового образа жизни и, как следствие, появится больше преподавателей физической культуры, максимально заинтересованных в своем ремесле.
Для того чтобы стимулировать рост студентов, занимающихся спортом в стенах университетов, список доступных молодежных секций должен постоянно обновляться путем проведения опросов среди студентов с учетом их мнения. Мы провели несколько интервью с сокурсниками, и вот еще несколько выявленных недостатков, которые отталкивают их от занятий спортом в стенах университета:
1. Крайне неудобный график: обычно занятие физической культурой является первым уроком и после нагрузок студент должен перейти непосредственно к учебе. После занятий спортом нет возможности принять душ, который необходим особенно в жаркое время года, и это основная причина недовольства.
2. Некоторые студенты еще заметили, что занятия довольно скучны. Они хотели бы немного разнообразить процесс, добавив новые упражнения или игры.
Поощрение здорового образа жизни необходимо для укрепления здоровья и снижения заболеваемости студентов. К ним относятся совершенствование спортивно-оздоровительной работы, организация активного отдыха и борьба с вредными привычками. Первое место в этой работе принадлежит физической культуре и спорту. Результаты исследований показывают, что выпускники средних школ плохо информированы о важности упражнений для поддержания необходимого уровня производительности. Опрошенные нами студенты подтвердили, что занятия в школе и в университете проходят одинаково, и единственное различие-продолжительность
занятий [4].
Занятия физической культурой в ВУЗе не могут компенсировать дефицит двигательной активности студентов, обеспечить восстановление их умственной работоспособности, предотвратить заболевания, развивающиеся на фоне хронической усталости. Решению этой задачи способствует переход самостоятельных занятий учащихся от физических упражнений, продолжительность которых должна составлять не менее 4-6 часов в неделю.
Столкнувшись с проблемой малоподвижного образа жизни, мы решили напрямую поговорить с преподавателями физической культуры и попросить у них рекомендации для студентов, которые будут поддерживать и укреплять свое здоровье, если они не будут посещать факультативные виды спорта в высшем учебном заведении.
Все преподаватели без исключения выделяют бег трусцой, так как он относится к сильным физическим упражнениям и является одним из доступных и высокоэффективных средств физической культуры. Они укрепляют суставы, сердечнососудистую систему, благотворно влияют на нервную систему, нормализуют массу тела, повышают выносливость и работоспособность организма.
Мы выяснили, что помимо бега, по мнению преподавателей, эффективным видом спорта является плавание. Плавание - один из самых ценных видов упражнений. Водные процедуры благотворно влияют на организм человека. Вода обладает высокой теплопроводностью, и благодаря этому прекрасно тренируются механизмы, регулирующие теплопередачу организма. Студенты, занимающиеся плаванием, как правило, имеют более сильный иммунитет. Они менее подвержены простудным заболеваниям, не боятся плохой погоды, сквозняков, переохлаждения.
В различных видах спорта имеются огромные возможности для гуманистически ориентированной социализации: самореализации и самоутверждения личности, сохранения и укрепления здоровья, формирования физической культуры и здорового образа жизни людей, развития духовных качеств и способностей человека и других форм культуры личности, организации досуга, отдыха, развлечений, общения и другие аспекты положительного развития личности. Современный спорт также выполняет важную символическую функцию в системе социальных отношений, демонстрируя возможность и преимущества мирной модели соперничества.
В то же время этот гуманистический потенциал спортивной деятельности в современном спорте не реализуется полностью [2].
Исследование позволяет сделать вывод о необходимости установления основ государственной политики в сфере студенческого спорта с определением уровней компетенции федерального правительства, субъектов Федерации, местного самоуправления и непосредственно вуза. Необходимо создать систему, чтобы ректорам вузов было выгодно, интересно и престижно развивать спорт и добиваться результатов, чтобы вузы появились с традициями, и в которых воспитывались и оставались работать люди, которые хотят развивать спортивную инфраструктуру.
Также стоит отметить:
- необходимость создания студенческих лиг с единой концепцией (деление на дивизионы, создание единого информационного пространства (интернет-техно-
логии, социальные сети, единая дирекция, координирующая работу этих лиг). Пока же студенческие лиги существуют автономно, каждая сама по себе;
- мотивация руководства ВУЗов (развитие спорта - престиж для ВУЗа);
- поднять мотивацию руководства вуза на государственном уровне посредством присвоения студентам спортивных званий за победу на студенческих соревнованиях (региональных, российских, международных);
- мотивация тренеров (материальное поощрение, звание, условия для работы);
- индивидуальный подход к развитию студенческого спорта в регионах (учет количества ВУЗов, студентов, условий);
- студенческие лиги и организации должны быть понятны и открыты для студентов (налажены каналы обратной связи, создание системы студенческого самоуправления (Совет лиги));
- создание сети студенческих спортивных медиацентров [3].
Конечно, популяризация спорта тоже напрямую зависит от средств массовой информации, а занятия оздоровительно-спортивной деятельностью надо рассматривать как неотъемлемую часть культуры жизнедеятельности [6].
Таким образом, проблема студенческого спорта и подготовки спортсменов стоит на первом месте в учебных заведениях нашего государства. Ведь в каждом учреждении сейчас есть обязательное посещение физической культуры, а также бесплатные кружки по различным видам спорта и различным мероприятиям, где каждый ученик может принять участие, тем самым проявляя больший интерес к спорту. Кроме того, в последнее время часто проводятся спортивные соревнования, где каждый может проверить себя и тем самым мотивировать себя к лучшему результату.
Литература
1. Ложкина О. П., Ложкина Н. П., Тютюнников В. И. Проблемы студенческого спорта // Молодой ученый, 2018. № 22 (208). С. 472-474. URL: https://moluch.ru/archive/ 208/50926/(дата обращения: 19.05.2021).
2. Мервинская О. В., Беляева О. А. Формирование личности студента средствами физической культуры // Актуальные вопросы психологии и педагогики в современных условиях. Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. СПб.: Инновационный центр развития образования и науки, 2015. С. 90-92.
3. Туровский А. Н. Развитие студенческого спорта в условиях российских вузов: проблемы и перспективы // Мир науки, культуры и образования. 2019. № 6 (79). С. 345-347. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-studencheskogo-sporta-v-usloviyah-rossiyskih-vuzov-problemy-i-perspektivy (дата обращения: 19.05.2021).
4. Состояние, проблемы и пути развития студенческого спорта / С. В. Майборо-дин [и др.] // Современные тенденции развития науки и технологий. 2015. № 9-2. С. 106-109.
5. Изаак С. И., Шивринская С. Е. Развитие студенческого спорта в России // Современные наукоемкие технологии, 2016. № 5. С. 535-539.
6. Зотова Ф. Р., Файзуллин И. Ф. Студенческий спорт в регионе: состояние, проблемы и перспективы // Наука и спорт: современные тенденции. 2015. № 1. С. 32-38. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/studencheskiy-sport-v-regione-sostoyanie-problemy-i-perspektivy (дата обращения: 19.05.2021).
References
1. Lozhkina O. P., Lozhkina N. P., Tyutyunnikov V. I. Problemy studencheskogo sporta [Problems of student sports]. Molodoy uchenyy - Young scientist, 2018, no. 22 (208), pp. 472474. Available at: https://moluch.ru/archive/208/50926/ (accessed 05.19.2021).
2. Mervinskaya O. V., Belyaeva O. A. Formirovanie lichnosti studenta sredstvami fizicheskoy kul'tury [Formation of a student's personality by means of physical culture]. Aktual'nye voprosy psikhologii i pedagogiki v sovremennykh usloviyakh. Sbornik nauchnykh trudov po itogam mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Actual problems of psychology and pedagogy in modern conditions. Collection of scientific papers on the results of the international scientific and practical conference]. St. Petersburg, Innovation Center for the Development of Education and Science Publ., 2015, no. 2, pp. 90-92. (In Russia).
3. Turovskiy A. N. Razvitie studencheskogo sporta v usloviyakh rossiyskikh vuzov: problemy i perspektivy [Development of student sports in the conditions of Russian universities: problems and prospects]. Mir nauki, kul'tury i obrazovaniya - World of science, culture and education, 2019, no. 6 (79) pp. 345-347. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-studencheskogo-sporta-v-usloviyah-rossiyskih-vuzov-problemy-i-perspektivy (accessed 19.05.2021).
4. Mayborodin S. V. [et all]. Sostoyanie, problemy i puti razvitiya studencheskogo sporta [State, problems and ways of development of student sports]. Sovremennye tendentsii razvitiya nauki i tekhnologiy - Modern trends in the development of science and technology, 2015, no. 9-2. pp. 106-109.
5. Izaak S. I., Shivrinskaya S. E. Razvitie studencheskogo sporta v Rossii {Development of student sports in Russia]. Sovremennye naukoemkie tekhnologii - Modern science-intensive technologies, 2016, no. 5, pp. 535-539.
6. Zotova F. R., Fayzullin I. F. Studencheskiy sport v regione: sostoyanie, problemy i perspektivy [Student sport in the region: state, problems and prospects]. Nauka i sport: sovremennye tendentsii - Science and sport: modern trends, 2015, no. 1, pp. 32-38. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/studencheskiy-sport-v-regione-sostoyanie-problemy-i-perspektivy (accessed 19.05.2021).