УДК 377(470):377(597)
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ И ВЬЕТНАМЕ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ
PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION IN RUSSIA AND VIETNAM: COMPARATIVE ASPECT
Фан Чунг Киен
Phan Chung Kien
Шуйский филиал ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет», г. Шуя
Аннотация. В работе приводятся результаты компаративного исследования современных проблем в развитии и функционировании систем среднего профессионального образования в России и Вьетнаме.
Abstract. The article gives the results of the comparative study of the modern problems in the development and functioning of systems of secondary professional education in Russia and Vietnam.
Ключевые слова: среднее профессиональное образование в России и Вьетнаме, сравнительный анализ.
Keywords: secondary professional education in Russia and Vietnam, comparative analysis.
Актуальность исследуемой проблемы. В современных условиях социального и экономического развития стран мирового сообщества резко возрастает потребность в высококвалифицированных рабочих и специалистах со специфически развитой способностью к выполнению сложного труда. В этом аспекте актуализируется среднее профессиональное образование, которое необходимо для преодоления отставания многих стран в экономическом и общественном развитии. Молодежь как наиболее активная часть общества является основой для пополнения профессиональных рядов, а один из главных источников пополнения высококвалифицированных кадров - среднее профессиональное образование. Эффективность процесса профессионального становления личности определяется многими факторами, среди которых важнейшее значение имеют мотивация к профессиональному росту, формирование профессиональной компетентности, сознательный выбор профессиональной карьеры.
Изучение мирового педагогического опыта во многом способствует развитию среднего профессионального образования в любой стране. Мировой опыт профессиональной подготовки специалистов полезно изучать всем вне зависимости от уровня материального благосостояния населения, социального и экономического развития страны. Образовательная система каждой страны имеет свою специфику, выражаемую в актуальных целях и задачах, методах и формах обучения студентов, особенностях материальной базы, системы отбора и подготовки абитуриентов, кадрового состава и др.
Образовательные системы Вьетнама и России имеют собственные исторические пути развития, во многом отличающиеся друг от друга, но в определенных пределах имеющие сходство. Среднее профессиональное образование России находится на той ступени развития, когда в новых рыночных условиях приходится решать сложные задачи по значительной модернизации его законодательной базы. Мировой опыт интересен тем, что может раскрыть сочетание административных и экономических факторов в управлении системой подготовки кадров. Особенный интерес может вызвать становление профессионального образования в развивающихся странах, примером которых может служить Вьетнам. Его история - это история социальных трагедий, постоянных экономических провалов, обусловленных продолжительной колонизацией, войнами и геноцидом, и очень незначительного по времени срока относительно спокойной жизни, в течение которого страна сделала значительный рывок в сторону экономического подъема. Огромную роль в этом сыграло образование, особенно в сфере подготовки высококвалифицированных рабочих.
Решение задач подготовки высококвалифицированных кадров является актуальным как для Вьетнама, так и для России. Если в государствах с развитой экономикой доля специалистов с высшим уровнем квалификации достигает 40 %, то во Вьетнаме 21 % рабочей силы определяется как квалифицированная (по данным Internal Working Material of «Promotion of TVET in Vietnam», 2008), а в России эта цифра составляет около 5 %. В России и Вьетнаме в последнее время делаются активные шаги по изменению ситуации в лучшую сторону, но обе названные страны идут своими специфическими путями, познание которых может принести пользу процессу модернизации профессиональных образовательных систем обеих стран.
Материал и методика исследований. В статье был использован комплекс теоретических методов: анализ научной литературы и статистических данных по проблеме исследования, изучение государственных образовательных стандартов, учебных планов, учебных программ средних профессиональных учебных заведений России и Вьетнама. Основные аспекты, по которым проводилось сравнение: особенности профессиональных образовательных программ, кадровая обеспеченность образовательного процесса, связь образования с производством, особенности интеграционных процессов, уровень подготовки абитуриентов, характер сотрудничества с работодателями, проблемы трудоустройства выпускников.
Одним из исходных положений исследования является мысль о том, что среднее профессиональное образование в разных регионах мира не может быть универсальным, а его оптимальность зависит как от исторических особенностей, так и от способности народа той или иной страны эффективно использовать мировой педагогический опыт. Взаимообо-гащение опытом подготовки высококвалифицированных кадров во Вьетнаме и России создаст возможность для дальнейшего экономического и социального развития обеих стран.
Результаты исследований и их обсуждение. Россия и Вьетнам - страны, значительно отличающиеся друг от друга и по геополитическим особенностям, и по социально-экономическому положению. Профессиональное образование в этих странах имеет свои специфические черты. Вместе с тем Россия и Вьетнам входят в единое мировое пространство и в этих странах есть нерешенные проблемы и противоречия, изучение которых поможет совершенствовать систему профессионального образования.
Одной из таких проблем является наличие в средних специальных учебных заведениях (ссузах) России и Вьетнама долгосрочных учебных программ, разрабатывавшихся централизованно. Они использовались без изменений много лет и не могли способство-
вать эффективной подготовке квалифицированных кадров в быстро меняющихся условиях экономического развития стран. Молодые специалисты были вынуждены получать актуальные знания о современных производственных операциях непосредственно на производстве. Отсюда складывалось мнение о бесполезности обучения. В России это негативное явление было преодолено к концу XX века, когда идея вариативности образования стала нормой и была введена в действие стандартизация системы профессионального образования. Современные программы разрабатывают преподаватели, утверждаются они педагогическим советом ссуза, а в условиях смены стандартов с одного поколения на следующее государственные органы контролируют процесс их изменения (в соответствии со стандартом) в ходе аккредитации учебного заведения. Во Вьетнаме этот процесс в системе профессионального образования еще только внедряется в ходе начавшейся стандартизации образования: Министерство образования и подготовки кадров разрабатывает примерные программы для училищ, что делает профессиональную подготовку по каждой программе из примерно 300 специальностей унифицированной. Современное среднее профессиональное образование Вьетнама развивается в условиях, когда учебные заведения еще очень слабо обеспечивают социально-экономическую сферу страны квалифицированными кадрами. В XXI веке этот процесс ускорился за счет открытия новых училищ и увеличения числа поступающих в них.
Как в России, так и во Вьетнаме в системе среднего профессионального образования существует кадровая проблема, заключающаяся в нехватке преподавателей с высокой квалификацией, способных разрабатывать учебные программы с учетом требований современного производства и предвидения направлений его развития. Образование отстает от производства, часто студентов обучают устаревшим технологиям, используют старое оборудование. Здесь сказывается и слабое финансирование образовательных учреждений, и невозможность во многих случаях организовать практику на прогрессивных предприятиях, и старый тип мышления руководителей отдельных образовательных учреждений. В России эти проблемы связаны с тем, что все ссузы являются государственными или муниципальными. Во Вьетнаме уже 12 лет активно развиваются частные учебные заведения (к настоящему времени их около 32 %). Они могут составить конкуренцию тем ссузам, в основе образовательного процесса которых заложена политика стагнации и надежды на бюджетное финансирование. В России только с 2011 года была запущена в действие Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы, согласно которой начались внедрение и поддержка механизмов государственно-частного финансирования системы образования.
Еще до недавнего времени выпускники профессиональных учебных заведений Вьетнама получали такое образование, которое не давало им возможности для перехода на более высокий профессиональный уровень. Мешала несовместимость многих программ обучения. По этой же причине работникам было трудно переквалифицироваться, практически всегда им приходилось обучаться заново, так как отсутствовала единая образовательная база. В России с введением стандартизации профессионального образования эта задача стала легко выполнима: в настоящее время в стране все ссузы проводят обучение студентов в соответствии с государственными стандартами среднего профессионального образования. Это привело к тому, что стало возможным ускоренное образование. Выпускники средних профессиональных учебных заведений могут продолжать обучение в вузах по сокращенным программам. Другая сторона вопроса заключается в
том, что при такой системе школьники проходят ступени профессионального образования «по порядку», они сначала изучают азы профессии на уровне техникума или колледжа, затем уже с обоснованным выбором своей жизненной позиции получают образование более высокого уровня. Во Вьетнаме процесс интеграции был начат в начале этого века и стал прогрессировать. От нескольких пилотных проектов страна активно переходит на интегрированное образование. Отсутствие интеграционных процессов как в России, так и во Вьетнаме вызывало трудности в процессе осуществления обмена трудовыми ресурсами между разными странами.
Трудности среднего профессионального образования и в России, и во Вьетнаме связаны еще с тем, что в средние профессиональные учебные заведения поступают абитуриенты с невысоким уровнем общего образования. В России процесс обучения в общеобразовательной школе пытаются сделать более эффективным за счет разных механизмов, например, информатизации, но важнейший из них - введение единого государственного экзамена. Нечто подобное существовало в феодальном Вьетнаме, когда на государственную службу принимали молодых людей, прошедших независимые испытания. В настоящее время для Вьетнама актуальным становится поднятие обучения в общеобразовательных школах на более высокий уровень, несмотря на то что образовательный индекс в стране находится на высоком уровне (0,81). Этот индекс свидетельствует фактически о том, что страна вышла из поголовной неграмотности, но система общего образования еще не дает высокого уровня, сравнимого с развитыми странами. В России эта проблема имеет другое обоснование. Молодежь ориентирована в большей степени на статус полученного образования, чем на результат - получение необходимых знаний, умений и компетенций [1].
В России и Вьетнаме продолжительное время существовала политика, которая не поддерживала сотрудничество учреждений среднего профессионального образования с работодателями. А именно от работодателей в огромной степени зависит будущее выпускников. И это несмотря на то, что во второй половине прошлого века техникумы и училища создавались при крупных промышленных комбинатах. Например, во Вьетнаме были созданы техникумы при Хонгайском угольном, Намдиньском текстильном комбинатах. Подобные многочисленные примеры известны в России, именно эта страна приняла огромное участие в формировании системы профессионального образования Вьетнама после освобождения его от иностранной зависимости. Современные работодатели крайне заинтересованы, чтобы к ним из ссузов приходили специалисты, которые могли бы сразу приступить к профессиональной деятельности и не требовали переучивания для работы на новейшем оборудовании. В последнее время в России процесс сотрудничества запущен повсеместно. Этому способствует и возможность изменения программ обучения студентов с учетом требований работодателя, и производственная практика, и процедура проведения выпускных экзаменов, где в Г осударственной аттестационной комиссии должен присутствовать представитель работодателя. Трудности здесь возникают следующего характера: не всегда есть возможность взаимодействия средних профессиональных учебных заведений с действительно современным производством, что объясняется его отсутствием в том регионе, где расположен ссуз. Есть причины и другого уровня, типичные, например, для педагогических колледжей России. Казалось бы, колледжи не должны ощущать нехватку мест для проведения педагогической практики студентов, ведь школ очень много. Однако надо иметь в виду, что в России сейчас активно начались процессы модернизации общего образования и не все школы и учителя смогли оперативно перейти
к данному процессу по причине глубоко укоренившихся традиций образования «знание-вого» типа. Так, с 2009 года начальные школы постепенно стали переходить на новые образовательные стандарты начального общего образования, хотя учителя еще не адаптировались к новым требованиям и некоторые предметы еще преподаются в школах в традиционном виде. Соответственно, студентам колледжа не всегда представляется возможность пройти практику у специалистов высокой квалификации. По мнению М. В. Шептуховского, это «отрицательно влияет на будущих учителей уже в тот период, когда они еще только готовятся стать студентами: менталитет абитуриентов сформировался в условиях действия старой парадигмы. По этой же причине не меняет взглядов на процесс обучения школьников и характер педагогической практики, опять-таки проходящей в подавляющем большинстве случаев в рамках устоявшихся традиций» [2].
Важнейшая проблема среднего профессионального образования Вьетнама - трудоустройство выпускников - выглядит парадоксальной на фоне общей нехватки квалифицированной рабочей силы в обеих странах. Экономика Вьетнама из отсталой аграрной начала переходить к рыночной, но при этом остается много людей, не имеющих профессионального образования, и в условиях безработицы они занимают места на промышленных предприятиях и в сельском хозяйстве.
В России проблема нехватки квалифицированных кадров связана со многими причинами. Был утерян престиж рабочей профессии, а большинство молодежи стремилось к получению высшего образования. В основном образование расценивалось как способ получения определенного статуса (и диплома) для продвижения по служебной лестнице, но не как способ овладения компетенциями, за счет которых и надлежит строить карьеру. Слабая и устаревшая материальная база средних учебных заведений также влияла на качество подготовки. Работодатели зачастую не стремились получить себе на производство людей, окончивших ссуз, использовались иные механизмы формирования персонала.
Резюме. В каждой из рассмотренных стран - в России и Вьетнаме - есть многочисленные проблемы, связанные с развитием среднего профессионального образования. Обе страны идут своими путями, однако, несмотря на значительное различие в их развитии, у каждой системы образования есть собственный опыт и примеры, способные обогатить систему профессионального образования другой страны. Основные проблемы, которые стоят перед средним профессиональным образованием двух стран, связаны с необходимостью разработки принципиально новых профессиональных образовательных программ. Нуждается в обновлении кадровый потенциал образовательного процесса. Особое значение приобретает необходимость связи среднего профессионального образования с современным производством и привлечения к этому процессу работодателей. Особенности интеграционных процессов решаются в направлении взаимосвязи разных уровней профессионального образования. Актуальными остаются проблемы, касающиеся уровня подготовки абитуриентов и трудоустройства выпускников.
ЛИТЕРАТУРА
1. Приоритеты развития профессионального образования в России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://rudocs.exdat.com/docs/index-202065.html
2. Шептуховский, М. В. Инновационные аспекты в содержании географической подготовки учителей начальных классов [Электронный ресурс] / М. В. Шептуховский // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - 2012. - № 3 (11). - Режим доступа: иБЬ: nbuv.gov.ua/Artides/KultNar/avtory/palchuk/knp/knp31_22.doc