Научная статья на тему 'Система высшего профессионального образования Социалистической Республики Вьетнам'

Система высшего профессионального образования Социалистической Республики Вьетнам Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
885
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER VOCATIONAL TRAINING / СОДЕРЖАНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / CONTENTS OF HIGHER EDUCATION / ВЬЕТНАМ / VIETNAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чан Тхи Тху Хиен

Статья посвящена изучению системы высшего профессионального образования Вьетнама, выявлению положительных аспектов как для России, так и для Социалистической Республики Вьетнам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM OF THE HIGHER VOCATIONAL TRAINING IN THE SOCIALIST REPUBLIC OF VIETNAM

The article is devoted to the system of higher vocational training of Vietnam, in order to reveal positive aspects both for Russia and the Socialist Republic of Vietnam.

Текст научной работы на тему «Система высшего профессионального образования Социалистической Республики Вьетнам»

#

СИСТЕМА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ВЬЕТНАМ

SYSTEM OF THE HIGHER VOCATIONAL TRAINING IN THE SOCIALIST REPUBLIC OF VIETNAM

Чан Тхи Тху Хиен

Статья посвящена изучению системы высшего профессионального образования Вьетнама, выявлению положительных аспектов как для России, так и для Социалистической Республики Вьетнам.

Ключевые слова: высшее профессиональное образование, содержание высшего образования, Вьетнам.

Tchan Thi Thu Hien

The article is devoted to the system of higher vocational training of Vietnam, in order to reveal positive aspects both for Russia and the Socialist Republic of Vietnam.

Keywords: higher vocational training, contents of higher education, Vietnam.

Социалистическая Республика Вьетнам (СРВ) относится к числу стран с очень высокой плотностью населения, в среднем более 228 человек на квадратный километр. Ежегодный прирост населения достигает 1,5%, при этом постоянно увеличивается доля горожан, которая в настоящее время составляет 23,7% от общего числа жителей страны. Прогнозируется, что в ближайшие 30 лет население СРВ возрастет до 110 млн человек, половина будет проживать в городах и урбанизированных районах. К 2003 г. население Вьетнама превысило 81 млн человек. В настоящее время по численности населения (85 846 997 человек, по статистике на 1.04.2009) Вьетнам занимает 14-е место в мире и 3-е - в Юго-Восточной Азии после Индонезии и Филиппин [1, с. 11].

На современном этапе в условиях ускоренного социального и экономического развития мирового сообщества, дальнейшего прогресса науки, техники и культуры каждое государство повышает требования к системе профессионального образования, содержанию, формам и методам обучения в профессиональной школе, являющейся сферой воспроизводства и передачи социального опыта, обусловленного спецификой общественно-экономического и политического строя.

Современное мировое сообщество предполагает открытость информационных границ, что влечет за собой контакты и включение любой национальной культуры в общемировую культуру. Такие контакты необходимы, поскольку любая национальная культура обладает своими специфическими характеристиками и может быть интересной и полезной для других культур.

Системы профессионального образования Вьетнама и России развиваются в разных культурных пространствах и в связи с этим имеют свои особенности.

В культуре России, как и на Западе, права личности имеют приоритетное значение, каждый индивид является обособленным, автономным, независимым и уважает права других людей, по отношению к ним коллективное

благо и согласие носят вторичный характер. Образование обеспечивает надлежащую подготовку, получение определенных знаний, умений и навыков в выбранной области на основе рационального мышления, с установкой на то, что существует лишь одна Истина.

Во Вьетнаме образованные люди пользовались большим уважением и причислялись к элите, так как вьетнамская культура находилась под сильным влиянием китайской, где конфуцианская школа занимала ведущие позиции в сфере культуры и образования. В соответствии с конфуцианскими понятиями учитель и ученик занимали в обществе достаточно высокое положение. Причем учитель почитался гораздо больше, чем родители, что подтверждается широко распространенным представлением о неразрывности философско-идеологической триады: государь - учитель - отец (Quan - SU - Phu). Взаимоотношения и эмоции были в центре внимания, а личность и рациональное мышление отодвигались на второй план. В первую очередь речь идет о родственных чувствах, которые связывают людей, а не чувствах личного характера или самовлюбленности.

Сравнительно-сопоставительное исследование системы высшего профессионального образования Вьетнама и России представляет особый интерес.

Высшее профессиональное образование Социалистической Республики Вьетнам осуществляется в колледжах, вузах, магистратуре, аспирантуре.

- На уровне колледжа - в течение двух-трех лет для тех, кто имеет полное среднее образование или среднюю степень профессиональной подготовки, от полутора до двух лет обучения для тех, кто уже имеет среднюю степень по избранной специальности.

- На университетском уровне - в течение четырех-шести лет обучения в зависимости от профессиональной подготовки: от двух с половиной до четырех лет учебы для тех, кто имеет среднюю степень по избранной специальности, от полутора до двух лет обучения для тех, кто получил ту же специальность в колледже.

Ф

$

- На магистерском уровне - в течение одного года или двух лет обучения для тех, кто уже окончил университет.

- На уровне доктора философии - в течение четырех лет для тех, кто закончил университет, и от двух до трех лет учебы на базе уровня магистра.

Национальная система образования во Вьетнаме регулируется Законом об образовании.

Для того чтобы поступить в университет, абитуриенты должны сдать вступительный экзамен. При этом конкурс является достаточно большим, например, в 2004 году только 20% из абитуриентов (общее количество абитуриентов составило 1 млн человек) поступили в вузы. Как правило, абитуриент сдает три экзамена, каждый из которых длится 180 минут для фиксированной группы предметов.

Обычно выделяют четыре группы предметов:

Группа А: математика, физика, химия.

Группа В: математика, биология, химия.

Группа С: литература, история, география.

Группа й: математика, литература, иностранный язык.

Помимо этого есть еще несколько групп предметов. Большинство вьетнамских вузов присуждает степень магистра (2 года) либо степень доктора философии (аспирантура, 2-4 года).

Во Вьетнаме используется десятибалльная оценочная система. 10 баллов - эта самая высокая оценка, 0 баллов - самая низкая. Обычно оценка ниже 5 баллов является неудовлетворительной.

Адаптация вьетнамской системы оценок к российской:

• 8-10 баллов (отлично);

• 6,5-7,9 баллов (хорошо) - имеют около 35% студентов;

• 5-6,4 баллов (удовлетворительно) - имеют около 50% учащихся;

• 0-4,9 баллов (неудовлетворительно).

Помимо университетов во Вьетнаме еще есть колледжи, технологические институты, профессионально-технические училища, в которых можно получить образование в период от нескольких месяцев до двух лет.

Помимо государственных университетов имеются и частные. Во Вьетнаме также увеличивается число филиалов иностранных университетов. Однако в связи с тем, что постоянно приходится сталкиваться с коррумпированностью чиновников, контроль за качеством образования в университетах затруднен.

Высшему профессиональному образованию Вьетнама предстоит решить целый ряд проблем, среди которых устаревшие учебные планы, отсутствие связи между учебной и научно-исследовательской деятельностью.

Совокупность этих проблем приводит к тому, что выпускники не могут найти себе работу, тогда как страна нуждается в притоке высококвалифицированной рабочей силы [2].

По статистике главного управления Вьетнама 2009 г., в области образования потребности молодого

населения огромны. Несмотря на внимание со стороны правительства лишь около 1,6 млн человек (около 2%) в настоящее время пребывает в стенах высших учебных заведений. Каждый год около 1,2 млн студентов получает среднее образование, но зачисление в высшие учебные заведения составляет всего около 300 тыс. (Источник: Департамент по вопросам высшего образования, MOET).

С 1987 по 2009 г. количество студентов увеличилось в 13 раз, в вузах - в 3,7 раза, но количество преподавателей всего в 3 раза. В настоящее время функционирует 376 вузов, в них обучается более 1,7 млн студентов дневной формы обучения (в 1997 г. - более 700 тыс. и в 1987 г. - 130 тыс.) и 900 тыс. заочников и студентов дистанционного образования.

Всего в стране 376 вузов, из них только 54 вуза (14%) находятся под контролем Министерства образования и подготовки кадров, 116 вузов (31%) под контролем других министерств, 125 вузов (33%) под контролем администраций провинций и городов, 81 (22%) - это коммерческие вузы. В последние три года Вьетнам создал около 100 университетов, но число преподавателей увеличилось незначительно [3].

Квалификация выпускников: выпускники технологического профиля получают дипломы инженеров; архитектурного профиля - дипломы архитекторов; медицинского и фармацевтического - дипломы врачей и фармацевтов; основных наук, педагогического, юридического, экономического профиля - дипломы бакалавров; остальных профилей - дипломы по окончании университета [4, ст. 43].

Из-за нехватки преподавателей учебная нагрузка составляет 1000 часов занятий в год (по норме - 260 часов). В 1987 г. приходилось 6,6 студентов на одного преподавателя, но в 2009 г. - 28 студентов на одного преподавателя.

Среднемесячная заработная плата вьетнамских учителей составляет от 100 до 200 долл. США, что заставляет учителей подрабатывать. Размер заработной платы зависит от ученого звания и времени работы. В 2003 г. (последний год, за который имеются официальные статистические данные), во Вьетнаме было 111 университетов и 119 колледжей. А в 2004 г. появилось еще 40 университетов. Но при профессорско-преподавательской зарплате в среднем около 150 долл. в месяц нет достаточного стимула для выпускников вузов идти в сферу образования. Университеты все чаще используют преподавателей из других учреждений, чтобы учить своих студентов.

В этом году Министерство образования и подготовки кадров начало программу подготовки 20 000 кандидатов наук к 2020 г. Так как Вьетнам имеет ограниченный потенциал для подготовки аспирантов, правительство направит половину от этого числа за рубеж [5].

Бюджетными вузами во Вьетнаме являются только военные и вузы МВД. В вузах дипломную работу пишут только отличники, они не сдают государственный экзамен, все остальные сдают.

$

Дипломы вьетнамских университетов не признаются в Европе и Америке. А российские дипломы ценятся во Вьетнаме. Около 5 тыс. студентов и аспирантов учатся в разных вузах России, в том числе 1,4 тыс. получают российскую стипендию (2009 г.).

По причине существования во Вьетнаме тысячелетней китайской зависимости практически не сохранилось никаких документов, подтверждающих время официального возникновения системы образования: либо это была эра до Рождества Христова, либо годы китайского господства с 207 г. до н.э. по 939 г. н.э.

Однако, в соответствии с китайскими историческими документами, к тому времени было много вьетнамских студентов, закончивших китайские университеты с ученой степенью и затем состоявших на службе у китайской императорской семьи, такие как Ли Кам (LyCam), Ли Тиен (Ly Tien), Чыонг Чонг (Truong Trong) и т. д.

В 939 г. император Нго Куен (Ngo Quyen) вытеснил китайских оккупантов и провозгласил независимость Вьетнама. Но первые две вьетнамские династии Нго (Ngo) и Динь (Dinh) правили недолго и были заняты лишь обороной страны, поэтому образование существовало лишь при пагодах. Так, основатель династии Ли - Ли Конг Уан (LyCong Uan) - обучался при пагоде.

Во время правления династии Ли базисная система образования значительно усовершенствовалась. Для распространения образования среди населения Ли Тхань Тон (LyThanh Ton) выделил средства на строительство Храма Литературы в древней столице Тханг Лаунг (Thang Long). С тем чтобы отобрать выпускников на чиновничьи должности, в 1075 г. по приказу Лу Нян Тона (Ly Nhan Ton) был проведен первый экзамен, а годом позже, в 1076 г. был основан первый в истории Вьетнама университет - Куок Ты Зям (Quoc Tu Giam). Наряду с этим существовало много частных школ, где преподавали такие выдающиеся профессора, как Тю Ван Ан (Chu Van An), Ле Куй Дон (Le Quy Don), Нгуен Бинь Хием (Nguyen Binh Khiem), Фунг Хак Хоан (Phung Khac Khoan), Во Чыонг Тоан (Vo Truong Toan). Студенты изучали только литературу и историю Китая и Вьетнама. Позже в образовательную программу был введен курс «Государственное управление». А при правлении династии Хо (Ho) студенты также стали изучать алгебру.

С 1918 г. по настоящее время вьетнамская образовательная программа переняла европейскую систему,

включающую три уровня: начальную и среднюю школу и высшее учебное заведение. На всех трех уровнях официально применяется вьетнамская национальная письменность «куок нгы». Сейчас студенты имеют возможность изучать большой спектр предметов: литературу, историю, философию, право, естественные науки, математику, медицину, иностранные языки и т. д. Первые университеты, применившие европейскую систему образования, были основаны в северной части Вьетнама в Ханое: в 1949 г. - медицинское учебное заведение и в 1931 г. -правовое. К 1975 г. на 25 млн человек в южной части Вьетнама было всего три государственных университета: в городах Хуэ, Сайгон и Кан Тхо. Но параллельно с этим существовало также пять частных университетов, четыре из которых были в Сайгоне: Ван Хань (Van Hanh), Минь Дык (Minh Duc) и Као Дай (Cao Dai), Хоа Хао (Hoa Hao), а один в Далате, названный в честь города [6; 7]. Сейчас все государственные и негосударственные учебные заведения предлагают большой выбор предметов, так же как многие современные университеты мира. К тому же ежегодно тысячи вьетнамских студентов обучаются за рубежом в таких странах, как США, Франция, Германия, Австралия и, конечно, Россия.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Нгуен Ван Динь. Формирование городского жилища СРВ на современном этапе развития страны: Автореф. дис.... д-ра архитектуры. - СПб., 2007.

2. Doi moi giao duc Dai hoc Viet Nam // Khoa hoc va Doi song. - 2005. - So 64.

3. Pham Van Hoan. Ve mot he thong moi cua cac truong Trung hoc // Nghien cuu giao duc. - 1979.

4. Закон «Об образовании». Парламент СРВ. 2005 г.

5. Chien luoc phat trien Giao duc Viet Nam giai doan 2001-2010. - NXB Giao duc, 2002.

6. Возникновение и развитие системы образования во Вьетнаме // Онлайн-путеводитель по Вьетнаму [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vietnamui.ru/content/view/116/630/ (дата обращения 31.08.2011).

7. Nguyen Tien Doan, Ho Thi Hong, Hoang Manh Kha. Lich su Giao duc Viet Nam giai doan truoc Cach mang thang Tam 1945. - NXB Giao duc, 1996.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.