Научная статья на тему 'К вопросу о становлении высшего образования во Вьетнаме'

К вопросу о становлении высшего образования во Вьетнаме Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
484
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЬЕТНАМ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / АВГУСТОВСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1945 Г. / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / "БОЛОНСКАЯ СИСТЕМА" / VIETNAM / EDUCATION SYSTEM / AUGUST REVOLUTION OF 1945 / HIGHER EDUCATION / "BOLOGNA SYSTEM"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ле Ван Выонг

Статья посвящена истории становления современной системы высшего образования в СРВ. Показано, что становление прошло несколько этапов и реформ в своем историческом развитии. В статье делается вывод о том, что все реформы высшего образования в СРВ, начиная с 1950 г., были направлены на формирование и повышение эффективности национальной вьетнамской системы высшего и профессионального-технического образования в стране. Эта система впоследствии (с середины 90-х гг. прошлого века) дала возможность СРВ перейти на новейшие стандарты высшего образования, основанные на применении т.н. «Болонской» системы» высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is devoted to the history of the modern system of higher education in the SRV which has passed several stages and reforms. The author concludes that all the reforms of higher education in the SRV, since 1950, were aimed at the formation and improvement of the national Vietnamese system of higher and vocational education in the country. This system subsequently (since the mid-1990s) made it possible for the SRV to move to the latest standards of higher education, based on the application of the so-called. "Bologna system" of higher education.

Текст научной работы на тему «К вопросу о становлении высшего образования во Вьетнаме»

ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ

Том II, № 4 (41), 2018

©

Ле Ван Выонг

аспирант РУДН

К ВОПРОСУ о СТАНОВЛЕНИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

во ВЬЕТНАМЕ

Введение

Система высшего образования во Вьетнаме, основанная в 1076 г., складывалась и формировалась в непосредственной связи с историческим развитием вьетнамского государства. Вьетнамская система высшего образования возникла намного раньше, чем древние колледжи Ангкор Ват в империи кхмеров (современная Камбоджа), а также католический университет Санто Томас на Филиппинах1

Более 800 лет во Вьетнаме, система образования строилась на конфуцианских принципах, адаптированных к местным условиям, и, в конечном счете, приобрела сугубо вьетнамский характер. Большое внимание всегда уделялось моральным вопросам воспитания человека и традиционными вьетнамскими ценностями. После освобождения от власти китайской династии Тан , на смену китайским иероглифам в XIII в. во Вьетнаме была разработана своя собственная уникальная система вьетнамских букв «Тьы-ном».3 В то же время, шаблонные подходы к обучению, несовпадение теории и практики в течение длительного периода являлись серьезным препятствием для развития системы высшего образования в стране.

В период господства французских колонизаторов как на Индокитайском полуострове в целом, так и во Вьетнаме, в частности, была проведена радикальная реформа системы образования. Начиная с 1858 г. изменились содержание, методы и программы обучения, а также виды экзаменов. Появились новые высшие учебные заведения, в которых в основном готовили кадры для колониальной администрации. Значительно снизилось количество школ и учащихся4.

Высшее образование во Вьетнаме после Августовской революции 1945 года

После победы Августовской революции в 1945 г. и образования Демократической республики Вьетнам (ДРВ) одной из приоритетных задач вьетнамского правительства стало развитие системы образования. Главным принципом этой системы стала доступность, а целью - повышение числа учащихся, а также развития образования и науки по всей стране. Первый президент ДРВ Хо Ши Мин отмечал: «... невежественная нация является слабой нацией. Поэтому я предлагаю начать кампанию по борьбе с неграмотностью»5. Обращаясь к вьетнамским студентам, он отмечал: «Обретут ли горы и реки Вьетнама славу, и будет ли вьетнамская земля стоять на твердых ногах на пяти континентах - это зависит в большей степени от вашей учебы»6. Благодаря передовой образовательной политике правительства Вьетнама образование в стране успешно развивалось. В результате, 2,5 миллиона человека были обучены читать и писать по-вьетнамски, это было очень большим достижением, поскольку в колониальный период преподавание велось в основном на французском языке, особенно в т.н. франко-аннамитских школах, основанных властями Вьетнама при поддержке французской колониальной администрации .

Однако период мирного развития продолжался на Севере Вьетнама (ДРВ) недолго. В 1946 г. французские колонизаторы развязали войну против ДРВ. В условиях войны городские школы были перемещены в сельскую местность. Французская колониальная администрация не была заинтересована в просвещении вьетнамского народа. Образовательная система на Севере Вьетнама, особенно на уровне высшего образования, в большей степени была основана на французских учебных программах и учебниках. В университетах студенты изучали французский язык, хотя учебные курсы преподавались и на вьетнамском языке. Высшее образование было ориентировано на подготовку специалистов в трех областях: педагогической, медицинской и фармацевтической, а также точных наук. Однако постепенно большинство предметов в университетах стало

о

преподаваться на вьетнамском, а не на французском языке .

В 1950 г. ЦК КПВ и Правительство ДРВ, в условиях войны Сопротивления против французских колонизаторов (19461954 гг.) и с целью подготовки квалифицированных кадров, на плечи которых легли бы вопросы восстановления страны после освобождения, приняли решение о проведении первой образовательной реформы9, согласно которой образовательная система основывалась на трех принципах: национальном характере, научных исследованиях, распространенности, а в учебном процессе теорию должна была сопровождать практика10. В 1954 г. на Севере Вьетнама насчитывались 3673 начальных школы, 397 основных школ, 34 средних школы, 5 профессиональных училищ и 4 института и университета11.

C 1956 г. начала проводится вторая реформа в области образования во Вьетнаме, направленная на воспитание подростков и молодежи как всесторонне образованных людей, граждан своей страны, преданных ей. Согласно этой реформе структура системы всеобщего образования была изменена и стала включать: начальное образование - 4 года обучения (1-ая ступень), среднее - 3 года (2-ая ступень), полное - 3 года (3-я ступень). Вместе с ростом количества школ быстро возросло и количество учеников (и в равнинных и горных районах). Все дети получили возможность проходить обучение. Одним из основных принципов новой школы стало обязательное сочетание «учебы с трудом, теории с практикой, школы с жизнью». Ученики стали проходить производственную практику, выезжать

на предприятия с экскурсиями, и это стало важным звеном в

12

общей учебно-воспитательной системе .

К началу 60-х годов ХХ в. ряд реформ в системе общего образования сформировал два основных типа учебных заведений, не претерпевших существенных изменений и в военный период - система школ 1, 2 и 3 -й ступени и курсы дополнительного обучения для взрослых и работающей молодежи. Сеть курсов дополнительного обучения играла важнейшую роль в системе образования для взрослых. Высшему образованию в стране также было уделено большое внимание: были открыт ряд крупных университетов и институтов: Ханойский университет (Truing Dai hoc Tong hgp Ha Noi) (1956 г.), Хюэский Университет (Truing Dai hoc Tong hgp Hue) (1957 г.) Первый

педагогический институт (1951 г.), Экономико-финансовый институт (1963 г.), Политехнический институт (1956 г.). В 1951 г. был создан первый университет - Социально-гуманитарный университет (Dai hoc Vank тИоа). После побед «Вьет Бак» и «бъензой» (1947-1950 гг.) был открыт ряд колледжей, проводивших подготовку педагогических кадров, инженеров и специалистов ряда других специальностей. Все учебные пособия издавались на вьетнамском языке. Количество студентов этих вузов не превышало на тот момент 500 человек. При помощи СССР, Китая и других социалистических стран, около 700 учащихся получили образование за рубежом.

После освобождения Северного Вьетнама число национальных кадров с высшим образованием не превышало 500 человек и 3 тыс. человек со средним образованием. 85% кадров с высшим образованием и около 70% кадров со средним образованием работали в области образования, медицины и культуры. Профессиональная квалификация специалистов была достаточно низкой. Понимая необходимость подготовки специалистов, власти Северного Вьетнама в довольно сжатые сроки открывают на территории страны 14 университетов, в которых начала проводиться подготовка национальных кадров по всем направлениям, необходимым вьетнамскому государству. Таким образом, за 10 лет после освобождения страны от французских колонизаторов в ДРВ были созданы около 20 вузов, в которых работало 2 700 преподавателей и обучалось почти 30 тыс. студентов. 13

В эти же годы в Южных районах Вьетнама, контролируемых проамериканским марионеточным правительством в Сайгоне, наблюдался постепенный переход от доминировавших европейского и французского образования к североамериканской системе. Общее образование подверглось некоторым изменениям: начальное образование - 5 лет, неполное среднее - 4 года и полное среднее образование - 3 года. Количество учащихся увеличилось. Для системы высшего образования был характерен академизм, а не ориентированность на практическую деятельность с упором на фундаментальные науки, право, экономику и администрирование.

10 дореформенных лет (1975-1985 гг.)

В апреле 1975 г. война вьетнамского народа по сопротивлению агрессии США окончилась победой вьетнамской армии ДРВ и страна была освобождена от американских войск. Были подписаны Парижские соглашения по Вьетнаму между представителями ДРВ и США, которые дали возможность вернуться к мирному развитию страны и объединению Северного и Южного Вьетнама в единое государство.

После объединения страны вьетнамское правительство в вопросах образования сконцентрировало усилия на двух задачах: устранении остатков влияния старой образовательной системы и реализации деятельности по борьбе с неграмотностью для граждан страны в возрасте 15-50 лет.14

Постепенно была сформирована единая национальная социалистическая система образования, благодаря чему качество обучения постепенно улучшилось. В 1976 г. в стране впервые было введено постдипломное образование. В 1980 г. во всей стране насчитывалось 42 института и университета, которые имели право на постдипломное обучение15.

Третья реформа системы образования, началась во Вьетнаме в 1981-1982 гг.16. Реформа была нацелена на всестороннее развитие, воспитание и образование молодого поколения; универсализацию образования с целью создания продуктивных отношений между наукой и технологией, а также культурой и идеологией; увеличение количества преподавателей. В области содержания образовательного процесса, основное внимание было направлено на «улучшение качества всеобъемлющего образования, а также воспитание работников нового типа, способных активно решать задачи построения народного социа-

17

лизма» . Новая система образования предполагала укрепление связей школы и общества.

Была пересмотрена структура системы образования: 12-летняя система образования на Юге страны и 10-летняя на Севере были заменены на единую 12-летнюю систему всеобщего образования, в которой начальная и неполная средняя школы были объединены. Также была проведена подготовка для перехода к полным средним школам. Были основаны и развивались

большое число специализированных университетов и институтов18.

Высшее образование во Вьетнаме после образовательной реформы 1986 г. 20 лет реформы образования

(1986 - 2005 гг.).

В декабре 1986 г. на судьбоносном для Вьетнама VI-м съезде Коммунистической партии Вьетнама (КПВ) было принято решение о проведении реформы обновления «дой мой» (doi moi) в экономической, политической и социальной областях, целью которой было внедрение рыночных механизмов регулирования экономики.

Был разработан «Закон об образовании», в котором подробно указаны цель, содержание, структура и принципы образования. Однако страна столкнулась с финансовыми трудностями - государство было неспособно предоставить необходимые финансовые ресурсы на перестройку экономики страны и развитие системы образования. В результате снизилось количество как учащихся так и преподавателей, качество образования ухудшились. Университеты, институты, колледжи и профессиональные средние школы не имели адекватного минимального бюджета, выпускники вузов сталкивались с проблемой невозможности трудоустройства.19

Для нужд образования стали привлекаться средства коммерческих структур. Кроме обязательной политики государственного планирования образования, стала реализовываться политика планирования самих высших учебных заведений. Вместо прежних программ подготовки были разработаны разнообразные программы подготовки кадров для новых рабочих мест и занятости населения в условиях рыночной экономики.

Некоторые положения реформы образования 1986 г., основывались на декрете «Цели и планы подготовки для всех уровней всеобщего образования» (1986-1990 гг.)20, в котором указывалось на необходимость реорганизации управления образования, расширение курсов учебных дисциплин, общего повышения качества высшего образования. Эта реформа была направлена на улучшение контроля за качеством образования, делегирование определенных полномочий вузам, а также уста-

новление более тесных связей между научно-исследовательскими институтами/предприятиями и вузами21.

Были основаны пять крупных многопрофильных университетов в Ханое, Хошимине, Тхайнгуене, Хьюэ и Дананге, а также несколько негосударственных университетов, значительно расширились международные связи и стали проводить-

22

ся международные академические обмены .

Таким образом, благодаря реформе образования 1986 г., начиная с 1987 г. национальная образовательная система развивалась быстрыми темпами. В 1987 г. в стране насчитывалось 101 государственный вуз (63 института и университета и 38 колледжей), в 1997 году - 126 вузов (в том числе 15 негосударственных вузов). Число студентов в период с 1987 по 1997 гг. увеличилось с 133136 до 71523123.

Развитие системы высшего образования в СРВ в период 1987-2009 гг. наглядно представлено в таблице:

24

Развитие образования во Вьетнаме с 1987 г. по 2009 гг{. ]

Количество университетов Количество студентов

1987 101 133136

1997 126 715231

2005 277 1117107

2009 367 1719499

Источник: Law on Higher Education as of June 18, 2012. The Socialist Republic of Vietnam.National Assembly Law No.08/2012/QH13. Hanoi, June 18, 2012.

Заключение и выводы Образовательная система Вьетнама прошла в своем развитии несколько этапов, каждый из которых соответствовал определенному периоду общественно-политического и экономического развития страны.

В колониальный период французы не были заинтересованы не только в просвещении населения страны, но и в формировании высокообразованного слоя вьетнамского общества. Начиная с 1945 г., с момента образования ДРВ, правительство

огромное значение придавало уровню и качеству образования. Именно в эти годы закладывается фундамент образовательной системы ДРВ, который впоследствии, после объединения страны стал основой общеобразовательной системы объединившегося Вьетнама. На третьем этапе, с внедрением рыночных механизмов регулирования экономики в соответствии с решениями VI съезда КПВ в декабре 1986 г., образовательная политика столкнулась с экономическими проблемами, прежде всего, с нехваткой финансирования. В условиях перехода Вьетнама на рыночные отношения при сохранении ведущей роли КПВ и социалистического уклада вьетнамского общества правительство СРВ приняло решение о внедрении в образовательную систему страны принципов и методов т.н. «Болонской системы» образования. Это дало возможность Вьетнаму развивать сектор образования по самым передовым и современным методикам, принятым во всем мире, что отразилось на качестве образования, а число ВУЗов и средних специальных ученых заведений увеличилось.

В настоящее время ЦК КПВ и Правительство СРВ успешно реализуют комплексную программу дальнейшего развития образовательной системы согласно специальной программе на 2008-2020 гг., направленной на дальнейшее развитие образовательной системы Вьетнама в соответствии с требованиями XXI века.

1 Que Anh Dang: Recent Higher Education Reforms in Vietnam.Working Paper No. 13. Chapter I Vietnamese Higher Education System and External Influences, 2nd Edition of the Master Thesis: European Master Programme in LifeLong Learning: Policy and Management, Danish School of Education, Aarhus UniversityAcademic Years 2006 -2008

В конце IX века империя Тан начала слабеть, её потрясло восстание Хуан Чао и в 880 году н.э. китайские войска покинули Вьетнам. См. The New Encyclopedia Brittanica, 15th Edition.Macropedia. Vol.27.Chicago, 1994, p. 789-790 Официальной датой изгнания китайцев из Вьетнама считается 938 г.

Тьы ном (вьетн. chü nom,) — система письма на основе китайской иероглифики, использовавшаяся для записи вьетнамского языка. В

настоящее время полностью вытеснена письменностью тьы куок нгы

г

(вьетн. chù quôc ngù,).

4 В период с 1931 до 1940 гг. 3 из 100 человек учились в школе, а из 3000 человек только один учился в вузе. Thuy Phuong Nguyên. L'école française au Vietnam de 1945 à 1975 : de la mission civilisatrice à la diplomatie culturelle. Education. Université René Descartes - Paris V, 2013. Français. P. 79

5 Pham, L.H. & Fry, G. W (2004), Universities in Vietnam: Legacies, Challenges, and Prospects (pp 301-322). In Altbach P.G. & Umakoshi T (Eds.), Asian Universities: Historical Perspectives and Contemporary Challenges. The John Hopkins University Press.

6Ibid.

7

Que Anh Dang: Recent Higher Education Reforms in Vietnam... Р. 27.

о

Educationin Vietnam.Development History.Challengesandsolutions.A World Bank Group Report, Wash., D.C. 2012. [Электронныйресурс] https://siteresources.worldbank.org/EDUCATI0N/Resources/278200-1121703274255/1439264-

1153425508901/Education_Vietnam_Development.pdf Дата посещения: 01.08.2016

9 Education in Vietnam. Development History.

10 Que Anh Dang: Recent Higher Education Reforms in Vietnam. Р. 23-25 11Ibid.

12 Чан Тхи Тху Хиен. Сравнительно-сопоставительный анализ систем высшего образования России и Вьетнама. Канд. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. ФГБОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет», г. Шуя -2012 г. - С. 95-96.

13 ЧАН Тхи Тху Хиен. С. 97

14 Education in Vietnam. Development History.

15 Ibid.

16 Ibid.

17

Education in Vietnam.Development History.

18 Ibid.

19 Education in Vietnam. Development History.

20Ibid.

21

Ibid.; Que Anh Dang: Recent Higher Education Reforms in Vietnam.

22 Ibid.

23 Ibid, p.13

24

Лe Ван Выонг. Исторические аспекты реформирования высшего образования Вьетнама в 1986-2010гг. М., 2012. Коллективная монография, издательство РУДН, М.2012 .с. 35-43

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.