УДК 377 (470) : 377 (597) СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ЗАРОЖДЕНИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ И ВЬЕТНАМЕ
Фан Чунг Киен
Цель: анализ исторических условий возникновения среднего профессионального образования в России и Вьетнаме.
Методология работы: системный подход, в рамках которого любая образовательная структура анализируется как элемент всемирной системы.
Результаты: выявлены исторические причины различий в процессе зарождения среднего профессионального образования в России и Вьетнаме.
Область применения результатов: сравнительная педагогика, развивающаяся на современном этапе в условиях существования концепции взаимосвязанного мира.
Ключевые слова: среднее профессиональное образование в России и Вьетнаме, сравнительный анализ среднего профессионального образования, высококвалифицированные кадры.
THE COMPARATIVE ANALYSIS OF PROCESS OF ORIGIN OF AVERAGE PROFESSIONAL EDUCATION IN RUSSIA AND VIETNAM
Fan Chung Kiyen
Purpose: the analysis of historical conditions of emergence of average professional education in Russia and Vietnam.
Work methodology: system approach within which any educational structure is analyzed as an element of the world system.
Results: are established the historical reasons of distinctions in the course of origin of average professional education in Russia and Vietnam.
Scope of results: the comparative pedagogics developing at the present stage in concept living conditions of the interconnected world.
Keywords: average professional education in Russia and Vietnam, the comparative analysis of average professional education, highly-skilled personnel.
Россия и Вьетнам очень сильно отличаются по истории развития, соответственно и по особенностям зарождения системы среднего профессионального образования. Россия и в начальный этап своего существования, когда еще именовалась Россия - евразийское государство, но с того момента, когда в 1721 году царь Петр I получил титул императора Российской империи, располагалась в основном в европейской части континента. Развитие древнего Вьетнама (именовавшегося в то время Ванланг) приурочено к юго-восточным территориям Евразии. Такое диаметрально противоположное территориальное размещение двух государств аналогично имело и противоположные культуры, а, значит, и своеобразные условия формирования профессиональных образовательных систем.
Вместе с тем, у этих двух стран с точки зрения геополитики и, несмотря на сильные различия, было нечто общее. И Россия, и Вьетнам в начальный период своего развития находились практически постоянно в состоянии военной угрозы, вели нескончаемые войны (как с иноземными захватчиками, так и меж-дуусобные) и в течение значительных периодов времени существовали под иностранным владычеством. Древнерусское государство примерно четверть века находилась под влиянием татаро-монгольского ига, а Вьетнам пережил четыре эпохи китайского вторжения и до начала XIX века находился еще в китайской зависимости. По крайней мере, во время, когда было создано общевьет-
намское государство, и страна, согласно китайской инвеституре, стала называться Вьетнамом (с 1804 года), продолжало сильно ощущаться влияние Китая. Считается, что зависимый от Китая феодальный период развития Вьетнама длился не менее тысячи лет (938г.-1852г.), что в четыре раза превышает зависимый от татаро-монгольского периода развития России. Отметим, что зависимость Вьетнама от Китая сказалась и в религиозных особенностях развития страны: культ предков и духов сменился буддизмом, даосизмом. В России, несмотря на монгольское влияние, сохранилась православная вера. Таким образом, исторические особенности развития России свидетельствуют о сохранении самобытности Российской культуры, проявившейся и в период становления профессионального образования. Наоборот, зарождение и развитие профессионального образования во Вьетнаме (с 938 г. по1852 г.) проходило в условиях чуждого и длительно существовавшего конфуцианства, как привнесенного китайской культурой мировоззрения, общественной этики, политической идеологии, научной традиции, способа жизни. В ряде случаев конфуцианство рассматривается и как религия.
В Древнем Вьетнаме люди владели многими ремеслами. Опыт производства закреплялся в различных социальных группах и традиционно передавался в поколениях от старших к младшим. Передача опыта производства проходила в мастерских от мастера к ученикам. Многие традиционные ремесла сохранились с древности, и дошли до наших дней. Так, известны керамические изделия Гошань (домашняя утварь, сосуды, чайные сервизы, посуда и др. из терракоты и глины легкого обжига), которые производились тямскими мастерами, проживавшими на территории современной провинции Биньдинь в Х1-Х1У вв. Кустарная техника производства была унаследована вьетами и постепенно развивалась до ХУШ века. С конца XII века существовала деревня Тонгса (провинция Намдинь), где развивалось бронзовое литье (изделия домашней утвари и изделия религиозного характера маленького размера: тазы, вазы, урны и сосуды разных назначений, а также буддистские статуи разных размеров). Для соз-
дания литья высокого качества и уникальной красоты, жители Тонгса бережно сохраняли и последовательно следовали производственным секретам, передаваемым предками. Благодаря передаче опыта производства это ремесло просуществовало 900 лет.
В центральном и Южном Вьетнаме в джунглях сохранились развалины древних храмов сложенных зодчими в VIII — X вв. которые свидетельствуют о высокоразвитом мастерстве архитектуры, кладки, изготовления лепнины. В XI
— XIII вв., во время правления династии Ли, сооружались многочисленные дворцы и храмы, архитектурные ансамбли, богато украшенные живописью и скульптурой. При этом широко использовались различные по форме деревянные постройки с изогнутыми по краям плоскими крышами. Эти легкие постройки чередовались с прудами и специально посаженными деревьями. Это свидетельствует о развитом мастерстве не только архитекторов, но и ландшафтных дизайнеров, мастеров живописи на стенах, по шелку. Одно из наиболее древних и технологически сложных ремесел Вьетнама - роспись по лаку, который добывали из смолы лакового дерева. Археологические раскопки помогли узнать о том, что в древнем Вьетнаме мастера также умели производить серебряные сосуды, ювелирные изделия (уже со второй половины I тысячелетия до н. э.), а также различные изделия из слоновой кости и рога буйвола, занимались ткачеством, вышивкой, плетением (корзины, сумки, мебель, шляпы), резьбой по камню, дереву, слоновой кости, рогу). Мастера, как правило, съезжались со всех провинций Вьетнама в Ханой (место современного Старого города), где располагались общинами (гильдиями) по торговым улицам. Там, в процессе производства, происходило и ремесленное обучение молодежи.
Систему государственного профессионального образования в древнем Вьетнаме нужно рассматривать с конфуцианских позиций и понимать как воспитание поведения человека. Это была строго регламентированная, жесткая со-словно - классовая система подготовки административного аппарата; чиновники были, по сути дела, первыми квалифицированными профессионалами, полу-
чившими специальное образование. Подготовка чиновничьего аппарата осуществлялась как в государственных учреждениях (truong cong), так и в частных школах (truong tu). Государственные учреждения (центральные) открывались в столицах, центрах провинций и уездов. В деревнях существовали частные тттко-лы (местные). В центральные школы могли попасть дети чиновников и аристократов. Учебные заведения отличались по уровням подготовки. Так, средние школы давали более углубленную подготовку, нежели начальные. Соответственно тому, их выпускники имели больше шансов сдать конкурсные экзамены на более высоко оплачиваемые должности в государственном аппарате. Это свидетельствует о классовой дифференциации в системе профессионального образования феодального Вьетнама. Система управления учебными заведениями находилась в подчинении императорской академии.
Большую роль в профессиональном образовании Вьетнама играла Императорская система конкурсных экзаменов, складывавшаяся в течение примерно семи столетий и окончательно сформировавшаяся к 1622 году; именно она позволяла отобрать наиболее талантливых чиновников, и давала возможность человеку получить соответствующую должность в государственном аппарате.
В самой системе конкурсных экзаменов было установлено несколько уровней. Уездные конкурсные экзамены определяли низший, базовый уровень (проводились один раз в три года); провинциальные экзамены среднего уровня проводились в городах или центрах провинции; столичные, высшего уровня, проводились в столице, во дворце императора.
Кроме ремесленного обучения молодежи при мастерских изначально образованием молодого поколения также занимались буддийские монахи. В частности, будущий король Ли Тхай То (973-1028) в отрочестве был послан на обучение в монастырь Лукто, где его обучением занимался буддийский монах Ван Хань (Van Hanh). Позднее, в годы правления династий Ли (1009-1225), Чан (1225-1400), Поздних Лe (1533-1788) и Нгуенов (1558-1777), постепенно осу-
ществлялась реорганизация системы образования: она становилась все более светской и постепенно перешла под контроль Министерства обрядов.
Первым и наиболее известным учебным заведением феодального Вьетнама было Училище славных сынов Отечества (Truong Quoc Tu Giam), открытое в 1076 году (время правления династии Чан). Это пример того учебного заведения, в котором осуществлялся отбор и подготовка образованных чиновников, способных также обучать других. Позднее, в 1253 году, в Тханглонге (нынче - Ханой), в период правления Чан Тхай Тонга (1278-1293), было создано Государственное училище (Quoc hoc vien), в котором подготовка чиновников проходила на основе изучения конфуцианских канонов, изложенных в Че-тырехкнижии (Tu nghia) и Пятикнижии (Ngu kinh). При этом обучающиеся также должны были осваивать военные знания и получать военную подготовку (vo duong), что способствовало не только развитию боевых искусств (vo nghe), но и формированию образованных людей, которые могли профессионально осуществлять организацию военных действий. Таким образом, постепенно складывалась система профессионально обученных людей, знавших военное дело.
Чиновников для провинциальных и уездных центров Вьетнама начали готовить в период правления династии Поздних Ле, при Ле Тхай То (1428-1433) в специальных образовательных учреждениях (nha Lo hoc). Надо отметить и важный для истории профессионального образования феодального Вьетнама факт создания специальных с 1483 года библиотек для обучающихся (nha bi thu) во времена правления короля Лe Тхань Тонг. В период правления Ле Тхуан Тонга во Вьетнаме были изготовлены первые ксилографы (khac ban in) для тиражирования книг (1734 год), тогда же было запрещено покупать книги в Китае. Это защищало национальную культуру и уменьшало, тем самым, влияние на нее китайской цивилизации, снижение масштабов её экспансии во Вьетнаме [3, с. 55].
История становления российского профессионального образования отличалась своеобразием. Известно, что в Древней Руси существовало несколько форм профессионального образования. Накопленный исторически социальнотрудовой опыт, характерный для определенных социальных групп, закреплялся в традициях и передавался следующим поколениям. По свидетельству исследователей, в условиях замкнутого домашнего хозяйства русский землепашец владел примерно 200 профессиональными умениями, то есть был универсалом в своем деле и этот универсализм должен был передать потомкам. Наиболее продуктивной была общинная система профессионального обучения, внутри которой стало развиваться городское ремесло, начались использоваться новые технологии и формы организации труда, т.е. появилась дробная специализация ремесел, дифференциация знаний и умений [2]. Специализация ремесел приводила к тому, что для ее поддержания и развития требовалось специальное, ремесленное обучение молодежи. В этих условиях происходит становление института ремесленного ученичества, которое могло быть домашним (в своей семье или «в людях») или в мастерской путем долгосрочного или краткосрочного обучения, индивидуальной или групповой формами обучения [2]. Своеобразным типом хозяйства в России были монастыри, достаточно обособленные от светского общества и в силу этого - многопрофильными хозяйственными структурами. В монастырских многопрофессиональных хозяйствах ведущей считалась профессия «книжника»: грамотность человека считалась техническим промыслом, ремеслом. Впоследствии, в связи с техническими нововведениями, ремесленное производство усложнилось, возникла проблема передачи информации в поколениях. Традиционные способы уже не подходили для решения этой задачи: в таких, например, ремеслах, как ювелирное дело, металлообработка, нужно было записать рецепт, правила составления сплава, произвести измерения, сделать расчеты и др.
В процессе индивидуального профессионального обучения зарождались зачатки ремесленного ученичества, которое только в XVII веке выступает как
сложившийся социальный институт воспроизводства рабочих кадров. [2]. М.И. Пальчук выделяет следующие направления государственного профессионального обучения, которое организовывалось при приказах [2]:
- ремесленное обучение, связанное с созданием мастерских палат: оружейной, золотой, серебряной, выполняющих самые разнообразные царские заказы на изготовление оружия, иконописи и живописи, ювелирные изделия;
- подготовка административного аппарата - подьячих;
- обучение "лекарских учеников", представляющее собой единую форму медицинского образования в XVII веке.
Первые учебные заведения в России, дающие профессиональную подготовку, были открыты в начале XVIII века. Их появление связано с реформами Петра I, осуществляемых в военной сфере, в экономике, культуре и образовании.
Это были специализированные школы: навигацкая, артиллерийская, геодезическая, инженерная, медицинская. Элементарную подготовку осуществляли цифирные или арифметические школы [1]. Первая техническая школа - На-вигацкая, была открыта в Москве, в Сухаревой башне 14 января 1701 года. В 1702 г. - в ней обучалось 180, в 1703 г. - 300 учащихся. Навигацкую школу прославил педагог и автор первого русского учебника «Арифметики» - Леонтий Магницкий. Учебник был издан в 1703 году тиражом 2400 книг. Математика считалась главным предметом этой школы, но учащиеся изучали и механическое дело. Механическими мастерскими Академии наук руководил А. Нартов, способный к изобретательству токарь [1]. На Урале и Алтае примерно в это же время (20-е годы XVIII века) под руководством государственного деятеля, историка, ученого В.Н. Татищева были созданы горнозаводские школы, готовившие квалифицированных рабочих и мастеров для добычи металла и его обработки. Самая крупная школа была организована в Екатеринбурге, также были открыты школы в Кунгуре, Алапаевске, Уткусе. Во второй половине XVIII века открыты горные школы в Барнауле при Змеиногорском руднике, Иртинском,
Павловском и Сугунском заводах; на юге Урала: в Кыштыме, Каспи, Златоусте, Нерченске. В.Н. Татищев разработал первое в России практическое пособие по педагогике. В 1735 г. ученый создает учебную горную библиотеку, для которой подарил 1000 томов книг своего личного собрания. Горнозаводские школы формировались из разночинцев, детей мастеровых, дети - сироты принимались независимо от их происхождения [1].
Экономическое развитие России в связи с быстрым развитием капитализма требовало подготовки большого числа квалифицированных рабочих. Прежней широко распространенной системы передачи опыта от мастера к ученикам уже было недостаточно. Ко 2-ой половине XIX века в сфере профтехобразования появляются два типа профессионально-технических учебных заведений: а) низшие и б) средние технические и ремесленные училища. Для обучения принимались дети 13-14 лет на сроки обучения от 3 до 5 лет. Значительный рост профессиональных школ, училищ привел к тому, что к началу ХХ века в России уже насчитывалось 3016 профессиональных учебных заведений, в которых обучалось около 214 тыс. человек.
Сравнивая начальные этапы становления государственной системы среднего профессионального образования нужно заметить, что на ранних этапах его развития и во Вьетнаме, и в России она, как таковая, не существовала. В каждой стране профессиональный опыт передавался однотипно: от опытного и искусного мастера к одному или нескольким ученикам. Определенное место в системе образования занимали монастыри. В условиях примитивного хозяйства тип профессионального образования на основе ремесленного ученичества вполне устраивал общество и по качеству обучения, и по количеству подготавливаемых специалистов. Централизованная подготовка профессионалов в более значительных объемах во Вьетнаме и России началась и в разные сроки, и в разных направлениях. Если во Вьетнаме первое профессиональное учебное заведение, организованное при государственной поддержке, возникло в 1076 году, то в России это произошло много столетий спустя, - в 1701 году. Можно
было бы предположить, что такой временной отрыв Вьетнамского профессионального образования мог способствовать бурному экономическому росту страны. Однако, конфуцианская основа образования не способствовала этому: чиновники-управленцы не были участниками реального производства. Особенно важным является то, что философско-этическая система общественного образования в Древнем Вьетнаме отличалась гуманитарным характером. Она хоть и зародилась значительно раньше, но не была направлена на подготовку рабочих высокой квалификации, чему мешала китайская, а затем французская зависимость страны. Типичная система подготовки профессиональных рабочих высокого уровня во Вьетнаме начала складываться лишь в начале XX века (до начала второй мировой войны).
Российская система подготовки профессиональных кадров складывалась в иных условиях: страна была независимой и сильной благодаря деятельности Петра I, а также близостью расположения к западноевропейским странам. В европейских странах, в том числе и в России образовательный акцент был сделан в сторону развития естественных наук и формализации научных открытий при помощи математического языка. Это послужило сильным толчком для развития механики, химии, физики и других наук, лежащих в основе производства. Таким образом, профессиональное образование России на самых ранних этапах его становления как государственной системы напрямую служило экономическому росту страны.
Список литературы
1. Из истории профессионального образования [Электронный ресурс]. ЦКЬ: http://muzprof.narod.ru/profobr.html (дата обращения: 28.09.12).
2. Пальчук М.И. Основные этапы развития профессионального обра-
зования и направления использования исторического опыта в современных условиях [Электронный ресурс]. ЦКЪ:
nbuv.gov.ua/Articles/KultNar/avtory/palchuk/knp/knp31_22.doc (дата обращения: 10.10.12).
3. Nguyen Quang Thang. Khoa cu va giao duc Viet Nam. Ha Noi, 1993.
218 с.
References
1. Iz istorii professional'nogo obrazovaniya [From history of professional education]. http://muzprof.narod.ru/profobr.html
2. Palchuk M.I. Osnovnye etapy razvitiyaprofessional'nogo obrazovaniya i napravleniya ispol'zovaniya istoricheskogo opyta v sovremennykh usloviyakh [Main stages of development of professional education and direction of use of historical experience in modern conditions]. nbuv.gov.ua/Articles/KultNar/avtory/palchuk/knp/ knp31_22.doc
3. Nguyen Quang Thang. Khoa cu va giao duc Viet Nam. Ha Noi, 1993.
218 p.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Фан Чунг Киен, аспирант кафедры географии и методики обучения
Шуйский государственный педагогический университет
ул. Кооперативная 24, г. Шуя, Ивановской области, 155900, Россия
e-mail: [email protected]
DATA ABOUT THE AUTHOR
Fan Chung Kiyen, post-graduate student, of department of geography and technique of training
Shuya State Pedagogical University
24, Kooperativnaya St., Shuya, Ivanovo region, 155900, Russia e-mail: [email protected]
Рецензент:
Шептуховский М.В., заведующий кафедрой географии и методики обучения ФГБОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет», доктор педагогических наук, профессор