Научная статья на тему 'Проблемы развития среднего предпринимательства и способы их решения путем принятия специального законодательства'

Проблемы развития среднего предпринимательства и способы их решения путем принятия специального законодательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
349
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / СПЕЦИАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О СРЕДНЕМ БИЗНЕСЕ / МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ / КРИТЕРИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Прохорская Анастасия Юрьевна

Задачи. Цель проведения исследования состоит в изучении причин отрицательной динамики развития среднего предпринимательства, выявления существующих проблем среднего предпринимательства, их анализе и классификации. Такой подход позволяет систематически подходить к решению указанных проблем. Причинами написания статьи послужило недостаточное нормативное регулирование исследуемого субъекта при его высоком вкладе в экономику страны. Модель. Автором была изучена научная литература по затронутому вопросу, были проведены сравнительные анализы критериев отнесения субъектов среднего предпринимательства в странах Европейского союза и Российской Федерации, были изучены существующие нормативные правовые акты в разрезе специального регулирования деятельности субъектов среднего предпринимательства. Возможность последующего использования результатов статьи. Результаты статьи предлагается использовать для устранения пробелов в российском законодательстве и совершенствования нормативной базы. На основании выводов, сделанных в статье, возможно разработать нормы, направленные на стимулирования перехода бизнеса от малых форма к средним. Практическое значение. В статье предлагается механизм по устранению пробелов, возникших из-за смешения понятий «малое» и «среднее предпринимательство». Автор предлагает применить положения настоящей работы для создания специального законодательства о деятельности среднего предпринимательства, которое бы отражало специфику его создания и развития, а также закрепляло специальные меры для поддержки вновь образованных средних предприятий. Социальные последствия. Создание специального законодательства о среднем предпринимательстве позволит качественно изменить экономическую ситуацию в России, так как именно субъекты среднего предпринимательства вносят больший вклад в ВВП страны по сравнению с малым бизнесом. Ценность. Данная работа предназначена для профессионального сообщества, изучающего проблемы среднего предпринимательства, а также студентов, аспирантов и преподавателей высших учебных заведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Прохорская Анастасия Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF MEDIUM BUSINESS DEVELOPMENT AND METHODS OF THEIR RESOLUTION BY MEANS OF SPECIAL LEGISLATION ADOPTION

Tasks. The aim of this research pursuance is the study of reasons of negative dynamics of medium business development, identification of existing problems of medium business, their analysis and classification. This approach permits to resolve them methodically. The reason of the article writing was nonsufficient normative regulation of the subject in question in spite of its big contribution into the country economics. Model. The author studied the scientific literature on the problem in question. The comparative analyses of the subjects criteria of medium business in European Union and the Russian Federation were carried out, the existing normative legal acts in view of special regulation of the subjects activities of medium business. Possibility of the later use of the article results. The article results are proposed to use to cancel blanks in Russian legislation and improvement of the normative base. On the grounds of the conclusions made in the article it is possible to develop the norms focused on the change stimulation from small business to medium one. Practical meanings. The article describes the instrument for the blanks cancellation risen because of confusion of small and medium business notions. The author proposes to apply the provisions of the present work for creation of special legislation on medium business activities which could reflect the specific nature of its creation and development as well as could consolidate the special measures for maintenance new medium business. Social consequences. The special legislation foundation on medium business permits to change in a quality manner the economic situation in the Russian Federation as they are the medium business subjects which make an invaluable contribution into gross domestic product. Value. This work is for the professional community which study the medium business problems as well as for students, post-graduate students and teachers of higher educational institutions.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития среднего предпринимательства и способы их решения путем принятия специального законодательства»

Прохорская А. Ю.

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И СПОСОБЫ ИХ РЕШЕНИЯ ПУТЕМ ПРИНЯТИЯ СПЕЦИАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

14.4. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ

СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И СПОСОБЫ ИХ РЕШЕНИЯ ПУТЕМ ПРИНЯТИЯ СПЕЦИАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Прохорская Анастасия Юрьевна, аспирант. Должность: ведущий юрист

Место работы: АО «МаксимаТелеком» Место учебы: Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

Abagova@inbox.ru

Аннотация

Задачи. Цель проведения исследования состоит в изучении причин отрицательной динамики развития среднего предпринимательства, выявления существующих проблем среднего предпринимательства, их анализе и классификации. Такой подход позволяет систематически подходить к решению указанных проблем. Причинами написания статьи послужило недостаточное нормативное регулирование исследуемого субъекта при его высоком вкладе в экономику страны.

Модель. Автором была изучена научная литература по затронутому вопросу, были проведены сравнительные анализы критериев отнесения субъектов среднего предпринимательства в странах Европейского союза и Российской Федерации, были изучены существующие нормативные правовые акты в разрезе специального регулирования деятельности субъектов среднего предпринимательства.

Возможность последующего использования результатов статьи. Результаты статьи предлагается использовать для устранения пробелов в российском законодательстве и совершенствования нормативной базы. На основании выводов, сделанных в статье, возможно разработать нормы, направленные на стимулирования перехода бизнеса от малых форма к средним. Практическое значение. В статье предлагается механизм по устранению пробелов, возникших из-за смешения понятий «малое» и «среднее предпринимательство». Автор предлагает применить положения настоящей работы для создания специального законодательства о деятельности среднего предпринимательства, которое бы отражало специфику его создания и развития, а также закрепляло специальные меры для поддержки вновь образованных средних предприятий.

Социальные последствия. Создание специального законодательства о среднем предпринимательстве позволит качественно изменить экономическую ситуацию в России, так как именно субъекты среднего предпринимательства вносят больший вклад в ВВП страны по сравнению с малым бизнесом.

Ценность. Данная работа предназначена для профессионального сообщества, изучающего проблемы среднего предпринимательства, а также студентов, аспирантов и преподавателей высших учебных заведений. Ключевые слова: среднее предпринимательство, специальное законодательство о среднем бизнесе, меры поддержки, критерии.

PROBLEMS OF MEDIUM BUSINESS DEVELOPMENT AND METHODS OF THEIR RESOLUTION BY MEANS OF SPECIAL LEGISLATION ADOPTION

Prohorskaya Anastasia Ju., Post-graduate, leading lawyer

Work place: «MaximaTelecom», JSC

Study place: Kutafin Moscow State Academy of Law

Abagova@inbox.ru

Annotation

Tasks. The aim of this research pursuance is the study of reasons of negative dynamics of medium business development, identification of existing problems of medium business, their analysis and classification. This approach permits to resolve them methodically. The reason of the article writing was non-sufficient normative regulation of the subject in question in spite of its big contribution into the country economics.

Model. The author studied the scientific literature on the problem in question. The comparative analyses of the subjects criteria of medium business in European Union and the Russian Federation were carried out, the existing normative legal acts in view of special regulation of the subjects activities of medium business.

Possibility of the later use of the article results. The article results are proposed to use to cancel blanks in Russian legislation and improvement of the normative base. On the grounds of the conclusions made in the article it is possible to develop the norms focused on the change stimulation from small business to medium one.

Practical meanings. The article describes the instrument for the blanks cancellation risen because of confusion of small and medium business notions. The author proposes to apply the provisions of the present work for creation of special legislation on medium business activities which could reflect the specific nature of its creation and development as well as could consolidate the special measures for maintenance new medium business.

Social consequences. The special legislation foundation on medium business permits to change in a quality manner the economic situation in the Russian Federation as they are the medium business subjects which make an invaluable contribution into gross domestic product.

Value. This work is for the professional community which study the medium business problems as well as for students, post-graduate students and teachers of higher educational institutions. Keywords: Medium business, special legislation on medium business, measures of maintenance, criteria.

Бизнес в законе.

Экономико-юридический журнал

5'2016

Проводимые реформы законодательства качественно меняют различные стороны жизни общества и часто затрагивают особенности деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, но не решают некоторых насущных проблем среднего бизнеса. Между тем, среднее предпринимательство — это инновационный и эффективный субъект экономики. Организации среднего размера являются связующим звеном между малым и крупным бизнесом, они мобильны и могут адаптировать методы работы под экономическую обстановку страны. Такие компании хорошо ориентированы в своей отрасли, работают на производстве специальных продуктов, хорошо знают потребности своего покупателя и постоянно совершенствуют процесс. Субъекты среднего предпринимательства являются высокопроизводительными компаниями. Деятельность таких организаций решает социальные проблемы, восполняя дефицит необходимых товаров, обеспечивая рабочие места и развивая конкуренцию.

Изучение распределения среднего бизнеса показало, что такие организации шире представлены на региональном уровне, где они способны противостоять давлению крупных компании за счет привлечения высококлассных специалистов, модернизации производства и сосредоточения на специфическом товаре. В то же время на уровне национального рынка таким субъектам сложно конкурировать с крупными компаниями из-за ресурсных ограничений и отсутствием законодательной поддержки.

Опыт иностранных государств с успешно развивающейся экономикой показывает прямую зависимость между успешно функционирующими средними предприятиями в промышленности и строительстве и вкладом этого сектора в ВВП. Во многих странах среднему предпринимательству создаются специальные условия и действуют особенные механизмы государственной поддержки.

Несмотря на предпринимаемые в Российской Федерации в последние годы усилия по улучшению климата для развития субъектов малого и среднего предпринимательства (далее -МСП), его доля в экономике страны невысока и вклад в ВВП страны не превышает 21%, что несопоставимо с показателями в развитых странах, где эта доля составляет 50 и более процентов. Для понимания причин отрицательной динамики проведем анализ и выявим проблемы в становлении и развитии средних предприятий.

По мнению автора, на хозяйственную деятельность средних предприятий оказывают влияние два вида обстоятельств -внутренние и внешние. К внутренним факторам относятся те, что оказывают воздействие на функционирование: способ распределения финансов, система управления, особенности производственного процесса. Данные обстоятельства зависят от модели управления и регулируются внутри организации. Так как предприятие является открытой системой, его развитие зависит от внешних условий. К внешним условиям относятся экономическая и политическая ситуация, социальные проблемы и так далее.

Классифицируем проблемы в функционировании средних предприятий по сферам деятельности на экономические и политические.

Экономические условия. По оценке предпринимателей, на финансовое состояние организации оказывают влияния такие проблемы, как высокие налоги, отсутствие кредитных ресурсов, затруднение при выходе на рынки сбыта. Проблема доступности заемного финансирования на сегодня является са-

мой актуальной проблемой для среднего бизнеса. Организации не могут получить кредитование не только на долгосрочные проекты, но и на текущие расходы. Проблема с высокими налогами до сих пор существует, но уходит на второй план по сравнению с прошлыми годами. Среди более актуальных проблем выделяют как сокращение инвестиций, так и отток капитала. Растут цены на импортное оборудование и на текущие расходы бизнеса. Средним предприятиям сложно находить рынок для сбыта своей продукции. Все эти негативные факторы оказывают отрицательное влияние на развитие среднего предпринимательства.

К политическим условиям, ограничивающим развитие среднего предпринимательства, относятся бюрократические процедуры, высокий уровень коррупции, административные барьеры. И если данные проблемы встречаются и при развитии малого предпринимательства, то специфическим для среднего предпринимательства является недостаточность нормативной базы, регулирующей деятельность среднего предпринимательства с учетом специфики отрасли.

Первоочередными мерами, направленными на стабилизацию сложившейся ситуации и стимулирование развитие среднего предпринимательства, могут стать:

1. с экономической точки зрения - увеличение финансирования, снижение налоговой нагрузки, упрощение доступа на внешние рынки, введение льгот на развитие бизнеса на период становление организаций в качестве субъекта среднего предпринимательства;

2. с политической точки зрения - снижение административных барьеров, борьба с коррупцией, разработка специального законодательства, регулирующего развитие среднего предпринимательства.

В связи с обозначенными проблемами, среднее предпринимательство ожидает от государства активных мер, которые сократят пробелы в нормативном регулировании и будут нацелены на разрешение текущих проблем среднего бизнеса. Помимо разработки специального законодательства, субъектам среднего бизнеса необходима последовательная государственная политика. Обозначая МСП приоритетным направлением, государством в последние годы были введены нормы, противоречащие интересам среднего предпринимательства. К таким мерам относятся: увеличение страховых платежей, отмена льгот по налогу на имущество, организация специальных налоговых режимов, введение торгового сбора, предъявление

новых требований по проведению специальной оценки усло-

1

вий труда и другие .

Такая непоследовательность, по мнению автора, связана с декларативным характером существующих норм поддержки субъектов среднего бизнеса. Текущее законодательство лишь обозначает особенности развития среднего предпринимательства и не раскрывает его содержание. Также проблемой существующего законодательства является его нестабильность и частые изменения. Например, постоянно корректируется понятие малого и среднего предпринимательства за счет изменения критерий отнесения к нему. Основной закон, регулирующий развитие малого и среднего предпринимательства, редактировался 16 раз. Такие корректировки, хотя и связаны с изменением политических и экономических задач, в целом,

1 Вайпан В.А. Основы, проблемы и новые изменения в правовом регулировании деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства. Журнал предпринимательского и корпоративного права. 2016. №2. 9 с.

Прохорская А. Ю.

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И СПОСОБЫ ИХ РЕШЕНИЯ ПУТЕМ ПРИНЯТИЯ СПЕЦИАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

негативно влияют на доверие предпринимателей к государству и на возможность долгосрочного планирования хозяйственной деятельности.

Для подтверждения своей позиции проведем анализ появления и становления нормативной основы регулирования деятельности среднего предпринимательства.

Упоминание среднего предпринимательства в законодательстве отсутствовало до принятия Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»2 (далее - Закон о МСП), то есть до 2007 года среднее предпринимательство не выделялось в самостоятельную категорию и учитывалось совместно с крупным. В связи с этим отсутствовали специальные меры поддержки такого субъекта, не были учтены особенности возникновения и развития таких организаций, государство не видело задачи в усилении роли таких организаций.

С принятием Закона о МСП начинается период регулирования деятельности среднего бизнеса. Рассматриваемый закон регулирует отношения в сфере развития малого и среднего предпринимательства, определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры их поддержки, виды и формы такой поддержки и разграничивает компетенцию органов исполнительной власти в данной сфере.

Помимо Закона о МСП, существуют законодательные акты, детализирующие правовое положение субъектов среднего предпринимательства. К федеральным законам можно отнести Гражданский кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 26 декабря 2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Федеральный закон от 26 июля 2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Федеральный закон от 21 декабря 2001 года №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Помимо законов существует множество постановлений Правительства РФ по отдельным вопросам развития среднего предпринимательства, например, об имущественной поддержке, о ведение реестров МСП.

Значительную роль в правовом регулировании среднего предпринимательства играют нормативные правовые акты субъектов РФ. Например, в Москве действует Закон г. Москвы от 26 ноября 2008 г. № 60 «О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве», который регулирует отношения, возникающие между органами государственной власти города Москвы, юридическими и физическими лицами в сфере предоставления поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в городе Москве, определяет формы и виды такой поддержки, источники ее средств и ресурсов, а также цели и условия деятельности организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Москве.

Хотя сегодня и существует разветвленная система нормативного правового регулирования деятельности среднего предпринимательства, по мнению автора, это не улучшает положение таких субъектов. Рассмотрим существенные проблемы, выявленные в ходе анализа действующего законодательства.

Первой проблемой, на наш взгляд, является закрепление понятия «среднее предпринимательство», которое исключает

2 СЗ РФ. 2007. № 31. Ст. 4006.

часть реального сектора среднего бизнеса. Определение среднего предпринимательства дается через количественные критерии отнесения к нему: среднюю численность работников (101-250 человек) и предельное значение выручки от реализации товаров (до 2 млрд рублей). В Евросоюзе средними считаются организации с численностью 50-250 человек (а в Германии до 500) и выручкой 40-50 млн евро. Полагаем, что существующие в Российской Федерации критерии являются узконаправленными, а их цель - выделение сравнительно небольших организаций, имеющих право на государственную поддержку. Для выявления реального среднего бизнеса было проведено сравнение и выявлено, что диапазон выручки составляет от 200 млн до 20 млрд рублей3. Численность же работников, на наш взгляд, должна меняться в зависимости от отрасли. Таким образом, полагаем, что установленные размеры некорректно определяют круг субъектов среднего предпринимательства, следовательно, вне правового регулирования остаются реальные средние предприятия.

Следующий пробел в законодательстве о среднем предпринимательстве, на наш взгляд, - это отсутствие реальных мер поддержки. Анализ действующего законодательства показывает направленность господдержки на микропредприятия и индивидуальных предпринимателей (специальные налоговые режимы, упрощенные способы ведение бухгалтерского учета, особенности участия в госзакупках). Отдельных мер поддержки среднего предпринимательства практически не предусмотрено. При отсутствии специального законодательства, учитывающего особенности развития и становления среднего предпринимательства, невозможно объективно оказывать поддержку таким субъектам. При формировании мер поддержки среднего предпринимательства надо ориентироваться на реальные потребности конкретных организаций. Направленные меры поддержки должны учитывать специфику отрасли, в которой функционирует организация. Исследование сегмента среднего предпринимательства показывает, что представлено оно в большей степени в оптовой торговле, обрабатывающем производстве, сельском хозяйстве и строительстве. Так, для обрабатывающего производства проблемой является отсутствие инновационных подходов, для сельского хозяйства -низкий уровень финансирования и отсутствие рынка сбыта, в строительстве присутствует высокая конкуренция. Поэтому меры государственной поддержки среднего предпринимательства должны дифференцироваться в зависимости от принадлежности к конкретной отрасли. Таким образом, одной из основных задач государства при совершенствовании законодательства должно стать создание механизмов поддержки среднего предпринимательства, которые должны учитывать особенности размера организации, их реальные нужды, особенности функционирования в отдельных отраслях - и при этом иметь адресный характер.

В связи с указанными коллизиями автор предлагает разработать специальный закон, учитывающий особенности развития среднего предпринимательства. На сегодня это является самым доступным и эффективным способом стимулирования среднего бизнеса. Мы полагаем, что закон о среднем предпринимательстве должен отделить малый бизнес от среднего и ввести специальные меры его поддержки. Тем самым будет

3 Лиман И.А., Гольдман И.Ю. Особенности функционирования и развития среднего бизнеса России в контексте взаимоотношений с государством. Вестник Тюменского государственного университета. 2014. №11. Экономика. 68-77 с.

Бизнес в законе.

Экономико-юридический журнал

5'2016

достигнута задача, направленная на увеличение доли среднего предпринимательства за счет перерастания малого. Сейчас малый бизнес не стремится переходить в средний, так как лишается ряда привилегий. При устранении данного неравенства и при введении дополнительных льгот на период адаптации процесс развития организаций не будет останавливаться.

Список литературы:

1. Артемов А.В. Малый и средний бизнес: понятие, критерии, категории субъектов, место и роль в рыночном хозяйстве. Социально-политические науки. 2016. № 2.

2. Вайпан В.А. Основы, проблемы и новые изменения в правовом регулировании деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства. Журнал предпринимательского и корпоративного права. 2016. №2.

3. Левушкина С.В. Триада взаимосвязи устойчивости, нового качества роста и эффективности как системная парадигма развития малых и средних бизнес-структур. Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2013. № 5.

4. Лиман И.А., Гольдман И.Ю. Особенности функционирования и развития среднего бизнеса России в контексте взаимоотношений с государством. Вестник Тюменского государственного университета. 2014. №11. Экономика.

РЕЦЕНЗИЯ

Статья Прохорской Анастасии Юрьевны затрагивает проблематику развития среднего предпринимательства в Российской Федерации. Автор подчеркивает отрицательную динамику и высказывает свое мнение относительно причин ее возникновения. В статье анализируются обстоятельства, влияющие на развитие субъектов среднего бизнеса (далее - ССБ) и классифицируется в зависимости от природы возникновения на внешние и внутренние, а те, в свою очередь, на политические и экономические. Такой подход позволяет системно подойти к решению возникающих трудностей и поэтапно устранять их. Автор видит решение большей части проблем ССБ в принятии специального законодательства, которое отразит специфику появления и становления среднего предпринимательства, закрепит специальные меры, направленные на их поддержку и тем самым, стимулирует переход субъектов малого бизнеса в средние формы, что в свою очередь позволит улучшить экономический климат в России.

В статье подчеркивается непоследовательность политики государства в отношении субъектов среднего предпринимательства и отсутствие специального законодательства, позволившего решить насущные проблемы среднего предпринимательства.

Актуальность исследования обусловлена повышенным вниманием государства к субъектам малого и среднего предпринимательства и, при этом, непоследовательностью принимаемых мер. В законодательстве отсутствуют четкие качественные критериев для разграничения малого бизнеса от среднего, не предусмотрены специальные меры для среднего бизнеса. Государство, с одной стороны, понимает необходимость поддержки рассматриваемых субъектов, а с другой направляет меры поддержки на субъекты малого предпринимательства. Новизна выражается в предложение о совершенствовании нормативной правовой базы и создании специального закона.

Все разделы работы логически взаимосвязаны, а положения статьи подтверждены цитатами из научной литературы и подкреплены статистическими данными.

Рецензируемая статья рекомендована к публикации в открытой печати и ранее не публиковалась.

Доктор юридических наук, профессор кафедры предпринимательского и корпоративного права ФГБОУ ВО «Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)»

О.А. Тарасенко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.