Научная статья на тему 'Проблемы развития системы подготовки кадров высшей квалификации: структурно-логический и ценностно-смысловой аспекты'

Проблемы развития системы подготовки кадров высшей квалификации: структурно-логический и ценностно-смысловой аспекты Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
130
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SCIENTIFIC ACTIVITIES TECHNOLOGY / CHANGES OF SOCIAL FORMS OF PEDAGOGICAL WORKERS / IDEAL PROJECT OF SCIENCE AND SCIENTIST / "LOGOSPHERE" AND PARADIGMATIC BASIS OF DEPARTMENTAL SCIENCE / THE CLASSIC MODEL OF SCIENTIFIC RESEARCH METHODOLOGY / THE RELATIONSHIP OF QUANTATIVE AND QUALITATIVE RESEARCH / DEPARTMENTAL SCIENTIFIC SCHOOLS / METACATEGORY OF PSYCHOLOGY / TECHNOLOGIZATION OF THE SCIENTIFIC ACTIVITY AND CREATIVITY / ТЕХНОЛОГИИ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ИЗМЕНЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ФОРМ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ИДЕНТИЧНОСТЬ НАУЧНЫХ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ / ИДЕАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ НАУКИ И УЧЕНОГО / "ЛОГОСФЕРА" И ПАРАДИГМАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ ВЕДОМСТВЕННОЙ НАУКИ / КЛАССИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ МЕТОДОЛОГИИ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ / СООТНОШЕНИЕ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ И КАЧЕСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ / ВЕДОМСТВЕННЫЕ НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ / МЕТАКАТЕГОРИИ ПСИХОЛОГИИ / ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ТВОРЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шаранов Юрий Александрович, Устюжанин Виктор Николаевич

В статье рассматриваются основные тенденции и противоречия в системе подготовки кадров высшей квалификации. Ставится проблема перехода к новой модели научной деятельности, основанной на постмодернистской парадигме гуманитарной науки и рыночных принципах управления производством научного знания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шаранов Юрий Александрович, Устюжанин Виктор Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

High qualification personnel training systems’ development problems: structural-logical and value-semantic aspects

The article examines the main trends and contradictions in the system of personnel training of higher qualification. The problem of transition to a new model of scientific activity based on the postmodern paradigm of the Humanities and market principles of production management of scientific knowledge is discussed.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития системы подготовки кадров высшей квалификации: структурно-логический и ценностно-смысловой аспекты»

2. Кудин, В. А., Гейжан, Н. Ф., Трипутин, С. Н. Патриотическое воспитание курсантов в Санкт-Петербургском университете МВД России // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2016. - № 2 (70). - С. 4-10.

3. Мазур, М. А. Формирование патриотической культуры у сотрудников органов внутренних дел : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08/Мазур Марина Анатольевна.- Челябинск, 2013. - 233 с.

4. Международная конференция по новым образовательным технологиям #EdCrunch 2016 [Электронный ресурс] // Сайт Международной конференции по новым образовательным технологиям #EdCrunch: - 2016. - Режим доступа: http://edcrunch.ru/about (дата обращения: 17.10.2016).

5. Миронов, Д. Ф. Современный коммуникативный паттерн и его влияние на образовательный процесс // Вестник СПб ГУКИ. - 2014. - № 2 (19). - С. 46-49.

6. Шанько, В. В. Педагогическая технология формирования профессионально-правовой культуры у будущих сотрудников МВД России : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08/Шанько Виктор Викторович. - Невинномысск, 2013. - 183 с.

УДК 378.048.2

Ю.А. Шаранов*, В.Н. Устюжанин**

Проблемы развития системы подготовки кадров высшей квалификации: структурно-логический и ценностно-смысловой аспекты

В статье рассматриваются основные тенденции и противоречия в системе подготовки кадров высшей квалификации. Ставится проблема перехода к новой модели научной деятельности, основанной на постмодернистской парадигме гуманитарной науки и рыночных принципах управления производством научного знания.

Ключевые слова: технологии научной деятельности, изменение социальных форм научной деятельности, идентичность научных и педагогических работников, идеальный проект науки и ученого, «логосфера» и парадигмальные основания ведомственной науки, классическая модель методологии научных исследований, соотношение количественных и качественных исследований, ведомственные научные школы, метакатегории психологии, технологизация научной деятельности и творчество.

Y.A. Sharanov*, V.N. Ustjuzhanin**. High qualification personnel training systems' development problems: structural-logical and value-semantic aspects. The article examines the main trends and contradictions in the system of personnel training of higher qualification. The problem of transition to a new model of scientific activity based on the postmodern paradigm of the Humanities and market principles of production management of scientific knowledge is discussed.

Keywords: scientific activities technology, changes of social forms of pedagogical workers, ideal project of science and scientist, "logosphere" and paradigmatic basis of departmental science, the classic model of scientific research methodology, the relationship of quantative and qualitative research, departmental scientific schools, metacategory of psychology, technologization of the scientific activity and creativity.

В основе современной системы подготовки кадров высшей квалификации лежат принципы, структура и содержание научного труда, который институализирует научную деятельность как способ существования общественной формы производства теоретически обоснованных, систематизированных

* Шаранов, Юрий Александрович, профессор кафедры юридической психологии Санкт-Петербургского университета МВД России, доктор психологических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации. Адрес: Россия, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел.: (812) 744-13-13. E-mail: niospba@mail.ru.

** Устюжанин, Виктор Николаевич, профессор кафедры юридической психологии Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат педагогических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации. Адрес: Россия, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел.: (812) 744-13-13. E-mail: uvn52@rambler.ru.

* Sharanov, Yury Alexandrovich, professor of Legal Psychology Department, Saint-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, doctor of psychological sciences, professor, Honored worker of the higher school of the Russian Federation. Address: Russia, 198206, Saint-Petersburg, Lyotchika Pilyutova str., 1. Ph.: (812) 744-13-13. E-mail: niospba@mail.ru.

** Ustjuzhanin, Viktor Nikolaevich, professor of Legal Psychology Department, Saint-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, candidate of pedagogic sciences, professor, the Honored worker of higher school of the Russian Federation. Address: Russia, 198206, Saint-Petersburg, Lyotchika Pilyutova str., 1. Ph.: (812) 744-13-13. E-mail: uvn52@rambler.ru. © Шаранов Ю.А., Устюжанин В.Н., 2016

знаний об объективных законах материального мира в целях их рационального использования. В современных условиях развития социума наблюдается тенденция изменения внешней и внутренней структуры научного труда под влиянием рыночных отношений и новых технологий производства и потребления знаний [2, с. 102].

Бурное развитие рыночных принципов организации труда делает очевидной связь между спросом и предложением, особенно в сфере гуманитарного знания. Подавляющее большинство принятых за последние годы Министерством образования и науки России документов [3; 4] еще в большей степени обнажило парадигмальные особенности развития естественных и гуманитарных наук. Переход к инновационной экономике в условиях жёсткой международной конкуренции и санкций естественным образом приводит к трансформации научных исследований. В этом процессе социальные и гуманитарные науки, а также подготовка научно-педагогических кадров переживают перманентный кризис. Надежда на всеобъемлющее рыночное регулирование качества системы образования и освобождение научно-педагогической деятельности от псевдонаучной активности и «излишних» кадров себя пока не оправдывает. Вместе с этим наблюдается невосполненный дефицит высококвалифицированных научных и педагогических работников. Причин такого положения дел несколько, но одной из основных выступает сравнительно медленный и противоречивый процесс интеллектуализации социальной сферы общества и экономики.

В современном обществе имеет место ряд факторов, которые изменяют структуру науки как социального института. Рынок требует быстрого и эффективного решения практических задач, сокращения времени от генерации идеи до её воплощения и внедрения в практику. Как правило, практически ориентированные специалисты вынуждены самостоятельно, не используя теоретических знаний, формулировать проблему, достаточно оперативно проводить исследование, а его результаты быстро реализовывать. В итоге представители естественных наук, связанные с созданием и применением наукоемких технологий и способов производства, с разработкой и реализацией нового или усовершенствованного вида продукта (товара, услуги), и направленные на обеспечение экономического роста и конкурентоспособности производства, оперируют завершенными научными разработками и, по существу, исключают фундаментальные, теоретические исследования с длинным циклом, сложным дизайном и неопределенным рыночным спросом. При этом ими действительно решаются реальные проблемы, которые выступают преимущественно в форме задач, тогда как исследования в сфере гуманитарных наук, в т.ч. в педагогике и психологии, строятся, исходя из традиционных принципов знания. Как правило, в гуманитарных науках проблема в лучшем случае может быть обозначена или даже поставлена, но вместо её решения чаще всего предлагается некая теоретическая модель, которая, по замыслу разработчика, вместо реального решения проблемы наглядно демонстрирует один из возможных вариантов её решения в отдаленной перспективе. Знания, которые при этом открываются автором, начинают выступать в качестве самоцели, т.к. применяются самим исследователем. Тем самым сам процесс научной деятельности и полученный результат, содержащий новые научные знания, предназначенные для продажи, практически не опосредуются рыночным спросом и не обладают необходимыми атрибутами товара. Для коммерциализации подобного рода результата необходимо, чтобы знание находило применение, «потреблялось», обретало стоимость в новом продукте, обменивалось, но для этого нужны дополнительные усилия.

Давление рыночных механизмов применительно к гуманитарной науке имеет свои особенности. Это вовсе не значит, что создание и развитие новых социальных технологий не востребовано обществом. Дело обстоит как раз наоборот: экономическое и социальное развитие зачастую тормозится именно по причине острого дефицита жизнеспособных, перспективных идей. Количество завершённых научных исследований, в которых предпринимается попытка продуцировать новые идеи и ценности, не уменьшилось, т.е. знание по-прежнему является главной производительной силой, а наука сохраняет и, несомненно, повышает свою важность в совокупности основных ресурсов государства.

Однако ситуация не столь однозначна и во многом определяется тем, что изменение социальных форм научной деятельности и воспроизводство новых социальных практик не привели к повсеместному господству новых видов идентичностей у практикующих поколений научных и педагогических работников. Старые виды профессиональных идентичностей у них мирно уживаются с новыми, порождая различные симбиозы традиционных ценностей и ультрасовременных образов идеальной науки. По этой причине «переходная» гуманитарная наука не продуцировала сегодня ни одной идеи и ни одной социальной технологии, с помощью которой можно было бы формировать «инновационного человека», строить новый жизненный уклад и сознание «человека перехода». Более того, существующие достижения в области интеллектуальных технологий гуманитарных наук, прежде всего различных отраслей психологической науки, зачастую используются не по назначению. Вместо создания новой идеологии жизни и труда современного человека интеллектуальные ресурсы, в т.ч. и

соответствующие информационные, сетевые технологии всё чаше используются для манипуляции общественным сознанием. Здесь тенденция рынка очевидна: с помощью подобного рода технологий обеспечивается переход к инновационной экономике, к принципиально новому качеству жизни, где главным действующим лицом должен будет выступать человек-потребитель, а наука должна выполнять преимущественно сервисную функцию. Опасность сужения функций науки, тенденция превращения её в придаток политического и финансово-экономического истеблишмента в современных условиях развития социума как никогда реальна. Для того чтобы научная и педагогическая деятельность продолжала выполнять свои социально-значимые функции, направленные на всесторонне развитие граждан, она должна прежде всего решать приоритетные задачи государства и быть свободной от доминирующего влияния бизнеса.

Сложившаяся ситуация доказывает, что развитие науки далеко не во всём совпадает с тенденциями развития общества на том или ином этапе реформирования государственных институтов. Так, на развитие ведомственной науки наибольшее воздействие оказывают существующая «логосфера», или логика функционирования культуры профессионального сообщества, к которому принадлежит сообщество учёных.

Реформирование органов внутренних дел мало что изменило в парадигмальных основаниях ведомственной науки. Наблюдается постепенная трансформация действующих образовательных и научно-исследовательских проектов, возрастает скорость появления и смены различных видов социальных технологий. За последние 10-15 лет в органах внутренних дел произошли заметные изменения в структуре и содержании правоохранительной деятельности, в системе её ценностей, и особенно в технологии работы с кадрами [5]. Явное и неявное давление зарубежных кадровых технологий успешно преодолевается, психологи, педагоги и управленцы научились адекватно оценивать положительное и приспосабливать достижения зарубежных коллег к отечественной научной традиции и национальной культуре. Значительное количество завершенных диссертационных исследований только на кафедре юридической психологии Санкт-Петербургского университета МВД России в последнее время позволило создать перспективные технологии для отбора и аттестации кадров, разработать систему оценочных процедур по оценке профессиональной квалификации и психологической надёжности сотрудников в соответствии с занимаемой ими должностью [6, с. 223-228]. Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения, что психологическое, нравственное, ценностно-смысловое и духовное соответствие личностного профиля сложным условиям службы, чёткость и определённость профессиональных компетенций оказываются важнейшими качествами, отличающими сотрудника полиции.

Одновременно с этим анализ характера изменений в ведомственной науке указывает на тенденции смены существующей классической модели гуманитарной науки и методологии научных исследований. Постепенно уходит из научных текстов нарратив, метафора, гибридизация повествования, когда текст и авторефлексия раскрывают особый стиль автора, который постоянно открывает себя в местоимении «я». На смену идет новый язык, точнее, языки, с изощренными гипертекстовыми инструментами и многообразными связями с интернет-референциями, с математическими средствами обобщения данных, тонкими измерительными процедурами и математическим языком, за которыми автор никак себя не обнаруживает. Данная тенденция обеспечивается непрерывностью в культивировании базовых теорий и некоторых исследовательских программ, которые сложились за последние десятилетия и содержат принятые в научном сообществе методологические правила (положительная эвристика) и соответствующие исключения (отрицательная эвристика). Наблюдается противоречивый процесс развития и смены типов парадигм, методологий исследовательской деятельности с одновременным сохранением традиционных академических подходов.

На примере психолого-юридической науки видно, как совершается поворот от классической к неклассической и постнеклассической картине мира, одновременно с этим осмысляются новые идеалы научности. Психология входит во всё более тесную связь с широким контекстом современных достижений в области философии науки и методологии гуманитарных наук, нейрокогнитологии и нейробиологии, искусственного интеллекта и теории моделирования. Одним из хорошо различимых измерений неклассического вектора в психологии является развитие качественных исследований. Как правило, качественные исследования требуют новой, во многом специфической методологии, т.к. представляют собой междисциплинарный проект, который чаще всего возникает и получает развитие преимущественно вне психологии. Сегодня только на кафедре юридической психологии Санкт-Петербургского университета МВД России проводятся междисциплинарные диссертационные исследования по аксиологическим проблемам надежности деятельности сотрудника, атрибутивным технологиям познания сотрудников полиции на транспорте, импровизации в деятельности следователей, дискурсивной психологии правопорядка, акмесинергетике развития деятельности

и «понимающей методологии» подготовки кадров, семантическим моделям психологического сопровождения сотрудников и ряду других перспективных тем.

Далеко не все исследователи осознают (признают или отрицают) данное явление в качестве заметного поворота в парадигмальных установках представителей юридической психологии.

Вместе с тем предметное содержание сегодняшней юридической психологии настолько быстро развивается, что уже не помещается в рамки научной специальности. Это при том, что развитие каждой последующей частной психологической теории осуществляется посредством получения из предыдущей теории некоторой прибавки в виде вспомогательных условий, семантической интерпретации её понятий с целью устранения возникающих противоречий с новыми фактами, т.е. в психологии развитие теорий происходит, как правило, путём добавления к ним нового эмпирического содержания, отвечающего принципам верифицируемости. В этой связи процесс замены теорий другими, с более высоким уровнем обоснованного (доказанного) содержания и вполне совместимыми друг с другом, происходит очень трудно и медленно. Именно по этой причине не всегда просто дать объективную оценку уровню новизны результатов отдельных научных исследований, а также в целом оценить прогрессивность (или регрессивность) развития психологии. Это в определённом смысле становится возможным, если рассматривать психологическую науку как исследовательскую метапрограмму.

Однако сложившиеся ведомственные научные школы в основном ориентируются на старые, традиционные способы научного познания, в которых преобладают эмпирические, количественные методы обобщения данных и привычные правила их интерпретации. Не случайно в юридической психологии практически отсутствуют теоретические и исторические исследования, в т.ч. и в области методологии науки. В научном сообществе до сих пор с подозрением относятся к исследованиям, в которых широко не применяется тестовые методики и математические языки описания. Для альтернативного тренда развития необходимо создавать активные научные школы с творческой направленностью деятельности, с выраженным междисциплинарным характером научно-исследовательских проектов.

Сегодня для юридической психологии жизненно важным является широкое обращение к методологическим поискам в области междисциплинарных проблем философии и социологии права, культурной антропологии и теории дискурса, юридической акмеологии [6], современным психотехникам, психо- и социолингвистики, а также к синтезу достижений этих наук. Отсутствие новой, сетевой методологии приводит к тому, что в процессе научных исследований психологи сталкиваются с рядом серьезных методологических проблем. Дело в том, что многие фундаментальные категории, такие как «надежность сотрудника», «аксиологическая надежность деятельности», «агрессивное поведение», «креативная личность сотрудника», «психическая травма», «психолингвистическое измерение», «конфликтная личность» и некоторые другие обладают выраженным междисциплинарным характером и плохо верифицируются. Другими словами метакатегории «сопротивляются» непосредственному переводу на психологический и математический языки и не поддаются процедурам традиционной философско-методологической рефлексии. В этой связи нередко приходится констатировать парадокс, который заключается в том, что научное исследование проведено, а фактически защищать его не представляется возможным. Как правило, работы, посвященные новым, междисциплинарным референциям, включают в себя добротный эмпирический материал, полученный с помощью традиционных методов и стандартизированных методик, а процедура концептуализации ограничивается только перечислением и цитированием известных авторов и авторитетных научных источников. При этом первичный научный синтез не проводится, авторская концепция отсутствует или ограничивается заимствованными чужими определениями базового понятия.

Оценивая подобного рода ситуацию средствами методологического анализа и мысленно воспроизводя деятельность исследователя, порождающего знание, можно столкнуться с тем, что её, научно-познавательную деятельность, нельзя представить как линейный одномерный процесс. Она выступает как совокупность средств деятельности, которые используются субъектом в зависимости от уровня их осознания, научных и личных предпочтений, познавательных стратегий, которые сложились в практике научной школы. Другими словами, эксперты, как правило, озабочены не выявлением уровня научности работы, а уровнем субъективности интерпретативной работы учёного, корректным использованием им в своем исследовании различных техник работы с данными, предполагающими следование принятым в научной школе методологическим подходам. В итоге формальные процедуры обобщения и оперирования данными доминируют над оригинальностью и креативностью содержания работы, над глубиной осмысления проблем. При этом подобного рода научные исследования вписываются в требования, предъявляемые к ним, иначе пришлось бы обратить внимание на практически полное отсутствие экспериментальных и так называемых поисковых,

разведывательных исследований, а также признать тенденцию перехода от методологически строгой фиксации чётко определяемых объектов исследования к мышлению в контексте неравновесных или диссипативных социальных объектов с текучими границами между ними. Пока личность в качестве объекта исследования «обездвижена», её поведение статично и не мешает проведению диагностических процедур, ничто не препятствует и традиционной технологии проведения научных исследований.

Можно констатировать, что сегодня уже наблюдаются признаки истощения ресурсов нормативной методологии научных исследований и в целом существующей модели научной деятельности, а вместе с ними - и смыслов подготовки научных кадров [7]. Данная ситуация в определенной степени объясняется господствующей тенденцией к технологизации не только научной деятельности, но и всего каркаса гуманитарного знания в угоду идеалам простоты и практичности. Всё, что не поддается технологизации, не просто откладывается на потом, оно иногда игнорируются. В социальные структуры активно внедряются принципы и методы естественных наук, представители которых оперируют линейными законами и прогнозируемыми результатами. При этом особенности построения психики человека, сложные модели функционирования социальных систем и организации деятельности оказываются избыточными или попросту игнорируются. Прагматический тренд является следствием господства технологического уклада в экономике, нормы и ценности которого экстраполируются в технологии производства научного знания и подготовку кадров. Стремление уйти от привычного умозрительного, абстрактного теоретизирования, от дескриптивной и нарративной технологии к гипертексту, к изощренному математическому языку анализа и обобщения зачастую обращает исследователя в раба еще большей абстракции. В обширных тестовых методиках и математико-статистических обобщениях порой совсем утрачивается первичный, онтологический смысл полученных эмпирических данных. Достоверность результатов определяется не характером связи с практикой или деятельностью, а опосредовано, средствами математической процедуры. Тем самым одна из функций методологии - выступать в качестве рационализации и рефлексии относительно смысла и направленности любого вида деятельности, выявления ее человеческих мотивов, ее нравственных и ценностных регуляторов - попросту игнорируется. Данная познавательная стратегия исходит из постулатов и теорий, во многом стимулирующих названные методологические достижения или просчёты: теории ошибок, измерений, выбора гипотез, планирования эксперимента, многофакторного анализа и т.д. Как правило, подавляющее большинство перечисленных теорий в основном базируются на статистических закономерностях. Активное культивирование статистических закономерностей и принципов, по всей видимости, может свидетельствовать о попытках концептуализации современной методологии и создании на этой основе модели инноваций.

В условиях столь ярко выраженного сайентизма, то есть господства во всех исследованиях методов естественных наук, трудно определить единственный, идеальный проект подготовки кадров высшей квалификации. Одна из основных трудностей заключается в невозможности заглянуть даже в обозримое будущее науки и представить круг задач или проблем, с которыми может встретиться ученый. Уже сегодня исследователь сталкивается с исключительно сложными познавательными ситуациями и теоретическими конструкциями. Отсюда просматривается тенденция усиления методологических изысканий внутри самой науки и научной деятельности. Именно на методологию в настоящее время возлагаются задачи исследования всех существующих видов, форм, способов и стилей мышления, известных типов парадигм. Ответственность за результаты методологической рефлексии и создание хотя бы абриса нового проекта подготовки кадров высшей квалификации неизмеримо возрастает, потому что отдачу от такого идеального проекта можно ожидать только 10-15 лет спустя. По всей видимости, представитель научной и педагогической элиты в результате реализации «идеального проекта» должен обладать синтетическим мышлением, общеметодологическими и парадигмальными установками, уметь сочетать классическую и неклассическую методологию на основе плюрализма истин, опираться на опыт математического описания с обогащением его языком герменевтики и культурологии, а научную деятельность рассматривать в качестве собственного жизненного проекта. Скажем сразу, что среди педагогических работников, занимающихся подготовкой кадров будущего, мало найдется профессионалов с таким уровнем компетенции. По этой причине придется оставить надежды на «качественные скачки», «инновационные прорывы» и «творческие взлёты». Остаётся рассчитывать на последовательное, умеренное развитие качества системы подготовки кадров высшей квалификации и на естественную смену поколений педагогических работников.

Наш личный опыт работы в качестве членов диссертационного совета и научных руководителей диссертантов показывает, что качество диссертационных исследований и подготовки адъюнктов в последние годы не улучшается. Дело не в том, что требования к компетенциям будущих научно-педагогических кадров, заложенные в Профессиональном стандарте или программе профессионализации с практико-ориентированной моделью подготовки адъюнктов, слишком

завышены по сложности и не отвечают способностям обучающихся, профессиональному уровню педагогов. Как представляется, проблема заключается в самой цели подготовки кадров высшей квалификации.

Если профессиональная деятельность, в основе которой лежат функции профессионального стандарта педагога, представлена достаточно полно и отвечает нормам, выработанным профессиональным сообществом, то стандартам научной деятельности повезло меньше. Более того, складывается впечатление, что собственно развитие научных компетенций поставлено в качестве служебной функции к педагогическим. Модули программы профессионализации в определённой степени напоминают организацию полноценного процесса обучения, соответствующего требованиям ФГОС образования для начинающего педагогического работника. Попытка осуществить переход от дисциплинарного способа к блочно-модульной схеме построения образовательной программы на данном этапе не удалась. И дело не только в формально-бюрократическом способе такого перехода. Не учтена главная тенденция, отражающая сегодняшнюю специфику подготовки кадров высшей квалификации - возрастание уровня сложности мира технологий научной деятельности и объёма индивидуальной, «ручной» работы с адъюнктом, а также сохранение в структуре подготовки высокой ценности, приоритета защиты диссертации [7]. Скажем, для всех специальностей обязательно реализуется содержание предметов «Научно-исследовательская работа» и «Методология научного исследования». При этом после того, как по этим предметам адъюнкты успешно сдают экзамены, научный руководитель начинает воспроизводить эти курсы практически заново. Наступает время для практической реализации запланированного научного исследования. Собственно, процесс формирования и развития методологической культуры мышления адъюнктов в значительной степени обусловлен не столько качеством программы обучения, сколько трудолюбием начинающего учёного и качеством его индивидуального взаимодействия с научным руководителем. Именно на научного руководителя ложится вся тяжесть ответственности за процесс индивидуализации знаний, полученных адъюнктом по программе обучения. У талантливого научного руководителя, как правило, все ученики обретают свою собственную научную позицию и убеждения в высокой ценности научного труда. И если даже молодой учёный всё же не успел подготовить диссертацию, то овладение научными знаниями, этикой и методологией научной деятельности всё равно будет выступать самым важным компонентом полученного им образования по программам обучения в адъюнктуре. При этом научный руководитель не принуждает адъюнкта, он оперирует в качестве средств убеждения интеллектуальными факторами, в которых сосуществуют различные типы ментальности и мировосприятия. Поскольку научное знание - это вид дискурса, то будущий учёный не просто обучается, он «выращивается» в результате погружения совместно с научным руководителем в различные дискурсивные практики. Отсюда уровень методологизации мышления адъюнкта является единственно самоценным, самодостаточным и некомпенсируемым образованием в структуре общепрофессиональных компетенций независимо от направления и специализации научно-исследовательской деятельности адъюнкта или аспиранта.

Возможно, это покажется спорным, но способность организовывать и проводить научные исследования в настоящее время уже не является критерием сформированности методологической культуры соискателя. Сегодня написание диссертации по многим гуманитарным дисциплинам вполне по силам адъюнкту со средними способностями. Собственно, доминирование подобного рода диссертантов стало распространенным явлением. Из них впоследствии создаются кафедральные коллективы, где кандидаты наук и доценты преимущественно не стремятся защитить докторские диссертации, т.к. или уже исчерпали свой потенциал еще на этапе проведения кандидатского исследования, или не видят для себя в получении докторской степени никаких очевидных преимуществ. Однако требования «эффективного трудового контракта» подталкивают педагогических работников искать альтернативы научной деятельности. Ее находят в публикационной активности как основном критерии оценки качества и результативности научных исследований. Вместе с тем, если научный поиск имеет организованный и целенаправленный характер, а процесс научного познания отличается особой систематичностью и последовательностью, то написание статей представляет собой несколько иное направление деятельности. Если педагогический работник является научным руководителем адъюнкта, то он может публиковать статьи совместно с ним. Когда научная работа адъюнкта заканчивается, перед научным руководителем встает вопрос об источнике научных данных для собственных публикаций. Для повышения показателей публикационной активности и уровня цитируемости педагогические работники постепенно снижают требования к качеству публикуемого материала, пытаясь увеличить количественные показатели.

Несмотря на то, что оценка количества публикаций и количества цитирований по большей части является субъективной, а их связь с квалификацией преподавателя представляется более чем иллюзорной, этот критерий активно культивируется. Как показывает практика, использование данных

цитирования пригодно только для ранжирования отдельных программ, статей, дисциплин и журналов по так называемому импакт-фактору. Использование только данных цитирований дает в лучшем случае неполное, а зачастую поверхностное представление. Дело в том, что связь этих статистик с качеством научных исследований никто не устанавливал, а оценка осуществляется на основе «опыта учёного». Привлекают простота и доступность процедуры оценивания, хотя никто не оценивает характер публикации и специализацию автора. Имеется в виду, например, статья, посвященная не разработанной в науке теоретико-методологической проблематике или прикладной теме, с достаточно простым и не требующим высокой квалификации текстом. Кроме того, следует разделять авторов -на теоретиков и авторов, специализирующихся в области прикладных, эмпирических исследований, иначе оценка количества публикаций и смысл цитирования могут стать даже более субъективными, чем экспертная оценка. Также следует учитывать и специфику материально-технической среды, потребностей педагогического коллектива и обучающихся. В этом случае можно будет рассчитывать на то, что существующая технология оценки труда педагогического работника и научного сотрудника в полной мере отражает смыслы и ценности их деятельности.

Ситуация с публикациями и цитированием является отражением процесса создания «искусственной» связи между рыночными механизмами регулирования труда и конечным результатом деятельности педагогического работника. Искусственное стимулирование публикационной активности не учитывает главного, а именно: педагогический работник выполняет значительный объём контактной работы с обучающимися, а это занимает большую часть времени в его нагрузке. При этом сама публикационная активность педагогического работника в ряде случаев может привести, в конечном счёте, к общему снижению качества обучения и воспитания курсантов и слушателей.

Таким образом, в последнее десятилетие система подготовки кадров высшей квалификации переживает определённые изменения. Под влиянием рыночных отношений меняются содержание, структура, ценности и смыслы научного и педагогического труда. Отмечается также и поворот в методологии гуманитарных наук. Вместе с тем существуют очевидные трудности и противоречия, которые обусловливаются отсутствием единого понимания методологии научного исследования, а также соотношения целого ряда понятий, и прежде всего таких, как «методология» и «парадигма», «методология» и «методологические основания». На современном этапе развития гуманитарной науки также ещё не сложился целостный комплекс блоков, составляющих методологические основания постнеонеклассической парадигмы. Можно зафиксировать только её разрозненные идеи и подходы.

В юридической психологии получает воплощение ряд проектов и программ «неклассической психологии» с элементами качественной методологии исследований, связанных в основном с разработкой проблем надёжности сотрудника и его деятельности. Соответственно, постепенно меняются познавательные стратегии и методы исследований, что зачастую вступает в противоречие с существующими методологическими и даже «парадигмальными» установками традиционных научных школ в системе ведомственной науки.

В настоящее время сохраняется значительная потребность в междисциплинарных научных проектах, в оригинальных методиках проведения научных исследований, которые должны органично сочетать в себе как устоявшиеся практики использования традиционных для отечественной психологии методов, так и новые гибкие средства и процедуры, не исключающие глубинных герменевтических приёмов, дискурсивных языков и контекстов. Другими словами, наш подход заключается в том, чтобы существующую модель научных исследований совместить с личностным началом, которое выражает себя в языке, континуальности смыслов и дискретности системы значений, не схватываемых традиционными рационалистическими построениями.

Для обеспечения максимальной эффективности научной деятельности необходимо сочетать рыночные принципы, бизнес-стиль управления системой подготовки кадров высшей квалификации, ориентированной в первую очередь на потребителя, со спецификой традиционного академического управления и классическими ценностями деятельности в системе высшего образования.

Список литературы

1. Бусыгина, Н. П. Методологические основания качественных исследований в психологии : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01. - М., 2010.

2. Мазур, С. Ф. Отдельные вопросы совершенствования подготовки и аттестации научных кадров высшей квалификации и магистрантов в Российской Федерации // Бизнес в законе. - 2013. -№ 3.- С. 102-106.

3. «Об образовании в Российской Федерации» [Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ]. Текст с последними изменениями и дополнениями на 2016 г. - М.: Эксмо, 2016. (Законы и кодексы). - 160 с.

4. О внесении изменений в федеральные государственный образовательные стандарты высшего образования (уровень подготовки кадров высшей квалификации) : Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 апреля 2015 г. № 464.

5. О полиции : Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ (в редакции от 21 ноября 2011 г.) // Российская газета (федеральный выпуск). - 2011. - 8 февраля. - № 5401.

6. Шарапов, Ю. А., Устюжанин, В. Н., Шахматов, А. В. Юридическая акмеология : монография. -СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2016. - 250 с.

7. Черных, Александр. Аспирантуру выводят на кандидатский максимум // Дайджест прессы : ежедневный бюллетень. 2016. - 22 сент. - № 177 (5821). - С. 37-39.

УДК 37.01:001.8

А.П. Шарухин*, Т.Г. Шарухина**

Новые подходы к классификации методов обучения курсантов

образовательных организаций

войск национальной гвардии Российской Федерации

Статья посвящена рассмотрению малоизученного в педагогической науке вопроса, связанного с изучением структуры и обоснованием классификации методов обучения курсантов образовательных организаций войск национальной гвардии России. Раскрываются актуальность темы, обосновывается структурная организация метода обучения и на ее основе разрабатываются подходы к классификации методов обучения.

Ключевые слова: метод обучения и его структура; классификация методов обучения курсантов.

A.P. Sharuhin*, T.G. Sharukhina**. New approaches to the classification of teaching methods of cadets in educational organizations of the Russian Federation National Guard Forces. Article deals with the problem insufficiently explored in pedagogy, connected with the learning of the structure and grounding of methods classification of teaching the cadets at educational organizations of the Russian Federation National Guard Forces. The article reveals the topicality of the theme, grounds the structural organization of teaching method and shows the developments of new approaches to the methods classification of teaching.

Keywords: teaching method and its structure; methods classification of the cadets' teaching

Актуальность вопросов, затрагиваемых в статье, обусловлена сложностью и неоднозначностью указанных проблем в военной дидактике. Деление методов обучения курсантов образовательных организаций войск национальной гвардии Российской Федерации на традиционные, активные и интерактивные активизировало интерес к этим проблемам. Об этом свидетельствует рост количества посвященных этому вопросу исследований и публикаций.

Для образовательных организаций национальной гвардии Российской Федерации ее актуальность обусловлена также тем, что, несмотря на преемственность в организации обучения, в ней появляются новые элементы в связи с изменением задач, возложенных на национальную гвардию по сравнению с внутренними войсками. Данные задачи усложняют деятельность как подразделений, так и офицерских кадров по их управлению. Вместе с тем время на подготовку офицеров для национальной гвардии остается прежним, что требует поиска новых подходов к организации и проведению занятий с курсантами, позволяющих интенсифицировать и индивидуализировать учебный процесс,

* Шарухин, Анатолий Петрович, доктор педагогических наук, профессор Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии Российской Федерации. Адрес: Россия, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова д. 1. E-mail: apsha@ yandex.ru.

** Шарухина, Татьяна Геннадьевна, доктор педагогических наук, заведующая кафедрой иностранных языков Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии Российской Федерации. Адрес: Россия, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова д. 1. Тел: +7 (812) 744-70-92. E-mail: tgsha2006@inbox.ru.

* Sharuhin, Anatoly Petrovich, doctor of pedagogic sciences, professor of the Saint-Petersburg Military Institute of the Russian Federation National Guard Forces. Address: Russia, 198206, Saint-Petersburg, Lyotchika Pilutova, 1. E-mail: apsha@yandex.ru.

** Sharukhina, Tatiana Gennadievna, the Head of the Foreign Languages Department of Saint-Petersburg Military Institute of the Russian Federation National Guard Forces, doctor of pedagogic sciences, professor. Address: Russia, 198206 Saint-Petersburg, Lyotchika Pilutova str., 1. Ph.: +7 (812)744-70-92. E-mail: tgsha2006@inbox.ru.

© Шарухин А.П., Шарухина Т.Г., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.