Список литературы:
1. Евстегнеева Н.Н. «Нормальное» функционирование системы корпоративного управления в холдинге / Н.Н. Евстегнеева // Журн. Экономика железных дорог. - 2011. - №4. - С. 51-53.
2. Кушлина В.И. Энциклопедический словарь. Современная рыночная экономика. Государственное регулирование экономических процессов / Под общ. ред. В.И. Кушлина, В.П. Чичканова. - М.: Изд-во РАГС, 2004. - С. 263.
3. Корпоративное управление: история и практика [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.fcsm.ru/ru/legislation/corp_management_study.
4. Шиткина И.С. Холдинги: правовое регулирование и корпоративное управление / И.С. Шиткин. - М.: Волтерс Клувер, 2006. - 648 с.
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ В АПК РЕГИОНА
© Исламиев Р.Р.*
Филиал Российского государственного университета туризма и сервиса,
г. Пермь
В статье рассматриваются особенности создания и функционирования потребительской кооперации в регионе.
Одно из ведущих мест в экономике регионов занимает агропромышленный сектор, устойчивое функционирование которого в большей степени определяет не только экономическое положение регионов, но и продовольственную безопасность страны. В решение этих важных проблем достойный вклад вносит и потребительская кооперация. Она как многоотраслевая система, осуществляющая торговую, производственную и заготовительную деятельность, позволяет решать одну из слабо разработанных проблем в агропромышленном комплексе - внедрять замкнутый цикл деятельности предприятий и организаций: производство сельскохозяйственной продукции -переработка - реализация. Такой «цикл» во многом обеспечивает высокое качество и сохранение потребительских свойств производимой продукции.
В условиях формирования аграрного рынка процесс кооперации в России носит характер отдельных попыток кооперационных связей между производителями и потребителями продукции. В ходе организационно-экономических преобразований последних лет интересы основных участников - сельхозтоваропроизводителей - в большей мере были ущемлены из-за осново-
* Доцент кафедры Менеджмента и прикладных информационных технологий, кандидат экономических наук.
полагающих ошибок в области аграрной политики, монопольных действий перерабатывающих, обслуживающих и ресурсообеспечивающих предприятий по отношению к сельскохозяйственной отрасли [1, с. 16-18].
Происходящие изменения в стране и в регионах, когда стабилизировались макроэкономические показатели, проблемы эффективного развития отдельных подкомплексов АПК в долгосрочном периоде требует нового теоретического осмысления и обоснования. Важное значение приобретает научное обеспечение всех происходящих преобразований и в потребительской кооперации, обоснование потенциальных направлений развития ее отдельных отраслей в будущем, способствующих потребительским обществам достичь долгосрочных конкурентных преимуществ. Поэтому исследование концептуальных направлений развития, обеспечивающих предприятиям и организациям потребительской кооперации устойчивое положение на рынке и необходимый уровень экономического роста имеет важное теоретическое и практическое значение [5, с. 123].
В этих условиях сельскохозяйственные предприятия были вынуждены напрямую самостоятельно реализовывать свою продукцию потребителям, а также начать строительство собственных перерабатывающих цехов. Отсутствие продуманной экономической политики в этом вопросе повлекло за собой отвлечение крупных средств сельскохозяйственных товаропроизводителей на малоэффективное производство. Во-первых, перерабатывающие предприятия теряли свои сырьевые зоны, не имея возможности полностью загрузить свои производственные мощности. Во-вторых, строительство небольших перерабатывающих мощностей внутри сельскохозяйственных предприятий отсрочило замену технологий по производству сырья из-за отсутствия на эти цели средств [3, с. 17-19].
Таким образом, вышеперечисленные проблемы подтверждают необходимость объединения усилий сельскохозяйственных товаропроизводителей на основе кооперации с целью стимулирования укрупнения сельскохозяйственных формирований, защиты интересов непосредственных производителей, развития системы закупа, хранения, переработки и сбыта сельскохозяйственной продукции, совершенствование экономических взаимоотношений между производителями и переработчиками сельскохозяйственного сырья, повышения конкурентоспособности отечественной продукции, качества сырья.
Негативные тенденции развития агропромышленного комплекса в годы реформ, сокращение объема сельскохозяйственной продукции, и, как следствие, резкое снижение конкурентоспособности отечественного АПК и угроза потери продовольственной безопасности страны заставляют ученых - аграрников, органы государственной власти и аграриев - хозяйственников на местах совместно искать пути выхода из сложившегося кризиса [2, с. 52-56].
Одним из таких «спасительных» направлений выступает становление системы сельскохозяйственной потребительской кооперации, которая при-
звана обеспечить развитие малых форм хозяйствования на селе, объединить их усилия и сделать полноправными участниками рыночных отношений.
Крестьянские (фермерские) хозяйства и личные подсобные хозяйства населения играют важную роль в экономике сельского хозяйства страны и регионов. Так, в Пермском крае в 2010 г. доля хозяйств населения и крестьянских (фермерских) хозяйств в общем объеме производства сельскохозяйственной продукции края составила 56,2 %. Малые формы хозяйствования являются основными производителями овощей и картофеля в крае (их удельный вес в совокупном валовом сборе всех хозяйств региона - 97 % и 98 % соответственно), производят почти половину общекраевого объема молока (48 %), велика их доля и в производстве скота и птицы в убойном весе - 41 %. Однако, несмотря на столь значительные объемы производства, вовлеченность хозяйств населения в сферу товарного обмена сельскохозяйственной продукции и систему продовольственного рынка остается крайне низкой.
Реализация приоритетного национального проекта «Развития АПК» положило начало созданию в Пермском крае системы сельскохозяйственной потребительской кооперации. В регионе принята целевая программа «Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации в Пермском крае на 2007-2015 гг.». Ключевыми задачами программы являются: развитие сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов по закупке, переработке и реализации сельскохозяйственной продукции, снабжению, обслуживанию и другим видам деятельности; организация подготовки и повышения квалификации руководителей и работников сельскохозяйственных потребительских кооперативов; создание условий для обеспечения жильем граждан, являющихся членами сельскохозяйственных потребительских кооперативов. За годы реализации программы планируется создание 200 сельскохозяйственных кооперативов, объединяющих не менее 22400 граждан, ведущих личное подсобное хозяйство. Объем финансирования мероприятий по поддержке сельскохозяйственной кооперации в 2007-2015 гг. за счет средств краевого бюджета предусмотрен в размере 1317,3 млн. руб. (297,8 млн. руб. в 2013 г., 418,1 млн. руб. в 2014 г. и 607,4 млн. руб. в 2015 г.) [6, а 152].
Основными инструментами государственной поддержки сельскохозяйственных потребительских кооперативов в крае выступают: предоставление государственных гарантий Пермского края в целях обеспечения кредитов привлекаемых кооперативами; субсидии кооперативам на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам и (или) займам, полученных на приобретение оборотных средств, страхование урожая, приобретение сельскохозяйственных машин и оборудования для переработки продукции; субсидии кооперативам на возмещение части затрат, понесенных в полном объеме в текущем финансовом году, связанных с приобретением сельскохозяйственных машин и перерабатывающего оборудования.
В ходе реализации государственной поддержки по развитию сельскохозяйственной потребительской кооперации в 2006-2015 гг. в Пермском крае
было зарегистрировано 138 сельскохозяйственных потребительских кооперативов, в числе которых снабженческо-сбытовые, перерабатывающие и кредитные. В состав созданных кооперативов вошли 2301 представитель, имеющий личное подсобное хозяйство и 112 юридических лиц. Это, конечно, можно считать значительным прорывом в развитии кооперации, ведь до принятия национального проекта «Развитие АПК» в крае не было ни одного потребительского кооператива. Однако анализ деятельности созданных кооперативных образований не позволяет говорить об успешности реализации краевой целевой программы.
Из 138 созданных кооперативов активно функционируют лишь 70 и результаты их деятельности отнюдь не впечатляют. Так, за 2010 г. ими всего было закуплено и реализовано 26,7 тыс. т зерна, 461 т картофеля, 1,4 тыс. т овощей, немногим более 9,3 тыс. т молока и 1,3 тыс. т мяса, перерабатывающими сельскохозяйственными кооперативами произведено и реализовано 15,4 тыс. т муки, 20 т колбасных изделий, 41 т мясных полуфабрикатов, 267 т хлеба и около 650 т цельномолочной продукции. В масштабах общекраевого объема производства - это очень и очень незначительная часть. Не отличаются активностью и кредитные кооперативы - ими в течение года было привлечено всего 4 кредита на сумму 4 млн. руб., кооперативами заключено 3 договора займа с кредитными кооперативами на сумму 0,125 млн. руб. В целом из 297,8 млн. руб. предусмотренных в краевом бюджете на поддержку кооператоров в 2007 г. было освоено лишь около 20 млн руб., остальные средства так и остались невостребованными [6, с. 156].
Основными причинами, сдерживающими развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации являются следующие:
- недостаточная информированность населения о сущности и принципах кооперативного движения и возможностях организации кооперативов в рамках национального проекта «Развитие АПК»;
- отсутствие у сельчан средств для формирования первоначального капитала кооператива. Слабая собственная материально-техническая база является основным фактором, обусловливающим низкую активность вновь созданных кооперативов в крае;
- недоступность банковского кредита для большинства кооператоров, ведь для получения кредита требуется залог - собственные активы, а ими, как раз и не располагает кооператив, создающийся гражданами практически с нуля;
- отсутствие в районах доступной консультационной помощи по вопросам оформления кооперативами учредительных документов, составления бизнес-планов и документов для получения кредитов. В настоящий момент такую помощь можно получить лишь в краевом центре;
- трудности со сбытом продукции. Сельскохозяйственным потребительским кооперативам трудно конкурировать с уже сложившейся
системой посредников и перекупщиков, под контролем которых находятся продовольственные рынки края.
Для решения проблем развития кооперативных формирований, прежде всего, необходимо пересмотреть и откорректировать инструменты и меры государственной поддержки кооперации.
Повышению конкурентоспособности потребительских кооперативов может способствовать размещение среди них государственных и муниципальных продовольственных заказов, предоставление им торговых площадок в крупных населенных пунктах края. Необходимым элементом развития сельскохозяйственной потребительской кооперации должна стать система мониторинга деятельности созданных кооперативов, позволяющая объективно оценивать их эффективность и своевременно выявлять возникающие проблемы.
Становление системы сельскохозяйственной потребительской кооперации должно стать залогом успешного решения проблем отечественного АПК, способствовать увеличению объемов сельскохозяйственного производства, улучшению благосостояния сельского населения, повышению продовольственной безопасности страны [4, с. 26-231].
Региональные программы по организации сельских потребительских кооперативов будут способствовать ускорению процесса создания, распространения положительного опыта, облегчения доступа малых форм хозяйствования к рынкам сбыта, снабжению материально-техническими ресурсами, услугам по выполнению агросервисных услуг. Наличие конкретных карт по организации СПК в разрезе регионов дает возможность выявлению ресурсного потенциала имеющихся предприятий, возможность организации и размещения различных моделей СПК, определить степень удовлетворения потребностей в них, доступности к рынкам сбыта, снабжения, оценить перспективы развития и их влияние на экономику региона.
Список литературы:
1. Романова Ю. Развитие сельскохозяйственной кооперации в России // АПК: экономика, управление. - 2006. - № 6. - С. 16-18.
2. Ткач А.В., Романова Ю.А., Третьякова Г.В. Потребительская кооперация и реализация государственной программы развития сельского хозяйства на 2008-2015 годы // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2008. - № 10. - С. 52-56.
3. Толмачева Н. Роль сельскохозяйственной потребительской кооперации при переходе мелкотоварного производства на инновационную модель развития / Н. Толмачева // Международный сельскохозяйственный журнал. -2008. - № 6. - С. 17-19.
4. Фастова Е. Сельскохозяйственная потребительская кооперация возрождается / Е. Фастова // Экономика сельского хозяйства России. - 2008. -№ 12. - С. 26-31.
5. Шутьков С.А. Кооперация и интеграция в агропромышленном комплексе / С.А. Шутьков. - М.: ПИК ВИНИТИ, 2005. - 166 с.
6. Пермский край в цифрах, 2011: краткий стат. сб. Террит. орган Федеральной службы гос. статистики по Перм. краю. - Пермь, 2010. - 176 с.
ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ГОСТИНИЧНОГО ХОЗЯЙСТВА
© Исламиева Е.Н.*
Филиал Российского государственного университета туризма и сервиса,
г. Пермь
В статье рассматриваются основные направления повышения конкурентоспособности предприятий гостиничного хозяйства в Пермском крае, особенности функционирования регионального рынка гостиничных услуг.
Предприятия гостиничного хозяйства, представляющие материальную основу туристской отрасли, несут в себе огромный потенциал для устойчивого дохода в государственный бюджет. Эффективное развитие предприятий гостиничного хозяйства является стратегически важным направлением для туризма и национальной экономики.
Как элемент инфраструктуры, гостиничное хозяйство отражает обустроенность социального пространства в рамках города, культурно-деловых объектов и производства. Деятельность предприятий гостиничного хозяйства способствует укреплению связей, превращая их в систему интеграционных процессов с реализацией социально-культурного обмена, с развитием культуры познания [6, с. 47].
За последние годы в Пермском крае повысилась доступность гостиничных услуг для различных категорий потребителей, чему способствовали упрощение туристских формальностей, демократизация процессов обслуживания, концентрация средств размещения, повышение эффективности функционирования национальной экономики. Во многих городах края появились гостиницы различного уровня, принадлежащие как российским, так и зарубежным владельцам. Однако уровень регионального гостиничного бизнеса отстает от мировых тенденций. Региональные предприятия гостиничного хозяйства отличают низкий уровень сервиса и качества услуг, неэффективный менеджмент, которые не дают возможности в полной мере удовлетворять потребности рынка в гостиничных услугах и выдерживать конкуренцию. Это препятствует эффективному развитию предприятий гостиничного хозяйства в Пермском крае.
* Преподаватель кафедры Менеджмента и прикладных информационных технологий.