Научная статья на тему 'Проблемы развития сельскохозяйственной потребительской кооперации Сибири'

Проблемы развития сельскохозяйственной потребительской кооперации Сибири Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
149
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития сельскохозяйственной потребительской кооперации Сибири»

Волгоградская область к примеру, значительно улучшила показатели по рождаемости, но продолжает оставаться в числе регионов, имеющих устойчивую отрицательную демографическую динамику. Но самое неприятное, что этот процесс идет как за счет естественной убыли населения, так и за счет отрицательного миграционного сальдо. По итогам прошлого года оно составило минус 7 тыс. человек.

Результаты проведенного анализа показали, что этому способствует ряд причин. В их числе низкий уровень трудовой мобильности внутри области, невысокая по сравнению с другими субъектами Федерации зарплата, сложные климатические условия, невостребованность ряда профессий, а также неудовлетворительные условия жизни в сельской местности.

Чтобы нейтрализовать эти негативные демографические последствия, правительство Волгоградской области проводит мероприятия по увеличению активной занятости населения, профессиональному обучению, охране труда, обеспечению работой женщин, имеющих несовершеннолетних детей.

Региональные власти работают над миграционной привлекательностью региона. Так, например, Волгоградская область, - единственный субъект Федерации в ЮФО, который участвует в программе добровольного переселения соотечественников, проживающих за рубежом. Всего 230 участников (с семьями 445 человек) в рамках этой программы уже переселились в Волгоградскую область. В этом году планируется принять более 500 соотечественников. Цифры вроде бы небольшие, зато обнадеживает стремительный рост численности участников. Пока в Волгоградскую область в основном приезжают граждане Узбекистана, Таджикистана, Азербайджана, которые не имеют профессиональной подготовки, поэтому их используют на низкоквалифицированных работах в сельском хозяйстве и строительстве. Однако, область заинтересована в притоке образованного и квалифицированного населения. Программа переселения соотечественников как раз и должна восполнить этот пробел.

О степени значимости программы говорит и такой факт: от того, насколько успешно реализуется госпрограмма, будет зависеть оценка эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ СИБИРИ

Рябухина Т.М., к.э.н., вед.н.с.

Сибирский НИИ экономики сельского хозяйства

Изменение производственных отношений и формирование многоукладной экономики в начале 90-х годов прошлого века в России привело к значительному усилению роли малых форм хозяйствования в аграрном секторе. По Новосибирской области их удельный вес в структуре валовой продукции сельского хозяйства составил в 2012 г. - 40,5%, в крестьянском (фермерском) секторе - 5%. Все малое предпринимательство области сохраняет тенденцию к увеличению объемов производства. Доля посевов зерновых К(Ф)Х и ИП достигла к 2011 г. 20,1%, увеличив темпы развития за пять лет на 46%. Тем не менее, производство продукции в разрозненных хозяйствах, не участвующих в продуктовых цепочках, снижается. Это ограничивает их развитие, техническую модернизацию, доступ к ресурсам, в том числе - кредитным. Возникает необходимость создания условий для возрождения и развития сельскохозяйственной потребительской кооперации, которая успешно развивалась в дореволюционный период. С тех пор кооперация в развитых странах превратилась в основную форму, объединяющую сельскохозяйственных товаропроизводителей с целью получения доступа к кредитам, материальным ресурсам, возможности реализации сельскохозяйственной продукции.

В Сибири сельскохозяйственная кооперация имеет достаточно большую историю -более 160 лет. За такое продолжительное время она накопила богатый опыт, имея в своем историческом прошлом этапы, имеющие значительное влияние на процессы развития

общества в целом. Однако массовое образование кооперативов классического типа началось в России после отмены крепостного права. Кооперирование крестьян по переработке и сбыту молока начиналось с районов, где было дешевое молоко и затруднения со сбытом продукции. За 18 лет (1900-1918), российская кооперация выросла в 35 раз, а за 8 лет (1910— 1918) — почти в 4,5 раза. Чтобы сохранить свое существование большинство кредитных кооперативов участвовали в закупках продовольствия (продуктообменные операции государства). Сбыто-снабженческая сельскохозяйственная кооперация занималась закупкой и переработкой продукции. Кооперативная система становится трехуровневой: район— регион—центр. На долю Сибирской молочной кооперации в общей системе «Маслоцентра» страны приходилось более половины всех кооперативов 55,2%, почти 60% членов (физических лиц) и две трети коров [1].

Значительно увеличился удельный вес сельскохозяйственной кооперации в заготовках основных видов сельскохозяйственной продукции. К началу коллективизации доля сельскохозяйственной кооперации в заготовках в стране составляла от 48 до 100%. Успехи кооперативного движения объясняются тем, что, во-первых, выдерживались общепризнанные основы и принципы кооперирования, а во-вторых, значительную поддержку оказывало государство. В структуре средств кооперативных союзов вложения из бюджета составляли 49,4%, кредиты Госбанка — 18,9%, а на крестьянские паи запасной и специальный капитал приходилось — 2,2 и 6,8% [2].

К 1998 г. функционировало примерно 73 кооператива или 6,3% от всего количества их по Российской Федерации. По организации перерабатывающих кооперативов ведущее место принадлежало Красноярскому краю. В Новосибирской области функционировало 6 перерабатывающих и 7 обслуживающих кооперативов. Поддержкой государства пользовалась незначительная часть сбытовых кооперативов Тюменской области в виде субсидий (21%), реструктурирования задолженности (7%), предоставления материально-технических ресурсов на условиях лизинга (14%) [3].

В последние годы реализуется несколько масштабных проектов по государственной поддержке развития села. Эти мероприятия позволили улучшить ситуацию в агропромышленном комплексе. За период 2008-2012 гг. в России было создано почти 6,5 тыс. сельскохозяйственных потребительских кооперативов, в том числе перерабатывающих 991, обслуживающих —733, сбытовых — 1166, снабженческих — 527, кредитных — 1793. По Сибири больше всего сельскохозяйственных потребительских кооперативов создано в Иркутской, Омской областях, Забайкальском и Красноярском краях, Республике Бурятия, Республике САХА Якутия. Основные проблемы, с которыми сталкиваются кооперативы Сибири, следующие (табл. 1).

Таблица 1. Основные проблемы, с которыми сталкиваются кооперативы Сибири,

% ответов

Проблема Алтайский край Омская область Новосибирская область Красноярский край Республика Бурятия

Недостаточность средств 55 93 67 67 87

Недостаток методической литературы 6 7 6 10 7

Недостаток квалифицированных кадров 18 10 10 14 21

Нежелание вступать в кооператив КФХ, ЛПХ и др. сельских производителей 9 13 18 19 33

Конкуренция со стороны банков (для кредитных кооперативов) 18 15 30 22 27

Низкие цены на с.-х. продукцию 9 37 35 53 47

Конкуренция со стороны импорта 36 18 14 80 13

В районе нет с.-х. кооперативного рынка 55 48 46 9 23

Отсутствие помощи со стороны администрации 27 26 16 11 21

Споры с налоговой инспекцией по поводу налогообложения 9 8 5 6 11

Недобросовестность пайщиков 18 22 18 16 26

Давление криминальных структур 27 14 16 23 15

Несовершенство нормативно-правовой базы 27 33 28 31 22

Другое 12 8 6 5 7

Кроме того, работа по созданию кооперативов сводится, в основном, к разработке учредительных документов и регистрации в соответствующих органах, но этого недостаточно. Так, при создании кооператива по закупке и сбыту сельскохозяйственной продукции, в первую очередь, необходимо определить, какую продукцию закупать, в каком количестве и ассортименте, обозначить возможную зону деятельности кооператива, провести комплекс маркетинговых исследований. При расчете закупок сырья в районах необходимо учитывать наличие поголовья, возможный объем реализации с учетом личного потребления и др. При организации обслуживающих кооперативов расчет оценки эффективности инвестиций требует учета факторов риска.

Во взаиморасчетах участников вертикальной кооперации могут использоваться различные варианты в зависимости от сложившихся взаимоотношений на рынке сырья и продовольствия, экономического и финансового положения участников кооперации, степени самостоятельности каждого производителя в системе товародвижения. Одним из методов взаиморасчетов является способ купли-продажи с применением рыночных цен на соответствующий вид продаваемой продукции.

Но использование рыночных цен без должного экономического обоснования может привести к диспропорции внутри вертикального кооперативного формирования, так как изменение цен на сырье и конечные продукты переработки не адекватны фактическим издержкам производства сырья и его переработки, они зависят от платежеспособности населения и конкуренции на рынке сырья и продовольствия. Поэтому при ценовом способе расчета наиболее приемлемыми являются расчетные (договорные) цены, базовую основу которых составляют нормативные затраты и прибыль.

При значительных колебаниях рыночных цен на сырье, когда сложно прогнозировать конечные результаты реализации, можно применять обратную модель расчета. Она основана на определении цены на сырье, исходя из сложившихся рыночных цен и распределения выручки. В механизме взаиморасчетов участников вертикальной кооперации при взаимодействии сельхозтоваропроизводителей и перерабатывающих организаций можно применять отношения на давальческой основе. Во взаимоотношениях снабженческо-сбытового кооператива второго уровня и его членов - товарный кредит.

Эффективным механизмом финансового обеспечения экономической активности сельских жителей в плане создания сельскохозяйственных потребительских кооперативов является создание системы региональных и муниципальных залоговых фондов сельского развития, которые формируются за счет регионального и районных бюджетов, вкладов инвесторов и собственных накоплений. Так, в 2009 г. в Новосибирской области был создан Фонд развития малого и среднего предпринимательства, выполняющий функции гарантийного фонда. Фонд предоставляет юридическим лицам поручительства по кредитам, взятым в 9 банках-партнерах Фонда, выбранных по конкурсу. Поручительства Фонда могут получить сельскохозяйственные потребительские кооперативы, зарегистрированные в Новосибирской области и ведущие хозяйственную деятельность не менее 3-х месяцев. Размер кредита от 200 тыс. р. до 30 млн. р.[4].

Важнейшая мера финансовой поддержки малого предпринимательства — стимулирование развития сельской кредитной кооперации. Прежде всего, путем распространения на кредитные кооперативы программ субсидирования процентной ставки, а также выделения бюджетных средств. Повышать устойчивость сельскохозяйственных кредитных кооперативов возможно с помощью создания различных фондов: неделимого (страхового), гарантийного и других. Эти отношения могут развиваться также во взаимодействии с другими фондами на уровне страны и вступлением в Российскую саморегулируемую организацию ревизионных союзов союз «Агроконтроль».

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Очередные задачи организационного строительства молочной кооперации. — М.: Сельскосоюз. — 1924. — 137 с.

2. Агроиндустриальные комбинаты Сибири. Ч.1: К вопросу организации агроиндустриальных комбинатов. — Новосибирск, 1930. — С.31.

3. Экономическая деятельность сельскохозяйственных кооперативов (по материалам обследования). — М. — 1998. — 119 с.

4. Министерство сельского хозяйства Новосибирской области. — 2012 г.

АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА С ПОЗИЦИЙ ЗАЩИТЫ ИНТЕРЕСОВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ

Ададимова Л.Ю., к.э.н., рук. сектора, Полулях Ю.Г., д.эн., вед.н.с., Брызгалин Т.В., м.н.с.

Поволжский НИИ экономики и организации АПК

Важным аспектом аграрной политики не только с позиции государства, но и сельхозтоваропроизводителей, является защита прав потребителей продуктов питания, что подтверждено на заседании Совета при Председателе Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации [1]. В условиях интеграции страны в Единое экономическое пространство (ЕЭП) для сельского хозяйства крайне важно, чтобы экономические интересы товаропроизводителей совпадали с интересами потребителей их продукции. Поскольку в настоящее время, да и в ближайшем будущем, без участия государства достижение синхронизации, а тем более оптимизации этих интересов, не может быть обеспечено. Необходимо уделить серьезное внимание роли государственной поддержки сельского хозяйства в процессе поиска равнодействующей этих разнонаправленных векторов.

Основополагающим документом, регламентирующим различные аспекты этой проблемы, являются "Руководящие принципы для защиты интересов потребителей", принятые резолюцией Генеральной ассамблеи ООН от 09.04.1985 г № 39/248 [2]. Наиболее важен из них пункт В "Содействие экономическим интересам потребителей и защиты их интересов". В нем говорится о том, что "политика правительств должна быть направлена на предоставление потребителям возможности максимально выгодно использовать свои экономические средства".

В этих целях с учетом требований Всемирной торговой организации (ВТО) нужно максимально и более эффективно использовать меры из Приложения 2 Соглашения России с ВТО [3]. Прежде всего, это пункт 3 "Создание государственных резервов для обеспечения продовольственной безопасности". Расходы государств на эти цели, т.е. на накопление и хранение запасов продовольствия, напрямую увязываются с мерами, предусмотренными Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации [4]. Поэтому защита экономических интересов потребителей продуктов питания смыкается с реализацией названной доктрины.

Существенное значение в части содействия экономическим интересам потребителей продовольствия имеет также "Внутренняя продовольственная помощь" (пункт 4 Приложения 2). Она включает в себя расходы (или невостребованные доходы) государства, связанные с предоставлением продовольственной помощи нуждающимся слоям населения. В

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.