В выступлении президента Российского союза туриндустрии С.П. Шпилько отмечен положительный опыт Бурятии по применению понижающего коэффициента ЕНВД для малых гостиниц. Заместитель руководителя Федерального агентства по туризму Г.П. Пилипенко подчеркнул, что в условиях кризиса, ожидается переориентация с зарубежных поездок на путешествия внутри страны. И Бурятия имеет хорошие шансы стать центром притяжения для этих туристов, поскольку в регионе кроме Байкала есть минеральные и термальные источники, горы, прекрасные этнокультурные ресурсы7.
Продвижение турпродуктов — дорогостоящий рыночный механизм, эффективность которого в настоящее время возможна лишь с помощью государственно-частного партнерства при ведущей роли государства. Эти механизмы должны функционировать на постоянной основе, а не эпизодически, что, к сожалению, имеет место в современной отечественной
практике. Экономия на продвижении турпродуктов на внешние и внутренние рынки зачастую оборачивается существенными экономическими потерями, вызванными сокращением доходов от туризма и рекреации, поступающих в бюджеты всех уровней, и снижением инвестиционной активности из-за увеличивающихся сроков окупаемости капитальных вложений, направляемых в развитие туристско-рекреационной инфраструктуры.
Осторожный оптимизм выражают специалисты в связи с поручением Президента России Д.А. Медведева соответствующим государственным структурам определить механизмы, направленные на развитие внутреннего туризма, повышение его доступности для школьников, студентов, пожилых граждан, обеспечение информационной поддержки развития внутреннего туризма с целью, в частности, антикризисного регулирования этой сферы.
1 http://www.world-tourism.orq
2 Там же.
3 Кузнецов О.Л., Щеулин А.С. и др. Методологические аспекты обеспечения устойчивого развития регионов. Международный университет природы, общества и человека. — Дубна, 2001. — С. 26-27.
4 Зорин И.В. Рекреационная сущность экологического туризма // Теория и практика физической культуры. — 2002. — № 11.
5 Пилипенко Г Внутренний туризм: Проблемы и перспективы // Бюджет. — 2008. — №4.
6 Волович В.Н. Мировой кризис в российском измерении // Проблемы мировой экономики. — 2009. — №3 (31).
7 http://www.council.gov.ru/inf_ps/chronicle/2009/03/
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ САНАТОРНО-КУРОРТНЫХ КОМПЛЕКСОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
З.Т. Ямалетдинова,
заместитель директора по экономическим вопросам ГУП санаторий •Танып» Республики Башкортостан (г Уфа)
В статье рассматриваются проблемы санаторно-курортных учреждений региона в условиях экономического кризиса. Делается акцент на то, что в центре внимания их лечебно-профилактической деятельности должны находиться современные методы прогнозирования и контроля экономической эффективности. Отмечается, что развитие санаторно-курортного комплекса оправдано как с экономической, так и социальной точки зрения, и, в конечном счете, является инвестированием в здоровье нации.
Ключевые слова: санаторно-курортный комплекс, подготовка медицинских кадров, здоровье нации
ББК Р11(2)27к
Практика показывает, что в условиях затянувшегося экономического кризиса, необходимо искать новые пути дальнейшего развития всех отраслей народного хозяйства. При реализации медицинских услуг важная роль в этом отводится лечебнопрофилактическим учреждениям. Здесь в центре внимания находятся современные методы прогнозирования и контроля экономической эффективности.
При осуществлении своей профессиональной деятельности лечебно-профилактические учреждения редко оперируют показателями экономической эффективности, такими как прибыль, рентабельность, фондоотдача, себестоимость. Эффективность здравоохранения рассматривается в трех аспектах: медицинском, социальном и экономическом, то есть сочетании возможностей производителей услуг здравоохранения, потребностей населения и результативности деятельности.
Прежде всего, это связано со спецификой отрасли и, несомненно, со сложившейся многолетней практикой российского здравоохранения. В условиях экономического кризиса жизнь требует коренной перестройки не только в сфере производства, но и в сфере социальной, в частности, лечебно-профилактической.
Эффективность лечебно-профилактического учреждения нельзя оценивать по стандартной модели оценки деятельности предприятия. Каждое такое учреждение имеет собственную специфику работы, уровень профессиональной направленности, объемы финансирования, сферу деятельности на рынке оказываемых услуг.
В этой связи можно согласиться с авторами одной из работ, которые утверждают, что социальная эффективность в плане ожидаемых результатов должна быть поставлена на первое место, медицинская — на второе, а экономическая, соответственно, — на последнее, третье место. [1] С этим утверждением можно согласиться, если речь идет о развитии медицины в целом Что касается каждого, отдельно взятого лечебно-профилактического учреждения, то этот подход должен быть дифференцированным. Повседневная жизнь каждый день выдвигает новые задачи, связанные с человеческими, материальными, финансовыми ресурсами, правовыми вопросами, поэтому управленческие решения приходится принимать в каждом конкретном случае оперативно, с учетом возникшей ситуации, не рассуждая о том, что ставить на первое место — социальную, медицинскую или экономическую эффективность.
Развитие лечебно-профилактических учреждений сегодня как никогда является проблемой весьма актуальной. Социально-экономическая эффективность оказываемых санаторнокурортных услуг характеризуется снижением заболеваемости населения, увеличением продолжительности жизни, снижением трудовых потерь, снижением травматизма. Участвуя в воспроизводстве главной производительной силы — человека — рекреация (отдых, восстановление) выступает как один из факторов интенсификации общественного производства. На уровне региона это способствует нормализации миграционных процессов, закреплению трудовых ресурсов, снижению уровня заболеваемости, повышению производительности труда, увеличению доли рационально используемого свободного времени.
По данным Министерства здравоохранения РФ, оздоровление работников в санаторно-курортных учреждениях позволяет в 2-6 раз уменьшить число обострений хронических заболеваний и в 2,4 раза снизить потребность в госпитализации. После санаторно-курортного лечения в 2-3 раза снижается временная и стойкая нетрудоспособность. [4]
Санаторно-курортные услуги являются специфическим «товаром» с потребительскими свойствами и стоимостью. Эти услуги реализуют свою стоимость в продукте, создаваемом работником в сфере производства. Кроме того, указанные услуги способствуют увеличению производительности труда и повышению качества выпускаемой продукции.
На современном этапе важной задачей становится повышение качества санаторно-курортной помощи, лечебно-оздоровительных мероприятий в здравницах. Разработке и внедрению передовых курортных технологий, как направлению, призванному оптимизировать санаторно-курортное лечение, профилактику заболеваний, восстановление трудоспособности населения, придается особое значение в республике Башкортостан. В этих целях реализуется республиканская Концепция и Программа развития санаторно-курортной системы Республики Башкортостан, направленная как на развитие материально-технической базы санаториев, их оснащенности современным оборудованием, так и на развитие научных исследований, занимающихся курортным делом.
Республика Башкортостан обладает богатейшими природными и лечебными ресурсами, благоприятным климатом. Минеральные воды, лечебные грязи, термальные газы и пары, кумыс, лекарственные травы широко использовались местным населением в течение многих лет. С XIV в. известны лечебные свойства Богоявленских (Красноусольских) минеральных источников, с XVIII в. — термальных явлений горы Янган-Тау. В настоящее время республика является крупным курортным регионом России.
Рекреационная система Башкортостана на сегодняшний день представлена 232 учреждениями оздоровительного назначения. Информационный банк данных о санаторно-курортных учреждениях впервые составлен в 2000 г. на основании проведенной инвентаризации. Инвентаризация осуществлялась на основе разработанных схем, включающих сведения о дате создания санатория, ведомственной принадлежности, материально-технической базе, о техническом состоянии лечебных и спальных корпусов, коммуникаций. Следующим этапом стало формирование банка данных по деятельности санатория, включающего данные по лечебно-оздоровительной работе и сервисным услугам. Учитывалось наличие и применение природных лечебных факторов, технологии и методики их применения, оснащенность физиотерапевтическим и бальнеологическим оборудованием, технологии ЛФК, наличие лицензии на виды медицинской деятельности и сервисные услуги, укомплектованность врачебными кадрами и персоналом разного уровня. Банк данных формировался на основе заполнения санаториями разработанных бланков-анкет и данных, полученных во время выборочных выездных экспертиз деятельности здравниц.
Повышение качества санаторно-курортной помощи невозможно без квалифицированных кадров, подготовка которых проводится в Башкирском государственном медицинском университете на кафедрах восстановительной медицины и курортологии, традиционной медицины, мануальной терапии. Однако новые государственные образовательные стандарты должны охватывать не только систему высшего образования, но и систему среднего профессионального, начального профессионального образования, а также систему повышения квалификации.
Качество системы образования и повышения квалификации определяется ее способностью давать знания и навыки, которые не только адекватны современным отраслевым квалификационным требованиям к специалистам, но и учитывают динамику этих требований, цели и реальные перспективы развития отрасли, сохраняя свою актуальность в течение возможно более длительного интервала времени.
Исходя из вышесказанного, можно сформулировать задачи в области профессионального обеспечения, подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для санаторнокурортного комплекса России:
1. доработать в соответствии с современными требованиями действующие профессиональные стандарты к основным должностям работников санаторно-курортной сферы;
2. разработать методическое обеспечение внедрения данных образовательных стандартов в практику учебного процесса;
3. разработать нормативный пакет документов, методику и процедуру аттестации работников санаторно-курортного комплекса, начиная от первого и до четвертого уровня;
4. в целях аккумулирования всех инновационных процессов в сфере подготовки и повышения квалификации кадров, научно-методического обеспечения учебных заведений России, осуществляющих подготовку кадров для санаторно-курортных учреждений, создать базовый консультационный учебно-научный центр.
Кадровый механизм предполагает систему подбора, оценки, подготовки и переподготовки кадров, а также учет и развитие их мотивации к эффективному труду.
Современные персоналориентированные технологии — это, прежде всего, формирование и развитие мотивации к активной деятельности, систематическому поиску нового и совершенствованию качества результатов труда.
Поэтому работа с кадрами должна рассматриваться как относительно самостоятельный механизм, действие которого способно приносить радикальные результаты в масштабах отдельных здравниц и санаторно-курортного комплекса в целом. Определить рассматриваемый механизм можно как систему работы по подготовке, подбору и расстановке специалистов для санаторно-курортного бизнеса, прежде всего руководителей высшего звена, учету, формированию и развитию мотивации к инициативному, ответственному и эффективному труду. Между тем, практика управления санаторно-курортным бизнесом показывает, что большая часть санаторно-курортных организаций в настоящее время имеет структуру управления, которая мало чем отличается от структуры прежнего централизованного управления. Появились некоторые свойственные рыночной экономике отделы или подразделения, однако методически и методологически их работа базируется на практике, применяемой в нерыночные времена.
Качество образования специалистов для рассматриваемого комплекса неотделимо от проблемы качества образовательных услуг. Важно, чтобы преподавательский состав учебных центров имел высокий уровень профессионализма, постоянно повышал свой уровень квалификации, реагируя на изменяющиеся требования санаторно-курортной сферы. Поддержка научных исследований в области курортного дела тоже имеет большое значение. Однако все это невозможно реализовать без регулирующей и координирующей роли государства.
Для подготовки квалифицированных специалистов для санаторно-курортного комплекса представляется целесообразным создать Совет, в который бы вошли представители Министерства образования РФ, Минздравсоцразвития РФ, а также представители профильных научных и учебных заведений и работодателей. Этот Совет может организовывать и курировать разработку новых образовательных стандартов, определять численность необходимых специалистов, а также лицензировать учебные заведения и центры повышения квалификации, которые имеют возможности для подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для санаторно-курортного комплекса.
Практика показывает, что вопрос обеспеченности квалифицированными кадрами санаторно-курортных и оздоровительных учреждений, в том числе менеджерами санаторно-курортного дела, работающими на рынке лечебных услуг, а также их подготовки и переподготовки требует особого внимания.
По данным государственной статистики среднесписочная численность персонала во всех типах оздоровительных учреждений за период 2002-2007 г. сократилось на 4%, при этом особенно существенное сокращение произошло среди медицинских работников санаторно-курортных учреждений. [5]
Значительную работу по повышению квалификации специалистов курортного дела проводят научно-исследовательские институты курортологии Минздравсоцразвития России. Так, для повышения уровня профессиональной подготовки специалистов санаторно-курортных учреждений РФ при Российском научном центре восстановительной медицины и курортологии, ГНИИ курортологии (г. Пятигорск), Черноморском зональном управлении специализированных санаториев созданы аттестационные комиссии для получения квалификационных категорий работниками с высшим и средним профессиональным образованием. В указанных комиссиях проходят аттестацию медицинские работники санаторно-курортных учреждений, независимо от ведомственной принадлежности.
Вместе с тем, в уровне профессиональной подготовки обслуживающего персонала курортных организаций имеются существенные недостатки. Так, исследования, проведенные экспертами программы TACIS в ряде российский здравниц, выявили дефицит умений и навыков, знаний о гостеприимстве, а также отсутствие единой стратегии в данной отрасли в условиях рыночной экономики. Существующие программы обучения в медицинских институтах и училищах не предусматривают даже минимальных знаний по специфике санаторно-курортного лечения, в то время как эффективность последнего зависит как от правильного отбора больных на тот или иной курорт, так и от тактики лечения на самом курорте.
В результате, в истекшем году проверками лечебно-профилактических учреждений по вопросам правильности отбора на санаторно-курортное лечение установлены многочисленные факты нарушений при оформлении медицинской документации, отсутствия в ЛПУ соответствующих нормативных документов по этим вопросам, слабое знание врачами имеющихся российских курортов и их лечебных факторов и т.д. Много недостатков выявлено в работе и у врачей самих санаторно-курортных организаций.
Все это предопределяет необходимость увеличения объема преподавания курортологии на стадии обучения студентов и
последипломной специализации, а также увеличения числа кафедр, на которых должна осуществляться работа по повышению квалификации и аттестации медицинских работников санаторно-курортной отрасли.
Кроме того, целесообразна разработка образовательных программ с современным научно-методическим обеспечением, в т.ч. для дистанционных форм обучения.
В этом направлении необходимо развивать инновационные формы обучения, в т.ч. дистанционные формы, основанные на современных информационных технологиях, которые являются более прогрессивными и экономичными.
Важным направлением в повышении профессионального уровня является организация и проведение научно-практических конференций по проблемам курортного дела.
Другой не менее важной проблемой для санаторно-курортных комплексов является транспортная доступность. Это одно из основных условий успеха деятельности комплекса. На сегодняшний день для жителей многих регионов России стоимость перелета или переезда к месту отдыха и обратно фактически сравнялась со стоимостью самого отдыха. Учитывая, что большинство отдыхающих россиян — это либо семейные пары, либо родители с детьми, стоимость проезда к месту отдыха делает отдых для многих фактически недоступным.
Федеральным законом от 16.07.1998 г. № 99 ФЗ «О льготах на проезд на междугородном транспорте для детей, нуждающихся в санаторно-курортном лечении» предусмотрена скидка в размере 50% стоимости проезда ребенка к месту санаторно-курортного лечения и обратно. Причем указанные расходы должны погашаться за счет федерального бюджета. На практике Закон не действует, а расходы по перевозке организованных групп детей из отдаленных регионов к месту отдыха ложатся, как правило, на бюджеты соответствующих субъектов РФ.
Подводя итог, можно сказать, что важность всего вышесказанного сформулирована словами академика РАМН, профессора А.Н. Разумова: «Благодаря признанному лидерству отечественной курортологической науки и уникальным природным лечебным ресурсам России, санаторно-курортная помощь населению является наиболее эффективной составляющей медицинской профилактики, а развитие санаторно-курортного комплекса—оправданным с экономической и социальной точки зрения, инвестированием в здоровье нации». [5]
Литература
1. Экономика и управление здравоохранением: Учебник / Л.Ю.Трушкина и др. — Изд. 5-е, перераб. и доп. — Ростов/Д: Феникс, 2007.
2. Коловачин П.М., Рыбаков Ф.Ф. Экономическое реформирование России в ХХ веке (политико-экономическое исследование). — СПб: ТОО ТК « Петрополис», 1996.
3. Население России 1998. Шестой ежегодный демографический доклад / Под ред. А.Г.Вишневского. — М.: «Книжный дом университет», 1999.
4. Санаторно-курортное обслуживание работающих и оздоровление их детей — неотъемная составляющая социального страхования в России // Вестник фонда социального страхования Российской Федерации. Ежеквартальный бюллетень — хроника (специальный выпуск). — 1998. — №2, декабрь. http://www.tss.rU/yestnik/2/htmsl
5. Разумов А.Н. Роль и место восстановительной медицины и курортного дела в концепции развития здравоохранения до 2020 года // Материалы международного конгресса «Актуальные проблемы восстановительной медицины, курортологии и физиотерапии», Здравница — 2008. — М., 2008.