Медицинские науки
УДК 612.014.49+159.923
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ САНАТОРНО-КУРОРТНОГО ЛЕЧЕНИЯ И РЕАБИЛИТАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ НА БАЗЕ СИБИРСКИХ ЗДРАВНИЦ 2
В. И. Хаснулин, ФГБУ «Научно-исследовательский институт терапии и профилактической медицины» СО РАМН, Сибирский институт управления, филиал «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (Новосибирск, Россия), e-mail: [email protected] М. Г. Чухрова, ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет» (Новосибирск, Россия), e-mail: [email protected] М. В. Артамонова, ФГГОУ ВПО «Новосибирский государственный университет экономики
и управления» - «НИНХ» «НГУЭУ» ( Новосибирск, Россия), e-mail: [email protected] П. В. Хаснулин, ФГБУ «Научно-исследовательский институт терапии и профилактической медицины» СО РАМН (Новосибирск, Россия), e-mail: [email protected]
Аннотация Показана необходимость разработки и утверждения основных направлений политики в сфере санаторно-курортной деятельности. Сибирский регион и страна в целом имеют реальные научные и практические достижения в курортном деле, которые требуют осмысления и инновационного использования как факторов укрепления конкурентных позиций и повышения качества обслуживания.
Ключевые слова: санаторно-курортное дело, курорты Сибири, целевая программа.
Санаторно-оздоровительные услуги являются социально значимыми услугами и направлены на поддержание здоровья соответствующих слоев населения. За годы экономического кризиса материальная база здравниц, особенно находящихся в государственной собственности, пришла в упадок. Для основной массы населения курортное лечение и оздоровление стало малодоступным. Резко сократилось государственное финансирование, а число отдыхающих, особенно, во внесезонное время уменьшилось примерно в 10 раз.
Изменение форм собственности санаторно-курортных учреждений и ослабление координации их деятельности, контроля за использованием природных лечебных ресурсов привело к необоснованному уменьшению объема их применения в лечебной практике курортов, возрастанию их стоимости и закономерному снижению доступности для осуществления полноценного комплексного курортного лечения больных. В значительной степени сократилось проведение научно-исследовательских и производственных работ в области разведки и использования природных лечебных ресурсов, разработки и внедрения в практику современных оздоровительных и лечебных технологий. Снизился контроль за эксплуатацией месторождений минеральных вод и лечебных грязей, за их гидрогеологическим режимом и состоянием окружающей сре-
2 Статью рекомендовала: Ольга Альфонсасовна Белобрькина - кандидат психологических наук, профессор кафедры общей психологии и истории психологии Новосибирского государственного педагогического университета, академик Академии полярной медицины и экстремальной экологии человека.
ды, вследствие чего стал непосредственно очевиден процесс нерационального использования ценнейших месторождений минеральных вод и лечебных грязей.
Несмотря на появление целого ряда новых эффективных технологий санаторно-курортного лечения и оздоровления, современный уровень развития мировой восстановительной медицины требует для сибирских курортов совершенствования имеющихся и разработки новых оздоровительных и реабилитационных программ [2]. Особо стоит вопрос подготовки и переподготовки кадров на основе новых образовательных программ. До настоящего времени так и не была сформирована система стандартизации, сертификации, и лицензирования санаторно-курортных услуг, не налажена полноценная подготовка кадров и их профильная аттестация.
Недостаточное финансирование и отсутствие единых норм финансового обеспечения санаторно-курортных учреждений вынуждает привлекать внебюджетные средства на покрытие текущих расходов, что ведет к сокращению обслуживаемого контингента и делает невозможным эффективный и качественный процесс оздоровления населения Сибири. Снижение объемов финансирования Фонда социального страхования приводит к сокращению числа работников и членов их семей, получающих санаторно-курортную помощь. Такие негативные события вполне могут привести к банкротству многих санаторно-курортных учреждений и даже к экономическому кризису в курортных регионах, где санаторно-курортная деятельность является градоформирующей отраслью экономики.
В Федеральном законе «Об основах обязательного социального страхования» санаторно-курортное обеспечение не отнесено к пунктам первоочередного финансирования расходов на выплаты по видам страховых рисков [1]. На наш взгляд, законодательные и исполнительные органы власти субъектов РФ, санаторно-курортные учреждения макрорегиона должны реализовать мероприятия, направленные на достижение высокого уровня развития санаторно-курортных учреждений Сибири, обеспечивающие охрану здоровья и социальную защиту населения.
Проведённый анализ состояния курортного дела в Сибири позволяет сделать заключение о назревшей необходимости разработки и утверждения основных направлений государственной политики в сфере санаторно-курортной деятельности, где должны быть продуманы все звенья санаторно-курортной системы - от координирующих органов субъектов РФ до каждого конкретного санатория. Следует отметить, что Сибирский регион и страна в целом имеют реальные научные и практические достижения в курортном деле, которые необходимо по-новому оценить и использовать как факторы укрепления конкурентных позиций и повышения качества обслуживания.
Нормативно-правовое обеспечение. Необходимость законодательного закрепления права населения Сибири на доступную санаторно-курортную помощь предусматривает создание в Сибирских регионах единой правовой основы развития современных высокоэффективных и конкурентоспособных санаторно-курортных комплексов, а также сохранения природных лечебных ресурсов и гидроминеральной базы курортов. С этой целью должно быть разработано и утверждено региональное типовое положение о статусе, структуре, организации деятельности курортов федерального, регионального и местного значения и координации функционирования здравниц, вне зависимости от их ведомственной подчиненности и форм собственности; разработаны отраслевые стандарты и системы управления качеством санаторно-курортных услуг; разработаны и утверждены положения о лицен-
зировании санаторно-курортной деятельности, аккредитации санаторно-курортных учреждений, сертификации санаторно-курортных услуг, аттестации специалистов курортного дела. Должны быть приняты и другие законодательные региональные акты, регламентирующие деятельность санаторно-курортных учреждений с учетом максимально возможного обеспечения населения области санаторно-курортной помощью. Важным элементом обеспечения права населения Сибири на доступную санаторно-курортную помощь должны стать законодательные акты формирования финансовых механизмов оздоровления людей в здравницах. Важно предусмотреть правовые механизмы повышения качества и эффективности социально направленной курортно-оздоровительной помощи населению на основе формирования в рамках санаторно-курортного рынка конкурентной среды.
До настоящего времени существующая нормативно-правовая база санаторно-курортной деятельности как в Российской Федерации в целом, так и Сибири совершенствовалась незначительно, что не способствовало решению проблем оздоровления и реабилитации населения, в том числе и на основе развивающихся рыночных отношений в этой сфере. В этой связи необходимо скорейшее принятие Федерального закона «Об основах курортного дела в Российской Федерации», а также дополнений к Федеральному закону «О природных лечебных ресурсах, лечебных оздоровительных местностях и курортах». Они станут базой для формирования нормативно-правовых актов в регионах, устанавливающих правовые основы в курортном деле, направленные на решение социальных проблем по сохранению и укреплению здоровья населения субъектов Российской Федерации в Сибири.
Организация управления курортами должна включить в себя:
- разработку научно обоснованной концепции государственной политики развития санаторно-курортной помощи в Сибири;
- формирование единых региональных программ оздоровления и реабилитации для нуждающегося населения (территориальный социальный заказ),
- создание единого подхода и критериев оценки обеспечения реальной потребности граждан санаторно-курортными услугами,
- сохранение курортных природных ресурсов территории; формирование ежегодных программ развития и совершенствования перспективной курортной базы территории (ГУ-Пы, МУПы, смешанные предприятия с государственной или муниципальной долей собственности);
- контроль за лицензированием курортов,
- контроль за подготовкой кадров;
- разработку медико-экономических отраслевых стандартов лечения (реестр оздоровительно-реабилитационных технологий) для региона (в рамках добровольного, обязательного страхования и коммерческих программ оздоровления, лечения и реабилитации);
- внедрение информационных технологий и создание базы данных санаторно-курортных учреждений, системы консалтинга и бронирования санаторно-курортных услуг;
- разработку предложений по внедрению научно-технической продукции и методик высоких технологий в практику работы санаторно-курортных учреждений;
- разработку требований и утверждение норм использования природных лечебных факторов, оценку реальных затрат на обеспечение стандартного и качественного пребы-
вания в санатории и формирование на этой основе единых требований к ценам на путевки для работающего населения;
- регулирование уровня цен на санаторно-курортные услуги (путевки, курсовки), оплачиваемые за счет бюджета; определение форм и размеров платы за пользование территориями курортов регионального и местного значения в пределах норм, установленных законодательством Российской Федерации и законами субъектов РФ в Сибири;
- внесение предложений в органы государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ в Сибири об установлении инвестиционных льгот, способствующих (стимулирующих) сохранению и развитию курортов федерального, регионального и местного значения, расположенных на территории Сибири;
- создание в пределах своей компетенции условий, стимулирующих освоение лечебно - оздоровительных местностей и развитие курортов.
Сохранение природных лечебных ресурсов и развитие гидроминеральной базы курортов. С целью повышения эффективности и рационализации использования гидроминеральной базы и других природных оздоровительных и лечебных ресурсов здравниц территорий Сибири предполагается:
- проведение комплексной курортологической оценки, инвентаризации уже имеющихся ресурсов, а так же поиск и разведка природных лечебных факторов, лечебных, питьевых и др. минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных факторов (с составлением реестра природных лечебных ресурсов и их месторождений и организацией его ведения);
- организация промышленного розлива местных минеральных вод, производства пакетированных лечебных грязей, а также выпуска и реализации населению других ископаемых, отнесенных к категории лечебных;
- организация мониторинга за природными лечебными ресурсами в целях улучшения экологической обстановки на курортах и в лечебно-оздоровительных местностях (возможно, в виде блока в системе региональных программ социально-гигиенического и медико-экологического мониторинга), изучение рекреационных свойств растительных ресурсов территорий.
Мы полагаем, что имеется острая необходимость разработки предложений, направленных на резервирование наиболее ценных лечебно-оздоровительных местностей в целях последующего их использования для санаторно-курортного освоения. Чрезвычайно важно запланировать первоочередные меры по восполнению утраченных, малодоступных в настоящее время зон природных лечебных факторов за счет выявления их аналогов в Сибири и организовать их эксплуатацию.
Для реализации перечисленного необходимо принять территориальные нормативные документы, определяющие положение и статус каждого курорта в субъекте РФ с учетом перспектив его развития, вменяющие администрации территорий систему мер пресечения и предотвращения нерационального использования особо охраняемых Законом природных территорий лечебно-оздоровительных местностей и курортов, устанавливающие округа санитарной охраны, а также предусматривающие механизмы финансового обеспечения реализации этих мероприятий.
Научно-инновационное обеспечение направлено на привлечение научных медицинских учреждений Минздрава РФ и СО РАН к созданию новых восстановительных и оз-
доровительных технологий в санаторно-курортных учреждениях (эффективные технологии применения пелоидов, лечебных грязей, уникальных минеральных вод территорий Сибири, а также преформированных лечебных факторов для лечения и оздоровления различных категорий населения).
В основе новых технологий должны учитываться особенности формирования здоровья, дизадаптивных и патологических расстройств у человека в необычных климатических, метеорологических, геофизических, микроэлементных и техногенных условиях сибирских регионов (включая особенности обменных процессов, наличие окислительного, эндокринного и психоэмоционального элементов стресса; возникающие функциональные сезонные иммунодефициты, регенераторно-пластическую недостаточность, тканевую гипоксию, замедление восстановительных процессов, нарушение скорости метаболизма лекарств и др.).
Нам видится актуальной необходимость создания территориальных комплексных научно-практических программ по совершенствованию имеющихся и разработке новых методов медицинской реабилитации с использованием основных лечебных факторов курортов (минеральных вод, климата, лечебных грязей) и других немедикаментозных оздоровительных технологий. Необходимо с научной точки зрения обосновать преимущество специализации санаториев и курортов области по отдельным направлениям. Например, по восстановлению здоровья больных с эндокринной и обменной патологией; реабилитации женщин с нарушениями репродуктивных функций; восстановительному лечению при патологии или склонности к патологии мочеполовой системы; реабилитации больных с болезнями костно-мышечной системы. Необходимы также специализированные отделения санаториев для отдельных видов профпатологии.
На наш взгляд, необходима разработка перспективных комплексных технологий курортного оздоровления и восстановительного лечения часто болеющих детей, в том числе и проживающих в районах экологического неблагополучия. Проблема очень важная и распространяется практически на все детское население Сибири. Очень остро стоит и проблема организации санаторно-курортной помощи подросткам. Мы полагаем, что учреждения восстановительной медицины, в том числе и санаторно-курортные, обязаны стать школой здоровья, где дети и подростки смогли бы получить не только квалифицированную лечебно -профилактическую помощь с применением, главным образом, немедикаментозных средств, но и определенные знания и навыки по формированию, активному сохранению и укреплению собственного здоровья. Очевидно, что для полноценного решения данной задачи требуется научное обоснование и разработка оптимальной структуры детских санаторно-курортных учреждений.
Определяя порядок оказания санаторно-курортной помощи больным людям, необходимо основные приоритеты сконцентрировать на совершенствовании системы проведения санаторного этапа реабилитации (так называемого долечивания) после перенесенных заболеваний (операций), а также на цели вторичной профилактики при хронических заболеваниях. Не менее важна разработка методов создания индивидуальных программ оздоровления и медицинской реабилитации, включая ускоренные курсы интенсивной восстановительной терапии. Работа в этом направлении предусматривает разработку, в том числе, автоматизированных эксперт-но-консультационных систем, которые на первом этапе способны объективно оценивать индивидуальные особенности функционального состояния организма человека и в зависимости от
выявленных расстройств наметить адекватные мероприятия по оздоровлению и медицинской реабилитации. В содержание таких мероприятий нам видится необходимость и значимость включения психотерапевтических программ, краткосрочной психотерапии, арт-терапии, организации тематических психотерапевтических групп - тренингов обучения здоровью.
Особое внимание научным специалистам необходимо уделить созданию системы доказательной восстановительной медицины и курортологии: проведению оценки качества оздоровительных мероприятий и медицинской реабилитации, разработке единых критериев эффективности санаторно-курортной помощи на основе унифицированных информационных технологий. Практической курортной отрасли требуется внедрение в практику санаторно-курортных учреждений достижений медицины высоких технологий, системы автоматизации и компьютеризации лечебно-профилактической работы, в том числе, для целей обеспечения преемственности с другими организациями системы здравоохранения.
Наконец, необходимо научно обосновать преимущества оздоровления населения Сибири на собственных курортах. Вся научно-инновационная деятельность должна быть организована на основе законодательно закрепленного на территориях Сибири формирования консолидированного регионального социального заказа на конкурсной основе и обеспечена финансированием из бюджетов территорий и специально создаваемых инновационных фондов.
Кадровое обеспечение. В целях эффективного обеспечения медицинскими, социальными, управляющими и обслуживающими специалистами здравниц регионов Сибири, формирования системы подготовки высококвалифицированных современных кадров для санаторно-курортных учреждений необходимо проведение разработки профессиональных стандартов для всех уровней санаторно-курортного обслуживания (оздоровление, лечение, медицинская реабилитация, питание, размещение, формирование инфраструктуры, менеджмент и т.п.).
Необходима разработка государственного регионального образовательного стандарта по курортологии; разработка образовательных программ с современным научно -методическим обеспечением, в том числе для дистанционных форм обучения; организация конференций по проблемам курортного дела. Требуется также разработка положения о порядке лицензирования, сертификации санаторно-курортных учреждений, проведения государственной аттестации специалистов в сфере курортного дела в регионах Сибири. Одновременно с этим, необходимо создать взаимосвязанную сеть кафедр при медицинских ВУЗах Сибири и при ведущих научных учреждениях СО РАН, решающих фундаментальные и прикладные задачи курортологии, а также Томского НИИ курортологии и физиотерапии, обеспечивающих подготовку необходимого кадрового потенциала для здравниц территорий.
Финансово-экономическое обеспечение объектов санаторно-курортных учреждений, находящихся в федеральной собственности. Проведенный анализ показывает, что средств, выделяемых на строительство и капитальный ремонт санаторно-курортных учреждений, крайне недостаточно и распределяются они неравномерно, в результате чего многие объекты санаторно-курортных учреждений находятся в неудовлетворительном состоянии. Отдельные санатории давно превысили нормативный износ и относятся к разряду ветхих. Эти объекты недвижимости находятся в аварийном состоянии и требуют скорейшей реконструкции.
Необходимо учесть, что высокоэффективная деятельность санаторно-курортного комплекса должна основываться, прежде всего, на стабильных механизмах финансирования и экономической поддержки санаторно-курортной базы. В этом направлении нам видится значимость включения строки по развитию здравниц в бюджетный закон, в том числе и включение в Бюджет РФ финансирования развития перспективных курортных зон. Финансирование оздоровительных и реабилитационных программ в здравницах возможно за счет привлечения средств добровольного медицинского страхования, обязательного медицинского страхования, социального страхования, пенсионного фонда, социальной защиты, а также посредством создания консолидированных фондов оздоровительных программ в рамках привлечения средств социальных программ предприятий. Необходимо предусмотреть возможность создания благоприятного инвестиционного климата для развития не только самой курортной деятельности, но и сопутствующих ей: (1) производств, обеспечивающих продуктами питания курорты и санатории (сельскохозяйственное производство, перерабатывающие предприятия); (2) предприятий, обеспечивающих добычу, переработку природных лечебных факторов (лечебных, питьевых и др. минеральных вод, пелоидов, лечебных грязей, рапы, и других лечебных минеральных ресурсов); (3) предприятий, промышленного розлива местных минеральных вод; (4) производств биологически активных добавок из местного сырья; (5) учреждений, организующих оздоровительный туризм в курортных зонах региона; (6) транспортных фирм, обеспечивающих обслуживание курортов и т.п.
Возможными механизмами финансирования и экономической поддержки развития санаторно-курортной базы, нам видятся: 1) возможности включения строки по развитию здравниц в законодательство по бюджетному финансированию; 2) формулирование системы предложений к органам законодательной власти (правительство РФ, Государственная Дума) по включению в Бюджет РФ финансирования развития перспективных курортных зон; 3) финансирование оздоровительных и реабилитационных программ в здравницах с использованием вариативных способов и форм страхования, социальных программ; 4) законодательные инициативы по созданию системы стимулирования экономической привлекательности, разработки и внедрения инновационных оздоровительных и лечебных проектов на курортах; 5) формирование систем оздоровительного туризма, инвестирования проектов развития необходимой для функционирования успешной деятел ь-ности курорта или центра оздоровительного туризма инфраструктуры, включая строительство помещений, рекреационных и оздоровительных сооружений, дорог, обеспечение продуктами питания (в том числе деятельность сельскохозяйственных предприятий); 6) развитие транспортных услуг, создание производства лечебных и оздоровительных продуктов из природных продуктов (грязи, рапа, минеральные воды, биологически активные вещества, природные витамины и микроэлементы и прочее).
Подводя краткий итог, отметим, что на основе реализации межрегиональной целевой программы «Развитие санаторно-курортной индустрии Сибири», направленной на совершенствование санаторно-курортной деятельности в Сибири, а также на бережное использование и сохранение природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортных территорий, необходимо сформировать единую комплексную систему оздоровления населения в здравницах Сибири. Это позволит не только восстановить всемирно признанные научно-практические достижения в медицинской курортологии и значительно рас-
ширить сферу санаторно-курортного и восстановительного лечения, но и повысить уровень здо-ровьесбережения значительной части населения Сибирского региона.
Литература:
1. Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» (Документ с изменениями, внесенными Федеральным законом от 1 декабря 2014 года № 407 -ФЗ (вступил в силу с 1 января 2015 года) [Электронный ресурс] //Официальный интернет-портал правовой информации - URL: www.pravo.gov.ru (дата обращения 02.12.2014). № документа 0001201412020008.
2. Хаснулин В.И., Чухрова М.Г., Артамонова М.В., Хаснулин П.В. Концепция развития санаторно-курортного лечения населения на базе сибирских здравниц //Мир науки, культуры, образования. - 2015, № 1 (50). - С. 419-423
grt Hasnulin V. I., Chuhrova М. G., Artamonova M. V., Hasnulin Р. V. Osnovnye napravlenija podderzhki i razvitija
Щг sanatorno-kurortnogo lechenija i reabilitacii naselenija na baze sibirskih zdravnic/V. I. Hasnulin, M. G. Chuhrova, M. V.
Artamonova, Р. V. Hasnulin II Nauka. Mysl'. - № 12. - 2015.
© В. И. Хаснулин, 2015.
© М. Г. Чухрова, 2015.
© М. В. Артамонова, 2015.
© П. В. Хаснулин, 2015.
© «Наука. Мысль», 2015.
— • —
Abstract. The necessity of development and approval of key policies in the area of health resort activities are examined. Siberian region and the country as a whole have a real scientific and practical achievements in the health resort business, which require reflection and innovative use as factors of strengthening competitive position and improvement service quality.
Keywords: sanatorium-resort business, health resort of Siberia, target programme
— • —
Сведения об авторах
Вячеслав Иванович Хаснулин, д-р мед. наук, проф. ФГБНУ «Научно-исследовательский институт терапии и профилактической медицины», Сибирский институт управления, филиал «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (Новосибирск, Россия).
Марина Геннадьевна Чухрова, д-р мед. наук, проф. ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет» (Новосибирск, Россия).
Марина Владимировна Артамонова, канд. экон. наук, зав. кафедрой, ГОУ ВПО «Новосибирский государственный университет экономики и управления» - «НИНХ» «НГУЭУ» (Новосибирск, Россия).
Павел Вячеславович Хаснулин, канд. мед. наук, н.с. ФГБНУ « Научно-исследовательский институт терапии и профилактической медицины» (Новосибирск, Россия).
— • —
Подписано в печать 30.12.2015.
© Наука. Мысль, 2015.