Научная статья на тему 'Основные направления поддержки и развития санаторно-курортного лечения и реабилитации населения на базе сибирских здравниц'

Основные направления поддержки и развития санаторно-курортного лечения и реабилитации населения на базе сибирских здравниц Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1042
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САНАТОРНО-КУРОРТНОЕ ДЕЛО / SANATORIUM-RESORT BUSINESS / КУРОРТЫ СИБИРИ / HEALTH RESORT OF SIBERIA / ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА / TARGET PROGRAMME

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Хаснулин В. И., Чухрова М. Г., Артамонова М. В., Хаснулин П. В.

Показана необходимость разработки и утверждения основных направлений политики в сфере санаторно-курортной деятельности. Сибирский регион и страна в целом имеют реальные научные и практические достижения в курортном деле, которые требуют осмысления и инновационного использования как факторов укрепления конкурентных позиций и повышения качества обслуживания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Хаснулин В. И., Чухрова М. Г., Артамонова М. В., Хаснулин П. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Main directions of support and development of health resort treatment and rehabilitation of population on basis of Siberian resorts

The necessity of development and approval of key policies in the area of health resort activities are examined. Siberian region and the country as a whole have a real scientific and practical achievements in the health resort business, which require reflection and innovative use as factors of strengthening competitive position and improvement service quality.

Текст научной работы на тему «Основные направления поддержки и развития санаторно-курортного лечения и реабилитации населения на базе сибирских здравниц»

Медицинские науки

УДК 612.014.49+159.923

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ САНАТОРНО-КУРОРТНОГО ЛЕЧЕНИЯ И РЕАБИЛИТАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ НА БАЗЕ СИБИРСКИХ ЗДРАВНИЦ 2

В. И. Хаснулин, ФГБУ «Научно-исследовательский институт терапии и профилактической медицины» СО РАМН, Сибирский институт управления, филиал «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (Новосибирск, Россия), e-mail: hasnulin2011@yandex.ru М. Г. Чухрова, ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет» (Новосибирск, Россия), e-mail: mba3@sibmail.ru М. В. Артамонова, ФГГОУ ВПО «Новосибирский государственный университет экономики

и управления» - «НИНХ» «НГУЭУ» ( Новосибирск, Россия), e-mail: mir-kurortov@mail.ru П. В. Хаснулин, ФГБУ «Научно-исследовательский институт терапии и профилактической медицины» СО РАМН (Новосибирск, Россия), e-mail: hasnulin2011@yandex.ru

Аннотация Показана необходимость разработки и утверждения основных направлений политики в сфере санаторно-курортной деятельности. Сибирский регион и страна в целом имеют реальные научные и практические достижения в курортном деле, которые требуют осмысления и инновационного использования как факторов укрепления конкурентных позиций и повышения качества обслуживания.

Ключевые слова: санаторно-курортное дело, курорты Сибири, целевая программа.

Санаторно-оздоровительные услуги являются социально значимыми услугами и направлены на поддержание здоровья соответствующих слоев населения. За годы экономического кризиса материальная база здравниц, особенно находящихся в государственной собственности, пришла в упадок. Для основной массы населения курортное лечение и оздоровление стало малодоступным. Резко сократилось государственное финансирование, а число отдыхающих, особенно, во внесезонное время уменьшилось примерно в 10 раз.

Изменение форм собственности санаторно-курортных учреждений и ослабление координации их деятельности, контроля за использованием природных лечебных ресурсов привело к необоснованному уменьшению объема их применения в лечебной практике курортов, возрастанию их стоимости и закономерному снижению доступности для осуществления полноценного комплексного курортного лечения больных. В значительной степени сократилось проведение научно-исследовательских и производственных работ в области разведки и использования природных лечебных ресурсов, разработки и внедрения в практику современных оздоровительных и лечебных технологий. Снизился контроль за эксплуатацией месторождений минеральных вод и лечебных грязей, за их гидрогеологическим режимом и состоянием окружающей сре-

2 Статью рекомендовала: Ольга Альфонсасовна Белобрькина - кандидат психологических наук, профессор кафедры общей психологии и истории психологии Новосибирского государственного педагогического университета, академик Академии полярной медицины и экстремальной экологии человека.

ды, вследствие чего стал непосредственно очевиден процесс нерационального использования ценнейших месторождений минеральных вод и лечебных грязей.

Несмотря на появление целого ряда новых эффективных технологий санаторно-курортного лечения и оздоровления, современный уровень развития мировой восстановительной медицины требует для сибирских курортов совершенствования имеющихся и разработки новых оздоровительных и реабилитационных программ [2]. Особо стоит вопрос подготовки и переподготовки кадров на основе новых образовательных программ. До настоящего времени так и не была сформирована система стандартизации, сертификации, и лицензирования санаторно-курортных услуг, не налажена полноценная подготовка кадров и их профильная аттестация.

Недостаточное финансирование и отсутствие единых норм финансового обеспечения санаторно-курортных учреждений вынуждает привлекать внебюджетные средства на покрытие текущих расходов, что ведет к сокращению обслуживаемого контингента и делает невозможным эффективный и качественный процесс оздоровления населения Сибири. Снижение объемов финансирования Фонда социального страхования приводит к сокращению числа работников и членов их семей, получающих санаторно-курортную помощь. Такие негативные события вполне могут привести к банкротству многих санаторно-курортных учреждений и даже к экономическому кризису в курортных регионах, где санаторно-курортная деятельность является градоформирующей отраслью экономики.

В Федеральном законе «Об основах обязательного социального страхования» санаторно-курортное обеспечение не отнесено к пунктам первоочередного финансирования расходов на выплаты по видам страховых рисков [1]. На наш взгляд, законодательные и исполнительные органы власти субъектов РФ, санаторно-курортные учреждения макрорегиона должны реализовать мероприятия, направленные на достижение высокого уровня развития санаторно-курортных учреждений Сибири, обеспечивающие охрану здоровья и социальную защиту населения.

Проведённый анализ состояния курортного дела в Сибири позволяет сделать заключение о назревшей необходимости разработки и утверждения основных направлений государственной политики в сфере санаторно-курортной деятельности, где должны быть продуманы все звенья санаторно-курортной системы - от координирующих органов субъектов РФ до каждого конкретного санатория. Следует отметить, что Сибирский регион и страна в целом имеют реальные научные и практические достижения в курортном деле, которые необходимо по-новому оценить и использовать как факторы укрепления конкурентных позиций и повышения качества обслуживания.

Нормативно-правовое обеспечение. Необходимость законодательного закрепления права населения Сибири на доступную санаторно-курортную помощь предусматривает создание в Сибирских регионах единой правовой основы развития современных высокоэффективных и конкурентоспособных санаторно-курортных комплексов, а также сохранения природных лечебных ресурсов и гидроминеральной базы курортов. С этой целью должно быть разработано и утверждено региональное типовое положение о статусе, структуре, организации деятельности курортов федерального, регионального и местного значения и координации функционирования здравниц, вне зависимости от их ведомственной подчиненности и форм собственности; разработаны отраслевые стандарты и системы управления качеством санаторно-курортных услуг; разработаны и утверждены положения о лицен-

зировании санаторно-курортной деятельности, аккредитации санаторно-курортных учреждений, сертификации санаторно-курортных услуг, аттестации специалистов курортного дела. Должны быть приняты и другие законодательные региональные акты, регламентирующие деятельность санаторно-курортных учреждений с учетом максимально возможного обеспечения населения области санаторно-курортной помощью. Важным элементом обеспечения права населения Сибири на доступную санаторно-курортную помощь должны стать законодательные акты формирования финансовых механизмов оздоровления людей в здравницах. Важно предусмотреть правовые механизмы повышения качества и эффективности социально направленной курортно-оздоровительной помощи населению на основе формирования в рамках санаторно-курортного рынка конкурентной среды.

До настоящего времени существующая нормативно-правовая база санаторно-курортной деятельности как в Российской Федерации в целом, так и Сибири совершенствовалась незначительно, что не способствовало решению проблем оздоровления и реабилитации населения, в том числе и на основе развивающихся рыночных отношений в этой сфере. В этой связи необходимо скорейшее принятие Федерального закона «Об основах курортного дела в Российской Федерации», а также дополнений к Федеральному закону «О природных лечебных ресурсах, лечебных оздоровительных местностях и курортах». Они станут базой для формирования нормативно-правовых актов в регионах, устанавливающих правовые основы в курортном деле, направленные на решение социальных проблем по сохранению и укреплению здоровья населения субъектов Российской Федерации в Сибири.

Организация управления курортами должна включить в себя:

- разработку научно обоснованной концепции государственной политики развития санаторно-курортной помощи в Сибири;

- формирование единых региональных программ оздоровления и реабилитации для нуждающегося населения (территориальный социальный заказ),

- создание единого подхода и критериев оценки обеспечения реальной потребности граждан санаторно-курортными услугами,

- сохранение курортных природных ресурсов территории; формирование ежегодных программ развития и совершенствования перспективной курортной базы территории (ГУ-Пы, МУПы, смешанные предприятия с государственной или муниципальной долей собственности);

- контроль за лицензированием курортов,

- контроль за подготовкой кадров;

- разработку медико-экономических отраслевых стандартов лечения (реестр оздоровительно-реабилитационных технологий) для региона (в рамках добровольного, обязательного страхования и коммерческих программ оздоровления, лечения и реабилитации);

- внедрение информационных технологий и создание базы данных санаторно-курортных учреждений, системы консалтинга и бронирования санаторно-курортных услуг;

- разработку предложений по внедрению научно-технической продукции и методик высоких технологий в практику работы санаторно-курортных учреждений;

- разработку требований и утверждение норм использования природных лечебных факторов, оценку реальных затрат на обеспечение стандартного и качественного пребы-

вания в санатории и формирование на этой основе единых требований к ценам на путевки для работающего населения;

- регулирование уровня цен на санаторно-курортные услуги (путевки, курсовки), оплачиваемые за счет бюджета; определение форм и размеров платы за пользование территориями курортов регионального и местного значения в пределах норм, установленных законодательством Российской Федерации и законами субъектов РФ в Сибири;

- внесение предложений в органы государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ в Сибири об установлении инвестиционных льгот, способствующих (стимулирующих) сохранению и развитию курортов федерального, регионального и местного значения, расположенных на территории Сибири;

- создание в пределах своей компетенции условий, стимулирующих освоение лечебно - оздоровительных местностей и развитие курортов.

Сохранение природных лечебных ресурсов и развитие гидроминеральной базы курортов. С целью повышения эффективности и рационализации использования гидроминеральной базы и других природных оздоровительных и лечебных ресурсов здравниц территорий Сибири предполагается:

- проведение комплексной курортологической оценки, инвентаризации уже имеющихся ресурсов, а так же поиск и разведка природных лечебных факторов, лечебных, питьевых и др. минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных факторов (с составлением реестра природных лечебных ресурсов и их месторождений и организацией его ведения);

- организация промышленного розлива местных минеральных вод, производства пакетированных лечебных грязей, а также выпуска и реализации населению других ископаемых, отнесенных к категории лечебных;

- организация мониторинга за природными лечебными ресурсами в целях улучшения экологической обстановки на курортах и в лечебно-оздоровительных местностях (возможно, в виде блока в системе региональных программ социально-гигиенического и медико-экологического мониторинга), изучение рекреационных свойств растительных ресурсов территорий.

Мы полагаем, что имеется острая необходимость разработки предложений, направленных на резервирование наиболее ценных лечебно-оздоровительных местностей в целях последующего их использования для санаторно-курортного освоения. Чрезвычайно важно запланировать первоочередные меры по восполнению утраченных, малодоступных в настоящее время зон природных лечебных факторов за счет выявления их аналогов в Сибири и организовать их эксплуатацию.

Для реализации перечисленного необходимо принять территориальные нормативные документы, определяющие положение и статус каждого курорта в субъекте РФ с учетом перспектив его развития, вменяющие администрации территорий систему мер пресечения и предотвращения нерационального использования особо охраняемых Законом природных территорий лечебно-оздоровительных местностей и курортов, устанавливающие округа санитарной охраны, а также предусматривающие механизмы финансового обеспечения реализации этих мероприятий.

Научно-инновационное обеспечение направлено на привлечение научных медицинских учреждений Минздрава РФ и СО РАН к созданию новых восстановительных и оз-

доровительных технологий в санаторно-курортных учреждениях (эффективные технологии применения пелоидов, лечебных грязей, уникальных минеральных вод территорий Сибири, а также преформированных лечебных факторов для лечения и оздоровления различных категорий населения).

В основе новых технологий должны учитываться особенности формирования здоровья, дизадаптивных и патологических расстройств у человека в необычных климатических, метеорологических, геофизических, микроэлементных и техногенных условиях сибирских регионов (включая особенности обменных процессов, наличие окислительного, эндокринного и психоэмоционального элементов стресса; возникающие функциональные сезонные иммунодефициты, регенераторно-пластическую недостаточность, тканевую гипоксию, замедление восстановительных процессов, нарушение скорости метаболизма лекарств и др.).

Нам видится актуальной необходимость создания территориальных комплексных научно-практических программ по совершенствованию имеющихся и разработке новых методов медицинской реабилитации с использованием основных лечебных факторов курортов (минеральных вод, климата, лечебных грязей) и других немедикаментозных оздоровительных технологий. Необходимо с научной точки зрения обосновать преимущество специализации санаториев и курортов области по отдельным направлениям. Например, по восстановлению здоровья больных с эндокринной и обменной патологией; реабилитации женщин с нарушениями репродуктивных функций; восстановительному лечению при патологии или склонности к патологии мочеполовой системы; реабилитации больных с болезнями костно-мышечной системы. Необходимы также специализированные отделения санаториев для отдельных видов профпатологии.

На наш взгляд, необходима разработка перспективных комплексных технологий курортного оздоровления и восстановительного лечения часто болеющих детей, в том числе и проживающих в районах экологического неблагополучия. Проблема очень важная и распространяется практически на все детское население Сибири. Очень остро стоит и проблема организации санаторно-курортной помощи подросткам. Мы полагаем, что учреждения восстановительной медицины, в том числе и санаторно-курортные, обязаны стать школой здоровья, где дети и подростки смогли бы получить не только квалифицированную лечебно -профилактическую помощь с применением, главным образом, немедикаментозных средств, но и определенные знания и навыки по формированию, активному сохранению и укреплению собственного здоровья. Очевидно, что для полноценного решения данной задачи требуется научное обоснование и разработка оптимальной структуры детских санаторно-курортных учреждений.

Определяя порядок оказания санаторно-курортной помощи больным людям, необходимо основные приоритеты сконцентрировать на совершенствовании системы проведения санаторного этапа реабилитации (так называемого долечивания) после перенесенных заболеваний (операций), а также на цели вторичной профилактики при хронических заболеваниях. Не менее важна разработка методов создания индивидуальных программ оздоровления и медицинской реабилитации, включая ускоренные курсы интенсивной восстановительной терапии. Работа в этом направлении предусматривает разработку, в том числе, автоматизированных эксперт-но-консультационных систем, которые на первом этапе способны объективно оценивать индивидуальные особенности функционального состояния организма человека и в зависимости от

выявленных расстройств наметить адекватные мероприятия по оздоровлению и медицинской реабилитации. В содержание таких мероприятий нам видится необходимость и значимость включения психотерапевтических программ, краткосрочной психотерапии, арт-терапии, организации тематических психотерапевтических групп - тренингов обучения здоровью.

Особое внимание научным специалистам необходимо уделить созданию системы доказательной восстановительной медицины и курортологии: проведению оценки качества оздоровительных мероприятий и медицинской реабилитации, разработке единых критериев эффективности санаторно-курортной помощи на основе унифицированных информационных технологий. Практической курортной отрасли требуется внедрение в практику санаторно-курортных учреждений достижений медицины высоких технологий, системы автоматизации и компьютеризации лечебно-профилактической работы, в том числе, для целей обеспечения преемственности с другими организациями системы здравоохранения.

Наконец, необходимо научно обосновать преимущества оздоровления населения Сибири на собственных курортах. Вся научно-инновационная деятельность должна быть организована на основе законодательно закрепленного на территориях Сибири формирования консолидированного регионального социального заказа на конкурсной основе и обеспечена финансированием из бюджетов территорий и специально создаваемых инновационных фондов.

Кадровое обеспечение. В целях эффективного обеспечения медицинскими, социальными, управляющими и обслуживающими специалистами здравниц регионов Сибири, формирования системы подготовки высококвалифицированных современных кадров для санаторно-курортных учреждений необходимо проведение разработки профессиональных стандартов для всех уровней санаторно-курортного обслуживания (оздоровление, лечение, медицинская реабилитация, питание, размещение, формирование инфраструктуры, менеджмент и т.п.).

Необходима разработка государственного регионального образовательного стандарта по курортологии; разработка образовательных программ с современным научно -методическим обеспечением, в том числе для дистанционных форм обучения; организация конференций по проблемам курортного дела. Требуется также разработка положения о порядке лицензирования, сертификации санаторно-курортных учреждений, проведения государственной аттестации специалистов в сфере курортного дела в регионах Сибири. Одновременно с этим, необходимо создать взаимосвязанную сеть кафедр при медицинских ВУЗах Сибири и при ведущих научных учреждениях СО РАН, решающих фундаментальные и прикладные задачи курортологии, а также Томского НИИ курортологии и физиотерапии, обеспечивающих подготовку необходимого кадрового потенциала для здравниц территорий.

Финансово-экономическое обеспечение объектов санаторно-курортных учреждений, находящихся в федеральной собственности. Проведенный анализ показывает, что средств, выделяемых на строительство и капитальный ремонт санаторно-курортных учреждений, крайне недостаточно и распределяются они неравномерно, в результате чего многие объекты санаторно-курортных учреждений находятся в неудовлетворительном состоянии. Отдельные санатории давно превысили нормативный износ и относятся к разряду ветхих. Эти объекты недвижимости находятся в аварийном состоянии и требуют скорейшей реконструкции.

Необходимо учесть, что высокоэффективная деятельность санаторно-курортного комплекса должна основываться, прежде всего, на стабильных механизмах финансирования и экономической поддержки санаторно-курортной базы. В этом направлении нам видится значимость включения строки по развитию здравниц в бюджетный закон, в том числе и включение в Бюджет РФ финансирования развития перспективных курортных зон. Финансирование оздоровительных и реабилитационных программ в здравницах возможно за счет привлечения средств добровольного медицинского страхования, обязательного медицинского страхования, социального страхования, пенсионного фонда, социальной защиты, а также посредством создания консолидированных фондов оздоровительных программ в рамках привлечения средств социальных программ предприятий. Необходимо предусмотреть возможность создания благоприятного инвестиционного климата для развития не только самой курортной деятельности, но и сопутствующих ей: (1) производств, обеспечивающих продуктами питания курорты и санатории (сельскохозяйственное производство, перерабатывающие предприятия); (2) предприятий, обеспечивающих добычу, переработку природных лечебных факторов (лечебных, питьевых и др. минеральных вод, пелоидов, лечебных грязей, рапы, и других лечебных минеральных ресурсов); (3) предприятий, промышленного розлива местных минеральных вод; (4) производств биологически активных добавок из местного сырья; (5) учреждений, организующих оздоровительный туризм в курортных зонах региона; (6) транспортных фирм, обеспечивающих обслуживание курортов и т.п.

Возможными механизмами финансирования и экономической поддержки развития санаторно-курортной базы, нам видятся: 1) возможности включения строки по развитию здравниц в законодательство по бюджетному финансированию; 2) формулирование системы предложений к органам законодательной власти (правительство РФ, Государственная Дума) по включению в Бюджет РФ финансирования развития перспективных курортных зон; 3) финансирование оздоровительных и реабилитационных программ в здравницах с использованием вариативных способов и форм страхования, социальных программ; 4) законодательные инициативы по созданию системы стимулирования экономической привлекательности, разработки и внедрения инновационных оздоровительных и лечебных проектов на курортах; 5) формирование систем оздоровительного туризма, инвестирования проектов развития необходимой для функционирования успешной деятел ь-ности курорта или центра оздоровительного туризма инфраструктуры, включая строительство помещений, рекреационных и оздоровительных сооружений, дорог, обеспечение продуктами питания (в том числе деятельность сельскохозяйственных предприятий); 6) развитие транспортных услуг, создание производства лечебных и оздоровительных продуктов из природных продуктов (грязи, рапа, минеральные воды, биологически активные вещества, природные витамины и микроэлементы и прочее).

Подводя краткий итог, отметим, что на основе реализации межрегиональной целевой программы «Развитие санаторно-курортной индустрии Сибири», направленной на совершенствование санаторно-курортной деятельности в Сибири, а также на бережное использование и сохранение природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортных территорий, необходимо сформировать единую комплексную систему оздоровления населения в здравницах Сибири. Это позволит не только восстановить всемирно признанные научно-практические достижения в медицинской курортологии и значительно рас-

ширить сферу санаторно-курортного и восстановительного лечения, но и повысить уровень здо-ровьесбережения значительной части населения Сибирского региона.

Литература:

1. Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» (Документ с изменениями, внесенными Федеральным законом от 1 декабря 2014 года № 407 -ФЗ (вступил в силу с 1 января 2015 года) [Электронный ресурс] //Официальный интернет-портал правовой информации - URL: www.pravo.gov.ru (дата обращения 02.12.2014). № документа 0001201412020008.

2. Хаснулин В.И., Чухрова М.Г., Артамонова М.В., Хаснулин П.В. Концепция развития санаторно-курортного лечения населения на базе сибирских здравниц //Мир науки, культуры, образования. - 2015, № 1 (50). - С. 419-423

grt Hasnulin V. I., Chuhrova М. G., Artamonova M. V., Hasnulin Р. V. Osnovnye napravlenija podderzhki i razvitija

Щг sanatorno-kurortnogo lechenija i reabilitacii naselenija na baze sibirskih zdravnic/V. I. Hasnulin, M. G. Chuhrova, M. V.

Artamonova, Р. V. Hasnulin II Nauka. Mysl'. - № 12. - 2015.

© В. И. Хаснулин, 2015.

© М. Г. Чухрова, 2015.

© М. В. Артамонова, 2015.

© П. В. Хаснулин, 2015.

© «Наука. Мысль», 2015.

— • —

Abstract. The necessity of development and approval of key policies in the area of health resort activities are examined. Siberian region and the country as a whole have a real scientific and practical achievements in the health resort business, which require reflection and innovative use as factors of strengthening competitive position and improvement service quality.

Keywords: sanatorium-resort business, health resort of Siberia, target programme

— • —

Сведения об авторах

Вячеслав Иванович Хаснулин, д-р мед. наук, проф. ФГБНУ «Научно-исследовательский институт терапии и профилактической медицины», Сибирский институт управления, филиал «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (Новосибирск, Россия).

Марина Геннадьевна Чухрова, д-р мед. наук, проф. ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет» (Новосибирск, Россия).

Марина Владимировна Артамонова, канд. экон. наук, зав. кафедрой, ГОУ ВПО «Новосибирский государственный университет экономики и управления» - «НИНХ» «НГУЭУ» (Новосибирск, Россия).

Павел Вячеславович Хаснулин, канд. мед. наук, н.с. ФГБНУ « Научно-исследовательский институт терапии и профилактической медицины» (Новосибирск, Россия).

— • —

Подписано в печать 30.12.2015.

© Наука. Мысль, 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.